Как сделать урок русского языка эффективным

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Способ 1. Пресс-конференция

Дома ученики знакомятся с биографией писателя (музыканта, химика и т.д.) и продумывают вопросы. На уроке распределяются роли: кто-то (не обязательно один человек) выступает в качестве исторической личности, остальные — в качестве журналистов. Задача журналистов — задать вопросы, задача персоны — на них правильно ответить.

Совет: назначьте координатора, который бы отслеживал порядок озвучивания вопросов.

Способ 2. Три предмета

За ограниченный промежуток времени ученики, зная лишь три предмета, должны отгадать, о ком идет речь. Попробуйте вспомнить, кому принадлежали маникюрный набор, томик Апулея и маскарадный костюм?

Совет: предложите учащимся самостоятельно составить такое задание — они точно справятся.

Способ 3. Черный ящик

Совет: если речь на уроке должна пойти о чём-то очень большом, что не влезет в ящик, используйте картинки/фотографии с изображением этого.

Способ 4. Найди лишнее

Ученикам предлагается ряд слов, в котором одно выбивается из общей темы. Его и нужно найти. Рука, шея, чело, язык, щека, — попробуйте найти среди этих слов устаревшее.


Содержимое разработки



Городской отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования города Ферганы

Методическая разработка

Учитель русского языка и литературы Хасанова З.О.

СОШ №26 города Ферганы







2020 год

Работа с мультимедиа

Метод проблемного обучения


Для учителей русского языка и литературы в узбекских классах


Разработала:

Учитель русского языка школы №26 г. Ферганы Хасанова З.О..

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня –

и я пойму"

Древняя китайская мудрость

Методы обучения – способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. Методом обучения, просто говоря, определяется набор действий учеников и учителя. Метод обучения помогает ученикам в приобретении знаний и навыков, наполняет образовательные цели. Значит, одним из основных задач учителя в организации и проведении урока является выбор правильного метода обучения.

А какие методы целесообразно применять на уроке?

Современные методы очень хорошо применяются в повседневном обучении.

Что такое современные методы обучения?

В современные методы обучения можно включить методы:

- инновационные классические методы.

При классических методах активным остается учитель, а ученик становится пассивным участником в процессе обучения.

Активизирующие методы, безусловно, поощряют учеников на творческую и самостоятельную деятельность. Большой областью являются активизирующие методы (АМО).

АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

В чём заключается успех и особенность этих методов? Современные методы облегчают учителю сам урок, а обучение становится для учеников интереснее, увлекательнее. Тем не менее, использование этих методов связано с большей и более глубокой домашней подготовкой преподавателя. Он готовит несколько вариантов, учебный блок состоит из нескольких методов, которые взаимно дополняют друг друга и переплетаются.

Категории активных методов:

-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НАЧАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (организационный момент урока)

-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЫЯСНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, ОЖИДАНИЙ И ОПАСЕНИЙ (подготовка к восприятию)

-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ (подачи)УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (изучение нового материала)

-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ (закрепление)

Как быстро и надолго выучить правила по русскому языку: 10 способов от Zaochnik

Врождённая грамотность — скорее миф, чем реальность. Грамотности можно научиться. И мы расскажем как.

Хотите узнать, как быстро выучить правила по русскому языку и даже получить от этого удовольствие? Читайте нашу статью. В ней вы найдёте 10 эффективных советов от Zaochnik, которые без бесконечного заучивания помогут стать грамотнее и получать только высокие оценки.

Ещё больше полезной информации ищите в нашем Telegram-канале. И следите за акциями и скидками, чтобы учиться выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Как выучить правила по русскому языку: 10 полезных лайфхаков

Эта цитата показывает, почему правила русского языка важно знать каждому человеку и использовать их в ежедневном общении. Особенно, если вы готовитесь к ОГЭ, ЕГЭ или языковому тестированию в вузе и не хотите допускать ошибок.

А как выучить правила по русскому языку? Мы собрали десять проверенных приёмов, которые помогут даже отстающим ученикам или студентам легко запомнить правила русского языка:

  1. Правило пяти повторений.
  2. Таблицы и схемы.
  3. Яркие ассоциации.
  4. Стихотворения и запоминалки.
  5. Обучение по частям.
  6. Изучение грамматической структуры.
  7. Погружение в историю слов.
  8. Большое количество упражнений.
  9. Чтение хороших текстов.
  10. Много писать от руки.

Давайте подробнее рассмотрим, как каждый из перечисленных советов поможет запомнить правила русского языка.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Как учить правила по русскому языку: описание приёмов

Как быстро запомнить правила по русскому языку? На самом деле, вариантов очень много. И каждый может придумать самостоятельную технику. Мы рассмотрим несколько наших любимых и простых способов, которые реально работают.

Пример: это правило хорошо использовать, чтобы запоминать склонение имён существительных по падежам. Всё просто — берёте таблицу и склоняете минимум пять разных слов.


Использовать таблицы и схемы

Правила русского языка легко запомнить, если выделить самое главное и разместить информацию в удобной форме, например, в таблицах и схемах. Это помогает визуализировать правило, наглядно видеть, какие исключения существуют и быстро вспомнить визуальную картинку на экзамене.

Основной канал восприятия у большинства людей — визуальный. Глазами мы воспринимаем до 60% всей информации. Вот почему так важно повышать наглядность учебных материалов.

Придумывать яркие ассоциации

Чтобы быстро заучивать словарные слова, можно использовать метод ярких ассоциаций или другие мнемотические техники. Это значит, создавать запоминающиеся образы, которые помогают проще запоминать новый материал. Использование мнемотехники в запоминании правил русского языка поможет быстро сориентироваться на ГИА или другом экзамене и вспомнить нужную ассоциацию.

Однако, ассоциативный метод может не сработать, если не соблюдать следующие правила:

  • ассоциативный образ надо связать со словами по какому-то признаку (по действию, цвету, звуку, форме, месту, материалу и так далее);
  • сложное место, которое необходимо запомнить в словарном слове, в образе не должно вызывать вопросов;
  • образы должны быть действительно яркими и соответствовать внутреннему миру и пониманию учащегося.

Применение мнемотических техник помогает выучить больше за меньшее количество времени. Однако, стоит запомнить самое главное правило метода — ассоциаций не должно быть слишком много! Иначе вместо самого лёгкого способа выучить правила русского языка, получится обычная каша в голове.


Запоминать правила через стишки и поговорки

Если вы думаете, что стихотворения и запоминалки — это только для учеников начальной школы, вы сильно ошибаетесь. Запоминать сложные слова через стишки и поговорки — полезная привычка, которая отлично поможет на экзамене.

Приведём несколько примеров, чтобы вдохновить вас на поиски других стихотворений для запоминания сложных правил:

Примеры:

Что бы / Чтобы:
Что бы мне такое почитать,
Чтобы сразу самым умным стать.

Надеть / Одеть
Надеть одежду — одеть Надежду.

Глаголы, относящиеся ко II спряжению:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Стишки для запоминания правил русского языка можно не только искать, но и создавать самостоятельно. Главное — пробовать!

Разделять задачу по частям

Вы когда-нибудь пытались съесть торт целиком? Как ощущения? Последний кусок явно не лез в горло, а вместо удовольствия — лёгкие или не очень приступы тошноты.

То же относится к обучению, особенно если речь идёт о заучивании правил русского языка. Если пытаться выучить всё за раз, в голове точно не будет порядка, а русскую грамматику вы возненавидите всей душой.

Поэтому выбирайте комфортный график и учите правила маленькими порциями. Помните, что гораздо важнее разобраться в сути, чем бессмысленно заучивать слова.

Понимать грамматическую структуру слова


Изучать историю слов

Как быстро запомнить правила по русскому? Интересоваться историей возникновения разных слов.

Русский язык — очень живой и постоянно развивается. И слова со временем могут утрачивать прежний смысл, но при этом сохранять связь с явлением, от которого они возникли.

Выполнять много упражнений

Сколько мнемотехник ни применяй и стихотворений ни заучивай, а лучше старой доброй практики ничего нет. Поэтому, чтобы быстрее запомнить любое правило русского языка, стоит выполнить как можно больше письменных упражнений.


Чем больше вы практикуетесь, тем выше навыки

Читать грамотные тексты

Как легко выучить правила по русскому? Читать много грамотных текстов. Ведь чем чаще вы будете видеть правильный вариант написания, тем проще вспомните его на экзамене.

Какую литературу выбирать? Необязательно читать только программные произведения, хотя они очень важны и развивают такие ценные навыки, как умение сопереживать, анализировать и делать выводы. Вы вполне можете найти интересные паблики в интернете или книги современных авторов, которые вам нравятся. Главное — чтобы тексты были грамотными.

А вот длительное общение в социальных сетях не всегда идёт на пользу. Там многие ленятся писать правильно и не ставят знаки препинания.

Много писать самостоятельно

У нас остался последний совет, который точно поможет повысить вашу грамотность и лучше запомнить правила русского языка. Звучит он так — чаще пишите от руки и не ленитесь проверять слова, в которых не уверены.

Когда вы пишите те же конспекты на уроках или лекциях, срабатывает механическая память. Значит, можно запомнить больше. А если ещё завести привычку вести личный дневник, то можно и себя лучше узнать, и правила выучить на практике.

Ошибки в диктантах: откуда взялись "рокобесы" и "веснуски"? Учим русский с ребенком

"На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами". Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

как учить русский язык

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо "Грибоедов боролся с мракобесами" написали "с рокобесами". Ибо "рок" и "бесы" — это еще как-то понятно, а о "мракобесах" никто не слышал. Как и о "молотьбе" или, скажем, о "брошюре".

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

  • "брусчатая" — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • "небезызвестная" — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом "известная". А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • "потчевал" — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

"Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!" — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

"Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным".

Как выучить школьную программу по русскому языку

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо "ве-ло-си-пед" произносит "ве-ло-пед";
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз "дизорфография".

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

"Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте".

Что же необходимо, чтобы так называемая "врожденная грамотность" появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже "грамотей от природы" в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками "Найди 10 отличий";
  2. игра в "Что пропало?": разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Как подтянуть русский язык без репетитора

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает. И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

как подтянуть русский язык без репетитора

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: "А как бы ты их написал?"
  3. Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое "письмо с дырками". То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол. ко. Проверочное слово "молочный". Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Учим правила школьной программы по русскому - весело: запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатая". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? — Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу — чин, жене — щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Читайте также: