Как сделать утку из глины

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 966 0

Воспитатель МБДОУ244 Рыбалко Е.И. г.Ульяновска

Цель: познакомить детей и родителей с народным декоративно – прикладным искусством.

• продолжать знакомить детей и родителей с дымковской народной игрушкой;

• формировать способность передавать относительную величину частей уточки;

• закреплять приемы лепки: раскатывание, прищипывание, сглаживание;

•развивать мелкую моторику, активизировать словарь

Начать встречу мне поможет свеча. Дети и родители встают в круг, передают свечу из рук в руки, говорят друг другу добрые слова и пожелания.
Свеча—камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонёк олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплименты и пожелания.)

Что за чудо -чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

Станем рядышком, по кругу,

Есть на Вятке слобода.

Зовется Дымково она.

Уточки и Поросята,

Барыни и мужики,

Ярко все наряжены,

Любит их и стар, и млад,

Каждый тем игрушкам рад.

Воспитатель : Сегодня мы с вами продолжим лепить из глины игрушки. Скажите мне, пожалуйста, что за игрушки делают в Вятской слободе. Как они называются?

Правильно-дымковская игрушка. Вот и сегодня мы будем учиться лепить, а вот, что мы будем лепить – вы мне подскажете сами.

Воспитатель: Что изображено на картине?

Воспитатель: А из чего она сделана?

Воспитатель: А глина, какая? Назовите свойства?

Дети : Мягкая, липкая, вязкая, серая, без запаха.

Воспитатель: Это дымковская уточка. Мы с вами продолжаем знакомство с Дымковской игрушкой. Сегодня мы будем с Вами мастерами, будем лепить Дымковскую игрушку - уточка.

Разминка перед работой: (Воспитатель вместе с детьми выполняет игровые движения с кистями рук)

На волнах качаясь,

То, нырнёт, то вынырнет,

Воспитатель: А из каких частей состоит наша уточка?

Дети и родители: вытянутая шея, голова и клюв, маленькие глазки туловище и хвост.

Воспитатель: (показ и объяснение, и одновременная работа детей и родителей)

Чтобы вылепить уточку надо взять кусок глины и разделить на две равные части. Отщипываем от большого куска одну часть – это будет туловище, шея, голова, а вторую часть делим пополам – это будут крылья и подставка для уточки. Все наши части отложим на дощечку и будем выполнять

1. Чтобы сделать туловище, создаём форму морковки. Одна часть потолще -это туловище, а вторая часть поменьше – это шея у уточки.

2. Туловище придерживаем руками, а шею уточки вытягиваем вверх, а затем вперёд и сплющиваем двумя пальцами (указательным и большим) - получилась голова и клюв.

3. Хвост у туловища делаем небольшим, немного вытягиваем и разглаживаем, используем воду для выравнивания поверхности. Чтобы хвост и туловище получилось гладким и ровным, обмакиваем пальцы в воду и приглаживаем водой.

. 5. Чтобы наша уточка стояла прочно, лепим подставку. Раскатываем шар между ладонями (круговыми движениями кисти рук), сплющиваем ладонями - получилась форма круга, теперь нашу подставку укрепляем под низ уточки, пользуемся водой для выравнивания поверхности.

6. Наша уточка готова!

Скачет шустрая синица.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Воспитатель: А как вы думаете, похожи ли наши уточки на дымковскую уточку?

Всё ли мы сделали, чтобы игрушки были весёлыми, озорными, красочными.

Дети: Надо игрушки раскрасить.

Воспитатель: Правильно, дети! В следующую нашу встречу, мы уточку будем раскрашивать дымковскими узорами.

Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

  1. Дать детям представления о дымковской глиняной игрушке.
  2. Показать выразительность формы игрушки, ее отличительные особенности.
  3. Учить лепить уточку путем оттягивания пластилина от общего куска.
  1. Развивать художественно – эстетические способности.
  2. Совершенствовать умение использовать в лепке приемы оттягивания и прищипывания, использовать в работе стеки для придания выразительности образу.
  1. Воспитывать интерес к русской народной игрушке, желание лепить самостоятельно и аккуратно.

Средство реализации: дымковские игрушки, озеро из бумаги голубого цвета, уточка из пластилина, пластилин на каждого ребенка, стеки, салфетки.

Словарная работа : дымковская игрушка, мастерицы, обжиг, оттягивание, прищипывание.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковских игрушек из глины; беседы о быте, играх русского народа; разучивание русских народных потешек и игр.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Воспитатель: дети, посмотрите, какой сегодня хороший солнечный день. Мне так хорошо и радостно. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, нашим гостям и не будем грустить. ( Приветствие )

Собрались все дети в круг ( встают в круг )

Я твой друг ( руки к груди )

И ты мой друг ( протягивают руки друг к другу )

Крепко за руки возьмёмся ( берутся за руки )

И друг другу улыбнёмся ( улыбаются )

(дети садятся за стол, воспитатель обращает внимание на осанку)

Воспитатель: ребята, кто знает, что за игрушки вы видите на доске?

Дети: дымковская игрушка

Воспитатель: давайте познакомимся с историей этой игрушки

Воспитатель: показ презентации

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково. Посмотрите, здесь есть петушок, барышня, лошадка и уточка.

( Особое внимание обращаю внимание на уточку ).

Воспитатель: какой формы уточка?

Воспитатель: из чего она вылеплена?

Воспитатель: а эту уточку я вылепила из пластилина.

Воспитатель: скажите, похожа моя уточка на дымковскую?

Воспитатель: дети, посмотрите на утку, из каких частей она состоит?

Дети: туловище, шея, голова, клюв, хвост.

Воспитатель: есть ли эти части у дымковской уточки?

Воспитатель: только моя утка почему-то грустит, мне кажется ей не хватает друзей. Я предлагаю вам помочь утке приобрести их. А сейчас покажу вам, как лепить утку.

( Объясняю и показываю. Кусок пластилина круглой формы мы раскатываем между ладонями, прямыми движениями, чтобы получился кусок овальной формы. От формы четырьмя пальцами с одной стороны оттягиваю шею немного вверх и формирую голову, на голове прищипываю клюв. С другой стороны оттягиваю хвост. Стекой рисую перышки и глаза. Закрепляю последовательность работы и приемы лепки. )

Воспитатель: перед тем, как мы начнём лепить, предлагаю вам поиграть с нашими пальчиками.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

( Подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)

Раз, два, три, четыре, пять…

( Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

( Одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы закончили считать.

(встряхиваем опущенные вниз кисти рук).

Воспитатель: вот теперь, когда мы с вами размяли наши пальчики можно приступать к лепке.

Воспитатель: что сначала делаем с куском пластилина?

Дети: раскатываем между ладонями, чтобы получился овал или колбаска.

Воспитатель: как будем делать шею и голову?

Дети: оттягиваем вверх и формируем, шея потоньше, а голова потолще.

Воспитатель: как будем делать клюв?

Дети: прищипываем на голове.

Воспитатель: как будем лепить хвост?

Дети: оттягиваем кусок с другой стороны.

Воспитатель: что делаем стекой?

Дети: рисуем глаза и перышки.

Воспитатель: а вместо лапок сделаем подставку ( скатаем шарик и сплющиваем его немного, что бы у нас получилась устойчивая подставка )

( Дети приступают к работе. При необходимости помогаю детям советом, показываю, как правильно положить пальцы на форму для оттягивания. Поощряю самостоятельность и аккуратность при лепке. Дети ставят своих утят на озеро возле мамы уточки.)

Воспитатель: как называются игрушки, с которыми мы познакомились?

Воспитатель: а что мы сегодня с вами лепили?

Дети: дымковскую уточку.

Воспитатель: дети, посмотрите, какие у вас красивые получились утята! Вы молодцы. Уточка говорит вам спасибо, теперь ей будет весело и она не будет грустить.


Автор: Вероника Цветкова
Мастер рукоделия

Фигурки из глины

Чтобы научить детей полезному творчеству, посмотрите сначала сами, как лепить из глины фигурки, цветы, свистульку; прочитайте про этот природный материал.

Подбор материала и его подготовка к работе

Лепка

Гончарное ремесло — одно из самых старых. До сих пор археологи находят обломки глиняной посуды, украшения, принадлежавшие людям еще во время зарождения их цивилизации.

И сейчас этот материал один из самых доступных. Его можно найти на берегах прудов, в котлованах или даже на своем дачном участке. Достаточно копнуть поглубже, и вожделенный стройматериал у вас в руках. В природе имеется красноватая и синяя глина. Для поделок чаще всего используют первую. Ее куски заливают водой на 1–2 дня, затем перемешивают, чтобы образовалась масса единой консистенции.

Для того, чтобы смастерить фигурки из глины, цветы, посуду, украшения, она должна на ощупь быть похожа на мягкий пластилин. Поэтому куски глины для такого творчества смешивают с небольшим количеством воды. Если вы кладете кирпичную печь или хотите обмазать уже готовую, раствор должен быть более жидким — как густая сметана.

Глина бывает тощей, средней и жирной. Чтобы понять, подходит ли данная для лепки, разомните ее в руках и скатайте колбаску. Если та не трескается и не прилипает к рукам, из нее можно творить.

Если вы не знаете, чем занять детей на даче летом, дайте им размягченную глину, пусть слепят из нее животных, людей, чайный сервиз для кукол. Затем поставят эти предметы на солнце, после полного высыхания они готовы для игры. Но для придания прочности глиняной посуде существуют определенные методы, о которых вы скоро узнаете. А пока расскажем о том, что можно купить глину порошковую, развести по инструкции водой и работать с данной массой.

Лопатки для лепки

Техники лепки

Рисунок на глине

    Разомните кусок пластичной массы в руках. Если хотите получить заготовку дисковой формы, скатайте шарик, приплюсните его. Из такого кружочка вы быстро сделаете простые фигурки из глины, например, птицу. Для этого с одной стороны шара наверху потяните заготовку вперед, чтобы сформировать клюв. С обратной стороны внизу нужно вытянуть часть глины в обратную сторону, сделать хвост, а с боков — крылья. Останется поставить заготовку на две маленькие веточки — лапки птицы, и новая игрушка из глины готова.

Читайте также: