Плоская акустика на стену своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 17.09.2024

1. По какой стене зала следует устанавливать громкоговорители?

Обычно оптимальной схемой является расстановка АС по длинной стене – такой подход не дает развернуться басовой волне и создать гул в точке прослушивания.

2. Использовать ли шипы при инсталляции напольных акустических систем?

Да, обязательно – развязка от пола исключительно важна.

3. Как защитить покрытие пола от возможных царапин шипами?

В комплекте обычно есть шайбы с углублением в центре, на которые можно устанавливать АС, оснащенные шипами. Если необходимо, шайбы можно приобрести в специализированных салонах.

4. На чем располагать полочные колонки, если выбраны они?

Лучше всего на специальных стойках для акустических систем.

5. Нужны ли шипы в случае применения стоек для полочных АС?

Конечно же, нужны – схема такая же, как и при работе с напольными спикерами.

6. Имеет ли смысл засыпать стойки для колонок?

Да, засыпанные стойки – более защищенная от резонансов конструкция.

7. Чем лучше всего засыпать стойки?

На 2/3 объема – песком или дробью.

8. Можно ли использовать настенные кронштейны для АС?

Такой подход допустим при конструировании системы хоум синема. В Hi-Fi (и, тем более, в High End) технике строго рекомендуется использовать специализированные стойки для полочных АС. Многие производители выпускают модели специально под свои громкоговорители.

9. Стоит ли располагать коленки на стеллажах?

10. Как необходимо ориентировать акустику на слушателя?

По правилу равностороннего треугольника, с разворотом на слушателя так, чтобы из точки прослушивания не были видны боковые грани колонок.

11. На какой высоте должны быть расположение твитеры колонок?

На уровне ушей сидящего в точке прослушивания человека.

12. Можно ли располагать колонки несимметрично?

В крайних случаях – при возникновении басовых мод. Такой вариант допустим, но разворот на слушателя все равно остается обязательным.

13. А можно ли установить одну колонку выше другой?

14. На каком расстоянии от стен следует устанавливать акустические системы?

Зависит от акустического оформления спикеров. Если перед нами закрытый ящик или фазоинвертор, выведенный вперед – то от стены следует отступить не менее 20-30 см. В случае выведенного назад фазоинвертора отступ должен составить не менее 60-70 см.

15. Я читал, что параллельная установка спикеров может дать лучшие результаты, почему вы не предлагаете такой вариант?

Данная схема может чуть улучшить пространственную картину, но снизит остальные параметры саунда.

16. Нужно ли использовать грили на АС?

По возможности их лучше снять – улучшится разрешение. Использование грилей рекомендовано, если в квартире присутствуют домашние животные, например – когда динамики колонок могут быть повреждены.

17. Можно ли улучшить ещё звучание громкоговорителей?

Да, утяжелите их – расположите сверху на спикерах специальные металлические пластины, которые можно найти в продаже в салонах Hi-Fi техники.

18. А можно ли ставить технику на спикеры?

19. А украшать их статуэтками и прочим?

Крайне нежелательно, так как такие вещи могут немного менять характеристики звукового поля.

20. Если в зале есть телевизор, имеет ли смысл поставить колонки по бокам ТВ?

Лучше всего избегать такой схемы, так как поверхность экрана телевизора будет работать как отражатель звука.

21. А по бокам шкафа?

Аналогично, не рекомендуется.

22. С колонками разобрались, а акустические кабели с какими терминалами оптимальное всего использовать дома?

Вы сильно испортите звук системы. Купите недорогой Hi-Fi кабель – из меди неплохого сечения.

24. Имеет ли смысл использовать подставки для кабелей?

В системах класса High End важна каждая деталь и такой подход оправдан. В Hi-Fi комплексе это может быть избыточным – однако, попробовать стоит, кто знает? Каждая стереосистема уникальна – а развязка от пола ещё никакому компоненту не вредила. А кабель – это тоже компонент.

25. Что делать с покрытием пола в комнате для прослушивания?

Главное правило – избегать открытых гулких поверхностей типа плитки. Лучше всего даже паркет или ламинат закрыть ковром.

26. Какой ковер выбрать?

Чем толще – тем лучше!

27. А что с мебелью?

28. Идеальный диван для зоны прослушивания – это…

Большой, мягкий и очень тяжелый. Он сработает, как отличная басовая ловушка и снизит резонансы в помещении.

29. Как поступить со шкафами-витринами со стеклянными дверцами?

Если есть возможность – перенести их в другое помещение. Если такой возможности нет – закрыть стекла чем ни будь, например, плакатами из ткани.

30. Что делать с окнами?

Тяжелые и плотные шторы – наш выбор.

31. А жалюзи не помогут?

С одной стороны, жалюзи рассеивают звук. С другой – их легкая конструкция явно не носит аудиофильский характер – так что, лучше всего использовать проверенную схему со шторами.

32. Имеет ли смысл заниматься дверью, ведущей в помещение?

Да, если есть возможность, лучше всего улучшить ее прилегание к косяку и закрыть гладкую поверхность чем-нибудь вроде плаката из ткани.

33. Как поступить с потолком?

В базовом варианте подготовки помещения потолку внимание не уделяется.

Расположить в них басовые ловушки – от тяжелых кресел до специальных систем Bass Traps.

35. Большая стена за зоной прослушивания – как поступить с ней?

Идеально разместить на ней диффузор Шредера – вы существенно улучшите показатели локализации инструментов.

37. А о тарелках-рассеивателях, резонаторах и прочем?

38. Всё ясно, переходим к компонентам – где располагаем их?

Конечно же – на специализированной Hi-Fi стойке.

39. Стойка какого типа оптимальнее всего?

Лучше всего, чтобы (если речь о системах базового уровня) она допускала возможность засыпки и утяжеления.

40. Её тоже придется засыпать и располагать на шипах?

Да, безусловно – точно так же, как и стойки для АС.

41. Как избежать перегрева техники?

Не устанавливать технику в стойку так, чтобы между ней и полкой сверху было совсем мало места.

42. Какое расстояние до верхней полки должно быть у компонента?

15-20 см для компонентов и 30-40 см для усилителей.

Или на верхней полке стойки или рядом на полу – на специальных постаментах.

44. Имеет ли смысл использовать защитные сетки на лампах?

Только в случаях, если кто-то может случайно задеть лампы.

45. В зале от работы техники может становиться жарко?

Да, кондиционер становится необходимостью – особенно летом.

46. Можно ли использовать сетевые компьютерные фильтры с системой?

Нет, вы существенно ухудшите качество звучания.

Приобрести аудиофильские сетевые распределители с кнопкой отключения.

48. Имеет ли смысл систему держать всегда в режиме stand by?

49. А какой период прогрева у новых компонентов?

Обычно техника выходит на базовые параметры через 100 часов работы.

50. …и у акустики?

Аналогично, около 100 часов.

51. Если я уеду на месяц, система потребует нового прогрева по возвращении?

Действительно, длительный простой комплекса может чуть изменить его звучание. Обычно прогретая система возвращается к оптимальному звучанию примерно через 2-3 часа прослушивания.

53. А что делать с сетевыми кабелями, они важны?

Это самое важное звено соединительного тракта, им лучше всего уделять наибольшее внимание.

54. Позвольте, тогда получается, что и розетки играют роль?

Да замена розеток с обычных на более качественные явно улучшит саунд. На рынке сейчас представлено множество вариантов, включая и аудиофильские прецизионные.

55. И щиток ввода электричества в квартиру?

Лучше всего собрать его на базе высококачественных автоматов и развести хорошим проводом.

56. А что за выделенная линия для электропитания системы?

Если позволяют возможности, продолжите выделенную линию толстым медным проводом электропитания от щитка в зал – для группы розеток, питающих стереосистему.

57. Может быть, тогда имеет смысл подумать о применении аккумуляторного блока питания всего комплекса? Или о системе фильтров электричества?

Такие модули есть, например, StormTank – но они достаточно дороги. И износ аккумуляторных батарей никто не отменял. Обычная схема в недорогих и среднего уровня системах – уделять внимание именно оптимизации стандартного электропитания. Использование фильтрации рекомендовано лишь в случае очень грязного электропитания – в иных случаях вы неизбежно сократите динамический диапазон звучания.

58. Как ухаживать за контактами системы и разъемами кабелей?

Раз в год очищать их специальными составами для возврата параметров коннекта к заводским.

59. Влияет ли уровень влажности в зале на качество воспроизведения?

Да. Идеально, чтобы в зале было от 40 до 50% влажности.

60. И на сами компоненты и акустику?

Деградация подвесов динамиков и конденсаторов в компонентах идет быстрее при уровне влажности менее 25%. Излишняя влажность, опять же, плоха – увеличивается вероятность коррозии.

61. Так без увлажнителя не обойтись?

Идеально, чтобы увлажнитель присутствовал в помещении.

62. А что с очистителем воздуха?

И очиститель воздуха лучше всего разместить в помещении – чистый воздух очень важен.

63. Ладно, с косметикой все ясно, а если я планирую ремонт помещения, с чего начать?

С измерений помещения – для этого лучше всего пригласить специализированную компанию и обсчитать комнату с точки зрения необходимых доводок её до идеальной для прослушивания.

64. Какой пол лучше всего предусмотреть?

Обычно используют плавающую систему пола – таким образом, поверхность получается развязанной от стен и позволяет лучше бороться с резонансами.

65. Как лучше всего обработать потолок?

Подвесные и натяжные потолки благоприятно сказываются на звуке, кроме того, в ультимативных схемах используются висячие звукорассеивающие панели.

66. А покрытие стен какое выбрать?

Есть специальные панели, повышающие или понижающие коэффициента рассеивания звука – чтобы не переглушить зал, обычно их используют после детальных акустических замеров помещения.

67. Далее – обои или краска?

Обои более оптимальны с точки зрения звука.

68. Что за стеклопакеты нужны?

70. Наверное, стоит подумать о системе полного климат-контроля с рекуперацией и увлажнением?

Возможно, но следует помнить, что обслуживание подобных систем может быть затратным.

71. Помешает ли кофейный столик перед системой?

Если он небольшой – и его столешница выполнена не из стекла, то не помешает.

72. Какое число розеток предусмотреть для системы?

Не менее 12 – поверьте, когда число компонентов увеличится, их будет в обрез. На розетках точно нельзя экономить.

73. Может быть вообще не использовать розетки, а вывести шнуры питания со штекерами для компонентов с выделенной линии?

Такая схема теряет в гибкости – вы лишаетесь маневра на апгрейд сетевых кабелей, наиболее важных среди соединителей.

74. А можно ли применить вмонтированную в пол стойку-постамент для компонентов?

Опять же – вы потеряете возможность апгрейда. Кроме того, на вмонтированную конструкцию резонансы будут воздействовать сильнее, чем на развязанную через шипы. В итоге – мы не рекомендуем такое решение.

75. Подиум для техники и акустики – имеет ли смысл планировать такое?

Нет, лучше под каждый компонент выбирать необходимую подставку.

76. Диффузоры Шредера опять будут нужны?

Безусловно – причем, при выделении специального помещения под зону прослушивания рассеивали можно расположить и перед, и за слушателем, и на боковых стенах помещения.

77. А отдельные басовые ловушки?

Если предусмотрено большинство вышеописанных моментов, включая плавающий пол – вероятнее всего, они не потребуются.

78. Имеет ли смысл о введение в систему сабвуфера?

Как правило, такой подход оправдан лишь в случае с полочными АС и значительным по объему помещением.

Существует всего четыре вида крепежей. Каждый из них имеет ряд достоинств и недостатков. С их учетом и нужно выбрать подходящую модель крепления.

Простейшие

Чем проще – тем лучше. Это прямо относится и к теме фиксаторов акустических систем. Простые крепежи для колонок, как правило, обладают высокой надежностью, так как в них отсутствуют поворотные и наклонные механизмы.


Подобные устройства крепятся при помощи шурупов или гвоздей прямо в стену или потолок. Недостатками изделий являются:

  • невозможность поворота устройства;
  • подходят не ко всем моделям.

Помимо недостатков, у моделей этого типа есть и положительные свойства:

  • Такие устройства очень прочные. Они выдержат колонки любых размеров и массы.
  • Держатели оптимально подойдут для использования дома или на даче.

Универсальные

Если размер колонок неизвестен, или они будут постоянно меняться местами, приобретают универсальные модели крепежей.


Их универсальность заключается в том, что в них можно встроить колонки разных размеров. Помимо акустики, с их помощью фиксируют и любые другие предметы (микрофон или цветочный горшок).

Подвижная основа крепится на металлическую пластину. Такая технология обеспечивает высокую прочность и маневренность, что позволяет изменять положение динамиков в нужном направлении.

Поворотные

В отличие от предыдущих вариантов, такое крепление для колонок на стену позволяет направлять колонки в ту сторону, куда это потребуется.

Подобные устройства выполняются из пластика и алюминия. Существуют и исключения в виде стальных изделий. Приобретать их есть смысл только в том случае, если динамики имеют большой вес.


Главное достоинство данных моделей в том, что подобрать можно конфигурацию с любым углом наклона и поворота. Это позволяет настроить акустическую систему, направив звук в нужную точку.

Шарнирные

Еще один, не менее оптимальный, вариант – шарнирные крепления. Они отличаются своими размерами (как правило, несколько меньше) и более глубоким углом поворота.


На них можно закрепить любые колонки или динамики. Это могут быть как обыкновенные колонки для домашнего ПК, так и более серьезные установки для создания особого звукового эффекта.

Это одна из лучших систем настенного крепления для колонок. Основное ее достоинство в том, что установить ее можно даже своими руками. Достаточно внимательно отнестись к инструкции по установке.

5-1 и кино

Звук 5-1 может, конечно, оживить и фильм на плоском экране, но для этого нужна совершенно иная культура постановки, которой пока нет и в теории. А ощущения проезжающего сквозь зрителя автомобиля или топот за спиной, когда персонаж бежит перед глазами, не дают ничего, кроме вреда душевному и, через него, физическому здоровью. Но вернемся к технике: если кто обзавелся домашним кинотеатром, то настроить его акустику под помещение нужно правильно, система 5-1 к этому очень критична.


Схема установки акустики для домашнего кинотеатра

Расположение динамиков для домашнего кинотеатра с системой озвучивания 5-1 показано слева на рис. Его основа – т. наз. рисующие АС (показаны красными стрелками), образующие обычную акустическую стереопару. Настройка 5-1 под комнату производится подбором правильного их расположения, поэтому рисующие АС звука 5-1 встроенными делать не следует, либо нужно изначально проектировать 5-1 под помещение. Для чего требуется полное знание электроакустики в теории и на практике или весьма и весьма значительные денежные средства.

Чтобы самостоятельно сделать акустику для домашнего кинотеатра, рисующие акустические системы нужно делать напольными; для удобства настройки и возможности спрятать их среди мебели – в виде высоких узких колонок (показаны красными стрелками справа на рис.). Оптимальный вид акустического оформления для такого случая – лабиринт, тем более что звуковые колонки лабиринтного типа можно сделать своими руками, обладая лишь самыми начальными познаниями в электроакустике и обычным домашним инструментом.

Вывести все материалы с меткой:

Перейти в раздел:

Кухня


Установка встроенных динамиков в кухонную мебель

Изготовление держателей для колонок своими руками

Если нет возможности купить готовое изделие, можно сделать его своими руками. Необходимо заранее подготовить все, что может понадобиться в процессе создания качественного крепежа.

Выбор и подготовка материала

Металл – это материал, из которого можно сделать прочный кронштейн. Он сваривается из нескольких стальных элементов.

Еще один популярный вариант – дерево. Крепеж из дерева прослужит недолго, и он не всегда выглядит эстетично, зато сделать его можно за пару часов.


Металлические детали, перед тем как собрать конструкцию, нужно очистить от ржавчины и старой краски.

Схемы и чертежи

Чтобы упростить процесс изготовления и сборки, будущее изделие следует нарисовать на бумаге. Сделать это можно от руки или в специальной программе. Если заниматься подобным нет желания или времени, то можно взять готовый чертеж.


При отсутствии опыта в сборке подобных вещей, рекомендуется выбирать чертежи простых моделей.

Изготовление элементов будущей конструкции

Для работы с металлом понадобится УШМ с режущим диском. С ее помощью будут нарезаться части будущего держателя. Более мелкие детали можно выточить на токарном станке или купить отдельно в хозяйственном магазине.

Сборка


Сборка осуществляется по заранее подготовленной схеме с помощью столярных и универсальных инструментов. Для сборки металлической конструкции потребуется сварочный аппарат, для деревянной – лобзик, рубанок.

По окончанию сборки можно покрыть кронштейн краской (металл) или отшлифовать поверхность мелкоабразивной шкуркой (дерево).

Установка самодельного держателя

Когда модель будет полностью собрана, приступают к ее установке. Для этого нужно провести все те же самые манипуляции, что и с магазинными экземплярами. То есть найти оптимальное место расположения, подготовить стену и подобрать шурупы или анкера. Весь процесс не займет много времени, если использовать качественный электроинструмент.

Кронштейн для крепления акустической системы – важный элемент, который удерживает колонки в предназначенном для этого месте. Можно выбрать готовый вариант или сделать держатель самостоятельно.

Инструкция по установке кронштейнов для колонок на стену

Акустика в помещении оказывает существенное влияние на конечный результат. И чтобы изменить ее, необходимо прибегать к услугам специалистов. Но крепления для динамиков можно установить самостоятельно.


Перед тем как начать процесс монтажа, нужно определить место установки кронштейнов. Сделать это можно по заранее намеченной схеме расположения. Нужно учесть направление звука и препятствия, мешающие его распространению. Лучше, если звук будет направлен в середину помещения. Благодаря этому удастся добиться наилучшего звучания колонок.
Следующий шаг – подготовка кронштейнов

С них нужно снять защитную пленку, оставшуюся с магазина (важно сделать это заранее). Если на основании крепления нет отверстий (такое бывает у дешевых моделей), то их придется сделать самостоятельно, вооружившись дрелью

Это займет всего пару минут.
С помощью той же дрели необходимо высверлить отверстия в стене под анкерные болты. Можно обойтись и без них, если использовать шурупы, но анкерные болты надежнее.
Остается только прикрутить кронштейн к стене и закрепить на нем колонку. Для этого в комплекте имеется дополнительный набор винтов. Если их не оказалось, то придется докупить отдельно.

Какое крепление для колонок выбрать

Акустические системы различаются по весу, мощности и размерам. В соответствии с этими параметрами следует выбирать способ их установки. В зависимости от ваших технических навыков, вы можете приобрести готовые детали сборной конструкции либо самостоятельно изготовить крепление. В продаже можно найти различные кронштейны и стойки, их характеристики подбираются под массу и размер аппаратуры. Цена варьируется: недорогие крепежи китайских производителей подходят для лёгких и небольших АС, в то время как дорогостоящие варианты способны выдержать вес до 15 кг и выше. Промышленный крепёж не доставит проблем при установке. Он легко монтируется и регулируется в зависимости от размеров звукового оборудования. Однако его покупка может ощутимо ударить по карману. Перед началом работы следует определиться с методом крепления:

  1. С помощью кронштейнов.
  2. На петлях.
  3. На винтах.
  4. Посредством стойки.

Кронштейн для колонок на стену своими руками

Преимущество этого способа – возможность сделать крепёж под свои запросы. Это надёжный и долговечный метод крепления акустики, удобный в небольших помещениях.

Недостаток – могут возникнуть сложности у неопытного пользователя (использование сварки и т. д.). Во многих случаях приходится сверлить отверстия в корпусе колонки. В категории до 5 килограмм будет достаточно лёгкой конструкции.

Для работы понадобятся:

  • металлические уголки (как вариант, разборные дверные петли);
  • анкерные болты (или шурупы, саморезы);
  • ДСП.

Уголки продаются в строительных магазинах, выбираются по длине АС. Размер ДСП подбираем под габариты колонок. При необходимости проводим подготовку уголков: подгонку по размерам, шлифование и т. д. Намечаем на металлических деталях и в стене отверстия, просверливаем их. Закручиваем подготовленные уголки, затем по желанию устанавливаем на них полку, прикручиваем её.

При использовании петель на каждую колонку понадобится по 2 детали. Сторона с выемкой крепится к стенке, противоположная со штырём стыкуется с аппаратурой. Чтобы звук не резонировал, необходимо оставить зазор между стеной и акустикой (до 40 см).

Непосредственно сами АС можно фиксировать несколькими способами:

  • дополнительным уголком, расположенным сверху, с одной стороны, он привинчен к корпусу устройства, с другой – прикручен к перегородке;
  • с помощью верёвок (или иных упругих элементов), которые крепятся к стенке;
  • на клеевой основе, фиксируя акустику к полке.

В первом случае действуем по ранее указанной схеме. Во втором варианте в стене сверлятся достаточно глубокие и большого диаметра отверстия, в которые вставляем трубы и заливаем их цементом (или свинцом). Ножки конструкции с помощью цементного раствора соединяем с полом. Следует подождать, пока используемая смесь застынет. Сверху можно прикрутить полочку из ДСП. При желании, красим полученное изделие. Акустику можно зафиксировать одним из упомянутых ранее способов.

Гостиная, спальня и т.п.

Делать интегрированную акустику в жилых комнатах целесообразно прежде всего экономически. Почему – см. цены на модульные АС. Еще лучше, если стена, на которой будут размещены динамики, утеплена снаружи или смежная с соседней комнатой. В таком случае, если обшивка под акустику выполнена правильно (см. ниже), можно просто взять доску (переднюю панель) от старых колонок вместе с динамиками и разделительными фильтрами и поставить в стену. Нужный объем воздуха за доской легко получается установкой горизонтальных перегородок. Главная задача при этом – обшить стену так, чтобы гипсокартон не резонировал.


Схемы обрешетки под обшивку стен гипсокартоном с установкой встроенной акустики

Об объеме за динамиками

Если в описанное акустическое оформление будут устанавливаться динамики с фильтрами от старой АС с фазоинвертором, то всю обрешетку нужно будет собрать из цельных реек, а объем за динамиками подогнать до величины его в исходной АС с помощью горизонтальных перегородок, т.к. иначе работа фазоинвертора нарушится.

Если же устанавливаются динамики от старых АС типа закрытый ящик, то объем за угловыми динамиками в стене нужно пересчитать на максимально допустимый по какой-либо из известных методик либо воспользоваться упрощенной (см. далее). Дело в том, что на производстве, в т.ч. в очень солидных фирмах, дизайнеры, маркетологи, экономисты и эргономисты часто всем скопом давят на конструкторов, заставляя их делать АС – закрытые ящики объема много меньше оптимального. Напр., объем потенциально очень неплохой 6АС-1 сделали 6,5 л в расчете на определенную категорию потребителей, а технически оптимальный для тех динамиков – 30 л. Звук тех же динамиков с фильтрами в подходящем ящике меняется поразительно – не в худшую сторону.


Шар (или сфера) является идеальной формой колонки. Сферическая форма корпуса оказывает минимальное влияние на звучание установленного в нем динамика, что позволяет получить максимально верный, аудиофильский звук. Готовую сферическую акустику редко можно встретить в магазинах, она сложна в производстве и соответственно имеет очень высокий ценник. Однако сделать сферические колонки в домашних условиях с помощью самых обычных инструментов совсем несложно, о чем и пойдет речь в обзоре.

Изначально я планировал сделать комплект сферической акустики для системы 2.1 (т.е. 2 стереоколонки + сабвуфер). Поскольку в такой системе за воспроизведение низких частот (басов) отвечает сабвуфер, то колонки-сателлиты можно сделать из динамиков с высокой резонансной частотой и добротностью, например автомобильных динамиков. Высокая резонансная частота (Fs) говорит о том, что басы такой динамик воспроизводит очень плохо. Для обычных стереоколонок это недостаток, а для использования в сателлитах системы 2.1 это наоборот достоинство. Дело в том, что басы сабвуфера с фазоинвертором (а у меня именно такой) сильно отстают от колонок по времени и фазе и при смешении с собственными басами колонок итоговое звучание такой системы будет очень плохим – смазанный звук, сопровождаемый невнятным низкочастотным гулом. Таким образом, все басы из сателлитов для системы 2.1 ниже частоты среза сабвуфера должны быть максимально выпилены.

Приступаем к работе


Второе отверстие превращает наш корпус в подобие открытого ящика. Такое акустическое оформление необходимо по 2-м причинам. Во-первых, колонки типа открытого ящика с размерами как у нашего шара чисто физически не могут воспроизводить частоты ниже 150 Гц из-за акустического короткого замыкания на длинах волн от 2-х и более метров (на рис. ниже, для нашего корпуса длина огибающей от передней до задней поверхности диффузора равна примерно 60 см, это четверть длины волны для частоты 150 Гц):

А вторая причина в том, что динамик с такой высокой добротностью не подойдет никуда кроме открытого ящика.


Т.к. вся площадь сферы конструктивно представляет собой сплошное ребро жесткости, толщины 2 мм будет достаточно чтобы обеспечить механическую прочность колонок, тем более для негерметичного открытого ящика, однако для хорошей звукоизоляции такой толщины будет явно недостаточно. В патенте WO2015187051 на сферические колонки приводится такая многослойная конструкция корпуса:

В этой запатентованной колонке корпус также сделан из акрила. А бутилкаучуковая мастика на подложке из алюминиевой фольги – это самая обычная автомобильная виброизоляция. Она предназначена для устранения резонансов и гашения звуковых волн преимущественно низких частот с эффективным диапазоном от 20 Гц до 1000 Гц. Что касается звукопоглощающего материала, он гасит звуки в диапазоне примерно от 1000 Гц до 10000 Гц.


Для лучшего прилегания виброизоляции в процессе прикатывания используем вырезанный ранее фрагмент шара. Для крепления динамика сверлим отверстия и наклеиваем разрезанные пополам войлочные кружки для мебельных ножек:


Используя тот же шаблон, вырезаем и наклеиваем звукопоглощающий материал Битопласт А5К:

Приступим к прослушиванию изготовленных колонок в составе системы 2.1.

Подключаем, выравниваем крутилками громкость стереоканалов и баса, ставим частоту среза примерно 150 Гц. Помимо того, что это нижняя частота сателлитов, еще есть одна причина делать частоту среза достаточно высокой. Сабвуфер — это специализированное устройство для воспроизведения басов и коэффициент нелинейных искажений по НЧ у него на порядок ниже, чем у обычных широкополосников или СЧ динамиков.


Чтобы снизить добротность и минимизировать послезвучия, делаем панель акустического сопротивления (ПАС).
Для этой цели хорошо подходят женские колготки)


Склеиваем кольцо из тонкого пластика под диаметр заднего отверстия колонок, наклеиваем двусторонний скотч на внешнюю сторону кольца, равномерно растягиваем кусок ткани колготок и наклеиваем на скотч. Затем наносим клей на внутреннюю сторону кольца, обрезаем края ткани и с натягом наклеиваем. ПАС готова!


Финальный вид колонок с установленной ПАС:

Сделал видео как звучат колонки. Сигнал подавался на усилитель через аудиовыход телевизора, а на телевизор – с ТВ бокса по HDMI. На записи звучание отличается от живого, микрофон телефона реального звучания не может передать.

Вместо заключения

Сферический корпус, по сравнению с прямоугольными корпусами, привносит минимальные интерференционно-дифракционные искажения в звучание установленного в нем динамика, что позволяет получить максимально верный, аудиофильский звук. Все преимущества сферической акустики могут полностью раскрыть только хорошие динамики. В обзоре описан процесс изготовления 5-ти слойного композитного сферического корпуса, в том числе показана техника раскроя плоских листов вибро- и звукоизоляции для нанесения на сферическую поверхность. Для создания сферического корпуса с акустическим оформлением в виде открытого ящика (т.е. негерметичным) могут подойти пластиковые основы с небольшой толщиной стенок, аналогичные использованным в обзоре.

Update – Замена динамиков

Была выполнена с целью улучшить звучание сферической акустики. Решил попробовать широкополосные динамики по технологии BMR. За подсказку благодарю Barbos.

Конструкция и принцип работы BMR динамика:



Фото полученных динамиков:


Спецификация:


Измеренные параметры Тиля-Смолла полученных динамиков (см. обзор Как измерить параметры Тиля-Смолла динамиков с помощью ПК и выбрать для них правильный корпус):


Т.к. динамики Tectonic несколько меньше по диаметру чем ранее установленные, остались незакрытыми отверстия под крепежные уши старых динамиков. Также я заменил подставки на комплектные пластиковые, поскольку одна из стеклянных подставок случайно разбилась:

Звучание колонок с такими динамиками мне очень понравилось. Яркий, живой, объемный звук заполнил все пространство. Тончайшие, кристально чистые верха приятно покалывали барабанные перепонки из любого угла комнаты. Жаль, что запись с телефона передать это все не может… Вот тот же самый трек, все настройки и аппаратура та же самая что и в первом видео:

Спасибо за просмотр этого обзора! Буду рад, если какая-то информация окажется вам полезной.

Простые способы улучшить акустику в комнате

Если при хлопке в ладоши в точке прослушивания раздается звонкое эхо с металлическим призвуком, значит, враг обнаружен. Такой эффект возникает из-за многократного отражения звука от голых стен, пола и потолка. Ровные поверхности для звука — все равно что зеркало для света.

Главный враг хорошего звука в комнате — это реверберация.

  1. Положение. Подобрать подходящее место для колонок и точки прослушивания в комнате.
  2. Изоляция. Изолировать колонки от стен, пола и потолка, чтобы вибрации от них не передавались поверхностям (которые сами начинают излучать звук, что и приводит не только к паразитным шумам и дребезгу, но и к недовольству соседей).
  3. Поглощение. Добавить в комнату материалы и предметы, поглощающие звук.
  4. Диффузия. Добавить предметов, рассеивающих звук.

Самыми эффективными предметами для поглощения и рассеивания звука являются акустические панели из минеральной ваты и различного вида диффузоры. Их можно как купить, так и сделать самостоятельно — на YouTube полно инструкций. Однако если не хочется портить интерьер огромными панелями, и нет задачи добиться идеального результата, всегда можно воспользоваться хитростями из списка ниже.

Переставить колонки


За пример можно взять стандартную прямоугольную комнату. В ней можно расположить колонки как вдоль длинной, так и вдоль короткой стены. У каждого способа есть и преимущества, и недостатки:

  • При расположении вдоль длинной стены первичные отражения от боковых стен будут достигать слушателя позже, чем звук от колонок. В итоге звук станет четче. Однако из-за малого расстояния от колонок до слушателя длинные низкочастотные волны не успеют раскрыться, что приведет к некоторой нехватке баса.
  • И наоборот — если поставить колонки вдоль короткой стены и сесть от них подальше, баса станет больше, но звук будет менее четким.

При любом способе рекомендуется расположить колонки ровно по центру стены, чтобы отражения от боковых стен достигали слушателя одновременно. Так не будет перекоса стереополя: в музыке будет понятнее позиционирование инструментов, а в фильмах и играх станет проще определить откуда раздаются выстрелы.

Если колонки оснащены фазоинвертором на задней стенке, тогда не стоит ставить их вплотную к стене. Иначе сигнал будет частично передаваться задней стенке (и та будет дрожать), а частично отражаться от нее (и гасить первичный сигнал из-за разницы по фазе). Все это приведет к тому, что низкие частоты будет слышать не слушатель, а соседи. Чтобы не впечатлять их глубоким басом своей аудиосистемы, лучше отодвинуть колонки хотя бы на полметра от стены.

В студиях мониторы обычно располагают так, чтобы расстояние между ними равнялось расстоянию до слушателя. Таким образом динамики и голова слушателя образуют равнобедренный треугольник. Меломаны также могут воспользоваться этим советом.

Оптимальное положение для сабвуфера найти очень просто. Достаточно поставить его на место, где должен сидеть слушатель, а затем походить по комнате в поисках точки, в которой бас звучит наиболее плотно, четко и читаемо. Это и будет искомой позицией саба.

Подвинуть мебель


Существуют калькуляторы, помогающие вычислить наилучшее расположение колонок и стоячие волны в помещении, но они справедливы лишь для абсолютно пустой комнаты. В реальности комната не бывает пустой, поэтому вместе с перемещением колонок нужно подвигать и мебель.

Если в комнате стоит софа или диван, тогда лучше всего расположить его прямо напротив колонок. Массивный диван будет замечательно поглощать звуковые волны. Если есть мягкое кресло, тогда его стоит поставить в углу комнаты — оно станет превосходной басовой ловушкой. В той же роли может выступить шкаф с одеждой — низкие частоты легко пройдут через стенки шкафа и завязнут в ткани. А вот книжный шкаф лучше всего прислонить к боковой стенке — он станет отличным диффузором.

Шкафы и полки со стеклянными или зеркальными дверцами лучше перенести в другую комнату. То же относится к металлическим ящикам и стендам, холодильникам, стиральным машинам и другой крупной бытовой технике — стекло и металл отражают звуковые волны без поглощения и рассеивания.

После перестановки мебели можно принести в комнату с акустической системой максимальное количество декоративных подушек, пуфиков и других предметов интерьера. Все они станут отличными поглотителями излишней реверберации.

Поместить колонки на подставки или стойки


Чаще всего напольная акустика и сабвуферы ставятся прямо на пол, а полочная — на стол. В итоге вибрации от аудиосистемы передаются всей комнате, и это не только добавляет дребезжания и паразитных призвуков, но и беспокоит соседей.

Владельцам крупных напольных колонок и сабов можно порекомендовать специальные виброизолирующие подставки. Их можно купить в магазинах для музыкантов и меломанов, а можно изготовить самому из максимально плотного поролона.

Для полочной акустики, помимо виброизоляционных подставок, понадобятся стойки, позволяющие расположить их примерно на одном уровне с ухом слушателя. Разница между колонками на столе и колонками на стойках настолько велика, что многие не узнают звучание собственной аудиосистемы.

Уплотнить отверстия для розеток и добавить порожек


Звук в помещении ведет себя как вода в аквариуме: если где-то есть отверстие, то будет течь. Если эту течь залатать, то звукоизоляция в квартире улучшится многократно, причем без дорогостоящего ремонта. В многоквартирном доме звук, как правило, просачивается к соседям через сквозные отверстия для розеток. Можно внедрить туда цилиндр из минеральной ваты или залить негорючим герметиком, в интернете можно поискать специальные акустические герметики для таких целей.

Завесить окна шторами


Огромные окна на всю стену радуют глаз, но не обрадуют ухо, если стоит задача добиться хорошего звука в помещении. Разумеется, не нужно закладывать их кирпичом или закрывать деревянными ставнями, достаточно обычных плотных занавесок. Чем ткань плотнее и массивнее, тем лучше она будет поглощать ненужное эхо. Звукорежиссеры в домашних студиях порой занавешивают окна пледами или даже спальниками.

Радикальные меломаны и домашние звукорежиссеры иногда устанавливают на окно лист оргстекла, крепя его на герметик. Это позволяет избавиться от вибраций стекла при большой громкости звука, а также улучшает звукоизоляцию в комнате. Однако для большинства такая мера будет слишком радикальной.

Компромиссным вариантом могут стать специальные демпферы для барабанов, напоминающие игрушку-лизуна из детства. В студии такие лепят на барабаны и тарелки, чтобы приглушить слишком громкий элемент установки. Если же прилепить несколько таких штук по краям окна, они помогут погасить вибрации. Аналогичным образом могут работать мягкие игрушки на присосках.

Положить ковер


Что касается советской классики в виде ковра на стене, то к такому решению стоит прибегать лишь когда звук в комнате слишком яркий, с преобладанием верхних частот, поскольку именно их ковер поглощает лучше всего. Если же помещение, наоборот, глухое и гулкое, с проблемами в низких частотах, тогда может стать только хуже. В этом плане ковер мало чем отличается от акустического поролона пирамидками, который из-за малой массы поглощает только верхние частоты. Применять его стоит только в ярком помещении.

Добавить полок


Звуковые волны можно не только поглощать, но и рассеивать. Здесь главное правило — чем меньше ровных плоских поверхностей, тем лучше. Например, превосходно рассеивают звук книжные шкафы без дверок.

Книги, расставленные немного хаотично, образуют рельефную поверхность и превращаются в замечательный диффузор, такой метод используют даже в крупных студиях звукозаписи. Схожим образом работают стеллажи с дисками, винилом, коллекционными игрушками и другими предметами, а также жалюзи на окна, если не удалось раздобыть плотных занавесок.

Помогут также любые полки, панно, картины и другие предметы интерьера, способные сделать голые стены чуть рельефнее. Любители мастерить руками могут собрать валежника и сделать декоративные панно-диффузоры — красиво и функционально.

Добавить растений


Не случайно жилые дома ограждают от автомагистралей деревьями. Растения отлично поглощают и рассеивают звук. Подойдут любые крупные раскидистые цветы: кротон, аспидистра, монстера, различные пальмы и фикусы, цитрусовые типа лимона и мандарина. Даже крупные суккуленты вроде молочая, поставленные в угол комнаты, станут неплохой басовой ловушкой. Хорошим вариантом будут и панно из стабилизированного мха, или даже целые стены с вертикальным озеленением (главное не переборщить с влажностью в комнате, чтобы не вывести из строя технику). И, конечно же, растения создают уют и приятный глазу интерьер.

Заключение

Конечно, полноценные акустические панели и диффузоры выполнят задачу более эффективно, однако для многих будет достаточно представленных выше методов. К тому же, большинство из них стоят либо совсем немного, либо вообще нисколько. Притом эти методы не только помогут улучшить звук в комнате, но и обеспечат более уютное пространство для творчества и отдыха.

Читайте также: