Как отремонтировать вагонку в доме

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Ремонт облицовки из вагонки – решение острых проблем домашнего ремонта

Вагонка в интерьере помещения

Вагонка в интерьере помещения

Вагонка – невероятно красивый отделочный материал, однако, требующий сложного ухода, и долго служащий только в оптимальных для этого условиях. Нередко случается так, что такая отделка портится, и перед людьми встает вопрос, как быстро и качественно привести ее в надлежащий вид.

Именно об этом мы и поговорим сегодня – обсудим основные причины возникновения дефектов, их типы и способы борьбы с ними. Поехали!

Деформации вагонки

Новая вагонка выглядит красиво

Новая вагонка выглядит красиво

Думаем, для большинства не секрет, что древесина не отличается однородностью – ее плотность на всех участках будет разной. Проявление эксплуатационных качеств будет зависеть от направления усилий. Что это значит?

  • Любая древесина в той или иной степени впитывает в себя влагу из воздуха и отдает ее обратно. Впитывание происходит быстрее поперек ствола дерева, а вывод, наоборот, вдоль.
  • Такая природная особенность хорошая для вентиляции цельных бревен, но плохо подходит для проветривания и сушки вагонки.
  • Тут мы хотим сказать, что все деформации дерева связаны именно с изменением уровня влажности.
  • Итак, степень просушки – это первое, что влияет на срок службы материала и его внешний вид. Чем воды в вагонке больше, тем быстрее она начнем искривляться, деформироваться.
  • Второй момент – это точка распила ствола дерева. Древесина из разных частей ведет себя по-разному.

Интересно знать! При тангенциальном распиле вагонка может расшириться до 15%, тогда как при радиальном этот показатель не превышает 7%.

  • Большую роль играет сорт древесины – например, березу ведет достаточно часто, тогда как осина менее подвержена этому факту. Ценные породы практически никогда не деформирует – на то они и ценные.
  • Частой причиной появления деформаций становится неправильный монтаж – ламели загоняются друг в друга слишком плотно и при расширении древесина начинает вспучиваться.

Все указанные причины могут привести к следующим последствиям: ссыхание древесины, вызывающее расхождение швов; выкручивание; появление трещин в ламелях; вздутие обшивки.

Вздутие вагонки

Вздутие привело к отрыву отделки

Вздутие привело к отрыву отделки

Вздутая вагонка – очень неприятная проблема. Выглядит она как волна, которая образуется в центре стены. Быстрый ремонт и замена ламелей тут не помогут, так как предварительно нужно устранить причину.

Появиться такой дефект может из-за следующего:

  • Вагонка изначально была плохо просушена. Материал, который сохраняет естественную влажность, моментально реагирует на повышение уровня влажности в воздухе вокруг него.
  • Наглядно это можно представить себе так – есть эластичный сосуд определенного объема. Если он пуст, то без серьезных деформаций возьмет в себя какое-то количество воды, а вот если он наполнен, то его стенки начнут расширяться.
  • Вторая причина – слишком жесткое крепление. Ламели не могут расширяться, а, следовательно, начинают вырывать крепеж. Происходит такое в основном при монтаже материала на гвозди или саморезы. Кляймеры подвержены такому в меньшей степени.
  • Позади обшивки скапливается вода, из-за отсутствия гидроизоляции или отсутствия вентиляционных каналов. Частый случай в неотапливаемых строениях, где за обшивкой интенсивно копится конденсат.

Интересно знать! Многие профили вагонки имеют с обратной стороны пазы, предназначенные для вентиляции. Если их нет, то нужно строить каркас под обшивку с вентзазорами.

Расхождение вагонки на швах

Вагонка с разошедшимися швами

Вагонка с разошедшимися швами

Если вагонка начала рассыхаться, обнажились швы, то виной, скорее всего, будет неправильный монтаж.

Вот какие распространенные ошибки совершают новички:

  • Первое, что оказывает влияние – это неровный каркас, на который облицовка смонтирована. Любая неровность приводит к возникновению внутреннего напряжения в ламелях.
  • Отсутствует нормальная вентиляция ламелей.
  • Вагонка установлена неровно.
  • Ламели слишком слабо вставлены друг в друга.
  • Отсутствуют компенсационные зазоры.
  • Недостаточно надежный крепеж.
  • Использование вагонки с высокой влажностью.

Зачастую все эти компоненты воздействуют на обшивку комплексно. Мы опять видим в списке плохо просушенную древесину. Ту процесс обратный – попадая в сухое помещение, дерево начинает интенсивно отдавать влагу, а значит, теряет в объеме, вот почему и обнажаются швы.

Методы ремонта вагонки

Сразу скажем, что если вагонка окончательно разбухла, выкрутилась или на ней появились глубокие трещины, повторно ее использовать будет нельзя. Тут уже делается полная замена, после предварительного устранения причины дефекта.

Монтаж вагонки

Монтаж вагонки

Давайте разберем ремонт вагонки, если она вздулась.

Пойти мы можем двумя путями:

  • В первом варианте нужно аккуратно демонтировать ламели с как можно большей площади.
  • Снятая вагонка хорошо просушивается, самые плохие доски заменяются на новые и все собирается в обратном порядке.
  • При сборке обеспечьте неплотную стыковку деталей, замените крепеж на новый.
  • Во втором варианте достаточно снять поведенные ламели. Они также сушатся, после чего подрезаются 2 из них и все это аккуратно монтируется обратно. Как вы понимаете, этот метод подойдет далеко не каждого крепежа.

Что делать, если вагонка рассохлась?

Тут тоже есть варианты на выбор:

  • В первом случае нам понадобится твердое масло для древесины. Обычно в его состав входят канифоль, скипидар, натуральное льняное масло.
  • Используем его, если размер трещины в вагонке не шире 4 мм.
  • Аккуратно замазываем щели, тут же удаляя излишки. Все просто и понятно!
  • Когда щели становятся больше указанного порога, для восстановления поверхности используют шпаклевку по дереву.
  • Важно подобрать состав под вашу древесину.
  • Шпаклевка вдавливается в трещины и разравнивается. Излишки снимаются.
  • После ее высыхания, возможно, потребуется нанести еще один слой.
  • Затем поверхность тщательно шлифуется.
  • Данный тип шпаклевки отличает то, что она образует эластичную массу, а значит, трещин на ней появляться не будет.
  • Далее на ламели наносятся декоративные и защитные составы. Скорее всего, придется покрывать всю вагонку, иначе будет заметна разница.

Совет! Если вы взялись за ремонт вагонки, когда температура воздуха значительно ниже комнатной, то обычную шпаклевку по дереву использовать не стоит, так как она может растрескаться. Как вариант можно приготовить такую смесь – клей ПВА и мелкая древесная стружка, которую можно настругать тут же с ламелей.

Также вместо ПВА можно в качестве вяжущего использовать лак для дерева, однако стоит помнить, что он быстро полимеризуется, а значит, смесь нужно быстро израсходовать.

На этом подведем итог. Как было понятно из статьи, ремонт вагонки долгое, но не очень сложное занятие. Тут главное подойти с умом, учтя те причины, из-за которых ваша отделка пострадала. Всего хорошего!

В каждом втором дачном доме можно встретить отделку вагонкой. У неё масса плюсов: экологичность, доступность материала, простота укладки и возможность спрятать под доской неровности стен. Но есть и большой минус: со временем она желтеет.

Что можно сделать с пожелтевшей вагонкой на даче?

Отбелить (тонировать)

Уже давно на рынке можно найти средства для выбеливания вагонки. Это всевозможные пропитки или аквалаки, которые быстро сохнут, не имеют запаха и пожаробезопасны.

Лаки обычно используют в том случае, если хотят сохранить цвет древесины. Они бывают глянцевыми и матовыми и устойчивы к ультрафиолету. Чаще всего используют акриловый лак, который выравнивает поверхность и предохраняет дерево от грибков и плесени. Некоторые дачники покрывают вагонку светлым оттеночным лаком. Оттенок дерева при этом станет светлее, хотя первоначальный цвет не вернется.

Совет: выбирайте матовый лак, глянцевый будет тянуть на себя больше внимания.

Покрасить

Если вы хотите полностью скрыть структуру древесины, можно покрасить стены акриловой краской с высокой адгезией, которая ложится практически на всё.

Есть мнение, что для вагонки нужно использовать масляную краску, но в результате такого окрашивания стены будут неестественно блестеть, и древесина потеряет природную красоту. К тому же масляная краска долго сохнет и выцветает.

Когда вагонка уже давно установлена на стенах, окрашивать её всё равно нужно по дощечке движениями от одного края, например, от одного дверного проёма к другому. Таким образом покрытие будет нанесено более равномерно. При выборе краски попробуйте окрасить одну дощечку, возможно, вам не понравится оттенок, который вы выбрали первоначально. И не забывайте, что краска всегда наносится в два этапа, старайтесь наносить её тонким слоем.


Виды средств

Покрытие для вагонки делят на две основные группы: защитное и отделочное (декоративное). К первой группе относят составы, имеющие разную рабочую функцию. Одни являются пропитками, другие – укрывными материалами. И те, и другие создают барьер против негативных внешних факторов.

Подходящие для вагонки пропитки:

  • укрывной грунт;
  • морилка;
  • воск;
  • масло;
  • специализированная пропитка;
  • антисептики;
  • олифа;
  • отбеливатель;
  • антипирен.

Покровные отделочные материалы выполняют роль декоративного слоя, одновременно служащего и защитой, и украшением. Когда нет желания закрывать рисунок древесины и ее цвет, то покровной состав выбирают среди следующих просвечивающихся вариантов:

  • глянцевые или матовые прозрачные лаки;
  • тонированные прозрачные лаки;
  • полупрозрачные лаки;
  • воск;
  • аквалак на акриле;
  • полупрозрачная эмаль;
  • декоративная лазурь.

Для остальных случаев, при которых естественный цвет, фактура и рисунок доски неважны, обработка вагонки внутри дома осуществляется с помощью покровных материалов. К ним относят:

  • акрилатные, акриловые краски;
  • масляные краски;
  • водоэмульсионные краски.

Воск относится к группе покровных материалов и пропиток. Все зависит от технологии и толщины наносимого слоя. Степень блеска покрытия зависит от длительности и техники шлифовки при восковании. В этом случае воск можно назвать покровным материалом. Чем дольше проводится процедура, тем больше рабочая восковая поверхность приближается к глянцу. Чем меньше и менее интенсивнее производится шлифование, тем больше сохраняется матовая структура воскового покрытия.


Производители средств для обработки дерева

Не вся продукция на рынке представлена наивысшего качества. Но есть ряд изготовителей, не первый год получающих положительные рекомендации от потребителя. Среди множества предложений на рынке особенно выделяются следующие бренды лаков, красок по дереву:


Рекомендации, как правильно выбирать подходящий укрывной материал

Советы экспертов, чем лучше обработать вагонку внутри дома:

  • Средство обязательно должно быть без запаха, не иметь в составе токсичных веществ, способных выделять вредные пары в процессе эксплуатации.
  • Самые лучшие лаки на водной основе.
  • Для вагонки внутри парилок бань или саун необходимо подбирать специальные защитные средства, способные выдерживать высокую температуру воздуха или пара.
  • Алкидные лаки дороже водорастворимых. Алкидными лаками лучше реставрировать поврежденные участки или использовать их снаружи дома.
  • Если применять полупрозрачное финишное покрытие (краску), то лучше обрабатывать ею вагонку летом, когда есть возможность хорошо проветрить помещение из-за стойкого резкого запаха такой краски.
  • Если грунтовка уже чем-то ранее была отделана, то обновление защитным слоем требуется проделывать только тем составом, который будет совместим с уж существующим покрытием.
  • Под морилку доска должна быть идеально гладкой и ровной.

Водорастворимые лаки экологически безвредны, без запаха, ен вызывают аллергических реакций, не вредят органам дыхания. Несмотря на то, что в жидком состоянии они легко разводятся водой, они создают сверхпрочное твердое покрытие после окончательно застывания.


Причины, почему следует обрабатывать вагонку

Приятный цвет необработанной вагонки недолго будет радовать глаз. Дерево начнет портится в процессе эксплуатации внутри дома. Прежде чем искать, чем обработать вагонку, необходимо понимать причины, почему она утрачивает свой красивый внешний вид. На древесину может влиять сырость, нападение насекомых-вредителей и, наконец, даже самые простейшие жирные пятна и потертости.

Несколько основных причин, зачем вагонке нужна обработка защитными средствами:

  • Гидроизоляция. Доски становятся более устойчивы к воде, если в помещении повышенная влажность.
  • Антисептика. Споры грибка, микроорганизмы плесени не смогут попасть в самую глубину микротрещин волокнистой структуры дерева.
  • Барьер против вредителей. Никакой жук-короед (древоточец) или любое другое насекомое-вредитель не сможет разрушить деревянное покрытие.
  • Сохранность цвета. Обработанная вагонка не темнеет со временем, сохраняет свой натуральный цвет на протяжении всего срока эксплуатации.
  • Безопасность для здоровья. Если вагонка изготовлена из хвойных пород дерева, то выделение их смол из доски прекращается после ее обработки защитой. Этот нюанс важен для помещений, в которых люди спят или находятся чаще всего.
  • Пожаробезопасность. Высокую воспламеняемость дерева можно снизить, если обработать его антипиренами в несколько слоев.

Дерево дольше сохранит целостность в условиях повышенной влажности потому, что защитный слой пропитки или укрывного материала предотвратит его разбухание и гниение. При нападении мелких насекомых слой защиты не даст превратить древесины в труху. Если на поверхности неокрашенной вагонки периодически наносить защитный слой пропитки, тогда она будет покрываться пятнами и сохранит все свои дизайнерские свойства – цвет, фактуру плавных изгибов, рисунок древесных разводов.


Заключение

Предварительной обработкой вагонки можно осветлить поверхность доски, сделать ее матовой, глянцевой или тонированной. Пропитки имеют разное назначение. Одни защищают дерево от возгорания при воздействии на него огнем. Другие улучшают водоотталкивающие свойства. Третьи снизят риски образования плесени и грибка. Лаки и краски дополнительно защитят древесину от механических повреждений. Покупать покрытие лучше у проверенных производителей.

Результаты моих усилий видны невооруженным взглядом

Результаты моих усилий видны невооруженным взглядом

Я живу в Канаде в небольшом городке и за долгие годы фасад моего дома сильно обветшал. И когда у меня оказалось несколько свободных недель, я решил восстановить облик некогда красивого дома обшитого вагонкой. Но я не покупал новую – я занялся реставрацией старой вагонки, и готов рассказать, что из этого получилось.

Скучная предыстория

Это дом моих родителей, в котором я прожил практически всю свою жизнь. Он достаточно крепкий и уютный, но древесина на фасаде за все эти годы потеряла свою красоту. Я каждый год планировал заняться его ремонтом, но всякий раз моим планам что-то мешало.

Дом терпеливо ждал моей активности

Дом терпеливо ждал моей активности

Процесс реставрации

Кардинальных перемен мне не хотелось, поэтому вариант с полной заменой вагонки отпадал. Я решил очистить и покрасить вагонку заново, а также внести некоторые перепланировки.

Шаг 1: обустройство крытой террасы

В Америке и Канаде широко распространены террасы у входа в дом, где обязательно есть кресло-качалка, чтобы любоваться закатом по вечерам. Я решил поступить также и пристроить террасу к своему дому, и занялся этим в первую очередь.

Новая терраса

Новая терраса

При ее обустройстве важно помнить о том, что:

  • древесина должна быть качественной, чтобы противостоять атмосферному воздействию;
  • ее обязательно нужно обработать защитными составами;
  • крыша нужна не только для защиты от дождя и снега, но и от палящего солнца и помета птиц.

Все детали террасы по моим чертежам сделали на местной лесопилке, так что мне оставалось лишь возвести и закрепить ее у входа в дом, потратив на это порядка 4 дней. Цена пиломатериалов составила 2800 $.

Шаг 2: восстановление поврежденной вагонки

Дом в процессе реставрации с пристроенной террасой

Дом в процессе реставрации с пристроенной террасой

Что нужно учитывать при ремонте вагонки:

  • отшлифовать поверхность можно с помощью профессиональной шлифмашины. Бытовые модели не справятся с таким объемом, поэтому я взял в аренду профессиональный инструмент;
  • нужно следить за гвоздями — ряд планок просто прибивались сквозь вагонку и их шляпки могут повредить шлифмашинку;

Обратите внимание! Прежде чем начинать зашкуривание, я осматривал вагонку и если обнаруживал шляпки на поверхности, то с помощью добойника утапливал их поглубже.

  • между вагонкой есть щели, которые также необходимо вычистить от грязи и пыли — это самая сложная, но очень важная работа.

В ходе реставрации мне пришлось заменять разрушенные планки вагонки. Всего по моим подсчетам я заменил порядка 10% — согласитесь, это намного дешевле, если бы мне пришлось полностью сдирать старую и менять на новую.

Шаг 3: окрашивание древесины

Вид окрашенной вагонки на фасаде дома

Вид окрашенной вагонки на фасаде дома

Когда вся поверхность была зачищена, я подобрал цвет краски и окрасил весь фасад. Результат вы видите на фотографиях.

Также в ходе реставрации я отремонтировал оконные рамы и восстановил входную дверь.

  1. Очистить рамы от рыхлой краски до древесины.
  2. Заделать щели шпатлевкой. , устойчивой к ультрафиолету в цвет, гармонирующий с вашей крышей и окрестностями.

Финиш

Готовый результат меня радует

Готовый результат меня радует

Вот такой непростой проект реставрации фасада из вагонки, реализация которого затянулась на несколько лет. Сами же работы по восстановлению заняли у меня чуть более 4 недель.

Читайте также: