Установка гбо 3 поколения на инжектор своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Газ значительно дешевле бензина и достаточно установить на авто специальное газобаллонное оборудование и затраты на заправку снизятся.

Попытки использовать газ в качестве топлива для авто делались практически с момента появления автомобиля.

Но значительно позже появился комплект оснащения, при помощи которого можно было переоборудовать любое авто под газ.

На легковых авто используется оборудование, работающее на сжиженном газе (пропан-бутан). Сжатый газ применять на таких авто не целесообразно из-за большого веса баллонов.

Выпускается несколько поколений этого оборудования, в соответствии с конструктивными особенностями авто и нормами токсичности Евро:

  1. ГБО 1 поколение. Токсичность ниже Евро, использовалось на карбюраторных авто, так и на авто с моноинжектором;
  2. ГБО 2 поколения. Токсичность до Евро-2, устанавливается также на карбюраторные и инжекторные авто;
  3. ГБО 3 поколения. Токсичность до Евро-3, используется на инжекторных авто;
  4. ГБО 4 поколения. Токсичность – Евро-4, применяется на инжекторных авто;
  5. ГБО 5 поколения. Обеспечивает точнейший контроль жидкостного впрыска газа. Принцип работы на 100% аналогичен работе бензиновой системы;
  6. ГБО 6 поколения. Отличается от 5-го наличием блока замещения топлива — FSU, к которому одновременно подходит газ и бензин. Принцип работы всех систем будет рассмотрены в следующих статьях.


Поколения ГБО – Чем отличаются. как выбрать.

Новые поколения ГБО появляются довольно быстро. Сегодня существует уже 6 поколений, которые успешно используются на различных автомобилях. Чтобы выбрать максимально подходящий вариант, нужно разобраться в основных отличиях и преимуществах ГБО разных типов.

Поколения ГБО

ГБО 1 Это самое простое по своей конструкции оборудование. Система оснащена собственным баллоном, который заполняется газовой смесью пропан-бутан. Также может использоваться метан. Именно с баллона газ поступает в испаритель, а затем в редуктор.

ГБО 2 Отличается от первого типа незначительно. Главное изменение – модернизация запорного клапана в редукторе. Во втором поколении оборудования клапанная система уже не вакуумная, а электромагнитная.

ГБО 3 В этом поколении появляется автоматическая коррекция подачи газовой смеси на основании показаний датчика кислорода. Количество газа регулируется шаговым моторчиком.

ГБО 4 Можно считать, что это последняя версия модернизированного 1 поколения. 5 и 6 типы газобаллонного оборудования работают по абсолютно другому принципу.

Главное отличие ГБО 4 поколения – синхронизованная циклическая подача газовой смеси в цилиндры двигателя. Благодаря такой технологии удалось существенно снизить расход топлива и уменьшить общую нагрузку на клапанный аппарат и поршневую систему.

Схема работы ГБО 4:

  • По магистрали газовая смесь поступает из топливного бака в редуктор.
  • При помощи фильтров глубокой очистки удаляются примеси.
  • Газ нагревается, а его давление снижается до 1 атм.
  • Повторное очищение газовой смеси при помощи фильтра тонкой очистки.
  • Подача газа в форсунки.
  • Впрыск и регулировка порций газовой смеси регулируется при помощи импульсов, которые поступают с электронного блока.
  • Поступление газовой смеси в коллектор.

В этом поколении газобаллонного оборудования в редукторе всегда поддерживается установленный уровень давления. Как видно из схемы, впрыск газа в коллектор происходит не прямо через редуктор, а с использованием дополнительной системы форсунок.

Такая модернизация позволяет снизить нагрузку и на выпускные клапаны, и на цилиндро-поршневую систему. В результате износ оборудования снижается, а сроки его использования увеличиваются.

Некоторые изменения претерпели и метановые версии приборов. Благодаря модернизации, редуктор и топливный бак способны выдерживать гораздо большее давление.

Главные плюсы ГБО 4 поколения:

  • Сниженный расход топлива.
  • Сохранение мощности двигателя.
  • Тихая работа мотора без характерных хлопков.
  • Уменьшение нагрузки на двигатель.
  • Возможность управления подачей газовой смеси для каждого цилиндра.
  • Простота и удобство техобслуживания.
  • Невысокая цена.

Комплектация газобаллонного оборудования может отличаться в зависимости от установленной системы (пропан-бутан или метан), а также от количества цилиндров.

Купить ГБО 4 поколения, так же как и ГБО других поколений можно в нашем магазине. Мы предлагаем доступные цены, как на установку оборудования, так и на техническое обслуживание.


ГБО 3 поколения, принцип работы

Если первых два поколения считаются морально устаревшими, хотя ГБО 2 поколения используется довольно активно из-за своей надежности и простоты конструкции, последние два поколения считаются более современными.

Хотя отличие ГБО 3 поколения не такое уж и разительное от ГБО 2 поколения, разница только в некоторых элементах.

Появление более совершенного 4 поколения, а также ужесточение норм Евро-3 привело к тому, что использование 3 поколения значительно сократилось. Сейчас владельцы предпочитают использовать либо второе, либо 4 поколение.

Как уже сказано, разница между вторым и третьим поколением незначительна. Сводится она к подаче топлива.

У второго дозировка производится за счет разрежения, а у третьего – дозировка производится электронным путем.

Если во втором поколении подача газа выполняется путем подсоединения элементов газового оборудования в штатную систему питания, то у третьего поколения газ уже идет непосредственно во впускной коллектор.

Конструкция 3 поколения ГБО подразумевает наличие распределителя с шаговым дозирующим устройством, и механических форсунок, которые подают газ во впускной коллектор при создании в них избыточного давления.

Управление дозирующим устройством производится электронным блоком управления, который подает сигналы на распределитель на основе показаний лямбда-зонда и положения дроссельной заслонки, так называемого лямбда-контроля.

По сути, на автомобиль устанавливается параллельно штатной бензиновой системе газовая система питания.

Чтобы у бортового компьютера авто не возникло аварийного режима работы, в конструкцию ГБО вместо бензинового клапана, перекрывающего поступление бензина, включены эмуляторы бензиновых форсунок, которые подают сигналы на бортовой компьютер о якобы штатном режиме работы форсунок.

Принцип работы ГБО 3 поколения сводится к подаче газа в распределитель, который на основе сигналов с блока управления, дозирует количество газа и подает их на газовые форсунки, установленные на впускном коллекторе.

Существенным недостатком ГБО этого поколения очень медленная реакция электронного блока и смесителя на изменение режима работы силовой установки.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как работает подушка безопасности

ГБО 2 поколения

Появилось ГБО 2 поколения — это карбюраторная газовая система, адаптированная к инжекторному автомобилю. 2-е поколение ГБО состояло также из редуктора и смесителя, то есть идея была в том, чтобы превратить инжекторный бензиновый автомобиль в газовый карбюраторный при работе на газе.

Со временем в карбюраторное ГБО 2 поколения был внедрен электронный дозатор топлива. В состав газового оборудования был помещен шаговый электромотор, который в зависимости от показаний штатного датчика кислорода автомобиля мог немного корректировать газовую смесь — обогащать или обеднять ее. В линейке продуктов Lovato такая система называлась LovEco (ЛовЭко).

ГБО 2 поколения, как и первое, установленное на инжекторном автомобиле имело преимущества и недостатки. Главным преимуществом являлась цена. ГБО 2 поколения, как и 1-го, было наиболее дешево и доступно.

Производители газобаллонного оборудования осознавали, что назрела модификация оборудования для лучшей адаптации в современных инжекторных автомобилях. Так появились впрысковые газовые системы.

ГБО 3 поколения

Первое газовое впрысковое оборудование представляло собой достаточно сложные конструкции, мозгом у которых был полноценный компьютер для подачи топлива в автомобиль. Оборудование ГБО 3 поколения собирало данные с, достаточно, большого количества датчиков автомобиля, и на основе полученных данных формировали газовую смесь т.е. открывали и закрывали в нужный момент и на нужное время газовые форсунки.

Плюсом ГБО 3 поколения было то, что оно подходило на те модели авто, для которых в последствии нельзя было установить систему ГБО 4 поколения, например, Audi 80 и 100 с четырехцилиндровыми и пятицилиндровыми двигателями с системой механического впрыска бензина или на моновпрысковые бензиновые автомобили.

Минусом систем ГБО 3 поколения было то, что они требовали подключения большого количества датчиков автомобиля, а на разных типах автомобилей многие датчики имели разные сигналы, и, зачастую, газовый компьютер не умел их обрабатывать.

Это ограничение, а также достаточно высокая цена на ГБО 3 поколения, привели к тому, что это оборудование не получило большого распространения. Но, тем не менее, наша компания установила более 100 подобных газовых инжекторных систем ГБО 3 поколения, контроллеры которых были разработаны компанией A.E.B.. Мы, в свою очередь, получили богатый опыт и знания принципов работы инжекторного автомобиля.

Анализируя неудобства газового оборудования на автомобиль третьего поколения производители газового оборудования задумались о создании более универсальной газовой системы. Решение было найдено и появилось ГБО четвертого поколения.

Конструкция ГБО 3 поколения

Большинство элементов ГБО 3 поколения идентичны более ранним поколениям оборудования. Газ размещается в баллоне с установленным на нем мультиклапаном. Для заправки баллона используется выносное заправочное устройство.

От мультиклапана выходят трубопроводы высокого давления, идущие в подкапотное пространство к газовому клапану.

От него идут трубопроводы к редуктору-смесителю. В салоне устанавливается блок управления газовым клапаном.

От редуктора отходят трубопроводы к распределителю с шаговым устройством, установленный возле впускного коллектора. А от распределителя уже отходят трубопроводы к форсункам.

В конструкцию также включен эмулятор форсунок, перекрывающий поступление в них бензина, при этом создающий сигнал на штатный блок управления топливной системой об их соответствующей работе.

Комплектация ГБО LOVATO

*Все цены указаны за оригинальную комплектацию, рекомендованную производителем и сертифицированную в соответствии с требованиями РФ. Указана базовая стоимость за установку ГБО с газовыми баллонами российского производства и без учета дополнительных услуг.

Отдельно обговариваются:

  • Установка заправочного устройства в люк бензобака;
  • Установка ЕВРО-мультиклапана;
  • Дополнительного баллона;
  • Дополнительного редуктора;
  • Системы смазки клапанов.

Цены на установку ГБО Lovato

Установка оборудования на инжекторные авто

Большая часть элементов ГБО 3 поколения на инжекторные авто устанавливается также, как и оборудование раннего поколения.

Баллон, в зависимости от особенностей автомобиля, устанавливается либо в багажник, либо на место запаски и закрепляется.

Под бампер или на заднее крыло устанавливается заправочное устройство.

Топливопроводы прокладывают в месте установки бензопровода. Под капотом, обычно с левой стороны возле крыла закрепляется газовый клапан.

Блок управления заводится в салон.

Недалеко от двигателя с левой стороны устанавливается редуктор–смеситель. Устанавливается он там, чтобы обеспечить подключение его к системе охлаждения.

Недалеко от впускного коллектора устанавливается распределитель. Чтобы установить газовые форсунки в коллекторе делаются отверстия. На форсунки инжекторной системы подключается эмулятор.

К блоку управления подключаются проводка, идущая от лямбда-зонда и датчика положения дросселя.

Затем производится проверка всех соединений на отсутствие травления газа и ГБО.

Основные недостатки и преимущества использования ГБО 3 поколения

Установка ГБО – это серьезное работа, из-за которой можно лишиться гарантии. Однако, многих автовладельцев это не останавливает, так как газовое топливо очень экономичное и стоит значительно дешевле бензина. Перед тем, как решиться на подобное вмешательство, стоит оценить плюсы и минусы ГБО 3. Так, установка газобаллонного оборудования дает следующие преимущества:

  • снижение степени детонационного повреждения двигателя и износа цилиндро-поршневой группы;
  • повышение ресурса двигателя;
  • из-за того, что нагар почти не образуется, снижается количество выхлопных газов;
  • возможность переключаться с одного вида топлива на другой вид;
  • упрощенное крепление многих комплектующих системы;
  • газ практически не растворяет масло на стенках поршневой;
  • в отличии от первых поколений метанового ГБО, в третьей версии форсунки находятся очень близко с впускным клапаном, что позволяет избежать лишний впрыск газа;
  • усовершенствованный ЭБУ осуществляет необходимую подачу смеси в двигатель.

Помимо достоинств, у ГБО есть и свои недостатки:

  • возникновение конденсата в редукторном испарителе;
  • частое ТО по причине износа фильтра;
  • ГБО 3 полноценно работает только на инжекторе;
  • баллон занимает много места в багажнике;
  • при низких температурах воздуха машина заводится только на бензине;
  • меньшее количество заправок с метаном;
  • медленное взаимодействие с ЭБУ, чем ГБО 3 поколения существенно отличается от ГБО 4, полностью оснащенного электроникой и соответствующего евро-стандартам.

Установка оборудования на карбюраторное авто

Теоретически ГБО 3 поколения можно подключить и на карбюраторное авто, поскольку данное оборудование оснащается своим блоком управления.

При установке на такое авто не потребуется эмулятор форсунок, зато понадобиться бензиновый клапан, перекрывающий поступление бензина.

Но без лямбда-зонда и датчика дроссельной заслонки оборудование работать не сможет, поэтому придется решать эту проблему, что не так просто.

Можно конечно заменить распределитель с электронным блоком управления на обычный вакуумный редуктор-регулятор, но тогда оборудование будет относиться к 1 поколению.





Газовое оборудование 3 поколения – это видоизмененная система ГБО 2. Разница состоит в том, что эта версия была дополнена возможностью электронной подачи топлива за счет встроенного ЭБУ. Это позволяет осуществлять синхронный впрыск газа в необходимых количествах и с определенной концентрацией газосмеси.

Несмотря на то, что по европейским меркам, такое газобаллонное оборудование значительно уступает ГБО 4 поколения, эта система является одной из самых популярных, которые подключаются на автомобили разных марок и конфигураций. ]Lovato[/anchor] и Томасетто являются мировым лидером по производству комплектующих для всех видов газового оборудования.

Конструкция ГБО 3 поколения

3 поколение

Топливом в ГБО 3 поколения является сжатый метан или сжиженная смесь пропана и бутана. Устройство ГБО 3 более простое, чем бензиновая система питания ДВС, так как там нет топливного насоса, а газ поступает в редуктор под давлением из баллона. В комплектацию ГБО 3 входят следующие устройства:

  • баллон с природным газом;
  • мультиклапан;
  • блок высокого давления и манометр;
  • газовый клапан;
  • бензиновый клапан;
  • блок контроля клапанов;
  • панель управления и переключения топлива;
  • светодиоды;
  • миксер для смешивания топливных газов с воздухом;
  • редуктор-испаритель;
  • выносное заправочное устройство;
  • магистрали и шланги;
  • фильтр.

Рассмотрим принцип действия ГБО третьего поколения. Сжиженная газосмесь поступает из баллона. Газовый клапан осуществляет подачу топлива к редуктору и регулировку его расхода. Для пополнения запасов топлива потребуется выносное заправочное устройство. Газ проходит под давлением по трубопроводу, фильтруется от примесей и поступает редуктор, где испаряется. Давление в редукторе падает с 1,6 МПа до 0,1 МПа, то есть 1 атмосферы.

Так как при испарении, газ охлаждается, то резиновая мембрана редуктора за время эксплуатации может потерять эластичность. Редуктор ГБО 3 поколения прогревается тосолом до температуры 80 – 90 С. При разряжении, которое создается впускными коллекторами, газ поступает в дозатор, затем – в смеситель, где топливо смешивается с необходимым объемом воздуха. Смеситель обычно крепится слева от двигателя. Если он карбюраторного типа, то смеситель можно установить в него прямой врезкой. Так, готовая газосмесь поступает в двигатель.

Использование ГБО 3 поколения на инжекторе

Почти всегда баллон с газом находится в багажнике, на том месте, где обычно хранится запасное колесо, а заправочное устройство располагается в задней части бампера или крыла.

Магистрали ГБО прокладываются через бензопровод, а клапан выводится в левую часть капота. Там же, слева от двигателя, монтируется смеситель. Такое расположение позволяет беспрепятственно подключить его к системе охлаждения. Распределительный механизм помещается непосредственно возле коллектора, а система управления ГБО выносится в салон автомобиля.

Газовое оборудование 3 поколения на инжектор устанавливается достаточно просто. Все, что необходимо, это подробная схема монтажа системы на определенную модель авто, которую с легкостью можно найти в сети.

Очень важно провести регулировку системы и проверить ее на наличие неисправностей, в первую очередь, чтобы исключить возможность стравливания газа.

ГБО 3 на инжекторном моторе

Установка оборудования на авто

Для того, чтобы адаптировать двигатель под газовое топливо и настроить всю аппаратуру, нужно выполнить следующие действия:

  1. Редуктор разместить рядом с двигателем и соединить его с системой охлаждения. Он должен стоять параллельно по отношению к двигателю.
  2. Бензиновый клапан врезать в шланг от бензонасоса.
  3. Газовый клапан устанавливают на моторном щите. Это целесообразно с точки зрения безопасности и для возможности в ручную восстановить подачу бензина при неисправностях газового клапана. Но бывают и встроенные, непосредственно в редуктор.
  4. Смеситель должен монтироваться под двигателем. Во избежание утечек, нужно использовать герметик, так как поверхности стыковки могут быть деформированными.
  5. Желательно приобрести пластиковый трубопровод, так как в отличие от медного он легко гнется.
  6. Крепеж газовых баллонов осуществляется в полке багажника. Для этого сверлят 2 отверстия диаметром 10 мм. Крепежная лента проламинирована или имеет резиновую оплетку, чтобы избежать контакта металлических полос с поверхностью баллонов. Угол наклона мультиклапана у газового баллона должен составлять 30°, чтобы обеспечить корректную подачу газа в систему. Чтобы избежать взрыва, баллоны не следует заполнять более чем на 80 % объема.
  7. Заправочное устройство может находиться в любом месте под задним бампером.
  8. Переключатель топлива следует установить в салоне. Схема его монтажа зависит от марки и модели машины.

Важно: перед тем, как подключать ГБО в свой автомобиль, нужно выбрать способ установки, который совместим с конкретным видом двигателя машины.

Установка на инжектор

Инжектор (injector) – это неотъемлемая часть системы впрыска топлива у двигателя внутреннего сгорания. Изначально ГБО 3-го поколения создавалось для машин с инжекторными двигателями. Кроме того, в комплект баллонной системы для инжектора входят такие дополнительные комплектующие, как распределитель и форсунки, позволяющие контролировать поступление газосмеси в двигатель, чтобы предупредить его перегрев или возгорание. Оборудование третьего поколения в общих чертах ничем не будет отличаться от предшествующих по способу монтажа и по принципу работу.

Установка на карбюратор

На карбюраторное авто также можно установить ГБО, но функционал третьего и последних поколений не будет функционировать полноценно. Это связано с тем, что карбюратор нельзя подключить к электрооборудованию, так как на нем нет необходимых датчиков. Следовательно, ГБО 3 будет работать как ГБО 1 или 2.

Помимо этого, при монтаже газобаллонного оборудования на карбюратор не нужен эмулятор форсунок. Вместо него потребуется установить бензиновый клапан. ГБО 3 поколения не будет функционировать на карбюраторном двигателе без таких элементов системы, как лямбда-зонд и датчик дроссельной заслонки.

Именно эти устройства передают показания электромагнитному клапану, который используется для того, чтобы отрегулировать подачу газа редуктор-испаритель. Такая схема соответствует ГБО 2.

При необходимости можно установить вакуумный редуктор, но в таком случае ГБО будет приравниваться к первому поколению. Особенно это актуально для старых машин, которые не обладают даже минимальным электронным оснащением.

Использование ГБО 3 поколения на карбюраторном автомобиле

Обычно ГБО 3 поколения устанавливается на инжектор, однако установить такую систему можно и на карбюраторный автомобиль, ведь она имеет свой отдельный блок управления.

Вам будет интересно >> Как определить какого поколения ГБО

При установке на карбюраторное авто система газового оборудования не требует дополнительной установки эмулятора форсунок, при помощи которого происходит впрыск топлива и регулировка бортового управления. Это и создает главные сложности при монтаже на карбюраторную систему транспортного средства.

Если не используются форсунки, то нужен бензиновый клапан, который, в свою очередь, будет останавливать бензин. Так как для работы третьего поколения является обязательным использование лямбда-контроля, возникает множество трудностей. Приходится менять распределитель и электронный блок управления, на обычный вакуумный регулятор-редуктор. Но в этом случае газовая система по всем характеристикам совпадает с 1 поколением.

Большинство автомобилистов, использующих карбюратор, даже не рассматривают установку 3 поколения, отдавая предпочтение другим вариантам экономии.

схема 3 ГБО для карбюраторного мотора

Основные недостатки и преимущества использования ГБО 3 поколения

Установка ГБО – это серьезное работа, из-за которой можно лишиться гарантии. Однако, многих автовладельцев это не останавливает, так как газовое топливо очень экономичное и стоит значительно дешевле бензина. Перед тем, как решиться на подобное вмешательство, стоит оценить плюсы и минусы ГБО 3. Так, установка газобаллонного оборудования дает следующие преимущества:

  • снижение степени детонационного повреждения двигателя и износа цилиндро-поршневой группы;
  • повышение ресурса двигателя;
  • из-за того, что нагар почти не образуется, снижается количество выхлопных газов;
  • возможность переключаться с одного вида топлива на другой вид;
  • упрощенное крепление многих комплектующих системы;
  • газ практически не растворяет масло на стенках поршневой;
  • в отличии от первых поколений метанового ГБО, в третьей версии форсунки находятся очень близко с впускным клапаном, что позволяет избежать лишний впрыск газа;
  • усовершенствованный ЭБУ осуществляет необходимую подачу смеси в двигатель.

Помимо достоинств, у ГБО есть и свои недостатки:

  • возникновение конденсата в редукторном испарителе;
  • частое ТО по причине износа фильтра;
  • ГБО 3 полноценно работает только на инжекторе;
  • баллон занимает много места в багажнике;
  • при низких температурах воздуха машина заводится только на бензине;
  • меньшее количество заправок с метаном;
  • медленное взаимодействие с ЭБУ, чем ГБО 3 поколения существенно отличается от ГБО 4, полностью оснащенного электроникой и соответствующего евро-стандартам.

Гбо 3 поколения, комплектация, принцип работы, плюсы и минусы

ГБО 3 поколения на инжектор и карбюратор: устройство, принцип работы, установка и регулировка своими руками

Стремительное внедрение и развитие бензиновых инжекторных систем в двигателях внутреннего сгорания, новые требования и технологии не оставили производителей и инженеров проектировщиков газобаллонного оборудования в стороне.

Описание и комплектация

ГБО 3 рассчитано для перевод на газовое топливо как автомобилей оснащенных карбюратором так и инжекторных бензиновых двигателей. Новинкой комплектующих ГБО 3 стали:

  • электронный дозатор с шаговым электродвигателем (в отличие от обычного дозатора с регулировочным болтом/болтами),
  • и сам электронный блок управления этим дозатором.

Карбюраторный двигатель

Комплект ГБО 3 поколения для двигателя оснащенного карбюратором установить можно, но есть некоторые трудности. Например, нужно врезать лямбда зонд от инжекторной машины, для того чтобы контролировать качество приготовленной смеси по выхлопным газам двигателя внутреннего сгорания.

Инжектор

ГБО 3 поколения на инжектор и карбюратор: устройство, принцип работы, установка и регулировка своими руками

Комплект ГБО 3 поколения на инжектор схож с ГБО 2, за исключением нескольких изменений. Теперь электронный блок управления дозатором газа берет значение по качественному составу смеси из лямбда зонда.


Описание и комплектация

ГБО 3 рассчитано для перевод на газовое топливо как автомобилей оснащенных карбюратором так и инжекторных бензиновых двигателей.

Новинкой комплектующих ГБО 3 стали:

  • электронный дозатор с шаговым электродвигателем (в отличие от обычного дозатора с регулировочным болтом/болтами),

Электронный дозатор


Электронный дозатор

  • и сам электронный блок управления этим дозатором.

Карбюраторный двигатель

В целом состав комплекта ГБО 3 принимает следующий вид:


Настройка оборудования


В качестве примера рассмотрим вариант настройки популярного редуктора фирмы Tomasetto (Томасетто АТ-07 электронный). Регулировка редукторов Lovato (Ловато) 2 поколения и его полных аналогов, таких как Atiker (Атикер) и Torelli (Торелли) выполняется в аналогичном порядке.

Перед началом работ следует убедиться, что все системы двигателя находятся в исправном состоянии. Воздушный фильтр поменян, зажигание отрегулировано, уровень охлаждающей жидкости в норме. Слить конденсат из редуктора, если он не новый, удостовериться в его исправности.

Для того, чтобы отрегулировать газовое оборудование второго поколения своими руками, требуется прогреть двигатель до рабочей температуры на бензине, перейти на газ и заглушить мотор. С этого момента разделим варианты настройки для разных типов двигателей.

Правильная регулировка ГБО 2 поколения на карбюраторе своими руками

Настройка ГБО 2 поколения на инжекторе

  1. Выкрутить винт регистра мощности и мембраны на 2-3 оборота, х/х закрутить до упора.
  2. Завести двигатель. Поднять обороты ДВС до 3000-3500 об/мин, путём закручивая и выкручивания дозатора, найти пик максимальных оборотов двигателя. От этого положения, вкрутить винт регистра на 0,5 оборота.
  3. Отпустив акселератор сделать перегазовку. Если двигатель при этом захлебывается, выкрутить на 1/8 болт дозатора. И так далее до поиска оптимального набора оборотов.
  4. Затем постепенно закручивая винт чувствительности мембраны найти момент падения оборотов, отпустить винт на 1/8.

В этом случае удобно использовать эмулятор лямбда-зонда. Настройку можно считать правильной, когда индикация на нём (светодиод) будет светиться красным цветом на холостом ходу. При невыполнении этого условия, можно выкрутить винт х/х до стабилизации оборотов мотора. Также если в наличии имеется прибор (газоанализатор), с его помощью можно отрегулировать ГБО ещё точнее.

5.Дальнейшую настройку произвести при ходовых испытаниях. Если автомобиль не достаточно развивает мощность, немного отпустить винтом регистра подачу газа.

Рекомендуем посмотреть:

Настройка гбо 2 поколения своими руками инжектор


Настройка гбо 2 поколения своими руками инжектор

Ваз 2110 настройка холостого хода на газу


Ваз 2110 настройка холостого хода на газу

Инжектор

Комплект ГБО 3 поколения на инжектор схож с ГБО 2, за исключением нескольких изменений. Теперь электронный блок управления дозатором газа берет значение по качественному составу смеси из лямбда зонда.

Количественную характеристику берет из датчика положения дроссельной заслонки и по этим показателям контролирует подачу газовой смеси в смеситель с помощью золотника, который передвигается шаговым двигателем.

Ошибки настройки ГБО 2 на инжекторе

1. Несоответствие форсунок мощности двигателя. Жиклеры форсунок должны соответствовать исходящему давлению редуктора и характеристикам мотора. Если форсунки ГБО 2 поколения не будут успевать подавать газ, будет просадка мощности и обедненная смесь. Проблема решается заменой форсунок или расточкой жиклеров. Форсунки ставятся как можно ближе к впускному коллектору.
2. Неправильная регулировка винтов редуктора. Настройка ГБО 2 поколения на инжекторе проводится на разных оборотах двигателя, включая холостой ход. Последствия неправильной настройки:

  • автоматическое переключение на бензин на оборотах 2500-3000 при норме от 4000;
  • расход газа увеличен на 15-20% в сравнении с бензином (обогащенная смесь);
  • нормальная работа на холостом ходу и просадка мощности при ускорении.

Регулировка ГБО 2 поколения на инжекторе проводится на стенде, гаражная регулировка опасна.

3. Неправильно настроены ячейки ЭБУ. Для исключения появления сигнала Checkнужен четкий подбор коэффициентов для топливной карты. Правильная настройка ГБО подразумевает корректировку эмулятора работы инжектора до полного соответствия его работы на бензине.

Подведем итог. ГБО 2 поколения — это устаревший тип оборудования, который ставится разве что на карбюраторные системы и моновпрыск. Большинство ошибок на классическом инжекторе 4 цилиндра связаны с ошибкой настройки. И если во 2-м поколении настройка ГБО на инжекторе ручная, то в 4-м поколении за точность настройки отвечает электроника. Она же и автоматически корректирует изменение системы впрыска на разных оборотах двигателя, приближая расхода газа к минимально возможным границам. Купить ГБО в Харькове 4 поколения можно за 400 евро. Разница в 200 евро между поколениями окупается за 5-6 тыс. км и она стоит того, чтобы ездить комфортно без опасений относительно проблем с клапанами и поршнями.

СТО KOSTA GAS — это СТО, которое является официальным представителем АЕВ в Украине. Компания является сертифицированным импортером итальянских комплектов PRIDE by AEB любых комплектаций. СТО продает и устанавливает комплекты на почти все виды авто, делает настройку ГБО в Харькове и Киеве, реализует комплектующие: вы можете купить баллоны ГБО пропан и метан, форсунки, редуктора, датчики, мультиклапана, магистрали и многое другое. Всегда квалифицированная помощь и информационная поддержка во всей партнерской сети СТО (15 городов Украины) и страхование двигателя каждому клиенту бесплатно!

KOSTA GAS — лучшие итальянское ГБО для Украины!

Регулировка редуктора на карбюраторных и инжекторных автомобилях.

Регулировка электронного редуктора



(максимальное сечение канала подачи газа, если дозатор двухсекционный с раздельной регулировкой по камерам,

то первая камера на максимум, вторую на минимум), винт холостого хода цифра 2 на редукторе завернуть до конца, а затем отвернуть на 5 оборотов, винт цифра 1 завернуть до конца.

Установка холостого хода

Завести автомобиль на газе и используя подсос установить обороты 1700-2000 об/мин.Теперь в несколько шагов понемногу убирайте подсос и, вращая винт холостого хода цифра 2 , найдите максимум оборотов.

(имеется в виду, что винт цифра 2 крутить на откручивание до того момента пока обороты не перестанут расти в большую сторону как только перестали нарастать остановиться!!)

Повторяйте эти шаги до тех пор, пока подсос не будет полностью убран, а двигатель устойчиво работать на холостом ходу.

Понемногу заворачивайте винт цифра 2 до момента когда холостой ход автомобиля станет ближе к реальным оборотам на бензине.

!! Закручивать или откручивать следует помнить что реакция на ваши действия будут происходить с не большой задержкой по времени потому рекомендую делать медленно и с ожиданием отклика в пару секунд.

Если не получается, то заверните винт чувствительности холостого хода цифра 2 на 2 оборота и повторите сначала. В итоге цифра 1 винт завернут до конца, двигатель работает на холостом ходу на максимуме — 1100-1200 об/мин). Винтом холостого хода, заворачивая, убавляем обороты чуть меньше номинальных и затем, отворачивая, устанавливаем 950-1000 об/мин.

Настройка чувствительности редуктора

  • Но лучше не трогать его если он изначально был закручен!!
  • При условии, что машина имеет объем до 3000 см3 этот винт рекомендую закрутить и не трогать.

На работающем двигателе установите 3000-3500 об/мин

Тогда обороты постоянные и рука не устает держать тросик), и заворачивайте винт дозатора до тех пор пока не найдете порог изменения в оборотах. Крутите винт дозатора больше — меньше, чтобы убедиться в этом.

Дозатор откручивать до тех пор пока обороты не станут изменяться — тоесть при сильно закрученном винте соответственно обороты будут падать а при максимально открученном обороты повышаются до тех пор пока не сравняются с давлением подаваемого газа с самого редуктора.

Принцип прост откручивать винт до тех пор пока обороты растут и как только обороты перестали расти немедленно остановиться . Это действие называется ПОРОГОМ подачи газа когда обороты не растут и не падают . Что бы не ошибиться я делаю этот процесс несколько раз для уверенности что я нашел этот момент -ПОРОГА Отверните винт дозатора на 0,5-0,75 оборота от найденного порога.

Желательно проверить настройку ГБО на содержание СО и кислорода в выхлопных газах.

Содержание СО должно быть в пределах 0.35- 0.45%.

При правильной настройке газа на авто, эмулятор показывает на холостых оборотах слегка БОГАТУЮ смесь (горит красная лампочка) А при наборе оборотов смесь немного БЕДНИТЬСЯ (горит-загорается зеленая лампочка).

Удачной настройки надеюсь наше описание настройки вам пригодиться.

То же самое что описано выше но в графическом изображении.


Поднимаем обороты около 2500-3000 тыс. фиксируем их.

Далее по той же схеме настраиваем болт холостого хода.

С одной оговоркой по болту холостого хода. Обороты следует сделать такими, что бы не казались завышенными от нормальных или положенных.

Что бы компенсировать включение вентилятора или любой другой дополнительной нагрузки. Таким способом вы настроили ваш автомобиль как того требует ваш двигатель.



Выпуск более современных автомобилей заставляет производителей газовых систем развиваться, двигаясь в ногу со временем. Хоть количество устаревшего транспорта неизбежно сокращается, в погоне за экономией на топливе и затратах на содержание авто, ГБО 2 поколения не теряет популярности среди автовладельцев. Его установка и регулировка не требует специального оснащения. Поэтому поставить газобаллонное оборудование на машину, возможно, самому в условиях среднестатистического гаража.

Принцип работы

Принцип работы ГБО 3 поколения схож на принцип работы ГБО 2.

Сжиженная пропан-бутановая смесь, находящаяся в баллоне под давлением, через мультиклапан и расходную магистраль, подается к газовому электроклапану.

Далее, при прогреве двигателя до температуры записанной в электронный мозг, и/или достижении определенных оборотов в минуту, закрывает подачу сигнала к бензиновым форсункам, эмулируя их работу.

ЭБУ altis


Электронный блок управления altis

Одновременно с этим газовый электроклапан открывается и сжиженная газовая смесь поступает в редуктор-испаритель, далее, шаговый двигатель приподнимает золотник дозатора и газовая смесь поступает в смеситель и мотор.

Любое изменение работы двигателя приводит к изменению качественной и количественной характеристики смеси. С помощью лямбда зонда врезанного в выхлопную систему контролируется качественный показатель.

Датчик кислорода


Датчик кислорода

А с помощью датчика положения дроссельной заслонки — количественный, эти показатели передаются на электронный блок управления.

Датчик положения дроссельной заслонки

Электронный блок управления отслеживает температуру, обороты двигателя, и состав смеси по поступающим в него сигналам с датчиков.

Отличие от ГБО 2 проявляется в том, что электроника блока контролирует подачу газа, и ее отключение. Задача электронного блока — создать оптимальную концентрацию газо-воздушной смеси для разных режимов работы двигателя.

Это позволяет водителю меньше внимания уделять манипуляциям по переходу на газовое топливо. В технической части обеспечивается большая долговечность службы двигателя внутреннего сгорания за счет отсутствия обедненной смеси, которая наносит вред паре седло клапана — клапан. Также это способствует уменьшению количества вредных выбросов в атмосферу при работе двигателя.

Для аварийного запуска автомобиля на газу необходимо нажать и удерживать некоторое время кнопку переключения вида топлива (порядка 4-6 с), после чего завести автомобиль.

Кнопа ГБО 3/4


Кнопа ГБО 3/4

В случае выхода из строя электроники блока управления шаговым двигателем либо самого шагового двигателя автомобиль переходит на работу на бензине.






Достоинства и недостатки редуктора Томасетто

Газовый редуктор Томасетто считается одним из лучших для ГБО второго поколения. При использовании данного прибора горючее действительно начинает расходоваться экономно, а в зимнее время благодаря высокой нагревательной способности выше, автомобиль будет быстрее прогревается до рабочих температур. Прибор отлично ведёт себя на транспортных средствах, где установлены газовые магистрали, отличающиеся высокой пропускной способностью.

  • благодаря компактным размерам удобно подключать;
  • несложное внутреннее устройство прибора позволяет при необходимости разобрать и отремонтировать его самостоятельно и тем самым продлить срок службы;
  • на карбюраторных машинах прибор настраивается механически с помощью удобных регулировочных винтов;
  • обеспечивает минимальный износ силовой установки авто;
  • работает бесшумно;
  • высокий уровень безопасности в использовании;
  • двойная система регулировки позволяет добиться оптимальной производительности;
  • срок службы прибора до обновления изнашиваемых деталей показывает немалый пробег — около 150 тыс. км.;
  • вмонтированный фильтр снижает затраты ка комплектацию ГБО;
  • обладает хорошей теплоотдачей;
  • возможно подключение к системам 1,2 и 3-го поколения;
  • выпускается недорогой ремкомплект с полным набором запчастей;
  • возможная разборка и очистка устройства самостоятельно в гараже (понадобятся шестигранник пятёрка, ключ на 8, две отвертки плоская и крестовая и ремкопмлект);
  • для сброса конденсата предусмотрен удобный слив;
  • при своевременной замене фильтрующего элемента и резиновой прокладки срок службы продлевается на несколько десятков тысяч километров.

Недостатки, которые нужно учитывать при эксплуатации данного редуктора:

  • прибор необходимо регулярно чистить и по необходимости заменять отдельные запчасти, так как со временем мембрана становится жёсткой, газовые ходы забиваются грязью и смолами, что препятствует стабильной работе ГБО второй генерации;
  • в связи с популярностью комплектующих газового оборудования от итальянской компании Томасетто на рынке много подделок, следует внимательно относится к выбору поставщика.

Если вовремя делать обслуживание газового редуктора, грамотно настраивать, менять фильтр, степень износа деталей уменьшается, срок эксплуатации увеличивается. Качество ремкомплекта сильно влияет на экономичность, надежность и безопасную эксплуатацию газобаллонного оборудования.


Газовые редукторы tomasetto для пропана и метана созданы для автовладельцев, которые ценят функциональность и экономичность.

Ключевой элемент в работе газобаллонного оборудования — газовый редуктор. Снижая высокое давление сжиженного газа, выходящего из баллона, он нормализует его до уровня рабочего и формирует порцию газа для впрыска в двигатель. Две основные разновидности редуктора — это электронный и вакуумный, в зависимости от принципа работы клапанов, каждый имеет свои преимущества и недостатки. Вакуумный вариант более безопасен при переключении с бензина, так как не сразу подает газ в приемный коллектор, а только после набора определенного количества оборотов. С другой стороны, на электронном быстрее сдвинешься с места, нетерпеливому водителю сложнее заглохнуть. Оба способа подходят для авто, имеющих карбюратор.





Газ значительно дешевле бензина и достаточно установить на авто специальное газобаллонное оборудование и затраты на заправку снизятся.

Попытки использовать газ в качестве топлива для авто делались практически с момента появления автомобиля.

Но значительно позже появился комплект оснащения, при помощи которого можно было переоборудовать любое авто под газ.

На легковых авто используется оборудование, работающее на сжиженном газе (пропан-бутан). Сжатый газ применять на таких авто не целесообразно из-за большого веса баллонов.

Выпускается несколько поколений этого оборудования, в соответствии с конструктивными особенностями авто и нормами токсичности Евро:

  1. ГБО 1 поколение. Токсичность ниже Евро, использовалось на карбюраторных авто, так и на авто с моноинжектором;
  2. ГБО 2 поколения. Токсичность до Евро-2, устанавливается также на карбюраторные и инжекторные авто;
  3. ГБО 3 поколения. Токсичность до Евро-3, используется на инжекторных авто;
  4. ГБО 4 поколения. Токсичность – Евро-4, применяется на инжекторных авто;
  5. ГБО 5 поколения. Обеспечивает точнейший контроль жидкостного впрыска газа. Принцип работы на 100% аналогичен работе бензиновой системы;
  6. ГБО 6 поколения. Отличается от 5-го наличием блока замещения топлива — FSU, к которому одновременно подходит газ и бензин. Принцип работы всех систем будет рассмотрены в следующих статьях.




Как правильно переключать кнопку ГБО и запускать ее на холодном двигателе

Для каждой кнопки переключения ГБО различных поколений есть правила запуска и переключения с бензина на газ, которых нужно придерживаться во избежание нанесения вреда двигателю и прочим деталям автомобиля:

  • Переключатель газового оборудования 1 поколения для карбюраторных машин .

Если перейти с бензина на газ сразу, то он продолжит подаваться с поплавковой камеры одновременно с другим топливом.

Из-за их одновременной подачи двигатель зальётся и машина заглохнет. С газа на бензин можно переключаться сразу.


Кнопки ГБО 2 и 3 поколения для инжекторных автомобилей.

Переключение используемого вида топлива осуществляется без задержек, так как в отличие от карбюраторных двигателей в инжекторных нет поплавковой камеры и запаса топлива, необходимого для выработки.

Установка позволяет ездить на бензине, беспрепятственно переключаясь на газ, и наоборот. Есть и режим автоматического перехода с бензина на газ при 1500-2000 оборотов.

Когда на улице тепло, допускается заводить холодный двигатель, либо сразу на газу, либо переключаться на него спустя пару минут прогрева.

При низких температурах холодный двигатель заводится на бензине, а переключение допускается после пятиминутного прогрева автомобиля. Холодный газ, попадая на манжеты, клапана и т.д, значительно уменьшает срок эксплуатации редуктора.

Кнопка ГБО 4 поколения.

Автомобиль всегда заводится на бензине, и когда двигатель прогревается до запрограммированной в датчике температуры, автоматически переключается на газ.

Переключение с одного вида топлива на другой происходит нажатием сенсорной кнопки с режимом B/G.

ГБО 3 поколения, принцип работы

Если первых два поколения считаются морально устаревшими, хотя ГБО 2 поколения используется довольно активно из-за своей надежности и простоты конструкции, последние два поколения считаются более современными.

Хотя отличие ГБО 3 поколения не такое уж и разительное от ГБО 2 поколения, разница только в некоторых элементах.


Появление более совершенного 4 поколения, а также ужесточение норм Евро-3 привело к тому, что использование 3 поколения значительно сократилось. Сейчас владельцы предпочитают использовать либо второе, либо 4 поколение.

Как уже сказано, разница между вторым и третьим поколением незначительна. Сводится она к подаче топлива.

У второго дозировка производится за счет разрежения, а у третьего – дозировка производится электронным путем.

Если во втором поколении подача газа выполняется путем подсоединения элементов газового оборудования в штатную систему питания, то у третьего поколения газ уже идет непосредственно во впускной коллектор.

Конструкция 3 поколения ГБО подразумевает наличие распределителя с шаговым дозирующим устройством, и механических форсунок, которые подают газ во впускной коллектор при создании в них избыточного давления.

Распределитель с шаговым дозирующим устройством

Управление дозирующим устройством производится электронным блоком управления, который подает сигналы на распределитель на основе показаний лямбда-зонда и положения дроссельной заслонки, так называемого лямбда-контроля.

По сути, на автомобиль устанавливается параллельно штатной бензиновой системе газовая система питания.

Чтобы у бортового компьютера авто не возникло аварийного режима работы, в конструкцию ГБО вместо бензинового клапана, перекрывающего поступление бензина, включены эмуляторы бензиновых форсунок, которые подают сигналы на бортовой компьютер о якобы штатном режиме работы форсунок.

Принцип работы ГБО 3 поколения сводится к подаче газа в распределитель, который на основе сигналов с блока управления, дозирует количество газа и подает их на газовые форсунки, установленные на впускном коллекторе.

Существенным недостатком ГБО этого поколения очень медленная реакция электронного блока и смесителя на изменение режима работы силовой установки.

Необходимые элементы при установке и принцип действия

Использование этой системы распространяется только на автомобили с экологическими системами, не превышающими показатели Евро 2. ГБО 3, как уже стало ясно из вышеизложенных слов, имеет отличия с предшественниками, связанные с впрыскиванием газового топлива, используя инжектор. Впрыскивание смеси газа происходит очень близко у основания коллектора, и соответственно, это происходит с впускными клапанами каждых из имеющихся цилиндров. Между штуцерным клапаном и редуктором, который осуществляет подачу избыточного давления и установлен непосредственно во впускном коллекторе, расположился шаговый дозатор, выступающий в роли распределителя. И именно он способствует правильной дозировке газовой смеси, подаваемой к впускному коллектору.

впускной коллектор

Установленные на двигатель штатные датчики выполняют управление и регулирование с последующим переключением режимов подающегося газа в двигатель. Также стоит отметить, что поддерживается правильная дозировка газа, и происходит это благодаря электронному блоку управления, который непосредственно взаимосвязан с датчиками.

В качестве хранилища газа выступает баллон, который устанавливается в карбюраторный автомобиль. Из баллона сжиженный газ направляется под напором давления в магистраль. Мультиклапан позволяет осуществить положенный расход объёма газа. Стоит отметить, что через этот клапан в карбюраторный автомобиль поступает новый запас топливного сырья. Осуществить это позволяет выносное заправочное устройство.

Двигаясь по магистрали, топливо попадает в специальный фильтр, который позволяет очистить газ от разнообразных примесей и мусора.

Также он служит переключателем и выключателем в случае остановки деятельности автомобиля, то есть в момент, когда прекратило активное действие зажигание.

После этих операций топливо (газ) переходит в редуктор-испаритель. И там-то происходит падение давления с отметки 16 атмосфер до 1.

редуктор-испаритель

Когда газ активно испаряется, происходит охлаждение редуктора, и из-за этого в двигатель системы охлаждения присоединяются остатки топлива. Использование тосола помогает избежать обмерзания в редукторе и его мембран.

В момент разряжения, которое создаётся с помощью впускных коллекторов, при активности двигателя топливо проходит по шлангу через специальное дозаторное устройство и поступает в смеситель. Карбюратор с дроссельными заслонками и фильтр (воздушный) служат основным местом крепежа смесителя. Стоит отметить, что в некоторых ситуациях установка смесителя заменяется врезанием газовых штуцеров в карбюратор.

Осуществление переключения или регулировки системы встроенного двухтопливного использования происходит благодаря специальным переключателям топлива. Обычно в карбюраторных автомобилях он устанавливается на главной панели приборов. Если вы выбираете использование газа, то переключательный электромагнитный клапан автоматически производит отключение клапана, через который осуществляется подача бензина.

клапан подачи бензина

Также эта регулировка позволяет осуществить обратную операцию, связанную с изменением используемого топлива в автомобиле. Увидеть, какое же топливное сырье используется в карбюраторных автомобильных средствах в момент передвижения, возможно с помощью светодиодов. Переключение с помощью светодиодов позволяет постоянно контролировать используемое топливо и увидеть, какое же именно сырье используется.

Конструкция ГБО 3 поколения

Большинство элементов ГБО 3 поколения идентичны более ранним поколениям оборудования. Газ размещается в баллоне с установленным на нем мультиклапаном. Для заправки баллона используется выносное заправочное устройство.


От мультиклапана выходят трубопроводы высокого давления, идущие в подкапотное пространство к газовому клапану.

От него идут трубопроводы к редуктору-смесителю. В салоне устанавливается блок управления газовым клапаном.

От редуктора отходят трубопроводы к распределителю с шаговым устройством, установленный возле впускного коллектора. А от распределителя уже отходят трубопроводы к форсункам.

В конструкцию также включен эмулятор форсунок, перекрывающий поступление в них бензина, при этом создающий сигнал на штатный блок управления топливной системой об их соответствующей работе.


Установка оборудования на инжекторные авто

Большая часть элементов ГБО 3 поколения на инжекторные авто устанавливается также, как и оборудование раннего поколения.

Баллон, в зависимости от особенностей автомобиля, устанавливается либо в багажник, либо на место запаски и закрепляется.


Под бампер или на заднее крыло устанавливается заправочное устройство.


Топливопроводы прокладывают в месте установки бензопровода. Под капотом, обычно с левой стороны возле крыла закрепляется газовый клапан.


Блок управления заводится в салон.

Недалеко от двигателя с левой стороны устанавливается редуктор–смеситель. Устанавливается он там, чтобы обеспечить подключение его к системе охлаждения.


Недалеко от впускного коллектора устанавливается распределитель. Чтобы установить газовые форсунки в коллекторе делаются отверстия. На форсунки инжекторной системы подключается эмулятор.


К блоку управления подключаются проводка, идущая от лямбда-зонда и датчика положения дросселя.

Затем производится проверка всех соединений на отсутствие травления газа и ГБО.

Установка на инжектор

Инжектор (injector) – это неотъемлемая часть системы впрыска топлива у двигателя внутреннего сгорания. Изначально ГБО 3-го поколения создавалось для машин с инжекторными двигателями. Кроме того, в комплект баллонной системы для инжектора входят такие дополнительные комплектующие, как распределитель и форсунки, позволяющие контролировать поступление газосмеси в двигатель, чтобы предупредить его перегрев или возгорание. Оборудование третьего поколения в общих чертах ничем не будет отличаться от предшествующих по способу монтажа и по принципу работу.

Установка оборудования на карбюраторное авто

Теоретически ГБО 3 поколения можно подключить и на карбюраторное авто, поскольку данное оборудование оснащается своим блоком управления.

При установке на такое авто не потребуется эмулятор форсунок, зато понадобиться бензиновый клапан, перекрывающий поступление бензина.


Но без лямбда-зонда и датчика дроссельной заслонки оборудование работать не сможет, поэтому придется решать эту проблему, что не так просто.

Можно конечно заменить распределитель с электронным блоком управления на обычный вакуумный редуктор-регулятор, но тогда оборудование будет относиться к 1 поколению.

Читайте также: