Как сделать удостоверение участника боевых действий в днр

Обновлено: 06.07.2024

Верховный Суд Донецкой Народной Республики, в целом поддерживая инициативу депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики Доброс А.А., Доброс И.Б. и Министерства обороны Донецкой Народной Республики, направленную на законодательное закрепление статуса всех участников вооруженных конфликтов и боевых действий, в частности, по защите суверенитета и территориальной целостности Донецкой Народной Республики, упорядочение предоставляемых им и членам их семей льгот, гарантий и компенсаций, обращает внимание на следующее.

Отмечаем, что данным законопроектом не предусмотрена возможность получения правого статуса участника вооруженного конфликта (участника боевых действий) лицами, являющимися государственными гражданскими служащими, прикомандированными к воинским подразделениям, которые принимают участие в боевых действиях по защите Донецкой Народной Республики.

Поскольку на данный момент законодательством Донецкой Народной Республики не закреплен правовой статус лиц, являющихся государственными гражданскими служащими, прикомандированными к воинским подразделениям, которые принимают участие в боевых действиях по защите Донецкой Народной Республики, при фактическом их наличии, предлагаем данным законопроектом закрепить правовой статус участника вооруженного конфликта (участника боевых действий) за вышеуказанными лицами.

В преамбуле законопроекта указывается, что настоящий Законв соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республикиопределяет права, дополнительные меры социальной защиты, обязанности и ответственность участников вооруженного конфликта и боевых действий. Однако вышеуказанное положение преамбулы не основывается на Конституции Донецкой Народной Республики, статья 32 которой гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и для воспитания детей. Обращаем внимание также на то, что меры социальной защиты не определяют статус какого-либо лица.

С учётом изложенного предлагаем положения статьи 1 законопроекта изложить в соответствии с требованиями вышеуказанного Закона и Правил юридико-технического оформления законопроектов.

Невозможно не учитывать то, что отдельные положения законопроекта уже отражены в законодательных актах Донецкой Народной Республики и его принятие в предлагаемом варианте приведет к неоправданному дублированию, а в некоторых случаях и к противоречию с действующими нормативными правовыми актами, поскольку законопроектом не предусматривается внесение изменений в законодательство Донецкой Народной Республики.

В абзаце втором части 2 статьи 4 законопроекта предусмотрено, что Глава Донецкой Народной Республики вправе относить отдельные категории граждан, принявших участие в вооруженных конфликтах и в боевых действиях, и не подпадающих под действие настоящего Закона, к участникам вооруженных конфликтов и к участникам боевых действий. Считаем, что данные права, возможно установить только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в данный законопроект.

Согласно преамбуле указанный законопроект устанавливает меры социальной защиты граждан, принимающих (принимавших) участие в вооруженных конфликтах и в боевых действиях, и членов их семей. Следовательно, к сфере действия настоящего законопроекта не относятся вопросы, связанные с порядком и условиями прохождения воинской службы. В связи с этим, предлагаем статью 5 законопроекта, регулирующую направление военнослужащих в районы боевых действий, исключить.

В пунктах 1-4 части 1 статьи 6 законопроекта неверно указаны ссылки на законы Донецкой Народной Республики. Так, помимо обязательных реквизитов в законопроекте указана также дата опубликования законов Донецкой Народной Республики на официальном сайте. Тогда как пунктом 59 Правил юридико-технического оформления законопроектов предусмотрено следующее:

«При необходимости дать ссылку в законопроекте на законодательный акт, его реквизиты указываются в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его принятия Народным Советом, регистрационный номер, наименование законодательного акта.

На основании изложенного предлагаем положения пунктов 1-4 части 1 статьи 6 законопроекта привести в соответствие с требованиями Правил юридико-технического оформления законопроектов.

Отметим, что статья 10 Закона № 47-IHC содержит две части, из которых часть 1 регулирует льготы и гарантии для участников Великой Отечественной войны и других операций по защите СССР , а часть 2 регулирует льготы и гарантии участников боевых действий по защите Донецкой Народной Республики и боевых действий на территории других государств. Следует отметить, что перечень льгот, предусмотренный частями 1 и 2 статьи 10 Закона № 47-IHC различен, и, следовательно, возникнут трудности в правоприменении пункта 2 части 1 статьи 6 законопроекта. В связи с этим, предлагаем конкретизировать вышеуказанный пункт.

Следует отметить, что с предложенной разработчиком редакции части 1 статьи 12 законопроекта нельзя согласиться по следующим основаниям.

Во-вторых, в соответствии с Актом о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики от 07.04.2014 года, Декларацией о суверенитете Донецкой Народной Республики от 07.04.2014 года, Конституцией Донецкой Народной Республики Донецкая Народная Республика является независимым государством со своим государственным аппаратом и правовым полем. В связи с этим видится нецелесообразным в законодательном акте Донецкой Народной Республики делать отсылку на законодательный акт другого государства, тем более государства, которое продолжает совершать акт военной агрессии против Донецкой Народной Республики.

На основании изложенного считаем, что часть 1 статьи 12 законопроекта нуждается в фундаментальной доработки в части объективного определения даты начала боевых действий на территории Донецкой Народной Республики. В этой связи полагаем возможным, считать датой начала боевых действий на территории Донецкой Народной Республики – 7 апреля 2014 года.

В то же время, согласно пункту 68 Правил юридико-технического оформления законопроектов ссылки в законах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы являются недопустимыми (например, ссылка в законе на конкретный приказ министерства). В связи с этим предлагаем часть 2 статьи 12 законопроекта доработать.

Далее, согласно пункту 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов на расстоянии двух межстрочных интервалов от последней строки текста, у границы левого поля листа указывается должность лица, уполномоченного подписать законодательный акт, у границы правого поля листа – его инициалы и фамилия, что не было выполнено при разработке законопроекта. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с указанными положениями Правил юридико-технического оформления законопроектов.

Законодательный процесс - это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативных правовых актов (законов) и принятия нормативных правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.

Следует обратить внимание на то, что законодательный процесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и даже традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодательного процесса, однако общим для всех является то, что создание законов урегулировано конституцией и законодательством страны, осуществляется высшими органами власти в государстве; законодательный процесс представляет собой процедуру, состоящую из последовательно сменяющих друг друга обязательных стадий.

В Донецкой Народной Республике законодательный процесс регулируется Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом № 72-IНС, Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее - Регламент), а также утверждённым Народным Советом Донецкой Народной Республики Положением о порядке работы с проектами нормативно-правовых и иных актов.

Кроме того, Законом № 72-IНС установлена процедура подготовки проекта нормативного правового акта. Так, в соответствии со статьей 14 Закона № 72-IНС одним из обязательных элементов подготовки проекта нормативного правового акта является проведение правовой и иных необходимых экспертиз. Статьей 24 Закона № 72-IНС закреплена императивная норма, согласно которой проект нормативного правового акта подлежит правовой и иной экспертизе в соответствии с главой 7 настоящего Закона. Каких-либо исключений относительно возможности непроведения экспертиз законодателем не предусмотрено. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 72-IНС проводятся следующие виды экспертиз: правовая, финансово-экономическая, научно-техническая, антикоррупционная, лингвистическая и др. Перечень экспертиз, которым подлежит проект нормативного правового акта, не является исчерпывающим.

Из анализа вышеизложенных норм Закона № 72-IНС следует, что с момента вступления его в силу обязательным условием для принятия каждым правотворческим органом любого вида нормативного правового акта является, кроме прочего, наличие заключений о проведении ряда экспертиз, порядок проведения которых на данный момент нормативно не урегулирован.

Таким образом, Верховный Суд Донецкой Народной Республики приходит к выводу, что вышеперечисленные этапы прохождения законопроекта от его внесения до принятия как закона являются обязательными для всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, которое закреплено Конституцией Донецкой Народной Республики.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает субъекту права законодательной инициативы снять с рассмотрения представленный законопроект.

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (ч. II), ст. 5064; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3644).

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 16 декабря 2010 г. N 1828 в пункт 2 настоящего приложения внесены изменения

2. В целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются:

в военных округах, на флотах, в воинской части 45807 - комиссии военных округов, флотов, воинской части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии);

в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - центральный аппарат) - центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - центральная комиссия).

Кроме того, на центральную комиссию возлагается руководство работой всех комиссий, контроль за их деятельностью, а также принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений в случаях, когда комиссии не могут принять соответствующего решения.

3. Сведения об адресах центральной комиссии и комиссий приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 16 декабря 2010 г. N 1828 в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения

4. Центральная комиссия (комиссия) состоит из председателя, заместителя председателя и членов центральной комиссии (комиссии). Количество членов центральной комиссии (комиссии) должно быть нечетным и составлять:

для центральной комиссии не менее 11 человек;

для комиссий военных округов, флотов, воинской части - не менее 7 человек.

В состав центральной комиссии (комиссий) могут включаться представители финансовых, юридических, медицинских служб и кадровых органов, а также других органов и служб по решению должностного лица, подписавшего приказ об образовании комиссии.

Этими же приказами для выполнения текущей работы из числа членов комиссий назначается секретариат в количестве 2 - 3 человек.

5. Центральная комиссия (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, утверждаемым председателем центральной комиссии (комиссии). При этом заседания центральной комиссии (комиссии) проводятся в сроки, определяемые председателем, но не реже одного раза в месяц.

Заседания центральной комиссии (комиссии) проводит председатель центральной комиссии (комиссии), а в его отсутствие - заместитель председателя центральной комиссии (комиссии).

Решение центральной комиссии (комиссии) о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений принимается большинством голосов и оформляется протоколом заседания центральной комиссии (комиссии).

О месте, дате и времени проведения заседания центральной комиссии (комиссии) члены центральной комиссии (комиссии) уведомляются в установленном порядке секретариатом центральной комиссии (комиссии).

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 16 декабря 2010 г. N 1828 пункт 6 настоящего приложения изложен в новой редакции

6. Организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии осуществляется Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Главное управление кадров), комиссий - соответствующими кадровыми органами.

Главное управление кадров обеспечивает бланками удостоверений кадровые органы военных округов, флотов и воинской части 45807 (далее именуются - кадровые органы) в соответствии с поданными ими заявками.

II. Условия оформления и выдачи удостоверений

7. В Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения выдаются:

военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации, и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2000, N 2, ст. 161; N 19, ст. 2023; 2001, N 1 (ч. I) ст. 2; N 33, ст. 3427; N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 30, ст. 3033; N 48, ст. 4743; N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 19, ст. 1750; N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 19, ст. 1837; N 25, ст. 2480; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1748; N 52, ст. 5576; 2007, N 43, ст. 5084), 2008, N 9, ст. 817; 29 (ч. I), ст. 3410; N 30 (ч. I), ст. 3609; N 40, ст. 4501; N 52 (ч. I) ст. 6224; 2009, N 18 (ч. I), ст. 2152) (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), а также принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), участвовавшим в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1957 г.;

военнослужащим автомобильных батальонов, направлявшимся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

военнослужащим летного состава, совершавшим с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

лицам, обслуживавшим воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившим в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 16 декабря 2010 г. N 1828 пункт 8 настоящего приложения изложен в новой редакции

8. Для получения удостоверения военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, направляют обращения:

в центральную комиссию - проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центрального аппарата (кроме воинской части 45807) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - организации), им подчиненных, а также в главных командованиях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных);

в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, воинской части 45807.

Иные лица, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, а проживающие в Калининградской области - в комиссию Балтийского флота.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 16 декабря 2010 г. N 1828 в пункт 9 настоящего приложения внесены изменения

9. К обращению прикладываются две фотографии размером 3 х 4 см и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях:

для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, либо по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное их участие в боевых действиях, или реализованный наградной материал;

для лиц гражданского персонала - выписки из приказов, донесений соответствующих командиров (начальников) об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях, утвержденные руководителем контртеррористической операции, или реализованный наградной материал;

для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации*(2), за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР;

III. Порядок оформления и выдачи удостоверений

10. Обращения, поступившие в центральную комиссию (комиссию), подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации.

11. По итогам рассмотрения центральная комиссия (комиссия) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (далее именуется - заключение) согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, утверждаемое председателем центральной комиссии (комиссии).

При подготовке заключений центральная комиссия (комиссия) руководствуется соответствующими перечнями, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 9*(3).

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 16 декабря 2010 г. N 1828 пункт 12 настоящего приложения изложен в новой редакции

12. В случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения обращений лиц, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, заключение и выписка из протокола заседания центральной комиссии (комиссии) направляются в Главное управление кадров (кадровый орган). Заключение центральной комиссии (комиссии) также направляется лицу, обратившемуся в центральную комиссию (комиссию).

На основании заключения и выписки из протокола оформляются удостоверения военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации:

проходящим военную службу (работающим) в структурных подразделениях центрального аппарата (кроме воинской части 45807) и в воинских частях и организациях, им подчиненных, а также в главных командованиях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных) - Главным управлением кадров;

проходящим военную службу (работающим) в органах военного управления, воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации - кадровыми органами военных округов;

проходящим военную службу (работающим) в органах военного управления, воинских частях и организациях флотов, воинской части 45807 - кадровыми органами флотов, воинской части 45807 соответственно.

Иным лицам, указанным в пункте 7 настоящего Порядка, удостоверения оформляются в кадровом органе военного округа, на территории которого они проживают, а проживающим в Калининградской области - в кадровом органе Балтийского флота.

13. Если при рассмотрении документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, комиссия не может принять решения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения, то обращение вместе с приложенными документами, подтверждающими непосредственное участие в боевых действиях, направляется на рассмотрение в центральную комиссию для принятия решения. В этом случае срок рассмотрения обращения центральной комиссией может быть продлен до 30 дней. Центральная комиссия организует проверку представленных документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, и после принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения готовит заключение, которое направляется в соответствующую комиссию, представившую документы на рассмотрение.

14. В случае принятия центральной комиссией (комиссией) решения об отказе в выдаче удостоверения лицу, обратившемуся в центральную комиссию (комиссию), направляется заключение. К заключению прикладываются документы, поступившие в центральную комиссию (комиссию) вместе с обращением.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 16 декабря 2010 г. N 1828 в пункт 15 настоящего приложения внесены изменения

15. Заполненные удостоверения подписываются начальником Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими главнокомандующими (командующими) видов (войсками военных округов (флотами), родами войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, командиром воинской части 45807. Подпись и фотография заверяются печатью установленного образца.

Оформленные удостоверения учитываются в книге учета удостоверений и направляются для последующей выдачи в орган военного управления, воинскую часть, организацию Вооруженных Сил Российской Федерации, в которых проходит военную службу (работает), или в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, по месту жительства гражданина, обратившегося за выдачей удостоверения.

Удостоверение выдается под роспись лицу, обратившемуся с заявлением. Вместе с удостоверением выдается справка, подтверждающая дату, с которой указанное лицо относится к ветеранам боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки. Справка подписывается должностным лицом, подписавшим удостоверение, и заверяется печатью установленного образца.

В случае, если бланк удостоверения испорчен при заполнении, вместо него оформляется новый, а испорченный бланк удостоверения уничтожается в кадровом органе с составлением акта, копия которого высылается в Главное управление кадров.

16. После выдачи удостоверения и справки командир (начальник) воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации) или военный комиссар, их выдавшие, в течение 30 суток представляют в установленном порядке для обобщения отчеты в центральную комиссию (комиссии), оформлявшую удостоверения.

Комиссии обобщают отчеты и к 1 февраля текущего года представляют в установленном порядке в Главное управление кадров.

На основании обобщенных отчетов Главное управление кадров ведет учет ветеранов боевых действий. Порядок ведения учета определяется начальником Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

17. О выдаче удостоверения в пункте 9 удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации и в пункте 13 послужного списка личного дела военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в пункте 13 послужного списка личного дела офицера и прапорщика (мичмана) запаса, в пункте 17 военного билета и в пункте 27 учетно-послужной карточки старшины, сержанта, солдата и матроса, проходящих военную службу по призыву, в пункте 27 учетно-послужной карточки старшины, сержанта, солдата и матроса запаса, проходивших военную службу по призыву и по контракту, делается запись следующего содержания: "Удостоверение ветерана боевых действий серия _____ N _____ выдано "___" __________ 20__ г.".

Запись заверяется командиром (начальником) воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации), военным комиссаром, выдавшим удостоверение, или уполномоченным ими должностным лицом и заверяется печатью установленного образца.

При выдаче удостоверения лицам, пребывающим в запасе (отставке) и состоящим на учете в военных комиссариатах, копия удостоверения приобщается к их личному делу.

18. Если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по заявлению ветерана боевых действий и на основании соответствующих подтверждающих документов выдается его дубликат. Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения либо подтверждающие факт его выдачи*(5).

19. В случае, если удостоверение пришло в негодность, то оно прилагается к заявлению о выдаче дубликата. При невозможности определить подлинность пришедшего в негодность удостоверения или его принадлежность владельцу к заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт его выдачи. Документами, подтверждающими факт выдачи удостоверения, являются заверенные в установленном порядке копии удостоверения, листа книги учета выдачи удостоверений, а также справки из архивных учреждений и иные документы, подтверждающие факт выдачи удостоверения.

20. В случае утраты удостоверения к заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт его выдачи.

Заявления с прилагаемыми документами рассматриваются в порядке, определенном пунктами 11 - 15 настоящего Порядка.

21. Удостоверение может выдаваться в порядке, установленном в пунктах 11 - 15 настоящего Порядка, в случае, если пришло в негодность или утрачено свидетельство (удостоверение) о праве на льготы, образец которого утвержден до 1 января 1992 г.

22. В дубликате удостоверения делается запись следующего содержания: "Дубликат выдан взамен серия _____ N _____.".

Соответствующая запись о выдаче дубликата делается в учетных документах, указанных в пункте 17 настоящего Порядка.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 16 декабря 2010 г. N 1828 пункт 23 настоящего приложения изложен в новой редакции

23. Пришедшие в негодность удостоверения или свидетельства, их дубликаты уничтожаются в кадровом органе с составлением соответствующего акта, копия которого высылается в Главное управление кадров.

Информация об изменениях:

*(2) Приложение к Федеральному закону "О ветеранах".

Информация об изменениях:

*(5) Пункт 8 Инструкции о Порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763.

Россия является глобальным игроком на международной арене, поэтому нет ничего удивительного в том, что российские войска принимали участие в различных вооружённых конфликтах. Результатом этого является то, что в стране есть отдельная и довольно обширная категория людей — ветераны боевых действий (ВБД).

Разбираемся, кто же они такие, какие льготы и выплаты им положены и как их добиться.

Содержание:

Ветеран боевых действий

Кто имеет статус ветерана боевых действий?

Право на данный статус имеет довольно обширный список людей, связанных с армией и правоохранительной сферой. В эту категорию входят как военнослужащие, так и военнообязанные, сотрудники ОВД, работники государственной безопасности Минобороны СССР и РФ и т.д., при условии, что они являлись участниками боевых действий.

Так, например, в тексте документа отмечается, что к ВБД относятся люди, разминировавшие советскую территорию, а также иных государств в период с 1945 года по 1951 год.

Этот статус также имеют военные и даже гражданские экипажи, занимавшиеся доставкой грузов и участвовавшие в боевых заданиях и вылетах, да и просто те, кто работал в Афганистане с декабря 1979 года по декабрь 1989 года.

Сюда же относят и работников воинских частей советских и российских Вооружённых сил, пострадавших в ходе конфликтов, а также получивших российские или же советские награды за боевые заслуги.

Говоря о современной истории, к соответствующей группе людей относят солдат и офицеров, служивших в Сирии с момента начала российской военной операции в этом арабском государстве, то есть с 30 сентября 2015 года.

Документ ветерана боевых действий

Главным документом для данных граждан, подтверждающим соответствующий статус, является удостоверение ветерана боевых действий. Выдаётся оно специальной комиссией российского оборонного ведомства после подачи соответствующего заявление со всеми необходимыми бумагами.

Удостоверение ветерана боевых действий - образец

Законы, определяющие льготы ВБД

Также на размер выплат, налоговых послаблений и т.д., а также порядок их предоставления влияют различные документы российского кабмина, например, постановление правительства Российской Федерации об индексации выплат разным соцгруппам.

Кто может претендовать на статус ВБД?

Соответствующую категорию и полагающиеся льготы предоставляют россиянам или же иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, только в том случае, если они постоянно проживают в России. Без российского гражданства или при временном проживании на территории страны, необходимо иметь вид на жительство, чтобы получать социальные привилегии в рамках статуса и финансовые выплаты.

Как получить удостоверение Ветерана боевых действий

Куда обратиться?

Выдачей удостоверения занимается особая комиссия Министерства обороны России. Для его получения надо обратиться в центральную комиссию ведомства, если вы являетесь военнослужащим Вооружённых сил РФ.

Как правило, претендующим на статус необходимо выяснить местонахождение комиссии военного округа или военный комиссариат по месту постановки на воинский учет или жительства. В них и надо обращаться с заявлением.

Немного иначе дела обстоят для проживающих в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми. Им заявление и все положенные бумаги надо нести в комиссию Северного флота.

Документы на удостоверение

Претендующим на получение статуса ВБД необходимо предоставить:

  • оригинал и копию паспорта;
  • удостоверение военнослужащего;
  • два матовых снимка формата 3×4 (при этом военнослужащим нужно фото в форме).

Вместе с этим надо приложить бумаги, свидетельствующие об участии в бою, например, командировочные удостоверения или же выписки из приказов об участии в боевых действиях.

Для некоторых отдельных случаев необходим дополнительный комплект документов.

Так, например, участникам вооружённого конфликта в Чеченской Республике понадобятся выписки из приказов начальников или командиров, документальное подтверждение данных о полученных в регионе во время боёв травмах или же контузиях.

Также надо показать все имеющиеся бумаги по наградам, если такие были, к примеру, копию наградного листа.

Как долго длится оформление удостоверения?

По официальным правилам документы могут изучаться в течение 30 дней, с возможность продления этого срока на такое же количество дней. В реальности же это может занять больше времени по разным причинам, чаще же всего это связано с тем, что для регистрации надо искать документы в архивах.

Заполнение удостоверения

Удостоверение человек получает под расписку. Оно содержит идентификационный номер, ФИО получающего, его фото, а также печать Минобороны России.

Полученный ветераном документ регистрируется в книге учёта, которая соответствующим образом пронумерована и оформлена, а также скреплена печатью. Помимо этого в ней обязана быть подпись ответственного за выдачу удостоверения.

Получение дубликата удостоверения

Дубликат повреждённого или потерянного документа выдаётся лишь по новому заявлению с предоставлением необходимого пакета бумаг. Если удостоверение было, например, порвано, то его утилизируют.

Виды льгот ветеранам боевых действий

Данным людям предоставляются довольно разные льготы. Так, например, в список федеральных льгот ВБД входят:

  • компенсация по оплате ЖКХ;
  • денежная надбавка к пенсионным выплатам;
  • путевки в санатории;
  • бесплатные протезы и иные подобные изделия;
  • единовременная выплата на возведение дома или же покупку жилого помещения;
  • право на пользование рядом услуг вне очереди, например, обслуживание без очереди в различных медицинских учреждениях;
  • другие.

Также они имеют целый ряд налоговых льгот:

  • На имущество — ветеран боевых действий может не оплачивать имущественный налог на один из объектов недвижимости. Исключение — земельный участок.
  • На землю — человек в статусе ВБД не платит земельный налог на собственный участок, при условии, что его площадь до 6 соток.
  • На доходы физических лиц — ВБД обладают правом ежемесячно уменьшать свои доходы, облагаемые соответствующим налогом, на сумму в размере 500 руб/месяц.

С региональными льготами всё несколько сложнее, так как они сильно зависят от местного законодательства, поэтому могут отличаться от одного субъекта России к другому. Одни регионы компенсируют затраты на телефонную связь, другие вводят бесплатный или более дешёвый проезд на общественном транспорте, а третьи обеспечивают дополнительные субсидии или же выплаты.

О том, какие именно льготы действуют в определённом регионе, стоит узнавать в каждом конкретном случае индивидуально.

Надо подчеркнуть, что нет федеральных льгот по транспортному налогу для ВБД. В этом вопросе всё решают только региональные власти. При этом необходимо учитывать тот факт, что налоговые послабления зависят от места прописки, а не от того, в каком именно месте проходила регистрация транспортного средства.

Как получить льготы ветеранам боевых действий

Чтобы получить те или иные привилегии в соответствии со своим статусом, надо обращаться в определённые учреждения. Для налоговых послаблений надо обращаться в налоговую службу, это можно сделать как лично, так и через Многофункциональные центры или с помощью интернет-ресурсов. В этом плане легче всего всё сделать через сайт ФНС.

Надо отметить, что льготы по налогу на доходы физлиц можно получить двумя путями. Можно обратиться либо в свою бухгалтерию с заявлением о вычете и с копиями документов о статусе, либо же в конце года сдать в налоговую декларацию по налогу (форма 3-НДФЛ) и аналогичный пакет бумаг о принадлежности к категории ВБД. В первом случае будет удерживаться меньше налогов от зарплаты, а во втором просто вернут деньги в размере переплаты.

За пенсионными льготами придётся обратиться в своё отделение пенсионного фонда. Там при предоставлении всех бумаг должны оформить положенные надбавки.

Денежные выплаты ветеранам боевых действий

Все ветераны боевых действий или же члены их семей, в случае их гибели, получают ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Соответствующие суммы выплат устанавливаются и выделяются местными отделениями ПФР.

Чтобы начать получать ЕДВ, ветерану надо с заявлением лично прийти в подразделение фонда либо же оформить всё с помощью МФЦ и портала Госуслуг. Для регистрации необходим действующий паспорт и удостоверение ВБД. Для экономии времени лучше еще взять с собой СНИЛС. Также необходимо будет указать банковские реквизиты.

Повышение ЕДВ ветеранам боевых действий в 2021 году

Размер ЕДВ в феврале нынешнего года был увеличен в рамках индексации до 3212 рублей с учётом набора социальных услуг (НСУ) и до 2000 рублей без учёта НСУ.

  • оплаченные бюджетом, то есть бесплатные, лекарства по рецепту;
  • путевка в разного рода санатории при наличии необходимых медпоказаний;
  • безвозмездный проезд к соответствующему месту лечения и обратно.

Человек может сам выбирать, хочет ли он получать НСУ или же предпочитает увеличенную сумму платежей.

Если ветеран боевых действий является ко всему прочему инвалидом войны, то ему полагаются ещё большая сумма выплат. С 1 февраля 2021 года 5838 руб. с учётом НСУ 4626 руб. без учёта НСУ.

Как обжаловать отказ в предоставлении льгот или субсидии

В случае иной мотивации отказа, необходимо устранять причины, послужившие основой для данного решения.

Также, вполне возможно, какие-то льготы могут не предоставляться по объективным причинам. В частности, ветеран боевых действий не имеет права получать определенные региональные выплаты, если прописан в области, отличной от той, где проживает и хочет получать те самые выплаты. Например, прописка в Екатеринбурге, а человек претендует на московские выплаты.

В случае, если, по мнению ветерана, ответственный орган отказал в предоставлении субсидии необоснованно, то возможно обжалование этого решения:

  • в вышестоящем госоргане;
  • в судебном порядке.

Вышестоящий госорган зависит от того, о чём конкретно идет речь.

Например, отказ пришел от местного отделения ПФР, тогда потом стоит обратиться в федеральное отделение.

В случае решения об обращении в суд, необходимо быть уверенным в своей позиции, так как процесс это небыстрый и затратный. Помимо победы или проигрыша в суде первой инстанции, в этой структуре будет ещё масса других ступеней: апелляционный, кассационный суды и т.д.

Льготы членам семьи ветеранов боевых действий

Льготы также положены супруге или супругу, а также детям и родителям. При этом муж или жена получат льготы, если не вступили в новый брак с кем-либо, а другие члены семьи (исключая родителей), если они имеют статус нетрудоспособных граждан и были на иждивении обладателя статуса ВБД.

Льготы вдовам и родителям ветеранов боевых действий

К ним относятся:

  • ежемесячная денежная выплата;
  • преимущественное право вступления во всякие кооперативы;
  • возмещение всех трат, связанных с похоронами погибшего, за счёт бюджета;
  • обеспечение жилой площадью один раз;
  • компенсация в 50% на оплату услуг ЖКХ и жилых помещений;
  • право на приобретение садовых или огородных земельных участков в первой очереди;
  • путевки в санатории по медицинским показаниям;
  • прием в первой очереди в организации социального обслуживания;
  • другие.

Льготы детям ветеранов боевых действий

Дети могут получать аналогичные льготы, плюс пенсию по потере кормильца до 18 лет или же до 23 лет, если учатся на очном отделении вуза. Получение всех положенных выплат и льгот осуществляется через опекуна до достижения совершеннолетия.

Отдельно стоит подчеркнуть, что дети из данной категории не имеют каких-либо преимуществ при поступлении в вузы на федеральном уровне и сдают все экзамены на общих основаниях. При этом региональные власти могут предоставлять соответствующую льготу, но об этом надо узнавать в каждом случае отдельно.

На взрослых трудоспособных детей ветеранов боевых действий льготы не распространяются.

Как получить льготы членам семьи ВБД

Родственникам ветерана, в случае его гибели, для получения льгот и выплат надо обратиться в МФЦ. С собой необходимо иметь, в зависимости от родства:

  • паспорт;
  • свидетельство о смерти ветерана;
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке;
  • иные документы, свидетельствующие о родстве;
  • удостоверения ВБД (обычно не требуется, но лучше иметь на руках);
  • банковские реквизиты.

Как отказаться от льгот ветерану боевых действий

Некоторые считают, что лучше получать льготы деньгами. Оформить отказ от льгот можно. Для этого надо обратиться с заявлением в ПФР или МФЦ, а также через портал Госуслуг.

В частности, таким образом можно отказаться от НСУ. Для данного шага, по официальной информации, нужен лишь паспорт и заявление, но, по факту, если вы решите обратиться в ПФР и МФЦ, то вам стоит взять с собой ещё СНИЛС и удостоверение ВБД.

К сожалению, отказ начинает действовать лишь со следующего года, то есть, если вы обратились с заявлением в 2021 году, то отмена НСУ и увеличение надбавки к пенсии произойдёт лишь в 2022 году.

Данила Белов

Журналист, пишущий и снимающий сюжеты на экономические, политические и социальные темы. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности "Международная журналистика" и Университет Тампере (Tampereen yliopisto) по направлению "Международная и экономическая журналистика".

Работал с различными изданиями, а также телеканалами, включая международные. Написал тысячи актуальных материалов и снял сотни сюжетов и интервью по различным темам.

Правительство всячески поддерживается участников боевых действий. Они могут рассчитывать на субсидии и социальные выплаты. Однако для получения государственной помощи необходимо оформить статус ветерана боевых действий. Попробуем разобраться, как это сделать, и какие выплаты полагаются военнослужащим.

  1. Правовое обоснование
  2. Кто может являться ветераном боевых действий
  3. В чем особенности ветеранского удостоверения
  4. Получение документации
  5. Льготы жителям Москвы и СПБ
  6. Региональные преференции ветеранам
  7. Льготные условия ветеранам боевых действий
    1. Улучшение жилищных условий
    2. Привилегии в коммунальной сфере
    3. Освобождение от имущественного налога
    4. Медицинские и санаторно-курортные услуги
    5. Транспортные льготы
    6. Военная пенсия
    7. Льготы работающим участникам боевых действий
    8. Привилегии для членов семьи

    Правовое обоснование

    Порядок получения статуса ветерана и виды выплат регламентируют следующие нормативные акты:

    ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ. Закон охватывает разные категории участников боевых действий, порядок получения удостоверения и виды социальной защиты ветеранов.

    Постановление Минтруда от 11.10.2000 №69. Документ регулирует порядок и условия реализации прав на льготы для ветеранов.

    ПП РФ от 19.12.2003№ 763. Постановление утверждает форму удостоверения и порядок заполнения бланка.

    Приказ Минобороны от 29.09.2017 №595. Распоряжение утверждает порядок выдачи удостоверений ветеранам.

    Кто может являться ветераном боевых действий

    К ветеранам относятся следующие лица:



    Статья закона также содержит список стран и периодов ведения боевых действий с участием граждан России (ст.3 ФЗ №5-ФЗ).

    В чем особенности ветеранского удостоверения

    Удостоверение наделяет его владельца определенными правами. Например, на получение социальной помощи. Документ содержит данные о получателе и норму закона, на основании которой военнослужащий признан ВБД.



    Ветеранское удостоверение выдает специальная комиссия при Минобороны России. В случае утери документа ветерану также следует обращаться в этот орган.

    На заметку! Если владелец выявит ошибку в бланке, то ему придется получать новый документ. Старое удостоверение подлежит уничтожению.

    Получение документации

    Порядок получения удостоверения:

    Подача рапорта (заявления) в комиссию при Минобороны РФ (военнослужащие). Остальные граждане также могут обратиться в военный комиссариат по месту проживания. Адреса комиссий указаны в Приложении №1.

    Претенденту необходимо подготовить:

    доказательства участия в военных действиях;

    орденскую книжку (если есть).



    К заявлению нужно приложить копии вышеуказанных документов. Однако ветеран должен иметь при себе оригиналы.

    Срок рассмотрения заявления – 30 дней. В особых случаях его могут продлить еще на месяц (п.12 приказа Минобороны №595). О принятом решении претендента уведомят отдельно.

    Если комиссия откажет заявителю в выдаче удостоверения, то ему обязаны сообщить причину такого решения. Обычно выдается выдержка из заседания комиссии.

    Если решение комиссии будет положительным, то кадровый орган подготовит документ и выдаст его ветерану. Удостоверение должно содержать дату выдачи, подпись руководителя и печать государственного учреждения.

    Удостоверение регистрируется в книге учета и направляется в воинскую часть, военный комиссариат или выдается под расписку получателю.

    Если бланк документа пришел в негодность, то вместо него выдается дубликат. Повторная выдача удостоверения производится на основании документов, которые предоставлялись при получении оригинала. Старый бланк также нужно будет сдать.

    Льготы жителям Москвы и СПБ

    Жителям столицы полагаются следующие льготы:

    льготное протезирование зубов;

    возмещение расходов за телефон;

    бесплатные путевки на оздоровление;

    право на льготный проезд общественным транспортом;

    компенсация затрат на содержание квартиры и ЖКУ (50%);

    освобождение от уплаты транспортного налога на 1 машину (до 200 л.с).

    Региональные преференции ветеранам

    Льготы федерального значения действуют для ветеранов боевых действий во всех регионах. Сюда относится освобождение от уплаты земельного налога, государственной пошлины и получение имущественных вычетов.

    Что касается местных преференций, то они могут отличаться в зависимости от субъекта РФ. Например, в Ростовской области ветераны не платят транспортный налог на автомобили мощностью до 150 л. с. Граждане могут купить единый социальный проездной билет стоимостью 287 р. (ПП Ростовской области от 17.12.2020 №364). А также участвовать в программах субсидирования жилищных займов. Похожие льготы присутствуют в Краснодарском крае. Могут отличаться только суммы выплат или названия программ субсидирования.

    Льготные условия ветеранам боевых действий

    Ветераны имеют право на улучшение жилищных условий, освобождение от уплаты имущественно налога, санаторно-курортное лечение, транспортные льготы, военная пенсия. Ниже рассмотрим каждую привилегию по отдельности.



    Улучшение жилищных условий

    Ветераны боевых действий имеют приоритетное право на получение жилья. Порядок его предоставления зависит от того, когда человек встал на учет – до или после 01 января 2005 года.

    В качестве альтернативы предусмотрена возможность получения муниципального жилья во временное пользование по договору соцнайма согласно общей очереди (ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ). Основания для предоставления помещения по договору социального найма закреплены ст.51 ЖК РФ.

    Дополнительно ветеранам полагается приоритетная установка телефона в жилое помещение.

    Привилегии в коммунальной сфере

    Участникам боевых действий полагается возмещение затрат на содержание жилья – 50% от всех начислений. При этом закон не содержит ограничений по количеству членов семьи, проживающих в одном помещении с ветераном.

    Расчет субсидии зависит не только от суммы начислений за содержание жилья, но и от статуса пользователя квартиры. Например, возмещение взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома предусмотрено только для владельцев помещений. Пользователи по договору найма не делают такие взносы, а значит, и возмещать им ничего не нужно.

    Освобождение от имущественного налога

    Ветеран освобождается от уплаты налога на имущество. Единственное условие – недвижимость не используется в предпринимательстве.

    Если налогоплательщик является собственников 2 или 3 объектов недвижимости, то от уплаты налога освобождается только один из них.

    Владельцы земли вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму кадастровой стоимости 600 кв. м. (6 соток) участка. Кроме федеральных льгот, предусмотрены также местные налоговые послабления. Детальнее о размерах ставок по земельному налогу тут.

    Медицинские и санаторно-курортные услуги

    Ветераны вправе обслуживаться в тех учреждениях, к которым они были прикреплены в период службы. Прием военнослужащих осуществляется без очереди.

    Отдельно ветеранам полагается обеспечение протезами. Если человек купил протезно-ортопедическое изделие за свой счет, то ему выплачивают компенсацию в установленном размере. Порядок обеспечения ВБД протезами закреплен ПП РФ от 07.04.2008 №240.

    Субъекты РФ вправе устанавливать список бесплатных медикаментов или размер субсидий на покупку препаратов для ветеранов.

    Транспортные льготы

    Военная пенсия

    Этой категории граждан также делается ежемесячная выплата в размере 1699 р., инвалидам войны – 3 088 р. (ст.23.1 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ).

    Льготы работающим участникам боевых действий

    Работающим ветеранам полагается ежегодный неоплачиваемый отпуск сроком до 35 дней. Граждане могут выбирать время отдыха по своему усмотрению.

    Дополнительно работающие участники боевых действий могут проходить обучение в ВУЗах за счет работодателя.

    Работающие ветераны вправе получать налоговый вычет в размере 500 р. (письмо Минфина от 01.12.2020 №03-04-06/104820).

    Привилегии для членов семьи

    Льготы, которыми пользуется участник боевых действий, распространяются и на его семью. Воспользоваться преференциями может живой супруг и родители погибшего ветерана. А также нетрудоспособные лица, которые находились на его содержании и получают пенсию в связи с потерей кормильца (дети, братья).

    На заметку! Перечень льгот зависит от субъекта РФ, срока и места службы, наличия наград у ветерана.

    Поддержка вдовам ветеранов боевых действий

    Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) ветеранов закреплены законом. Вдовам полагается:

    приоритет при вступлении в ЖСК;

    приоритетное право на покупку садовых земельных участков;

    право на получение медицинской помощи;

    компенсация затрат на содержание квартиры и оплату ЖКУ;

    доплата к пенсии.

    Вдовам ветеранов боевых действий также полагается помощь в случае кончины супруга. Оплата ритуальных услуг происходит за счет государства.

    Куда обращаться

    Выбор организации зависит от вида получаемой льготы (помощи). Например, для получения скидки на содержание жилья или оплату ЖКУ нужно обращаться в организацию, которая начисляет платежи.

    Для изготовления зубных протезов необходимо обратиться в стоматологическую поликлинику по месту регистрации.

    Оформление налоговых льгот производится на сайте ФНС. Необходимые действия выполняются через учетную запись налогоплательщика.

    Как правильно оформить льготы

    Как обжаловать отказ от боевых льгот

    Отказ в предоставлении субсидии и иной льготы можно в вышестоящем органе или в суде.

    Для подачи жалобы потребуется письменный отказ исполнительного органа власти и документы, подтверждающие право человека на льготу.

    На заметку! Обжаловать отказ комиссии Минобороны в выдаче удостоверения можно военной прокуратуре, Министерстве обороны РФ или в суде.



    Изменение в законе о ВБД в 2021 году

    Возможные проблемы и нюансы

    Одна из проблем – довольно сложно подтвердить статус участника боевых действий. Сюда же можно отнести и ограниченный перечень вооруженных конфликтов. В законе представлены данные за период с 1918 по 2015 год. Если закон не содержит регион или дату проведения боевых действий, то претенденту придется обращаться в суд.

    Дополнительная информация

    Категории лиц и виды социальной помощи для ветеранов определяются законом. Основанием для получения льгот является удостоверение. Порядок его получения закреплен приказом Минобороны от 29.09.2017 №595. Для получения льготы или субсидии нужно подать заявление в конкретное учреждение (ПФР, орган соцзащиты). Выгодополучателем может быть как ветеран, так и члены его семьи.

    Читайте также: