Как сделать творческую работу по русскому языку

Обновлено: 07.07.2024

Яркие уроки — это 50% успеха учителя. Занимательность одинаково важна и в младшей школе, и в выпускных классах, поскольку искренняя заинтересованность ученика, как известно, является залогом благополучного прохождения аттестации. Наш методист по русскому языку и литературе Марина Низенькова подобрала и структурировала идеи для увлекательного занятия. Представляем вам авторскую разработку: как заинтересовать и замотивировать учеников.

Конструктор фееричного урока

Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).

1. Удивляйте!

Оказывается, привычные слова кто-то придумал, причем относительно недавно! Пусть ученики попробуют соотнести слова из ежедневного обихода и их авторов (известных литераторов). Для цифровизации задания подойдет сервис Learning Apps .

2. Сочетайте!

Пример. Что общего между генами и мемами?

3. Есть проблема – есть работа!

В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.

Учебник, открывающий завершенную линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников).

Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком?

Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ.

Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни:

Баба Яга — Бабай-ага.

Злато — алтын.

5. Неожиданный ход!

Пример. Толкование слова

Пример. Разговор с Алисой

В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.

Пример. Порассуждайте над происхождением слова

Учебник, входящий в систему "Алгоритм успеха", нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии и лингвистике текста, полученных в 5–7 классах; продолжает систематическое изложение синтаксиса простого предложения. Особое внимание уделено культуре речи.

Пример. Вдохновляющая история

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовит Марина Юрьевна

В статье рассматриваются аспекты творческого подхода в педагогической деятельности. Развитие самостоятельности является важным условием подготовки подрастающего поколения к творческому труду. Современные уроки русского языка , направленные на развитие компетенций учащихся, предусматривают обязательное включение педагогов в творческий процесс. Использование различных технологий позволяет учителям в своей работе успешно применять творческий подход. Эффективность преподавания зависит от личности педагога. Умелое сочетание инноваций и ценного педагогического наследия во многом определяет плодотворность деятельности учителя.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пустовит Марина Юрьевна

Системно-деятельностный подход и современный урок музыки (анализ конкурсных заданий по уроку предметной области "Искусство")

Педагогическая практика — важное условие формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка

Педагогическая практика в подготовке современного учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы

A CREATIVE APPROACH TO TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN SCHOOL

The article deals with the aspects of creative approach in pedagogical activity. The development of independence is an important condition for preparing the younger generation for creative work. Modern Russian language lessons aimed at developing students ' competencies provide for the mandatory inclusion of teachers in the creative process. The use of different technologies allows teachers to successfully apply creativity in their work. The effectiveness of teaching depends on the personality of the teacher. The skillful combination of innovation and valuable pedagogical heritage largely determines the fruitfulness of the teacher.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты творческого подхода в педагогической деятельности. Развитие самостоятельности является важным условием подготовки подрастающего поколения к творческому труду. Современные уроки русского языка, направленные на развитие компетенций учащихся, предусматривают обязательное включение педагогов в творческий процесс. Использование различных технологий позволяет учителям в своей работе успешно применять творческий подход. Эффективность преподавания зависит от личности педагога. Умелое сочетание инноваций и ценного педагогического наследия во многом определяет плодотворность деятельности учителя.

Ключевые слова: творчество, урок русского языка, компетенция, педагогические технологии.

A CREATIVE APPROACH TO TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

IN SCHOOL Pustovit M.Yu.

Pustovit Marina Yuryevna - Associate Professor, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND METHODS OF TEACHING PHILOLOGICAL

Abstract: the article deals with the aspects of creative approach in pedagogical activity. The development of independence is an important condition for preparing the younger generation for creative work. Modern Russian language lessons aimed at developing students ' competencies provide for the mandatory inclusion of teachers in the creative process. The use of different technologies allows teachers to successfully apply creativity in their work. The effectiveness of teaching depends on the personality of the teacher. The skillful combination of innovation and valuable pedagogical heritage largely determines the fruifulness of the teacher. Keywords: creativity, Russian language lesson, competence, pedagogical technologies.

УДК: 373.016:811.161.1 DOI: 10.24411/2312-8089-2019-11401

В настоящее время изучение проблем применения творческого подхода в преподавании приобретает особую значимость. Современному обществу для развития и повышения его благосостояния нужны грамотные, творческие, способные к нестандартным решениям граждане. Их личностному формированию во многом способствует использование в педагогической деятельности творческого подхода. Уроки русского языка открывают широкие возможности для творчества.

Установлено, что базовым условием развертывания заложенных в человеке возможностей к творчеству является присущая ему потребность в активной деятельности, способность к ней. Выявлено, что различные виды деятельности включают в себя стереотипные и творческие компоненты. При этом творческое является важнейшим компонентом и условием развития любой деятельности в целом. Творческий компонент является важнейшим структурным элементом деятельности. Для того чтобы человек мог заниматься творчеством, у него должны быть развиты необходимые способности. Их формирование не происходит само по себе. К занятию творческой деятельностью надо готовить человека с ранних лет. Творчество не представляет собой уже что-то готовое, само собой появляющееся. Ученик не может просто так внезапно начать делать открытия. Этому предшествует самостоятельная работа ученика. Самостоятельность как проявление инициативы в выборе темы для работы и способе ее выполнения является первой ступенью творчества. Детская самостоятельность и творчество не могут быть изолированы друг от друга. Между ними нет четкой границы. Нет периодов самостоятельности и периодов творчества. В подавляющем большинстве случаев появлению творческих работ будет предшествовать в основном репродуктивная, но самостоятельная работа [1, с. 52]. Поэтому учителям русского языка так важно развивать в учениках самостоятельность. Использование творческого подхода делает этот процесс интересным и увлекательным для учащихся. В настоящее время разработаны педагогические технологии, способствующие наиболее эффективному развитию самостоятельности на уроках.

Изучение курса русского языка в школе направлено на развитие трех основных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой. Коммуникативная компетенция предполагает освоение всех видов речевой деятельности и основ культуры устной и письменной речи, умений и навыков применения языка в различных сферах и ситуациях общения, которые соответствуют опыту и особенностям учащихся на разных возрастных этапах. Языковая и

1) индуктор (создание эмоционального настроя, мотивации к творческой деятельности);

2) деконструкцию (детальный разбор текста);

3) реконструкцию (создание своего продукта творчества, собственного текста);

4) социализацию (сравнение своей работы с работами других, проведение самокоррекции);

5) афиширование (проводимая по желанию демонстрация результатов собственного труда или результат работы в группе);

7) рефлексию (самоанализ) [3, с. 7 - 20].

Данная технология содержит в себе творческий подход к образовательной деятельности и педагогов, и учащихся. Педагоги активно используют эту технологию на уроках русского языка, например, учащимся даются обучающие сочинения-рассуждения, изложения [3]. Проведение уроков с применением такой технологии требует от учителя большой подготовки и работы над собой. При выполнении творческих заданий учитель выступает в роли партнера, с уважением относящегося к личности ребенка. Получение учащимися новых знаний, умений, развитие их компетенций происходит в атмосфере добра и радости, что способствует формированию положительного отношения к учению и учителю, установлению между ними доверительных отношений. Личностный рост учеников и педагогов, стремящихся к постоянному самосовершенствованию, созидательному творчеству, безусловно, является одним из основных достижений этой технологии.

1) ориентация (разработка целей игры, ее задач, формулировка проблемы, общий обзор хода игры, выдача материалов),

2) подготовка к проведению (изучение ситуации, инструкций, знакомство с правилами, обсуждение содержания и процесса игры),

3) проведение игры (самостоятельное выполнение детьми заданий, где педагог, в случае необходимости, может оказать помощь детям по их просьбе),

4) обсуждение игры (выступление экспертов, обмен мнениями, защита собственной точки зрения, формулировка выводов) [6, с. 93].

При умелой организации учебного процесса применение проектных технологий развивает в учащихся стремление к самостоятельному получению знаний и умению применять их в практической деятельности, способствует приобретению коммуникативных умений, формированию исследовательских умений и развитию системного мышления. Выделяют следующие этапы работы над проектом:

1) целеполагание (обсуждение проблемы и выдвижение гипотезы),

3) практическая часть (включает в себя процесс творчества, самостоятельного поиска решения проблемных ситуаций) [6, с. 95-99].

Создание школьниками проектов по русскому языку способствует углубленному исследованию изучаемой проблемы, побуждает к поиску дополнительной информации, сбору материала, что развивает в них самостоятельность и любознательность.

Владение учителями русского языка представленными педагогическими технологиями, умение творчески решать различные задачи на каждом их этапе благоприятно способствует личностному росту учащихся.

Возможно ли применение творческого подхода при использовании традиционных форм обучения? Безусловно, возможно. Использование творческого подхода зависит не только от выбора педагогической технологии, но, прежде всего, от личности педагога. Успешно применяют творческий поход в обучении педагоги, обладающие определенными личностными качествами. Любовь к детям и преподаваемому предмету -главное, что поможет учителям преодолеть любые трудности в работе. Подходить творчески к преподаванию смогут педагоги, обладающие неординарным мышлением, умеющие анализировать и оперативно решать поставленные задачи, находить разные формы, методы и приемы проведения занятий, которые увлекут учащихся.

Использование новых технологий не должно противоречить традиционным формам и методам обучения. Умелое сочетание инноваций и накопленного годами ценного педагогического опыта с включением творческого похода наиболее эффективно влияет на учебный процесс.

Список литературы /References

1. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. 144 с.

2. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности

подростков. Афтореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 16 с.

3. Кобзарева Л.А. Русский язык. 5 - 11 классы: технология педагогических

мастерских / авт.-сост. Л.А. Кобзарева. Волгоград: Учитель. 191 с.

4. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. 144 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).

5. Лопатин В.В. Толковый словарь современного русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2009. 928 с. (Библиотека словарей Российской Академии наук).

6. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2016. 208 с. (Современная школа: управление и воспитание).

7. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / И.П. Цыбулько; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 191 с. (Работаем по новым стандартам).

Боллоева Марина Руслановна - магистрант, факультет иностранных языков, Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема возможных трудностей при переводе с английского языка на русский. Показано, что понимание текста - это навык, который требует упорного труда. Проанализированы проблемы, которые могут возникнуть при переводе текстов. Классифицированы трудности, связанные с переводом и дана характеристика выделенным проблемам перевода. Приведены некоторые рекомендации, которые помогут при переводе английских текстов на русский язык. Переводчик должен знать и видеть проблемы, с которыми он может встретиться и уметь их избегать.

Ключевые слова: перевод, иноязычные тексты, омонимы, грамматика, лексика.

THE DIFFICULTIES OF TRANSLATION OF ENGLISH

LANGUAGE Bolloeva M.R.

Bolloeva Marina Ruslanovna - master's degree student, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES, NORTHOSSETIANSTATE UNIVERSITY, VLADIKAVKAZ

Abstract: this article deals with the problem of possible difficulties in translating from English into Russian. It is shown that understanding the text is a skill that requires hard work. The problems that may arise in the translation of texts are analyzed. Difficulties connected with translation are classified and the characteristic of the selected problems of translation is given. Some recommendations are given to help in translating English texts into Russian. The interpreter should know and see the problems he can meet and be able to avoid them.

Keywords: translation, foreign texts, homonyms, grammar, vocabulary.

В настоящее время многие лингвисты отмечают происходящую удивительную языковую революцию, связанную, прежде всего с научно-технической революцией. Каждое слово имеет свою историю, даже то, которое появилось спонтанно [1, с. 11].


Материал позволит разработать систему творческих заданий, ориентированную на повышение уровня развития креативного воображения младших школьников, выявить комплекс педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию в учебном процессе.

Чертыковцева Елена Геннадьевна, Самарская область, Кинель - Черкасский район, ГБОУ СОШ №1 с Кинель - Черкассы, "ОЦ"

Описание разработки

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости. Оно наполняет жизнь радостью. Возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе художественного образования, а также образования в целом.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

В результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема проекта, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития креативного воображения младших школьников в учебном процессе. Вышеизложенное обусловило выбор темы проекта: "Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе".

Актуальность проекта. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".

Проект на тему Виды творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе художественного образования, а также образования в целом.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

В результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема проекта, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития креативного воображения младших школьников в учебном процессе.

Вышеизложенное обусловило выбор темы проекта: "Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе".

Цель проекта:

разработать систему творческих заданий, ориентированную на повышение уровня развития креативного воображения младших школьников, выявить комплекс педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию в учебном процессе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: развитие креативного воображения младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.

Гипотеза исследования: развитие креативного воображения младших школьников средствами творческих заданий будет эффективным, если:

- на основе системного, личностнодеятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, что находит отражение в компонентном составе системы (целевой, содержательный, деятельностный, результативный);

- выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в начальной школе:

- личностнодеятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности;

В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.
Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина.
Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре.
А. Астафурова.

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Разнообразны виды письменных работ, проводимых на уроках изучения морфологии. К ним относится творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант творческое изложение, творческое сочинение.
Все эти виды работ должны проводиться в определенной системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

ЕЖИК
Пять месяцев шестиклассница Лиля Иванникова, как мать, растила, лелеяла Ежика В первые дни бычок фыркал на нее, не один раз пробовал бодаться. Лиля за это назвала своего упрямца Ежиком. Но упрямился бычок несколько дней, а потом привязался к Лиле. Как только раздастся голос девочки. Ежик сию минуту бежит к ней. Три раза в день кормила девочка своего любимца. Корм Лиля приносила бычку всегда в одно и то же время. Если девочка являлась не в свое время, Ежик мычал. Когда Ежик подрос, окреп, Лиля отдала его в колхоз. Ручным, ласковым был воспитанник девочки, но все в колхозе, как и прежде, звали его Ежиком. Доярки рассказывали, что Ежик несколько недель скучал без Лили.

Вот какими наречиями заменили учащиеся данные сочетания при выполнении работы:
как мать — заботливо, по-матерински, любовно;
в первые дни — сначала, вначале;
не один раз — непрестанно, часто;
несколько дней — недолго;
как только — лишь;
сию минуту — тотчас, сейчас же;
три раза — трижды;
в одно и то же время — регулярно, своевременно; не в свое время — не вовремя; как и прежде — по-прежнему; несколько недель — долго.

В V классе можно провести творческое списывание на уроке изучения местоимений. Этот вид работы был вызван тем обстоятельством, что учащиеся часто неправильно заменяют нужное существительное местоимением, нагромождают местоимения, что затрудняет понимание текста и подчас искажает его смысл. Чтобы научить школьников правильной замене, предлагается текст, в котором часто встречается одно и то же существительное.

МЕДВЕЖОНОК
Лакомясь кедровыми орехами, серый медвежонок встретил черного медведя. Испугавшись косолапого, медвежонок полез на ближайшее дерево. Черный медведь сначала тоже испугался медвежонка а потом полез за медвежонком. Когда медвежонок уцепился за самую верхушку, мишка безжалостно сбросил медвежонка. Хромая, медвежонок побежал. Черный медведь мог бы погнаться за медвежонком и обидеть медвежонка, но боялся, что где-нибудь спрягалась старая медведица.

Проверка самостоятельном работы проводится в классе и дает возможность выяснить в каждом отдельном случае необходимость замены существительного местоимением или невозможность ее. Так, во втором предложении можно заменить слово медвежонок местоимением он. Кроме того, обращено было внимание на то, что во втором предложении вместо слов черного медведя употреблено слово косолапого, указали, с какой целью ыо сделано.
Предложения третье и четвертое не вызвали затруднения у учащихся: замена была произведена правильно. Допущена была ошибка в пятом предложении: хромая, медвежонок побежал — хромая, он побежал. Учитель напоминает учащимся, что если перед местоимением находится два или более существительных, к которым по числу и роду можно отнести местоимение, то может поникнуть неясность, к чему оно относится. Учащиеся делают вывод, что в пятом предложении существительное медвежонок не может быть заменено личным местоимением он.
После этой работы был сделан морфологический и орфографический разбор местоимений.

Читайте также: