Как сделать урок исследование

Обновлено: 07.07.2024

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.
Георг Кристоф Лихтенберг.

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать …материал для перемалывания, стирает сама себя…так и подвижный ум, лишенный серьезной работы… станет причиной своей собственной гибели.
Я.А.Коменский. Великая дидактика.

1. Одаренный ребенок: особенности обучения: Пособие для учителя / Наталья Борисовна Шумакова, Наталья Игоревна Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой.-М.:Просвещение,2006.-239с.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под. Ред. В.Д. Шадрикова.- М., 2003.
3. Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике. / Н.В. Софронова.- М.: Высшая школа, 2004 г.).

В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:

• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;

• педагог ставит проблему, но сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

• на третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

Формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.

При формировании навыков учебного исследования надо начинать опираться, прежде всего, на тягу к поиску, познанию неизвестного. Учитель может построить такой урок как игру. Но за увлекательной формой ученики должны увидеть глубокое научное содержание этой работы.

Урок-исследование включает следующие структурные компоненты , которые одновременно становятся этапами урока:

1. Сначала следует найти предмет учебного исследования. Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут искать.

2. Предмет исследования позволит сформулировать суть проблемы, скорее всего в виде проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной задачи, которые ученики будут решать на уроке.

4. Проведение собственно исследования, поисковой деятельности, то есть некой последовательности учебных действий, определенной совместными усилиями всех участников. Осуществление плана исследования - самый трудоемкий и длительный этап.

5. Подведение итогов исследования заканчивается содержательным выводом о том, каковы же результаты работы, как решена проблема.

По объему осваиваемой методики научного исследования уроки-исследования можно разделить на следующие типы :

- уроки с элементами исследования;

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными:

- уроки по выбору темы или метода исследования,

- по выработке умения формулировать цель исследования,

- уроки с проведением эксперимента,

- работа с источниками информации,

- защита рефератов и т. д.

На уроках данного типа возможно использование разнообразных форм обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Структура урока-исследования включает несколько этапов:

- создание проблемной ситуации;

- определение темы исследования;

- формулирование цели исследования;

- интерпретация полученных данных;

- вывод по результатам исследовательской работы;

- применение новых знаний в учебной деятельности;

- подведение итогов урока;

Учебные приемы , составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:

- выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

- определение темы и цели исследования;

- формулирование и отбор полезных гипотез;

- определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

- разграничение допущений и доказанных положений;

- планирование эксперимента для проверки гипотез;

- анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящих из них;

-конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;

-составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования; графическое изображение законов, правил;

-установление связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных;

- систематизация фактов, явлений;

-использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципа формализации;

-формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

- решение задач в новой ситуации;

- выполнение творческих заданий.

В качестве задач , можно предложить такие:

Разделите прямоугольник 3х4 на две равные части. Разрезать можно лишь по стороне квадрата 1х1.

Придумайте восемь натуральных различных чисел, из которых ровно два делятся на 2, ровно три делятся на 3, ровно пять делятся на 5 и ровно семь делятся на 7.

Составьте задачу с определенными условиями.

В шахматном турнире участвовало 7 учеников. Каждый участник сыграл с каждым по одной партии. Сколько всего партий было сыграно?

Имеется 3 листа бумаги, из них несколько листов разрезали на 3 части. Затем несколько новых кусков разрезали на 3 более мелкие части и так далее. Сколько всего получилось листов, если сделали 10 разрезов?

В одной сказке хозяин нанимал работника и предложил ему следующее испытание.

- Вот тебе бочка, наполни ее водой ровно наполовину, ни больше, ни меньше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или еще каким-нибудь предметом для измерения не пользуйся.

Работник справился с заданием, как он это сделал?

Ответ: [наклонил наполненную бочку и выливал воду до появления кромки дна].

Вообрази, что земной шар обтянут по экватору обручем и что подобным же образом обтянут и апельсин по его большему кругу. Далее вообрази, что окружность каждого обруча удлинили на один метр. Тогда, разумеется, обручи отстанут от поверхности тел, которые они раньше стягивали, и образуется зазор. Спрашивается, в каком случае этот зазор будет больше, у земного шара или у апельсина?

Ответ: [зазор между разрезами обруча одинаков и равен 1 м]

Наполненный доверху сосуд имеет массу 5 кг, а заполненный наполовину - 3 кг 250 г. Сколько воды вмещает сосуд? Ответ: [3,5 кг].

Найти наименьшее четырехзначное число, у которого сумма цифр больше, чем у любого меньшего числа. Ответ: [1111 - наименьшее 4-х значное число, не содержащее нулей].

Львенок решил покататься на большой черепахе, но сначала. ему нужно ее догнать. Какое расстояние пробежит черепаха прежде, чем он сможет покататься, если его скорость в 10 раз больше скорости черепахи, а черепаха находится в 180 метрах от львенка? Ответ: [20 м].

Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования. Так, на уроке с элементами исследования , действия учителя определяются соблюдением следующих правил:

На доске обязательно пишет названия основных ступеней исследовательской деятельности.

Формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования.

Дает готовый аппарат исследовательской работы.

Использует вопросы: в чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?

На уроке-исследовании регламентация менее жесткая:

На доске учитель может записать названия ступеней исследовательской деятельности (при необходимости).

Подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования.

Обращает внимание учащихся на схему исследовательской деятельности (при необходимости).

Использует вопросы: с чего необходимо начать исследование? Что нужно выяснить? Как это сделать? Верный ли вы сделали выбор?

На уроке собственно исследование уровень требований к деятельности работы совсем иной:

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования.

Создает условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, организует индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или в парах.

Использует вопросы: Ясна ли цель работы? Все ли понятно в выданных материалах? На каком этапе работы находитесь? Уложились ли во времени? Каков итог работы? Оценивает результаты работы в конце урока.

Дидактические задач и урока:

Помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформулировать определение основного понятия.

Научить их получать информацию об этом понятии. Отработать навыки написания (знаков, формул и т. д.).

Педагогические задачи урока:

Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности.

Научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные' гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы.

Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

План проведения урока

1. Определение задач урока, мотивация учащихся.

2. Постановка проблемы.

З. Определение темы и цели исследования.

4. Выдвижение рабочей гипотезы.

5. Подтверждение гипотезы (сбор, оформление,интерпретация данных).

6. Формулирование вывода по результатам исследования.

7. Подведение итогов урока.

На доске записаны названия основных ступеней исследовательской деятельности. Учащиеся работают 8 группах по 5 - 6 человек.

Исследовательский метод. Пример .

Чертятся виды треугольников: произвольный, равнобедренный, равносторонний. Учащимся эти виды треугольников до сих пор известны не были.

ВОПРОС: Что общего и в чем отличие между этими фигурами?

ОТВЕТ: Все это треугольники, а отличие в том, что в одном треугольнике все стороны различны по длине, в другом есть две равные стороны, а в третьем все стороны равны.

ВОПРОС: Какому из треугольников вы можете придумать название, исходя из обнаруженных различий?

ОТВЕТ: Третьему. Он равносторонний. Первому. Он разносторонний.

ВОПРОС: Ну а как бы вы назвали второй треугольник?

. Обычно ответ затруднен и нужна подсказка - треугольник равнобедренный.

УЧИТЕЛЬ: Теперь, когда мы определили виды треугольников, мы можем перейти к решению основного вопроса. Единственное, о чем следует помнить, что если вы дадите положительный ответ, то это необходимо доказать. Если же ответ будет отрицательным, тогда достаточно, лишь привести пример такого случая.

Далее учащиеся приступают к решению проблемы. Через некоторое время, обычно это 7-10 минут, они готовы предложить свои способы доказательства. Основываясь на имеющихся у них знаниях и умениях, а именно на определениях биссектрисы, медианы и высоты, на умении доказывать равенство треугольников, они доказывают теорему о медиане в равнобедренном треугольнике, при этом перенося это доказательство и на равносторонние треугольники.

Далее они делают выводы о том, что эта теорема несправедлива для произвольных треугольников, приводя различные примеры.

В приведенном примере проблема формируется учителем, а способы ее решения учащиеся находят полностью самостоятельно, используя только полученные ранее или, даже на этом уроке, знания.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. - М. - Ростов н/Д, 2000.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практич. пособие. - Ростов н/Д: "Учитель", 2001.

Манвелов С.Г. Основы творческой разработки урока математики // Математика. 2001. №13.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русских Г.А., Белоглазова Н.А.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русских Г.А., Белоглазова Н.А.

Г. А. Русских, Н. А. Белоглазова

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, урок-исследование (творчества), планируемые результаты, условия проявления познавательной активности, развивающая образовательная среда.

© Русских Г. А., Белоглазова Н. А., 2018 68

Приемы проявления педагогического творчества многообразны: нестандартные подходы к решению проблем; разработка новых методов форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний. Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях и др. Рассматривая развитие творческой активности учителя и ученика, в ходе которого происходит изменение взаимодействия участников образовательного процесса, В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров отмечают, что последовательность творческих действий включает четыре этапа. 1 - овладение системой действий элементарного взаимодействия с классом (на этом этапе осуществляются теоретическое и практическое занятия по изучению методики развития исследовательской деятельности школьников). 2 - оптимизация действий учителя и учащихся на уроке (на этом этапе проводятся экспериментальные уроки); 3 -эвристическое взаимодействие (на этом этапе проводится анализ и самоанализ результатов экспериментального урока); 4 - полная творческая самостоятельность участников образовательного процесса (на этом этапе обобщается инновационный опыт учителя, проводятся открытые уроки).

Школа требует от учителя постоянного осмысления результатов своего труда и способов трансляции и опыта. Необходимость решения постоянно возникающих проблем мотивирует учителя экспериментировать, стимулирует его использовать приемы инновационной педагогики в профессиональной деятельности, поэтому именно в школе возможно создание развивающей образовательной среды, которая обеспечивает условия для решения многих педагогических проблем [3].

Для инновационной модели урока исследования (творчества) характерна следующая структура.

Первый этап. Актуализация знаний (мотивация; актуализация знаний; умений и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности).

Второй этап. Операционно-исполнительский (постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования).

Постановка проблемы исследования включает следующие действия: 1) определение темы исследования; 2) формулирование цели исследования;

Третий этап. Оценочно-рефлексивный (интерпретация полученных данных; вывод по результатам исследовательской работы; применение новых знаний в учебной деятельности; проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепления; итоги урока; самооценка детьми собственной деятельности).

Четвертый этап. Домашнее задание (предусматривает элементы выбора, творчества).

Авторы технологии урока-исследования (творчества) отмечают, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся могут самостоятельно быстро и правильно изучать новый материал. У детей развивается устойчивый интерес к предмету [4].

Учитывая особенности технологии урока-исследования (творчества), мы разработали оригинальную модель урока, которая состоит из трех компонентов: 1) дидактическое обоснование с учетом требований ФГОС ООО; 2) ход урока (структура и логика деятельности учителя и обучающихся раскрывается в виде таблицы); 3) приложения к уроку.

Дидактическое обоснование урока с учетом требований ФГОС ООО

2. Дидактическая цель - способствовать достижению планируемых результатов в процессе изучения блока новой учебной информации, закрепления, применения и самопроверки, используя технологию урока-исследования.

3. Тип урока: урок-исследование.

4. Планируемые результаты (цели по содержанию):

4.1. Предметные: умения анализировать карты полушарий и карты материка с целью определения географического положения Евразии; работать с картами атласа и контурными картами для выполнения исследовательского задания; сравнивать г. п. двух материков и объяснять черты сходства и различия, объяснять причины уникальности Евразии.

Познавательные: умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять цели исследования, формулировать задачи, конструировать гипотезу исследования; планировать пути достижения цели; выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, выполнять действия по алгоритму.

Регулятивные: умения концентрировать внимание; подготовить рабочее место; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать в паре, находить общее решение проблем; оценивать результаты исследовательской деятельности; выбирать задание в соответствии со своими возможностями и интересами.

Коммуникативные: умения отвечать на вопросы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владеть устной и письменной речью, конструировать ответ-монолог; презентовать результаты работы.

4.3. Личностные: умение уважительно относится к процессу и результатам своей исследовательской деятельности и деятельности одноклассников; понимать значимость выполнения исследовательской работы для развития опыта творческой деятельности; осознавать ценность географических знаний как важного компонента

научной картины мира; адекватно оценивать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, осуществлять самооценку на основе критериев успешности.

5. Методы обучения: исследовательский и частично-поисковый.

6. Формы организации познавательной деятельности школьников: фронтальная, парная.

Структура урока: традиционная (урока-исследования), алгоритм исследовательской деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты (умения)

1. Организационный момент. Подготовка рабочего места к исследованию Концентрирует внимание и проверяет готовность рабочего места к исследовательской работе Проверяет готовность рабочего места У. концентриро-вать внимание; подготовить рабочее место

3. Актуализация знаний и умений. (I. Актуализация знаний) Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности. Теоретическая и практическая подготовка Знакомит с алгоритмом проведения исследования (приложение 2). Предлагает назвать и прокомментировать методы исследовательской работы. Организует работу в парах. Предлагает учащимся вспомнить изученные ранее материки, алгоритмы определения географического положения и план характеристики рельефа. Осмысливают требования к исследовательс -кой деятельности. Называют методы исследования. Работают в паре, используя типовые планы характеристики г. п. и рельефа материка. У. анализировать карты полушарий и карты материка с целью определения географического положения Евразии. У. работать в паре, находить общее решение проблем, корректировать свои действия в соответствии с учебной ситуацией.

Знакомит учащихся с Отвечают на У. отвечать на

«Критериями оценки вопросы вопросы.

(приложние 4) критерии оцен- оценивать причины

ки результатов успеха/неуспеха в

ской деятель- деятельности

4. Изучение блока новой Организует Изучают У. работать с картами

учебной информации. самостоятельную работу содержание атласа и контурными

(II. Операционно- по выполнению задания. картами для

исполнительский исследовательских Определяют выполнения

этап) заданий (приложение 3). тему и цель исследовательского

Конкретизация цели Консультирует учащихся исследования, задания.

исследования, в процессе выдвижения выдвигают У. определять цели

выдвижение гипотезы, гипотезы, гипотезу, исследования, фор-

конструирование задач конструирования целей и формулируют мулировать задачи,

(!), определение плана задач исследовательской задачи и конструировать

исследования, анализ работы, планирования составляют гипотезу исследова-

литературы по теме своей деятельности. план работы ния.

исследования; работа Напоминает требование над основной У. планировать пути

над основной частью соответствия плана частью достижения цели.

исследования работы задачам исследования У. выделять главное

исследования. в содержании текста

Комментирует источники учебной статьи,

информации комментировать и

цию, делать выводы

5. Закрепление новых Консультирует Учащиеся У. устанавливать

знаний и умений. школьников по формам заполняют причинно-

(III. Оценочно- представления контурную следственные связи,

рефлексивный этап) результатов карту строить логическое

Интерпретация исследовательской рассуждение,

полученных данных, деятельности. комментировать и

вывод по результатам Напоминает правила анализировать

исследовательской оформления авторской информацию,

работы. Оформление работы(контурной выполнять действия

результатов карты) по алгоритму

6. Применение новых Организует защиту Учащиеся У. уважительно

знаний и умений. работы школьников. готовят относиться к резуль-

рефлексивный этап) оценки результатов теме ности и деятельнос-

Подготовка работы (приложение 4). исследования. ти одноклассников.

исследования к защите Предлагает подготовить Презентуют У. строить логичес-

исследования, используя работы у доски теме исследования.

материалы контурной У. презентовать

карты результаты работы

7. Проверка уровня Организует работу по Учащиеся У. осознанно

достижения защите результатов презентуют использовать

результатов исследовательской результаты речевые средства в

деятельности деятельности. своей соответствии с

школьников Предлагает оценить исследователь- задачей

(III. Оценочно- результаты работы ской работы. коммуникации,

рефлексивный этап). одноклассников на владеть устной и

Презентация основе критериев оценки. Обсуждают письменной речью,

результатов (приложение 4). результаты конструировать

исследовательской Предлагает оценить работы ответ-монолог.

работы собственную однокласснико У. сравнивать г. п.

деятельность на уроке, в. двух материков и

используя «Лист Оформляют объяснять черты

самоконтроля по результаты сходства и различия,

(приложение 5). рабочих уникальности

Подводит итоги, тетрадях Евразии.

определяет дальнейшие У. осознавать

работы школьников знаний, как важного компонента научной картины мира

8. Домашнее задание Предлагает домашнее Учащиеся У. выбирать задание

(IV. Домашнее задание (на выбор). выбирают в соответствии со

задание) 1) Составить шкалу домашнее своими

рекордов по рельефу (по задание, возможностями и

материалам § 45). записывают интересами.

2) Обозначить объекты задание в Понимают

береговой линии и дневник значимость

формы рельефа Евразии выполнения

на контурной карте (с. исследователь-ской

10-11). работы для развития

3) Ответить на вопросы своего опыта

(письменно, на выбор 2, творческой

3, 7, с. 189) деятельности

В приложении к ходу урока мы предлагаем дидактические материалы, которые помогают учителю организовать исследовательскую деятельность школьников на уроке, управлять процессом исследования и осуществлять педагогическую поддержку в ходе самостоятельной работы школьников. Это следующие дидактические материалы: 1) алгоритм проведения исследования; 2) примеры учебно-исследовательских заданий; 3) критерии экспертизы результатов исследовательской деятельности школьников; 4) лист самоконтроля по результатам исследовательской работы.

1. Алгоритм проведения исследования

1) определите тему исследования;

2) поставьте цель исследования;

3) выдвиньте гипотезу исследования;

4) наметьте задачи исследования;

5) продумайте план исследования;

6) используйте нужную информацию (карты атласа, учебные статьи, дидактические материалы);

7) проанализируйте информацию;

8) заполните контурную карту, схему и таблицу в тетради;

9) подготовьте устный ответ по теме исследования.

2. Примеры учебно-исследовательских заданий Задание 1 (виртуальное путешествие)

Учитель: предлагаю вам совершить виртуальное путешествие по загадочному материку. По ходу урока мы будем делать географические открытия, которые делали наши выдающиеся ученые географы - Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский и Иван Дементьевич Черский. В ходе нашей работы мы будем применять особый метод - метод картографического исследования. Познакомимся со списком уникальных чудес природы, которые характерны для загадочного материка.

1. Естественная лестница гигантских размеров, уводящая в море (Мостовая гигантов).

2. Это уникальное озеро расположено в Южной Сибири (озеро Байкал).

3. Этот древний лес на северо-востоке Польши простоял больше 500 лет (Беловежский лес).

4. Знаменитая область средиземноморского побережья. Эти места жизненно важны для размножения и пропитания многих животных, в том числе полудиких белых лошадей (Камарг).

5. Каскад белоснежных горных озер в области Западной Турции (Памуккале).

6. Зубчатая четырехгранная пирамида пронзает небо среди Альп, расположенная между Италией и Швейцарией (Маттерхорн).

7. Вот планета наша - велика Земля! Горы, океаны, реки и моря. Сколько островов -

Всех не перечесть!

Всего лишь только шесть!

Определить, о каком материке идет речь (Евразия).

Задание 2. Всем известный материк. И прекрасен, и велик. Он Евразией зовется, Лучшим в мире признается. Где на карте он лежит И какой имеет вид? Мы с другим его сравним, Уникальность подтвердим.

Цель исследования - определить особенности географического положения Евразии.

Гипотеза: если территория Евразии находится севернее экватора, то занимает северное положение, если территория расположена восточнее нулевого меридиана, то занимает восточное полушарие.

Задачи исследования и план работы

Задачи исследования План исследования

1. Определить положение Евразии по отношению к экватору 1. Определяют положение по отношению к экватору

2. Определить положение Евразии по отношению к нулевому меридиану 2. Определяют положение Евразии по отношению к нулевому меридиану

З.Определить положение Евразии по отношению к 180° З.Определяют положение Евразии по отношению к 180°

4. Определить положение Евразии по отношению к полярному кругу 4. Определяют положение Евразии по отношению к экватору

5. Определить положение Евразии по отношению к тропику 5. Определить положение Евразии по отношению к тропику

6. Определить океаны омывающие материк 6. Определить океаны омывающие материк

7. Определить ближайшие материки 7. Определить ближайшие материки

8. Доказать гипотезу - материк расположен в северном и восточном полушариях 8. Доказывают гипотезу, но частично, так как материк самый большой и не помещается в двух полушариях

9. Сравнивать ГП двух материков (Евразии и Северной Америки) и объяснять различия. Приводить примеры географических следствий ГП материка 9. Сравнивают ГП двух материков и объясняют различия. Приводят примеры географических следствий ГП материка

10. Объяснять причины уникальности Евразии 10. Объясняют причины уникальности Евразии.

11. Подготовить контурную карту и устный ответ у доски 11. Готовят контурную карту и устный ответ у доски

Задание 3. Часть неровностей Земли С вами изучить должны. Назовите горы сами, Это будут (Гималаи). Ну, а это что за диво? Наша Русская (равнина). Надо выяснить причины, Почему они такие? Почему такой рельеф? Жду, ребята, я ответ.

Цель исследования - изучить рельеф Евразии и выдающиеся открытия русских ученых географов на материке.

Гипотеза: исследования русских ученых позволили создать современную физическую карту Евразии; определить влияние тектонических процессов на развитие рельефа.

Задачи исследования и план работы

Задачи исследования План исследования

1. Определить тектонические структуры в основании материка 1. Определяют тектонические структуры в основании материка

2. Соотнести тектонические структуры и формы рельефа 2. Соотносят тектонические структуры и формы рельефа

3. Определить значение исследований Семенова-Тян-Шанского З.Определяют значение исследований Семенова -Тян-Шанского

4. Определить значение исследований Пржевальского 4. Определяют значение исследований Пржевальского

5. Определить значение исследований Черского. 5. Определяют значение исследований Черского

6. Определить основные виды полезных ископаемых 6. Определяют основные виды полезных ископаемых

7. Определить положение сейсмических активных зон 7. Определяют положение сейсмических активных зон

8. Доказать гипотезу - влияние тектонического строения на расположение основных форм рельефа 8. Доказывают гипотезу, тектоническое строение влияет на расположение крупных форм рельефа

3. Критерии экспертизы результатов исследовательской деятельности школьников

Общая сумма баллов - 20.

1. Четкость постановки целей и задач работы, оформление гипотезы исследования (5 баллов).

2. Логичность изложения материала с указанием методов исследования (4 балла).

3. Полнота исследования проблемы и обоснованность выводов (3 балла).

4. Уровень оформления работы, отсутствие грамматических ошибок (3 балла).

5. Грамотная речь при ответе (3 балл).

6. Умение использовать карты при ответе (2 балла).

4. Лист самоконтроля по результатам работы исследовательской работы.

№ п/п Учебная деятельность Выполнил безошибочно Выполнил с ошибками Испытывал затруднения

1 Определял тему урока

2 Формулировал тему исследования

3 Определял методы исследования и комментировал их

4 Выдвигал гипотезу, конструировал цели, задачи исследования

5 Составлял план исследования

6 Отбирал информацию для выполнения исследования

7 Работал с картами атласа и контурными картами

8 Составлял графический конспект на контурной карте

9 Составлял схему и таблицу

3. Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика : монография. М. ; Киров : ВятГГУ, 2003. 208 с.

Разработала: Павлова Александра Григорьевна

учитель начальных классов

Формирование УУД на уроке:

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- использование знаково-символические средства (моделирование);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование умения работать в малых группах.

(типы учебных действий)

- планирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Цели урока:

Образовательные: обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания; закрепить умение выполнять различные виды грамматического разбора и их элементы.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, системное и творческое мышление, умение анализировать и обобщать, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки; навыки самостоятельного использования литературы и словарей русского языка.

Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Форма урока: урок-исследование в устной форме.

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Программное обеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, ресурсы ИНТЕРНЕТа.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

в) инструкция с планом исследований, полоски цветной бумаги.

№ п\п Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД

I. Эмоциональный настрой. 0,5 мин. -Здравствуйте! Меня зовут Александра Григорьевна и я сегодня проведу у вас урок.

посмотрите на доску -девиз нашего сегоднешнего урока:

Правила урока:

Желаю вам удачи и новых открытий!

Говорить по делу!

Уважать друг друга!

II. Самоопределение к учебной деятельности. 0,5 мин. Сегодня у нас будет урок – исследование.

Готовы начать исследование?

III. Актуализация знаний. 2 мин. Как вы думаете, с чем будет связано наше исследование?

-Тогда я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно.

Озеро светлое, озеро чистое,

Гладь, тишина и покой!

Солнце горячее, солнце лучистое

Над голубою волной!

О, если б сердце тревожное, бурное

Так же могло быть светло,

Как это озеро в утро лазурное,

Только что солнце взошло!

-Итак, о чем стихотворение.

IV. 2 мин. 1. Значит, тема нашего урока и объект нашего исследования –озеро.

2. Без кого невозможно представить себе исследование.

- Кто из вас хочет быть ученым? Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои.

-Сейчас каждой группе я раздам карточки с названием ученых – специалистов различных наук.

-Как вы думаете, чем вы занимаетесь?

- Языковеды - это люди, которые изучают языки,их историю, строение, структуру.

-Математики- это специалисты, которые занимаются изучением чисел, количественных отношений и пространственных форм

-Зоологи- человек, изучающий животных.

-Географы- люди, которые исследуют поверхность земли

-Экологи- это, люди которые предлагают способы защиты и сохранения животного и растительного мира.

- А ученые защищают свою работу перед научным советом. В роли совета выступят эксперты конкурса.

Как вы думаете, можно ли один объект проанализировать с точки зрения сразу всех наук одновременно?

-Давайте, проверим эту гипотезу. -озеро

Задача географов: найти на карте улус, озеро

Рассказать взаимосвязь человека и озера.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

2 мин. - Выполните задание в группах, предварительно прочитав инструкции.

-Сейчас вам дам задания.

Читают текст, выполняют задания.

Готовят отвечающего от группы.

См. Приложение 2.

Физминутка. 2 мин. Руки к солнцу потянули

Наклонились к цветку

Давайте, покажем озеро

И поплыли рыбками

Раз, два, три. - по быстрее Слайд 14.

VI. Защита исследования. 1 мин. -Итак, дорогие ученые, какие исследования вы сделали.

Начинают защиту –языковеды.

Дети показывают сигнальные карточки. Слайд 17.

VII.. Формулировка вывода 1 мин. Итак, вспомним нашу гипотезу.

Подтвердилась ли наша гипотеза?

Можно ли один объект проанализировать с точки зрения сразу всех наук?

VIII. Контроль знаний. Тест. 1 мин. Сейчас вы проверите еще раз свои знания, выполнив следующие задания.

(Даю текст с пропущенными словами.)

Дети отвечают на вопросы, пользуясь карточками. Слайды 19-23.

IX. Итог. 2 мин. Наш урок подходит к концу.

Какой объект мы сегодня исследовали на уроке?

Какие науки нам пригодились?

Дети отвечают на вопросы.

Затем читают послание.

X. Рефлексия деятельности. 1 мин. -научился

-больше всего понравилось.

Я благодарю всех присутствующих. Спасибо за внимание. Пользуются сигнальными карточками.

Конспект урока литературы. 9 класс. Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв. (урок-концерт) Цели: расширить представления учащихся о взаимосвязи литературы и музыки; развивать умения выразительного и вдумчивого чтения; воспитывать.

Читайте также: