Как сделать урок математики интересным 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Не стоит начинать урок с проверки домашних заданий или зачитывания правил из учебника. Попробуйте начать с интересной информации, которая зацепит внимание ваших учеников. Это может быть история из жизни известного математика, или история открытия какой-то формулы. Отыскать в сети любопытные факты по каждой теме будет просто, а вот эффект вы точно заметите сразу.

2. Разнообразьте учебный план. Не заставляйте детей работать на уроке по накатанной: проверка домашнего – заучивание нового правила – закрепление несколькими задачами. Пусть дети участвуют в дискуссиях и круглых столах, пусть готовят проекты как в командах, так и индивидуально. Организуйте олимпиады, игры и математические диктанты.

3. Постарайтесь связать математику с реальной жизнью, ведь детей отталкивает абстрактность решаемых задач. Никому не интересно искать площадь параллелограмма или искать абстрактные Х и Y. То ли дело рассчитывать переплаты при покупке смартфона в кредит, или определять, как дешевле доехать до Санкт-Петербурга – на поезде или на мотоцикле.

4. Добавьте наглядности. Помните, что 80% людей – визуалы. Используйте таблицы, презентации, фильмы, диаграммы, математические эксперименты.

5. Включите в программу примеры из занимательной математики. Попробуйте дать детям собрать робота из конструктора, решить исследовательские задачки, разгадывать математические ребусы и загадки.

И не забывайте, что наиболее эффективным и всесторонним способом развития своих профессиональных компетенций является прохождений специализированных курсов. Наши курсы повышения квалификации для учителей математики содержат в себе целый спектр методик и навыков, который помогут вам стать тем самым учителем, которого ученики не забудут никогда и не раз поблагодарят в будущем.

Объем: 72 часа (от 2 недель обучения)

Уроки математики – бесконечный простор для творчества учителя и учеников. Мир цифр, уравнений и задач настолько многогранен, что для каждой темы можно находить множество самых разных способов изучения, и здесь на помощь приходят современные технологии. В курсе рассмотрены возможности применения современных компьютерных программ и интернет-ресурсов для подготовки и проведения уроков математики в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (GeoGebra, Zoom, Математический Конструктор).

Объем: 108 часов (от 3 недель обучения)

Объем: 108 часов (от 3 недель обучения)

Программа предназначена для повышения квалификации по подготовке учащихся начальной школы к написанию Всероссийских проверочных работ по математике в условиях современных образовательных стандартов. Рассматриваются особенности современных проектов оценки качества российского образования, даётся анализ результатов проверок младших школьников по математике. Приводятся рекомендации по подготовке обучающихся к ВПР с учётом этих результатов.

Объем: 144 часа (от 1 месяца обучения)

Курс предназначен для развития профессиональной компетенции учителей математики в условиях действующих образовательных стандартов. Он позволяет освоить ведущие направления в развитии современного образования и основных концепций образовательной деятельности по обучению математике в контексте ФГОС.

Объем: 108 часов (от 3 недель обучения)

Объем: 72 часа (от 2 недель обучения)

В результате прохождения курса учитель не только повысит свою квалификацию, но и самостоятельно разработает рабочие программы, разработки тем уроков, необходимые ему в повседневной практической деятельности. Программа предполагает поэтапное достижение результата по мере выполнения определенных проектировочных действий, в результате которых формируются навыки педагогического проектирования.

Объем: 108 часов (от 3 недель обучения)

Программа предназначена для повышения квалификации по подготовке учащихся средней школы к написанию Всероссийских проверочных работ по математике в условиях современных образовательных стандартов. Рассматривается особенности современных проектов оценки качества российского образования, даётся анализ результатов этих проверок по математике. Приводятся рекомендации по подготовке обучающихся к ВПР с учётом этих результатов.

Объем: 108 часов (от 3 недель обучения)

С введением нового Федерального стандарта изменились подходы к преподаванию в общеобразовательной школе. Если ранее основная задача педагога заключалась в передаче готового объёма знаний, то теперь приоритет сместился в сторону формирования у учащихся способности самостоятельно мыслить и анализировать, активизации любознательности и живого интереса к изучаемому предмету. Курс повышения квалификации даёт возможность изучить особенности использования нетрадиционных технологий в преподавании математики в контексте действия ФГОС.

Объем: 72 часа (от 2 недель обучения)

Объем: 72 часа (от 2 недель обучения)

Программа предназначена для повышения квалификации педагогов по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике в условиях современных образовательных стандартов. Рассматривается распределение заданий КИМ ЕГЭ базового и профильного уровней по содержательным разделам и по уровню сложности. Приводится анализ результатов выполнения отдельных заданий участниками ЕГЭ и рекомендации по подготовке обучающихся с учётом этих результатов.

По окончании обучения на курсах повышения квалификации слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое высылается Почтой России (доставка бесплатна).


Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности [1].

Математика – необходимая всем наука. С самого юного возраста ребенка окружает мир цифр, форм, измерений, вычислений… Этот мир очень сложен и многогранен. Многие дети, сталкиваясь с трудностями в изучении материала, теряют интерес к предмету. Пробелы в знаниях накапливаются все больше и больше. Перед учителем встаёт проблема: не только научить, но и привить интерес, а значит, дать ребенку инструменты (УУД) для самостоятельного освоения новых знаний.

Необходимо сделать урок интересным, увлекательным, захватывающим, используя системно-деятельностный подход, разнообразные методы обучения, новые образовательные технологии, планомерно развивая в ребенке творческое мышление, умение работать с проблемой и решать ее, делать выводы, искать новые нестандартные подходы, видеть красоту получившихся результатов.

Для достижения этого учителю может помочь использование элементов креативной педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ), в которой есть инструменты теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

НФТМ-ТРИЗ – это развитие нестандартного творческого мышления, логики, памяти, умения сосредоточиться, наблюдать, видеть закономерности, выделять главное и получать необходимые сведения в сочетании с точными алгоритмами мышления.

Применение структуры креативного урока в школе, позволяет сделать урок ярче, менее стрессовым для ребенка, держать ребенка в концентрации все время, а главное не предоставить ему готовые знания, а дать возможность получить их самим.

Структура креативного урока по методологии творчества отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, где реализуют цель урока, адекватные целям креативного образования в целом.

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Блок 2 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.

Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощённых в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.

Блок 6 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока [2].

Цель урока: формирование у учащихся представления о масштабе и применении его при решении практических задач.

У вас на столах карточки с заданием. В течение 5 минут поработайте индивидуально, и мы узнаем о тех, кто будет помогать нам сегодня на уроке.

Кандидат педагогических наук, автор учебников и учебно-методических пособий по математике для начальной школы Елена Кочурова на примере коррекционно-развивающих тетрадей показала, как помочь младшему школьнику полюбить математику.

Тетради по математике для начальной школы могут быть использованы как для коллективной и индивидуальной работы на уроках, так и для самостоятельных занятий дома. Комплекты позволяют предупредить возможные трудности в усвоении основных тем по математике, помогают развить пространственные представления, геометрическую наблюдательность, сформировать навыки самоконтроля.

Важно прийти к получению конкретного результата, но еще важнее показать процесс рассуждения. Поэтому многие задачи имеют ответы и подсказки, благодаря которым направляют ребенка в правильное русло и дают ему возможность для рассуждения и принятия правильных решений.

Весь комплект подготовлен с 1 по 4 класс. Каждая тетрадь помимо основных заданий включает в себя еще приложение-вклейку.

В 4 классе это приложение к занятиям связано с составлением объёмных геометрических фигур. Естественно, каждая из этих объёмных фигур представлена на отдельных страницах на листе из более плотной бумаги, для того чтобы ребёнок мог вырезать и склеить эту геометрическую фигуру. Это все помогает расширить эрудицию и возможности ребенка. А во втором классе это приложение связано с изучением таблицы умножения и множеством математических игр.

Занимательная математика. Рабочая тетрадь. 1 класс


На рисунке представлен полный набор занятий, который есть в тетради для первого класса. Это 32 урока, которые проходят раз в неделю. В тетради содержится широкий спектр заданий, начинающийся с танграм и заканчивающийся числовыми головоломками.

В первую очередь, это работа с симметрией, игры крестики-нолики, знакомство с часами, а также занятия, посвященные таблице умножения.

Здесь представлен числовой конструктор, присутствуют задачи на переливание, работа с величинами, единицами времени от секунды до столетия, математические фокусы и лабиринты, энциклопедия математических развлечений. Дети уже могут самостоятельно составлять свои задачи, используя все детали окружающего мира, в котором они общаются.


Тетрадь для 4 класса состоит из 34-х занятий — по занятию на каждую неделю. Здесь уже появляются числа-великаны, начинается работа с римскими цифрами и самые разные задачи, здесь же повторяется спичечный конструктор на более высоком уровне, математические фокусы и работа с объемными фигурами.

Математика со 2 по 11 класс в онлайн-школе Skysmart! Поможем полюбить математику: разберем сложные темы и научим мыслить логически. Запишите ребенка на бесплатный пробный урок с личным преподавателем и по промокоду УЧЕБНИК получите четыре урока в подарок при первой оплате от восьми занятий.

В-третьих, математические головоломки. Это могут быть числовые головоломки, судоку, числовой палиндром и другие.

В-четвертых, конечно, занимательные задачи.

Ну и в-пятых, различные математические фокусы и занимательное моделирование.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы увеличить объем знаний за счет углубления и расширения теоретической составляющей данного профильного предмета, но и продемонстрировать его роль в развитии других областей знаний, его значимость в эмоциональной области человеческого познания, через знакомство с историей математики, эволюцией математических идей. Обучающиеся, для которых предмет является непрофильным, должны получить не только знания, соответствующие программе, но и убежденность в глубокой взаимосвязи всех изучаемых ими предметов. Установление связей между математикой и изучаемых в школе предметами дает учителю возможность формировать у обучающихся целостность картины мира, показать многообразие свойств живой и неживой природы.

Например, при знакомстве с последовательностями необходим подбор задач, которые показывают непосредственную связь с действительностью.

Попробуем построить материал по интересам.

Задача. В период интенсивного роста человек растёт в среднем на 5 см в год. Сейчас рост у ученика С. – 180 см. Какого роста он будет в 2018 году? Задача. Ежедневно каждый болеющий гриппом человек может заразить 4 окружающих. Через сколько дней могут заболеть все ученики нашей школы?

Также необходимо подчеркнуть, что прогрессии известны издавна, а потому нельзя сказать, кто их открыл. Ведь и натуральный ряд – это арифметическая прогрессия. Во время раскопок в Египте был найден папирус, который датируется 2000 г. до н.э., но и его было переписано из другого, еще более раннего, отнесенного к ІІІ тысячелетию до н.э. Ученые расшифровали текст папируса, содержание некоторых задач дает возможность отнести их к задачам на прогрессии.

О том, как давно была известная геометрическая прогрессия, свидетельствует и легенда об истории изобретения шахмат. Изобретатель шахмат, ученый Сета, попросил в награду у индийского принца Сирама за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько их получится, если на первую клеточку шахматной доски положить одно зерно, на вторую в два раза больше и так далее.

В вавилонских текстах рассказывается о том, что увеличение освещенной части лунного диска на протяжении первых пяти дней происходит по закону геометрической прогрессии со знаменателем 2, а в следующие десять дней – по закону арифметической прогрессии с разностью 16. Широкий интерес вавилонян к астрономии делает понятным возникновение этой задачи.

Задача: С древнейших времен известно немало игр в камушки. Вот одна их них. Играют двое. Они поочередно кладут любое количество камней в кучу от 1 до 10. Выигрывает тот, кто доведет количество камней в куче до 200. Кто победит: первый или второй? И как надо играть что бы выиграть ( т.е. надо найти выигрышную стратегию)

Решение: начнем рассуждать с конца. Если перед моим ходом в кучу 190-199 камней, то я ставлю 200 и побеждаю. Поэтому перед этим должен поставить противнику ровно 189.

Рассуждая дальше логично, получим выигрышную последовательность: 2,11, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89, 101, 112, 123, 134, 145, 156,167,178,189, 200. Итак, первый, кто образует кучу из 2 камней, обеспечивает себе выигрыш.

За один ход можно взять:

а) любое число камней из двух куч или
б) по одинаковому количеству из обеих куч.

Выигрывает тот, кто берет последним. Первоначальное количество камней в кучах произвольное.

А теперь вопрос: кто выиграет в этой игре (первый или второй)? Как играть, чтобы выиграть?

Решение: Рассмотрим пример игры. Будем записывать остаток камней после каждого хода игроков:
Первая куча камней (К_1) Вторая куча камней К_2
Начальное значение 1000 18
I игрок 11 18
II игрок 5 12
I игрок 5 3
II игрок 1 3
I игрок 1 2
II игрок 1 1
I игрок 0 Выиграл

Легко согласится, что в приведенном примере первый игрок, поставив набор (1,2), обеспечил себе победу, поэтому такой набор камней назоыем выигрышным. Стратегия игры на выигрыш поэтому проста: надо вычислить выигрышный набор для всех разновидностьей камней в кучах и постоянно ставить их противнику.

В первом наборе разновидность ∆=1. Взяв разновидность ∆=2, мы видим, что первое число должно быть такое, какое еще не встречал (3), а второе число (5)- это сумма ∆ и первого и т.д. получим последовательность,выигрышных наборов.
∆ К_1 К_2 ∆ К_1 К_2
1 1 2 5 8 13
2 3 5 6 9 15
3 4 7 7 11 18
4 6 10 8 12 20

В 1202 году появилась книга итальянского математика Леонардо из г. Пиза, в которой содержались сведения по математике, приводились решения всевозможных задач. Среди них была простая, не лишенная практической ценности, задача о кроликах: "Сколько пар кроликов в один год от одной пары рождается?" В результате решения этой задачи получился ряд чисел 1, 2, 3, 5,8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т.д. Этот ряд чисел позже был назван именем Фибоначчи, так называли Леонардо.

Эта книга несколько веков оставалась основным хранилищем сведений по арифметике и алгебре. Именно по трудам Л. Фибоначчи вся Европа осваивала арабские цифры, систему счета, а также практическую геометрию. Они оставались настольными учебниками, чуть ли не до эпохи Декарта (а это уже 17 век!). Но по иронии судьбы до нашего времени сохранилась память только об одной задаче из этой книги.

Именно в этой задаче появляется последовательность, обессмертившая имя Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, …

В этой последовательности сумма любых двух предыдущих чисел равна следующему числу: 1+2=3, 3+5=8, 5+8=13,… .Отношение любого числа последовательности к предыдущему колеблется вокруг значения, которое ещё в древности под названием золотого сечения: 1,61803398…

Много интересного в арифметики чисел Фибоначчи. Каждое третье число Фибоначчи чётно, каждое четвёртое делится на три, каждое пятнадцатое оканчивается нулём, два соседних числа взаимно просты. Число ап делится на число ак тогда и только тогда, когда п делится на к.

Такие последовательности, в которых каждый член является функцией предыдущих, называют рекурентными, или возрастными последовательностями. Рекуррентным является и ряд чисел Фибоначчи, а члены этого ряда называют числами Фибоначчи. Оказалось, что они обладают рядом интересных и важных свойств. Спустя четыре столетия после открытия Фибоначчи ряда чисел немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер установил, что отношение рядом стоящих чисел в пределе стремится к золотой пропорции. Ф - обозначение золотой пропорции от имени Фидий - греческий скульптор, применявший золотую пропорцию при создании своих творений. [Если при делении целого на две части отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части, то такая пропорция называется "золотой" и равно примерно 1,618].

О золотой пропорции много говорим в предпрофильной подготовке учащихся, т.к. эта тема представляет собой богатейший материал для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Свойства ряда чисел Фибоначчи неразрывно связаны с золотой пропорцией и выражают порой магическую и даже мистическую сущность закономерностей и явлений.

Фундаментальную роль числа в природе определил еще Пифагор своим утверждением "Все есть число". Поэтому математика являлась одной из основ религии последователей Пифагора (пифагорейского союза). Пифагорейцы считали, что бог Дионис положил число в основу мировой организации, в основу порядка; оно отражало единство мира, его начало, а мир представлял собой множество, состоящее из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству, и есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых соотношениях.

Задача: Девятиклассник Паша пошел в школу, но на середине пути вспомнил, что сегодня контрольная, и повернул домой. Пройдя ровно половину расстояния (от поворота до дома), он представил папу, который сегодня с утра дома, и снова повернул к школе. Когда он прошел половину расстояния (от поворота до школы), то все-таки вернулся. Пройдя половину расстояния до дома, он опять повернул и т.д. Куда придет Паша?

Ответ: Паша будет курсировать между точками 1/3 и 2/3, все время приближаясь к ним при поворотах.

Человечество ценит математику за ее прикладное значение, за общность и мощь ее методов исследования, за действенные прогнозы при изучении природы и общества.

Математика - это мировоззрение, человек, который владеет математическими методами исследования иначе смотрит на мир, т.к.владеет принципами математического моделирования реальных процессов.

Читайте также: