Лес пол своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

7 Апреля 2011 в 15:53

Гитара представляет собой живой организм, в котором все части связаны и зависимы друг от друга между собой. Гитаристу хочется, чтобы его гитара идеально строила, но у каждой гитары есть свой предел, выше которого, подняться не получиться. И порой, чем гитара дороже, тем больше шансов приблизиться к идеалу. Рассмотрим настройку на примере электрогитары Gibson Les Paul.

Все гитары выпускаемые на фабрике требуют отдельной настройки. Дерево на электрогитаре высыхает всю жизнь, но первый год особенно важный. Главное создать условия для правильного высыхания, т.к. важна температура и влажность. Лучше всего подойдет футляр для электрогитары.

В течение, особенно первого года, гитара будет менять характеристики, и её нужно будет подстраивать периодически, но со временем всё стабилизируется. Для настройки электрогитары нужно знать, какую музыку будете играть. От этого зависит выбор струн, их толщина, тип и высота подъема звукоснимателей. Всё между собой связано и мелочей здесь нет. Точно определитесь. Теперь попробуем улучшить настройку электрогитары.

Определяем толщину струн. Например, стандарт для Gibson Les Paul. Gibson Brite Wires- это название, 10-46 – толщина струн (10 – это первая струна, 46 – шестая).

1 струна – 10 (E – ми), 2 струна – 13 (H – си), 3 струна – 17 (G – соль), 4 струна – 26 (D – ре), 5 струна – 36 (A – ля), 6 струна 46 (E – ми)Верхний порожек точно должен соответствовать толщине струн. Глубина пропила стандартная, не ниже и не выше (иначе точной настройки не получиться).

Для лучшего скольжения струн канавки порожка рекомендуется смазать графитовой смазкой. (она продаётся в авто магазинах). Струна после бендов должна ходить свободно. Пластиковый порожек можно заменить на костяной.

Устанавливаем струны. Есть несколько способов наматывания струн на колки. Один из самых простых и надёжных. Это продеть с внутренней стороны головки гитары в ушко колка струну. ( сделайте некоторый запас свободы струны. Поднимите струну по центру над грифом на 5-10 см) Пальцем прижмите струну к головке гитары, сделайте один полный виток. Остальные витки будут поверх струны. Много витков делать не желательно т.к. существует эффект пружины и строй будет хуже держать. (2-3 витка для толстых струн и 3-5 витков для тонких достаточно, нижние и верхние намотки надёжно зажмут струну). Вращая колок, другой рукой натягивайте струну. Витки должны плотно быть намотаны. Настройку лучше производить с помощью тюнера. (например BOSS TU-80)

Соедините шнуром гитару с входом (input) тюнера. Поставьте режим гитара и настройте каждую струну (1- E. 2-H. 3-G. 4-D. 5-A. 6-E.)Когда стрелочка установится на ноль, загоряться два светодиода и прозвучит сигнал, значит струна настроена. Потом натяните струну так, чтобы стрелочка отклонилась вправо и оставьте гитару на 5-10 минут. (новые струны должны вытянуться). Настройте гитару снова. Не забывайте, что при настройке, струну надо доматывать до значения нуля. Настраивать придёться несколько раз. Гайки и винты на колках надёжно должны быть закручены. Ничего не должно болтаться. Держите электрогитару всегда настроенной. Дерево запоминает строй. Теперь постараемся опустить струны, как можно ближе к грифу (насколько позволит ваша гитара).

Ослабляем струны, снимаем крышку на голове гитары, берем гитарный ключ и медленно потихоньку поворачиваем анкерную гайку по часовой стрелке (поворачивать по чуть-чуть). При этом струны начинают прижиматься к грифу. Не спешите крутить всё сразу, через кадый шажок настройте гитару и сделайте паузу 15 минут. Поворачивать анкер нужно до тех пор, пока не появится дребезг струн на первых пяти ладах. После этого гайку анкера чуть поверните влево. Дребезга струн на верхних пяти ладах быть не должно.

Далее вращаем колёсики на бридже вправо, по чуть-чуть, до появления дребезга на 12 ладу. Тем самым вы делаете минимальное растояния струн до грифа с помощью анкера (с 1-го по 5-ый лад) и колёсиков бриджа (с 6го по 12-ый лад). Регулировку периодически нужно повторять, пока гитара новая. Если гитаре несколько лет, то процесс много времени не займёт. Потом настраиваем расстояние до 12 лада.

На бридже под каждую струну имеются винтики. Настраиваем по тюнеру. Например открытая 1-ая струна МИ, на 12-ом ладу должна показывать тоже МИ. Если нет, то вращаем винтик бриджа (после поворота винтика смотрим сначала настройку открытой струны) до тех пор, пока значения открытой и зажатой на 12ом ладу струны не будет одинаковым. Гитара должна строить по всему грифу.

У бриджа звукосниматель называется-бриджевым, а у грифа-нековым. Переключаем тумблер в верхнее положение (нековый звукосниматель) и убираем тембр (т.е. ручку тембра до конца влево). При этом условии настройка будет более точная. (это совет гитарного мастера Виктора Жука). Расстояние от струн до ладов можно померять с помощью медиатора (на поверхности медиатора указывается толщина в миллиметрах). Вставьте, например, один или два медиатора между струной и 12-ым ладом. Если у вас получается 1.5 -2.5 мм, то это считается нормой (для 6-ой струны) и 1.0-2.0 мм (для 1-ой струны). Но бывает так, что не можете настроить свою гитару. Гитара не строит, дребезг струн и не получается опустить их ниже. Какие могут быть причины?

Вопрос у меня такой: те кто с ними сталкивался, подскажите, насколько они удобны (дома и для концертного выступления)?


Alexandre


Поясню, вот то что я оних слышал: гриф толстоват, из за отсутсвия скоса на деке(как например на страте) правая рука сильно натерается.. Хотя мне эта гитара очень нравиться. Вот и хотел узнать, у тех кто на ней играет, насколько она удобна в плане игры.

Мне ЛесПолы очень нравятся по своему виду и своему мягкому звуку, НО! Очень неудобная для игры гитара, я вообще не понимаю, как можно на них играть. Самые удобные это Фендеры Америкосы и никакие там не Мексико или японцы!


Vadim


Удобная, неудобная. Все дело привычки.. Лес Пол - это целый культ..чтоб на нем играть нужно привыкать к толстому грифу и весу гитары. Для меня щас уже неудобны узкие, тонкие грифы, а почти любая не лесполовская гитара в руках из за плоскости и легкости деки как-то. не солидно лежит. Когда в первый раз взял в руки Лес Пол -еле-еле мог нормально до шестой струны дотянуться.. а щас все ок вроде. Все дело привычки


NeCaster


2 N: Если скос важен - то на классике, по идее, правая рука к концу второго такта должна просто перетираться :-))) Честно говоря, до прочтения этого топика как-то не думал о "скосе" как о чем-то определяющем удобство игры. А как же Телекастер? На нем вона скольку народу играет. Короче говоря, Лес Пол и его клоны (как правильно отметил PISSmaker) - культовая гитара. У них есть очень толстые и просто толстые (если сравнивать, скажем, с Ибанезами) грифы. Говорят, что эти грифы - "медленные". Наверное. особенно если послушать Г. Мура, Джимми Пэйджа, Зака Уайлда и сотни других "медленных" гитаристов. Если говорить о концертах, то, конечно, физическая подготовка должна быть более солидной, чем для игры на Страте - вес гитары порядка 4,5 кг. В общем, все дело в личных предпочтениях (по звуку, как минимум) и привычках. А в принципе, говорят, что гитара неплохая :-)))))))


Серж



DЕNVЁR


Можно подумать Гари Мур и Джими Пейдж быстро играют, Зак не в счет, ну а если говорить о быстрых, таких как Гилберт, Анджело, Винни Мур, Мальмстин, Лиан и др. то вроде ни один из них не играет на толстых грифах. А так привычка конечно в первую очередь и Зак тому пример.


Серж



NeCaster


Не спорю. Медленно играют. Попрошу только воспроизвести 1:1 соло, скажем, Дж. Пэйджа из Since I've Been Loving You:-)))))) Вопрос-то, строго говря, заключается в следующем: быстро - это для того, чтобы "быстро", или для того, чтобы музыку сыграть. Т.е., если задача состоит только в том, чтобы сыграть какие-то ноты со скоростью 996 bit/per sec. или "Полет Шмеля" в темпе 4х, то, конечно, Лес Пол - дубовая скамья. Если нужно играть играть музыку с периодическими быстрыми пассажами - то и Лес Пол не помеха. Сорри, ничего личного, просто мнение.


Tecwyn


У меня клон ЛП и у него гриф раза в 2 тоньше, чем на именной ЛП Зак Вайлд. Так что изначально спор почти ни о чем :) А если неприятные ощущения в районе правого предплечья при игре - то в первую очередь стоит обратить внимание на технику звукоизвлечения.


NeCaster



Stas


Все дело привычки..У меня скажем совсем немузыкальные пальцы. После нового года пересел на страт. Играть медиатором показалось сперва даже удобней..но вот играть пальцами (скажем быстрым перебором), до сих пор очень напряжно. Цепляю периодически "левые" струны. На толстых и широких грифах играл более 10 лет и если левая рука адаптировалась достаточно быстро с правой до сих пор проблемы. Предпоследняя гитара была Gibson SG - и более удобной гитарки я более в руках не держал..


GunFighter


Дело привычки, конечно. у мя две ЛП и Страт. я их различаю только по звуку, об остальном не задумываюсь. )))))


Илья с Баварщины


Что мне у SG неудобным показалось(равно как и сейчас на моём Експлорере..) это то, что она плохо сбалансирована. Голова всегда перевешивает, стоя играть - труднее, чем на LP. Приходится иногда поддерживать левой рукой гриф.. НО это лечится хорошим кожаным ремнём - у него трение сильное и он не двигается на шее. Сама SGгитара - must have.


GunFighter



Илья с Баварщины


как толстые? Винни вроде играет на Ибанезах, а у них насколько я знаю гриф тонкий, насчет БиСиРичь не могу сказать насколько там гриф толстый или тонкий, но помоему в сравнении с ЛП тоньше.

Попрошу только воспроизвести 1:1 соло, скажем, Дж. Пэйджа из Since I've Been Loving You:-)))))) Лично я считаю вся сложность будет в том что игра любого гитариста равносильна почерку письма, а почерк копировать задача не из легких но в принципе можно. Все что для этого нужно(имею ввиду скопировать Пейджа) это Саунфордж и немало времени, также как в принципе если взятся копировать Мальмстина у которого то 11 то 14 нот на долю. Сам я фанатом Пейджа не являюсь. Но хотел бы высказать свое мнение о Гилберте. Его пассажи для меня музыкальны. ну просто п. ц(прошу прошения:))), вся фишка в них именно чтоб сыграть их быстро. Одни его секвенции по блюзовой гамме чего стоят. Но это мои предпочтения, а на вкус и цвет как известно человек человеку волк. Поэтому я считаю что в некоторых ситуациях бывает что музыка требует именно "быстро", чтобы быть музыкой, иначе она будет звучать как какашка.) Майкл Анджело сразу оговорюсь мне не очень нравится.

Сегодня мы рассмотрим небольшой мод, решающий проблему, всех любителей Les Paul, с которой они живут уже более полувека с тех самых пор, как миру был представлен первый Les Paul. Этот мод так же подойдет для всех гитар с двумя звукоснимателями, трехпозиционным переключателем и раздельными регулировками громкости и тона на каждый звукосниматель.

Проблема (или нет). Распайка Les Paul, по большому счёту, не менялась с середины 50-х годов прошлого века. Время от времени Gibson вносила небольшие изменяя, которые касались номиналов и типов конденсаторов, но, в целом, все осталось так же, как в самом первом LP.

И есть одна вещь, которую Gibson не меняли все эти годы – это концепция спаренных потенциометров громкости. Вы в курсе, как это работает. Есть раздельные регулировки громкости и тона для каждого звукоснимателя и трехпозиционный переключатель. То есть вы можете настроить громкость и тона отдельно для бриджевего и нэкового датчика, а потом быстро переключаться на нужный звук используя трехпозиционный переключатель. Тут все отлично – два пресета на кончике вашего пальца.

Но владельцы Les Paul так же знают, что происходит, если использовать среднюю позицию переключателя. В этом случае работают оба звукоснимателя и включены они параллельно, и даже чуть-чуть прибирая громкость одного из звукоснимателей, и если потенциометр другого датчика при этом полностью открыт, то этот датчик звучит много громче, чем его напарник. Или и того хуже – убрав громкость в ноль на одном из датчиком, мы тем самым выключаем гитару полностью.

Почему так происходит? Потому что, потенциометры громкости не развязаны, и они влияют друг на друга. В таких пассивных схемах – такое бывает сплошь и рядом, такова их природа. Вообще же, двуххамбакерный мир делится на два лагеря: для одних эта проблема и не проблема вовсе – это просто такие правила игры, которые можно использовать во благо, другие же думают, что такое вот взаимодействие потенциометров – это системная ошибка и стараются избавиться от этого.

Поменяйте их местами. Легко сделать так, чтобы потенциометры громкости на Les Paul работали раздельно. Вам просто нужно сделать их распайку наоборот. (Так сделано на некоторых Rickenbacker и старых Fender Jazz Bass).

Les Paul Wiring

А теперь просто поменяйте местами соединения 3 и 2 конденсатора на обоих потенциометрах громкости и ничего не меняя на потенциометрах тона. Всё! Вы распаяли потенциометры громкости наоборот и это разделило их.

С этим можно бороться, добавив т.н. treble-bleed цепь между входом и выходом каждого потенциометра громкости. Эта цепь обычно представляет собой маленьких конденсатор, часто параллельно или последовательно с резистором.Просто припаяйте эту RC-цепочку между ножками 3 и 2 каждого потенциометра громкости и послушайте, что получилось в результате.

От номиналов конденсатора и сопротивления зависит количество высоких частот. Кто-то предпочитает использовать только конденсатор, а кто-то конденсатор и резистор в параллели. Обычнее значения для конденсатора – от 220 пФ до 680 пФ, а параллельного ему резистора – от 150 кОм до 330 кОм. Если вы решили использовать только конденсатор, то его обычный номинал – это 330 пФ. Популярное решение для RC-цепочки – это конденсатор на 470 пФ и 330 кОм резистор, включенный параллельно. Маленькие конденсаторы из серебряной слюды (silver mica caps) для этого мода подходят идеально.

Запомните, что в пассивных схемах мы можем ничего добавить, если этого не было изначально. Мы можем лишь придать звуку нужную окраску подавив определенные частоты, что делает другие частоты более заметными. Этот treble-bleed фильтр ослабляет низкие частоты, что делает высокие более заметными.

Хочешь Les Paul, но не знаешь, какой? Вся подноготная.


Ты решил, что хочешь Les Paul. Ты ходил в любимый гитарный магазин и на сайт Gibson , но все еще не можешь определиться, к какой модели больше тянутся руки. А их много: Standard, Studio, Custom, Deluxe, Special и Supreme, – и каждая обладает уникальным звучанием и в то же время универсальной звуковой палитрой и неповторимым дизайном. На некоторых можно даже менять последовательность подключения катушек звукоснимателей и включать by-pass, а на некоторых стоят звукосниматели с дополнительной обмоткой (так называемая суперобмотка) для более яркого, современного звучания.

Мы поможем разобраться.

Разберем каждую модель более детально, чтобы понять, какая больше подходит для тебя.

Les Paul Standard: сегодняшний Standard это прямой потомок оригинальной модели Les Paul, придуманной и доведенной до совершенства непосредственно Лестером Полсфусом, более известным как Лес Пол . Однако самая последняя модель Les Paul Standard несет на себе печать современности. Во-первых, на ней стоят прокачанные датчики BurstBucker Pro 1 и 2 с возможностью инверсии фазы и функцией Pure Bypass (напрямую, минуя темброблок и переключатель). Все это управляется с помощью “пуш-пул” переключателей, встроенных в потенциометры, поэтому подстройка осуществляется очень быстро, буквально “на лету”. Стоит также упомянуть современный профиль грифа SlimTaper, разработанный компанией Gibson для легкой и комфортной игры. Кроме того, у некоторых моделей Standard максимально полая дека – благодаря этому способу облегчения веса концерты по три-четыре сета за вечер пройдут безболезненно для твоего плеча. Это архиуниверсальная гитара, которая в добавок ко всему, еще и довольно острая, что наравне с теплотой и богатством звучания, которыми традиционно славится Les Paul Standard, добавляет звуку значительную долю четкости и читабельности.


Если у тебя есть гитарный кумир, возможно, тебе понравится какая-нибудь из именных моделей. Для тяжелого блюз-рока имеется Gary Moore Les Paul Standard, которая сочетает в себе многие характеристики “Святого Грааля” Питера Грина (Perter Green “Holy Grail”), – гитары, на которой Гари Мур играл многие годы. На этой модели стоят звукосниматели BurstBucker Pro, усиленные наличием конденсаторов “оранжевая капля” (Orange Drop). У грифа округлый профиль в духе 50х годов, что очень удобно, если рука маленькая. Вот еще несколько именных моделей от кастом-шопа: Paul Kossoff 1959 Les Paul Standard, ультраэргономичный Lee Roy Parnell Signature ’57 Les Paul Goldtop, Joe Bonamassa Les Paul Standard, Michael Bloomfield 1959 Les Paul Standard, Billy Gibbons Pearly Gates Les Paul Standard, а также гитары Эрика Клэптона, Уоррена Хэйнса, Слэша, Джефа Бэка, Джо Перри, Алекса Лайфсона и Джо Уолша.

Les Paul Studio: в год своего появления (1983) эта модель была заявлена как более доступная версия классической модели Les Paul, но очень быстро стала полноправным и независимым членом семьи Gibson. Ее корпус немного тоньше, чем у Les Paul Standard и обладает меньшим количеством украшательств – без окантовки и инкрустации.

Из последних вариаций этой модели можно выделить Les Paul Studio Satin в нескольких цветовых решениях под матовым лаком и блестящую Nitrous Les Paul Studio . Еще одна модель в этом семействе, покрытая лаком нового типа – Les Paul Studio Swirl . Все три модели оснащены звукоснимателями Gibson серии “современная классика”: нэковый датчик с классической обмоткой и более острый хамбакер у бриджа. Технология облегчения веса такая же, как и у Les Paul Standard последних версий. Профиль грифа в духе 60х годов – тонкий, но устроенный чуть сложнее, чем у последних моделей Standard.

Gibson Les Paul Studio Satin


Gibson Nitrous Les Paul Studio


Gibson Studio Swirl


Les Paul Studio Limited с роботизированными колками и датчиками P-90/хамбакер с возможностью менять последовательность подключения катушек обладает еще большим разнообразием звучания.


Есть также Les Paul Studio ‘60s Tribute со звукоснимателями P-90 и тонким грифом, идеальным для быстрой игры и просто гитаристов с маленькими руками. Вообще название “Studio” пошло от потребности музыкантов, проводящих много времени в студии, в простой рабочей гитаре Les Paul без тех внешних излишеств, которые характерны для модели Standard и хороши лишь на сцене и под прицелом камер. Однако все современные модели Studio выглядят гораздо более породисто, чем просто рабочие лошадки.


Les Paul Custom: эти гитары стали классикой рока с самого момента их появления и приняли участие в исторических записях самых разных музыкальных коллективов от Rolling Stones до Питера Фрэмптона (Peter Frampton) и King Crimson. Сегодня Gibson Custom Shop занимается переизданием исторической модели Les Paul Custom с двумя хамбакерами. Впервые эта гитара появилась на рынке в 1955 году в нескольких цветовых решениях и тогда же в прославленной конфигурации “Черная красотка” антрацитового цвета. Достаточно упомянуть такие модели, как Zakk Wylde Les Paul Custom Vertigo и Les Paul Custom Maple, чтобы представить себе разнообразие инструментов, выпускаемых кастом-шопом.

Gibson Les Paul Custom


Gibson Zakk Wylde Les Paul Custom Vertigo


В природе также существует Les Paul Custom Lite – более легкий вариант “Черной красотки”, чей корпус одновременно тоньше, чем у модели Les Paul Custom, и облегчен по современной технологии облегчения веса. Эта гитара особенно привлекательна для тех, кто играет долгие концерты, а также для всех, кто понимает разницу в нагрузке на плечо между 3,5 кг и 4,5 или даже 5,5 кг.


В различных модификациях также существуют модели Deluxe и Supreme, например, Les Paul Studio Deluxe и Les Paul Supreme , отличающиеся особенно шикарной внешней отделкой.

Gibson Les Paul Supreme


Les Paul Special: Первый Les Paul Special появился в 1955 году и позиционировался как удешевленная версия гитар Les Paul. По сути, это промежуточная модель между Standard и Junior. Классическая версия этой гитары в цвете TV Yellow так и называется “TV Special”. Сегодня кастом-шоп выпускает эксклюзивную модель 1960 Les Paul Special VOS с одним вырезом, благодаря Робби Кригеру (Robbie Krieger) эта гитара обрела бессмертие на многих записях The Doors.


Однако, была такая же модель с двумя вырезами: 1960 Les Paul Special Double VOS.


Я знаю, о чем ты подумал. И ты прав: модели Special и Junior имеют много точек соприкосновения. Идем далее.

Les Paul Junior: этот младший член семейства Les Paul выпускается в двух модификациях (с одним и двумя вырезами) с момента своего появления в 1954 году. Модель с одним вырезом внешне очень похожа на Les Paul Special, только с одним датчиком. В линейку Les Paul Junior входит и модель Billie Joe Armstrong Les Paul Junior Double Cut с датчиком P-90 – именная гитара фронтмена Green Day , четкая рок-машина.

Своеобразной темной лошадкой в линейке Junior является Music City Jr. B-bender , которая похожа на Special с вариацией на тему Parson-White B-bender, что некогда было очень популярным явлением среди кантри гитаристов. Одно неуловимое движение и у вас характерный лязгающий звук.

Небольшое отличие в размере деки отличает Les Paul Junior Special от Les Paul Special, причем Junior Special бывает в двух модификациях: с двумя синглами P-90 и двумя хамбакерами . В продолжение традиций, обе гитары оснащены жесткой и “быстрой” накладкой на гриф из обожженного клена, который по своим характеристикам похож на палисандр.

В общем, простота часто оказывается залогом гениальности. Если сомневаешься, посмотри на модель 1957 Les Paul Jr. Single VOS от кастом-шопа.


Но и это еще не все: все эти гитары также производятся под маркой Epiphone – дочерней компанией Gibson, которая разрабатывает свои версии для моделей Standard, Junior, Special, Deluxe, Custom, Supreme и Studio. Может быть, именно там ты найдешь то, что ищешь: смотреть Epiphone Les Paul .

Читайте также: