Как сделать туристический маршрут 3 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Экологическое воспитание и образование школьников играет важную роль в формировании личности ученика. Образовательная программа школы содержит программу формирования здорового образа жизни и экологического образования. Кроме того, эти задачи реализуются и через программу внеурочной деятельности. Одной из современных эффективных форм организации деятельности учащихся является образовательный туризм. Одним из направлений образовательного туризма является Экологическая Тропа, как средство приобщения детей к природе. Экологическая тропа - это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения.

В данной методической разработке использованы следующие понятия:

Образовательный туристический маршрут - это маршрут, в котором учащиеся совмещают отдых с обучением.

Квестом называется организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ученики осуществляют поиск информации по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы лучше использовать время учащихся, чтобы использовать полученную информацию в практических целях, чтобы развивать умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.

Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания.

Экологическая тропа – это “учебно – экспериментальная лаборатория” нашей школы в природных условиях. Разработана с учётом природных и исторических особенностей местности, направлена на формирование у школьников потребности бережного отношения к природе и изучению предметов естественного цикла.

Этим и определяется ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, созданию исследовательских групп.

При выборе маршрута экологической тропы учтены основные условия, как:

  • доступность маршрута для посещения учащимися, например, близость к школе, летнему лагерю, пришкольному участку;
  • посещаемость маршрута тропы местным населением, отдыхающими;
  • эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.
  • безопасность.
  • малозатратность.

Цель: формирование целостного представления об окружающей природе, совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, формирование экологической культуры поведения человека в окружающей среде.

Задачи:

а) Образовательная – расширить у учащихся знания об объектах и процессах окружающей нас природы.

б) Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Обзор образовательного маршрута:

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строиться на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении. По назначению экологические тропы делятся на прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебно-познавательные. Наиболее специализированы для цели обучения - учебно-познавательные экологические тропы.

Их протяженность редко превышает 2 км. Они рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися и педагогами школ и должны быть легкодоступны. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских и сельский рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах, вблизи населенных пунктов.

Решающее условие для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная ёмкость маршрута.

В каждом конкретном случае на экологической тропе продолжительность экскурсии будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов. Например, для детей младшего возраста могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты, на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

ПАСПОРТ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА.

Применяемая технология: квест.

Руководитель маршрута: Крылова Мария Олеговна, учитель географии и биологии.

Возраст учащихся: 7-15 лет.

Вид туризма: пешеходный.

Местонахождение: Костромская область, Кадыйский район, посёлок Текун.

Протяжённость: 1850 метров

Назначение: просвещение, обучение, воспитание экологической культуры. Место и средство более подробного ознакомления с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, возможность оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу. Не все остановки тропы обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.

Реализация образовательного маршрута: образовательный маршрут доступен с мая по октябрь. В остальной период маршрут недоступен из-за погодных условий.

Краткое описание границ маршрута: экологическая тропа расположена на территории Паньковского сельского поселения от МКОУ Текунской ООШ до берега р. Нёмда.



Краткая характеристика объектов на маршруте:

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают информацию об этих объектах. Экскурсии по учебной экологической тропе предусматривают обучение, воспитание и активный отдых. Особое место среди этих компонентов отводится отработке навыков правильного, грамотного поведения в природе. Маршрут экологической тропы проходит по 5 станциям и включает участие школьников разных возрастов.

Начинается экологическая тропа со школьного дворика, пересекает луг, где находится остановка №2, далее овраг (остановка №3), сосновый бор (остановка №4) и заканчивается на берегу р. Нёмда (остановка №5). Следуя по маршруту, учащиеся заполняют экологическую карту маршрута.

Создана зона отдыха, которая позволяет активно провести время всем учащимся. Школьный дворик находится удаленно от проезжей части, закрыт забором, что создает безопасные условия для отдыха детей. Построен навес и скамейки, разбиты клумбы.

Знакомство с Правилами поведения на экологической тропе. Приложение №1

Задание: определить роль зелёных насаждений на территории образовательной организации.

Главные растения луга – травы. Они здесь очень разнообразны. На одном квадратном метре иногда можно насчитать до 100 различных видов травянистых растений. В лугах распространены такие растения, как тысячелистник, нивяник, ромашка лекарственная, мышиный горошек, алтей, герань, кукушкины слезки, чина, клевер, лисохвост, тимофеевка, мятлик и многие другие. Огромное количество и разнообразие луговых цветов привлекает насекомых опылителей: пчел, шмелей, бабочек, цветочных мух. На зелени трав кормятся личинки бабочек – гусеницы. В лугу множество видов кузнечиков, саранчи, жуков и многих других насекомых. Также на лугах живут ящерицы, лягушки, жабы, змеи. Здесь обитают птицы: перепел, трясогузка, коростель, скворец, луговой конек, жаворонок, горихвостка. Звери луга: мыши, полевки, зайцы, лисицы, ласка, куница. В почве обитают бактерии и беспозвоночные животные. Есть на лугах и грибы: луговые опята, шампиньоны, дождевики, бледные поганки.

Все живые организмы луга взаимосвязаны. Растительноядные насекомые, птицы и млекопитающие поедают луговые травы и их семена. Насекомые-опылители (пчелы, шмели, бабочки) питаются нектаром и пыльцой цветов. Насекомые служат пищей для насекомоядных птиц, например, трясогузок. На луговых птиц охотятся хищники: коршун, сокол, ястреб. Мыши являются основным кормом для лисиц. Отмершие растительные и животные организмы перерабатываются в почве бактериями и беспозвоночными животными. Разложившиеся остатки служат плодородным субстратом, на котором растет богатая луговая растительность.

Луга нуждаются в бережном отношении. При скашивании травы на лугах, необходимо оставлять нетронутые участки, чтобы растения на них смогли дозреть и распространить свои семена. Нельзя собирать редкие луговые растения, ловить бабочек и других насекомых. Нельзя сжигать прошлогоднюю траву. Некоторые луга являются заповедными территориями, на которых запрещена любая деятельность человека.

Из-за чрезмерного выпаса скота уменьшается разнообразие луговой растительности. При сборе луговых цветов на букеты напрасно губятся самые красивые цветы. Гораздо лучше было бы их сфотографировать и таким образом сохранить себе на память. Также уничтожаются бабочки, шмели и другие насекомые. Многие из них являются редкими и нуждаются в особой охране. Вредной является традиция сжигания весной сухой прошлогодней травы. При этом гибнут молодые ростки и множество полезных насекомых, почвы от этого теряют свое плодородие. На этой станции учащиеся знакомятся с многообразием трав, произрастающих на лугу. Расширяют представления о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, о правилах их сбора, хранения и применения.

Знакомства с Правилами сбора лекарственных растений. Приложение №2

Задание: наблюдение за насекомыми. Сравнительная характеристика их внешнего вида, передвижения.

На данной станции учащиеся знакомятся с отрицательной формой рельефа – оврагом. Овраг — это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Они могут углубляться до водоносного слоя и достигать глубины 10 — 15 м. Овраг имеет следующие части: днище, бровку, склоны, вершину, устье, отвершки.

Задание: определить высоту склона оврага (учащимся 7-9 –х классов), изучить видовой состав растительного и животного мира.

Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.
Характерная особенность леса заключается в том, что образующие его компоненты связаны между собой и с окружающей средой. Так, солнечную энергию – главный источник в растительных сообществах – в лесу поглощают в основном кроны деревьев в процессе фотосинтеза и тем самым накапливают органическое вещество. Основная масса солнечной энергии отражается от поверхности крон и от почвы на прогалинах и уходит в атмосферу, незначительная часть расходуется на транспирацию.
Леса как экологические системы интересны и важны во многих отношениях. Во-первых, это одни из немногих экосистем суши, сохранившиеся в естественном или слабо измененном человеком состоянии; во-вторых, это самые крупные экосистемы на Земле, которые характеризуются высокой продуктивностью и в которых аккумулируется большая часть органического вещества планеты в виде древесины, детрита, гумуса, используемого затем человечеством как для собственного потребления, так и для восстановления исчезающих в процессе его хозяйственной деятельности компонентов биосферы.

Изучение леса можно проводить в любое время года. Он красив и интересен ребятам.

Викторина. Приложение №3

Задание: оценка негативного антропогенного воздействия на экосистему леса, предложить меры по её охране. Приложение №4.

Нёмда — река в Костромской области. Левый приток Волги.
Длина — 146 километров, площадь бассейна — 4750 км², средний расход воды в 48 километрах от устья — 28,9 м³/с. Крупнейшие притоки — Шуя (левый); Шача, Вотгать, Юг (правые). Крупнейший приток — Шуя. Нёмда начинается неподалёку от села Палкино Антроповского района Костромской области. Исток находится на юго-восточной окраине Галичской возвышенности. В верхнем течении река течёт по лесной местности, сильно петляя. Ширина реки составляет 10—15 метров. Приняв слева Шую, которая в месте слияния шире Нёмды, река увеличивается до 20—30 метров и начинает спокойно течь на юг.
Красивые лесные участки по берегам чередуются с лугами и болотами. На последних 20 километрах река расширяется настолько, что чаще об этом участке говорят, как о Нёмденском заливе Горьковского водохранилища.
Залив образует многочисленные острова и имеет изрезанную линию берега. Река Нёмда — это и цветение кувшинок, и отличное купание, и катание на лодках, и великолепная рыбалка. Сюда пока приезжает не так много туристов, но все они оставляют об этих местах самые восхищенные отзывы.

Задание: исследовать характер берегов и растительность, взаимосвязь реки с окружающей природой, использование местными жителями, выяснить нуждается ли эта река в охране? Если нуждается, какие мероприятия по охране данной реки можно провести. Приложение №5

Проводится анализ полученных данных и делается вывод об экологическом состоянии маршрута. Приложение №6

Приложение №1

Правила поведения на экологической тропе

В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

  • запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
  • с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
  • в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
  • на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
  • разводить костры можно только в специально отведенных местах;
  • движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
  • по той же причине не стоит брать с собой собак;
  • после себя не оставлять никакого мусора.

Приложение №2

Правила сбора лекарственных растений.

  • 1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.)
  • 2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
  • 3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
  • 4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделиться сок.
  • 5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
  • 6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
  • 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
  • Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Приложение №3

Викторина-мозаика леса.

1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

4. Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (насекомое)

5. Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние ноги длиннее)

6. Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)

7. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами

Его считают большим трусишкой. (Заяц)

8. Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.

Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)

9. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)

Приложение №4

Подготовить на выбор:

Приложение №5

1. Составить схему реки.

2. Рассказать о реке по плану:

  • Что такое река? устье? исток? русло?
  • Как можно определить, где левый, а где правый берег?
  • Назвать прибрежную растительность?
  • Взаимосвязь с окружающей природой.
  • Использование местными жителями.

Приложение №6

Проводится анализ полученных данных и делается вывод об экологическом состоянии маршрута.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученицы 5Б класса

 Выбор городов в которые мы поедем . Мы решили выбрать город Санкт-Петербург. О нём мы многое расскажем.

Выбор городов в которые мы поедем .

Мы решили выбрать город Санкт-Петербург. О нём мы многое расскажем.

 Выбор маршрута. Первым делом мы рассмотрели карту . Нам нужно было узнать через какие регионы мы будем проезжать. Полина начертила карту . Таким образом мы решили что поедем через такие города как: Курган (Курганская область), Екатеринбург (Свердловская область), Пермь (Пермский край), Сыктывкар (республика Коми), Вологда (Вологородская область), Великий Новгород (Новгородская область). Мы выбрали маршрут и начали своё туристическое путешествие.

Выбор маршрута.

Первым делом мы рассмотрели карту . Нам нужно было узнать через какие регионы мы будем проезжать. Полина начертила карту . Таким образом мы решили что поедем через такие города как: Курган (Курганская область), Екатеринбург (Свердловская область), Пермь (Пермский край), Сыктывкар (республика Коми), Вологда (Вологородская область), Великий Новгород (Новгородская область).

Мы выбрали маршрут и начали своё туристическое путешествие.

 Курган (Курганская область) Наше туристическое путешествие началось с главного города нашего региона - Кургана. Мы решили посмотреть достопримечательности. Первым делом мы пошли на Пожарную каланчу . Пожарная каланча- выдающийся памятник архитектуры, одна из достопримечательностей города Кургана. Мы узнали что строительство началось в 1881 году, а уже через год завершено.

Курган (Курганская область)

Наше туристическое путешествие началось с главного города нашего региона - Кургана. Мы решили посмотреть достопримечательности. Первым делом мы пошли на Пожарную каланчу .

Пожарная каланча- выдающийся памятник архитектуры, одна из достопримечательностей города Кургана.

Мы узнали что строительство началось в 1881 году, а уже через год завершено.


Памятник Наташе Аргентовской . Памятник Наташе Аргентовской - памятник участнице революционной борьбы в городе Кургане (1900-1919). Объект культурного наследия регионального значения №92.

Памятник Наташе Аргентовской .

Памятник Наташе Аргентовской - памятник участнице революционной борьбы в городе Кургане (1900-1919). Объект культурного наследия регионального значения №92.

 Александро -Невский собор Александро-Невский собор (Курган)- главный храм города Кургана .

Александро -Невский собор

Александро-Невский собор (Курган)- главный храм города Кургана .

Следующий город. Мы посмотрели достопримечательности Кургана и теперь отправляемся дальше. Следующий город Екатеринбург. Мы дальше продолжаем своё путешествие!

Следующий город.

Мы посмотрели достопримечательности Кургана и теперь отправляемся дальше. Следующий город Екатеринбург.

Мы дальше продолжаем своё путешествие!

Екатеринбург. Ботанический сад. Оказавшись в великолепном царстве растений и цветов, мы тут же забыли о суете городской жизни и вдохнули чистый воздух полной грудью.

Екатеринбург.

Ботанический сад. Оказавшись в великолепном царстве растений и цветов, мы тут же забыли о суете городской жизни и вдохнули чистый воздух полной грудью.


Памятник Гены Букина. Памятную скульптуру Гены Букина открыли в феврале 2011 года на улице Вайнера. Автором стал скульптор Виктор Мосилев.

Памятник Гены Букина.

Памятную скульптуру Гены Букина открыли в феврале 2011 года на улице Вайнера. Автором стал скульптор Виктор Мосилев.

Город Пермь.

Мы проехали два города. Было очень интересно. Следующим городом был Пермь.

Мы решили что будет интересно погулять по городу.

Памятник поровому молоту Мы решили посмотреть ещё одну достопримечательность.

Памятник поровому молоту

Мы решили посмотреть ещё одну достопримечательность.

Сыктывкар. Следующий город нашего путешествия это Сыктывкар (Республика Коми). Первая достопримечательность которую мы увидели это Стефановская площадь.

Следующий город нашего путешествия это Сыктывкар (Республика Коми). Первая достопримечательность которую мы увидели это Стефановская площадь.

Пожарная каланча . В нашем путешествии мы уже видели пожарную каланчу в Кургане. Но эта каланча отличается от другой. В начале прошлого века это десятиметровое здание было самым высоким в городе. Оно было построено в 1901 году на выделенную земством ссуду в размере трех тысяч рублей. Главной особенностью пожарной каланчи являются часы, установленные на самой вершине. Каждый час в период с восьми утра до десяти вечера они играют музыку.

Пожарная каланча .

В нашем путешествии мы уже видели пожарную каланчу в Кургане. Но эта каланча отличается от другой. В начале прошлого века это десятиметровое здание было самым высоким в городе. Оно было построено в 1901 году на выделенную земством ссуду в размере трех тысяч рублей. Главной особенностью пожарной каланчи являются часы, установленные на самой вершине. Каждый час в период с восьми утра до десяти вечера они играют музыку.

Донское озеро


Вологда. В этом городе очень много достопримечательностей. Вот что нам захотелось увидеть больше всего. Спасо-Прилуцкий монастырь. Спа́со-Прилу́цкий Димитриев монасты́рь — православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким.

В этом городе очень много достопримечательностей. Вот что нам захотелось увидеть больше всего.

Спасо-Прилуцкий монастырь.

Спа́со-Прилу́цкий Димитриев монасты́рь — православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким.


Памятник букве

Памятник букве "О"

Буква "О" тесно связана с Вологдой - почти во всех названиях брендов города встречается эта буква. Инициаторами этого памятника выступили студенты Вологодского института бизнеса.

Памятник представляет собой прописную букву "О" высотой около 2.5 метров, стоящую на металлическом постаменте и украшенную витиеватым орнаментом

Арт-объект Птица-говорун


Великий Новгород. Вот уже мы проехали 5 городов. На нашем пути встретился Великий Новгород. Мы решили первым делом посетить Новгородский кремль – Детинец. Общая площадь крепости новгородского детинца, которая многие века оставалась одной из важнейших оборонительных линий Великого Новгорода, составляет 12,1 га. Построенные на валу крепостные стены, протяженностью 1487 метров, имеют высоту от 8 до 15 метров. Толщина стен в разных частях крепости варьируется от 3,6 до 6,5 метров. Из построенных в XV веке двенадцати башен, до наших дней сохранилось девать.

Великий Новгород.

Вот уже мы проехали 5 городов. На нашем пути встретился Великий Новгород. Мы решили первым делом посетить Новгородский кремль – Детинец.

Общая площадь крепости новгородского детинца, которая многие века оставалась одной из важнейших оборонительных линий Великого Новгорода, составляет 12,1 га. Построенные на валу крепостные стены, протяженностью 1487 метров, имеют высоту от 8 до 15 метров. Толщина стен в разных частях крепости варьируется от 3,6 до 6,5 метров. Из построенных в XV веке двенадцати башен, до наших дней сохранилось девать.


Софийский Собор


Наконец-то мы доехали до Санкт-Петербурга. Об этом городе мы расскажем с помощью рефератов. Надеемся вам понравилось! Спасибо за внимание!

Наконец-то мы доехали до Санкт-Петербурга. Об этом городе мы расскажем с помощью рефератов. Надеемся вам понравилось!


Залог безопасного путешествия — основательная подготовка. Чем лучше спланирован маршрут, тем больше вероятность, что поход пройдёт успешно. Неосмотрительность на лёгком участке или просто досадная случайность — и вы вынуждены прервать свой путь и ждать помощи. Избежать этого поможет чёткое представление о предстоящем пути. В статье разбираемся, как научиться работать с топографической картой, как грамотно спланировать маршрут и что нужно учитывать при подготовке к походу.

Как ориентироваться в походе

Навыки грамотного ориентирования помогают определять своё местоположение и дают возможность планировать оптимальный путь. Можно выделить два наиболее популярных способа ориентирования, а следовательно, и планирования маршрута.

Компас Silva Classic

Компас Silva Expedition 4-360

Колба Moscompass Модель 11

Компас Moscompass Модель 9 Плата R

Компас Moscompass Модель 9 Плата C

Колба Moscompass

Начинать тренировки навыков планирования и ориентирования лучше всего с уже известных или пройденных маршрутов. Так можно избавиться от страха заблудиться и приобрести или усовершенствовать навыки работы с картой и компасом. Вот что нужно сделать:

  • Нарисовать дома трек предстоящего пути.
  • Рассчитать километраж и время. Распечатать карту, используя картографические сервисы.
  • Пройти маршрут с бумажной картой.

Практику можно получить, участвуя в соревнованиях, в которых есть элементы ориентирования: рогейнах, марш-бросках или мультигонках. На них идеальные условия для отработки навыков планирования кратчайшего маршрута и ориентирования на местности, есть дистанции разного уровня сложности и отдельный зачёт для новичков. Приятный бонус — у вас останется подробная карта местности, по которой можно пройти ещё не раз. Главное — ламинировать её скотчем или носить в гермочехле.

Муравьи ориентируются по запахам, перелётные птицы по солнцу и звёздам, кошки и летучие мыши по магнитным полям, дельфины находят путь по низкочастотным звуковым волнам, навозные жуки — по Млечному Пути.

Если возможности поехать в лес или ближайший парк нет, а соревнования не скоро, попробуйте потренироваться на компьютере или телефоне. Вот сервисы и приложения, которые помогут тренировать память, умение работать с картой и быстро принимать решения:

На марш-бросках, рогейнах или мультигонках идеальные условия для совершенствования навыков ориентирования

Этапы планирования туристического маршрута

В основе успешного планирования лежит поэтапный подход. При проработке этапа за этапом формируется понимание всего трека, его особенностей и участков, требующих повышенного внимания. И в этом процессе важен каждый пункт. Пренебрежение хоть одним из них ведёт к появлению пробелов в понимании целей и специфики движения. А это уже может обернуться стрессовыми ситуациями или угрозой для жизни. Поэтому важна проработка даже самого, на первый взгляд, простого маршрута.

Статья

Статья по теме

Изучаем рельеф местности и вычисляем расстояние

В горных регионах важно обратить внимание на крупные элементы рельефа: хребты, долины, реки, перевалы. При планировании горного маршрута важно учитывать как горизонтальные метры, так и вертикальные. Каждый горизонтальный сантиметр на карте масштаба 1:25 000 — это 250 метров на местности, в масштабе 1:50 000 — 500 метров.

Статья

Статья по теме

Для определения перепада высот на топографической карте используются горизонтали — замкнутые кривые линии, все точки которых находятся на одинаковой высоте над уровнем моря. Эти линии дают представление о рельефе. В местах, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим.

Общий принцип передвижения на маршруте — выбор траектории с наименьшим набором и сбросом высоты. Исключения, как правило, делаются для посещения особо интересных мест либо в тренировочных целях.

Перепад высот на карте отображается горизонталями. Там, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим

Перепад высот на карте отображается горизонталями. Там, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим

Определить расстояние по бумажной карте можно с помощью курвиметра. Этот прибор состоит из зубчатого ролика и счётчика пройденного количества зубцов. Чтобы узнать длину, нужно прокатить роликом по линии на карте. На циферблате или дисплее отобразится длина в сантиметрах. Зная масштаб карты, можно легко вычислить расстояние.

Определяем сложность маршрута

На этапе планирования также важно определить технически сложные места: броды, крутые подъёмы и спуски, курумники, густой лес, снежники и ледники. Советуем изучить отчёты туристов и фотографии районов, где вы планируете маршрут. При этом не стоит забывать, как сильно может измениться сложность одного и того же участка маршрута в разных погодных условиях. Крупный курумник, засыпанный снегом, так же как и оттаявшая каменная осыпь, может стать серьёзным препятствием на пути и заставить вас развернуться или искать обход.

Оцениваем свои возможности

Важно критически оценивать свои силы и уровень физической подготовки и при расчёте графика движения закладывать не ускорения, а возможные задержки. Это поможет не растратить силы раньше времени и сохранить комфортный темп движения. При этом в групповом походе нужно учитывать опыт и физическую подготовку каждого участника и заранее проинформировать группу о том, где проходит маршрут, сколько времени он займёт и какая будет нагрузка в пути.

Рассчитываем время движения

При расчёте времени принято исходить из средней скорости передвижения: четыре километра в час по равнинной местности, 300 метров в час для подъёма в гору и 500 метров в час для спуска. Следует учитывать физическую подготовку участников и делать поправки на погоду и состояние покрытия. Лёд, снег, грязь, трава, технически сложные участки без троп — все эти факторы замедляют темп движения.

Не забывайте вносить в график время для остановок на отдых и любование видами. В среднем это 5-10-минутные привалы каждый час, или от 10 до 20% от времени в движении. В спортивных походах время на отдых рассчитывается индивидуально.

Рассчитав расстояние, набор высоты и спуск, время на прохождение сложных участков, а также на остановки и возможный форс-мажор, вы получите приблизительное время, на которое можно ориентироваться при планировании маршрута.

Рюкзак Deuter Aircontact Lite 50+10 Arctic/Teal

Рюкзак Ferrino Finisterre 38 Black

Рюкзак Mammut Trion Spine 50 Olive/Black

Рюкзак женский Osprey Ariel 65 Ceramic Blue

Рюкзак Ferrino Transalp 80 Bordeaux

Рюкзак Osprey Aether Plus 70 Axo Green

Рюкзак женский Fjallraven Keb 52 Storm-Dark Navy

Отмечаем источники воды

Необходимо заранее обратить особое внимание на места, где можно пополнить запас воды, и постараться найти информацию о качестве этих источников. Практика показывает, что многие отмеченные на картах родники могут быть сезонными. Вода в них есть только в период активного таяния снега — весной и в начале лета. Воду из ненадёжных источников, например запруд, придётся фильтровать, а в колодцах может не оказаться приспособлений для подъёма воды с глубины, и понадобится верёвка и смекалка, чтобы добраться до живительной влаги.

Кроме того, важно определить расстояние между источниками и рассчитать рабочий и запасной объём воды для потребления. Отсутствие своевременной гидратации может существенно снизить темп и увеличить время прохождения маршрута. Не игнорируйте магазины и кафе по дороге, в них можно купить воду.

Лёгкие и компактные туристические фильтры помогут быстро очистить воду из ненадёжных источников

Планируем места для ночёвки

Как правило, хорошие варианты ночёвок отмечены на картах. Это ровные большие площадки в местах, где нет камнепада, угрозы схода лавины или подтопления. Учитывайте, что условия могут поменяться, поэтому, независимо от популярности стоянки, на месте ещё раз оцените безопасность площадки.

Статья

Статья по теме

Также при проработке маршрута стоит обратить внимание на приюты, балаганы и другие рукотворные убежища, в которых можно переночевать или укрыться от непогоды.

Выбирайте правильные места для ночёвки, чтобы не проснуться в воде, не оказаться под лавиной или на звериной тропе

Продумываем меры безопасности и план эвакуации

При планировании необходимо продумать запасные варианты обхода сложных мест и пути выхода в цивилизацию. В горах погода меняется очень быстро, поэтому нужно иметь координаты всех возможных укрытий. Это могут быть как специальные туристические приюты или пастушьи домики, так и естественные убежища.

При прохождении потенциально опасных маршрутов их необходимо регистрировать в МЧС России или в профильных местных службах за границей. При этом нужно понимать, что чем более труднодоступный регион, тем дольше туда будут добираться спасатели. Вертолётов мало, вылеты зависят от погоды, поэтому есть вероятность, что спасателям придётся идти к вам пешком, а на это нужно время. В случае эвакуации пострадавшего обратный путь займёт в несколько раз больше времени.

Также учитывайте, что в случае схода с маршрута понадобятся деньги, чтобы оплатить услуги по перевозке. Их нужно заложить в бюджет похода.

Статья

Статья по теме

Обоснование актуальности темы. В этом году Ханты-Мансийскому району исполнилось 88 лет. В связи с этой датой в школе на уроках и классных часах мы часто говорим о нашем северном крае. В школьной и поселковой библиотеке оказалось много интересных книг. Я прочла несколько и поняла, что рассказать обо всем районе невозможно. Он очень большой. На карте Ханты-Мансийский округ похож на бабочку, а наш район протянулся почти через весь округ с севера на юг. Он как тело бабочки, а другие районы как красивые пестрые крылья.

Я читала книги и думала, а что знают о нашем посёлке и районе люди в других городах нашей страны? Конечно, знают о городе Ханты-Мансийске, ведь он столица нефтяного края. А вот о нашем поселке мало кто слышал. Поэтому мне захотелось рассказать о нем.

Цель работы: разработка маршрута экскурсии по поселку Бобровский.

Обект исследования:посёлок Бобровский и его окрестности.

Предмет исследования: достопримечательности посёлка Бобровский.

Методы исследования: наблюдение за жизнью в посёлке, анализ литературы о районе и посёлке, анализ полученных результатов, интервью с библиотекарем.

Гипотеза: я предполагаю, что в нашем посёлке и его окрестностях есть много достопримечательностей, которые будут интересны гостям.

Результаты: В нашем посёлке есть достопримечательности, которые будут интересны гостям. И в наш район многие туристы с удовольствием бы приезжали. Надо в будущем создавать для них условия:строить кемпинги, организовывать экскурсии.

Для того, чтобы дети стремились больше узнать о своей родине, надо придумывать интересные игры, проводить викторины и конкурсы, посвящённые истории и природе родного края. Для ребят придумана игра "В гости к другу".

Автор: Купцова Варвара, 11 лет, ученица 4 класса МКОУ ХМР СОШ п. Бобровский. Руководитель: Звягинцева Светлана Аркадьевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории МКОУ ХМР СОШ п. Бобровский, Ханты-Мансийский район, Тюменская область.

  • Светлана Аркадьевна
  • 18 апреля 2012
  • 15722
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Читайте также: