Как сделать ушкуй

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Пираты-ушкуйники нападали как на реках, так и на морях. /Фото:stopgame.ru

Грабители-профессионалы

Ушкуйники – это не обычные разбойники, вооруженные чем попало и хаотично нападавшие на всех подряд. Это были профессиональные военные отряды, поддерживаемые Новгородом и одинаково хорошо подготовленные как к пешему бою, так и к конному. Они были невероятно выносливы, потому что имели хорошую подготовку к выживанию в экстремальных условиях. Собираясь на бой, ушкуйники надевали на себя кольчуги из стальных колец (панцири), в которые иногда вплетали пластины из стали. В качестве оружия у них были сабли, мечи, копья, а для стрельбы – луки и арбалеты с мощными стальными стрелами.

Самые первые пираты. /Фото:slavyanskaya-kultura.ru

Древнерусские пираты выбирали цель с умом и нападали тоже по-хитрому, причем их набеги были одинаково успешны и в дневное, и в ночное время.

Великолепные гребцы

Ушкуи чем-то напоминали суда викингов. /Фото:swordmaster.org

Строились ушкуи обычно из сосны и были настолько легкими, что бойцы носили их на руках, высоко подняв над головой. Это тоже было их преимуществом: в случае преследования противником они могли пройти с такой лодкой несколько километров. Добравшись до берега ближайшей реки, ушкуйники быстро ставили судно на воду, садились в него и уходили от погони.

Свои лодки они часто переносили на руках./ Фото:liveinternet.ru

Морские суда ушкуйников отличались от речных. / Фото:freeingria.org

Их боялись скандинавы

Новгородские ушкуйники наводили страх на финнов, шведов, норвежцев. /Фото:swordmaster.org

Они грабили Золотую Орду

Татары собирали дань с русских, а ушкуйники грабили и татар, и русских./Фото:bump.ru

Первые русские пираты, историческая реконструкция. Копия ушкуя была сделана к 640-летию Кирова. /Фото:1istochnik.ru

Между тем ушкуйники продолжали нападать на татар вплоть до конца XIV века. Воинственным пиратам даже удалось захватить столицу Великого Хана – Сарай.

Некоторые историки считают русских пиратов благородными разбойниками, которые помогали Новгороду в борьбе против татар. Но факты говорят о том, что ушкуйники нападали на всех, с кого можно было что-то поиметь, не взирая на национальность, и были обычными грабителями.

Ушкуйники промышляли на протяжении X-XIII веков. /Фото:ttolk.ru

Разведчики

Именно поэтому походы ушкуйников на города Золотой Орды, как правило, были успешны. Создавалось впечатление, что грабители отлично ориентируются на местности, уж заранее зная, где что расположено.

Предки Афанасия Никитина?

Есть версия, что знаменитый путешественник Афанасий Никитин был потомком новгородских ушкуйников. Если это так, то способность выживать в экстремальных условиях, выносливость и умение отлично ориентироваться в морских путешествиях ему, возможно, передались именно от предков-пиратов.

Никитин разорился, и считается, что именно эти злоключения сподвигли его на знаменитое путешествие в Индию, которое сулило немалую прибыль.

Пожалуйста, поправьте меня, если ошибаюсь!

Андрей, здравствуйте. С Новым Годом!

Во время новогоднего праздника было свободное время, и я в указанном Вами форуме https://forum.guns.ru прочитал тему о выборе лодки и мотора для длительных рыболовно-охотничьих маршрутов. Надо сказать, с большой пользой для себя. Дело в том, что и я, и частично мои колеги из Рафтмастера являемся туристами-водниками и лодки констрируем в основном для более-менее сложных походов по горным
рекам с пешей заброской по труднопроходимой местности. Здесь важен минимальный вес, надежность, маневреность, обводы позволяющие преодолеть сложные пороги. А с людми типа Вас и Ваших водномоторных единомышлиников сталкиваться приходится достаточно редко, и я даже не представлял себе что Вашего брата так много. Тем более очень туманно представлял Ваши требования к средствам
сплава и при констрировании лодок даже экспедиционных в первую очередь представлял сплав на них туристический или научно-экспедиционный, т. е., с длительными пешками и минимумом вещей, которые представляют собой хорошо подобранное современное сверхлегкое походное снаряжение (часто собственного изготовления, потому что такое купить практически невозможно). У вас,
водномоторщиков, подход к снаряжению и соответственно к вместительности лодки совсем другой, так как таскать все на себя на длительные растояния нет необходимости. Это хорошо илюстрируют приложенные к моему письму фото. На первой из них стандартная "Медейна -3,4" при сплаве в туристическов варианте загружена на поход продолжительностью 2 недели (люди сидят на рюкзаках с мягкими
вещами в гермомешках, между ними герм с продуктами).

Второе фото взято из вашего форума, где двое мужиков сплавлялись на удлиненной до 3,6 м "Медейне" с мотором 400 км на Ямале (продолжительность путешествия по времени мне неизвестна, но количество груза от этого мало зависит - просто чуть больше или меньше продуктов).

Поэтому теперь понимаю, что вместимость той-же лодки в вашем случае
на 1 - 2 места меньше, чем у нас. Ну и, конечно, обводы для плавания под мотор в переходном режиме нужны другие. Но все это сделать несложно, главное знать, что надо.
Теоретические основы гидродинамики мне известны, да и некоторая практика моторного судостроения по спецзаказам есть А вот самому пользоваться моторными лодками приходилось редко, поэтому вся практическая информация от Ваших единомышлеников очень полезна.
Прочитав форум о выборе лодки и мотора, хочу здесь выложить несколько замечаний.
1.В водоизмещающем режиме при скорости (км/час) примерно до значения 4 умноженно на квадратный корень из длины лодки по ватерлинии в метрах, волновое сопротивление воды невелико и в этом диапазоне скоростей Вас потянет даже 1 - сильный моторчик. К примеру, при длине лодки по ватерлинии 4 м, этот предел будет составлять 8 км/час, при длине 5 м - около 9 км/час и т. д. При дальнейшем
увеличении скорости волновое спротивление быстро растет, и тут чтобы добавить 1 - 2 км/час потребуется мощность в 2-3 раза больше (это я очень грубо, так как крутизна и величина горба волнового сопротивлени зависит от соотношения длины лодки к ширине по ватерлинии, а также от загрузки лодки). Поэтому, если не предвидится частое маневрирование между препядствиями, всегда есть смысл
брать лодку подлинее и поуже - для достижения той же скорости понадобится менее мощный мотор и меньше топлива. Тут явное преимущество перед лодками, особенно в переходном режиме, имеет катамаран с длинными гондолами небольшого диаметра. Прошлым летом по заказу Ваших соотечествеников геологов приходилось делать специальный моторный катамаран на основе нашего "Мустанга"
(пониженная палуба) длиной 6 м. С моторчиком Tohatsu 3,5 л.с. он примерно при 2/3 газа на спокойной воде постояно держал среднюю скорость 15 км/час (по GPS).
Вообще, Байкал прошли вдоль за 3 дня. Такой скорости хватает заброситься вверх практически по любой реке, для Ваших целей, наверно, столько и не надо. Тем более, что вес такого катамарана без раммы был около 26 кг (рамма, правда, нужна минимальная), а стоймость около 50000 руб. Но если ехать чуть потише (10 - 12 км/час) возможны варианты гораздо полегче и подешевле. 15 км/час достигали и
Читинские ребята, что писали на форуме, и на узкой длиной "Лукне", хотя с другой стороны это чисто туристическая байдарка и не предначначена для хождения с мотором. Также часто для длительного сплава под мотор по не очень быстрым рекам используют обычные сплавные катамараны длиной около 5 м. Хотя соотношения длины к диаметру гондолы у них не оптимальные, но с движками около 3 л.с. они
обычно подерживают скорость 9 - 10 км/час.
Моторные лодки сибирских охотников тоже всегда длинные и узкие, чтоб забираться вверх против сильного течения. Но посколько у них вес лодки с грузом и пассажирами может достигать тонны, а ходить приходится постоянно в переходном режиме, используются 30-сильные "Вихри".
Изходя из всего этого я на Вашем месте брал бы "Арктику", удлиненную сколько надо для вместительности и скорости. Скорей всего по этой причине и рафтмастерские ребята рекомендуют Вам "Егерь". Ну, а если комфорт имеет приоритет перед экономичностью, скоростью и весом, тогда "Магаданка" или "Ушкуй".

2.Любая ненагруженная лодка с одним человеком в корме уже в начале переходного режима будет резко задирать нос. Простейший и самый действительный способ уменьшить диферент на корму больше загрузить нос или самому сесть поближе к середине, используя при этом дистанционные способы управления двигателем. Нормально подобранные обводы (как Вы писали, более опущенная корма) в какой
то степени тоже уменьшит диферент, но незначительно. Можно также делать лодку с А-образной кормой, как большинство однослойных моторок (поперечная доска-транец между баллонами, с выдвинутыми примерно на полметра назад оконечностями баллонов). Это даст более ощутимый эфект, а весу прибавит немного. Но моторчик потребуется чуть посильнее (хуже обводы).
Полностью избавиться от диферента на корму можно только плавая в водоизмещающем режиме (до указанного мною выше значения скорости. Ходить с такой скоростью по спокойной воде вполне приемлемо, но не всегда можно забраться против течения.

Во всяком случае, выбор за Вами, только делая его сначала надо хорошо подумать для каких условий плавания нужна лодка. А дальше - дело за нами, конструкторами.

Вообще я хотел эти замечания опубликовать на вашем форуме, но не сумел к нему подключиться. Если видите, что это полезно, можете сделать это за меня.

Оказывается, в России все популярней становится реконструкция различных древних кораблей и лодок. За последний месяц я наткнулась как минимум на четыре упоминания подобных судов.




Параллельно воронежские строители приступили к обустройству береговой инфраструктуры. Ну а далее начнется работа с интерьером корабля. Планируется, что его украсят более 700 предметов, воссоздающих Петровскую эпоху.


2. Ладья "Славяна"

Ладья "Славяна" приплыла в Волгоград в рамках международной экспедиции "Хождение из Руси в Сербску землю". Поход стартовал 9 мая и будет проходить по Волге, Дону, Азовскому и Чёрному морю, Дунаю, через города Самара, Саратов, Волгоград, Ростов, Керчь, Севастополь, Русе (Болгария) и завершится в Белграде (Сербия).

Ровно в 15 часов необычное судно - парусно-весельная ладья причалила к волгоградскому пирсу. Дружину встречали одетые в русские наряды девушки, оркестр со звонарем и простые жители города.

- Мы прошли 3100 км и Волгоград - середина пути, - рассказал иеромонах Феоктист, который и привез богатырей. - "Славяна" означает красавица, она была построена и задумана для этого похода, чтобы мы не забыли, что на Руси были богатыри и страна наша огромная и сильная.

УШКУЙ — легкое речное плоскодонное гребное судно с парусом, нередко украшенное резьбой. Древне-русское слово "Ушкуй" происходит от названия реки Аскуй — правого притока Волхова близ Новгорода, где новгородские умельцы строили лодки "оскуй", или "ушкуй".

10 членов клуба в костюмах новгородцев-ушкуйников пройдут под парусом на вёслах на аутентичном плавательном средстве, выполненном по технологиям 14-15 века, и высадятся на берег в районе бывшей пристани. Жители города смогут наблюдать военно-историческое действо с верхней и нижней набережной реки Вятки, а затем всем будет предложено поучаствовать в празднике с элементами исторической реконструкции и увидеть показательные выступления и мастер-классы клубов исторической реконструкции города Кирова.

В этом году древнеславянская ладья РУСИЧ готовится к плаванию Вокруг Европы. После своего великого перехода от берегов Волги в Австралию и походов вдоль восточных берегов Зелёного континента (2010-2013) славная ладья получила возможность c попутной оказией прибыть поближе к дому на борту сухогруза FLEVOGRACHT (кстати, через Американский континент), чтобы стартовать уже из Амстердама в великолепный путь по Европе.

Сегодня каждый может прикоснуться к живой истории и получить уникальный опыт, став членом его команды.

Участие в плавании на историческом деревянном паруснике — это захватывающее приключение, это погружение в атмосферу давно ушедшей эпохи — и новый опыт, впечатления и знакомства с интересными, увлеченными людьми.

Все члены команды принимают активное участие в корабельной жизни и управлении парусником.

6. Парусный линейный корабль "Полтава"

Размеры Полтавы: 34,6 м — длина корабля между штевнями, 39,82 М — длина по гондеку, 11,69 М — ширина по набору корпуса без учёта обшивки, 4,6 М — Глубина интрюма, 1 200 ТОНН — Водоизмещение, 54 пушки.

В общем, интересные темы, конечно, с этими лодками, построенными по старым чертежам и образцам. Если что забыла еще хорошее - скажите - я добавлю информацию об этом.

Пираты-ушкуйники нападали как на реках, так и на морях. /Фото:stopgame.ru

Грабители-профессионалы

Ушкуйники – это не обычные разбойники, вооруженные чем попало и хаотично нападавшие на всех подряд. Это были профессиональные военные отряды, поддерживаемые Новгородом и одинаково хорошо подготовленные как к пешему бою, так и к конному. Они были невероятно выносливы, потому что имели хорошую подготовку к выживанию в экстремальных условиях.

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Собираясь на бой, ушкуйники надевали на себя кольчуги из стальных колец (панцири), в которые иногда вплетали пластины из стали. В качестве оружия у них были сабли, мечи, копья, а для стрельбы – луки и арбалеты с мощными стальными стрелами.
Самые первые пираты.

Древнерусские пираты выбирали цель с умом и нападали тоже по-хитрому, причем их набеги были одинаково успешны и в дневное, и в ночное время.

Великолепные гребцы

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Строились ушкуи обычно из сосны и были настолько легкими, что бойцы носили их на руках, высоко подняв над головой. Это тоже было их преимуществом: в случае преследования противником они могли пройти с такой лодкой несколько километров. Добравшись до берега ближайшей реки, ушкуйники быстро ставили судно на воду, садились в него и уходили от погони.
Свои лодки они часто переносили на руках.

Их боялись скандинавы

Они грабили Золотую Орду

Между тем ушкуйники продолжали нападать на татар вплоть до конца XIV века. Воинственным пиратам даже удалось захватить столицу Великого Хана – Сарай.

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Некоторые историки считают русских пиратов благородными разбойниками, которые помогали Новгороду в борьбе против татар. Но факты говорят о том, что ушкуйники нападали на всех, с кого можно было что-то поиметь, не взирая на национальность, и были обычными грабителями.
Ушкуйники промышляли на протяжении X-XIII веков.

Разведчики

Предки Афанасия Никитина?

Есть версия, что знаменитый путешественник Афанасий Никитин был потомком новгородских ушкуйников. Если это так, то способность выживать в экстремальных условиях, выносливость и умение отлично ориентироваться в морских путешествиях ему, возможно, передались именно от предков-пиратов.

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Никитин разорился, и считается, что именно эти злоключения сподвигли его на знаменитое путешествие в Индию, которое сулило немалую прибыль.От Белого моря до Чёрного: какие пираты свирепствовали в русских морях

Повольник – свободный человек, промышляющий разбоем. Этот вид деятельности был распространен среди ушкуйников в Северной Руси. Пираты пользовались отсутствием сдерживающих сил на территории Новгорода.

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Ушкуйники считались потомками варягов. Тщательно обученные разбойным делам дружины грабили не только земли Новгорода, но и близлежащих поселений. Не в меньшей степени пираты свирепствовали в Литве, Скандинавии, нападали на Югру и булгар. Но основной для них интерес представляла пушнина, поэтому все силы морских разбойников сосредотачивались на Волге и Каме. Так, в 1181 году ушкуйники совершили набег на город Кокшаров.
Ушкуйники - гроза Золотой Орды

Ушкуйники принимали активное участие в войнах в качестве наемников. Они вели Новгородские дела, просчитывали ослабление частей Орды. Попытки Владимирских и Нижегородских князей освободить жукотинских жителей от пиратов не привели к успеху. Поэтому ушкуйники свободно двигались до самого стыка границ Золотой Орды и Китая.

Казаки-флибустьеры – разбойники Черного моря

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Казаки-флибустьеры – разбойники Черного моря.

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Казаков боялись за кровожадность и уважали за бесстрашие. В 1510 году крымский хан, борясь с пиратством запорожцев, перекрыл Днепр для укрепления Очаковской крепости, однако пираты с прежним размахом совершали набеги на Акерман и другие сооружения. Речные разбойники тотально грабили все прибрежные территории. Предприимчивые казаки, нашедшие пути к Черному морю через реки, жестоко мстили ханским бойцам за женщин и детей, которые были угнаны в рабство.
Флибустьеры из Запорожья.

Роковым для них стал лишь 1625 год. Тогда, в устье Дуная, казачью флотилию смогла потопить турецкая эскадра. В плену пираты, несомненно, подвергались жестоким пыткам и мучительной смерти. С началом освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого, морские походы постепенно сошли на нет.

Каперский флот Ивана Грозного

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Каперский флот Ивана Грозного.

Степан Разин – русский пират XVII век

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Степан Разин – русский пират XVII века

Официальной целью похода послужила благородная цель – освободить славян Каспия от рабства персов. На деле же пират с должным умением формировал донской флот из захваченных у купцов кораблей. В погоне за персидскими острогрудыми суднами атаман попал в плен под Астрабадом. Объявив о ложном примирении, пират сулил местному шаху богатую казну, корабли и грамоты. О дальнейшем развитии событий наверняка никто не знает. Однако историки сходятся во мнении, что Разин незаметно выхватил саблю и отрубил ему голову. В результате бесстрашный разбойник вернулся на Дон со щедрой добычей в компании прекрасных персиянок.

Русское пиратство под предводительством Екатерины II

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Во времена правления Екатерины II империи нужны были союзники для борьбы с Турцией. Решение нашлось у греческих пиратов, которые искусно совмещали наглый разбой с освободительными войнами.
Екатерина II

В кратчайшие сроки было решено основать на островах Эгейского моря базу российского флота. Судна на место доставлялись в строгой тайне. Там же успешно действовало морское училище, где опытные корсары обучали азам абордажного дела и техникам поджогов всех желающих.

Русские пираты ушкуйники от Белого моря до Чёрного. Какие пираты свирепствовали в русских морях

Одним из самых известных пиратов, которым удалось насладиться бесчинством под российским флагом, стал Пол Джонс. Черный Корсар зарабатывал разбоем и содействовал флоту США в Войне за независимость. На тот момент Екатерина II искала квалифицированных морских офицеров, коих в зоне досягаемости не оказалось, судя потому, что она пригласила в Россию Джонса.
Джон Пол Джонс — шотландский моряк, служивший в Великобритании, США и России.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: