Как сделать урок интересным от занимательности к мотивации

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Школьники будут хорошо знать предмет, если им интересно его изучать, комфортно общаться с одноклассниками, учителями и вообще находиться в школе. Эксперты Фоксфорда, педагоги и тренеры неформального образования Валерия Гайдамака и Ольга Скобина дали три совета о том, как мотивировать учеников учиться.

1. Используйте эдьютеймент: учеба + развлечение

Обучение через вовлечение. Учитель не принуждает школьника, не давит на него, а заинтересовывает играми, интересными заданиями, иллюстрациями и медиа.

2. Школьники должны знать, для чего им этот урок

3. Стремитесь к самоорганизации в процессе обучения

На этой стадии ребята только знакомятся с предметом и темой, пока внутренняя мотивация не развита, и обучение строится вокруг педагога. Здесь учитель должен дать четкие инструкции и контролировать процесс и результат, использовать элементы эдьютеймента.

Ученики с удовольствием выполняют упражнения и задания, начинают больше интересоваться предметом. Педагог вдохновляет, предлагает поддержку. На этом этапе учитель начинает постепенно передавать ответственность ученикам, проводит дискуссии, дает конструктивную обратную связь, предлагает задания, где нет одного правильного ответа.

Учитель и ученик находятся на равных. Школьники уже готовы начать действовать автономно, но им нужно руководство. Внутренняя мотивация развита, но ребята всё ещё ждут поддержки и заданий от учителя. Здесь педагогу важно давать школьникам самореализовываться: самостоятельно ставить задачи, поддерживать друг друга.

Ребята сами формулируют цели своего обучения, выбирают упражнения на отработку, знают, за какой поддержкой обратиться. Здесь педагог выступает в роли консультанта, подчеркивает самостоятельность учеников, обращается к ним за советом, учит школьников, как проводить дискуссии.

Об авторах пособия: Валерия Гайдамака - организатор работы с молодёжью, педагог, автор проекта профессионального самоопределения для подростков. Ольга Скобина - международный тренер и фасилитатор Ассоциации российских тренеров АРТа.

Бесплатное методическое пособие от экспертов Фоксфорда о том, как мотивировать учеников, заинтересовать их своим предметом, сделать процесс обучения более увлекательным.

• Одним из этапов по формированию
положительной мотивации к учению
является урок. Урок был и остаётся
основным элементом образовательного
процесса. На уроке работают двое – учитель
и ученик, и только правильно
организованная работа может побуждать
ученика учиться.

3. Создание положительной мотивации на уроке

• создание комфортной атмосферы на уроке
за счет вовлечения в деятельность всех
учащихся класса
• создание нестандартных ситуаций на уроке
• демонстрация достижений каждого
учащегося на каждом уроке
• умение создать ситуацию для каждого
учащегося, проявить себя
• умение хвалить любого ученика на каждом
уроке, даже за малые достижения и успехи.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

• Большую роль играет организация
начала урока, где создаются условия для
осознания учеником того, что полезного
и нового он узнает на уроке, где сможет
применить усвоенное, какие
преимущества ему дает усвоение
материала на уроке.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

• 10-й класс: Всем известно, как много
интересных, порою поразительных
научных открытий сделали ученые на
древней египетской земле. Но самым
большим чудом Египта, поражающим
людей еще в древности, были
удивительные искусственные горы–
гробницы древних египетских царей.

6. 10-й класс:

• Путешественникам, плывшим по желтым
водам Нила, всегда бросалась в глаза
резкая грань там, где Нильскую долину с
ее зелеными полями и финиковыми
рощами сменяют горячие пески мертвой
Ливийской пустыни. Еще дальше на
западе видны удивительные горы. Они
правильной формы и тянутся на десятки
километров– от современного города
Каира до Фаюмского оазиса.

7. МОТИВ УЧЕБНО– ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

• Они словно вырастают из песков пустыни–
колоссальные, величественные , подавляющие
человека необычайными размерами и строгостью
очертаний. Стоя у их подножия трудно себе
представить, что эти огромные каменные горы
созданы руками людей. Самые высокие, их
называют “Великими”, возведены в эпоху
Древнего царства неподалеку от города Мемфис,
тогдашней столицы Египта, фараонами Хуфу и
Хафра. Аналогичные формы были использованы
при строительстве знаменитой Вавилонской
башни, о строительстве которой говорится в
библии.

8. Самоконструкция:

• Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня
и на ближайших уроках? /о пирамидах/
• Какие ассоциации возникают у вас со
словом “пирамида”?

9. Дифференцированный подход как средство положительной мотивации к учению

• Дифференцированный подход в обучении
учащихся не является самоцелью, он стал
условием осуществления индивидуальноличностного подхода к обучению
учеников, что приводит к
положительной мотивации учащихся,
возможности их самореализации.

10. Выводы: /мотив учебно– познавательный/

Выводы: /мотив учебно–
познавательный/
• Чтобы достичь положительных
результатов в образовательном процессе,
необходимо вызвать у учащихся
эмоционально– положительную
внутреннюю мотивацию учения, для
чего нужно организовать
познавательную деятельность
школьников. Эффективность
познавательной деятельности зависит
от степени ее мотивации.

11. РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЗАДАЧ

• Обучение математике – это, в первую
очередь, решение задач. Они выступают
как главное средство мотивации
учащихся. Умение решать задачи –
критерий успешности обучения
математике.

12. РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЗАДАЧ

• Существует много факторов ,
способствующий развитию учебной
мотивации учащихся средствами задач.
Одним из них является, фактор
связанный с самой задачей и ее
содержанием, это может быть: новизна,
отражение связи с практикой, отражение
исторического аспекта, занимательность,
нестандартные вопросы.

13. 1.Занимательность:

5класс / урок по теме: “ Сложение
десятичных дробей”
• Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину,
К сожалению, она
Недостаточно точна
Результаты перед вами,
Быстро все исправьте сами:
• 39,4 + 10,1 = 495
97,3 + 9,04 = 10,634
47,03 + 4,8 = 5183
31,26 + 0 = 312,6
3,067 + 2,033 = 51
729,004 + 10 = 729,014

14. 1.Занимательность:

• Занимательность, заложенная в
содержании задачи, особым образом
окрашивает учебный материал, делает
процесс решения более
привлекательным, на которой создается
положительное отношение к предмету.

15. 2.Отражение связи с практикой:

9класс. Комбинаторика.
• Вы пришли в школьную столовую. В меню на обед
предложили вторые блюда и напитки:
• Блюда:
• 1. Пюре с котлетами
2. Рис отварной со шницелем
3. Гречка с окорочками
Напитки:
• 1. Чай с сахаром
2. Компот с сухофруктами
3. Сок яблочный
• Сколькими способами можно получить
обед?

16. 2.ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗИ С ПРАКТИКОЙ:

• Если учащиеся видят в
решаемой задаче возможность
применить полученные знания
на практике, то появляется и
интерес к ее решению.

17. 3. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ В МАТЕМАТИКЕ

• задания, которые нацеливают учащихся
на поиск;
• задания, в которых идет сравнение чеголибо;
• интеллектуально развивающие игры;
• цепочные вычисления (устно);
• проблемные ситуации;
• упражнения с комментированием;
• логические задачи и т.д

18. 4. ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ:

• прием неожиданности (в процессе
изложения нового материала используют
неожиданную для учеников, неизвестную
им информацию, относящуюся к теме);
• прием “провокация” (в процессе
изложения учебного материала вызывают
у учащихся несогласие излагаемым
содержанием для того, чтобы подготовить
потом вывод);

19. 4. ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

• прием экспрессии (при изложении материала
используют различные лексические средства
выразительности: метафора, сравнение, интонация
и громкость голоса, ритм речи и др.. необходимый
материал “бросался в глаза”);
• прием сопоставления “за” и “против” (в процессе
изложения материала дается обзор аргументов и
контраргументов. При этом не делать
окончательных выводов. Учащиеся сами
формулируют вывод, и обосновывают его
правильность);

20. 4. ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ:

• прием, связанный с предложением высказать свое
мнение (при изложении материала и
сформулированного по нему вывода, обращаюсь к
учащимся с вопросами: “А правильно ли это?”, “А вы
как считаете?” и т.п.);
• прием смысловой паузы (в процессе изложения
материала, видя, что внимание рассеивается, можно
сделать паузу длительностью 10 – 15 секунд. Такая
пауза заостряет внимание на сказанных последних
фразах, а главное, акцентрирует школьников на
восприятие последующего за паузой материала).

21. Игровые технологии и ИКТ

К росту положительной мотивации
приводит школьников :
• Применение различных модификаций
деловых игр: имитационных,
операционных, ролевых
• интеллектуально развивающие игры на
поиск логических закономерностей,
загадки, кроссворды, ребусы,
головоломки и т.д. .

22. ИКТ И МОТИВАЦИЯ

• Использование информационных
технологий для активизации
познавательной деятельности на
уроках может происходить на
различных этапах урока и типах
уроков.

23. Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

• при проведении устного счёта
(возможность оперативно предъявлять
задания и корректировать результаты их
выполнения);
• при изучении нового материала
(иллюстрирование разнообразными
наглядными средствами; мотивация
введения нового понятия;
моделирование);

Практика работы показывает, что наиболее
эффективно использование компьютера на уроках
математики:
• при проверке фронтальных
самостоятельных работ (быстрый
контроль результатов);
• при решении задач обучающего
характера (отработка определенных
навыков и умений);
• при организации исследовательской
деятельности учащихся;
• при интегрировании предметов
естественно-математического цикла.

25. Вывод:

• Осознание учащимся своих мотивов в
учебной деятельности позволяет им
лучше понимать, оценивать и принимать
учебную задачу, определять цели работы
на уроке и во внеурочное время. Наличие
устойчивого интереса к изучению
математики способствует осознанному
усвоению математических знаний,
умений, навыков.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7Мет

№ слайда 1

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математикииз опыта работыучителя математики г. НевинномысскI квалификационной категорииШиряевой Галины Алексеевны

“Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” З. ФрейдМотивация – важнейш

№ слайда 2

“Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” З. ФрейдМотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Главнейшей задачей, которая состоит передо мной – это “личностно-мотивированное

№ слайда 3

Главнейшей задачей, которая состоит передо мной – это “личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика” (критерий технологичности процесса обучения). В основу данной систем положены следующие принципы: принцип воспитующего обучения – я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность; принцип ориентации на зону ближайшего развития – заменить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше; принцип ориентации на успех – каждый ученик имеет право быть умным на уроке; учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок; принцип диалогичности и сотрудничества – предполагает изменение моих функций. Я рядом с учениками, и мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам.

Строго придерживаясь данной декларации, я даю возможность ученикам-“звездочкам”

№ слайда 4

Строго придерживаясь данной декларации, я даю возможность ученикам-“звездочкам” двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, умение рефлексировать.Каждая выращенная мною “звездочка” поведет за собой других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстанет, надо вовремя, оперативно прийти на помощь, а также организовать работу в парах. Никогда нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех: подготовил самостоятельно теоретический материал – покажи; нашел другой способ доказательства – поделись; предложил оригинальный метод решения задачи – все улыбки тебе. Таким образом, строится система: значимость – компетентность – добытые знания.

“Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует разв

№ слайда 5

“Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции” (Выгодский Л.С.). Таким образом, получается, что каждый ученик “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда ученик переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна моя интуитивность и эмпатия. Ребенок сделал выбор, а моя задача- помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить ребенку в свою неповторимость, в свои возможности.

Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес”

№ слайда 6

Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации.Если рассматривать все обучение в виде цепочки: (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными

№ слайда 7

Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. “Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию” (Л.В. Занков).

Тема “Подобие фигур”. Материал я разбила по следующим ступеням: I ступень – учен

№ слайда 8

Тема “Подобие фигур”. Материал я разбила по следующим ступеням: I ступень – ученик должен понять, что такое подобие, гомотетия, как связана гомотетия с равенством и симметрией относительно точек к=2, к=1, к= -1…, научиться построению фигур. Далее необходимо выполнить творческое задание “Фигура моей фантазии”. II ступень – научиться доказывать подобие треугольников. III ступень – научиться решать задачи, составляя пропорции. На этом обязательный уровень заканчивается, кто его осилит, пойдет выше – к дополнительному материалу и нетрадиционным, комбинированным задачам.Тема “Преобразование фигур”. Урок проводится в виде выставки работ учеников, накопленных за годы. Эта выставка настолько поражает воображение, что все прекрасно начинают разбираться во всех видах движения и, конечно, вычерчивают свои, так как разбуженное честолюбие, гордость за свой труд – один из сильнейших приемов стимулирования деятельности учащихся. Сконструируй, сделай что-нибудь необыкновенное, и это будет храниться, служить будущим ученикам.

Интересно, если учитель использует не только материал учебника, по которому зани

№ слайда 9

Интересно, если учитель использует не только материал учебника, по которому занимаются дети, но и занимательный материал, значимый для ученика, а так же много значит наглядность материала.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях м

№ слайда 10

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса. Ведь, прежде всего, целью математического образования является культурное развитие учащихся. Надо научить детей ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе “человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным”. Тема “Последовательности” приобретает совершенно другое качество после лекции, в которую включен материал о завещании Франклина потомкам, о легенде о шахматах, о глупом купце и, конечно же, “о пирамидах”, которые рано или поздно рушатся.


№ слайда 11

Проект (1 месяц) по информатики и математики 11 класс

№ слайда 12

Проект (1 месяц) по информатики и математики 11 класс

Величайшая личность истории Петр I считал математику одной из важнейших дисципли

№ слайда 13

Величайшая личность истории Петр I считал математику одной из важнейших дисциплин. 14 января 1701 года Петр I издал Указ об учреждении первого русского государственного светского учебного заведения, которым стала знаменитая Московская математико-навигацкая школа.С помощью исторического материала “Математическое образование в Петровскую эпоху” (Газета “Математика” №11, 2003 год) ребятам можно показать, какую уникальную роль сыграла математика в жизни Петра I. И образование М.В.Ломоносова началось с “Арифметики” Магницкого, он назвал ее “вратами своей учености”.

Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих моти

№ слайда 14

Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это, конечно же, метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.

Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных,

№ слайда 15

Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки.

Интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь.

№ слайда 16

Интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь.

Пятиклассникам очень важно занять достойное положение в коллективе – это ведущий

№ слайда 17

Пятиклассникам очень важно занять достойное положение в коллективе – это ведущий мотив поведения младшего подростка, и поэтому с ним надо организовывать как можно больше коллективных дел, игровых моментов, причем для них важны даже не сами игровые действия, более значим результат игры. Мы вместе с девятиклассниками изготовили для 5-6 классов игру “Математическое ралли”. Проходя путь от старта до финиша, ребята решают задачи, отвечают на вопросы. В этой игре задания варьируются так, чтобы каждый испытал чувство успеха, чтобы каждый понимал, что без знаний не обойтись, и очень приятно видеть, как играющие помогают друг другу. А вот у старших подростков появляются другие потребности – быть популярным, ему важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого.

Волевые методы мотивации и стимулирования. Компоненты данных методов:информирова

№ слайда 18

Волевые методы мотивации и стимулирования. Компоненты данных методов:информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения,познавательные затруднения,самооценка и коррекция своей деятельности,рефлексия поведения,прогнозирование будущей жизнедеятельности.Волевая мотивация является стержнем личности. К нему “стягиваются” такие ее свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества. И все это проявляется через самостоятельную учебную деятельность. Она имеет не только учебное, но и личностное, и общественное значение. Это организуемая самим школьником в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на уроке и в ходе домашней самоподготовки.

Нельзя не сказать о стимулирующем оценивании знаний. Это, конечно же, накопитель

№ слайда 19

Нельзя не сказать о стимулирующем оценивании знаний. Это, конечно же, накопительная система оценивания. Интересной является также балльно-рейтинговая система оценивания. Для наглядной агитации в классе висят диаграммы результативности учащихся, в данном случае оценка пересчитывается в баллах. Ну и так называемая “промежуточная оценка”, по-иному завышенная оценка, то есть ученик уже знает более, чем на “4”, но еще не на “5”, и я начинаю ставить ему “5” за любой успех. Срабатывает потрясающе, так как редко кто отказывается от такой перспективы. Аналогично от тройки к четверке. Важно только, чтобы ребенок доверял нам, а мы верили в него.

Мое личное убеждение заключается в том, что “математика ум в порядок приводит”.

№ слайда 20

Мое личное убеждение заключается в том, что “математика ум в порядок приводит”. Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову светлой, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом учеников.“Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием”. Вот так и для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом учит математику.

Ребенок устал

Родителям, которые действительно заботятся о том, чтобы их ребенок успешно учился, надо понимать, что помимо практических знаний и умений (считать, писать, рисовать, логически мыслить) у будущего школьника должна быть сформирована мотивация к учению (стремление и желание учиться). Только тогда эти знания будут успешно использоваться ребенком в школе. Однако формирование мотивации - достаточно трудная задача для взрослых, так как требует применения постоянных усилий и поиска различных способов. Хорошо, что современные родители обеспокоены тем, что у детей отсутствует интерес к получению знаний, и хотят знать, как мотивировать их к учебе. Для получения информации можно обратиться к самым разным источникам, но целесообразнее использовать советы психологов. Психологи подчеркивают, что сильным стимулирующим средством всегда является деятельность, которая интересует человека и является для него основной. Для детишек - это игра, с помощью которой можно значительно повысить учебную мотивацию и сформировать необходимые учебные мотивы.

Формируем учебные мотивы

С чем связана мотивация игры младшего школьника и как сформировать желание учиться? Отвечая на эти вопросы родителей, психологи утверждают, что нужно развивать главные учебные навыки у детей. Именно они формируют стремление к получению новых знаний, умение учиться:

Общение родителей с детьми

  1. Овладение учебной деятельностью: слышать указания педагога, понимать поставленную задачу, искать пути ее выполнения, выполнять самоконтроль и самооценку.
  2. Ориентировка на школьные требования: осознанно следовать правилам поведения в школе, адекватно относиться к замечаниям, дома самостоятельно готовиться к школе (собирать портфель, следовать расписанию, выполнять домашние задания).
  3. Поиск необходимой информации в учебниках, энциклопедиях, умение анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания, выполнять задания по образцу, сравнивать свои результаты с образцом.
  4. Коммуникативное общение: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, излагать свои мысли, вступать в диалог, управлять своими эмоциями.
  5. Стремиться к успеху в учебной деятельности: прилагать волевые усилия для достижения цели, желание получать хорошие отметки, похвалу взрослых, адекватно оценивать собственные школьные успехи и успехи одноклассников,

Важно: в формировании мотивации школьника большую роль играет семья, так как мотивационная готовность развивается задолго до того, как ребенок пойдет в школу. Родителям необходимо использовать всевозможные способы и методы, чтобы научить свое чадо учиться.

Игры и упражнения на мотивацию к учебе

Народные игры

Какие игры на мотивацию предлагают психологи для домашнего использования? Главное требование к отбору таких игр - их доступность, простота и увлекательность. В большей мере таким характеристикам соответствуют народные игры - забавы.

"Черный с белым не берите, да и нет не говорите!"

В игре развиваются умения детей действовать по правилам, формируется произвольность действий, самоконтроль. Хороша тем, что играть можно в любой ситуации: в перерыве между занятиями, во время прогулки, поездки, за вечерним досугом. Взрослый вовлекает ребенка в диалог на школьную тему, но вначале обговариваются правила, выраженные в названии игры: не говорить да и нет, не называть черный и белый цвета. Например:

  • Тебе нравится учиться?
  • Какого цвета твой портфель?
  • У тебя есть друзья в школе?
  • Твои туфли черные?
  • Какого цвета твоя школьная рубашка?
  • Ты любишь читать?
  • Ты любишь получать пятерки?

Вопросы нужно задавать быстро, чтобы научить школьника произвольно удерживать их в памяти, контролировать свой ответ.

Для интереса можно ввести фанты, как элемент игры: за каждую ошибку ребенок отдает какой-либо предмет, а потом "выкупает" фанты.

"Камень, ножницы, бумага"

Игра - камень, ножницы, бумага

Популярная игра руками развивает произвольное внимание, умение логически мыслить, учит самоконтролю. Играть можно вдвоем или нескольким участникам, например, во время семейного досуга. Правила игры просты, их легко запоминает любой ребёнок. Все участники произносят считалку, качая кулачками: "Камень, ножницы, бумага, раз - два - три! Цу - е - фа!" По окончанию считалки каждый игрок выбрасывает вперед какой-либо знак: камень (кулак), ножницы (указательный и средний пальцы), бумага (ладонь).

  1. Камень сильнее ножниц, потому что затупляет их.
  2. Бумага сильнее камня, так как накрывает его.
  3. Ножницы сильнее бумаги, могут резать ее.
  4. Одинаковый знак у всех игроков означает ничью.

"Мы сидели на балконе. "

Народные игры на мотивацию популярны среди детей разных поколений, в них забавлялись еще наши бабушки. При помощи подобных игр у детей развивается произвольность движений, так как нужно внимательно следить за движениями партнера и синхронно их повторять, повышается самоконтроль. Правило простое: ритмично произносить слова и хлопать в такт ладошками о ладони партнера (прямо и наперекрест), постепенно нарастая темп. Закончив считалочку, игроки замирают, но при этом можно строить "рожицы", чтобы рассмешить партнера и выиграть:

Кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе,
Чай пили, блюдца били,
По-турецки говорили:
Чаби, чаляби,
Чаляби, чаби-чаби!
Мы набрали в рот воды
И сказали всем - замри!
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб - хлоп!

Дидактические игры и упражнения на мотивацию

Очень полезны для интереса к учебе развивающие игры и упражнения. Их довольно легко проводить в домашней обстановке, главное, они должны быть понятны и интересны детям. С их помощью развиваются коммуникативные навыки, положительное отношение к учебе. Дидактические игры хорошо подойдут для первоклашек в адаптационный период.

"Вагончики"

Вагончики

Упражнение поможет развить логическое мышление и самоконтроль. Для домашнего использования можно использовать картинки из любого тематического лото, например, "Посуда", "Одежда", "Школьные принадлежности" и подобное. Интереснее, если в игре примет участие несколько игроков, поэтому можно играть по вечерам, во время семейного досуга. Каждому выдается по пять картинок - вагончиков, с помощью которых строится поезд на основе логических связей: ведущий выкладывает первую картинку, например, альбом, следующий игрок ищет у себя и прикладывает картинку с карандашами. Почему? (Рисование). Следующий участник кладет картинку с изображением ластика, затем прикладывается изображение ножниц и т. д.

"Я начинаю, а ты заканчивай. "

Для понимания игровой задачи и развития самоконтроля подойдет словесная игра с предложениями. Упражнять первоклашек в построении предложений полезно для подготовки их к учебному процессу. Для поддержания интереса используется мяч: ведущий бросает мяч игроку с началом предложения, а тот возвращает с окончанием. Например, "Летом тепло, а зимой. Малыши ходят в детсад, а школьники. На улице бегают, а в школе. На перемене можно играть, а на уроке. В бассейне купаются, а на катке. ". Когда дети научатся быстро составлять предложение, можно поменяться ролями: начинает ребенок, взрослый продолжает.

"Птичка, или не зевай, птичку на дерево сажай!"

Познавательная игра на самоконтроль и для развития мотивации учащихся . В игре лучше принимать участие всей семье или нескольким детям, тогда она пройдет интереснее. Ведущий напоминает названия деревья и предлагает игрокам выбрать дерево по интересу: клен, березу, ель, пальму. Для увлекательности игры игроки припасают фанты (мелкие предметы). Ведущий начинает игру словами: "Птичка прилетела и села на березу". Игрок, выбравший березу, должен быстро сориентироваться и "пересадить птичку на другое дерево": "На березе не сидела, а улетела на пальму". Кто замешкается, отдает фант. Главное - быть внимательным и следить за ходом игры. В конце игры фанты разыгрываются с помощью веселых заданий. Поощрительным призом награждается победитель.

"Выложи фигуру"

Ракета из счетных палочек

Упражнение полезно для повышения самоконтроля. Взрослый готовит фигуру из счетных палочек, предлагая ребенку рассмотреть ее и запомнить изображение. Потом накрывает фигуру и предлагает выложить такую же. Фигуры могут быть самые разные, от простой (домик, снежинка, елочка) до сложного узора. Все зависит от подготовки школьника и его индивидуальных особенностей. Затем игроки меняются ролями, ребенок задает фигуру, а взрослый копирует ее.

"Стань хорошим первоклассником!"

Упражнение тренирует дошколят или первоклашек в собирании и разбирании портфеля, что помогает развитию мотивации. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть школьные принадлежности: ручка, учебник, игрушка, тетрадь, пенал, карандаши, тарелка, ключ и т. д. Ребёнок должен сам отобрать предметы для школы и аккуратно сложить в портфель. Для поддержания интереса можно ввести соревновательный элемент (отсчитываем до 10, замеряем времени на будильнике) и загадки:

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог (ранец).

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души (пенал).

Я пишу на строчке
Палочки, крючочки,
Буду буквы я писать.
Это ведь моя (тетрадь).

В белом поле, по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет синий след (ручка).

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (книга).

Коммуникативные игры

Дети должны общаться

Игры на общение очень полезны будущему школьнику, так как учат работать в коллективе, понимать других людей, оказывать поддержку и сопереживать. В домашнем воспитании они помогут родителям больше общаться с детьми, вызывать их на доверительные беседы.

"Змейка"

Подобные игры на мотивацию подходят для семейного досуга на природе, в большом пространстве, предполагает максимальное количество участников. Ведущий предлагает всем игрокам встать цепочкой, положив руки на плечи впереди стоящего и проложив воздушный шарик между его спиной и своим животом. Нельзя дотрагиваться до шарика руками! Правило простое: не уронив шарики и не опустив руки дойти до цели, например, до флажка. Разнообразить игру и сделать ее более увлекательной можно интересными заданиями: пройти между флажками, перешагнуть через препятствия (кубики), соревновательными мотивами: создать две команды. Игра может прерываться, потому что обязательно найдется игрок, уронивший шарик или нарушивший правило. Тогда игрок выбывает, а остальные продолжают путь. Выигрывают те ребята, которые дошли до цели.

"Поймай свой хвост, сороконожка"

Подобно предыдущей игре, это упражнение помогает развивать коммуникативные навыки, снять напряженность, учит взаимодействию друг с другом. Участники встают цепочкой и кладут руки на плечи впереди стоящему. Первый игрок - голова сороконожки, остальные - тело, последний игрок - хвост. Интересно выполнять движения под веселую музыку. "Голова" должна поймать "хвост", который постоянно уворачивается. Как только первый участник поймал последнего, тот становится "головой". Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают "хвостом".

Игра предполагает участие как двух человек, так и нескольких участников. Взрослый готовит к развлечению спокойную музыку. Игроки разбиваются парами: один - "путник", другой - его "тень". Под музыку путник выполняет различные движения, а тень повторяет все его действия. Интересны будут неожиданные движения путника: резкие повороты, приседания, наклоны и т. д. Игра направлена на развитие умения работать в паре и понимать другого, поэтому может не быть победителей. Однако, если участников достаточно, побеждает та пара, которая лучше всех выполнила синхронные движения.

Упражнения на мотивацию для произвольности действий

"Рисуем цифрами и буквами"

Тренировка произвольности действий и самоконтроля. Взрослый подбирает картинки с цифровым или буквенным изображением предметов: человечки, кораблик, букет цветов, посуда. Ребенок должен внимательно рассмотреть картинки и воспроизвести их. Подобная игра помогает решить сразу несколько задач для первоклашек: закрепить написание букв и цифр, умение их увидеть в разных ситуациях, проконтролировать правильность выполнения.

"Графический диктант"

Упражнение в рисовании по клеточкам хорошо подходит для развития самоконтроля, произвольности действий, может быть полезно в работе по формированию мотивации учения. Правила знакомы детям, так как часто упражнение часто проводится при подготовке к школе и развития моторики. Диктант проводится на клетчатой бумаге. Взрослый называет количество клеточек и направление движений, ошибиться нельзя, так как рисунок может не получиться. Есть много пособий для подобной тренировки школьника, но можно составлять свои рисунки и узоры. Более увлекательной игра получится, если предварительно взрослый загадает загадку, а отгадкой станет рисунок. Например, "Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (верблюд)". "Узнать его нам просто, узнать его легко: высокого он роста и видит далеко (жираф)". "Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище (кот)".

"Раскрась и зачеркни фигурки"

Подобные кропотливые упражнения на мотивациюпомогает школьнику научиться контролировать себя при выполнении монотонного задания. Ребенку предлагается закрасит цветными карандашами геометрические фигурки в виде елочек, домиков, мячиков. Для развития игры и поддержания интереса после раскрашивания можно предложить зачеркнуть все елочки или только елочку и домик.

Важно: заботливые родители, понимая важность формирования у детей желания учиться, смогут всегда увлечь свое чадо новыми знаниями, развить стремление к их получению. Главное, чтобы родители сами стали примером для ребенка в проявлении удовольствия от своей деятельности, умении в достижении целей, стремлении к успеху.

Читайте также: