Как сделать звук л твердым

Обновлено: 04.07.2024

При правильном произнесении звуков [Л], [Л'] артикуляционные органы занимают следующее положение:
• положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;
• верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;
• язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны;
• боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
• корень языка при твердом звуке [Л] поднят;
• мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

В тех случаях, когда возникают особые затруднения из-за недостаточной пластичности языка, следует провести серию артикуцы, оставляя по бокам проходы для выдыхаемого воздуха.

Логопед-дефектолог, педагог по технике речи Анна Французова

Нарушение звукопроизношения при отсутствии каких-либо дефектов со слухом и проблем речевого аппарата называют дислалией. Это диагноз, который может поставить логопед ребенку, не произносящему одну или несколько фонем. Часто его впервые слышат родители, которые проходят с малышом медосмотр в четыре или пять лет, а нередко и при подготовке к школе.

Обратить внимание на дефект речи нужно в три года

Но умиляться произношению крохи стоит максимум до четырех лет. Если до этого возраста верные фонемы так и не появились, нужно разбираться в причинах происходящего.

Причин, приводящих к нарушению произношения, может быть несколько.

К сожалению, самостоятельно родители не могут определить причину нарушения произношения у малыша. Развитию дефекта может способствовать одна из проблем, а может — их комплекс. Поэтому важно вовремя обратиться с ребенком к логопеду, который поможет выяснить причину проблемы и порекомендует тактику коррекции.

Специалист проводит постановку звука в несколько этапов, выделяя среди них:

  • подготовительный;
  • коррекционный;
  • финальный закрепительный.

Перескакивать с одного этапа на другой нельзя, так как результат не будет должным. Родителям следует выполнять рекомендации логопеда-дефектолога, при необходимости заниматься с ребенком дома. Тогда и эффект работы будет заметен значительно быстрее.

Подготовка

Начинать работу над речью нужно с гимнастики для язычка

Коррекция

Среди эффективных методов постановки выделяют следующие.

Занимаясь с ребенком, показывайте ему яркие картинки и слоги

Автоматизацией называют закрепление результата, полученного в ходе логопедической коррекции. И введение непроизносимой ранее фонемы в повседневную речь подопечного. Сначала ее закрепляют в самостоятельном звучании, произнося в твердой и мягкой формах. А затем — в виде слогов и полноценных слов.

Дефектологи рекомендуют сделать процесс автоматизации интересным и нескучным. А для этого отлично подходят скороговорки, стишки и загадки, которые малыш будет повторять за вами. Вот несколько примеров таких скороговорок:

  • еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела;
  • ла-ла-ла — мусор убрала, лю-лю-лю — печку истоплю;
  • в палатке — лопатка;
  • у елки иголки колки.

Через некоторое время можно просить малыша составлять рассказы по картинкам, обращая внимание на слова с нужной фонемой.

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

Взрослые привыкли произносить звуки определенным образом, и даже не обращают на это внимания. Но для малыша это целая наука. Он пытается подражать родителям и повторять за ними все звуки, слоги, слова, но у него это не всегда получается. И если вовремя не вмешаться и не научить его говорить правильно, в будущем он может стать объектом насмешек из-за дефектов речи.

Что такое физиологическая дислалия

Имя этой проблемы – физиологическая дислалия – разновидность речевого нарушения, при котором у ребенка не отмечается ухудшения слуха или каких-либо патологий речевого аппарата. Чаще всего, нарушение встречается у детей в возрасте 3-5 лет и при работе с логопедом проблема решается благополучно.

Основные причины дислалии:

  1. Из-за раннего возраста органы речи не готовы занимать правильное положение. При этом речевой аппарат не имеет дефектов.
  2. Несформированный фонематический слух – ребенок плохо различает фонемы родного языка. Однако его физиологический слух не нарушен.

К 4-4,5 годам дети выговаривают большинство звуков правильно. Поэтому родителям нужно внимательно слушать их речь, чтобы, при необходимости, исправлять произношение.

Проявление физиологической дислалии:

  • Звук выпадает (лошадка – ошадка).
  • Замена одного звука другим, более простым с точки зрения артикуляции. [л] часто заменяют на [й] (лошадка – йошадка), а также [в] или [у] (вошадка, уошадка). В первом случае звук становится не дентальным, а небным; во втором – губно-зубным или губным.
  • Твердый звук заменяют мягким.

Прежде чем учить ребенка выговаривать звуки, нужно стать перед зеркалом и самому произнести его несколько раз по всем правилам. Так родитель сможет увидеть, как должны двигаться органы речи, и потом объяснять это малышу.

Правильная артикуляция звука [л]

Чтобы успешно бороться с проблемой, необходимо следить за правильностью артикуляции звука [л]

  1. Губы в улыбке, зубы приоткрыты. Кончик языка острый, сильно упирается в основание центральных резцов верхней челюсти.
  2. Средняя часть (спинка) языка опущена, края не прикасаются к боковым зубам. Корень языка нужно отодвинуть назад и приподнять к мягкому небу. Язык принимает форму седла.
  3. Сильная и теплая струя воздуха проходит по бокам языка. Для сравнения: при артикуляции звука [с] поток воздуха выходит холодным.
  4. Голосовые связки сомкнуты. Чтобы это проверить, достаточно прислонить ладонь к горлу и поочередно произносить [л] и [ш]. В первом случае вибрация будет чувствоваться, во втором – нет.

kak-nauchit-rebenka-govorit-zvuk-[l]-v-domashnih-usloviyah.jpg

Постановка произношения твердого звука [л]

Неправильное произношение [л] и [лꞌ] получило название ламбдацизм. Часто проблему вызывает именно твердый вариант. Но его нетрудно поставить и в домашних условиях.

Обычно детям сложно сразу ставить язык в правильное положение, поэтому сначала их учат межзубной вариации [л].

Когда малыш хорошо освоит межзубную артикуляцию, пора учить его сомкнутому произношению.

Родителям нужно следить, чтобы их чадо всегда произносило звук четко и правильно. При необходимости его следует поправлять.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика поможет разработать активные органы речи. Это полезно для произношения всех звуков, а не только твердого [л].

kak-nauchit-rebenka-govorit-zvuk-[l]-v-domashnih-usloviyah.jpg


Заборчик. Губы максимально растягиваются, видно верхние и нижние зубы. Не нужно их сильно сжимать, достаточно легонько сомкнуть.
Трубочка. Сильно вытягиваем губы в трубочку.

Часто у людей искажается звучание речи, поскольку губы при разговоре почти не двигаются. Поочередное выполнение этих упражнений поможет ребенку разработать подвижность губ. Достаточно 7-8 раз в день.

Ветерок. Улыбка, рот приоткрыт. Малыш прикусывает язычок зубками и выдувает поток воздуха. Должно получиться две струи. Чтобы проверить, поднесите к его рту перышко.

Звуки произносят при выдохе. Но детям обычно не хватает сильной струи воздуха. Поэтому рекомендуется заниматься с ними дыхательными упражнениями: выдувать мыльные пузырьки, задувать свечи, петь.

Следующие упражнения разрабатывают подвижность языковых мышц. При выполнении губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть не подвижная.

Не нужно давить на ребенка и заставлять его заниматься. Занятия не должны быть наказанием за непослушание. Все упражнения выполняются в форме игры, так, чтобы ему было интересно. В этом случае результат будет заметным.

Вместо заключения

Но если дома поставить звук [л] не получилось, следует обязательно обратиться к логопеду. Вполне возможно, что у ребенка есть дефект строения речевого аппарата (к примеру, короткая уздечка языка). Специалист подберет для него индивидуальный комплекс упражнений.

Важный этап развития любого ребенка — это овладение всеми звуками родного языка. Под воздействием разных причин процесс нарушается. В итоге некоторые звуки отсутствуют, заменяются или искажаются. Дефект хорошо слышен окружающим.

Общая информация

  • зубы немного разомкнуты;
  • кончик языка упирается в альвеолы верхних зубов;
  • боковые края оставляют проход для воздуха.

За счет смыкания голосовых связок происходит вибрация. Для произношения мягкого варианта поднимается не корень языка, а его спинка. Чаще всего страдает твердый звук.


Причины и виды нарушений

Неправильно говорить может любой ребенок. Искаженное звучание появляется из-за недостаточных или несформированных движений мышц. На подвижность влияют факторы:

  • соматическое здоровье;
  • состояние нервной системы;
  • общая моторика.

Родители часто не приучают детей к пережёвыванию твердой пищи, дают долго грудное молоко или кормят из бутылочки. Мускулатура не развивается, нет точных движений языка и губ.

Ограничивает подвижность языка короткая подъязычная связка. При тяжелой степени она не дает органу подниматься, средней — осуществляется небольшой подъем.


Выделяют три уровня нарушения:

  • первый — дети не могут произнести заданный звук по подражанию и самостоятельно;
  • второй – дети говорят звук в изолированной позиции;
  • третьи – способны сказать звук в отдельных словах, но в спонтанной речи его смешивают с другими.

В зависимости от уровня проводят коррекционную работу. При отсутствии помощи дефект сохранится. Взрослый человек будет ограничен в выборе работы.

Разграничение диагнозов

Плохое выговаривание звуков связано с разными проблемами. Дизартрия связана с нарушением движения мышц. Дети плохо меняют позы артикуляции, не ощущают перемещения языка или губ.

Отмечается гипер- или гипотонус. Мышцы сильно напряжены либо серьезно ослаблены.

Выявляются сопутствующие симптомы:

  • гиперсаливация (обильное слюноотделение);
  • плохое пережевывание пищи;
  • проблемы с мелкой моторикой;
  • слабое дыхание.

Дизартрия затрагивает только звукопроизношение. Остальные компоненты речи не нарушены. Дети обладают словарным запасом, грамматически правильно оформляют фразы.

При дислалии отмечаются нарушения звукопроизношения. Они появляются из-за дефектов в строении органов артикуляции, соматической ослабленности, при минимальных мозговых дисфункциях.

Для постановки заключения необходимо убедиться в состоянии слуха ребенка и отсутствии нарушения тонуса мышц.

Дизартрия и дислалия разные диагнозы!

При общем недоразвитии речи (ОНР) страдают все ее компоненты. Дети обладают ограниченным словарным запасом, неправильно связывают слова, плохо произносят звуки.

Неправильный образец звучания ребенок может перенять от родителей. Малыш воспринимает речь взрослого, пытается ее повторить.


При алалии и задержке речевого развития наблюдаются проблемы со звукопроизношением. При коррекции большое внимание уделяется стимуляции появления речи, не придавая значения ее правильности.

Правильная постановка диагноза гарантирует грамотное выстраивание процесса коррекции. При дизартрии потребуется больше времени для автоматизации звука. При ОНР важно развивать все компоненты речи.

Дошкольник научится правильно разговаривать при своевременной логопедической помощи. Насколько быстро пройдет коррекция зависит от определенных факторов: диагноза, вовлеченности родителей, количества занятий.

Характеристика нарушения

При дизартрии может отмечаться смягченное произношение твердого звука.

Научить ребенка говорить правильно сложно. В логопедии принят поэтапный подход. На каждом реализуются определенные цели. Для успешного освоения нужна помощь родителей. Они будут выполнять с дошкольником домашнее задание.

Способы диагностики

Родители могут не замечать проблем с речью ребенка. Поэтому обследование проводит логопед. Он изучает произношение всех звуков. Для облегчения процесса используют специальные пособия. В них собраны картинки с разным положением звука (в начале, середине и конце).

Следующая часть диагностики — обследование речевого слуха. Последовательно ребенку предлагается определить картинки на заданный звук, назвать первый звук в слове.


Проверяют способность делать объединение предметов, исключать лишний и рассказывать особенности использования вещей. Изучают грамматическое оформление речи, понимание предлогов и слов с разными ударениями (зАмок − замОк).

Логопед осматривает артикуляционный аппарат и делает выводы о его строении. Проверят тонус мышц: при повышенном они будут напряжены, язык стоит комом во рту. При ослабленном − он вялый и неподвижный.

На основе диагностики выносится заключение, строится коррекционный маршрут.

Подготовительный этап

Постановка любого звука осуществляется на индивидуальных занятиях. Отрабатывается подъем кончика языка. Примерный комплекс упражнений:

На отработку артикуляционной гимнастики уходит 2-3 месяца. После того как начнут получаться точные движения переходят к следующему этапу. Все упражнения нужно делать перед зеркалом!


Способы постановки

После прохождения подготовительного этапа приступают к постановке звука. Единого правильного метода не существует. Используют все возможные варианты.

Для легкого восприятия делают картинку-символ с самолетом. Визуализация позволяет облегчить процесс постановки звука.

При губном произношении логопед придерживает кончиками пальцев губы и не дает им собираться. Дошкольника приучают держать улыбку и контролировать себя посредством зеркала.

Во время постановки обязательно разбирают правильную артикуляцию звука. Для этого используют специальные графические изображения. По схеме проще ориентироваться детям.

Введение в речь

После того как дошкольник начинает чисто говорить звук, необходимо проводить автоматизацию. Ее начинают с прямых слогов (согласный + гласный). Для этого используют игры-ходилки, камешки марблс и другие инструменты.

После того как получится произносить в прямых слогах, берут обратные (гласный + согласный). Только потом переходят к словам, скороговоркам и стихам.

Развитие речевого слуха

Для исправления дефекта важно чтобы ребенок начал себя контролировать — различал правильное и неправильное произношение звука. Для этого ведется поэтапная работа над развитием речевого слуха.


На первом этапе используются неречевые звуки – шум леса, ветра, дождя, музыка. Ребенку предлагают закрыть глаза, послушать, что звучит в другой комнате: мама моет посуду, папа пылесосит. Показывают образцы шума: мятая бумага, переливание воды, стук карандаша. Потом просят отвернуться, определить действие на слух.

Второй этап – различение гласных. Ребенку показывают символы гласных звуков, разбирают их артикуляцию. Показывают картинку автобуса, акцентируя внимание на том, что у слова есть начало, середина и конец. Схема облегчает его восприятие.

Ребенку называют звуковой ряд (из гласных) и просят назвать первый звук. Только потом переходят к использованию согласных. Процесс развития речевого слуха небыстрый.

Дополнительное воздействие

При дизартрии желательно использовать логопедический массаж. Он ручной или зондовый. Его проводят перед занятием для снятия гипертонуса или активации мышц.


Нарушения речи часто связаны с проблемами памяти, внимания, мышления. В коррекционной работе требуется сопровождение психолога. Он проводит занятия по развитию навыков, самооценки, мотивации.

При проблемах с тонусом показана физиотерапия. Она хорошо снимает напряжение или стимулирует мышцы. Делать ее нужно курсами. При необходимости невролог назначает медикаментозное лечение.

Родителям стоит приготовиться к длительному процессу обучения. Все зависит от того, насколько они заинтересованы в результате. Артикуляционную и дыхательную гимнастику обязательно проводят в домашних условиях.

В процессе автоматизации взрослые контролируют речь ребенка, поправляют его, разучивают чистоговорки и стихи.

Читайте также: