Как сделать угловую перспективу

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

УГЛОВОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ НАЗЫВАЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА (ИЛИ ОБЪЕКТА), КОГДА ПЛОСКОСТИ СТЕН РАСПОЛАГАЮТСЯ НЕ ПАРАЛЛЕЛЬНО КАРТИНЕ, А ПОД НЕКОТОРЫМ УГЛОМ К НЕЙ.

Такой вид перспективы широко используется художниками и архитекторами в практической работе.

При построении угловой перспективы интерьера важным вопросом является компоновка чертежа и определение на картине основных ее элементов: линии горизонта h1h,

Главной точки Р , точек отдаления Д и Д1 и угла зрения.

Следовательно, расстояние от картины до зрителя необходимо брать не менее диагонали картины, тогда мы получим допустимый угол 53°.

УГЛОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА ИНТЕРЬЕРА Задача 22

На картине заданного ранее размера изобразить угловую перспективу интерьера.

Начертим на картине линию горизонта .Линию горизонта можно начертить на любой высоте от основания картины. Если поднять ее высоко, то зритель увидит большую часть пола и верхние плоскости предметов: крышку стола, верхнее основание полок, шкафа и т.д.

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ

НА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА.


1…3 – точки зрения;

I III – изображение предмета из соответствующих точек

От положения точки зрения(стояния) наблюдателя зависит характер перспективного изображения предмета. Видимая форма объекта заметно меняется при перемещении наблюдателя вправо и влево относительно первоначальной точки зрения и при обходе вокруг объекта.

Видимая форма объекта зависит также от дистанции наблюдения. Сходимость прямых линий, или ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РАКУРС, те больше, чем ближе расположена точка зрения относительно предмета.

1. Если наблюдатель находится близко к объекту (точка 1-горизонтальный угол зрения 45°), сходимость горизонтальных линий в перспективе становится значительной, при этом точки схода F1 и F2 приближены к изображению предмета.


2. По мере удаления точки зрения (точки 2 и 3 – углы зрения 30° и 15°) перспективный ракурс уменьшается, точки схода прямых отдаляются вправо и влево и обычно оказываются за пределами листа. Перспективное изображение предмета в этих случаях выглядит по-разному.

3. При близкой точке зрения (I) перспектива предмета приобретает большую выразительность, но вместе с тем неестественный вид.

4. При дальней точке и небольшом угле зрения (III) перспектива изображаемого объекта становится невыразительной (вялой).

Наиболее выразительное и естественное изображение II (угол зрения 30°).

Таким образом на перспективном изображении отражаются не только форма и положение предмета в пространстве, но и точка зрения, т.е. положение рисующего относительно предмета.

Поэтому правильный выбор точки зрения (угол зрения 20-40°) и расстояние до изображаемого предмета имеют при изображении важное значение.


РАССМОТРИТЕ ИЛЛЮСТРАЦИЮ И ОПРЕДЕЛИТЕ НАЗВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ.

Картинная плоскость –воображаемая прозрачная плоскость, на которую проецируется изображение трехмерного объекта.

Точка схода –точка в которой сливаются параллельные линии, расположенные в месте пересечения параллельной им линии глаза с планом изображения.

Линия горизонта –образуется при пересечении плоскости горизонта с картиной.

Ее задают в пределах картины и с учетом высоты точки зрения.

Линия земли –горизонтальная линия, отмечающая в линейной перспективе пересечение земной и картинной(живописной) плоскости.

Земной (горизонтальный) план –исходная горизонтальная плоскость, от которой в линейной перспективе отсчитываются вертикальные измерения, где обычно располагаются воображаемые объекты или стоит наблюдатель.

Картинная плоскость –воображаемая прозрачная плоскость, на которую проецируется изображение трехмерного объекта.

Точка схода –точка в которой сливаются параллельные линии, расположенные в месте пересечения параллельной им линии глаза с планом изображения.

Линия горизонта –образуется при пересечении плоскости горизонта с картиной.

Ее задают в пределах картины и с учетом высоты точки зрения.

Линия земли –горизонтальная линия, отмечающая в линейной перспективе пересечение земной и картинной(живописной) плоскости.

Земной (горизонтальный) план –исходная горизонтальная плоскость, от которой в линейной перспективе отсчитываются вертикальные измерения, где обычно располагаются воображаемые объекты или стоит наблюдатель.


Чтобы построить перспективное изображение объекта, необходимо иметь две прямоугольные проекции объекта, а именно: план и фасад.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4.АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:


Определить угол или положение наблюдателя через крайние видимые точки объекта. На плане через ближнее к зрителю вертикальное ребро объекта проводится СЛЕД КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ перпендикулярно главному лучу Рр, который проводится в пределах средней трети угла зрения a в плане; это удобно делать с помощью угольника (30, 60 и 90)
На плане здания определяем положение центра проецирования ри точку зрения Р (стояния – положение наблюдателя) и задаем положение картинной плоскости К-Кчерез точку 1 (самое близкое к наблюдателю ребро). На фасаде отметим линию горизонта h-h Из точки зрения проведем через характерные точки плана здания проецирующие прямые и определим точки 2, 3 и их пересечение с основанием картины.

Определение точек схода. F1 и F2 Линия между точками схода является размерной для построения перспективного изображения. Особенности: ближайшее ребро касается картинной плоскости. Главная точка либо совпадает с главным ребром, либо находится рядом. Обоснуйте дома и рассмотрите полученный чертеж перспективного изображения объекта.


1) Перенести линию горизонта на перспективное построение. 2) Обозначить точку стояния или главную точку 3) Из точки 1 поставить ближайшее ребро 4) Размер соотносить натуральный относительно линии горизонта 5) Определить положение второго и третьего ребра точками 2 и 3. 6) Обозначить точки схода 7) Провести связи через первое ребро с точками схода.

8) Определить плоскости и связать их с точками схода (плоскости 2 и 3) 9) Построить четвертое ребро через пересечение двух плоскостей как показано на рисунке.

10) Определить на чертеже положение горизонтальных плоскостей (пол- потолок) 11) По способу, изученному ранее обозначить размеры масштабными квадратами.

12) Первое ребро разметить(разграфить) по 10 мм.

Ответьте на вопрос:

- Какое ребро на чертеже перспективной проекции архитектурного объекта является натуральным?

- Почему оно является натуральным?

Деления на размеченном ребре будут обозначать высоту в перспективной проекции примера перспективной проекции объекта.


После определения размерных отметок на горизонтальных плоскостях определяем то же на вертикальных плоскостях (фронтальной и профильной)


Проводим вертикальные линии и решаем задачу определения размеров на чертеже перспективной проекции архитектурного объекта.



Примерная компоновка на формате графической работы №4. Архитектурный объект.


В предыдущих статьях о перспективе мы рассматривали прежде всего фронтальную перспективу, то есть перспективу, при которой параллельные линии сходятся в главной точке зрения Р или параллельны краю картины:

В прямой перспективе используется только 1 точка схода. Однако, стоит развернуть предмет относительно вертикальной оси, для его изображения потребуются уже 2 точки схода:


Вид перспективного построения, где используются 2 точки схода прямых, называется угловой перспективой. Ключевым моментом в перспективном рисунке предметов, расположенных под углом к зрителю, будет нахождение точек схода. Если вы неправильно расположите эти точки, предмет, который вы строите, будет казаться искаженным.

Как же их найти?

Самый простой вариант — когда предметы развернуты под углом 45` по отношению к взгляду художника. Помните, когда мы строили перспективу комнаты, диагонали квадратов сходились в дистанционных точках? Поскольку угол диагоналей именно 45`, можно предположить, что при угловой перспективе и стороны предметов, расположенных под этим углом, будут направлены также в дистанционные точки:

Итак, в этом случае обе точки схода для параллельных линий будут находиться на равном расстоянии от главной точки зрения Р и совпадать с дистанционными.

Если предмет развернут под любым другим углом, точки схода будут находиться на разном расстоянии от Р, причем чем ближе к Р 1-я точка схода, тем дальше от нее 2-я:



Если вы вытянете руки параллельно сторонам куба (здания), вы покажете прямо на точки схода:


Самая частая ошибка, которую допускают при построении угловой перспективы, это слишком близко расположенные точки схода параллельных линий:


Проверить себя очень просто: ближайший к вам угол прямоугольного предмета в перспективном рисунке должен выглядеть тупым. Если этот угол 90` или меньше, значит точки схода слишком сблизились друг с другом.

Поскольку расположение точек схода зависит от того, как развернут предмет к художнику, в одном и том же рисунке может быть как центральная, так и угловая перспектива:


В натюрморте для каждой вещи приходится искать собственные точки схода.

Чтобы окончательно разобраться с тем, что такое угловая перспектива, я предлагаю сделать 2 задания:

    Проанализировать фотографию или картину с точки зрения перспективы. Не на компьютере, а на бумаге — то есть, взять линейку и карандаш и найти линию горизонта и точки схода параллельных линий. Например, так:

800px-Peter_the_Great_Interrogating_the_Tsarevich_Alexei_Petrovich.jpg



  • Составьте натюрморт из прямоугольных предметов, таких, как книги или коробки. Расположите их под разными углами и попробуйте наметить их положение в перспективе.

А я хочу еще раз напомнить, что в рисовании используется прежде всего наблюдательная перспектива. То есть, вы не строите предметы, а рисуете то, что видите. А поскольку точка схода параллельных линий часто находится далеко за пределами листа, важно уметь видеть прежде всего угол разворота предметов. Если визуально этот угол оценить трудно, можно использовать простой прием: вытянуть руку с карандашом и совместить его с видимой гранью объекта — так легче уловить направление линий.

Видео с разбором типичных ошибок перспективы на основе учебных рисунков смотрите ЗДЕСЬ.


Их нужно просто принять как правило и не думать о них больше. В школе я никак не могла понять, почему нельзя делить на ноль, а вот число в нулевой степени это единица? Я устала об этом думать и просто запомнила. Так запомнила, что помню до сих пор:)
Так вот такие вещи есть, наверное, в любой области. В рисовании — это перспектива.
А теперь немного отмотаем назад. Мне 14 лет и я только что бросила изостудию.

Я хорошо помню как это случилось

Позади были два года занятий: мы осваивали пастель, гуашь, акварель. Изучали историю искусств, рисовали натюрморты и пейзажи на свободную тему. Ходили на интересные занятия по композиции, ездили на пленэры.

И вот: чудо-натюрморт. Коробка и ведро!

Изучаем перспективу и рисуем насквозь
Меня как переклинило. Скучно и непонятно. Рисовать ведро насквозь совершенно вслепую. Я не вижу ошибок, а учитель настаивает - ну вот же! Как не видишь?! Представь, что ведро стеклянное?

Я представляла, но видимо как-то неверно. Я бросила изостудию!

Затем продолжала заниматься дома, брала частные уроки. Потом, поступая в институт, ездила на подготовительные занятия. Подступаясь к перспективе с разных сторон, я поняла: иногда, чтобы мысль дошла до сознания, ее нужно услышать от разных людей разными словами. Потом попытаться объяснить ее другим людям. И так находятся самые доступные и наглядные слова и примеры.

Казанский Собор

Еще помню, однажды ездили с мамой в Питер. Все как положено: я начинающий художник, в руках у меня блокнот, а в нем Казанский собор. Я горжусь своим рисунком. Аккуратно и похоже.

Неутомимая мама решила показать мои рисунки уличному художнику. Тот пожевал губы и достал коробок спичек. Гляди, говорит, если бы ребра коробка были бесконечными, точнее из каждого выходила бы проволока, то вон там на горизонте, они бы пришли в одну точку. Точнее, они бы не пришли, реально они были бы параллельны, но тебе бы казалось, что они уходят в пучок. Понятно?

— Угу, — говорю. А сама думаю: чокнутый какой-то. Какая еще проволока? Какие пучки?
Но странным образом запомнила все слово в слово.

В общем, с перспективой никак не клеилось. Не находилось таких слов и образов, которые сложились бы в единый пазл в голове. Я собирала знания по крупинкам. Сложная тема раскрывается не сразу, а постепенно. Одно и то же, но разными словами. Но эту тему нужно было одолеть.

И вот какие открытия я для себя сделала.
Это те вещи, которые, как мне кажется, неочевидны новичку. А выискивать действительно важное в толстых и сложных книгах — долго. Ни у кого не хватает терпения.

Как рисовать фронтальную перспективу

Один и тот же предмет можно изобразить в фронтальной (линейной) или угловой перспективе. Выбор перспективы зависит от того, как расположен объект относительно зрителя. Первое что нужно сделать, это понять: в какой перспективе его нужно рисовать. Как это понять?



Очень просто. Если предмет развернут к вам фронтально, его грани не имеют искажений, то перспектива линейная. Если он развернут углом, (хотя бы немного!), то перспектива угловая.



Обратите внимание: все горизонтали и вертикали строго параллельны друг другу, некоторые из них я обозначила желтым и зеленым цветом. Они не искажаются. Барная стойка, кромка стола, окно, филенки дверей, все, что находится в фронтальной плоскости не имеет искажений и видится прямоугольниками и квадратами.

Эту перспективу строить легче всего, поэтому с нее стоит начинать.

Соответственно все остальные линии, должны пересечься на линии горизонта. Если все предметы стоят параллельно друг другу, то точка схода будет одна и та же для всех:


Теперь об угловой перспективе

Как только объект из фронтального положения поворачивается к нам хоть немного боком (ну или мы двигаемся относительно него) — все, привет угловая перспектива:)


Понять это важно. Потому что для первого варианта точка схода одна, для второго - две. И их строить нужно соответственно разными способами. И, пожалуй, это первый навык, который нужно как следует отточить. Смотрите интерьеры в журналах, фотографии в интернете и пытайтесь определить — в какой перспективе находится предмет?

А вот еще парочка примеров угловой перспективы.

Самое сложное распознать именно их, потому что они не так очевидно развернуты к зрителю углом, как дом на предыдущем фото. Но тем не менее, если мы видим, что основания не параллельны краю листа (или фотографии) и друг другу —перспектива будет угловой.

Но точки схода будут по прежнему располагаться на линии горизонта. Однако одна будет близко к объекту, а другая — довольно далеко. Скорее всего вам понадобится приклеить листы по бокам, чтобы найти ее с помощью линейки.

Надо сказать, что обсуждать эту тему можно бесконечно и всегда будут находиться интересные моменты и ситуации, но мы разберём основные и самый главный пункт: где и какие допущения мы делаем при рисовании, все же мы художники, а не архитекторы;)

В прошлый раз мы обсудили самую простой вариант линейной перспективы-фронтальную. Освежите в памяти те,кто забыл, так как эта часть полностью основывается на предыдущей. И сейчас мы ознакомимся и разберёмся с угловой. ;)

Вы помните, что во фронтальной перспективе у нас была одна точка схода, в угловой же их две, так как мы смотрим на предмет "условно" с угла и ни одна его плоскость не лежит в плоскости нашего взгляда или объектива камеры. Поэтому все плоскости имеют перспективное искажение правая вправо, левая влево. Что происходит с задними сторонами куба я думаю, что вы разберётесь сами(они подчинены тем же законам), но так как мы не строим проекций или разрезов зданий, я упускаю те плоскости, которые мы не видим., чтобы упростить себе жизнь

Важный момент, который не устану повторять, что обе точки схода всегда будут лежать на линии горизонта(как ее выбирать смотреть тему 15).

Они там находятся вне зависимости от того в каком ракурсе мы видим здание, больше оно развёрнуто к нам или меньше( мини рисунок под первым кубиком )

В итоге в простом варианте угловой перспективы(следующий рисунок ) всегда у нас будет

три основных вида линий: вертикальные, и те, что сходятся в правой точке схода и те, что уходят к левой.

При этом, очень важно понимать, что, если в одном здании все проще:то, что справа идёт(сходится) вправо к горизонту, то, что слева идёт влево, то , если мы смотрим на группу зданий, важно рассматривать таким образом каждое в отдельности, а не относительно самого первого здания.

Сейчас Вы поймёте о чем я.

Внимательно посмотрите на центральное здание-тут все понятно право-вправо, лево-влево, следующее же здание также уходит в перспективу: правая часть вправо, левая в левую точку.

Ни в коем случае не думаем, что правое здание находится справа на рисунке относительно центрального и все его плоскости идут вправо.

Как бы далеко на вашем рисунке не находилось здание , к примеру в правой части, его левая плоскость всегда будет уходить в левую точку схода.

Поэтому, чтобы не запутаться, в случае такого построения всегда делите Ваши объекты, представляйте здания отдельными кубиками, ищите ближнее к Вам ребро(угол) а дальше подчиняйте законам перспективы.

данный случай можно усложнить, если повернуть улицу или сузить и др. (См тема15)Тогда все здания на рисунке не будут сходиться только в 2 общие точки. У каждого здания могут быть 2 свои точки и в итоге их может быть бесконечно много на линии горизонта.

И вот тут мы включаем творческое видение и думаем: нужно ли для нашей картины, чтобы каждое здание строилось сложно, имело свои точки, улица изгибалась или это не несёт главной смысловой нагрузки и этим можно пренебречь? В большинстве своём этим действительно можно пренебречь и упростить себе задачу, построив угловую перспективу из двух точек как у меня на рисунке. При этом ни перспектива не пострадает и Вы облегчите себе жизнь. Не запутаетесь в карандашном построении, не испортите лист бесконечными стираниями Помните, вы главный! Вы управляете рисунком

Идём дальше в дебри !Не бойтесь, дайте руку я Вас проведу ;)

Будем постепенно усложнять. Смотрим на рисунок внизу.

Этот случай образно называется "эффектом колодца"

Если говорить откровенно, а я думаю мы с Вами уже на этой стадии развития отношений,;), то перспектива бывает не только к линии горизонта, но и вверх

Да-да, где-то там, далеко-далеко есть точка, где бесконечно длинные здания и строения сходятся. Но! Бесконечно длинных не бывает, поэтому все только стремятся ;)

И там нет линии горизонта, на которой она есть, это просто некая точка. Так как же ее найти? -Скажете вы. А не надо, скажу я!

Вы ее уже нашли, это Вы сами! Вы же Помните, что линия горизонта-это условно линия Вашего взора. Тут также. Нужно только выйти на улицу и понаблюдать. По сути точка прямехонько находится над Вашей головой ;)

Поэтому, Чем ближе вы находитесь к зданию, тем круче оно уходит вверх, стремится в точку над вашей головой. Отсюда и тот самый эффект колодца в Питерских дворах. Точка над вами, вы смотрите вверх и все здания сходятся, будто мередианы к полюсу.

А вот, если Вы далеко от здания, то оно почти не искажается по вертикали, так как его стремление к этой точке бесконечно мало из-за расстояния между Вами. Также при таком искажении важно помнить, что размеры обьектов(окон, балконов) подчиняются закону: чем выше, тем меньше, нужно быть внимательными ;)

И вот ещё один пункт упрощения если это не Несёт важной смысловой нагрузки, рисуйте здания без искажения вверх, будто вы находитесь далеко и приблизили их в объективе камеры. Так вы избежите лишних сложностей и ошибок. Про правильные фото для работы я писала в Теме 10, там как раз обсуждали как лучше нарабатывать фотоматериал без искажений. Ведь часто в путешествии мы идём, подняли взгляд, как красиво! Сфотографировали снизу, в итоге дома посмотрели:а, какое искажение перспективы и не стали рисовать. В большинстве своём, такой материал не подходит. А развивает видение как раз пленерная работа, где Вы понимаете как делать допущения удобные для себя.

Идём дальше. На верхнем рисунке по центру я как раз показала вариант искажения во все три направления. Безусловно, я его утрировала для таких низких зданий, но оно есть.

И именно потому, что для маленьких зданий в дали оно бесконечно мало и стремится к нулю мы его опускаем.

Верхний рисунок показывает угловую перспективу+ перспективу вверх.

А рисунок под ним показывает фронтальную+угловую +вертикальную.

Немного остановимся на нем. Такую ситуацию мы часто видим, подходя к собственному подъезду, безусловно, если Вы живёте в многоэтажке. При этом окна перед вами не искажаются вправо или влево, так как находятся в одной с Вами плоскости и это фронтальная перспектива, в этой части здание искажается только вверх.

А вот правое и левое здание уже "мучаются по полной"))) правая часть каждого здания стремится к точке схода справа, левая к точке схода влево. Я специально не ставила точки, ведь фактически они находятся на линии горизонта далеко справа и далеко влево, ведь, если бы они были на рисунке, то был бы нереалистичный эффект будто бы "рыбий глаз" искажение было слишком велико.

Тут вы должны понимать, что перспектива есть, но вы уже не проверите себя линейкой, если ,конечно, не начнёте строить на полу и найдёте точку где-то в коридоре

В этом моменте очень важна практика и та самая "насмотренность" Вы учитесь только на реальных объектах по-настоящему видеть и представлять перспективу, прогнозировать точки схода, уверенно вести к ним свои окна, двери, дома и так далее. ;)

Ну и напоследок расскажу про сложный случайНа моем рисунке (внизу) это все же случай фронтальной перспективы.

Так В чем же сложность? Помните, в Теме 15 мы обсуждали, что, если дорога поворачивает, сужается, расширяется, то у зданий будут несколько точек схода. А вот , если дорога является горкой, идёт вверх или вниз, то будет несколько линий горизонта ;)

Первая линия у меня выше, к ней относятся здания, ближние машины до горки и разметка верхней части дороги. Почему? Потому что мы условно забываем про горку, а помним лишь о том, где стоим мы и том, что линия горизонта равна линии наших глаз.

Поэтому все, что до спуска в нашем случае(или подъема в иных) будет связано с этой линией.

А вторая линия горизонта-это линия наших глаз, если бы мы находились внизу спуска. Пока мы там не находимся мы выбираем ее условно, на свой вкус, относительно того, что видим. И все, что принадлежит дороге: машины на спуске, люди идущие по тротуару, деревья на тротуаре, фонари на спуске будут уже подчиняться ей. Если бы это было не так, тогда высота , к примеру, фонарей вверху горки была бы 3 метра, а внизу 30 метров, чтобы их вершины принадлежали 1-ой линии горизонта наших глаз. Но они "принадлежат дороге", поэтому их линии подчиняются иной точке схода на линии горизонта. Такое построение по факту, не очень сложное, так как в городском пейзаже большая часть объектов, деревьев перекрывает друг друга и мы не строим полностью каждый дом или машину, но нужно понимать откуда что берём.

Вот мы подошли к концу.

Теперь мы с Вами знаем все основные моменты перспективы, и минутку поговорим об упрощении. Представьте ещё раз, если я в последнем сложном рисунке добавлю ещё угловую, и перспективу вверх, а она там есть, небольшая, но естьТо я,наверное, потрачу год на построение )))

Поэтому, работая на натуре,

  • вставайте таким образом, чтобы получить фронтальную
  • если хотите угловую, то по крайней мере из двух общих точек, не закапывайтесь в тонкостях каждого дома, если это не ваша цель.
  • ищите свои пути, вы художник! Но не пренебрегайте при этом всеми законами ;)
  • и, конечно, старайтесь увидеть и понять сами, через свой опыт, как ведут себя объекты вокруг.

А пониманию поможет только практика, и я не устану повторять, что разобраться можно, но научиться строить Вы сможете только в реальной жизни, наблюдая каждый день. У художника есть только один вид зрения-взгляд художника, отмечаюший все нюансы вокруг и каждый раз анализирующий как это нарисовать

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Методические указания по теме

1. Фронтальная и угловая перспектива

Интерьер - это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д.

Все видимые нами предметы подчиняются законам перспективы. В замкнутом пространстве точка схода не столь очевидна, как под открытым небом, где величина пространства позволяет видеть горизонт. Тем не менее можно представить эту точку схода как бы за стенами, в каком-либо месте вне изображаемой комнаты.

Различают два вида расположения интерьеров относительно рисующего: угловое и фронтальное. Если на одну из стенок комнаты будем смотреть так, чтобы главный луч зрения оказался перпендикулярен ей, то комната по отношению к нам будет расположена фронтально (рис. 1). Если перевести взгляд влево или вправо, то комната будет расположена по отношению к нам с угла (рис. 12) .

Построение фронтально располо-женных интерьеров не составляет особого труда для тех, кто усвоил основные положения наблюдательной перспективы.

Рисующий сперва внимательно должен рассмотреть ту часть комнаты, которую намерен изобразить, и определить точку схода (точку главного луча зрения), которая всегда лежит на линии горизонта и зависит от места расположения ри-сующего. Если левая и правая стенки одинаково удалены от нас, то главная


Рис.1 Фронтальная перспектива


Рис.2 Угловая перспектива

точка схода будет расположена на середине фронтальной стены (рис. 16, а) . Если теперь перемещаться влево или вправо, соответственно будет перемещаться и точка схода (рис. 3, б, в) .


Рис.3 Размещение точки схода в зависимости от положения рисующего в помещении

От изменения места точки зрения зависит и вид перспективы интерьера. Так боковая стенка, к которой рисующий ближе находится, всегда будет в большем сокращении, чем противоположная, и наоборот. Это следует учитывать при компоновке рисунка и для более сокращенной стороны оставлять меньше места на листе бумаги, чем для противоположной. Аналогичную картину мы будем видеть с рисунком пола и потолка.

Рассмотрим на одном из примеров ход построения интерьера во фронтальном положении, например классной комнаты без парт.

Для этого рисующий должен смотреть перпендикулярно на одну из стенок, определить высоту линии горизонта и главную точку схода. После этого надо наметить расположение фронтальной стенки, оставляя место для боковых стенок, пола и потолка (рис.17, а). Теперь, зная, что все параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся от зрителя, сближаются и при продолжении сходятся в одной точке схода на линии горизонта, можно легко наметить боковые стенки (рис.17, б). Линии потолка, расположенные выше уровня глаз, будут казаться опускающимися, пола - поднимающимися.


Рис.4 Этапы построения фронтальной перспективы

Если пол в классе дощатый, то направление досок на рисунке должно подчиняться законам перспективы, как и направление верхних и нижних оснований окон и дверей (рис. 4, в) Той же главной точке схода будет подчиняться и построение любых предметов прямоугольной формы, расположенных параллельно боковым стенкам. Если же параллельность предметов будет нарушена в натуре, то они окажутся расположенными в угловом положении по отношению к рисующему. На рис.4 мы видим, что стол, приоткрытая дверь и окно имеют свои точки схода (дополнительные), которые находятся на одной и той же линии горизонта.


Рис.4 Фронтальная перспектива.

Рисунок интерьера в угловом положении следует начинать, как и любой рисунок, с расположения его на листе бумаги. Для этого намечаем высоту вертикального направления угла, учитывая сокращение боковых стенок (рис. 5, а). Предположим, что левая стенка находится в большем сокращении (т. е. она ближе к рисующему), тогда на рисунке для нее оставляется меньше места, и наоборот. Затем, определив линию горизонта, находим направление уходящих горизонтальных линий пола (рис. 5, б). Если теперь их продлить до линии горизонта, получим две дополнительные точки схода. В этих точках схода должны сойтись и линии потолка (рис. 5, в ). После этого намечаем окна, двери и т. д., все время ориентируясь по основным линиям пола и потолка и зная, что любая параллельная им линия будет иметь те же точки схода (рис. 5, г).


Рис.5 Последовательность построения угловой перспективы

Построенный интерьер в угловом положении показан на рис. 6


Рис.6 Угловая перспектива. Светотеневой рисунок

3.2 Размещение точек схода

При изображении интерьера стоит обратить внимание на то, как размещены точки схода относительно друг друга, их следует размещать достаточно далеко друг от друга.

На рис. 7 показан набросок интерьера комнаты, на котором точки схода А и В находятся слишком близко друг к другу. Форма кровати при этом искажена.


Рис.7 Искаженная перспектива. Точки схода близко расположены друг к другу

На рисунке 8, видно что точка В осталась на том же самом месте, что и на предыдущем наброске, но точка А сдвинута влево, чтобы увеличить расстояние между точками А и В. Широкий разнос точек схода придает обстановке комнаты, изображенной на рисунке, естественный вид и форму.


Рис.8 Перспектива исправлена за счет сдвига влево точки схода А

Следующий рисунок показывает, что получится, если точку А оставить на месте, а точку В сдвинуть далеко вправо (рис.9). Сделав это, мы значительно увеличим расстояние между точка ми А и В, и в результате этого обстановка комнаты также будет выглядеть вполне нормальной, однако сам рисунок будет смотреться совершенно по-другому.


Рис.9 Перспектива исправлена за счет сдвига вправо точки схода В

Оба рисунка выигрывают благодаря правильной расстановке перспективы, а разница в конечном виде того и другого рисунка демонстрирует, как данная обстановка будет выглядеть с двух различных позиций, под разными углами как если бы художник рисовал эти рисунки, стоя в разных точках одной и той же комнаты.

2 Упражнения на выполнение перспективного рисунка интерьера

Упражнение 1. Выполнение рисунка интерьера во фронтальной перспективе.

Задание: выполнить светотеневой рисунок интерьера комнаты или кабинета во фронтальной перспективе.

Сначала намечается линия горизонта и определяется точка схода. После этого нужно задать расположение и пропорции надо фронтальной стенки, оставляя место для боковых стенок, пола и потолка.

Зарисовывается композиция в целом и все ее многочисленные детали (рис. 10). Когда все детали интерьера уточнены, тщательно прорисовать все элементы композиции.

При линейном построении рисунка интерьера помещения следует обратить особое внимание на качество графического построения работы. Линии, находящиеся на переднем плане, должны быть значительно ярче линий, находящихся на заднем плане. Это позволит уже на первоначальном этапе рисунка показать глубину и пространство помещения и облегчит работу над светотеневым решением интерьера (рис.11).


Рис.10 Фронтальная перспектива. Намечена композиция.


Рис.11 Светотеневой рисунок интерьера.

Упражнение 2. Выполнение рисунка интерьера в угловой перспективе.

Задание: выполнить светотеневой рисунок интерьера комнаты или кабинета в угловой перспективе. Предметы мебели должны быть расположены не только параллельно друг другу, но и под углом относительно друг друга.

Интерьеры не сложно рисовать, если мебель имеет прямоугольные формы и расположена параллельно стенам (рис.12), но поскольку предметы мебели расположены под разными углами по отношению друг к другу, для каждого из них понадобится отдельная точка схода (рис.13). Чтобы правильно нарисовать мебель, вам могут понадобиться вспомогательные линии, которые показывают невидимые глазу части предметов.


Рис.12 Угловая перспектива. Все предметы интерьера расположены параллельно друг другу.


Рис.13 Предметы интерьера расположены под разными углами по отношению друг к другу

Читайте также: