Как сделать урок интересным

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Существует масса приемов, которые помогают увлечь детей и заинтересовать их уроком. Расскажу о некоторых из них.

Приемы "для затравки", то есть для начала урока

Первые две-три минуты всегда очень важны. Они задают тон всему последующему занятию, поэтому детей надо чем-то удивить.

Хорошо работает прием "Отсроченная загадка" . В самом начале дайте ученикам загадку или какой-то необычный факт и скажите, что ключ к этой загадке они найдут во время урока при работе над новым материалом.

Например, на уроке русского языка при изучении гласных, обозначающих два звука, можно сначала предложить ученикам проанализировать словообразовательные пары: пастух - пастушка, клоун - клоунесса, король - королева, - и выяснить, что все слова женского рода здесь образованы суффиксальным способом. А затем задать такую пару: слово "колдунья" образовано от слова "колдун". А каким способом? (Потом, узнав о звуке j (йот), который скрывается в гласных Е, Ё, Ю, Я, И, дети поймут, что в слове "колдунья" есть суффикс "Й", прячущийся в букве Я). Для них это будет открытием.

Приемы для изучения нового

Для объяснения нового материала можно использовать прием "Лови ошибку" . Учитель заранее дает установку, что при объяснении им будет допущена ошибка (или ошибки). Задача учеников - найти эту ошибку.

Например, при объяснении правописания одной и двух Н в прилагательных в качестве примера на суффикс -енн- можно привести слово "ветреный". Потом учитель просит детей прочитать правило в учебнике и составить схему (таблицу). Именно тогда ошибка может быть обнаружена, ведь "ветреный" - это исключение. В этом есть элемент соревновательности. Каждому захочется найти ошибку первым. А если за это будет обещана пятерка, то работать будет даже самый ленивый.

Приемы для закрепления

На этапе закрепления можно использовать прием "Почини цепочку" . Ученикам предлагается восстановить логическую связь между предложенными действиями или явлениями, написанными на листе или отдельных карточках. Эту работу хорошо выполнять в парах или группах.

Например, после изучения правил слитного и раздельно написания НЕ с причастиями даем группам наборы карточек с названиями действий, которые нужно выполнить при применении этого правила. Ученикам следует восстановить последовательность алгоритма и записать его в тетради.

Приемы для того, чтобы домашнее задание сделать интересным

Домашнее задание можно также предложить детям необычным способом. Например, устраиваем ДЗ-аукцион , на котором ученики могут "купить" себе подходящее задание за свои знания, полученные на уроке (это заодно и рефлексия). Также домашку можно "разыграть" в виде ДЗ-лотереи или устроить своеобразную ДЗ-почту .

Всего несколько приемов - и ваш урок заиграет другими красками. Пусть останутся и работа с параграфом, и решение задачек, и чтение по цепочке, но пара-тройка ярких моментов помогут активизировать интерес и внимание учеников.

Формат лекции в современном образовании — устаревший и непродуктивный? Считается, что ученики не должны просто слушать преподавателя на уроке, односторонне взаимодействуя с информацией. Однако лектории, конференции, открытые выступления (и даже стендапы, в конце концов) регулярно появляются и набирают популярность! А значит, люди умеют и хотят слушать. Разбираемся, как же учителю подготовить интересный урок в школе, который понравится и запомнится ученикам, составив идеальную лекцию.

Идеальная лекция: интересный урок в школе, который увлечет ученика

Начало подготовки к идеальной лекции: цель, аудитория, контекст

Почему вы выбираете для урока именно формат лекции? А он точно будет здесь понятен и актуален? Или лучше выбрать что-то более интерактивное?

Определившись с целью, не забудьте о самом главном — аудитории вашего урока. Безусловно, материал лекции должен соответствовать:

  • возрасту и уровню подготовленности слушателей;
  • учебной программе;
  • календарно-тематическому планированию.

Важен и контекст, чтобы ваше выступление было в первую очередь уместным. Вы хотите провести лекцию в рамках стандартного урока в 40 минут, или это занятие в кружке, или речь идет о внеклассном мероприятии?

Структура и концепция лекции для интересного урока в школе

Следующее, на что нужно обратить внимание, когда вы определились с целью и аудиторией, а также задали контекст — выстроить концепцию. Это тот стержень, на котором будет держаться весь учебный материал.

Худшая ситуация — преподаватель, пусть даже и вдохновенно, ярко, но сплошным потоком что-то рассказывает, а дети начинают путаться в обилии фактов и терять мысль учителя, а значит отвлекаться и скучать. Это точно не самый интересный урок в школе. 🙂

Как этого избежать? Определите, в какой логике вы будете вести свое повествование и какой посыл транслировать ученикам.

Как правило, структура может выстраиваться в таких направлениях:

Чаще всего, когда вы определяете концепцию, то сразу понимаете, какими должны быть начало и конец вашей лекции. Это очень важные части выступления, поэтому их стоит проработать особенно тщательно.

Проработка основной части лекции для интересного урока в школе

Главный принцип лекции, которую легко и удобно слушать — делить информацию на блоки по микротемам или по времени (5/10/15 минут). Особенно это важно для детей и подростков: тогда аудитория не успеет потеряться во всем объеме материала.

О чем еще следует помнить:

  • Практиковать переключение внимания, используя повышение и понижение громкости и тона голоса, жесты, перемещения по классу;
  • Делать паузы и давать микровыводы, чтобы аудитория успевала за мыслью и ей была понятна ваша логика.

Сделать лекцию еще интереснее: методы и приемы

Основной материал лекции собран и структурирован, можно ли еще как-то улучшить урок? Конечно! Самое время добавить фишки, которые будут держать интерес учеников и помогать вам лучше взаимодействовать с аудиторией. Если блоки информации будут преподнесены ученикам в различных форматах, дети точно не заскучают.

Вот лишь краткий перечень того, как можно изложить необходимый материал, чтобы получился интересный урок в школе:

Метафора

Подойдет, когда вы хотите эмоционально погрузить слушателей в материал, помочь им с помощью образов понять и прочувствовать суть термина, понятия или положения, о котором вы рассказываете.

Аналогия

То есть обращение к личному опыту аудитории, необходима, чтобы максимально доступно объяснить ученикам материал. Это не универсальный инструмент, так как часто он сильно упрощает информацию лекции, к тому же не у всех слушателей может быть схожий опыт.

Факт к месту

Шутка или анекдот, которые разрядят атмосферу и помогут переключить внимание учеников на другой блок темы или то, что нужно вам.

Дилемма, которая может возникнуть при подготовке: использовать или не использовать вопросы к аудитории, и насколько часто? С одной стороны, это эффективный способ удержать внимание, а с другой — вдруг урок превратится в балаган? Каждый лектор вправе решать для себя этот вопрос сам, главное — помнить об уместности.

5 интересных лекторов, у которых есть чему поучиться

№ 1. Ирина Хакамада

Экономист, спикер, писатель. В своих выступлениях она часто перерабатывает личный опыт в интересную и полезную информацию, поданную очень структурно и понятно. Это помогает создавать образ уверенного человека, который способен влиять на слушателей — а что еще нужно хорошему преподавателю?

№ 2. Дмитрий Быков

Журналист, писатель, учитель литературы. Лекции отмечены очень яркой, экспрессивной подачей информации, которая выражает его собственный взгляд на тему или необычную трактовку классических произведений. Такой творческий подход поможет выделить преподавателя из числа других.

№ 3. Александр Архангельский

Профессор ВШЭ, автор школьных учебников по литературе. Его характеризует сдержанная, академическая подача информации, но материал изложен простым и доступным языком, а четкая логика построения делает его лекции понятными даже ученикам-троечникам.

№ 4. Анна Виленская

Музыковед, композитор и преподаватель. В своих лекциях она смело совмещает классическую музыку и современные популярные песни, показывая общие закономерности и взаимосвязи. Такая свобода прослеживается и в мягкой, дружелюбной подаче: Анна шутит, сама рисует слайды презентаций, что создает атмосферу непринужденной дружеской беседы.

№ 5. Максим Ильяхов

Редактор, лингвист, преподаватель, который ведет блог о написании текстов. Отличительная особенность его лекций — наглядная демонстрация знаний на практике, использование плохих и хороших примеров. Такой подход поможет построить четкое и понятное объяснение и удержать внимание учеников.

В начальной школе детям куда больше хочется играть и смотреть мультики, чем разбирать слова по составу и учить правила арифметики. А что, если это можно совместить? Специалисты рассказывают, как помочь детям учиться с удовольствием.

Ребенок скучает на уроке

Делать открытия вместе

Таким образом ребёнок сам делает открытие и логически приходит к тому, что таблица — это удобно, и её стоит выучить — ведь там уже всё посчитали за него.

Ещё один способ отказаться от скучного заучивания — попытаться найти все возможные ответы самому. Задача учителя в этом случае — задавать правильные наводящие вопросы.

Дети играют с преподавателем

Смешить и смеяться

Там, где не поможет логика и широкий кругозор, спасёт юмор. Например, кроссворды и забавные рифмы хорошо помогают выучить новые слова, а ребусы — их части.

Татьяна Короннова преподаватель младших классов

Позвать на помощь сказочных персонажей

Для своих онлайн-уроков Анна Степаненко готовит игровые презентации и видео. По наблюдениям преподавателя, школьники начинают идентифицировать себя с любимыми героями и благодаря этому легче запоминают новую информацию. Кроме того, им нравится, когда занятие проходит в формате соревнования — так просыпается азарт.

Недавно мы проходили множественное и единственное число у имён существительных. Я сделала из этих заданий маршрут для Человека-паука, на котором нужно было собрать как можно больше монеток. А по математике мы проходили число 9 и отправлялись в путешествие с Колобком. Его нужно было спасти от Лисы, сделав несколько заданий на сложение, вычитание, сравнение, — во всех ответах получалось число 9.

Ребенок отвечает у доски перед учителем

Повторять весело

Татьяна Короннова преподаватель младших классов

Игру можно немного усложнить и поработать над построением фразы и умением давать определение предмету через общее понятие. Например, яблоко — это фрукт, который бывает зелёным и кислым. А персик — это фрукт, который бывает только сладким. Так ребёнок постепенно научится искать как общие признаки, так и различия предметов одной категории.

Больше фантазировать

Если подключить фантазию, то познакомиться со школьными предметами можно уже в дошкольном возрасте. Например, привить интерес к письму. Для этого предложите малышу сочинить и написать записку медвежонку от куклы. Стараться повторить настоящие буквы и слова не обязательно. Каракули на листке бумаги, конечно, не будут иметь смысла, но в голове ребёнок проговорит всё, что хотел бы рассказать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный урок (П.В. Степанов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова)

Школьный урок

Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими уроками? Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания?

Воспитывающими наши уроки становятся тогда.:

.когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность;

.когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах;

.когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.

Как всего этого добиться? Об этом и поговорим.

Делаем урок интересным

Вряд ли это получится сделать у всех учителей в отношении всех своих учеников на всех своих уроках. Надеяться на это - все равно, что верить в сверхспособности Гарри Поттера и Московской электронной школы. А вот сделать многие свои уроки интересными для многих своих учеников - вполне по силам многим учителям.

Но зачем? Что этот интерес дает воспитанию? Ответ прост: если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием приходит на уроки, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель, проводящий такие уроки, становится для этого ребенка значимым взрослым. А такому учителю будет легче влиять на своих воспитанников. К такому учителю дети будут больше прислушиваться. Его требования и просьбы будут восприниматься детьми позитивнее. Ему проще будет побуждать школьников соблюдать нормы поведения и правила учебной дисциплины. Ему проще будет реализовать воспитательные возможности своего учебного предмета. Именно такой учитель сможет предъявлять детям свое поведение, свое отношение к окружающей действительности, свои жизненные принципы в качестве образцов для подражания.

Для того, чтобы сделать свои уроки интереснее и увлекательнее, мы рекомендуем воспользоваться несколькими нехитрыми приемами.

3 Такую игру в свое время использовали в Московской международной школе.

Читайте также: