Как сделать учебник

Обновлено: 07.07.2024

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц . Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях ( внешние рецензенты ).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать , сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Также рекомендуем прочитать

Как выбрать тему научной статьи

​Что такое очно-заочная форма обучения

Очники проводят в стенах университета или колледжа целый день. Заочники посещают его только во время установочных и зачетно-экзаменационных сессий. Что представляет собой очно-заочная форма обучения, рассмотрим в этой статье.

Как студенту написать первую научную статью. Инструкция

Роль современного компьютера в процессе документооборота трудно переоценить. Причем цифровой формат представления данных сохраняет целыми не только гектары лесов, но и время, нервы и силы простых офисных работников. Поэтому давайте разбираться подробнее, как создать электронную книгу для хранения документов:


Что такое электронная книга

Что такое электронная книга

В современном понятии электронная книга – эта электронная версия бумажного оригинала, выполненная в цифровом виде. Создана электронная книга может быть в одном из общепринятых форматах. Часто электронную книгу называют e-book или e-text .

Под e-book также понимают любое учебное издание по какой-либо дисциплине, выполненное в одном из цифровых форматов и снабженное примечаниями, или упражнениями. А также поясняющими иллюстрациями в виде растровых изображений.

Термин e-book используется как к цифровым вариантам книг, так и к портативным устройствам, созданных специально для их прочтения.

Что такое электронная книга - 2

E-book может быть выполнена в различных цифровых форматах. Постараемся выделить их основные виды:

  • Обычный текст – имеется в виду формат txt , который может быть создан ( прочитан ) с помощью обычного текстового редактора ( Блокнот );
  • В виде растровых графических изображений – к ним относятся форматы DjVu , TIFF , JPEG и другие;
  • Мультимедийные форматы электронных книг – это могут быть файлы с расширением exe , SWF . А также различные форматы аудиокниг ( MP3, Vorbis );
  • Java -книги – приложения, созданные специально для мобильных устройств, работающих на основе Java .

Более подробно хотелось бы остановиться на нескольких основных форматах, используемых в настоящее время для создания электронных книг.

Основные форматы e-book

В наше время электронные книги чаще всего представлены в нескольких наиболее популярных форматах.

К ним относятся:

  • HTML – создан с использованием языка гипертекстовой разметки. Книги представляют собой объединенные между собой html страницы. Для перехода между разделами используются гиперссылки. Открыть такую книгу можно с помощью обычного браузера или через специальный интерфейс;
  • Electronic Publication (ePub) – открытый международный стандарт, созданный специально для электронных книг. Формат позволяет записывать и распространять книгу в одном файле. При этом сам источник представляет собой ZIP -архив, в котором сохранены данные в стандартах HTML, XML, PDF ;
  • DjVu – формат представляет собой реализацию технологии сжатия изображения с незначительными потерями. Он был разработан специально для сохранения отсканированных текстов, иллюстрированных различными рисунками, графиками и диаграммами. Технология оптимально адаптирована для передачи DjVu -файлов по сети. Это позволяет начать прочтение книги еще во время ее загрузки:

Основные форматы e-book

  • PDF (Portable Document Format) – межплатформенный стандарт для хранения и создания электронных документов от компании Adobe. В его реализации использован ряд возможностей языка PostScript . Формат ориентирован специально для отображения в электронном виде различных печатных изданий. Он поддерживает использование в тексте векторной и растровой графики и внедрение необходимых шрифтов ( построчно ). О том, как сделать книгу в pdf , мы поговорим немного позже. Для чтения документов в этом формате чаще всего используется бесплатное приложение Adobe Acrobat :

Основные форматы e-book - 2

  • fb2 (FictionBook) – структура формата описывается на языке XML . То есть каждый элемент книги расположен в своем теге. Это обеспечивает кроссплатформенность стандарта и готовность данных к изменению ( редактированию, созданию ) и чтению на любом устройстве.

Но все эти сведения являются справочными, и никак не объясняют практической стороны вопроса. Например, как создать электронный учебник. Поэтому оставим теоретическую составляющую и займемся практикой.

Создание учебника на основе HTML

Создание учебника на основе HTML

Для начинающих пользователей в справке к приложению предлагается скачать шаблон под html страницы для книги на официальном сайте. Это должно во многом упростить весь процесс:

Создание учебника на основе HTML - 2

На деле шаблон оказался лишь собранием простых веб-страниц, код которых не отличается сложностью. Но для добавления в них содержимого и картинок понадобится специальный редактор с поддержкой html :


После вставки в html названия страниц и их содержимого мы заново сохранили все файлы:





Вот что у нас получилось в результате создания образца электронного учебника в html . Конечно, можно было бы внести некоторые поправки, но для демонстрации всего процесса вполне подходит:


Еще несколько подобных программ:

  • HTML Help Workshop ;
  • eBooksWriter LITE .

Создание PDF книг

Для создания PDF книги мы использовали программу SunRav BookOffice . На официальном сайте можно найти много информации о приложении. Особенно радует наличие обширного раздела технической документации:

Создание PDF книг

Приложение поддерживает создание не только PDF документов, но и создание книг на основе других стандартов:

Создание PDF книг - 2

Мы выбрали наиболее легкий путь. Поэтому в показанном выше меню выбрали в качестве источника статьи в формате Word :



Вот как выглядела наша созданная книга:


Еще несколько подобных программ для создания электронных книг:

  • PDFCreator – полностью бесплатное приложение;
  • doPDF –платить тоже не надо.

А также специализированные онлайн-сервисы:


Интерактивное учебное пособие — это электронное средство обучения, которое является самостоятельным источником учебной информации или дополняет учебник. Оно содержит информацию самого разного рода: текстовые документы, web-сайты, видео- и аудиоматериалы, мультимедийные презентации.

Согласно требованиям ФГОС, каждое образовательное учреждение должно иметь электронный контент по всем учебным предметам, в том числе и такие объекты, которыми можно манипулировать. Но даже если бы этого требования не было, развитие общества ставит нас, учителей, перед необходимостью использовать самые современные информационные технологии.

А можем ли мы сами создать интерактивное учебное пособие? Пусть самое простое, но удобное для нас и ориентированное на наших учеников. Давайте попробуем!

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Создание электронного учебника

Автор: Палишева Виктория,
Тимофеева Елизавета

Краснодарский край, г.-к. Анапа

Научный руководитель:

Баранникова Наталья Владимировна,

Краснодарский край, г.-к. Анапа

Теоретическая часть

ГЛАВА I. Электронный учебник …………………………………………………….4

Предпосылки появления электронного учебника ………………………………………. 4

Общие сведения об электронных учебниках………………………………………………4

Технические возможности использования электронного учебника……………………. 6

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………7

2.1 Технология создания электронных учебников…………………………………………….7

2.2 Апробация электронного учебника…………………………………………………………8

2.3 Правило при работе с компьютером………………………………………………………..9

ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ……………..………………………………..11

Создание электронного учебника

Палишева Виктория, Тимофеева Елизавета Краснодарский край, г.-к. Анапа

Негосударственное частное общеобразовательное учреждение

Научный руководитель: Баранникова Наталья Владимировна

Для выполнения исследовательской работы использовались следующие методы: изучение и анализ литературы, различные информационные источники, обобщение, моделирование результатов в программе PowerPoint.

Практическим результатом нашего исследования является электронный учебник, который можно использовать на уроках, а также для самостоятельного изучения. Данная работа представляет интерес как для взрослой аудитории, так и для юных пользователей.

Создание электронного учебника

Палишева Виктория, Тимофеева Елизавета Краснодарский край, г.-к. Анапа

Негосударственное частное общеобразовательное учреждение

Научный руководитель: Баранникова Наталья Владимировна

Я не волшебник, я ещё только учусь, но знания помогают нам делать настоящие чудеса.

Изучение информатики является одной из основных составляющих подготовки учащихся к полноценной жизни в современном обществе. Отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие теоретического и творческого мышления. Обучение информатике способствует развитию навыков устной речи, работы с книгой, эффективного использования информационной системы информации и т.д.

В условиях информационного общества количество информации, которое необходимо усвоить человеку для осуществления своей профессиональной деятельности, постоянно растет. В результате большое значение приобретает способность к самообразованию, саморазвитию и самореализации, и творческой деятельности. Мы должны не просто овладевать определёнными знаниями и умениями, а должны уметь самостоятельно добывать, анализировать и применять приобретённые знания и навыки в жизни.

На уроках нам показывали электронные учебники, они были красочные, запоминающиеся, с элементами мультипликации. Нам тоже захотелось самим создать электронный учебник, где мы соединили два любимых предмета математику и окружающий мир.

Актуальность: возможности электронных учебников не ограничиваются изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика в этом, а также в практическом применении полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Объект исследования: процесс создания электронного учебника

Предмет исследования: электронный учебник

Практическая значимость: обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Научить работать с различными источниками информации;
3. Структурировать информацию по разделам.

Гипотеза: если применять электронный учебник на уроках, то это будет способствовать повышению интереса к предметам и развитию самостоятельности учащихся?

Методы работы :

теоретический: анализ источников и литературы;

эмпирический: наблюдение, сравнение, эксперимент;

обобщение и анализ собранного материала .

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу в рамках нового образовательного стандарта.

Современный мир предоставляет широкий спектр информационных услуг. В настоящее время главной задачей системы образования является формирование личности не только знающей, но и умеющей, способной применять свои знания на практике. Применение электронного учебника на уроках, способствует повышению качеству визуальной информаций и самостоятельности учащихся. Значит необходимо подтвердить или опровергнуть выдвинутую мной гипотезу.

Продукт исследования: электронный журнал

Выборку исследования составили ученики 3-х классов НЧОУ гимназии "Росток" в количестве 30 человек и их родители в количестве 21 человек.

Создание электронного учебника

Палишева Виктория, Тимофеева Елизавета Краснодарский край, г.-к. Анапа

Негосударственное частное общеобразовательное учреждение

Научный руководитель: Баранникова Наталья Владимировна

Теоретическая часть

ГЛАВА I. Электронный учебник

1.1 Предпосылки появления электронного учебника

В нашей гимназии большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным предметам. Электронный учебник нужен для того, чтобы проводить уроки ярче, интересней, они стимулируют у учащихся интерес к учёбе.

Эти программы дают возможность каждому ученику независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Гимназисты начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова

В настоящее время в нашей гимназии идёт разработка электронных учебников по различным дисциплинам. Конечно, постановщиком программ в первую очередь выступает преподаватель-предметник, чьи идеи реализованы в компьютерном обучении, но оформление и подача информации, как текстовой, так и графической может выполняется учениками.

1.2 Общие сведения об электронных учебниках

Электронный учебник — это специальное устройство либо программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник .

Главная идея электронного обучения — это дать возможность детям самим добывать информацию, самим получать знания. Э лектронные учебники должны стать не просто заменителями бумажных пособий, а инструментом обучения с расширенными возможностями по сравнению с традиционными учебниками. Основное преимущество электронного пособия - интерактивность . Технологии электронных устройств, на которых будут работать электронные пособия, позволят, помимо текста, предоставлять ученикам возможность открывать аудиофайлы, видеоролики, копии различных документов, перекрестные материалы из других пособий и энциклопедий.

Существуют основные электронных учебников (см. Таблицу №1)

1.3 Технические возможности использования электронного учебника

По результатам консультаций с учителем информатики и из научных источников можно сделать следующие выводы:

Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

Он имеет функцию быстрого поиска информации

Имеет возможность заниматься практическими работами.

В электронном учебнике есть возможность внесения изменений и дополнений в существующий материал

Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

Создание электронного учебника

Палишева Виктория, Тимофеева Елизавета Краснодарский край, г.-к. Анапа

Негосударственное частное общеобразовательное учреждение

Научный руководитель: Баранникова Наталья Владимировна

ГЛАВА II. Практическая часть

2.1 Технология создания электронных учебников.

Прежде чем приступить к практической части создания учебника, мы решили провести опрос среди нашего класса и задать важный для нас вопрос:

-Чем Вам может помочь электронный учебник? (см. Таблица № 1)

По результатам анкетирования видно, что большая часть учащиеся считают электронный учебник помощником в учебе (Прил. I). Значит можно надеяться, что наш электронный продукт имеет перспективы развития в процессе обучения.

Создание любого компьютерного приложения, а особенно обучающих мультимедиа-систем, сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана разработки. Он включает целый ряд последовательных этапов: (Прил. V )

На третьем этапе нам необходимо собранный материл поместить в приложение Power Point., структура электронного учебника аналогичной бумажному (Прил. II ) . У электронного учебника есть содержание. В нем есть функция быстрого перехода на любой раздел или главу, или задачку. Гиперссылка- одно из трудных новшеств, которое нам пришлось освоить.

Затем, мы проводили тестирование нашего созданного электронного ресурса. Эта работа поможет выявить неточностей при работе с текстом, гиперссылками или заданиями и т.п. После создания электронного учебника с ним поработали учителя - предметники, для использования которыми (в том числе) в учебном процессе он и разрабатывался. Мнение таких людей об электронном учебнике, их замечания крайне важны для нас.

2.2 Апробация электронного учебника

Исходя из полученных данных Таблицы № 2 мы можем сделать вывод, что большинство опрошенных с удовольствием работают с электронным учебником и видят перспективу использования их в учебе. (Прил. III )

2.3 Возможность использования электронного учебника

Одна из характеристик электронного учебника это возможность использования его на любом электронном носителе. Это значит, что любой ученик, родитель или учитель может воспользоваться им вне гимназии. Для подтверждения этого факта мы провели письменное анкетирование среди своих одноклассников, их родителей и учителей нашей гимназии. Всем участника был задан вопрос:

- Имеют ли они компьютер, ноутбук или телефон для получения и работы с информацией? (см. Таблица № 3)

Результаты письменного опроса:

- У 100% опрошенных есть компьютер или устройство для мобильного получения информации, или планшет, или ноутбук, или телефон. Что позволяет учащимся, родителям и учителям пользоваться электронным учебником. (Прил. III )

2.3 Правило поведения при работе с компьютером

Так как при работе с нашим учебником мы задействуем компьютер, то необходимо соблюдать технику безопасности при работе с ним. (Прил. IV )

Рабочее место за компьютером должно быть правильно организовано!

Комната, в которой школьник работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

Длительность непрерывных занятий непосредственно с монитором для детей 11-13 лет составляет - 20 минут

Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см!

Работу с компьютером рекомендуется перемежать физическими упражнениями и играми.

Создание электронного учебника

Палишева Виктория, Тимофеева Елизавета Краснодарский край, г.-к. Анапа

Негосударственное частное общеобразовательное учреждение

Научный руководитель: Баранникова Наталья Владимировна

В образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебного процесса. Проведенные статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам показывают, что их применение позволило повысить интерес к урокам. Каждый человек воспринимает информацию по-своему, исходя из личных физических склонностей, но, несомненно, зрительная информация усваивается лучше, чем информация, воспринятая на слух. Используя электронные учебники, учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов.

На основании проделанной работы можно сделать вывод о практической ценности электронных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель и учащийся может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал.

Таким образом наша Гипотеза, что при применении электронного учебника на уроках, будет способствовать повышению интереса к предметам и развитию самостоятельности учащихся подтвердилась, благодаря проведенной исследовательской работе.

Для повышения качества образования надо, во-первых, самому найти нужную и полезную информацию, а во-вторых – суметь ее объяснить кому-то бы ни-было!

ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Давайте сначала определимся, что же такое электронный учебник. Это разработанное и утвержденное официально пособие, в котором содержится материал, пригодный для освоения и изложенный доступно. Преимуществом электронного учебника является его интерактивность, а также возможность пересылки по электронной почте и хранения на электронных носителях, таких как диски и флеш-накопители.

Как создать электронный учебник

  • Как создать электронный учебник
  • Где можно скачать электронные школьные учебники
  • Как создать электронную книгу

Подготовительный этап предполагает написание текста книги, подбор справочного и иллюстративного материала, создание сценария обучающей программы и эскизов интерфейса, а еще сценариев отдельных блоков (видеофрагментов, анимационных фрагментов, программ, которые реализуют компьютерное моделирование, блоков проверки знаний и т.д.). На данном этапе при необходимости разрабатываются разные варианты представления всего учебного материала (как по содержанию, так и по форме). При работе с текстом книги следует выполнить структуризацию материала с представлением точного списка необходимых тем, которые необходимо изложить в данной книге, делением на параграфы, главы и т.п. Любой раздел и в целом учебный курс достигнет цели, когда сначала определено, какие навыки и знания студенту должны быть даны. Целесообразно использовать различные мнемонические приемы, в том числе шрифтовые выделения, использование рисунков, графики и мультипликации. Необходимо обобщение выводов: сформулировать основные положения, включить сводку формул, составить необходимые таблицы. Желательно тщательно отредактировать текст, чтобы в него не вносить больших изменений в дальнейшем. Преобразуется в гипертекст окончательно отредактированный текст.

При создании или разработке таких учебников материал разбивают на законченные модули по содержанию, так называемые разделы. Каждый раздел должен состоять из частей, каждая из которых содержит минимум текста и легко воспринимается визуально. Также в хороших учебниках предусмотрена возможность перемещения по частям учебника в любом порядке. Каждый раздел должен состоять из теоретической части, примеров, упражнений на закрепление изученного материала, комментариев и контрольной работы, которая может быть представлена в виде тестов. Все разделы должны быть связаны гипертекстовыми ссылками, которые обеспечивают свободный переход к любому из них. Кроме этого электронный учебник должен быть разработан дифференцированно по уровням сложности. И должен присутствовать иллюстративный материал и различные графические схемы. Разработку учебника можно упростить, если воспользоваться специализированным программным обеспечением. Существуют организации, чаще всего учебные, которые занимаются этим профессионально.

Электронные учебники целесообразно использовать в тех областях знаний, которые можно глубоко структурировать. Использование таких учебников для самостоятельной работы при очном и дистанционном обучении помогает лучшему усвоению изучаемого материала. Возможность использования дополнительных материалов расширяет кругозор учащихся. Кроме этого удобно проводить контроль знаний на различных этапах работы, будь то изучение материала, его закрепление или практическое задание. Если материал недостаточно усвоен всегда есть возможность вернуться и еще раз изучить, а затем проверить свои знания.

Очень удобно использовать электронный учебник на практических занятиях, особенно если в учебном заведении отсутствует необходимая база. В данном случае преподаватель играет роль консультанта.

Читайте также: