Как сделать урок чтения в 1 классе интересным

Обновлено: 08.07.2024

Формировать стремление как можно лучше освоить навык чтения, стать активным читателем, прививать такие навыки как любознательность, стремление к изучению нового. Обогащать читательский опыт учащихся, учить кратко характеризовать героев произведений. Развивать познавательную активность, сообразительность младших школьников. Воспитывать чувство дружбы, взаимоуважения.

Оборудование.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний учащихся.

-Сегодня неуклюжий Винни, который так любит сочинять стихи и песинки, со своими друзьями Пятачком и осликом Иа будут помогать нам на уроке.

III Изложение темы урока.

-Наши герои решили отгадать загадки, но у них не получилось, давайте им поможем.

Слайд 2 Дети читают загадки, отгадывают их, объясняют свои ответы.

Стоит копна посреди двора, спереди - вилы, сзади – метла. (Корова.)

Золотая голова велика, тяжела,

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква.)

Чтоб здоровье было лучше,

Пух роняя в сосняке,

Кувыркаюсь я на сучьях,

Как гимнаст на турнике .(Тетерев.)

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!(Снегирь.)

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище,

Лишь потом отправит в рот.

А чистюля тот - . (Енот.)

Слайд 3 Ребята проверяют себя.

-Посмотрите, как интересно наши друзья расположили картинки-отгадки. Попробуйте определить, что за слово здесь спряталось?

(Первая буква каждого слова является частью ключевого.)

Слайд 4. Ребята проверяют себя.

-Сегодня на уроке мы поговорим о тексте.

IV Работа по теме урока.

-Вспомните, из чего состоит текст. (Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и выражает законченную мысль.)

1.Чтение текста по цепочке.

-Сколько предложений в этом тексте?

-Прочитайте предложение, в котором говорится, о ком пойдет речь в тексте.

-Прочитайте предложение, в котором говорится о характере главного героя.

-Какими качествами обладает Жучка?

-Почему Жучка выпустила свою кость?

-Чему нас учит этот рассказ?

-Найдите в тексте подтверждение своих слов. Зачитайте.

2. Работа над выразительным чтением.

-Из каких предложений состоит этот текст? (Из повествовательных.)

-Как нужно читать повествовательные предложения?

-Прочитайте текст про себя, подумайте какие слова нужно выделять голосом, чтобы слушателям была понятна мысль автора рассказа.

V Физминутка.

VI Игра. Кто быстрее соберет пословицу?

-Наши друзья тоже слушали рассказ Л.Н. Толстого. А Винни-Пух даже подобрал пословицу к тексту, но слова у него рассыпались. Помогите ему вспомнить, что за пословица была?

Слайд 7 Проверь себя.

-Как вы думаете, почему так говорят?

VII Обобщение темы урока.

-Мы сегодня говорили о тексте.

- Из чего состоит текст?

-Для чего тексту нужен заголовок?

-Для чего нужно выразительно читать?

-Посмотрите на выставку книг. Здесь вы увидите много сказок. Рассказы, которые Л.Н. Написал для детей. А также сказка о героях, которые нам сегодня помогали работать. Сегодня мы пойдем в школьную библиотеку и вы сможете выбрать книги для чтения.

VIII Итоги урока.

-Что вам особенно понравилось на уроке?

-Какие произведения вы хотели бы прочитать?


Слайд 1


Слайд 2

ди а з ,с ы л ви ди е р пе с , ра о Че в д рн и д ок К е р р ры с а о с п н И а огр лый н з п и , уд мо ко п р т ы й , и ию й а на Н Сто тла. л т й : еб е дё е м ж о т п – итс я ро т - С студ я он а, т ь к ы пе и ну Т л р ут вы я ве дох к е а а от к т м сн ш в ут! его о а о л к м в ь го ло л о т ая г о т о ая . а, л к Зо лот гла ели у, е о в л З и а ищ , в р п п ло . е ю щ а о Чт Г нк во чи т в с е лу об то по ави к ч ла р П у чш з д е р бы отп о е х в ро Ку р , а т м о вь . ое б он ото Ка вы н М о е т п к рк яя о т б ь т ги а в Ч ш ы я ло и мн юс со л Л т. тю ас ь я сня ро чис т к н а н а е, А ту суч рн ь ик ях, е.


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5

Жучка Несла Жучка кость через мост. Глядит, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Полный текст материала Урок литературного чтения "Как интересно устроен текст!" 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Автор: Колиух Олеся Константиновна

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

Цель: популяризация инновационных идей и авторских находок в сфере развития читательской грамотности.

Задачи:

1) формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме;

2) развитие педагогического мышления;

3) создание условий для достижения нового качества образования через модернизацию учебно-воспитательного процесса путем развития профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять развитие читательской грамотности в изменяющихся условиях и применительно к различным ситуациям.

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами и для них без участия детей;

Ход мастер – класса:

Слайд 1.

Мы здесь собрались ведь непросто,

Нам важно тему обсудить,

Чтобы добиться в жизни роста,

Профессию свою любить.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

В современном мире инноваций, в условиях информационной глобализации наблюдается устрашающая тенденция – ослабление интереса к чтению, утрата его исключительной роли, но такое положение грозит большим социальным риском. Без чтения невозможно приобщение ребенка к многонациональной культуре, которая включает весь комплекс духовных, материальных и интеллектуальных черт общества.

Слайд 2.

В условиях школьного образования эта проблема приобретает еще более острый характер. Необходима серьезная работа, направленная на пробуждение интереса к книге и к чтению. Ведь именно книга первая открывает ребенку мир, учит сопереживать, сострадать, радоваться, а задача педагога – пробудить, воспитать, укрепить в неокрепшей душе эту драгоценную способность. Важно приобщить каждого ребенка к чтению, наделяя его одними из ведущих компетенций функциональной грамотности, развивая читательскую грамотность.

Слайд 3.

Читательская грамотность как совокупность значимых умений и навыков, включает в себя:

  • потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования и саморазвития;
  • готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
  • способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях, то есть понятийному и смысловому чтению.

Существует много методов и приемов развития читательской грамотности, но современная жизнь заставляет искать новые способы привлечения детей к осознанному, продуктивному чтению. Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для учителя – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.

Слайд 4.

Слайд 5.

  • Для вас подборка интересных фактов о книгах и чтении.

- В чем польза чтения? Почему многие люди продолжают читать, ведь не только для того чтобы расслабиться, отдохнуть, или просто занять свободное время?

Польза чтения книг очевидна.

Скорая литературная помощь от А до Я". Безусловно, это книжка-шутка. Но она написана с такой любовью к литературе, что если бы наши библиотекари также рассказывали читателям о книгах, то очередь в эти учреждения стояла бы, как на выставку Серова, будьте уверены!

  • Всего 30 минут чтения в день продлевают жизнь.

Чтение книг оказалось довольно действенным инструментом повышения продолжительности жизни – выяснили ученые из Соединенных Штатов Америки, сделавшие такие выводы по итогам многолетнего исследования с большим количеством участников.

Факты о чтении:

Слайд 6.

Следующая рубрика нашей программы

1. Что такое технология? (Последовательность этапов работы).

3. Что может быть продуктом чтения?

4. А какой результат может быть у чтения? (Понимание смысла прочитанного).

Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.

5. Что же является вторым результатом чтения?

(Восприятие прочитанного текста)

Восприятие – это включение человека в чтение.

6.А что значит включиться в чтение?

Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев,

Читаем – и переживаем,

Читаем - участвуем в действии.

Читаем – задумываемся над содержанием,

Читаем – предполагаем конец истории,

Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,

Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.

Слайд 7.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Слайд 8.

Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс:

  • работа с текстом до чтения;
  • работа с текстом во время чтения;
  • работа с текстом после чтения.

Слайд 9.

Слайд со страницами журналов.

Сейчас прошу обратить ваше внимание на экран.

-Какие ассоциации вызывают у вас эти иллюстрации? Что это?

- Журналы для кого?

- Какую информацию вы сможете получить из этих журналов?

- Нужна ли эта информация?

- Где она сможет пригодиться?

- Поднимите руки, кому захотелось полистать эти журналы.

На какие две группы можно разделить эти журналы? (спорт и путешествия)

И сейчас я попросила бы детей определить, какая из этих тем им ближе и занять место за нужным столом. С этого момента фокус-группы приступили к работе.

На белом листе бумаги рисую черную точку. Задаю вопросы:

- Что вы видите? (черную точку).

- Верного ответа, к сожалению, нет. А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта черная точка.

Разгадка, (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

  1. этап. Работа с текстом до чтения.

Цель - прогнозирование будущего чтения

(предвосхищение, предугадывание, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста)

- Предположите, о чём этот текст по иллюстрациям.

Знакомимся с текстом.

Одно дерево очень страдало из-за того, что оно маленькое, кривое и уродливое. Все остальные деревья по соседству были намного выше и красивее. Дереву очень хотелось стать таким же, как они, чтобы его ветви красиво развевались на ветру.

Но дерево росло на склоне скалы. Его корни вцепились в небольшой кусочек почвы, скопившейся в расщелине между камнями. В его ветвях шумел ледяной ветер. Солнце его освещало лишь с утра, а после полудня скрывалось за скалой, даря свой свет другим деревьям, растущим ниже по склону. Дереву просто невозможно было вырасти больше, и оно проклинало свою несчастную судьбу.

Но однажды утром, когда его осветили первые лучи солнца, оно взглянуло на расстилавшуюся внизу долину и поняло, что жизнь не так уж и плоха. Перед ним открывался великолепный вид. Ни одно из деревьев, растущих ниже, не могло увидеть и десятой доли этой чудесной панорамы.

Выступ скалы защищал его от снега и льда. Без своего кривого ствола, узловатых и крепких сучьев дерево просто не смогло бы выжить в этом месте. Оно имело свой неповторимый стиль и занимало своё место. Оно было уникальным.

- Мы прочитали текст. О чем он, какова его тема?

- Какое настроение он передает?

- Меняется ли настроение в тексте?

- Давайте проверим наши предположения, составив эмоциональную партитуру.

Эмоциональное – яркое проявление эмоций; эмоции могут быть положительными и отрицательными.

Партитура – это нотная запись для многоголосного произведения.

Эмоциональная партитура – распределение текста по эмоциональным сферам с целью выявления настроения текста с последующим выходом на концепцию. Помогает определить кульминацию.

Вступление – передает страдания дерева,

Кульминация – чувство удивления,

Развязка – радость открытия.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста Слайд 10.

Эффективным приемом осознания прочитанного является

На гранях кубика написаны начала вопросов:

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

III этап. Работа с текстом после чтения.

На белом листе бумаги многие увидели черную точку, хотя белый лист бумаги был так огромен, больше, чем черная точка.

Вот так и в жизни – мы видим первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы сразу видят белый лист бумаги…

Слайд 11.

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Коллеги! Я не понаслышке знаю,
Что добрый труд бывает наш порою сложным,
Но знаю я и то, что без него нам
Прожить сегодня было б невозможно.
Учитель – три слога.
Не так уж и много,
А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать!
Уменье дерзать!
Уменье работе себя отдавать!
Уменье учить!
Уменье творить!
Уменье детей беззаветно любить!
Учитель – три слога.
Но как это много!
И это призванье дано нам от Бога!

Список используемой литературы:

2. Бородина, В.А. Чтение - только начало. Творчество жизни - вот цель! / В.А. Бородина // Школьная библиотека. - № 9 - 10. - 2011. - с.134-139.

4. Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол – М.: АРКТИ, 2012. – 56 с.

5. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2013. – № 1. – с. 11–18.

Тезисы к мастер – классу Колиух Олеси Константиновны

В современном мире инноваций, в условиях информационной глобализации наблюдается устрашающая тенденция – ослабление интереса к чтению, утрата его исключительной роли. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения невозможна интеграция ребенка в многонациональную культуру, которая включает весь комплекс духовных, материальных и интеллектуальных черт общества.

В условиях школьного образования эта проблема приобретает еще более острый характер. Необходима серьезная работа, направленная на пробуждение интереса к книге и к чтению. Именно книга первая открывает ребенку мир, учит сопереживать, сострадать, радоваться, а задача педагога – пробудить, воспитать, укрепить в неокрепшей душе эту драгоценную способность. Необходимо приобщить каждого ребенка к чтению, наделяя его одной из ведущих компетенций функциональной грамотности – читательской.

Читательская грамотность как совокупность значимых умений и навыков, включает в себя: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования и саморазвития; готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях, то есть понятийному и смысловому чтению.

Существует много методов и приемов развития читательской грамотности, но современная жизнь заставляет искать новые способы привлечения детей к осознанному, продуктивному чтению. Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для учителя – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.

Целью мастер – класса является популяризация инновационных идей и авторских находок в сфере развития читательской грамотности.

1) формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме;

2) развитие педагогического мышления;

3) создание условий для достижения нового качества образования через модернизацию учебно-воспитательного процесса путем развития профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять развитие читательской грамотности в изменяющихся условиях и применительно к различным ситуациям.

Данный формат позволит вызвать живой интерес к технологии продуктивного чтения и стать активным участником проводимого мастер – класса.

Обучение чтению в 1 классе

Как научить ребёнка

Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.

Обучение чтению в 1 классе

Техника чтения

В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.

Что такое техника чтения - понятие

Причины медленной скорости чтения

  • Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
  • Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
  • Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
  • Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
  • Отсутствие заинтересованности к чтению.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги – и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?

  • Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше – с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
  • Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
  • Дислексия – серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам – дефектологу и логопеду.

Полезные советы для родителей

Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.

Надо ли учить до школы

Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:

  1. Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
  2. Совет №2. Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
  3. Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
  4. Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
  5. Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
  6. Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
  7. Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
  8. Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.

Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.

Занятия

Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.

Девочка читает игрушкам

Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.

Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.

Нельзя наказывать школьника

Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.

Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.

Таблицы Шульте - инструкция

Таблица Шульте

Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.


Вы прочитали статью о том, как научить ребёнка быстро читать. Но помните: какой бы вариант занятий вы ни выбрали, самое главное, что должны понимать родители – привить у детей любовь к книгам можно только собственным примером. Читайте сами, обсуждайте интересные книги за семейным ужином, посещайте всей семьёй библиотеку, и ваш ребёнок не просто научится бегло читать, но и будет делать это с удовольствием.

1. Сравнить с зарубежной литературой

Даже по памяти я могу сказать, каких авторов зарубежной литературы по школьной программе проходят в 9-м, 10-м, 11-м классах. В девятом — Шекспира, Данте и Гете. В десятом классе их вообще нет: там русская литература XIX века, не до этого! В одиннадцатом — Хемингуэй, Гессе, Ремарк, может быть, Маркес или Лондон. Это катастрофически мало! Средний ученик выходит из школы с дыркой вместо знаний в этой сфере, если не читает самостоятельно.

По моему глубокому убеждению, преподавать русскую литературу без связки с зарубежной — это преступление. Не видеть и не показывать ученикам все взаимосвязи, причинно-следственные ниточки, не рассказать, как тексты Европы и позже Америки, отчасти Востока, влияли на нашу литературу — значит создавать у них ощущение, что Россия и ее культурный процесс словно висел в воздухе и питался творческой энергией из космоса. Но это не так!

Россия всегда была и будет в прочной связи с миром. Об этом важно говорить на уроках, показывать, на каких авторах формировались наши писатели и кого читали сами.

Пушкин очень любил произведения Гомера, причем в переводе на французский! Читал Плутарха, Дидро и Руссо. Лермонтов в юности зачитывался Байроном.

Если вы преподаете литературу, попробуйте акцентировать внимание учеников на том, какие произведения читал писатель и на каких книгах он рос. Это добавит в ваши уроки массу новых тем и обсуждений.


Если задаться целью, то такие литературные параллели можно найти у многих авторов и произведений. Это ни хорошо, ни плохо, это просто факт: авторы разных стран обогащали друг друга. Русская литература тоже стала питательной почвой для многих зарубежных авторов — и это прекрасно. Предложите ученикам такую литературную игру, и они активно в нее включатся.

2. Привлечь философию

Межпредметность — это то, что дает нырнуть глубже и увидеть взаимосвязи явлений. Возможно, не всегда у учителей литературы есть время на это или компетенции, чтобы говорить с учениками профессионально на языке других дисциплин. Но даже если такой эксперимент провести хотя бы однажды, то ученики задумаются, что не всё так просто и что у всего есть причины и предпосылки.

Кто первым допустил такую мысль? И здесь учитель может создать интерес к первоисточникам: в какой стране всё началось, с кого и в каких работах, почему?

3. Читать писателей-специалистов

Круче быть адвокатом (генетиком, историком, врачом) и писать, чем просто учиться на писателя и писать. Книги узких специалистов интересно читать в рамках межпредметности.

Такой отрывок — отличная возможность начать разговор с учениками о здоровье женщины, о влиянии абортов на репродуктивную функцию, об их медицинском и социальном значении, и позволить каждому высказаться на эту тему. Проблема-то жива до сих пор.

Вы не говорите с учениками на такие темы на уроках литературы? Поверьте, их волнуют откровенные разговоры и они сами. Поэтому такие темы — шанс развернуть интерес к предмету через личную мотивацию и потребности ученика.

4. Разбирать психологию персонажей

Рассказываете, что всего есть 12 акцентуированных типов характера (по Карлу Леонгарду) и сегодня на уроке вы вместе попытаетесь определить тип характера каждого героя пьесы. Интересно? Думаю, что ребята включатся в работу — даже те, кто не читал текст.

Затем предложите каждому ученику определить свой тип: подросток не хочет думать про вымышленных героев, он хочет думать про себя.

Искать ответы на свои вопросы, моделировать ситуации и истории и смотреть, а как бы поступил он.


Что же с сестрами Прозоровыми из пьесы?

Маша: эмотивный тип. Такой человек чрезмерно чувствителен к замечаниям и неудачам, раним, глубоко переживает малейшие неприятности, чаще всего демонстрирует печальное настроение. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. Во-вторых, эмотивы очень исполнительны, имеют сильное чувство долга, обычно бывают хорошими семьянинами.

Ирина: аффективно-экзальтированный тип. У таких людей очень часто меняется настроение, они словоохотливы, влюбчивы, ярко выражают свои эмоции и сильно отвлекаются на внешние события. Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию — не лучшие их черты. Неудачи и горестные события люди этого типа воспринимают трагически, склонны к невротической депрессии.

Литература в отрыве от психологии в принципе непонятна. У них же один предмет исследования: люди и мотивы их поступков и поведения. Стимул, реакция, психологический тип, среда взросления, диагнозы, травмы, типологии — всё это можно встретить в любой книге, и практически никто не говорит с учениками о сюжете и героях языком психологии. Самое время начать.

5. Сделать настольную игру по мотивам романа

Такая совместная работа дает потрясающий эффект.

Игры позволили детально разобраться в сюжетах произведений, в мотивах каждого героя, а для спецходов или карточек пришлось составить глубокие вопросы на знание текста или биографии автора. В конце концов, это было безумно весело.

В итоге мои ученики знают устройство Единого Государства и чем занималось Бюро Хранителей, выучили всех героев и знают, чем закончилась вся история с антиутопией Замятина. Они реально прочитали весь роман — в том числе чтобы создать игру и в нее играть.

6. Устроить на уроке Creative Writing

Креативное письмо — довольно распространенный предмет за рубежом. Он не вызывает ни страха, ни удивления в глазах учеников. Да, школьники и студенты за границей просто пишут на разные темы, потом читают вслух получившиеся и вместе обсуждают. Всё так просто! Но не у нас.

Креативное письмо предполагает свободный полет тем: пиши всё, что считаешь нужным! Поэтому на первые уроки я даю забавные темы, чтобы расписаться, почувствовать творческий процесс и осознать, что рамок нет и никогда не было.

Перед началом я еще останавливаюсь на рассказе о 5 (6) чувствах человека, которые помогают нам писать: звук, слух, вкус, обоняние, зрение (интуиция — факультативно). Всё это понадобится ученику, чтобы сделать свою историю объемной и увлекательной.

Создать героев и сюжет для многих становится большой проблемой, поэтому я даю такие разминочные темы:

Организовать уроки на свежем воздухе в массовой школе может быть непросто, но при желании и усилии всё реально. Я предлагаю ходить гулять на уроках литературы не реже раза в месяц. Поводов масса!

Например, вы изучаете поэзию автора, и она посвящена природе или времени года. Пойдите на улицу с томиком стихов любого поэта! Весна? Гуляем и читаем стихи про весну. Зима? Идем гулять и читаем стихи про зиму, и так далее.

Можно совершать такие прогулки в рамках уроков креативного письма: выходим на охоту за идеями. Каждый ученик должен поймать на улице идею, которую принесет в класс и напишет о ней текст. Получится живо, интересно и по свежим следам.

8. Отдать под литературу целый учебный день

Одного урока литературы (или даже пары) всегда мало. Только начинаешь разбег — и звонок (хотя в нашей школе нет звонков), до свидания, до следующей недели. А если уроков шесть и весь день только литература… Чувствуете разницу?

Раз в четверть можно проводить тематические погружения в предмет и посвящать одной теме весь учебный день (это 4–6 уроков литературы за один день). Это может быть продолжение школьной программы или шаг в новую область, которая вызовет реальный интерес учеников и покажет, что литература сложнее, чем кажется.

Можно посвятить такой день изучению дневников писателей.

Это безумно интересно, ведь дневники — это продолжение жизни автора. В личных текстах он проявляется по-настоящему.

Например, Чехов был по образованию врачом, был точен и краток в своих произведениях — и такой же стиль мы найдем в его дневниках. Можно обратить внимание учеников на то, как точен он был в отношении денег. Это и взрослые не все умеют!

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.


Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 5-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

Читайте также: