Как сделать зевок эстрадный

Обновлено: 05.07.2024

Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования, которые обучают детей эстрадному вокалу. Эти тренажи составлены мною исходя из многолетнего опыта работы в МБОУ ДОД ЦДОД "Краснонлинский" г.о. Самара как с группой детей ("Вокальная студия "Разноцветная игра"), так и индивидуально. Материал разбит по возрастным группам.

ВложениеРазмер
trenazhi.docx 27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тренаж для младшего звена

В вокале существует 5 алгоритмов пения: вдох; остановка; атака звука; звуковедение; снятие.

Всю технику обучения эстрадному пению можно изложить в пяти постулатах:

На первом этапе обучения пению, особое место занимают попевки на одном звуке (на тонике или звуках тонического трезвучия).

1. Упражнение на дыхание. Дышим в низ живота, с сохранением во время пения положения вдоха и сохранением купола.

а) вдох – носом, выдох – носом, с остановкой;

б) вдох – голова назад, задержка дыхания (живот надут), выдох – голова прямо, живот подтягиваем к подбородку;

в) положить на кушетку ребёнка; на живот положить груз и дышать;

2. Артикуляционная гимнастика по Емельянову:

в) покусывание или жевание языка;

6. Сверху вниз по квинте: Р-ра-р-ра-р-ра-р-ра-р-ра (освобождение нижней челюсти, настой дыхания, артикуляция, опора). При этом, звуки должны литься на одной ниточке, чтобы согласные не мешали, а служили опорой.

7. При вялом дыхании:

8. При плохой интонации (гудошники).

в) певческое задание даётся ребёнку на слух, но подкрепляется зрительной наглядностью;

г) звук, даваемый за образец должен звучать в ярко выраженной высокой певческой позиции (при пении нужно закрыть плотно уши ладонями рук).

9. Упражнения на дикцию:

Тренаж для среднего и старшего звена

  1. У эстрадников не должно быть переходных нот. Голос должен звучать на всём диапазоне одинаково.
  2. ДЫХАНИЕ. Вдох нужно брать со стороны, а не поджимая живот. Следовательно, гортань не поднимается. Гортань должна быть свободна от вокала и немного опущена за счёт правильного дыхания:

а) выдохнуть весь воздух из организма;

б) подтянули низ живота без воздуха;

в) вдохнули носом и ртом, ощутив при этом момент испуга, и сохранив его, удерживая воздух, выдуваем через дырочку, при этом тужимся.

  1. Надо уметь открывать рот (кулак во рту).
  2. Нужно понимать мозгами, что мы делаем. Нужно всё видеть внутри себя; т.е. петь осознанно . Артикулировать под плюс перед зеркалом.

а) мягкое нёбо и язычок вверх. Открыть от и показать гланды без палочки;

б) язык с челюстью выносим вперёд;

в) давления и зажима на гортань быть не должно;

г) острота и активность в нёбе.

ВОКАЛ - это соединение гласных звуков на одном дыхании.

А-О-У-И - петь в одной позиции.

6. Смыкание связок.

б) основание языка не поднимать. Все звуки стоят в одном месте.

7. Нёбо. Открыть рот без зажима связок (зевок). Проверить зевок можно, поставив указательный палец в рот. Вдох-задержка-атака.

А-Э-И-О-У- петь на кончике языка и мягкого нёба. Челюсть при этом активно двигаться не должна. Звук в себе.

ДЫХАНИЕ - давление кишками вниз и толкаем в голову, удерживаем в одном месте. Гортань при этом в полной свободе (стр.11 С. Ригса; расслабление внешних мышц).

ВОКАЛ - это не громкость, а умение управлять своим голосом.

10. Больше работать с текстом. Читать внимательно текст и понять сюжет. Писать строчка, через три и проговаривать, прорабатывать, ставить логические ударения. Петь текст на одной высоте, плавно выстраивая гласные. Поём как говорим - эмоционально.

11. Техника – петь, ползя по полу, а мы держим певца за приподнятые ноги. Этот приём на энергетику . А потом, спеть стоя с той же энергетикой, что и ползя по полу. Подача звука и дыхание во всём диапазоне должно быть одинаковым. Например: подать звук на форте и отпустить на пиано.

  1. В песне нужно больше искать, где отдохнуть, чтобы дать звук на кульминации.
  2. Соблюдать вертикаль: грудь – голова.
  3. Нижний регистр нужно петь головой.
  4. Верхний регистр – вниз.

Или использовать полностью тренаж по С. Ригсу: Часть 1: Упр.1 -4; Часть 2: речевое пение. Тренаж компоновать в зависимости от поставленных вокальных задач. Во всём должно быть чувство меры.

Звук делится на две части:

2-я раскачивание (вибрация).

Верхние ноты берём в одном и том же состоянии: как внизу, так и вверху.

5 алгоритмов пения: Вдох, остановка, атака звука, звуковедение, снятие.

Задача педагога: Чтобы ребёнок постепенно скоординировал все процессы звукообразования.

  1. Дыхание : носовое (даёт энергии, поднятия нёба). Например: вдох и выдох (з-з…).
  2. Остановка : оценка состояния голосового аппарата.
  3. Атака : бывает придыхательная, твёрдая (точная), мягкая. При придыхательной теряется много энергии, нет опоры, свист, сип. Твёрдая атака начинающего певца может приучить к жёсткому звуку. Самая приемлемая атака – мягкая.
  4. Звуковедение : работа гортани, высокая певческая форманта, артикуляция, резонирование, полётность звука.

Положение гортани при пении должно быть расслаблено, опущено (подойти сзади и положить руки на горло). Гортань должна находиться в одном положении на гласных. На согласных – немного двигаться.

От артикуляции зависит понятие пения.

У певца должна быть свободная нижняя челюсть, которая не должна активно участвовать в работе слова.

Положение языка : лежит внизу; маленький язычок поднят, следовательно, вход в гортань открыт. Целесообразно наличие высокой певческой форманты.

Задача педагога : найти высокое звучание и закрепить его. Петь там, где легко.

Исправление носового звука: высокое поднятие мягкого нёба, а следовательно, маленького язычка.

Процесс вибрато должен появиться в процессе обучения.

Педагогу следует добиваться полётности звука за счёт высокой певческой форманты, резонаторов.

Снятие звука. Сброс дыхания (одновременное размыкание и давление дыхательного столба). Освобождение для следующей фразы. Дыхание сбросить всё.

ТРЕНАЖ (петь в удобном диапазоне)


Сегодня мы поговорим о том, как улучшить вибрато в голосе. Узнаете, что нужно делать, чтоб звук получился ярким и насыщенным.

Что такое вибрато


Вибрато в голосе - это периодическое изменение высоты тона, интенсивности или громкости, тембра звука и пения. У певцов вибрато вызывается колебаниями давления воздуха. Аналогично, как и у духовых инструментов - вибрато струн создается путем вибрации струн пальцами. Так какую же роль в пении играет вибрато? Вибрато в вокале - это своего рода украшение, которое добавляет теплоту звуку и создает индивидуальный тон. Когда певец использует вибрато, звук кажется плавным. Разница заключается в частоте вибрации и амплитуде звуковой волны.

Виды вибрато

Эффект вибрато бывает правильным и ложным. Ложное возникает при вибрации гортани, а правильное вибрато - в резонаторе. Исполнитель может остановить певческое вибрато в любой момент, а также увеличить или уменьшить амплитуду или высоту звука. Спокойное вибрато говорит о свободе голосовых органов и правильном пении, и дыхании. Как петь вибрато? Если вокалист не обладает природными способностями к вибрато, этого можно достичь с помощью упражнений, которые помогают снять напряжение в гортани. В вокальных музыкальных школах вибрато в голосе обычно не преподают. Хорошие опытные педагоги знают, что когда звук слышен равномерно и поставлен на опоре, вибрато само проявится в резонаторе. Развить вибрато не так-то и сложно.

Разница между вибрато, трелью, вибрацией и тремоло

Некоторые педагоги вокала не понимают разницы между вибрато, трелью, тремоло и вибрацией. Вместо голосового вибрато могут преподавать совершенно иную технику.

Трель

Вибрация

Вибрация - это отклонение ноты в разные стороны. При этом звук превосходит тон. Причина этого - недоразвитие музыкального слуха и, конечно же, плохая способность контролировать дыхание.

Тремоло

Данная техника технически похожа на вибрацию звука. Если только скорость вибрации низкая, то тремоло наоборот, очень быстрое. С технической точки зрения, тремоло вызвано чрезмерным давлением в гортани, вызывающим напряжение у основания языка.

Важно знать!

Техника вибрато снимает напряжение голосовых связок. Причина проста: из-за свободной пульсации в гортани.

Как делать вибрато в голосе

Работа диафрагмы и правильное дыхание

Работа гортани

Гортань - это мышца, которая контролирует давление воздуха. Как мы все знаем, связки - это тоже мышцы. Как и в случае с любой другой физической активностью в тренажерном зале, если не запомнить, как выполнять упражнение, будет очень сложно тренироваться снова в дальнейшем. Как научится вибрато в вокале? Положите палец на гортань (для женщин) или кадык (для мужчин). Возьмите слог, которые вы практиковали ранее, и делайте движения вверх и вниз с частотой колебаний 3-4 раза в секунду. Учтите, что не нужно слишком сильно давить на горло!

Распевки

Простые распевки с правильной тесситурой поможет овладеть вибрато в пении. Наиграйте себе несколько полутонов. Если у вас проблемы с музыкальным слухом, начните петь медленно и постепенно увеличивайте темп. Если с интонацией все нормально, можно сразу начинать на средней скорости.

Правильная осанка и дыхание


Положение тела при выполнении должна быть свободной. Лучше всего встать прямо и опустить руки вдоль тела или положить их на диафрагму живота, чтобы почувствовать дыхание. Для сохранения устойчивости лучше всего держать ноги на ширине плеч, нужно стоять на полных стопах, а не на носочках. После того, как разовьется способность правильно дышать, можно сесть, но в этом случае нужно проявлять особую осторожность, чтобы не наклоняться вперед или назад и не опираться на спинку стула. Плечи нужно опустить. Когда выполняете вдох, не нужно поднимать их, чтобы получить достаточно воздуха в легких. Дыхание следует производить животом и диафрагмой. Нет необходимости в чрезмерном сокращении лопатки, но при этом нельзя сутулиться. Простые правила дыхания можно резюмировать следующим образом: быстрое дыхание - пауза - медленный выдох. Вдох должен быть быстрым, тихим и почти незаметным. На выдохе можно представить, как задуваете свечу: выпускаете воздух плавно, равномерно и медленно. При вдохе грудная клетка должна расширяться, а не подниматься, ребра как бы открываются в стороны, и воздух поступает в брюшную полость.

В начале обучения главная ваша задача - научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием.

Дыхание

Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Вспомогательные упражнения

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

1. Неправильно: язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.

2. Правильно: горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.

Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.

Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.

Свободное резонаторное звучание

В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.

Вокальные упражнения. Общие правила их выполнения

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения - диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.

Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Вокальные упражнения

Упражнения на концентрацию звука

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения мелочи. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

РО-О\’O-O\’O-O\’O-O\’O-O\’O-O\’O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

PO-O\’O-O\’O-O\’O-O\’O-O\’O-O\’O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упражнения на развитие субтона

Работа над песней

После того, как вы освоите эти упражения, можно переходить к работе над вещами.

Начните с низких по тесситуре песен. Сначала выучите текст и мелодию. Пойте вместе с исполнителем, но не пытайтесь копировать его манеру.

Работа над вещью начинается с пропевания мелодии на любую удобную гласную /обычно А, О или Э/ или слог /НЭЙ или МЯУ/. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения.

Поскольку английский язык более удобен для пения, чем русский, начните с англоязычного репертуара. Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные, особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведение будет исполняться легко и непринужденно, переходите к пению под фонограмму -1 /без голоса/. Постарайтесь записать себя на магнитофон. Это поможет проконтролировать технические и интонационные /точность попадания в ноты/ ошибки. Постепенно можно переходить к более сложным произведениям. Не пугайтесь звука собственного голоса на магнитофонной кассете. При пении в хороший микрофон и использовании ревербератора /обработка звука, придающая ему объем/ и других звуковых эффектов голос существенно меняется в лучшую сторону.

Учитесь пользоваться микрофоном и ревербератором. Полезна будет любая сценическая практика и работа в музыкальном коллективе. Старайтесь расширять свой репертуар, заботьтесь о вокальном здоровье, посвящая распеваниям 20-40 минут ежедневно, больше слушайте хорошую музыку,— и успех непременно придет к вам.

Заключение

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артистов.

Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Как было сказано в предыдущей главе, опора звука связана с ощущением воздушного столба от диафрагмы и поясничного пояса к голове. Ощущение основания столба дает мышечный поясок - естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук - это работает нижний, или грудной, резонатор.

Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой.

Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе тренировки. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,— автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.

Вокальные упражнения для развития голоса у детей способствуют развитию памяти, улучшают настроение, положительно влияют на здоровье органов дыхания, способствуют гармоничному развитию. Ведь голос – важный инструмент, позволяющий добиваться многих целей. Приятно, когда малыш умеет громко говорить и петь, различая интонации и подстраивается под любой ритм. Для разработки слуха с голосом созданы обучающие системы. Многих детей родители направляют к педагогам по вокалу, чтобы в будущем восхищаться вокальными данными и талантом своего чада.

Особенности развития детского вокала

Стоит обратить внимание на отличительные особенности детской анатомии.

Зачем ребенку пение:

  • для развития голосовых связок;
  • для повышения уверенности в собственных силах;
  • ради улучшения дикции;
  • для увеличения громкости голоса;
  • с целью раскрепощения;
  • для освобождения от зажимов;
  • ради укрепления иммунитета;
  • чтобы тренировать легкие;
  • для улучшения коммуникабельных навыков.

Как научить ребенка петь:

  • привести в музыкальную школу к профессиональному педагогу;
  • самостоятельно тренироваться вместе с помощью караоке и приложений.

Как развивается голос детей:

  • в процессе повседневных бесед с друзьями и родителями;
  • чтение книг вслух;
  • импровизационное исполнение басни и театральной сценки;
  • посредством ежедневных занятий пением;
  • с помощью профессиональной постановки голоса для вокала;
  • во время проговаривания скороговорок;
  • в процессе выполнения специальных упражнений;
  • на занятиях по технике речи и сценическому искусству.

На заметку! Влияние пения на здоровье в основном проявляется во время сезонных вспышек заболеваемости. Дети, постоянно занимающиеся вокалом, меньше болеют простудами и вирусным инфекциями.

Какие особенности детского голоса нужно учитывать:

  1. Недостаточная развитость – стоит приобщать малыша к вокалу постепенно и не допускать сильных перегрузок голосовых связок.
  2. Гибкость – вполне возможно, что у мальчика с обычным альтом со временем изменятся показатели голоса до сопрано или баритона. Ведь вокальное развитие детей продолжается до подросткового возраста.
  3. Диапазон – категория, которую необходимо развивать. Ведь от диапазона зависит успех певца на публике. Упражнения для развития голоса нужно прорабатывать минимум 3 раза в неделю.
  4. Эмоциональная окраска – характеристика, присущая многим творческим личностям. Нельзя подавлять в ребенке эмоции, это губительно повлияет не только на голос, но и на общее состояние здоровья и эмоциональное развитие маленькой личности.
  5. Громкость – показатель уверенности и состоятельности будущего артиста. Запрещено подавлять громкие возгласы детей, ведь запреты негативно воздействуют на психическое состояние несостоявшихся личностей.

Вокальные упражнения для развития голоса у детей являются эффективной системой, включающей множество программ и полноценное исполнение музыкальных произведений.

Упражнения

Педагоги разрабатывают специальные техники для улучшения показателей голоса, которыми нужно пользоваться по мере возможности. Необходимо привести ребенка на уроки вокала с 5-7 лет, тогда не будет проблем с коммуникабельностью и дисциплиной.

Какие типы упражнений предназначены для детей:

  • на становление вокального дыхания;
  • артикуляционные упражнения;
  • освоение специальных техник исполнения;
  • на преодоление зажимов в области ребер и гортани;
  • на развитие артистизма;
  • на увеличение диапазона;
  • на повышение громкости;
  • на развитие интонации;
  • ритмические упражнения;
  • на развитие музыкального слуха.

У разных педагогов программы значительно отличаются, поэтому стоит узнать о конкретной специализации преподавателя пения. Певцы отличаются по жанрам и стилям исполнения песен. В выборе музыкального стиля стоит опираться на предпочтения ученика, его тембр и подготовку. Стоит начать с базовых упражнений. Научиться петь с детства совсем несложно. А упражнения для развития голоса в самый раз подходят для начинающих солистов.

Мычание

Активизация груди с животом происходит после выполнения особого упражнения.

Инструкция к выполнению мычания:

  1. Встать ровно, ноги на ширине плеч, осанка прямая.
  2. Полный выдох воздуха.
  3. Сделать глубокий вдох в течение 5-7 секунд.
  4. Выдыхать медленно за 9-10 секунд и произносить звук м, не открывая рта.
  5. Выполнить минимум 3 раза, постепенно увеличивая громкость голосовых связок.

Упражнение отлично подходит для разогрева перед распевками.

Детские вокальные упражнения

Текст без согласных

С целью улучшить звучание голоса, вокалисты устраивают специальный марафон чтения и пения без согласных. Таким образом произношение гласных становится в 3 раза отчетливее по сравнению с предыдущими результатами.

  • выбрать песню или отрывок из книги;
  • настроиться и произносить только гласные звуки;
  • чувствовать вибрации и учиться управлять процессом;
  • повторить текст песни, рассказа полностью.

Марафон надо проводить 3 раза в неделю по 35 минут для достижения высоких показателей дикции. Когда нет возможности посещать музыкальную школу, можно работать с педагогом дистанционно.

Как научиться петь детям

Упражнение “ХА”

Театральный балаган невозможно отменить по первой указке взрослых. Педагоги применяют основы актёрского мастерства на редкость умело, и извлекают пользу от энергичности детей.

Существует множество вариаций выполнения данного упражнения.

Каким образом исполнять:

  1. Создать правильный настрой и выдыхать ха сначала тихо, потом громче и увеличивать громкость с каждым разом.
  2. Вариант злобного смеха бабы-яги ах-ха-хах-хаха-ха! Для импровизации нужны актерские задатки и не у каждого юного артиста получается естественным образом менять интонацию и манеру поведения.
  3. Заливистый смех девочек и мальчиков гораздо легче отрабатывать с первого подхода ха-ха-ха-ха-ха!

Вокальное дыхание для детей

“Зевок и потягивание”

Когда нужно готовиться к конкурсам по эстрадному пению, необходимо применять все способы пробуждения. Тренировка тела, ума и дыхательных путей.

  1. Встать как по струнке смирно.
  2. Вытянуть руки вверх и изогнуть тело.
  3. Громко зевать и стремиться развить гибкость.

Вокальное дыхание для детей может быть непривычным. Во время выполнения учебной программы важно не зажимать рот, не стеснять движения. Зевок с потягиванием направлены на устранение многочисленных зажимов и раскрытие грудной клетки.

Детские вокальные упражнения на дыхание

“Обжорка”

Особенный вариант упражнения, выполняется в горизонтальном положении на кушетке или диване. Дыхание у детей не всегда поставлено естественным образом. Нужно учиться правильно дышать животом: широко открыть рот, вдохнуть, задержать дыхание и с шумом полностью выпустить весь воздух. При выполнении плечи, руки и спина остаются неподвижными.

“Ворона”

Сплошное развлечение для детской аудитории, приносящее определенную пользу для организма в целом.

Как правильно делать ворону:

Какая польза появляется от забавного разогрева голосовых связок: улучшается произношение звуков, увеличивается громкость голоса и гармонизируется эмоциональное состояние маленького певца. Такие игровые упражнения в очередной раз показывают малышу, что заниматься вокалом весело и интересно.

Упражнение для голоса для детей

“Аромат цветов”

Упражнение на дыхание и расширение голосовых связок.

Дыхательные упражнения помогают поставить правильно голос и научиться красиво петь без лишней нагрузки на связки.

Как научиться петь детям - дыхательные упражнения

“Синьор-помидор”

Как правильно выполнить:

  1. Встать максимально ровно и выпрямить спину.
  2. Кисти сложить на грудную клетку и вдыхать в течение 7 секунд.
  3. Сделать паузу на 5 секунд. Плотно сжать губы.
  4. Выдыхать с закрытым ртом, лицо должно становиться красным от напряжения. Руки держать в прежнем положении.
  5. Сделать 5-6 повторов.

Выполняя забавные упражнения маленькие ученики весело проводят время и получают правильную вокальную подготовку. При таком подходе, обучения детей пению проходит легко и полезно.

Упражнения по вокалу для детей - тренировка дыхания

“Чайник”

Упражнение для детей, направленное на высвобождение от зажимов речевого аппарата.

Выглядит довольно забавно, но на самом деле полезно для здоровья. Можно выполнять во время обучения пению детей дошкольного возраста.

Скороговорки

Для развития голоса, нужно периодически громко повторять множество скороговорок. Сначала медленно, а затем с каждым занятием увеличивать количество и ускорять ритм произношения.

Обучение пению детей дошкольного возраста - скороговорки

Игры, развивающие голос

Существуют также увлекательные игры, с помощью которых можно благотворно влиять на голос ученика.

“Колокол”

“Береги огонь”

Игровой приём, предназначенный для равномерного дыхания. Нужны свечки, на которые дети будут дуть. В соревновании побеждает тот, кто дольше всех сохранит дыхание, и не потушит свечу.

Певческое дыхание у детей - тренируем плавный выдох

“Обезьянки”

Игра, с помощью которой развивают артикуляцию, жесты и мимику. Дети должны имитировать маленьких обезьянок и периодически кричать с разными интонациями. А затем демонстрировать события, которые происходят в обезьяннике.

Вокальное и артистическое развитие детей

“Прогулка”

Учитель составляет сценарий и распределяет действия между участниками. Дети воспроизводят сюжеты движениями, звуками и песнями.

Кот вышел на прогулку. Мяу-Мяу. Котик увидел цветок и начал нюхать. Ребенок имитирует движения. Кот поранил лапку. Ай-яй-яй. Стало ужасно больно. Котик увидел консервы и побежал кушать. Мур-Мур-Мяу. По факту, сюжет может быть любым. Главное – задействовать голос, движения, мимику.

Тяжело переоценить пользу пения для маленьких детей. Все занятие пением для детей способствуют улучшению чистоты голоса детей и проводятся по заранее разработанной системе. Развитие музыкального слуха у детей приводит к хорошим результатам в пении.

Работа над вокальной маской

1. Открыть не очень широко рот, очертания губ напоминают овал, или очертание буквы О. Обращаем внимание на свободное положение языка, губы – не напряжены, горло – широкое, свободное. Запоминаем эти ощущения, затем прикрываем рот, но губы при этом плотно не смыкаются. Разница лишь в том, что в начале рот открыт, а затем – прикрыт, но ощущения свободы и широкого горла должны остаться. Берем спокойно вдох и на согласном звуке М в среднем диапазоне поем ровно, без толчков. Звук при этом компактный, собранный в пучок и приближенный к передним зубам. И напоминает по звучанию гудок парохода. Если все выполнено правильно, мы ощутим, что звук щекочет верхнюю губу, зубы, и вибрирует переносица. Эта зона лица и есть – маска. Мысленно представляем, что звук проходит сквозь эту зону и направляется вперед, не пропадая, не проваливаясь, звучит ровно и уверенно, как мощный луч маяка. И этот луч не рассеивается в темноте, а прорывает туман и ночь, словно натянутый в небе канат.

2. Часто преподаватели вокала для работы над дыханием применяют ассоциативное упражнение – понюхать и ощутить аромат цветка. Но представьте начинающего вокалиста, выполняющего это упражнение. Когда мы мысленно вдыхаем запах цветка, то обязательно при этом поднимаются плечи, что делать категорически нельзя. По поднимающимся плечам сразу узнаем начинающего певца, не владеющего правильным певческим дыханием. Поднятые плечи выдают ключичное дыхание, когда наполняются воздухом лишь верхушки легких, передняя стенка живота втягивается. Все это создает трудности для звукоизвлечения.

Зев – это зона между мягким нёбом и языком, а во время пения эта зона называется зевок. Ощущение зевка происходит, когда мягкое нёбо приподнимается, гортань опускается и расширяется. Корень языка опущен. Но все это должно происходить на фоне полной свободы. Зевок – ощущение округлости во рту, которое влияет на звук – его качество и тембр. Передняя часть нёба – твердая, это кость, дальняя часть нёба – мягкая. А средняя часть нёба – это так называемый купол.
Мягкое нёбо следует тренировать, чтобы оно было подвижным. Если мягкое нёбо во время пения не поднимается, то звук заглушается. Он идет или в носовую полость – тогда звук гнусавый, носовой. Или ударяется в низко опущенное мягкое нёбо, и звук гаснет, не вылетает изо рта.

Ощущение купола

Твердое небо начинается от корней верхних зубов. А средняя часть – это купол, как мы уже говорили. Чтобы закрепить ощущения купола и высокого нёба помогут следующие упражнения.

1. Попробуем изобразить бегущую собаку, которой очень жарко. Приоткроем рот, и быстро-быстро подышим. Набираемый воздух будет охлаждать верхнее нёбо. Точка, где ощущается воздух – купол.
При этом нёбо высокое, гортань свободно опущена для увеличения объема полостей и широко открыта, чтобы звук не имел преграды и свободно вылетал из гортани.

2. Всем известное упражнение с горячей картофелиной. Упражнение избитое, трудно представить, что кто-то собрался проглотить целую картофелину, тем более, очень горячую. Но давайте представим на минуту, что картофелина обжигает нам нёбо, и мы хотим ее остудить и быстро втягиваем ртом воздух, который охлаждает верхнее нёбо. Это упражнение поможет выработке ощущений высокого купола, свода.

мягкое нёбо

Как объяснить детям, где находится мягкое нёбо? – Показать на схеме. Объяснить, что эту часть смотрит доктор, когда болит горло. Мы открываем широко рот и говорим АААА. Доктор при этом слегка надавливает на корень языка, чтобы лучше видеть состояние горла и миндалин.
Запоминаем ощущения зевка, доводим эти ощущения до автоматизма. Ощущения возникают одновременно со взятием дыхания, за которым появляется звук. А направляем мы звук в купол, то есть, поем в высокой позиции. В результате звук – полетный и тембрально окрашенный.

4. Открыть рот (между зубами расстояние в два пальца). Поем в удобной тесситуре на средних звуках диапазона слоги АММ. Согласный М – протяжный. На звуке М губы неплотно смыкаются, но остается ощущение свободной широкой гортани и высокого нёба.
5. Ощутить, как опускается гортань во время зевка. Охватываем пальцами гортань и зеваем. При зевке гортань идет вниз. Эти движение физически ощущается под пальцами руки.

Выработать ощущения купола и высокого нёба помогут упражнения, постоянная тренировка, образное мышление и мышечная память певца.

Пение в маску

Мы уже знаем, где находится маска. Что маска в вокальном понимании – это пение в высокой позиции с использованием высоких головных резонаторов – полостей лицевых костей, полостей носа, глотки, рта, гайморовых и лобных пазух. Запомнили, что при пении купол – это верхняя точка опоры, тогда как нижняя точка опоры – это правильное певческое дыхание. Мы поем на выдохе, и должны правильно использовать головные резонаторы и правильно посылать звук и воздушную струю в маску. Вибрации в маске – это вибрации в средних полостях – полостях рта и носа, а затем мы направляем звук в верхние полости головы – пространство над носом и бровями.

И как результат, звук становится ярким, звонким, полетным. Мы уже рассматривали упражнение — интонирование прикрытым ртом на звуке М. Можно также включить в работу звуки Н, В. При пении на эти согласные звуки вибрируют переносица, губы, верхние зубы. Гортань при этом опущена, она широкая и свободная. Корень языка не поднимается (вспомнить, как доктор ложечкой слегка надавливает на корень языка). К согласным добавляем гласные звуки А, И, О, У. Звук посылаем в маску.

И ощущаем при этом свободу и любуемся своим красивым голосом.
Удачи в занятиях вокалом!

Если статья была для вас полезной и интересной, не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях.

Читайте также: