Как сделать условные обозначения в автокаде

Обновлено: 04.07.2024

Не удалось открыть файл Условные_обозначения.rar (у меня ACAD-2006). Можно попросить сохранить его в формате 2004 автокада. Спасибо.

И ещё важный для меня вопрос, не нашёл куда ещё написать:
В СТО НП "АВОК" 1.05-2006 приведено обозначение крана шарового (стр19 код обозначения 2.8.05) и кран пробковый, обозначение которого совпадает с предусмотренным ГОСТ 21.205-93 общим обозначением крана.
СТО_НП_АВОК_1.05_2006_Условные_графические_обозначения_шаровых_1.JPG ( 16,39 килобайт ) Кол-во скачиваний: 236

Меня волнует обоснованность применения 1-го варианта обозначения для шарового крана в комплекте чертежей марки ОВ по объекту в России. (моих коллег заставили, хочется в очередном проекте и в дальнейшем применять оптимальное решение).
Ранее шаровые обозначали 2-м (традиционным) вариантом.
Соображения в поддержку традиционного варианта следующие:
1. Это более привычно для всех (проектировщиков, заказчиков, подрядчиков)
2. В технологических частях и ВК используют обычное обозначение и для монтажника, заказчика другое обозначение в части ОВ будет непривычно, сбивать с толку, приводить к ошибкам.
3. Кружок с ручкой можно перепутать с выноской узла (особенно если на полке попадёт какой-то элемент изображения или мусор при копировании.
4. Пробковые краны в системах ОВ уходят в далёкое прошлое (в отборных устройствах манометров остались только) и обозначение бантика с кружком в подавляющем большинстве случаев означает именно шаровой кран, да и нужна ли такая точность визуального отображения конструктивных особенностей арматуры в чертежах ОВ, тем более, что тип указан на выноске.
5. Непривычное обозначение вызывает внутреннее отторжение у всех специалистов кого я знаю (кроме одного).

Вопросы к специалистам:
1. Кто что думает про перспективы и необходимость применения обозначения шарового клапана согласно СТО НП "АВОК" 1.05-2006.
2. Кто как обозначает их в чертежах?

PS ни коим образом не хотел обидеть разработчиков, но истина дороже


MMM



VolosatovPA


Согласен с Вами: некоторые условные обозначения СТО НП "АВОК" 1.05-2006 несколько неудачные. Шаровый кран (код обозначения 2.8.05) легко перепутать с затвором дисковым (код обозначения 2.8.04). Кстати, во введении к СТО написано "В настоящем стандарте предложены условные графические обозначения, используемые в реальных проектах, учитывающие номенклатуру наиболее часто применяемых элементов и оборудования, которые не искажают и не дублируют условные графические обозначения, установленные в ГОСТ 21.206-93 и ГОСТ 21.205-93.", однако некоторые обозначения все-таки дублируются, в некоторых случаях даже с частичным изменением наименования (например 2.8.06-2.8.08 зачем-то добавлено "пробковый").
Идея стандарта хорошая и нужная, осталось лишь чуть-чуть доработать, уточнить, и все-таки делать его полностью самостоятельным, а не дополнением к существующим ГОСТам.

Так-то если подумать, то предложений по его улучшению можно набрать с десяток.


mikekaganski


Во-первых, хочу поблагодарить автора за большую и нужную работу.

Теперь несколько замечаний. Прошу рассматривать их как конструктивную критику и желание помочь, а не как охаивание хорошей идеи.
Автор просил не поднимать тему слоёв, однако я всё же остановлюсь на этом. Для корректной работы с универсальными блоками необходимо все элементы внутри блоков наносить на слое 0. Это нужно для того, чтобы при переносе блока вместе с ним не тащились те слои, которые заложены в блок. Реально использовать другие слои в блоке не нужно практически никогда. Даже автор при возникновении необходимости обновить свой стандарт слоёв столкнётся с тем, что как только он вставит свой блок в чертёж с новыми слоями, там тут же появятся старые. Кроме того, возможна ситуация, когда пользователь, отключив некоторые слои на чертеже, вместе с этим отключит некоторые составные элементы УГО, что совершенно неверно. Пользователю блока обычно совершенно неважно, какие слои использованы внутри блока. А уж на какой слой поместить вхождение блока - он решит сам. Для этого правила есть исключения, но они - скорее казуистика, и разработчик блока должен совершенно точно представлять, почему он нарушает это правило, какие будут последствия.

Можно возразить, что иногда, например, в блоке наносятся оси, которые пользователь может пожелать отключить, что делается просто в случае, если оси нанесены на своём слое. Однако крайне маловероятно, чтобы пользователь захотел отключить вообще все оси на чертеже, а если ему это нужно для отдельного блока, то подход со слоями не поможет. Здесь лучше воспользоваться параметром видимости.

Кроме того, в блоке не нужно назначать свойства элементов "ПоСлою". Для этого (и только для этого) в Автокаде существует значение ПоБлоку. То есть любой элемент должен для любого стандартного свойства иметь значение либо ПоБлоку, либо явно заданное (например, конкретный вес линии). Причём явного задания значений следует, по возможности, избегать. Причина этого следующая: автор не всегда может предугадать, в каких условиях будет использоваться его блок. Скажем, для рамки углового штампа задание веса линии вполне оправдано, так как это определено стандартами и желание пользователя сделать другую толщину линии практически исключено (правда, в этом случае также можно воспользоваться полилинией с её шириной). А для УГО или блока-чертежа какого-либо оборудования задание большого веса какой-либо линии (даже если эти линии на ваших чертежах всегда делаются утолщёнными) может привести к неудобствам у смежников: они могут пожелать сделать ваши линии тонкими, а заданная в блоке явным образом толстая линия сделает это затруднительным. Требование не использовать значение "ПоСлою", с другой стороны, направлено на то, чтобы пользователь блока мог, при желании, выделить его, скажем, цветом или толщиной, просто изменив его свойства. Если у линии внутри блока цвет ПоСлою, то придание самому блоку цвета, отличающегося от цвета слоя не повлияет на эту линию. Опять-таки, нарушение этих правил не приведёт к краху программы, но может сделать жизнь пользователей труднее, так что автор блока должен уделить этому внимание.

Автор постоянно использует для перемещения блока параметр точки и связанное с ним действие Переместить. Также он использует параметр базовой точки для задания точки вставки, и накладывает поверх него параметр видимости. Этот подход избыточен. Обычно (это отностися ко всем УГО, представленным здесь) достаточно просто все элементы внутри блока перенести так, чтобы координаты желаемой точки вставки были 0,0,0, параметр базовой точки и параметр точки с соответствующим действием вообще убрать, а параметр видимости сместить (скажем, на то место, где был параметр точки). Упрощение описания блока (особенно в насыщенном чертеже с большим количеством вхождений таких блоков) может значительно уменьшить "тормоза" программы. Кроме того, сама позиция точки, за которую производится перетаскивание блока (и которая при описанном подходе совпадает с точкой вставки), должна быть тщательно выбрана. Например, обычно неудобно перетаскивать УГО (например, шаровый кран), который должен размещаться на оси трубопровода, за край окружности. Лучше, если это будет её центр.

Параметр Угол и действие поворота, которые вращают весь блок, также обычно излишни. Весь блок можно вращать стандартными методами Автокада, а если пользователь использует палитры инструментов, то в свойствах инструмента-блока можно выставить запрос угла поворота при вставке. Возможность вращения (как и многие другие возможности в динамических блоках) созданы с целью изменения отдельных частей блока, а не всего блока как целого. Несоблюдение данного правила ведёт, во-первых, к увеличению требований к процессору и памяти ПК, и во-вторых, к сложностям при последующей модификации блока (т.к. параметры должны влиять друг на друга и на вновь создаваемые объекты).

И последнее замечание (я пока ещё не все блоки просмотрел, так что, возможно, что-то упустил). Следует тщательно планировать параметры-размеры. Например, уже упомянутый блок шарового крана имеет параметр Расстояние, масштабирующий весь блок. Этот параметр в данном случае мог бы быть полезным, если бы с его помощью можно было бы задавать радиус окружности, а не странное расстояние от центра окружности до верха вентиля. Пользователь мог бы задать в этом параметре значение, скажем, 219. А в нынешнем виде этот параметр так же избыточен, как и другие рассмотренные выше.

Ещё раз прошу не воспринимать это как критиканство. Автор, несомненно, делает огромную работу, за что ему спасибо. Просто по роду своей работы руководителем группы ИТ я сам разрабатываю блоки, предназначенные для общего пользования, и обучаю работе в Автокаде проектировщиков нашего института. А в связи со сменой специальности на ТГВ мне интересна данная тема.


shprot


Во первых сразу отмечу, что те блоки что были выложены в данной тебе это первая их так сказать редакция, со временем они дорабатывались, и немного дополнялись, и кое что из отмеченного там было изменено.

1. Касательно нулевого слоя, абсолютно согласен. О этот я не задумывался в виду того что я строго придерживался своего стандарта слоев и по этому не возникали мысли и ненужных прицепившихся слоях, для кого-то это действительно может быть не нужным. От необходимости перенесения все в 0 к мне к стати уже давненько говорили glam и МММ.

2.На счет свойств по блоку, в новых блоках (я ещё делал блоки для ТМ) это реализовано, в других, нет. Полностью согласен что это стоит сделать.

3. По поводу базовой точки. Да можно было-бы блок переместить определенным место в координаты 0,0,0 Но что поделаешь так уж все сделал, к то муже в процессе доводок эта точка несколько раз менялась, я сильно сомневаюсь именно это повлияет на производительность системы.
Касательно того где должна распологатся эта точка, должен ли на ней располагаться маркер видимости (или выбора) тут не все так просто, надо рассматривать каждый блок в отдельности, все элементы имеют разную геометрию, например для дросселя важна точка в центре, а вот для вентиля нужны боковые что-бы расположить элемент относительно другого на определенном расстоянии по трубе ( не надо забывать что большая часть обозначения арматуры используется для установки на трубу показную двумя линиями в разделах ТМ).

4. По поводу поворота. Весь блок можно и перемещать стандартными средствами AunoCAD, но зачем делать лишние операции, если это можно сделать быстрее сами дин. блоком. Быстрее во первых по тому что базовую точку указывать не надо, во вторых выделить маркер быстрее чем выбрать саму команду поворота стандартно, и в третьих, под особенности и задачи каждого определенного блока указывается определенный шаг угла поворота, что исключает ошибки в выборе угла и увеличивает скорость его выбора, чего нельзя реализовать обычным поворотом в AutoCAD. Задание угла в палитре это уж совсем долго.
В любом случае пользователь всегда может применить и стандартный способ поворота средствами AutoCAD, одно другому не мешает.

5. О размещении параметров размера масштабирования. По ряду блоков были изменены, прежде всего по арматуре, которая потенциально может устанавливаться на трубопровод прочерченный двумя линиями, изменена так что-бы при его направление перетаскивания пересекало линию трубы, дабы от масштабировать арматуру под диаметр трубы. Кроме того практически по всем блокам были изменены значения этих параметров, а то ранее размеры были не целыми а с десятичными.

Еще были пересмотрены и отредактированы свойства видимости значений параметров в свойствах блоков.
Одна из основных доработок которая была сделана, это изменение блоков под скрытую маскировку, ввиду того что контур маскировки теперь не видимый, это дало возможность для блоков имеющих контур скажем из окружности (для которой маскировка не применима) сделать то-же скрытие линии на которой он устанавливается.
Но это-же и принесло сложности, есть несколько пока замеченных блоков в которых почему-то маскировка несмотря на назначение её отображения на задний план, она все равно скрывает объекты внутри блока. С эти разбираюсь.


kazkip

Типы линий для AutoCAD можно создавать самостоятельно и для этого не надо быть гением или программистом.

Как создать линию в Автокаде. Теория

Типы линий для AutoCAD

Или просто воспользоваться поиском.

Если открыть блокнотом один из файлов типов линий acad.lin или acadiso.lin, увидите строки вроде этих:

*штрихпунктирная,Штрихпунктирная __ . __ . __ . __ . __ . __ . __ . __

Это и есть описание типов линий. Каждый тип определяется двумя строками, к примеру:

*штрихпунктирная,Штрихпунктирная __ . __ . __ . __ . __ . __ . __ . __

- длина штриха определяется положительным числом .5 (ноль не пишут у 0.5);

- длина пробела определяется отрицательным числом -.25 (или -0.25 просто ноль опускают);

- точка кодируется 0.

Вот собственно кодировка простой линии.

Запись в квадратных скобках ["Г",STANDARD,S=2.54,U=0.0,X=-2.54,Y=-1.27] означает в типе линий текст "Г", стиль которого STANDARD, а значения S, U, X и Y определяют масштаб, вертикальный угол выравнивания и смещение по осям соответственно.

Так, ну а форма (элемент) вставляется аналогично тексту [BOX,ltypeshp.shx,x=-2.54,s=2.54] , с той лишь разницей, что указывается имя формы (элемента) BOX из файла ltypeshp.shx и параметры масштаба и выравнивания.

Если имя формы или файл *.shx не найден, тип линий загружается и может использоваться, но без внедренной формы.

Создание линий в Автокаде

В общем можно сделать копию файла типов линий, вносить в него изменения, а затем уже подгружать в Автокад, но для создания сложных типов линий с формами (элементами) для условного обозначения инженерных коммуникаций, границ и контуров придется скомпилировать файл формы с расширением SHX. Сделать это проще с помощью встроенных инструментов меню EXPRESS.

Создание типов линий в Автокаде

Давайте создадим сложные типы линий с помощью встроенных инструментов меню ЕXPRESS в Автокаде.

Для начала скачайте и откройте файл с подготовленными материалами для работы, кликнув здесь.

Создание типа линии с текстом:

1. Запустите команду из верхнего меню Express → Tools → Make Linetype .

Типы линий для AutoCAD

Или наберите в командной строке MKLTYPE.

Важно. Данный файл должен располагаться либо в папке с чертежом, либо в папке со вспомогательными файлами AutoCAD. Лучше создать отдельную папку для всех файлов (типов линий и форм) и добавить ее в список вспомогательных файлов (см.здесь).

5. Укажите левую начальную и конечную точку (выделенную кругом) повторяющегося сегмента линии.

6. Выберите объекты (черного цвета), входящие в состав линии.

Как создать линию в Автокаде

И вуаля, все готово. Назначьте линии ниже созданный тип, выбрав его из диспетчера типов линий.

Создание типов линий в Автокаде

Важно. Обратите внимание, что текст должен быть однострочный. Для корректного отображения текста, в используемом стиле не должно быть указано размера шрифта по умолчанию, иначе он будет принят за коэффициент масштаба.

Создание типа линии с формой (элементом):

1. Первым делом определите форму запустив команду из верхнего меню Express → Tools → Make Shape .

Создание линий в Автокаде

Или введите в строке состояния MKSHAPE.

5. Укажите последовательно нижнюю левую точку вставки и объекты формы.

Типы линий для AutoCAD

Созданная форма будет являться элементом типа линии условного обозначения кустарника в живой изгороди.

Создание типов линий AutoCAD

Вот так, все легко и просто…Еще раз, храните файлы типов линий и форм в одной папке, путь доступа к которой указан в настройках, чтоб не создавать себе лишних хлопот.

Хоть и не сложно создать пользовательский тип линии, но зачем тратить время, если большую часть работы за вас уже сделали.

Архив следует распаковать, и в настройках AutoCAD указать пусть доступа к вспомогательным файлам, или просто закинуть содержимое папок в уже имеющийся каталог Support (см.здесь).

Полезно. Для корректного открытия чертежа у других пользователей, следует сформировать комплект чертежа со всеми дополнительными вхождениями. Как это сделать читайте здесь.

Интересно. Как создать пользовательский тип штриховки, смотрите тут.

Типы линий для Автокада. Видеоурок

Премьера урока по созданию пользовательских типов линий в Автокаде уже скоро…

Если остались вопросы после просмотра урока по созданию типов линий для Автокада, оставляйте их ниже в форме для комментариев.

Знак диаметра в Автокаде – необходимое условное обозначение при оформлении технической документации, когда на чертеже присутствуют круговые или дуговые сегменты. Простановка размеров в AutoCAD выполняется автоматически, однако иногда возникает необходимость вручную добавить тот или иной спецсимвол на чертеж. Рассмотрим несколько способов, как это можно сделать на примере такого знака, как диаметр в Автокад.

Условные обозначения Автокад

Таким образом, в Автокад обозначения являются необходимым элементам чертежа и, главное, они должны соответствовать установленным стандартам и ГОСТам. Одним из таких символов является значок диаметра Автокад. Теперь вы знаете, как можно быстро выставить данный спецсимвол.

Условные графические обозначения элементов слаботочных систем для AutoCad (Системы Безопасности Условно Графические Отображения - SBUGO)

Условные графические обозначения элементов слаботочных систем для AutoCad (Системы Безопасности Условно Графические Отображения - SBUGO)

Приложение "Sbugo" для САПР AutoCad позволяет в автоматическом режиме использовать условные графические обозначения для оформления проектов слаботочных систем, систем безопасности, электроснабжения.

Конечно же данное приложение не научит Вас проектировать слаботочные системы и электрику, и Вы не узнаете все нормы проектирования слаботочных систем , однако существенно съэкономит время оформления проектов пожарной сигнализации, охранной сигнализации и других слаботочных систем .

Пример блоков слаботочных систем

Данное приложение может использоваться, как справочное для понимания условных обозначений блоков оборудования слаботочных систем :

Меню блоков слаботочных систем

Перечень условных обозначений систем электроснабжения, слаботочных систем, пожарной сигнализации :

Читайте также: