Установка для прокола грунта своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 11.09.2024

Особенности бестраншейной прокладки

Традиционный траншейный метод не лучшее решение не только для коммуникаций, прокладываемых под дорожным полотном, потому что:

  • снятие грунта невозможно без разрушения плодородного слоя грунта;
  • повреждается корневая система растений: деревья и кустарники в некоторых случаях не смогут избежать гибели;
  • ремонт асфальтированных дорог обойдется во внушительную сумму, к тому же такой подход вряд ли понравится как соседям, так и властям.

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Бестраншейный метод, при котором покрытие остается целым, экономически выгоден. Кроме того, мастеров-хозяев привлекает доступность метода для непрофессионалов. Есть и другие преимущества:

  • минимальный риск повредить другие коммуникации;
  • высокая скорость операции, причем практически любого метода;
  • экономия денег, а также возможность приводить работы в любое время года;
  • почти абсолютная безвредность для окружающей среды (если не спрашивать мнения подземных жителей).

Минусом можно считать некоторые расходы на специальное бурильное оборудование, и на персонал, который его обслуживает. Однако плюсы в этом случае более весомы.

Что следует сделать до прокладки трубопровода?

Разработка проекта и его согласование — первый этап, который предстоит выполнить хозяевам. В любом проекте строительства должен быть подробный, точный план прокладки коммуникаций.

Получение одобрения

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Предварительное согласование с органами местной администрации позволит избежать всех проблем в будущем:

  • под дорогой могут проходить другие коммуникации, а действуя наобум, их легко повредить;
  • инициатива наказуема: серьезный штраф за самовольное бурение мастеру вряд ли понравится.

Исследование грунта

Если планируется обращение к специалистам, то такие изыскания обычно проводят представители компании, специализирующейся на прокладке трубопроводов. Другой вариант — приглашение сотрудников организации, проводящей геодезические работы. В результате мастер будет знать:

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Как проложить трубу под дорогой: методы

Прямой прокол не единственный способ пройти препятствие безо всяких потерь. При прокладке магистралей используют:

  • продавливание грунта;
  • горизонтальное бурение;
  • проходку с помощью щитов.

Чтобы определить, как проложить трубу под дорогой, какой из вариантов предпочесть, необходимо обращать внимание на целый ряд факторов. К ним относятся:

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

  • характеристики грунта на месте работ;
  • особенности конкретной застройки;
  • уровень залегания грунтовых вод;
  • необходимость гидроизоляции;
  • наличие подъездных путей;
  • материал коммуникаций;
  • диаметр трубопровода;
  • его протяженность.

Что такое прокол под дорогой?

Прокол грунта не что иное, как пробивание (продавливание) грунта в горизонтальном направлении. Этот вариант дает гарантию, что целостность дорожного покрытия не будет нарушена. К тому же этот процесс не требует выемки земли. Он позволяет уложить трубы диаметром до 550 мм, поэтому одинаково подходит для прокладки под дорожным полотном водо-, газопроводов, канализации, а также электрических кабелей.

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Желание избежать лишних расходов при прокладке коммуникаций вполне резонно: затраты на строительство маленькими не назвать, а горизонтальное бурение с помощью оборудования относительно недорого, но некоторую сумму все же отнимет. Если заняться работой самостоятельно, то можно добиться существенной выгоды — от 30 до 40%. Сам процесс бестраншейной прокладки состоит из нескольких этапов. Это:

  • подготовка двух канав по сторонам трассы;
  • забивка, во время которой уплотняется грунт;
  • протягивание трубопровода в полученное отверстие.

За счет работы почва под дорогой становится плотнее, а само покрытие остается неповрежденным. При большой ширине дороги — свыше 10 м — используют специальную буровую установку, предназначенную для ГНБ. Меньшая длина прокола существенно облегчает работу, особенно если она проводится вручную.

Как сделать прокол самостоятельно?

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Что потребуется найти?

Для операции надо собрать все необходимое. В список входит:

  • болгарка;
  • кувалда;
  • сварочный аппарат;
  • насос с пластиковой трубой;
  • воронка и шланг (длина — около 2 м);
  • пластиковая бочка (200 л, с горловиной);
  • арматура (максимальная толщина — 20 мм, длина кусков — 2 м).

Еще потребуется приобрести несколько отрезков стальных труб нужного диаметра.

Как делают прокол арматурой?

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Процесс прокладки трубопровода вручную включает несколько этапов.

После окончания проводки траншеи и приямки закапывают, затем тщательно уплотняют грунт.

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

В этом случае тоже будет нужно приобрести материалы, а насадку на рабочий инструмент можно сделать самостоятельно. Для прокола понадобится:

  • стальная толстостенная труба (диаметр — 40 мм, длина ее больше ширины дорожного полотна);
  • инструментальная сталь для создания наконечника;
  • сварочный аппарат для изготовления конуса (пирамиды);
  • болгарка, а также штыковая лопата, кувалда, лом, уровень.

Это технология также проста, поэтому этапы затруднений не обещают. Сначала из инструментальной стати изготавливают наконечник, который приваривают к трубе.

Завершающая операция — срезание наконечника и деформированного торца трубы болгаркой. Если ее собираются вынимать, то эту часть работы делают непосредственно во время укладки трубопровода, иначе возможен обвал.

Помощь ручного бура

Это еще один, относительно простой вариант для тех, кого не устраивают предыдущие методы. В этом случае мастеру будет необходимо приобрести двухметровый ручной бур: метр инструмента плюс метр удлинителя. Еще потребуется:

  • отрезок арматуры: длина около 3-4 м, диаметр — 16 мм;
  • шест, который будет исполнять роль ориентира;
  • кувалда.

Работа поэтапно выглядит так:

Если грунт под дорогой не слишком податливый, то рекомендуют из траншеи-выхода заранее сделать небольшой подкоп, а затем надежно укрепить его досками. Когда почва на месте работы каменистая, то могут возникнуть препятствия, которые придется героически преодолевать.

Метод горизонтально-направленного бурения

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Когда ширина полотна превышает 10 метров, лучше использовать другую технологию — горизонтально-направленное бурение, либо кратко — ГНБ. Максимальный диаметр труб для этой операции — 1200 мм, но такие цифры не нужны частным застройщикам. Возможна укладка любых магистралей — как металлических, так и пластиковых. Для горизонтально-направленного бурения мастеру понадобится специальная буровая установка, предназначенная для этой работы.

Ее устанавливают в том месте обочины, где будет располагаться вход трассы трубопровода под дорогой. Для бурения отверстия используют монитор и локаторы: это оборудования даст возможность избежать даже минимальных отклонений от заданной траектории. ГНБ — способ, который используется для прокладки коммуникаций под любыми (искусственными, природными) объектами, на любой глубине.

Прокладывание трубопровода с помощью буровой установки также состоит из нескольких этапов.

  1. Сначала исследуют место будущих работ и изучают схему коммуникаций, затем подготавливают траншеи и устанавливают оборудование.
  2. Потом прокладывают пилотную скважину. Для пробивания используют буровую головку, которая состоит из трубы и конического наконечника, изготовленного из твердого сплава. В ней есть отверстия, предназначенные для подачи бентонитового бурового раствора. Его задачи — уменьшение трения, охлаждение головки, вывод грунта на поверхность. Корпус рабочего инструмента соединяют с трубчатой гибкой штангой, которая включается в действие гидравлическими домкратами.
  3. После прокладки пилотной скважины ее расширяют. Перед этой операцией буровую головку отсоединяют, а на нее место устанавливают расширитель обратного действия — риммер. Чтобы диаметр отверстия был достаточным для трубопровода, диаметр расширителя должен быть больше его в 1,5-2 раза. Риммер вращают и протаскивают в направлении буровой установки.

Последний этап — протягивание трубопровода. Для этого к трубе шарнирной серьгой прикрепляют насадку с вертлюгом, который позволит избежать вращения элемента. Другой конец вертлюга соединяют с риммером, после чего трубопровод затягивают в скважину.

Бурошнековое бурение

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Это еще один ответ на вопрос о том, как проложить трубу под дорогой. В данном случае в роли главного рабочего агрегата выступает гидравлическая установка. Такая бестраншейная прокладка трубопровода отличается от предыдущего метода.

  1. Сначала выкапывают приямки-котлованы. Их глубина должна быть больше, чем у траншеи, на метр. На дно участка для входного отверстия опускают гидравлическую установку со шнеком.
  2. Скважину бурят с помощью трубы продавливания. Контролируют корректность работы лазером. Часть грунта удаляется, образовывается отверстие.
  3. После того как первый отрезок с насадкой почти полностью заходит в грунт, к нему присоединяют следующий элемент со шнеком.
  4. В тот момент, когда конец колонны появляется в противоположном котловане, ее начинают выводить из скважины, последовательно извлекая шнеки.

Внутрь тоннеля незамедлительно устанавливают трубы или футляры. Максимальный диаметр таких отверстий составляет 1720 мм.

Другие методы проводки труб

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Есть еще 2 вида оборудования, которое может быть использовано в зависимости от характеристик грунта.

Оба варианта достойны рассмотрения, так как они эффективны и обещают минимальные потери времени. И серьезную экономию, так как даже при аренде оборудования и приглашении специалистов прокол обойдется дешевле. Говорят, что разница может быть очень ощутимой — от 30 до 40%.

Имеет ли смысл делать работу своими руками?

Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Тот же вывод можно сделать, если на участке есть другие проложенные поземные коммуникации, или на территории существуют труднопроходимые участки. Мягкий грунт (песчаный, глинистый) несколько упростит задачу, однако нужно хорошо знать не только свой участок, но и все особенности этапов.

Прокол своими руками можно рассматривать, если:

Если есть какие-либо сомнения в собственных силах, а подготовительные работы, которые могут занять несколько недель, не вдохновляют, то лучше обратиться к профессионалам. Они с поставленной задачей справятся за несколько дней. Стопроцентная гарантия сохранности дорожного полотна и трассы — еще одно преимущество, ее все-таки не сможет дать самостоятельная работа.

Как проложить трубу под дорогой? Непросто, если мастер и его ассистенты выбрали неблагодарный ручной труд и такие же инструменты. Легко и быстро, если большую часть работы будет выполнять специальная техника и профессионалы. Многие мастера, решившие сделать прокладку без помощи оборудования, сталкиваются в неожиданными проблемами. Поэтому, кажется, что имеет смысл пожертвовать небольшую сумму (1000-1500 р), но зато избежать лишней головной боли.

Следующее видео расскажет, как прокладывают трубы под дорогой самодельными приспособлениями:


Имею с 2004 года гараж с мокрым подвалом. Периодически приходится качать воду, порой затапливает овощи, с таким трудов выращенные на даче, в гараже сырость.

купить другой гараж не позволяют финансовые возможности, ибо они у нас стоят сейчас под 450000, а с подвалом нормальным ещё дороже.

Долго терпел, мучился, но в один прекрасный момент психанул и решил сделать дренаж из подвала в колодец ливневой канализации, который находился на расстоянии 8 метров от гаража. Метод проходки — ручное горизонтальное бурение.

Реализовывать это дело решил с промежуточным отстойником, т.к. в противном случае пришлось бы забуриваться под соседским гаражом, а шанс угадать направление стремился к нулю.

Ну в 20 фоток я не уложусь ни при каких условиях, поэтому предлагаю всем посмотреть видео, которое я специально смонтировал, чтобы показать проделанную работу

Ну а теперь расскажу поподробнее, каким образом была поделанна подобная работа. Предупреждаю, много букоффф, поэтому устраивайтесь поудобнее, запасайтесь чашечкой кофе и вперёд! =))

Начал я в феврале с того, что купил себе перфоратор и решил начать яму копать рядом с гаражом. Все в кооперативе стали как-то косо поглядывать на меня, ну типа чтой-то ты не смог найти более подходящего времени для этого… Председатель сразу раскритиковал. Зачем тут нужна эта яма? Да вот в неё кто-нибудь провалится — ремонтировать за Ваш счёт…

Я, само собой, огородил ямку и продолжил. Сначала была бетонная плита почти по всей площади предполагаемой ямы.


Сначала решил её издолбить в хлам, но потом взвесил свои возможности и решил просто отдолбить и убрать. Ушло на это дней 4-5 примерно. Уже не помню. Мороз не сильно к работе располагает. Да отдолбил, но потом чего стоило её с места свернуть. Лом согнул, кувалдос, все дела — примёрзла гадина. Потом домкратом потихоньку оторвал и убрал в сторонку.

Далее также перфоратором по крупицам долбил землю, ибо она была промёрзшая, как камень. Купил себе также кирку. Место, где построен мой гараж и три соседних раньше, лет 50 назад было заболоченным прудом, который потом засыпали строительным мусором, среди которого были камни, кирпичи, шлак, железяки, резина, асфальт, запах от которого сохранился за все эти годы в недрах земли и продолжал пованивать не очень-то приятно. Соответственно копалось, а лучше сказать, долбилось не очень.

Примерно с 60 см начался не промёрзший грунт, который уже как-то можно было ковырять лопатой. Тогда я резко ускорился и за пару-тройку дней дошёл до 2-х метров. Заваливать боковую стену гаража уже было некуда, дорогу занимать нельзя было, поэтому пришлось занять площадку перед соседним брошенным гаражом. Брошенный — это не пустое слово. Хозяин в нём не появлялся уже лет 40, там стоит машина, подвал под всем гаражом, дырявая крыша. Поэтому и у меня воды в подвале всегда в достатке. Ведёрком носил, слезал в яму, наполнял, вылезал с ведром, нёс…

Как только докопался до 2-х метров, полазил по подвалу с рулеточкой с целью рассчитать направление для бурения из подвала в яму. Пошёл на рынок, купил бур 100 мм, с двумя витками, двухметровый, мучение, а не бур, тем не менее он своё дело сделал. Ну 100 мм — это уж слишком для 50 канализационной трубы, которая с учётом соединений и всяких засовочных люфтов даёт в сумме 70. Ну обкорнал его балгаркой до сего диаметра.

Теперь для любителей бурения перфоратором, как насадить бур на перфоратор. Всё очень просто! Бур у меня со штангами из 3/4 трубы. Соответственно идём в магаз и покупаем переходную муфту 3/4-1/2, на неё бочонок и заглушку, которая имеет шестигранник под 24 головку. Далее покупаем переходники под квадраты гоповок с SDS+ перфоратора. Последовательно это всё прифигачиваем и имеем бурящий перфоратор.

Теперь вернёмся к нашим баранам , оленям , тьфу… Забурился я достаточно быстро. Иногда бур застревал, приходилось со всей дури тащить газовым ключом. И вот, труба попала в яму… При этот её пришлось углубить до 2,2 метра.


Дальше у меня была бредовая идея пробурить 8 метров до колодца ливневой канализации за 4 дня, чувствую, что все ржать стали …

Да, да, вон до того люка


Не получилось ни за 5 ни за 8 дней… Тяжёлая это работа из болота тащить идимота

Я писал, что купил двухметровый бур, а тут 8 метров. Как же быть? Поехал на рынок, купил ещё 6 метров трубы, потом купил клуп и стал наивным образом нарезать на них резьбу. Как же это было опрометчиво… Дело в том, что как бы ты ни старался, ты не сможешь нарезать резьбу прямо, т.к. клуп имеет естественный люфт, также балгаркой отрезать трубу с перпендикулярным спилом довольно проблематично. Поэтому и штанги при скручивании и не давали прямой единой трубы. Мотылялись при повороте. Пришлось искать дядюшку токоря, который за 500 р кровных нарезал резьбу 12 раз на шести штангах.

Натянул шнурку, отвесики. Начал бурить. За первый день 1,1 метра, фигли это ж первый метр. Второй день, итоговая длина 1,5 метра. Всего 40 см, Карл, 40… Камни, кирпичи, ох я их шатал. Дальше пока что буром было бесполезно, поэтому в ближайшей подворотне, короче дворе раздобыл кусок ржавой 80 трубы и сделал с него шлямбур. Кто не знает, что это за хрень такая — загуглите. Труба была довольна короткая, а именно всего 12 см, да уж назвал тоже этот огрызок трубой =)) , поэтому и долбилось, шаталось не очень быстро. 30 см камней, потом пошла снова спрессованная глина. Перфоратор, бедный…


Так и ходил с перфораторным чемоданом каждый день туда-сюда. Ну как бы в конце дня и помыть надо, ибо жалко новую технику.

2 метра, на трёх пошли снова камни, да такие, что я и шлямбуром пройти их не мог, ко всему этому прибавилась текущая вода из подвала, которая затапливала пробуренную тоннельку, на дне ямы воды пока не было. Дубасил кувалдосом по накрученной водопроводной муфте на штангу. Муфты — сплошной гуанос сембернара , ибо при уда разлетаются в щепки — чугунина. А сам радуюсь — 2 метра пройдено, осталось ещё 6 =))

Дальше была вообще бредовая мысль. Чувствовал, что немного уводит бур в сторону, я могу не попасть в колодец. Решил забить арматуру до колодца, а потом нанизывать на неё бур и бурить. Блин, ну бред, бред, бред… Купил шпильку десятку, соединительных гаек и гаек с фланцем, заточил первую шпильку и начал это всё кувалдосом заколачивать. Зашло на метр, дальше с трудом, еле вытащил обратно, оказалось, что упёрлась в камень изогнулась буквой зю.

Дальше немного отдыха, мысли о том, чтобы бросить, закопать всё к чертям . Купил зачем-то в Москве полуметровую алмазную коронку диаметром 72 мм, насадил на бур, на перфоратор. Там отдельная песня с изобретательством была… Кстати, отдам не за дорого

Перерезал этой коронкой одну тоненькую железку при бурении, дальше она показала себя бесполезной, т.к. перфоратор её уже не проворачивал, срабатывала муфта.

3 метра пройдены камни, 4 метра пройдены камни, остановился на 4,5 метра. Когда бур засовываешь, то слышно, как он по камным шкрябает, проходит между ними. Начало яму уже капитально заливать водой из подвала, да и не только, лёд, насосом скачиваю воду, насос замерзает, засоряется поверхностный насос без фильтра, а фильтр поставить лень, ну вы же понимете… Дальше пошла обкладка ямы, ибо она начала осыпаться. Каждый раз, чтобы побурить, нужно было ведер 20 глины стаскать, скачать всю воду, поэтому было принято решение приостановить бурение и переключиться полностью на обкладку.

Надыбал в соседнем дворе брошенных бордюром — откопал их в снегу, удавкой из проволоки и ломиком кое-как доволок, распилил балгаркой и уложил в прокопанные канавки на дне ямы в качестве фундамента под будущую кладку. Закупился кирпичами, 300 смесью и начал обкладывать. Процесс обкладки занял пару месяцев, ибо было не когда, набиралась вода, наступали морозы, вообщем по-тихоньку. Ушло более 250 кирпичей и 10 мешков смеси по 25 кг.


Оставил технологические ниши для бурения. Кому подробнее — видео выше. Ну да ладно, наступил май месяц, бурение продолжил. Вроди бы и сухо на улице уже, ан нет, с подвала натекает каждый день по 50 литров воды. Положил на дно ямы лист железа, если б не было его, то бы уже давно размесил бы яму вглубь ещё эдак на полметра ногами.

Перфоратор оказался уже бесполезным, поэтому перешёл на газовый ключ. Руками вращаешь его и толкаешь вперёд. Один день ничего не прошёл, на второй 8 см. Вы чувствуете скорость?! Бешшенная! . Соответственно весь тоннельчик залит водой, с подвала течёт ещё, поэтому в ходе работы приходится вычёрпывать в ведро. Как ни крути, но грязи намешивается дахрена.


Бур застревает, поэтому приходится зажимать штангу газовым ключом и дубасить по нему что есть мочи кувалдосом, а последние, самые дальние метры заполнены глиненой жижей, которая не даёт вытаскивать бур, работая, как уплотнитель, как поршневое кольцо, где в роле поршня бур с накрученной глиной, а в роли цилиндра тоннелька. Создаётся вакуум — хрен вытащищь. Поэтому дёргаешь резко, держишь, ждёшь, пока жижа перетечёт, разрежение уменьшится. Выбуривается колоссально плотная глина. Еле от бура руками отлепливаю, иногда вместе с краской отходит. Пробовал расхваленный метод гидробурения. Для этого специально привёз с дачи бочку на 200 литров. Наполнил её водой из ямы, ещё 100 литров осталось, фигли, вот такими объёмами набирается. Засунул штанги, треугольник приварил, включил насос, стал покручивать. Бредовая это затея! Яма наполняется водой в миг, а крутить руками под водой, да ещё и без толку — занятие не из приятных…

Процесс продвигается, но очень медленно. Чем дальше в лес, тем больше дров. Чем дальше, тем больше штанг приходится накручивать и раскручивать. С противоположной стороны тоннельчику пробурил на метр, чтобы можно было последнюю штангу не раскручивать, а оставить двухметровой. Прикиньте 8 штанг накручиваете забуриваетесь на 1 см, затем достаёте и раскручиваете всю эту систему, потом снова. После 30-40 таких упражнений, а ещё и доставаний с трудом, с постукиванием кувалдосом по штангам, подёргиваниям со всей дури, спина, какая бы молодая они бы ни была, а всё равно затекает. Руки в перчатках, перчатки в грязи. 15 пар сменишь и идёшь домой стирать, потом отдыхать, на следующий день снова. Так по 30-40 см в день, без какой-либо надежды на успех забуривался, и, наконец упёрся в кирпич…

Это был кирпич стенки колодца на 8 метрах горизонталки, а точнее сказать наклонки

Далее нужно было как-то пройти стенку колодца ливнёвки.


Для этого я изготовил вот эту неведомую фигню, об этом я уже писал тут


Это из цикла, как в упоротом режиме засверлить сверло, чтобы насадить его на 3/4 трубу, а далее на порфоратор.

Ну как, в яме мокровато, а точнее сказать мокро, поэтому перф меня дружелюбно сбацнул сочным током. Я стал сверлить руками, не в первой, однажды дрель была на даче, а мне позарез нужно было часы на стену повесить. Засверлил бетон руками за 45 минут =)) Это так, лирическое отступление для справки…

Но тут я сверланул всего на 5 см за хз сколько мученического времени, потом положил резиновый автомобильный коврик и всё-таки взялся за перфоратор. Сверлил сверлил, сверло провалилось. Полез в колодец. Всё облазил, не нашёл сверла, купил бур на полметра, насадил на перф и изрешетил стенки колодца на предполагаемой глубине в надежде, что вода начнёт капать, но там и без сверления капало, на стенах сталактиты. Ничё из затеи не вышло, я знал, а точнее был уверен, что не попал прямиком в стенку колодца, а ушёл по касательной.

Ушёл домой и с горя написал в сообщество “Сделай сам” с мольбой о помощи, прикрепив следующую накаляканную картинку, а также



Спасибо всем, кто откликнулся! Кто-то писал про динамик, который надо к трубе прикрепить и в яме слушать — услушался эти Времена года Вивальди, сидя в колодце. Глухо! Не слышно ни черта.

Кто-то предлагал 1 кг тротила, и на этом спасибо. Больше всего понравился способ заложить 100 гр героина в пробуренный канал, а в колодец залезть с ищейкой и по лаю определить примерно место, где стоит подразобрать кладку. Так и сделал =)) Шутка!

Кто-то предлагал нанять JCB и за ночь перерыть дорогу в кооператив к чертям. Здравая мысль! Только затратная, опасная. Можно и головы лишиться, ибо председатель её в таком случае уж точно свернёт =)) А как же тракторист нелегал? А как же вся конспирация, чтоб никто не знал про не законную врезку в канализацию. Оставим за кадром…

Выход нашёлся. Батя фигачил перфом, а я сидел в колодце и слушал, где шуршит. Слушал-слушал да выслушал. Определил место с точностью до трёх кирпичей. Дальше с перфом в колодец. Ну это писать просто сейчас (хотя я и так уже маленько подзадолбался), а тогда в яме, стоя на трубе, рядом ведро, чтобы осколки кирпичей собирать. Вылезаешь, чтобы подышать, ибо внизу немного попахывает и концентрация кислорода не такая, как на улице. Хрен с ним, нашёл сверло, раскопал рукой, только вот жижа глиняная, которая заполонила пробуренный канал, не давала воде, которая естественно затопила его до конца, стекать с колодец. Несколько раз засовывал бур и в режиме ай да ёршик трубочиста расфигачивал жижу, которая в один прекрасный момент вместе с водой со звуком пуканья слона, инвертированного во времени , стекла в колодец.

Читайте также: