Как сделать тушь для рисования из гуаши

Обновлено: 08.07.2024

Акрил - дорогой, масло - дорогое, еще и сохнет долго. Что, если вы хотите только попробовать что-то нарисовать на холсте? Всего одну картинку, ради которой не хочется выкидывать "бешеные тыщи" на краски, которые потом будут просто лежать без дела? Или вы только учитесь, или рисуете с детьми, или просто рисуете для себя. В любом из этих случаев на помощь приходит дуэт гуашь+клей ПВА.

Этому приему меня научили друзья-керамисты, и я долго пользовалась этой смесью и для рисования на холстах, и для росписи фигурок - да для чего угодно это можно использовать. Между прочим, говорят, что такой же смесью расписывают шкатулки с традиционными орнаментами.

После смешивания с ПВА гуашь становится более прочной, хорошо ложится на холст или другую поверхность, не обсыпается, еще и держит объем. И все это - на долгие годы (заглавная картина была нарисована 6 лет назад, и все еще никаких изменений).

При этом, если работа не получилась или надоела - открываем кран с горячей водой и за одну минуту все смывается почти бесследно. И холст не пропадает, а снова идет в работу.

  • клей ПВА
  • самая обычная гуашь - 9 или 12 цветов
  • стеки или какие-нибудь палочки для смешивания красок
  • то, на чем вы будете рисовать
  • кисти (я беру плоские, как для масла)
  • бумага или тряпка для вытирания кистей и стеков
  • палитра
  • вдохновение

Гуашь с ПВА как замена масла и акрила, фото № 1

Наливаем в ячейку палитры клей ПВА из расчета примерно 1 к 1 с краской, можно 1 к 2 - смотрите по объему, по густоте краски, лучше сначала поэкспериментировать с разными пропорциями.

Гуашь с ПВА как замена масла и акрила, фото № 2

Смешиваем с краской. Если нужно получить новый оттенок - то сначала намешиваем этот оттенок, а потом уже вливаем ПВА, потому что пока он не высох, он создает иллюзию более светлого цвета.

Получится вот такая объемная смесь - все, набираем на кисточку и рисуем.

Гуашь с ПВА как замена масла и акрила, фото № 3

Гуашь с ПВА как замена масла и акрила, фото № 4

Можно растирать ее по холсту тонким слоем, а можно класть объемно.

Гуашь с ПВА как замена масла и акрила, фото № 5

После высыхания: первая полоска слева гуашь без ПВА, посередине гуашь с ПВА объемная, справа, самая светлая гуашь с ПВА растертая (видите, насколько лучше выглядит смесь гуашь+ПВА? а та, что без клея, уже готова отваливаться)

Гуашь с ПВА как замена масла и акрила, фото № 6

Чтобы закрепить готовый рисунок, его можно покрыть дополнительным слоем ПВА или лаком (но если возьмете лак, то уже эту картинку водой не смоете).

А вот так холст выглядит после купания в горячей воде - просто легкий след краски, поверх которого можно снова рисовать:



Обнаженная 2. 1952 г. Анри Матисс.



Пабло Пикассо. Мальчик с собакой. 1905 г. Картон, гуашь, пастель.

Гуашь — универсальный художественный материал, подходит как начинающим художникам, так и профи, и позволяет осваивать художественные техники, свойственные другим материалам. Сильно разбавленная гуашь похожа на акварель, а густые мазки гуашевой краски напоминают масло. Гуашь бывает нескольких видов: художественная, плакатная, для детского творчества и акриловая.

  • Художественная гуашь — это растертые пигменты, с добавлением дистиллированной воды, белил и гуммиарабика (смолы из высохшего сока различных видов акаций). У этой гуаши отличная кроющая способность, она матовая, бархатистая. Первый слой художественной гуаши впитывается в поверхность, таким образом получается что-то, похожее на грунт, и краска лучше держится.
  • В плакатной гуаши вместо белил используется каолин — глина белого цвета из минерала каолинита. Это делает краску более яркой и плотной.
  • В гуашь для детского творчества вместо дорогого гуммиарабика добавляют более дешевый клей ПВА. Краска благодаря этому быстрее высыхает, она более стойкая к осыпанию, хорошо ложится на самые разные поверхности. ПВА играет роль закрепителя, и детские рисунки долго не теряют вида и яркости.
  • Акриловая гуашь подходит для росписи практически любой поверхности, а после полного высыхания даже не смывается водой.

Для работы с гуашью стоит знать несколько особенностей краски и техники рисования ею.
Гуашь — краска непрозрачная, содержит белила, а потому рисовать нужно начиная с более темных тонов, переходя к светлым. Имея перед глазами цветовой круг Иттена, легко разобраться, как смешивать цвета и получать новые оттенки. Цвета-соседи — те, что находятся в соседних секторах круга — смешиваются хорошо. Для создания теней лучше брать цвет из противоположного сектора и добавлять в основной тон. Для тени чаще используют синий, зеленый или фиолетовый цвета, но только не черный. Не используют черный и для получения более темного тона — получится грязь.


Гуашь довольно быстро сохнет, исправления в рисунок можно, когда краска полностью просохла. А затем останется лишь смочить кисть в теплой и чистой воде, немного отжать ее и стереть краску в месте ошибки. Тем же способом можно, например, растушёвывать контуры.
Влажная гуашь более яркая, высыхая, она выбеляется из-за содержащегося в ней в ней мела. Это нужно учитывать при выборе цвета.
Чересчур мягкие кисти для гуаши не подойдут, лучше взять колонок, козу и синтетику — такие кисти подходят для работы влажной кистью. Рисовать гуашью можно не только при помощи кистей. Поролоновая губка, специальные валики, смятая бумажная салфетка или туго сложенная ткань — все это подходит для гуаши и позволяет добиться интересных текстур.
Имейте в виду, что со временем гуашь густеет. Вернуть первоначальную консистенцию можно, добавив в баночку (если мы говорим о баночке стандартного размера) половину чайной ложки теплой кипяченой воды. Затем нужно закрыть краску, отставить на полчаса, а потом очень хорошо перемешать.

Желаем вам творческих успехов в работе с гуашью!

Lil School

Lil School – это первая онлайн-платформа креативного мышления для детей.

Диана Кислова
Значение гуаши

Рисование — один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование — это большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Рисунки строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования.

Зачем и почему дети рисуют? Детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию.

Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать — гуашь.

Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид акварельных красок, более плотный и матовый, чем обычная акварель.

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась уже в XVI веке в Европе.

Существует несколько видов гуаши: для детского творчества, художественная, плакатная. Краска эта густая и перед рисованием ее нужно развести водой (она должна быть похожа на жидкую сметану). Гуашь — кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка. Кроме того, она подходит для раскрашивания поделок из картона, ткани и глины, а после рисования краска без проблем смывается с рук, кисти, мебели и легко отстирывается с одежды. Гуашь не подлежит обязательной сертификации – это безвредная краска. Даже если кроха решил лизнуть ее, чтобы проверить, какая она на вкус, с ним ничего не случится.

Гуашь — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Основные качества гуаши — насыщенность, яркость цвета, укрывистость.

Гуашь отличается следующими потребительскими свойствами:

— исключительная насыщенность и чистота цвета

— равномерность нанесения на различные поверхности

— превосходная кроющая способность

— краски хорошо смешиваются между собой, позволяя получить новые чистые оттенки

— при высыхании дают красивый матовый тон и приобретают бархатистую поверхность.

Гуашь продается в баночках разведенной, т. е. готовой к использованию.

Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере.

Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).

Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.

Перешедшие в среднюю группу 4-х летние дети владеют примерно одинаковыми навыками рисования, полученными в младшей группе. В этом возрасте дети более усидчивые и наблюдательные, поэтому у изображаемых предметов появляется больше мелких деталей. Делается акцент на изображение на одном рисунке сразу нескольких предметов, например, если раньше это была одна елка, то теперь – еловый лес или солнце с облаками.

В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть.

В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп — одного, лучше всего среднего размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы — двух размеров: маленькие (2—6 номера) и большие (12—16 номера).

Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т. п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).

Большое внимание работе кистью издавна уделялось в декоративном рисовании, где повторность элементов дает возможность отрабатывать приемы и качество рисования краской.

В свое время Е. А. Флерина указывала на декоративное рисование как на один из путей отработки техники. После выполнения ряда декоративных работ движения детей становились смелее.

Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.

Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.

Маленький ребенок не владеет способами работы кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят случайный характер и повторить их сознательно он чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.

Всему этому ребенок учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки и умения.

По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.

При работе с гуашью необходимо знать и учитывать следующие правила:

• Успех зависит от того количества, богатства и разнообразия оттенков и цветов, которые ребенок, создав на палитре, перенёс на бумагу или картон;

• Прорисовав предмет крупно, первоначальным цветом, поверх кладутся более мелкие и многочисленные мазки светлее или темнее по тону или цвету.

• Так как первый же слой краски всё равно полностью закроет первоначальный рисунок, то, делая первый набросок, следует рисовать общие контуры, без подробностей.

• Если много раз и очень густо накладывать мазки гуаши на рисунок, то после высыхания начнётся растрескивание и осыпание красочного слоя;

• Если площадь закрашивания большая и требует совершенно гладкого и монотонного покрытия, то наносить гуашь можно поролоновым тампоном с минимальным количеством воды в краске.

• Гуашь после полного высыхания светлеет почти наполовину.

• Виды и формы мазков гуаши сильно зависят от типа кисточки и степени её жесткости.

Как готовится к занятию по рисованию?

1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т. п.)

2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком. Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченной в воде.

3. Воду для промывания кистей наливают в баночки емкостью 0,5 л. В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Можно ставить несколько баночек на один стол, чтобы дети по мере загрязнения воды могли ее менять.

4. Бумагу для рисования необходимо подписать.

5. Кисти для рисования ставят на подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера (№ 4 – 5, а старшие дошкольники рисуют двумя кистями: толстой (№ 3 – 5) и тонкой (№2).

6. В конце занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены готовые работы (на столе, на мольбертах, на доске и т. п.).

7. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной с другими видами деятельности детей: игровой, музыкальной, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что занятие окончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности или к рефлексии.

Гуашевые краски, скорее всего, можно по праву назвать одним из самых популярных видов красок во всем мире не только среди мастеров, но и среди тех, кто хоть однажды прикасался к бумаге, воде, кисточке и краскам. Так как же писать этими красками и из чего они состоят?

Инструкция по работе с гуашью

Гуашевую краску разводят водой до состояния жидкой сметаноподобной консистенции. Эти краски имеют склонность к расслоению, поэтому их необходимо тщательно размешивать. При наличии излишка воды красочный слой становится тонким и просвечивающимся: краска полностью теряет плотность и очень высветляется. Когда слой высыхает, со временем он пачкается и покрывается трещинами.


Рисуя гуашью, нельзя размывать краску и тереть ее кистью на одном и том же месте.

Необходимо всегда помнить, что при нанесении гуаши на бумагу, она не должна собираться в отдельных местах, потому что, когда она высохнет, получатся пятна, которые после нанесения других слоев краски перекрыть уже будет невозможно. Гуашь, положенная на бумагу толстым слоем, будет выглядеть блестящим клеевым пятном.

Гуашь необходимо наносить на бумагу или холст ровными тонкими слоями, осторожно вписывать один цвет в другой, когда предыдущий слой еще остается влажным. На шар краски накладывать несколько слоев не рекомендуется.

Работая с гуашью, нужно сразу наносить ее на бумагу в горизонтальном направлении, а далее поперек вертикальными мазками.

При этом следует стараться тщательно сохранять четкость очертания рисунка.

При закрашивании поверхности ровными по цвету слоями сначала надо кисть смочить в воде и лишь тогда брать ею краску. Ее не рекомендуется брать прямо из банки. Мокрая кисть всегда зачерпывает краску разной густоты, поэтому, когда она высохнет на рисунке, могут остаться полосы. Перед работой гуашь необходимо развести в подготовленных отдельных чашках.

Кроме всего перечисленного, для того чтобы получить ровное по цвету поле используют шероховатую бумагу или картон. При необходимости внесения поправок во время работы надо сразу смачивать нужное место или удалять краску, соскабливая ее, используя для этого бритву или скальпель.

Для рисования гуашью уместно применять мягкие и упругие кисточки, плоские или круглые.


Некоторые мастера станковой живописи также пользуются эластичными круглыми щетинными кистями.

Применение гуашевых красок

Гуашевые краски широко применяются при работе с рейсфедером и плакатными перьями.

С этой целью их нужно разводить таким образом, чтобы они легко сходили с инструмента. Для закрашивания больших плоскостей эту краску обычно разбавляют и наносят на поверхность посредством аэрографа.

Перед началом работы непосредственно на батике гуашь нужно покрыть его поверхность смачивателем №1, дабы предотвратить скатывание красок в капли.

В ходе работы над плакатом, предназначающимся для улицы, в гуашь необходимо добавить 5-6-процентный раствор столярного клея либо желатина, и алюмокалиевые квасцы, используемые в качестве дубителя для клея.


Особенности гуаши и полезные советы

Главной трудностью работы с гуашью является то, что краска при высыхании резко меняет свой оттенок.

Поэтому художнику во время рисования сложно следить за правильным соотношением цветов и тона. Как правило, светлыми становятся: окись хрома, кадмии, кобальты, охра светлая, золотистая и изумрудно-зеленая. Темнеют, а затем снова высветляются: краплаки, ультрамарин, сиена натуральная и жженая. Более темного оттенка приобретают: ганза желтая и оранжевая.

Чтобы определить цвет высохшей гуаши, следует воспользоваться заранее подготовленными палитрами. Это значительно упростит процесс рисования начинающему художнику. Вообще работа с гуашью предполагает наличие определенных навыков. Сохранять краски нужно в плотно закрытых баночках в условиях комнатной температуры, не допуская ее понижения до нуля.

Если гуашь вдруг засохнет, ее можно с легкостью восстановить.

С этой целью ее следует заливать водой или однопроцентным раствором столярного или желатинового клея. Краска растворяется в течение нескольких суток, затем нужно ее тщательно размешать до образования однородной консистенции.

Сберегать работы, написанные гуашью, рекомендуется в папках. Их нельзя сворачивать в трубки из-за хрупкости слоя краски. Помимо того, не стоит допускать, чтобы картины терлись друг о друга. Для этого можно использовать прокладки, выполненные из папиросной бумаги. Если же краска была нанесена чрезмерно толстым слоем, то она может растрескиваться или осыпаться.

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Подборка фотографий из интернета

Готовим лист к работе

Вам потребуется:

Лист плотной бумаги, тушь, свечка, мыло, широкая кисть, акварель (если хотите сделать фон цветным), баночка с водой. Можно добавлять черную гуашь. Покрывать лист проще, но в ходе работы сильно пачкаются руки и остаются отпечатки пальцев на рисунке.

IMG_4988

1. Закрашиваем лист акварелью. Даем листу хорошо высохнуть

IMG_4990

IMG_4995

IMG_4997

3. Смачиваем кисть тушью, натираем ее мылом и покрываем лист. Мыло не дает туши скатываться по парафину. Даем слою высохнуть и покрываем еще в несколько слоев, до тех пор пока поверхности не будет однородно закрашена.

Гуашь - приемы

Для того чтобы получить желаемый результат при рисовании гуашью и не расстраиваться рекомендую соблюдать простые правила:

Не смешивать краску внутри баночки

Плотно закрывать баночки с краской.

Перед применением размешать краску.

В нормальном состоянии гуашь по консистенции должна быть похожа на масляные краски, т.е. сметанообразна. Если надо, до более жидкого состояния доводят взятую часть на палитре.

Не смешивать разные цвета в жидком состоянии на рисунке.

Рисовать от темного к светлому.

Гуашь не прозрачна и новый мазок хорошо перекрывает предыдущий, поэтому писать нужно от темных тонов к светлым, а не наоборот. То есть, нужно начинать с более темных тонов краски, а световые блики и темные цветовые акценты расставлять в конце работы. (В акварели – в основном действуем наоборот.)

Осторожно – черный!

Нельзя добавлять для изображения тени черный цвет – получится грязь. Для теней лучше брать цвет из противоположного сектора цветового круга от цвета предмета. Этот цвет добавляют в необходимом количестве в основной тон. Чаще всего для изображения тени берут синий, зеленый или фиолетовый.

Так же нельзя использовать черный для получения более темного тона того же цвета по той же причине — грязь получите.

Высохнув, гуашь бледнеет.

Влажная гуашь более яркая, когда она высыхает, то бледнеет благодаря присутствию в ней мела. Поэтому цвета всегда нужно выбирать более насыщенные, чем те, которые вы желаете видеть в итоге.

Гуашь времен Советского союза

Гуашь времен Советского союза

Во-первых, я периодически проверяю все баночки своей гуаши и чуть доливаю кипяченой (а ещё лучше дистиллированной) воды и вымешиваю.

Во-вторых, если гуашь в баночке все же засохла или попала ко мне засохшей, я доливаю теплой кипяченой воды так, чтобы она покрывала чуть-чуть краску и даю постоять так несколько суток. Потом стараюсь размешать краску палочкой до однородности.

В качестве палочек я использую деревянные шпажки для шашлыка. (Я их часто использую для разных целей, поэтому у меня всегда они есть в запасе.)

Деревянные шпажки для шашлыка очень хороши для размешивания туши

Деревянные шпажки для шашлыка очень хороши для размешивания туши

Если с первого раза не удается добиться однородности, а вода вся впиталась, то доливаю ещё чуть-чуть, опять даю постоять около суток и вновь размешиваю.

Если за три таких подхода не удалось реанимировать гуашь, то её остается только выкинуть (но у меня такого не случалось).

В-третьих. Когда я готовила эту статью, то поинтересовалась, а как эту проблему решают другие и нашла способ с водяной баней. Сразу говорю — я так не пробовала.

Суть метода в следующем:

Интернет-источник утверждал, что этим способом удалось реанимировать гуашь, которая просто долгим вымачиванием не восстановилась.

Мои замечания по способу с водяной баней

Меня в этом способе смущают два момента:

  1. Как поведут себя в кипятке пластиковые баночки, в которых хранится гуашь? По логике они должны покоробиться и сжаться.
  2. В составе гуаши связующим служит гуммиарабик или декстрин (вещество, получаемое в результате нагрева крахмала) или подобное им вещество. Не потеряет ли это вещество органической природы свои свойства в результате нагрева? Белки, например, при нагреве выше 40 градусов сворачиваются.

Каким способом восстанавливать свою гуашь зависит только от вас.

Поделитесь здесь своим опытом, пожалуйста. Может быть у вас есть ещё какой-то способ?

Читайте также: