Как сделать тупик в шашках

Обновлено: 07.07.2024

Предположим, что в конце нашей партии у нас осталось 3 дамки и у противника 1 дамка. Как нам выиграть, всегда ли в таких концовках можно выиграть?

Однозначно можно сказать да, но при выполнении одновременно следующих условий:

1. По правилам в русских шашках, имеющему три дамки против одной дается 15 ходов на ловлю дамки противника. Если дамка противника будет поймана на 16 ходу, то такая партия считается ничейной.

Поэтому нельзя ловить дамку противника без конкретного плана. Требуется конкретный план.

7.2.1. Если один из игроков предлагает ничью, а другой принимает это предложение.

7.2.2. При невозможности выигрыша ни одного из соперников.

7.2.3. Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция, причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.

7.2.4. Если игрок, имея в окончании партии три дамки (и более) против одной дамки противника, своим 15-м ходом (считая с момента установления соотношения сил) не побьет дамку противника.

7.2.5. Если в течении 15-ти ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

7.2.6. Если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна шашка не стала дамкой) на протяжении:

-в 4-х и 5-ти фигурных окончаниях – 30 ходов,

-в 6-ти и 7-ми фигурных окончаниях – 60 ходов.

7.2.7. Если игрок, имея в окончании партии три дамки, две дамки и простую, дамку и две простые против одинокой дамки, находящейся на большой дороге, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции .

7.2.8.Если игрок, имея в окончании партии две дамки, одну дамку и простую, одну дамку против одинокой дамки своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции.

7.2.10. Окончания игры, описанные в статьях 7.2.7, 7.2.8, 7.2.9 называются стандартная ничья.

Как играть в шашки

Ознакомившись с правилами игры в шашки что детально расписаны на этой страницы, вы сможете спокойно играть в классические русские шашки и поддавки. Правила игры в шашки очень просты, прочитав их один раз, вы научитесь играть в них на всю жизнь.

Игровая доска и шашки

В шашки играют на той же доске что и в шахматы, купить ее не составит труда она продается в сувенирных или спортивных магазинах. Кстати, доску и шашки можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Доску можно расчертить на бумаге, картоне или тонкой фанере, а фигурки (шашки) вырезать с толстого картона, резины, фанеры, или использовать монетки. Просто включите фантазию :)

Сколько клеток и рядов на доске для шашек?

В Русские и Английские шашки играют на доске с 64 клетками (8х8 рядов), ровно как черных, так и белых клеток. С левой стороны доски напротив клеток есть цифровая разметка от 1 до 8, а снизу под клетками алфавитная разметка A, B, C, D, E, F, G, H, все эти цифры и буквы нужны для записывания ходов в шашках и шахматах.

Сколько шашек в шашках?

Для игры в русские шашки в наборе должно быть ровно 24 шашки, 12 белых и 12 тёмных.

Как расставить шашки на доске?

Перед началом игры нужно правильно разместить доску на столе. Она должна лежать так, чтобы внизу слева со стороны игрока угловое поле было тёмным. Шашки расставляются на трёх ближайших рядах с тёмными полями.

Как расставить шашки на доске

Кто первый ходит в шашках?

Первыми ходят белые фигуры. Чтобы определить кто играет какими шашками, один с игроков берет в каждую руку по одной шашке, белую и тёмную, за спиной их перемешивает и вытягивает руки с зажатыми в кулаках шашками второму игроку, который должен выбрать руку с шашкой. Какой цвет шашек попадется теми и играет.

Как ходят и бьют шашки

Шашки ходят на одну клетку з ход и только по черным клеткам что находятся рядом по диагонали и ходят шашки только вперед, назад шашки не ходят. На изображении внизу показано что у белой шашки есть два варианта куда походить.

Как ходит простая шашка

В русских шашках, шашки могут бить как вперед, так и назад.

Пример как шашка бьет


Шашка может бить вперед и назад

За один ход шашка может побить сколько вражеских фигур сколько это возможно. Например, на нижнем изображении показано как шашка бьёт зразу две вражеские фигуры за один ход.

Шашка бьет зразу две шашки противника

Обязательно ли бить шашки?

Да, бить вражескую шашку обязательно, если есть несколько вариантов взятия вражеских шашек, игрок сам определяет какую именно бить ему шашку. Бывает так, что игрок не увидел что ему нужно бить, тогда противник должен обязательно ему показать где он должен бить.

Как ходит и бьет дамка в шашках?

Дамка самая сильная фигура в шашках, чтобы ее получить простая шашка должна дойти до последней черной клетки на стороне противника, тогда шашку переворачивают чтобы обозначить ее как дамка. Когда простая шашка стает дамкой она продолжает ход по правилам дамки. Дамок у игрока может быть 12 штук. Их количество зависит от того сколько простых шашек игроку получится довести до последнего ряда противника.

Как ходит дамка в шашках

Дамка ходит и бьет на любое расстояние по диагонали. Внизу пример как дамка бьет зразу две фигуры соперника.

Как бьет дамка в шашках

Что делать если в шашках некуда ходить?

Игрок, который не может походить, проиграл. Часто бывают ситуации когда на доске есть еще шашки, но походить или бить они не могут, так как заблокированы шашками соперника, в таких ситуациях проигрывает тот, кто не может сделать свой ход.

Как играть в Поддавки?

Поддавки — это русские шашки только наоборот, это значит что правила в поддавках как в русских шашках, только побеждает здесь тот, кто первым сдаст свои шашки противнику или заблокирует их. В поддавки интересно играть и за их простоты и быстрых партий, они очень популярны на территории России, Украины и Белоруссии.

Теорию вы освоили, теперь примените свои знания правил шашек в игре против реальных людей, слабо!!

ВложениеРазмер
Ловушки в русских шашках 83.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Совершенствования профессиональной деятельности

Хлудеева Юлия Андреевна,

педагог дополнительного образования

гимназии № 105 Выборгского района

Каплунов Я.Л., методист, руководитель ГУМО

Самойлова М.И., педагог дополнительного

I. Психолого-педагогический подход в работе педагога

дополнительного образования . …………………………………… 3

II . Ловушки в шашечной партии

Основные стратегические приёмы борьбы … …………………. 6

- Ловушки в эндшпиле ……………………………………….. 6

- Ловушки в миттельшпиле ……………………………………… 10

- Ловушки в дебюте ………………………………………… 13

Играйте, думайте, решайте!…………………………………………… 15

В в е д е н и е

Чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер

№ 105 Выборгского района Санкт-Петербурга.

I. Психолого-педагогический подход в работе педагога

Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах подрастающего поколения и государства.

Дополнительное образование приобщает юных петербуржцев к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению значимого результата. Этот вид образования способствует развитию личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка, интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся потребности детей в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Дополнительное образование детей создает "ситуацию успеха" (Выготский Л.С.), помогает ребенку в изменении своего статуса, т.к. в процессе занятий различными видами

деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом.

40% общей численности школьников.

Шашки как дисциплина дополнительного образования являются абстрактно-логическим видом спорта (по классификации Матвеева Л.П.), имеют физкультурно-спортивную или досуговую направленность, как в нашей гимназии.

Шашки с древнейших времен вошли в быт народов, населяющих все материки Земли, стали подлинно народной игрой, частью национальных культур. Конечно, правила игры, особенности тактических приёмов, к которым относятся ловушки, в каждой стране свои.

Шашки относятся к интеллектуальным видам спорта, способствуют развитию кругозора и формированию личности подрастающего поколения.

На занятиях по шашкам ребята знакомятся с азами и постигают тонкости и секреты древней и мудрой игры, изучают историю и теорию, решают занимательные задачи, изучают шашки народов мира.

Издавна в нашей стране популярны русские шашки, игра в которые ведётся на 64-клеточной доске. Они привлекают простотой, несложными правилами, простыми ходами, которые неожиданно открывают возможности сложных и красивых манёвров, разнообразных комбинаций, концовок и этюдов.

Именно эти правила удивляют и привлекают ребят, воспитывают смелость, самообладание, помогают выражать и сдерживать свои чувства – сомнения, риск, досады, торжества!

И часто побеждает тот, у кого твёрже характер, кто сумеет рассчитать свои силы и мобилизовать их до конца партии.

Исследователи отмечают, что дети, которые играют в интеллектуальные игры, учатся лучше. Они отличаются хорошей памятью, высокой реактивностью при принятии решений, креативным подходом в выборе стратегии своих действий и поступков в жизни.

В процессе обучения шашкам наиболее доступный и распространённый метод педагогического подхода – наблюдение . Оно должно быть систематическим, разносторонним, объективным. Данный метод позволит отметить интерес к шашкам, активность, творческий подход – интерес к решению комбинаций, участие в турнирах, конкурсах. К традиционным методам педагогического подхода относятся и беседа . В беседах, диалогах, дискуссиях можно выяснить желания, интерес, причины тех или иных поступков.

Используются традиционные методы (средства) обучения (по Матвееву Л.П): показ – демонстрация, беседа, рассказ, объяснения, метод упражнений (картотека), самопроговаривание, идеомоторная тренировка (мысленное представление последовательности ходов в партии или в комбинации), соревновательный метод.

Формируя группу, приглашая ребят в шашечную секцию, следует опираться на следующие приоритетные принципы:

- личностные интересы, потребности, способности ребенка

- возможность свободного самоопределения ребенка

- единство обучения, воспитания, развития

- практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Данный подход соответствует принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию. Необходимо любить всех детей и создавать максимальные условия для развития каждого ребёнка с учётом возраста. Гуманистическая педагогика требует ставить ребёнка в центр педагогических отношений и делать всё, чтобы он получил максимальное развитие.

Главная задача педагога дополнительного образования во внеурочное время — развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножить.

В процессе взаимодействия педагога и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма). Поэтому так важно, обучая ребёнка шашечному искусству, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помочь ребенку, применяя метод похвалы, одобрения, доброго слова, эмоционально и психологически поддержать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.

II. Ловушки в шашечной партии

Основные стратегические приёмы борьбы

К основным стратегическим приёмам борьбы относятся комбинации, жертвы, угрозы, ловушки и др. Комбинации и жертвы позволяют быстро и с минимальными потерями завершить партию в свою пользу.

По своей практической ценности ловушки уступают комбинациям и жертвам, но дополняют и расширяют понимание игры, хотя встречаются не часто и не играют решающей роли (Т.Л. Шмульян).

Ставя ловушки, один из играющих создаёт у себя видимость слабости и тем самым как бы предлагает противнику её использовать. В действительности же эта слабость оказывается ложной и за ней скрывается выигрыш. Но очень важно, чтобы ловушечный ход не был слишком слаб, так как может быть легко разгадан. Полезно ставить многовариантные ловушки, т.е. делать такие ходы, которые создают сразу две, а то и три ловушки. И тогда противник может разгадать одну из них, но зато попасть в другую.

В работе представлены примеры из дебюта, миттельшпиля и эндшпиля.

Начинающим игрокам легче приступить к изучению стратегических приёмов борьбы с примеров, имеющих минимальное количество шашек. Такие позиции встречаются, как правило, в эндшпиле. Мною предложен следующий порядок изучения ловушек: в эндшпиле, в миттельшпиле и в дебюте.

Читайте также: