Как сделать звук плотным

Обновлено: 06.07.2024

Давайте разберемся в том, что из чего состоит это самое ЗВУЧАНИЕ, и почему оно может быть плохим или хорошим.

И конечно я вам дам 5 советов: как прокачать свое звучание

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗВУЧАНИЯ

  • Динамика. От этого параметра зависит то, какой характер звучание будет у вашего трека: качающий, плоский, пробивной и тд. То есть речь идет о компрессии. Чаще всего именно этот пункт вызывает больше всего проблем.
  • Баланс. Обращаю ваше внимание: речь идет о балансе громкостей инструментов, частот и пространственного mid-side баланса. Тут главное, чтобы у вас инструменты не торчали и не тонули в миксе.
  • Частота. Чистка частот очень сильно помогает убрать ненужные призвуки из инструментов и сэмплов, чтобы подчеркнуть все нужные нам тембры. Вам знакомы такие понятия как муть, шум и тд? Это отсюда…
  • Пространство. Тут речь не только о реверберации. Тут нужно соблюсти следующие принципы: как близко/далеко расположен инструмент, его панорама, общая комната, планы и тд. Все это в совокупности дает нам ощущение единого пространства.
  • Окраска. Слыхали о том, что звучание бываете мутным или ярким? Это зависит от вашего умения окрасить трек так, чтобы подчеркнуть его эмоциональную составляющую. С помощью сатурации и дисторций мы можем делать звучание радостнее или грустнее.

А теперь главный вопрос…

Как понять: ХОРОШЕЕ и нас получилось звучание или ПЛОХОЕ ??

Тут все очень субъективно. Кто-то вам скажет, что трек звучит прикольно, кто-то скажет, что нет. Почему так?

Все из-за того, что все оценивают с позиции своего опыта. Битмйкер может сказать вам, что ваша джазовая импровизации НЕ ОЧЕНЬ, потому что он понимает, как она должна звучать. И наоборот.

Поэтому для оценки своего трека нужно отталкиваться от того: кто куда будет транслироваться этот трек, какая стилистика, соблюдены ли правила площадки, проходит ли он по стандартам звучания (если такие есть).

Поэтому я всегда рекомендую начинающим музыкантам и продюсерам пробовать себя на площадках: стоках, сборниках, паблишерах и тд.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Там есть свои правила и законы. Это на первых порах очень помогает не сбиваться с пути: делать по правилам, учиться на ошибках и развиваться.

Так было у меня со стоками. Я пришел туда, ничего не понимая в сведении. Мне просто нравилось писать музыку на ноутбуке.

Мои треки не принимали, но старался довести их по звучанию до топовых работ. Вслушивался в них и переносил эти знания на свои работы.

Только так мне удалось добиться первых продаж

У меня ушло на это около двух лет. И еще 3 года на то, чтобы прокачать свой скилл, понять, как тут работает сведение и тд.

Поэтому сейчас я поделюсь с вами 5 фишками, которые помогут сделать ваше звучание лучше. Даже если не собираетесь на стоках потом продавать свою музыку и зарабатывать на этом.

5 способов улучшить свое звучание

  • Всегда вешайте лимитер на мастер канал. Этот простой пример поможет вам избежать дисторций и клиппинга при работе с громкими треками. Если вы рендерите сой трек не в Wav. формате, а mp3, тогда лучше установить на лимитере запас по громкости, чтобы кодек не дал сбой при экспорте.
    Для этого установите аут пут на значение -0.3 Дб

2. Не используйте очень много эквализации на одном канале. Как правило, эквалайзером срезают часть частот и делают это на 2-5 дб, не больше! Если в вашем инструменте или сэмпле вы начинаете вырисовывать странные кривые на параграфических эквалайзерах, то скорее всего исходник лучше заменить!

3. Добавление параллельной компрессии на бочке может сделать хвост саба длиннее и более округлым, что придаст вашей бочке глубины.

5. Не жалейте места на жестком диске на качественные библиотеки. Да, кто-то может сказать, что 60 гб за скрипки как-то много. Но вы с этими скрипками можете переплюнуть Ханса Циммера по звучанию. Потому что они качественные и жирные. То же самое касается и других инструментов и плагинов.

6. ну и бонусный совет: перестаньте надеяться на волшебные плагины, которые все сделают за вас.

Научиться сведению, аранжировке, мастерингу — не сложно, если знать базовые принципы и пониматься, когда какие нужно применить.


Какая польза от этой информации?
Быть с эффектами для создания музыки “на ты” — очень полезный навык для искателя на пути sound design и аудио-продакшна. Почему? А чем уникальны аудиоредакторы? Огромные возможности по обработке звука и его редактированию. Это сильная сторона этого инструмента. Казалось бы — углубляешься в этом и твой уровень растет. Довольно просто и убедительно. Но большинство искателей не уделяют этому должного внимания, останавливаясь на советах звукорежессеров, которые по большей части касаются сведения. Эти советы конечно хороши, но они не заходят за рамки профессии звукорежессера, который как правило работает с уже состоявшимся исполнителем.
Если вы сами автор своей музыки, то серьезное и глубокое понимание использования техник — это 100% обязательный навык.

Знания данного материала нужно для того, чтобы при воплощении своих идей, изобретении звука, чувствовать себя в среде аудиоредактора как рыба в воде!
Надеюсь, материал будет полезен. Но не воспринимайте его слишком буквально и не забывайте про свой личный опыт.

Saturator / Distortion / Overdrive


Эффекты группы сатурации стали для меня одними из первых. 10 лет назад я не на шутку увлекся миром электрогитары, а там это важнейшее звено в обработке.

Я открыл этот эффект заново, когда начал понимать, что сколько бы я не старался сводить свои электронные композиции, звук получается жиденьким, отдаленным, тусклым и отсутствует плотность всего микса. Даже дорогой студийный мастеринг не спасал положения. Тогда то я и наткнулся на широкое применение сатурации в сведении и на стадии формирования тембров.

В аналоговой звукозаписи, когда сигнал проходит через ряд приборов, предуселители микшера и попадает на ленту — сатурация получается естественным образом. Но в цифровой звукозаписи необходимо специально добавлять её для получения более насыщенного звучания.

Что делает эффект
Сатурация насыщает сигнал новыми гармониками, но не беспорядочно, а на основе этого же сигнала. В небольших количествах дает утолщение звучания, при крайних настройках дает сильный перегруз и искажения.


Области применения
Подгруппы: склеивает звук, дает общее увеличение объема Бас: очень круто накачивает бас-линию


Бочка: формирование тембра, накачка, компрессия


Лид: уплотнение, увеличение сустейна и певучести Перкуссионные звука: острота, читаемость, плотность.


Эффекты
FabFilter Saturn: крутейший многополосный сатуратор с разными режимами, дополнительными настройками и широкими возможностями внутренней модуляции.

Filter / Auto-filter / EQ


Фильтры окружают нас везде в музыке. Многие этого в упор не замечают. А зря. Синтезаторы, семплеры, эквалайзеры — везде фильтр является важным звеном.

Многослойное и плотное современное звучание такое из-за легкости применения множества фильтров. Каждый звук таким образом может быть помещен в свое уникальное частотное пространство. А с помощью автофильтров с модуляцией или автоматизации параметров можно вытачивать любое звучание.

Что делает эффект
Ослабляет или усиливает выбранные частотные диапазоны. В прямом смысле вытачивает и формирует звук.


Области применения
Бочка: я сильно обрезаю бочку в 1-2 местах, не люблю, когда в голову забивают гвозди, поэтому стараюсь найти наиболее мягкое звучание, которое при этом даст нужную пульсацию.


Бас: тонкое формирование нижней составляющей тембра баса. Когда в основе тембра сложный звук типа пилы, то обычно делается минимальное значение cutoff и с помощью огибающей фильтра, на каждой новой ноте фильтр быстро закрывается до значения cutoff —так получается большая часть электронных басов. Но далеко немногие выставляют точно значения cutoff и resonance, а зря. Тут можно подобрать именну такое значение, которое даст басу “рык” на нужной полосе частот. Это особенно актуально для пульсирующих бас-линий, как в psy-trance / techno.

Синтез: формирование нужного звука из насыщенного изначально тембра.

Чистка: обрезаю ненужные частоты практически у каждого канала в миксе + на подгруппах

Ударные: добавляю остроты на частотах от 7кГц и выше.

Балансы: стараюсь подогнать один звук под другой, напримр бочку и бас, чтобы они работали слаженно, создавая единое полотно Лееринг: При создании комплексной партии из нескольких тембров не обойтись без фильтрации.

Модуляция: Часто использую автофильтр в режиме band-pass с автоматизацией LFO, что почти всегда дает партию, которая отлично вписывается в микс, занимает мало места, но при этом очень хорошо ведет слушателя. Либо с помощью продвинутых фильтров типа FabFilter - Volcano делаю очень навороченные модуляции и получаю совсем новый тембр из любого материала + возможность по изменению партии. То есть из лупа длиной 1 такт можно сделать полноценную партию на весь трек с изменениями. И никто не узнает изначальный звук.

Mid/Side, Stereo EQ: Тонкая настройка EQ, проработка ширины Движение: С помощью автоматизации полосы эквалайзера добавляю динамики.


Эффекты
Ableton EQ: стандартный плагин Ableton для эквализации звука весьма неплох и подходит для большинства задач.

Ableton AutoFilter: простой автофильтр, применяю когда не нужно сложных настроек и нужна одна полоса.

FabFilter Volcano : многополосный фильтр с разными режимами, дополнительными настройками и широкими возможностями внутренней модуляции.

Auto pan


Автопанорамирование я использую по прямому назначению, когда надо автоматически двигать панораму и как гейт-эффект, для управдения громкостью (часто использовал в альбоме Sensorial Experience)

Что делает эффект
Двигает панораму, перебрасывая звук из канала в канал по выбранным настройкам с определенной частотой Rate.

Области применения
Легкие значения: часто я добавляю легкие значения Auto-pan — дает еле заметное движение звука. От этого микс оживает. В зависимости от получаемого эффекта, добавляю до или посте временных эффектов типа дилея или реверба.

Экстремальные значения: При быстрой Rate, например 1/16 или 1/32 — сильно меняет тембр. Часто похоже на насекомых :-) Гейт-эффект: Если сдвинуть фазу в крайнее положение, то эффект превращается в контроль громкости. Так очень легко сделать пульсацию громкости. В Sensorial Experience я в основном использовал значения 1/16. Часто перед таким эффектом устанавливал реверб или дилей для вытягивания хвоста звука.

Эффекты
Ableton AutoPan : для большинства случаев хватает Soundtoys PanMan: более сложный авто-пан. Использую редко.

Chorus / Flanger / Phaser


Кручения-завихрения — то, что надо!

Что делает эффект
Работает с фазой правого/левого каналов.

Области применения
Chorus эффект: легкий хорус делает звучание шире и дает небольшую модуляцию. Применяю на любых звуках кроме бочки/баса для отслоения в отдельное пространство, для придания яркости. Часто хорошо выделяет лид в миксе без добавления громкости.

Flanger/Phaser легкие значения: Что тут сказать. люблю легкие завихрения от фленжера или фейзера. Добавляю на одну-две партии в треке частенько. Хорошо работет после реверберации, создается эффект космического обволакивания.

Flanger экстремальные настройки: Стоит поробовать, чтобы понять. Тут разные эффекты ведут себя сильно по-разному. Но в целом это очень сильно меняет звук и отлично подходит для поиска новых тембров или различных брейков, переходов, обработки ресемплига.

Эффекты
Ableton Chorus/Flanger: простейшие.
Waves MetaFlanger: более сложный. Классно звучит.
Waves Enigma: старенький вейвовский эффект, но мне очень нравится как он звучит и настраивается.

Compressor


?Стоит ли говорить что-то о компрессии? Этой штукой можно убить напрочь партию или весь трек, чем многие новички заняты, а можно создать прозрачное и одновременно плотное звучание. Это инструмент и мы все учимся с ним работать. Вообще, так же как эквализация — это базовый эффект для создания музыки, который 100% нужно понимать и уметь использовать. Я долго откладывал это, а когда все же изучил, то эффект дал отличные результаты.

Что делает эффект
Изменяет динамику громкости сигнала. Может делать тише громкие места в зависимости от временных и других настроек + расширенные возможности.

Области применения
Легкое сжатие: применяется очень часто. Почти все дорожки, кроме очень ровных изначально, в разных местах немного выдаются по громкости без необходимости.

Работа с динамикой: При хорошем сжатии, с помощью тонкой подстройки Attack/Release можно реально раскачать партию под трек. И это исключительная особенность компрессоров. Другими способами именно такой раскачки получить не удастся. Иногда тут отлично вписываются реплики старых приборов, которые прекрасно делают Waves, Softube, NI и другие.

Срез пиков: Если надо конкретно срезать лишние пики, то я предпочитаю Ableton 9 - Compressor. Визуальная часть в нем очень облегчает дело.

Сайд-чейн: Я использую как радикальный сайд-чейн для раскачки одной партии, так и еле-слышимый сайд-чейн на подгруппах для освобождения места под бочку и создание общего пульса.

Эффекты
Ableton Compressor: для точного среза, сайд-чейна.
Ableton Glue-Compressor: для склеивания подгрупп, работы с динамикой.
Waves Classic Compressors: для теплого-лампового.

Erosion / Redux / Beat-crusher


Что делает эффект
Erosion добавляет тонко звучащую sine / noise - составляющую Redux понижает битность сигнала

Области применения
Erosion: прекрасно выделает партию из общего микса, например лид. Так же часто использую на отдельных партиях или подгруппах в течении короткого времени, создавая эффект временного сбоя электротока, не знаю как описать иначе. Недавно вышел на то, как круто он работает на басу-бочке с очень малым значением.

Redux: Преображение перкуссионных лупов, создание брейков.

Эффекты
Ableton Erosion, Redux
Если нужен отдельный плагин — ищите по запросам Beat Reduction, Beat Crusher.

Delay


Один из моих любимых эффектов. Без дилеев никуда. Смотрите сколько всего я с ним делаю.

Что делает эффект
Создает ритмические повторы сигнала с гибкими настройками.

Области применения
Стерео-расширение: Слышали про эффект Хааса? С помощью стерео-дилея можно задержать на разные значения левый и правый канал. Это меняет восприятие сигнала, выделяет сигнал в отдельный слой. Иногда предпочитаю такой вариант позицинирования по панораме вместо обычной регулировки панорамы.


Дабл-трек: Очень короткая отфильтрованная задержка дает классный дабл-эффект как на голосе/гитаре из 80х. Отлично выделяет лиды или перкуссионные партии. Echoboy тут подходит очень круто.


Ритмичные повторы: Генерация повторов по сетке трека. Превращает простую партию в перелив красок :-)
Эффект зажeвывания ленты: Некоторые дилей дают такую возможность. Например Ableton PingPong или Waves H-Delay.


Зерно: Очень быстрые повторы с модуляцией могут дать эффект зернистости. Crystallizer отлично справляется.

Партия из партии: Во всех моих альбомах, начиная с самого первого часть бэк-граунд партий сделаны так: я пропускаю через дилей одну из лидирующих партий, записываю хвост задержки, и создаю луп из нужного места.

Реверсы: Попробуйте партию, пропущенную через дилей развернуть после применения эффекта.

Эффекты
Ableton PingPong: Простой пинг понг с фильтром. Использую часто для второстепенных партий или перед реверберацией для длинных, размазанных звуков.
SoundToys EchoBoy: Один из самых крутых дилеев. Очень много супер-настроек. Действительно sound toy. Остальные плагины этих ребят тоже очень хороши.
SoundToys Crystallizer: Альтернативный дилее-подобный эффект Waves H-Delay: Хороший дилей. Звучит по-своему. Есть возможность выбора более 100% feedback для самовозбуждения.

Limiter


Всем нам рано или поздно нужен лимитер. Кстати, прибор хоть и простой, но я точно знаю, что куча ребят его совсем неверно используют и жмут свои треки в колбаску, которую слушать просто невозможно больше нескольких секунд.

Что делает эффект
По сути жесткая компрессия. Лимитер строго ограничивает громкость, срезает пики.

Области применения
Каналы/Группы: часто в конце цепочки эффектов я ставлю лимитер. Они порой срезают пики лучше чем компрессоры и настраиваются быстрее. Так же это позволяет поднять сигнал до максимального уровня без искажений, так как работу лимитера сразу видно визуально. Так же видны на индикации пики, которые можно вообще убрать вручную.

С плющивание: Иногда дает интересный эффект крайне сильное сжатие материала.

Мастер: Доводка громкости до максимума с приемлемым сжатием.

Эффекты
Ableton Limiter: простой и хороший лимитер.
FabFilter Pro-L: более навороченный лимитер. Классно звучит.

Reverb


Вы только представьте: можно одним кликом поместить звук в любое пространство. Почему же тогда не использоваться этим по полной? Реверберация звука - очень крутая тема для саунд-дизайнерских изысков.

Что делает эффект реверберации
Эмулирует звучание в разной среде.

Области применения
Посыл/Возврат: через send/return я подключаю от 3 до 6 алгоритмов ревера. От коротких комнат до длинных хвостов. Некоторые настраиваю со смещением по панораме.


Быстрая смена пространства: Добавляю на разные каналы и помещаю в разные пространства. Трек становится более многослойным и живым.

Хвост: Ресемплю хвост для создания отельной партии, загоняю в луп. Очень маленькие пространства: для смягчения партии или для смещения в отдельное пространство. Иногда смягчаю бас. То есть хвоста почти нет, но звук уже не сухой.

Мастеринг: очень аккуратно и очень мало ревера может сделать звучание лучше.

Спец.эффект: полное погружение в реверб отдельных коротких кусков подгрупп или всего трека.

Размазня: Если несколько раз пропустить звук через ревер, то можно получить отличную атмосферу для трека. Для этого можно даже взять свой предыдущий трек или чужой :-)

Эффекты
Ableton Reverb: для большинства случаев.
Max4Live Reverb: ревербератор с импульсами. можно загнать любой сигнал и получить неожиданный эффект.

Stereo-штуки разные


Без психоакустики неинтересно. Мне очень нравятся штуки от Waves, которые позволяют получать порой очень странное звучание.

Что делает эффект
Всячески работает со стерео.

Области применения
Разделение mid/side: с помощью обычного Ableton Utility я могу разделить сигнал на мид/сайд составляющие и делать с ними по отдельности что угодно. Классно подходит для сложных комплексных звуков.


Усиление полярности: Различным фонам и второстепенным партиям я часто усиливаю Side-составляющую. Так освобождается.
центр и усиливаются края. Стерео звучит шире за счет усиления контраста.


Сужение: С тем же Utility можно сузить слишком широкий сигнал. Иногда требуется для лучшего позиционирования.

Спец.эффекты: всё остальное, что я делаю с этими эффектами — это эксперимент, результаты которого часто совсем разные. Просто пробуйте разные настройки и сочетания сами!

Эффекты
Ableton Utility: разделение mid/side их усиление/ослабление.

Waves Doppler, Doubler, S1 Shuffle, PS22 Spread: для экспериментов со стерео.

Не впадайте в иллюзию по поводу эффектов. Для этого смотрите в корень каждого эффекта: что он делает со звуком. Зная это на практике, можно собирать любые собственные сочетания и изобретать свой звук.

Цифровая обработка звука и аудио-монтаж — это ваши инструменты.
Изучайте их и рисуйте свою музыку легко!

Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе

Чтобы вокал и бит были "цельными", а не ощущалась "отдельность"?

Профессиональный звукорежиссёр, композитор и действующий музыкант. Преподаватель игры на. · 24 окт 2020

Как правильно написали ниже - лучше всего начать учиться сведению трека с азов.

Но отвечая на конкретно поставленный вопрос - нужно использовать т.н. "склеивающую" компрессию. Следует использовать какой-нибудь достаточно мягкий плагин компрессии, в идеале мультибенд на мастер-треке должен сделать своё дело. Но, конечно, сначала на стадии сведения дорожки уже не должны выбиваться по уровню и панораме настолько, чтобы склейка просто доломала трек.

Есть много видео на Youtube по этому поводу. Рекомендую посмотреть несколько, посмотреть, какой метод для вас и вашего уровня подходит больше.

Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами

Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.

Общие советы

Идеально, если речь записана в акустически обработанной комнате. Если таковой нет, можно обойтись акустическим экраном для микрофона. Расстояние до микрофона индивидуально и зависит от громкости голоса, экспрессии и динамики. Главное, чтобы не было перегрузов или откровенно тихого сигнала. Оптимальное значение — от -18 до -12 дБ.


На микрофоне обязательно должна быть либо ветрозащита, либо поп-фильтр. Взрывные согласные сложно поддаются компьютерной обработке, так что лучше приобрести недорогой аксессуар, который избавит от большинства проблем с ними.

Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.

Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.

Обрабатываем звук для оффлайн-видео

Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.



Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.

Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.


Поиск и подрезание резонанса

Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.

Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:

● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.

● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.

● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.


Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот

Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:

● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.

● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.

● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.


При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.

Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:

● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)

● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.

● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.

● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.

● Threshold: здесь нужно смотреть по уровню громкости исходного трека. Начать можно с -8 дБ.


Лимитеринг. Это операция позволяет ограничить максимальный уровень громкости. Сигнал на мастер-шине не должен зашкаливать, и лимитер выступает в роли очень жесткого компрессора, который не позволяет сигналу выбраться за пределы установленного значения. Как правило, среднее арифметическое уровня сигнала (RMS) должно быть около -16 дБ. При рендере на мастер-шине нужно выставить уровень -0.5 дБ, потому что финальная конвертация аудио может сделать звук громче и добавить искажений. При отсутствии лимитера его роль может сыграть компрессор: достаточно выставить ratio на максимум, threshold на -0.5 дБ, и атаку на минимум.


Лимитер и компрессор в роли лимитера

Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.


Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

1. Шумоподавление. В отличие от оффлайн-видео, звук к которым нередко записывается отдельно на качественный микрофон, в стримах часто используется не самое лучшее оборудование. Недорогой микрофон вкупе со встроенной звуковой картой и включенной функцией Microphone Boost в настройках звука Windows будут сильно шуметь. Для того, чтобы избавиться от этого шума, можно использовать встроенный в OBS фильтр Noise Suppression. У него всего одна настройка — уровень шумоподавления, начать стоит со значения около -20 дБ.


2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.



4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.


При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).


Дайте послушать результаты!

Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.

Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.

При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.

Читайте также: