Как сделать урок истории интересным и увлекательным

Обновлено: 08.07.2024

Каждый школьник любит какой-то предмет: русский, литературу, математику или, например, физкультуру. Но моим любимым уроком является история, ведь там столько интересных фактов, что даже и жизни не хватит, чтобы изучить все!

Меня интересует история еще и потому, что мне нравится узнавать о чем-то необычном и новом. В разные времена люди жили по-разному. Иначе мыслили, верили и даже говорили. У них не было наших высотных домов и техники, какой мы сейчас пользуемся.

Знание прошлого помогает ближе познакомиться с традициями различных народов. Интересно узнавать про традиции древних стран. Например, египетский Фараон никогда не показывал свои волосы и носил специальный головной убор. А вот древние греки огромное внимание уделяли жертвоприношению.

Меня очень привлекает в истории период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Я горжусь своими предками, которые совершили бесценный поступок: не боялись за свои жизни, а боролись за Родину и будущее людей. Столько людей полегли на полях ради того, чтобы их потомки жили под мирным голубым небом.

Также, история очень много рассказывает о людях и их поступках. Из нее мы узнаем о великих победах и печальных поражениях. Этот предмет учит логически мыслить и рассуждать. Изучая историю, можно найти ошибку даже в планах великих полководцев! К примеру, Наполеон, нападая на Россию, не взял в учет морозы, не дал своим воинам теплой одежды и обуви, из-за чего и проиграл войну.

Бесспорно, урок истории стал моим любимым еще и из-за преподавателя. Наш учитель никогда не заставляет нас просто читать учебник и писать конспекты. Каждый урок он придумывает увлекательные игры, чтобы нам было проще усвоить информацию и не было скучно. Домашние задания у нас тоже необычные: составление кроссвордов, загадок и прочие увлекательные занятия.

Я считаю, что каждый уважающий себя человек должен знать историю всего мира. Зная историю, мы можем учиться на ошибках предков и равняться на их великие достижения.

История – это не только предмет; это наше прошлое, настоящее и будущее. Ведь однажды мы тоже станем лишь историей, и школьники будущего будут читать о нас в книгах, как мы читаем про Ленина, Сталина и других великих людях.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
  • Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
  • Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
  • Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
  • Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
  • Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

Групповые занятия

Групповые занятия обычно подразумевают состязание или работу в команде. Такой тип занятий рекомендуется для продвинутого уровня. Примером интересного урока в этом случае может быть театральное соревнование, где каждая группа выбирает для себя пьесу или ее фрагмент.

Каждая группа должна сделать свои костюмы и максимально творчески подойти к декорациям и воплощению сюжета. Вы можете предложить конкретную тему, например, Хэллоуин, произведения Шекспира или даже телесериал.

В центре внимания – личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

  • Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Вид с другой стороны двери. Открывается дверь, на пороге ученик в костюме Супермена. В кадре только он.

ГОЛОС УЧИТЕЛЯ: Сидоров. Что это за маскарад. Во что ты одет. Мало того, что опоздал, так еще и выглядишь как клоун! Ну почему ни я, ни твои одноклассники так не ходят.

Камера разворачивается. Учитель и все ученики в костюмах смешариков.

Секрет хорошего урока

Прогресс — это то, что происходит и измеряется с течением времени. Обучение — это то, что должно быть на каждом уроке. А хорошие уроки — это что? Секрет их кроется в правильном планировании, рефлексии, восприимчивости и устойчивости учителя. Давайте рассмотрим каждый ингредиент:

  • Планирование. Урок должен быть запланирован так, чтобы допущенные пробелы в обучении можно было заполнить. А проявиться они могут лишь в конце предыдущего урока, поэтому планированием нужно заниматься заранее, учитывая прогресс и то, что усвоить не получилось.
  • Саморефлексия учителя заключается в том, чтобы суметь адаптировать свои уроки. Это значит, когда все не очень хорошо, необходимо внести определенные изменения в следующий план. Выдающиеся учителя, как рассудительные люди, знают, что они не имеют ответы на все вопросы и готовы учиться на своих ошибках, а также у своих коллег.
  • Восприимчивость. Важно учитывать и чувствовать динамику в классе. Важно быстро отреагировать, когда темп урока колеблется, внимание учеников рассеивается, задания являются непосильными и требуется помощь.
  • Устойчивость к негативным факторам. Нельзя позволить неудачам и негативным эмоциям одержать верх. Все неприятности обязательно нужно преодолеть и идти дальше, став при этом еще сильнее. Этому же нужно учить детей.

Эффективные уроки — это хорошо спланированные уроки

Существуют различные стратегии обучения для составления эффективного плана урока. Во-первых, должна присутствовать достижимая и объективная цель, которую нужно на доступном языке донести до учащихся.

Во-вторых, стоит смоделировать свои ожидания. Например, если вы запланировали научный эксперимент, первое, что нужно будет сделать, это показать школьникам, как правильно использовать материалы, а также рассказать им о последствиях неправильного применения.

В-третьих, нужно активно вовлекать детей в процесс обучения, ученики должны не только присутствовать, но и участвовать. Здесь можно использовать методы кооперативного обучения.

В-четвертых, нужно самому учителю быть активным и мобильным. Пока дети заняты применением навыков на практике, важно перемещаться по классной комнате, чтобы убедиться, что все вовлечены в процесс, задавать такие вопросы, которые помогут убедиться в правильности понимания той или иной темы.

И в-пятых, нужно обязательно хвалить за хорошее поведение и трудолюбие. Хороший урок — это время, проведенное не только с пользой, но и с удовольствием.

Важные составляющие современного урока

Можно выделить 6 элементов выдающегося урока:

  1. Четкие цели и задачи для каждого класса. Причине не важны — важен результат. На это и должен быть нацелен главный фокус урока. Это означает, что учитель должен еще в начале занятия знать, какой будет концовка.
  2. Веселая и мотивирующая атмосфера. Хорошие уроки — это то комфортное состояние, которое даже спустя годы будет напоминать о счастливом времени, проведенном в школе. Если ученику нравится урок и он хорошо себя чувствует, то и мотивация будет всегда на высоком уровне.
  3. Фокус на активность учащегося. Современные уроки — это не монотонные лекции, 80% всего говорения — это речь обучаемых (особенно это касается уроков иностранного языка), а оставшиеся 20% — для учителя. Каждый ученик, по возможности, должен быть услышан, учителю стоит лишь правильно настроить этот процесс.
  4. Четкая связь между уроком и повседневной жизнью. Нужно периодически демонстрировать то, как и когда можно использовать новые навыки за пределами классной комнаты. Это поможет оставаться мотивированным и воодушевленным.
  5. Немедленное исправление. Ошибаться не плохо, плохо совершать снова и снова одни и те же ошибки.
  6. Вдохновляющий учитель. Как можно прогрессировать, если ваш наставник не вдохновляет вас? Учитель должен быть динамичным, позитивным, гибким, он должен быть на одной волне с теми, кого он учит.

Смешные короткие шутки про школу

Фото — фотобанк Лори

Какой он, современный урок?

Демократичный вид урока — это когда дети не боятся высказывать свое мнение, не испытывают страх перед чем-то новым, это процесс, который проходит одинаково комфортно как для ученика, так и для учителя.

Огромное влияние на процесс обучения оказывают образовательные программы, новые учебно-методические комплексы, разнообразные дидактические, наглядные и раздаточные материалы, информационные технологии. Все это дает массу возможностей для построения занятия в более интересной, яркой и насыщенной манере. Современный урок призван обеспечить развитие и воспитания личности, которая будет востребована в обществе. Это совершенно новый, но одновременно не теряющий своей связи с прошлым, актуальный урок, где применяются новые формы методы и подходы, которые имеют непосредственное отношение к человеку, живущему в XXI веке.

История в школе – интересный, но в то же время довольно непростой предмет, поскольку объем изучаемого материала достаточно обширен по сравнению с другими общеобразовательными предметами.

Одной из проблем для школьников при изучении истории является большое количество понятийного аппарата, сложность запоминания дат, имен и фамилий, понимание связи тех или иных событий, ориентация в географическом пространстве.

Поэтому в опросах "Какой предмет в школе тебе интересен?" очень редко можно встретить ответ школьника, что история для него является интересна. Почему же так происходит? Очень часто начало изучения истории заинтересовывает обучающихся, но через 2-3 урока замечаем, что интерес уходит. Это связано с тем, что появляется много незнакомых, но "почти одинаковых" исторических имен и начинается "путаница", ребенок теряется.

Зачастую школьники не видят логической связи между происходившими процессами и их последствиями. Потому перед педагогом встает вопрос: как понятно и доступно объяснить ребенку ход всего исторического процесса, как сделать так, чтобы временные рамки события надолго закрепились в его памяти

Очень важно научить ребенка рассуждать, проводить анализ, находить достоверную информацию, сравнивать и уметь группировать исторический материал. Безусловно, для результативности процесса педагогу необходимо подойти к обучению творчески.

Самым важным методом и одним из главных, на мой взгляд, является связь истории с современностью, с настоящим. Для современного ребенка, живущим в мире гаджетов и компьютерных технологий, история не кажется чем то важным, что может повлиять на его жизнь. Для ребенка более важны те события, которые происходят сегодня в нашей жизни.

Поэтому прошлое станет для обучающегося интересным, если он увидит и уловит ту невидимую связь прошлого и настоящего, если у него возникнет понимание необходимости исторического опыта прошлых лет, ведь тогда он, по сути, сможет предугадать и понять возникновение будущих политических, социальных и экономических процессов своего будущего, возможно он поймет, что сможет каким то образом и повлиять на эти события, зная историческую закономерность развития общества.

Например, развитие общественной мысли на различных этапах истории можно связать с существованием современных СМИ, так называемым блогерством, и показать, как современная общественная мысль влияет на формирование общественного мнения, на то общественное сознание, которое существует в обществе, проанализировать сходства и различия, тем самым подвести школьника к умозаключению о том, почему тогда общественная мысль была другой и с чем это связано. Очень важно проводить линии сравнения между прошлым историческим событием и современным, между персоналиями прошлого и настоящего.

Нередко обучающиеся возражают: Мне не нужна история. Зачем мне ее учить? К сожалению, но это факт, поскольку уже школьники определяют свое дальнейшее обучение с будущей профессией, возможно в силу заинтересованности, возможно в силу материального благополучия ("все равно в тот ВУЗ не поступлю, так как обучаться в нем трудно и дорого, поэтому выбираем, где проще или бесплатно").

На данный вопрос опять-таки нужно дать аргументированный ответ, ссылаясь на связь современности с прошлым, и уметь при изучении любой исторической темы уметь провести эту связь. Например, изучая тему Средневековья "Объединение Англии" или "Объединение Франции", в частности образование сословно-представительных органов таких как Генеральные штаты во Франции, или Парламента в Англии, мы можем провести линию сравнения с Государственной Думой в РФ или Федеральным собранием в РФ, указав на сходства и различия этих органов, тем самым подчеркнув важность знания данных процессов и их динамического развития, влияние этих органов на образование той или иной формы государственности.

Здесь важно акцентировать внимание школьников также на том, что знание таких процессов позволяет им быть грамотным и интересным собеседником, разносторонне развитой личностью, что позволит обрести авторитет в социуме. Т.е воспитательный момент, которые дети все-таки любят слушать с интересом на уроке, он же является моментом переключения внимания школьника, помогает сконцентрировать внимание ребенка и увлечь его в дальнейшее понимание истории, так как у школьника появляется потребность понять следующее событие и установить взаимосвязь с современностью.

И, конечно, формы работы на уроке истории должны быть разнообразны, для каждой возрастной категории это определенная форма работы. При этом формы и методы должны иметь также тесную взаимосвязь с современной жизнью.

Так, например, это могут быть деловые игры, политические шоу, дебаты, судебные заседания, информационно-новостные программы, прямые эфиры и т.д., то есть обучающийся, вероятнее всего видел и знаком с подобными передачами, так как все это транслируется на телевидении, поэтому детям будет интересно быть в роли и в тоже время они будут заинтересованы преподнести информацию так, что бы понятна она была всем, потому что возможно еще предстоит отстоять свою позицию, доказать и аргументировать ее. А это и есть цель и задача педагога - научить ребенка рассуждать, проводить анализ, находить достоверную информацию, сравнивать и уметь применять свои знания.


Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен. Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры.

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities. Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.

Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов — ролевая игра. Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.

урок

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы.

4) Истории

урок

5) Общение

6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

10 способов сделать любой урок интересным

8) Гибкий план урока

План — необходимая часть урока, а структурированность — залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например, если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.

10 способов сделать любой урок интересным

10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика = быстрое и эффективное усвоение материала = прогресс и удовольствие от изучения языка.

Автор: Бабий Ольга Владимировна

Населенный пункт: Иркутская область, город Ангарск

Онлайн-урок – это интересный, волнительный и необычный опыт работы педагога в особых условиях. Безусловно каждый продумывал сам, какую форму ему выбрать, на каких платформах работать, как повысить уровень своих знаний в информационной области, как соответствовать своим ученикам. Передо мной стояли все эти вопросы. Времени было катастрофически мало, поэтому вся работа состояла из проб и находок.

В своей статье хочу поделить идеями, как удержать внимание детей во время урока, какие удобные, на мой взгляд, сервисы можно использовать учителю в работе во время дистанционного обучения. Я использовала разные платформы, подробнее остановлюсь на общении в социальной сети ВК с учениками классов, в которых работаю.

Что касается непосредственно уроков, то я как учитель истории, в назначенное время проводила перекличку детей, один ученик делал скриншот и после урока высылал мне, чтобы я не отвлекалась от темы урока, но могла видеть отсутствующих, а значит вовремя связаться с родителями и уточнить причину отсутствия. Во многом это были проблемы с выходом в интернет.

Еще один прием при проведении онлайн урока в ВК –это соревнование при проверки домашнего задания. В каждом классе по истории необходимо проверить уровень знаний терминов и дат. В начале занятия я предупреждаю детей, что сейчас на время проведу диктант по проверки терминов. Им необходимо прочитать 5 определений и в столбик написать только 5 терминов, первые 3 человека получаю балл за выполнение задания. Остальные читают ответы, запоминают и сравнивают со своими, которые они не успели написать. Итак, несколько подходов, за один урок можно проверить знания 15 терминов как минум. Далее я им выкладываю фото события, изученного на прошлых уроках и прошу сформулировать термин, который связан с этим событием. А также назвать правителя, дату и результат, значение этого события в истории. Таким образом проверяется не только знание терминов, но и повторяется весь изученный материал в формате ГИА.

Дети часто используют социальную сеть ВК, она у них в телефоне, на ПК есть и всегда под рукой. Почему бы не быть ближе к детям! Надеюсь мои идеи и советы помогут коллегам в работе. Всем удачного учебного года!

Читайте также: