Как правильно сделать заезд на участок через канаву с гофрированной трубой

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Труба в канаву на заезд к участку

Труба в канаву на заезд к участку является необходимостью в тех случаях, когда требуется организовать водоотведение и решить таким образом проблему с размытием дороги. Часто уровень трассы не соотносится с особенностями ландшафта, и это как раз становится причиной затопления.

Укладка трубы решает вопрос с дождевыми и талыми водами, которые могут вначале затормозить строительство на участке, а впоследствии буквально заблокировать проживающих в доме людей. О том, как выбрать трубу в канаву на заезд к участку и правильно ее уложить, читайте в нашем материале.

Выбор трубы в канаву на заезд к участку

Проблему скопления воды в канаве невозможно решить, просто засыпав ее землей, так как скапливающаяся вода может размывать потоком насыпь. Лучшее решение – это укладка трубы в канаву на заезд к участку.

Сначала с учетом параметров заезда в ров закладывают одну трубу или сборку из нескольких труб, что способствует созданию хорошего дренажа с постоянным оттоком воды. После этого над проточным каналом делают насыпь для проезда транспорта к участку со стороны трассы. Несмотря на кажущуюся простоту проведение данных работ предполагает ответственный подход и тщательное проектирование.

При этом учитывается, что:

  • трубопровод должен обладать большой прочностью, так как для проведения строительных и иных работ на участке используется тяжелый транспорт. Например, грузовик, самосвал (30 т с учетом груза);
  • диаметр трубы определяется исходя из объема собирающейся воды и параметров траншеи: либо ров глубиной 1 м и шириной 2 м, либо промоина;
  • финансовые расходы формируются с учетом цен на материалы, доставку и монтаж.

Следует помнить, что длинная и узкая труба в канаву на заезд к участку из-за частых засоров создает много трудностей при чистке.

Гофрированная пластиковая труба в канаву

В настоящее время это широко используемый надежный материал. Труба диаметром от 200 до 1000 мм и длиной от 1 до 6 м с двумя монолитно спаянными стенками толщиной от 22 до 140 мм, изготовляется из высокоплотного первичного полиэтилена или полипропилена.

Вторсырье не используется при изготовлении пластиковых труб, так как это способствует потере упругости, даже в случае добавления в первичное сырье в небольшой пропорции. Узнать о наличии примесей в гофрированной трубе в канаву на заезд к участку перед ее закладкой в траншею можно путем надавливания на ребро. При большом количестве примесей вмятина от надавливания не будет принимать исходную форму.

Для повышения жесткости и толщины стенок трубы без увеличения объема сырья, веса изделия и, соответственно, его стоимости, производители используют гофрослой в качестве более легкого защитного каркаса, пружинистый эффект которого обеспечивает поддержание формы и целостности под действием внешней нагрузки.

SN (nominalstiffness) – показатель жесткости пластиковой трубы, который используется при расчетах закладки труб в соответствии с параметрами строящегося объекта и определяет степень прочности трубы, ее деформации при давлении на м², а также глубину закладки трубы (2 – 8м). Он составляет 4; 6; 8 и 16 kH/м².

В зимнее время года давление замерзающего грунта и проезжающего транспорта приводят к легкой деформации трубы, уложенной в канаву на заезде к участку, с небольшим увеличением внутреннего напряжения. Но благодаря упругости материал возвращается в исходное состояние, если температура не ниже –50 °C. Внутренний гладкий слой значительно облегчает чистку трубы: при строго горизонтальном расположении обслуживание не вызывает особых трудностей, потому что мусор и ил не пристают к стенкам, а при наличии уклона свободно стекающая вода создает условия для самостоятельного очищения внутренних поверхностей.

Как оформить дом в собственность

Все это обеспечивает срок службы свыше 50 лет. Такие изделия оптимально подходят для использования в дренажных системах, в том числе труба укладывается на заезде к участку.

К другим преимуществам можно отнести простоту перевозки, монтаж без использования ПТМ с минимальными трудовыми затратами (возможно даже самостоятельно), легкость в регулировании длины при помощи нарезки и наращивании трубами из других материалов соединительными муфтами.

ТОП-5 статей по строительству:

Недостатком гофрированных труб в канаву на заезд к участку является разрушение при контакте с пламенем и под воздействием ультрафиолетового излучения (данный показатель не принимается в расчет некоторыми производителями).

Железобетонная труба в канаву на заезд к участку

Высокий спрос на данный вид труб в канаву на заезд к участку формируется за счет внушительного вида и частоты использования при проведении строительных работ. Изделие, которое кажется целостным, состоит из армирующего каркаса (проволока, арматура) в соединении с бетоном марки М 350, что предотвращает коррозию металла. Производится методом центрифуги или же вибропрессовки. Второй способ позволяет получить изделия с более высокими показателями прочности и гладкости.

Параметрами безнапорной железобетонной трубы для канавы могут быть: диаметр – от 300 до 1200 мм, толщина стенки – от 140 до 400 мм, длина – 2,5-5 м, вес – от 0,5 до 5 т.

Стандартизированный класс жесткости при сжатии указывается следующим образом:

  • В30 – 1, 2, 3 группы несущей способности (высота грунтовой насыпи 2, 4, 6 м над трубой);
  • В40 – 4, 5 группы несущей способности (высота грунтовой насыпи 8, 10 м над трубой).

Показатели бетона: водонепроницаемости (W6), водопоглощение (не выше 6 % по массе), морозоустойчивость (F200).

Именно качество бетона обеспечивает устойчивость трубопровода к деформации под воздействием воды внутри трубы (поглощаемость/испарение, заморозка/оттаивание).

Параметры железобетонной трубы в канаву на заезд к участку: высокая прочность, устойчивость к нагрузкам (статичным, динамичным) и агрессивному химическому, биологическому воздействию, стабильность формы, отсутствие окисления и коррозии, гладкость внутренней поверхности, жаростойкость, температура эксплуатации от -60 °С до +200 °С, срок эксплуатации до 100 лет.

К недостаткам ЖБ трубы относятся большой вес и габариты, что требует использования спецтехники при перевозке и укладке и, соответственно, дополнительных затрат и высокий уровень квалификации при проведении работ, которые невозможно выполнить самостоятельно.

Планировка грунта на заезде к участку

Для того чтобы грузовой автомобиль мог свободно проехать, ширина заезда должна составлять 4 м и более с дополнительно предусмотренной с обеих сторон метровой защитной зоной, где эксплуатационное давление будет достаточно низким.

Длина производимых на заводе труб в канаву на заезд к участку для создания дренажной системы идеально подходит для ширины проезда в 6 м.

На этапе планирования определяется профиль канавы без изгибов и сужений и с учетом ширины заезда. Обычно сооружают траншею в виде своеобразной перевернутой трапеции с плоским дном.

Ширина углубления колеблется в диапазоне 0,4-1 м в зависимости от диаметра уложенной трубы. Дно рва делают в виде прямоугольного приямка глубиной около 250 мм, что важно для создания несжимаемой подсыпки для предотвращения всасывания изделия в почву.

При проведении работ необходимо постоянно производить корректировку стенок траншеи. До того момента, когда разница между сторонами канавы будет составлять 20-30 см, корректировка производиться с помощью накапливающегося грунта, после – только свежевыкопанной землей.

При чуть большей разнице для корректировки в верхней части используют кварцевый щебень 30-35 мм, соблюдая толщину более 1 см.

Обустройство дренажного канала под трубу

Защитную зону необходимо расширять, и с этой целью в стенке траншеи делают зарезы по 0,5 м по краям насыпи до самой высокой точки.

В случае превышения шириной рва пятиметровой отметки делается дополнительное углубление на ровном участке, примерно 0,5 м, который засыпается слоем дорожного щебня толщиной 0,5 м. Для сохранения постоянной глубины (около 60 см) зарезы также засыпаются этим щебнем.

Дополнительно поперек и во всю ширину заезда создается проточный канал, нижний край которого либо находится ниже дна канавы, либо имеет одинаковую с ней высоту. Это делается при помощи футерованной металлической трубы диаметром 0,3-0,5 м.

Снаружи трубы в обязательном порядке покрываются краской или смазываются битумной мастикой. Края труб в канаву на заезд к участку для предотвращения засоров закрываются сварной решеткой с размером ячеек не больше 0,15 м.

Чем шире канал укладки трубы, тем ниже вероятность его затопления. Для обслуживаемых систем при укладке трубы в канаву на заезд к участку размер отверстия должен превышать 0,6 м.

При сооружении траншеи большого разреза могут быть использованы железобетонные кольца, оборудованные замком-четвертью, или П-образные изделия, выполненные из бетона. При этом, так же как и при прокладке теплотрассы, лотки устанавливают в перевернутом положении.

Ширина канала определят форму рва уже на этапе проектирования. Диаметр трубы должен быть меньше дна перевернутой трапеции, разницу выдерживают где-то в пределах 0,3-0,4 м.

Следует учитывать, что при достаточно большом уклоне проточная цилиндрическая конструкция обязательно должна быть размещена строго горизонтально. Увеличенный диаметр будет покрывать разницу уровней.

Этапы укладки трубы в канаву на заезд к участку

При установке трубы в канаву на заезд к участку важно четко соблюдать технологию, чтобы вода проходила именно через водопровод, так как в противном случае происходит подмывание грунта. К тому же это обеспечивает длительный срок эксплуатации с минимальным обслуживанием.

Преимущественно при строительстве заезда используют более удобную для прочистки трубу диаметром 0,35-0,5 м, нежели диаметром 0,2 м. Бывшие в эксплуатации трубы применять вновь нецелесообразно, из-за отсутствия данных об их состоянии и условиях использования.

Виды участков земли под строительство дома

Заезд формируется в такой последовательности: труба, песок, щебень, геотекстиль, гравий 5-20, смесь бетона.

Подготовка:

  • расчет глубины рва и ширины заезда;
  • разметка участка работ;
  • расчистка, выравнивание дна и формирование покатых откосов углубления;
  • выбор/покупка трубы в канаву на заезд к участку.

Работы перед укладкой:

  • Проложить стенки и дно канавы геотекстилем для удержания формы сооружения и защиты от размывания, а также предупреждения смешивания насыпи и грунта.
  • Первый слой насыпи делается на дне рва в размеченных пределах толщиной 20 см из песка или песчаной смеси.
  • В том случае, если грунт на дне траншеи является зыбким, можно углубить ров на 10-15 см и засыпать щебнем.
  • В случае застоя воды в канаве необходимо создать при помощи слоя песка небольшую горку для трубы над уровнем дна рва с уклоном в 2 см, что не только обеспечит сток, но и является эффективным решением и в случае усадки.

Укладка трубы диаметром 500 мм по центру траншеи:

  • Для предотвращения занесения ила внутрь трубы можно вырыть углубление размером 0,3 м в месте окончания трубы, засыпав его гравием.
  • Изначально для удержания насыпи можно также проложить досками обе стороны заезда, а в дальнейшем залить их бетоном. Концы трубопровода остаются открытыми.

Работы по формированию насыпи:

  • С целью равномерного распределения нагрузки по всей поверхности трубопровода его тщательно засыпают песком и вручную утрамбовывают, оставляя при этом не менее 30 см сыпучего материала над трубой.
  • Далее следует слой мелкого щебня (примерно 20 см), который также надо выровнять и утрамбовать.
  • После этого кладется гравий.
  • В последнем слое используется песок или мелкий щебень.

В итоге насыпь из сыпучего материала достигает не менее 0,5 м. Перед бетонированием или асфальтированием необходимо выждать некоторое время для оседания песка, гравия и щебня. После этого используют щебень для выравнивания образовавшихся ям.

Бетонирование боковин заезда. При этом обязательно трубные концы остаются открытыми (месяц бетон застывает).

Чтобы труба в канаву на заезд к участку не засорялась, а также не было необходимости постоянно убирать мусор в виде листьев, пакетов и т. д., на ее торцах устанавливают металлические сетки.

Как видим, длительность службы трубы в канаву на заезд к участку зависит как от параметров используемой трубы, так и от компетентности при ее укладке. В статье описан стандартный метод установки трубы в канаву на заезд к участку, хотя их существует множество, и все основаны на принципе построения хорошего дренажа и отвода воды с участка. При этом сооружение решает и главную задачу – создает условия для беспрепятственного проезда транспорта.

Правила укладки трубы в канаву у въезда в дом

Для укладки трубы в канаву у въезда в дом зачастую применяется тяжелая техника

Строительство различных объектов, а также дорог часто сопровождается сложными задачами, которые требуют применения различных технологий. Так, например, образовавшийся уровень поверхности относительно внешнего ландшафта, в совокупности с весенним паводком, могут вызвать затопление отдельной территории. Одним из наиболее простых решений, которое поможет отвести потоки воды в другое русло, является вырытое у двух сторон дороги углубление, или канава, необходимая для сбора ненужной посторонней воды. Однако сразу же возникает вопрос о том, как владельцы дачных участков будут преодолевать этот котлован, чтобы попасть на свою территорию.

Назначение трубы для канавы

Разрешить проблему накопления воды и одновременно проезда транспорта через такой котлован поможет укладка в вырытую канаву трубы и оформление над ней ровной поверхности.

Правила укладки трубы в канаву у въезда в дом

Благодаря такой трубе можно существенно улучшить эксплуатационные качества дачного участка

Для того чтобы вода у дачного участка или на нем не скапливалась, принято сооружать конструкцию из широкой трубы, по которой вода будет перетекать из одного участка котлована в другой.

Если участок подъезда к дому просто засыпать грунтом, то вода будет скапливаться и потоком размывать эту насыпь. Чтобы такого не происходило, необходимо обеспечить воде беспрепятственный отток. Для этого принято использовать широкую трубу, которую потом можно засыпать грунтом.

При формировании подобной конструкции необходимо учитывать следующие моменты:

  • Вес транспорта, который будет передвигаться по такому возведению. В случае если у вас имеется грузовой автомобиль или трактор, должно применяться изделие повышенной прочности.
  • Ширина и глубина влияют на определение диаметра, который зависит от объема скопившейся воды. Зачастую это траншея, имеющая глубину 1 м и ширину 2 м.
  • Затраты на строительство насыпи необходимо просчитывать заранее, поскольку они разнятся в каждом отдельном варианте.

При выборе вида конструкции необходимо помнить, что длинное и узкое изделие будет чаще засоряться. Прочистить ее будет трудно.

Гофрированная труба

На сегодняшний день это довольно распространенный материал, который заслужил доверие многих. Он представляет собой изделие (двустенное), имеющее диаметр 200-1000 мм. Толщина стенки варьируется от 22 до 130 мм. Длиной такое изделие бывает 1-6 м.

Здесь слои спаяны монолитно между собой. Сырьем является первичный высокоплотный полиэтилен или полипропилен.

Прочность и упругость рекомендовано проверять нажатием на ребро. У мягкого материала вмятина, которая образовывается, не вернется уже в прежнюю форму по причине наличия обилия разных примесей. Внешний слой гофры является защитным облегченным каркасом, при помощи которого производитель может добиться большей жесткости, а также увеличения толщины стенок, причем без добавления объема необходимого сырья, влекущего к удорожанию.

Правила укладки трубы в канаву у въезда в дом

Гофрированная труба обладает длительным сроком службы

При своей сравнительно малой стоимости гофрированная труба из пластика обладает следующими характеристиками:

  • Легкостью;
  • Стойкостью к окислению;
  • Устойчивостью к деформации;
  • Противостоит большинству химических веществ;
  • На ней отсутствует коррозия;
  • Рабочая температура может колебаться от -35 о С до 75 о С;
  • Изделию присуща высокая кольцевая жесткость;
  • Срок эксплуатации пластикового изделия — около 50 лет.

Габариты и вес железобетонного изделия

Железобетонные трубы выглядят внушительно. Более того, они достаточно распространены в сфере строительства, пользуются активным спросом и вызывают доверие.

Труба железобетонная состоит из армирующего каркаса, залитого тяжелым слоем бетона М 350, в результате чего изделие становится монолитным.

Основано производство на методах вибропрессовки и центрифуги. Указанный способ обеспечивает изделие наилучшими показателями: высокой прочностью и гладкостью. Бетон надежно защищает металлический внутренний каркас от коррозии.

Правила укладки трубы в канаву у въезда в дом

Железобетонные трубы весят очень много

Железобетонное изделие обычно имеет следующие габариты:

  • Диаметр конструкции от 300 до 1200 мм;
  • Толщина стенки от 140 до 400 мм;
  • Длина 2,5-5 м;
  • Вес от 0,5 до 5 т.

Большой вес и немалые габариты являются главными источниками трудностей при укладке. Самостоятельная работа здесь невозможна, потому как придется применять специальную технику, которая поможет транспортировать и уложить изделие на место. Это, естественно, потребует дополнительных затрат.

Пошаговая укладка

Основной задачей при укладке конструкции является обеспечение прохождения вод строго через ваш трубопровод, без подмываний грунта. Для этого в процессе строительства необходимо соблюдать технологию, которая обеспечит продолжительную службу конструкции и исключит возможные проблемы.

Для строительства заезда в основном применяют трубу, имеющую диаметр 350-500 мм. Это связано с тем, что конструкцию с диаметром 200 мм уже прочистить трудно.

Необходимо знать, что применять изделие, бывшее до этого в употреблении, категорически нежелательно. Особенно не стоит связываться с конструкциями, которые до этого неизвестно где использовались и хранились.

Для выполнения укладки понадобятся следующие расходные материалы:

  • Щебень;
  • Песок;
  • Геотекстиль;
  • Гравий;
  • Раствор бетона.

Наличие самой трубы и техники для ее укладки является само собой разумеющимся.

Правила укладки трубы в канаву у въезда в дом

Не стоит выкапывать слишком глубокую канаву

Этапы проведения работ можно оформить в следующем порядке:

  1. Подготовка. К данному пункту можно отнести замер углубления, определение необходимой ширины заезда, составление чертежа.
  2. На следующем этапе необходимо разметить участок и определить сроки выполнения работ.
  3. Создание непосредственно самого котлована, расчистка дна и формирование покатых откосов.
  4. Подготовка трубы и необходимой техники.
  5. Застилают стенки, а также днище канавы геотекстилем, удерживающим в дальнейшем форму конструкции. Он же сможет защитить насыпь от размытия и предотвратит смешивание ее с грунтом.
  6. Делают первый слой укладки из песчаной смеси или песка, распределяют его по дну по разметке. Необходимая толщина слоя — 20 см.
  7. В случае если грунт в канаве на дне зыбкий, то рекомендуется сначала выкопать вглубь еще около 10-15 см, а потом засыпать его щебнем.
  8. Если канава, которая проходит у вашего участка, не самотечная и жидкость в ней застаивается, нужно сформировать такой пласт песка, чтобы труба была выше уровня канавы и имела наклон в 2 см.
  9. Когда дно готово, можно приступать к укладке.

На дне котлована, у мест, где заканчивается труба, можно вырыть углубления по 30 см, засыпать их гравием. В последующем эти барьеры будут защищать изделие от ила.

Чтобы удерживать насыпь, рекомендуется сразу же выстроить опалубки из досок по обе стороны заезда. При этом можно оставить открытым оба конца трубопровода. После эти боковины заливаются бетоном. Для того чтобы правильно сформировать насыпь, необходимо на трубу уложить 30-сантиметровый слой песка, утрамбовать его вручную, затем нанести слой из мелкого щебня, толщина которого будет не менее 20 сантиметров. Его также нужно разровнять и утрамбовать. Третьим слоем насыпается гравий, а после него — мелкий щебень или песок до уровня, который необходим.

При устройстве насыпи заезда на территорию участка укладывается труба в канаву для пропуска грунтовой и атмосферной воды. При выборе ее диаметра учитывают давление грунта, его характеристики, вес проезжающего транспорта. При нарушении правил выполнения работ проезжая часть может разрушиться и закрыть проход водяному потоку. Далее рассмотрим, как правильно выполнить этот процесс.

Зачем нужна укладка

переезд через канаву

Вдоль автомобильных дорог устраивают канавы для отвода осадков с проезжей части. Для проезда через нее на участок устраивают съезд, который перекрывает канаву и препятствует протеканию воды. Чтобы исключить проблему, в конструкцию съезда закладывают дренажную трубу, обеспечивающую движение водяного потока.

Выбираем материал

На трубу, расположенную под проездом, действуют постоянные и переменные нагрузки. К постоянным относят вес грунта и асфальтового или бетонного покрытия. Величина достаточно большая, что требует высокой кольцевой жесткости. Основными материалами для изготовления служат:

  • металл;
  • бетон;
  • железобетон;
  • пластик.

На трубу в канаву на заезд оказывают негативное воздействие грунтовые, талые и дождевые воды, периодическое замерзание и размерзание почвы. Материал должен обладать стойкостью к образованию ржавчины и перепадам температуры.

Бетонные и железобетонные изделия

Железобетонные изделия усиливают каркасами или арматурой А-1 и А-III, имеют высокую несущую способность, по которой подразделяются на пять групп. Труба бетонная для канавы выбирается 1 группы. Она выдерживает над собой 2 м грунта, что допускает использование в центральных и других регионах России, где глубина зимнего промерзания почвы не превышает полутора метров.

Таблица 1. Железобетонные трубы.

МаркаДиаметр, ммДлина, мВес, т
ТБ 30.25-23002,50,45
ТБ 40.25-24002,50,61
ТБ 50.25-25002,50,925
ТБ 40.55-24005,51,20
ТБ 50.50-24005,01,40
ТБ 50.55-35005,51,45

Железобетонные изделия для дренажа должны иметь класс водонепроницаемости не более W6, водопоглащение не выше 6 % от веса, минимальный класс морозостойкости — F200.

При общепризнанных достоинствах железобетонных материалов имеются и недостатки: большой вес, что требует применения грузоподъемных механизмов, сложный монтаж, одному человеку выполнить его невозможно, постепенное разрушение стенок, особенно при нарушении процесса укладки.

Стальные изделия

Для дренажа используют толстостенные трубы, имеющие антикоррозийное покрытие. Это достаточно тяжелые изделия, их монтируют с использованием подъемников или кранов. Большой расход металла на изготовление увеличивает их стоимость. В таблице 2 приведены диаметры стальных труб для дренажной канавы.

Диаметр, ммТолщина стенки, мм
4266
5308
6308
7208

Применяются реже железобетонных аналогов. Не используются во влажном климате и заболоченной местности. Излишняя влажность приводит к появлению ржавчины и быстрому износу материала.

Пластиковые

Для укладки под въездом на территорию применяют пластиковые трубы с гофрированными стенками. Их пропускная способность достаточная для данного сооружения. Высокая химическая стойкость и кольцевая прочность, невосприимчивость к влаге, легкость и простата монтажа, делают изделия часто используемыми в строительстве.

Таблица 3. Трубы пластиковые под дорогу.

Диаметр, ммКласс жесткостиДлина, м
340/300SN46
340/300SN86
460/400SN66
460/400SN86

Пластиковые трубы должны иметь не менее двух слоев, один из которых гофрированный. Гладкие пластиковые изделия нельзя укладывать в дренажную канаву.

Современные пластики для дренажа имеют следующие положительные характеристики:

  • устойчивость к внешним воздействиям;
  • гладкие стенки предотвращают скопление внутри налета, грязи, мелкого мусора;
  • материал не подвергается воздействию коррозии;
  • долговечность;
  • малый вес;
  • простой монтаж;
  • возможность укладки самостоятельно без использования грузоподъемной техники;
  • невосприимчивость к агрессивным средам.

При укладке пластиковых труб необходимо выполнить основание из песка с прокладками из геотекстиля, далее делают засыпку песком в смеси со щебнем.

Проектирование

Определяем профиль дренажной канавы. Он имеет вид трапеции, расположенной основанием вверх. Размеры сечения зависят от диаметра трубы. Дно должно быть плоским, иметь подушку из песчано-гравийной смеси толщиной 150-250 мм. Важно обеспечить одинаковый горизонтальный уровень на выходе трубы с двух сторон насыпи.

Между поверхностью проезжей части и верхней кромкой трубы толщина засыпки должна быть 0,7-1 м для защиты от транспортной нагрузки. Под проезд, шириной 6 м, укладывают семиметровую трубу, с каждой стороны насыпи делается выпуск по 0,5 м.

Диаметр дренажной трубы под дорогой определяется количеством ливневых стоков, которые отводятся по канаве. Для местного проезда выбирают диаметры 300-500 мм. Вода должна заполнять сечение не более четверти ее высоты, в противном случае во время весеннего таяния снега возможно переполнение дренажной канавы.

Материалы и техника для обустройства заезда

Для устройства покрытия проездной дороги на участок используется асфальтобетонная смесь и тротуарная плитка. Под ними располагают утрамбованный слой мелкого щебня.

Для доставки и укладки дренажной трубы необходим погрузчик, образование насыпи и планировка грунта производится грейдером или бульдозером. Для очистки дренажной канавы от засорения и выкапывания выемки на дне необходим экскаватор.

Небольшой въезд для легкового автомобиля, для которого используется гофрированная труба в канаву, можно выполнить самостоятельно с помощью простого инструмента:

  • для уплотнения грунта понадобится ручная механическая трамбовка;
  • штыковые и совковые лопаты;
  • ведра;
  • корыто для замешивания бетонного раствора;
  • вибратор для уплотнения бетона при его укладке;
  • молоток.

схема установки трубы для проезда на участок

Перечислим материалы, которые потребуются для строительства и облагораживания заезда:

  • песок;
  • щебень мелкой и средней фракции;
  • геотекстиль;
  • бетон;
  • стержни арматурные, проволока для вязания;
  • для опалубки нужны доски и гвозди;
  • асфальтобетонная смесь;
  • плитка тротуарная;
  • сетка для защиты прохода трубы от мусора.

На обочине можно посеять газонную траву или посадить неприхотливые многолетние цветы. Откосы дренажной канавы укрепляют почвопокровными растениями или бетонируют.

Укладка дренажных труб самостоятельно

Технология укладки дренажной трубы на въезд на участок включает следующие этапы:

  • прокладка траншеи;
  • уплотнение дна;
  • устройство подушки песчаной;
  • насыпание щебня;
  • настилание геотекстиля (при использовании пластиковых труб);
  • размещение дренажной трубы;
  • засыпка гравием и щебнем;
  • устройство твердого дорожного полотна.

При прокладке траншей нужно учитывать, что нижняя стенка трубы на заезд должна находиться на одном уровне с дном дренажной канавы. Получение ровного горизонта возможно при заглублении траншеи на 150-200 мм, которое необходимо для устройства подушки из песка и щебня. Песок утрамбовывают, проливая водой. Длину траншеи делают больше ширины дороги на 50 см.

подъезд к участку своими руками

Если местный проезд будет использоваться для движения грузового транспорта, вместо щебня укладывают слой бетона толщиной 100-150 мм, армированного стальными стержнями. Такая конструкция обеспечит высокую несущую способность сооружению.

Уложенную на основание трубу засыпают щебнем средней фракции, толщина слоя 300 мм. Правильным решением будет настилание полотна из геотекстиля на утрамбованный щебень. Материал способствует распределению нагрузки от транспорта на всю площадь насыпи. По геотекстилю делают песчаную подсыпку, на которую укладывают асфальтовое покрытие и тротуарную плитку.

При прокладке труб малого диаметра, для защиты их от засорения, вход защищают металлической решеткой или сеткой. Размер ячеек составляет 15х15 мм. Для изделий с большим условным проходом в решетке нет необходимости.

Пример устройства профиля канавы

Рассмотрим, как уложить дренажную трубу при следующих исходных характеристиках:

  • глубина дренажной канавы 150 см;
  • почва суглинистая;
  • необходимый диаметр трубы 300 мм.

На дне канавы делаем углубление для устройства песчаной подушки. Глубина выемки 150 мм, ширина 800 мм. Песок утрамбовывается, на подушку укладываем трубы. Сверху насыпаем 300 мм песка, выполняя его послойное трамбование. Далее. 500 мм щебня, смесь средней и мелкой фракции. Этот слой необходимо укрыть геотекстилем, чтобы исключить перемешивания щебня с верхней песчаной засыпкой. Верхним слоем местного проезда через канаву будет твердое асфальтное покрытие.

Защита насыпи от размывания

защита насыпи от вымывания

Для защиты насыпи от размывания выполняют ее укрепление. Для этого возводят стену из камня, кирпича или бетона. Бетонные стены выполняют в опалубке. Толщина стенки соответствует 250 мм. Основание уплотняют щебнем. В опалубку заливается бетон класса В30. Бетонное ограждение должно быть выше твердого покрытия дороги на 100-200 мм. Защитное ограждение делают длиннее проезда. Для этого в стенке дренажной канавы выполняют зарезы, глубиной 500 мм в начале и в конце насыпи.

Ошибки при укладке дренажной трубы

При укладке трубы под проезд возникают следующие ошибки:

  1. Предварительно не прочищена канава от наносов земли и мусора.
  2. Не выполнена или недостаточно утрамбована песчаная подушка под основание.
  3. Недостаточный слой щебня и песка при обратной засыпке трубы, что вызывает провала при проезде тяжелого транспорта и разрушение стенок трубы.
  4. Отсутствие защитной стенки по краям насыпи. Это способствует ее разрушению, осыпанию откоса.
  5. Неправильно выбрана ширина насыпи для проезда через канаву, отсутствие обочины.
  6. Не укреплены откосы канавы.
  7. Неправильно выбран диаметр трубы. В случае укладки изделия малого размера, вода не сможет полностью проходить через насыпь, и будет заливать дорогу.

Диаметр дренажной трубы определяют в зависимости от максимального объема воды, протекающей по канаве во время таяния снега. Это информацию можно получить из СНиП для каждого климатического района. Для въезда на загородный участок достаточно диаметра 300-500 мм. Его увеличивают при нахождении участка в конце водоотводной системы поселка.

Если дренажная канава при въезде на подворье имеет небольшую глубину, не планируется проезд тяжелого транспорта, вместо трубы можно использовать железобетонные водоотводные лотки необходимой глубины. Поверх лотков укладывают чугунную решетку, которая также послужит элементом ландшафтного декорирования.

Видео о том как сделать заезд на участок через канаву из пластиковой трубы

въезд через канаву

Начиная обустраивать свой недавно приобретенный участок, многие счастливые владельцы сталкиваются с проблемой труднодоступного заезда на него. Причиной тому сточные или дренажные канавы, которые идут вдоль дороги или даже по всему периметру поселка. Самое доступное, что можно легко сделать своими руками и что первое приходит в голову неопытным дачникам, — подогнать бульдозер или вооружиться лопатами, канаву хорошо засыпать, выровнять, утрамбовать и заасфальтировать.

 въезд через канаву

Сделать правильный заезд на участок сложнее, чем просто канаву закопать, но надежнее.

Больших трудностей эта работа не составляет, главное учесть некоторые нюансы.

Этапы обустройства

Несхожее месторасположение участков, рельеф местности, тип грунта определяют различное устройство въезда на территорию через канаву, но все же некоторые общие особенности нужно учитывать при выполнении этих работ своими руками. С чем нужно определиться перед началом?

трубы водостока

  • Осмотреться на местности. Обычно траншеи для стока воды прокапывают в топких местах, где грунтовые воды находятся близко к уровню земли. Полезно рассмотреть устройство подобных сооружений на соседних участках, если таковые имеются. Возможно, понадобится консультация более опытного специалиста;
  • Определиться с шириной въезда. Это очень важный момент. Дело в том, что даже если личного автомобиля нет, прочный и достаточно широкий заезд к воротам нужен обязательно. Он должен выдержать не только легковые авто друзей и родственников, но и тяжелую строительную технику, которая будет работать на участке и подвозить материалы через канаву. Ширину нужно рассчитать с учетом возможности беспрепятственного заезда на участок с основной дороги грузовика с прицепом.

Какая труба лучше

Устройство стока воды при устройстве въезда на участок позволяет использовать трубы и конструкции из самых разнообразных материалов. Диаметр значения не имеет, вода протечет через любое отверстие.

    Бетонные и железобетонные конструкции. Довольно прочные трубы из бетона и железобетона, засыпанные достаточной прослойкой, будут служить очень долго. Стоимость самой такой конструкции невелика. Недостаток здесь один: большой вес. Трубы из самого бетона не слишком прочные: от тяжести проезжающего через канаву транспорта, они могут давать трещины. Для прочности бетонные изделия укрепляют железными элементами, которые значительно их утяжеляют. Тяжесть конструкции усложняет доставку и укладку, стоимость сооружения такого подъезда на участок удваивается за счет стоимости доставки, разгрузки — погрузки и обустройства.

Процесс сооружения

Для сооружения въезда на участок, кроме трубы, необходимо подготовить щебень, песок, остатки старых железных конструкций.

    Для устойчивости дренажную канаву с обеих сторон нужно укрепить. Устройство такого укрепления дело нехитрое, но нужное для того, чтобы со временем, когда грунт осядет, заезд на участок не стал проблематичным. В качестве укрепительных элементов используют старые железные конструкции, основания старых электрических или телеграфных столбов, ненужные столбики от заборов и т. д. длиной от двух до трех метров. Эти элементы укладывают на подушку из смеси гравия с песком, которую нужно сделать предварительно толщиной около полуметра. Затем опять же засыпать гравием и опять уложить конструкции. Повторять такое чередование, пока заезд не станет выше остальной территории примерно на полметра. Ездить через такую насыпь, не опасаясь усадки, можно лет десять и более.





Начиная обустраивать свой недавно приобретенный участок, многие счастливые владельцы сталкиваются с проблемой труднодоступного заезда на него. Причиной тому сточные или дренажные канавы, которые идут вдоль дороги или даже по всему периметру поселка. Самое доступное, что можно легко сделать своими руками и что первое приходит в голову неопытным дачникам, — подогнать бульдозер или вооружиться лопатами, канаву хорошо засыпать, выровнять, утрамбовать и заасфальтировать.

Конструкция въезда на участок через канаву

Сделать правильный заезд на участок сложнее, чем просто канаву закопать, но надежнее.

Больших трудностей эта работа не составляет, главное учесть некоторые нюансы.

Этапы обустройства

Несхожее месторасположение участков, рельеф местности, тип грунта определяют различное устройство въезда на территорию через канаву, но все же некоторые общие особенности нужно учитывать при выполнении этих работ своими руками. С чем нужно определиться перед началом?

схема въезда через канаву


Схема с размерами для монтажа въезда на участок через канаву

  • Осмотреться на местности. Обычно траншеи для стока воды прокапывают в топких местах, где грунтовые воды находятся близко к уровню земли. Полезно рассмотреть устройство подобных сооружений на соседних участках, если таковые имеются. Возможно, понадобится консультация более опытного специалиста;
  • Определиться с шириной въезда. Это очень важный момент. Дело в том, что даже если личного автомобиля нет, прочный и достаточно широкий заезд к воротам нужен обязательно. Он должен выдержать не только легковые авто друзей и родственников, но и тяжелую строительную технику, которая будет работать на участке и подвозить материалы через канаву. Ширину нужно рассчитать с учетом возможности беспрепятственного заезда на участок с основной дороги грузовика с прицепом.

трубы водостока


Укладка трубы водостока на дно канавы
Рекомендуемая ширина насыпи равна стандартной ширине ворот и составляет четыре метра, но для длинномеров этой ширины, чтобы беспрепятственно съехать с основной дороги, будет мало;








Нормативные параметры

Подъездные сооружения должны соответствовать СНиП. Так, например:

  • ширина заезда не должна быть меньшей 4-4,5 метров;
  • уровни примыкания к дорожному полотну и самого дорожного полотна должны быть одинаковыми;
  • для кювета, если он требуется, можно использовать трубу диаметром не менее за сантиметров и длиной не меньше 4,5 метров;
  • ширина участка примыкания к дороге должна составлять не менее 8 — 8,5 метров, чтобы обеспечить безопасный радиус поворота (не менее 5 метров).


Какая труба лучше

Устройство стока воды при устройстве въезда на участок позволяет использовать трубы и конструкции из самых разнообразных материалов. Диаметр значения не имеет, вода протечет через любое отверстие.

    Бетонные и железобетонные конструкции. Довольно прочные трубы из бетона и железобетона, засыпанные достаточной прослойкой, будут служить очень долго. Стоимость самой такой конструкции невелика. Недостаток здесь один: большой вес. Трубы из самого бетона не слишком прочные: от тяжести проезжающего через канаву транспорта, они могут давать трещины. Для прочности бетонные изделия укрепляют железными элементами, которые значительно их утяжеляют. Тяжесть конструкции усложняет доставку и укладку, стоимость сооружения такого подъезда на участок удваивается за счет стоимости доставки, разгрузки — погрузки и обустройства.

железобетонная труба


Устройство проезда через канаву с помощью железобетонной трубы

пластиковая гофрированная труба


Этот материал, пожалуй, самый выгодный на сегодняшний день для сооружения проезда на участок через дренажную траншею. Легкий вес позволяет сделать работу самому, без привлечения дорогостоящей техники и рабочей силы. Устройство довольно прочное и выдерживает большие нагрузки. Пластик не поддается ржавчине, стойкий к деформации.










Бетонирование

Подготовка площадки начинается с разравнивания грунта. Затем надо вырыть котлован, глубиной примерно в 30 сантиметров. Дно котлована надо хорошо утрамбовать и засыпать песчаной подушкой, толщиной примерно 25 сантиметров.



Марка цемента не должна быть ниже М-300. На одну долю цемента должно приходиться по три доли песка и щебня. Толщина слоя бетонного раствора должна составлять минимум 12-15 сантиметров.


Во избежание возникновения мест скопления влаги и риска растрескивания бетона, поверхность тщательно разравнивается правилом и проверяется уровнем.


Процесс сооружения

Для сооружения въезда на участок, кроме трубы, необходимо подготовить щебень, песок, остатки старых железных конструкций.

    Для устойчивости дренажную канаву с обеих сторон нужно укрепить. Устройство такого укрепления дело нехитрое, но нужное для того, чтобы со временем, когда грунт осядет, заезд на участок не стал проблематичным. В качестве укрепительных элементов используют старые железные конструкции, основания старых электрических или телеграфных столбов, ненужные столбики от заборов и т. д. длиной от двух до трех метров. Эти элементы укладывают на подушку из смеси гравия с песком, которую нужно сделать предварительно толщиной около полуметра. Затем опять же засыпать гравием и опять уложить конструкции. Повторять такое чередование, пока заезд не станет выше остальной территории примерно на полметра. Ездить через такую насыпь, не опасаясь усадки, можно лет десять и более.

укладка трубы в канаву


Процесс укладки трубы на насыпной гравий в канаву

засыпка трубы щебнем



Установка решеток на трубу

Материалы и необходимая техника для облагораживания заезда

Для обустройства проезжей части была создана прямоугольная выемка, огороженная бордюрами. Ее глубина достигает, как правило, 250 мм. Мелкой фракцией щебня засыпаются свободные 100 мм. Насыпанный измельченный камень хорошенько утрамбовывается и несколько раз поливается водой.

В это время нижние слои начинают проседать, потому нужно постоянно добавлять щебень до тех пор, пока не прекратиться усадка.


Тротуарная плитка и асфальтовое покрытие укладываются в оставшиеся свободные 150 мм. Необходимо отметить, что такой заезд никогда не будет проседать.

Важно сделать грамотное оформление клумбы, а также прилегающие участки траншеи. Для создания красивого вида вдоль всего заезда можно посадить цветы или газонную траву. Примерно 3 м прилегающих участков траншеи требуют укрепления склонов. Для этого высаживаются влаголюбивые растения или кустарники, имеющие разветвленные корни, например:

Красиво смотрится живая изгородь. Когда проведено озеленение таких мест, склоны получают защиту от эрозии. Рельеф смотрится более гладким, на поверхности не скапливается талая вода.

Монолит

Сделать хороший заезд вполне можно по монолитной технологии. Для этого надо:

  • уложить на дно дренажной траншеи слой песка и щебня, установить дренажную трубу;
  • смонтировать опалубку;
  • внутрь опалубки насыпать все те же песок и щебень;
  • установить арматуру.;
  • залить будущий мостик бетоном.


Въезд вполне может быть обустроен своими руками. Для этого нужны лишь время и желание.


Въезд из тротуарной плитки

Заезд на дачный участок вполне может быть выполнен из плитки. Этот материал должен выдерживать вес не только легковых автомобилей, но и лёгких грузовиков.


Хозяину нужно всего лишь разравнять площадку и уложить плитку в соответствии с технологией.

Читайте также: