Как сделать тугру

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Тугра в качестве графического символа высшей власти до развития геральдики представляла собой и герб, и печать, удостоверяя принадлежность ознаменованного ею документа первому лицу государства. Историки сходятся во мнении, что тугры появились в империи Чинхисхана ориентировочно в XIII—XVI веках. По поводу того, зачем ими пользовались русские цари, точки зрения исследователей расходятся.

Простое заимствование

Дань уважения

Доктор политических наук, советский и российский историк Рафик Мухаметшин, не оспаривая своего коллеги Дамира Хайретдинова, развивает его гипотезу, добавляя, что русские царские тугры использовались на именных грамотах и посланиях в дипломатической переписке правителей России с лидерами мусульманских империй. С конца XVI века, когда Золотая Орда обрела фактическую независимость, подобные письма от русских царей получали Османская империя, Крымский юрт. Среди адресатов были персидские шахи, крымские тайши, индийские падишахи, бухарские, крымские, хивинские ханы, монгольские алтын-ханы, азербайджанские и северокавказские князья и ханы. Тугра, как и у мусульманских шахов, на русских бумагах помещалась над первой строкой документа в центре и поначалу графические символы просто копировались с мусульманских.

Подпись султана Сулеймана Великолепного

Подпись султана Сулеймана Великолепного

Еще и предшественница водяных знаков?


Тугра – это каллиграфически выполненная подпись-монограмма, которой широко пользовались в официальной переписке османские султаны и крымские ханы. Самая ранняя из представленных на выставке тугр принадлежит османскому падишаху Орхану I Гази и датирована 1326 годом. Однако на выставке можно увидеть целую галерею тугр с именами правителей Российского государства в разные эпохи – Михаила Романова, Алексея Михайловича, Петра Великого, Александра Первого, Николая Первого и даже Владимира Путина.

Конечно, тугра нынешнего Президента РФ, выполненная художником Рамилем Насыбулловым, не является официальной подписью, так же, как и тугра президента Татарстана Рустама Минниханова, представленная на выставке. Но на протяжении нескольких веков тугры с именами российских правителей имели тот же статус, что и в Османской империи или в Золотой Орде, и были своеобразным кодом для налаживания межгосударственных и межцивилизационных контактов.



Приветствие главы Духовного управления российских мусульман, оформленное в виде грамоты, на открытии выставки приняла заместитель директора Музея Востока, искусствовед Татьяна Метакса:


Выставка занимает всего один зал. Тугры размещены на постерах в строго хронологическом порядке, и каждая тугра представлена не только как документ в виде увеличенной фотографии оригинала, но и как отдельная каллиграфическая композиция, выполненная золотыми буквами на темно-зеленом фоне. Экспонаты, которые можно увидеть на выставке, хранятся в нескольких местах – Российском государственном архиве древних актов, Архиве Российской академии наук, Бахчисарайском историко-культурном и археологическим музее-заповеднике и Государственном архиве Республики Крым.


Куратор выставки – известный историк-востоковед, профессор Российской академии наук Илья Зайцев, специалист по восточной археографии, один из руководителей Международного фонда иранистики в Москве. По моей просьбе Илья Владимирович дал некоторые разъяснения для наших радиослушателей:

– Собирал я ее несколько лет. Идея о ней пришла ко мне довольно давно. В ходе моей архивной работы попадались образцы тугр, в том числе и русские тугры, которые были созданы для русских государей – поначалу царей, а потом императоров. И мне было интересно сопоставить эти тугры с той традицией, которая существовала в Крымском ханстве (потому что идея выставки была навеяна именно крымской ханской традицией), а потом и с Османской традицией – как первоначальной. Задача была – показать как русская тугра, этот язык политической каллиграфии был воспринят в Москве, а потом и в Петербурге, и как он использовался царской имперской властью для общения с мусульманами. И внутри империи, и за ее пределами, потому что мы знаем, что послания с этими туграми направлялись, в том числе, и за пределы Российской Империи – и в Индию, и даже в Монголию, не говоря уже о Средней Азии.


Вот две уникальных тугры, которые явно имеют параллели с османскими. Они были изготовлены для императоров Александра I и Николая I. Тугра Александра была сделана уже после его смерти. Эта его посмертная тугра была установлена в 1830 году на фонтане несколькими крымско-татарскими беями в Бахчисарайском дворце в память о посещении этого места Александром I. Тугра была изготовлена из меди и до сих пор сохранилась, к счастью. И возможно, в скором времени она будет установлена там же, на этом фонтане. Было бы очень символично и хорошо, если б это произошло!


На открытии выставки присутствовал Виталий Афиани, советник директора Архива Российской академии наук, заведующий кафедрой археографии РГГУ, почетный член Российской Академии художеств:

В Республике Марий Эл прошел Праздник богатырских традиций

Во Владимире прошло заседание Совета регионального отделения РИО

Во Владимире прошло расширенное заседание Совета регионального отделения РИО

19 января 2022 г. во Владимире прошло расширенное заседание регионального отделения Российского исторического общества.

Итоги юбилейного года. 800-летие со дня рождения Александра Невского

800-летие со дня рождения Александра Невского. Итоги юбилейного года

Отделение Российского исторического общества во Владимирской области подвело итоги года, посвященного 800-летию со дня рождения Великого князя Владимирского Александра Невского.

Цех историков

Михаил Александрович Вербов — русский живописец и график. Вне России и с Россией

Вне России и с Россией. Русский живописец и график Михаил Александрович Вербов

Работа историка-архивиста — сродни труду следователя. Приходится строить и отвергать различные версии, обращаться к разным архивным документам, анализировать содержащиеся в них сведения, идти по следам, казалось бы, совсем незначительных фактов, возвращаться назад и вновь искать, пока в калейдоскопе часто противоречивых событий, дат и имён не проявится искомый результат…

Штурм цитаделей. Красная армия против немецких крепостей в 1945 году

3982685689216358693815615.jpg

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна



Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

Подпись – это не просто несколько линий, петель, штрихов и завитушек, которые нужны для украшения и дополнения официальных документов. Дело не только в том, что, скажем, для графолога подпись становится отражением психологического портрета человека. Каждый человек при создании своего собственного рукописного знака на бумаге осознанно или подсознательно может пользоваться тем, что придумали задолго до него – элементами, многие из которых ведут свою историю с незапамятных времен и не собираются уходить в прошлое даже в современном полном электронных гаджетов мире.


Подписи, монограммы, вензеля и лигатуры

Как и автограф знаменитости, подпись – своего рода творческий акт. Это и отдельные буквы и значки, и их совокупность – изображение целиком, словно небольшое графическое произведение. В прошлом, когда подписи ставили куда реже, чем сейчас, они действительно иногда напоминали произведения искусства – такие, которые могли заключать мир или начинать войну, украшать собой шедевры и становиться предметов долгих исследований ученых.


Подпись Елизаветы I

Был, например, монокондил - разновидность вязи, древнего кириллического письма, при котором буквы связываются вместе в причудливый орнамент. Монокондил – это их замысловатое переплетение, в котором иногда лишь при пристальном изучении можно увидеть отдельные слова. Таким способом, например, изображали титулатуру Петра Великого на документах.

Знак, который образуется при соединении букв – лигатура, когда-то давно она была придумана для того, чтобы сэкономить место и увеличить скорость письма. Лигатуры окончательно утвердились, когда началось книгопечатание – Иоганн Гуттенберг использовал такие знаки, набирая шрифт для своей Библии.


Греческая лигатура - сочетание букв мю и омега

Особенное положение среди подписей занимают монограммы. Чаще всего монограмма состоит из первых букв имени и фамилии, инициалов. Но вообще это может быть сочетание любых букв, которые написаны вязью, переплетены, вместе представляя собой цельное и уникальное изображение. Супружеские монограммы – соединенные в единый рисунок инициалы мужа и жены – первые буквы их имен и общей фамилии.


Бриллиантовая заколка с монограммой Екатерины II

В монограммах, помимо эстетического, был и практический смысл: таким личным знаком помечали разные вещи – от канцелярских принадлежностей до одежды.

Красивая, образующая интересный узор монограмма представляет собой вензель – его нередко можно было увидеть на фамильном дорогом фарфоре и столовых приборах. Впрочем, это и теперь входит в моду.


Вензель Николая I на фарфоровой тарелке

Что написано пером.

Подпись правителя государства – нечто серьезное, не просто монограмма, украшающая фамильное серебро. Примечательно, что средневековые короли частенько не знали грамоты и изобразить на бумаге настоящую подпись не могли. Тогда использовали так называемый завершающий штрих.
Монограмма правителя на средневековом документе государственной важности почти полностью изображалась писцом. От правителя требовалось лишь поставить какой-либо знак внутри – небольшую деталь, которая придавала документу законную силу.


Подпись Карла Великого - маленький v-образный значок внутри ромба. Остальное - работа писца

Поначалу завершающий штрих использовался как подпись королей династии Меровингов, они правили на территориях, где сейчас находятся Франция и Бельгия, с V по VIII век.

Некогда османский султан Орхан I прикладывал к документам свою ладонь, которую перед этим погружал в чернила. Потом уже на востоке появилась традиция написания тугры – персонального знака правителя, несколько напоминавшего по очертаниям ладонь. Имя правителя и его титул изображали в виде арабской вязи – каллиграфически, переплетая слова и знаки.


Наибольшее распространение тугра получила в Османской империи. Значение ее было очень велико. За подделку этого именного знака преступник приговаривался к смертной казни. Тугры использовали и другие мусульманские государства, в том числе Монгольская империя. Любопытно, что и правители Московской Руси при переписке с восточными государствами изображали на документах тугру – как предполагают некоторые историки, в знак уважения к традициям адресатов. Эта практика сохранилась вплоть до Петра I.

Подписи художников и автографы


Подпись скульптора Жильбера - XII век, Франция

Лишь когда тысячелетие темных веков подходило к концу, когда искусство становилось все более светским, а художники благодаря усовершенствованной сети дорог начали путешествовать по городам и весям, вспомнили о подписях, которыми были украшены работы античных мастеров. Сначала в Италии – там прошлое было повсюду и подражать ему было проще всего. Отметка на произведении помогала потенциальным заказчикам найти художника, работая как реклама.


Такой была подпись художника Вермеера

Художники не сразу стали ставить на картинах свои монограммы – поначалу подпись зашифровывали, прятали. Так, на холстах Доссо Досси появлялась кость – именно так переводится с итальянского имя мастера. Впоследствии появились уже сами буквенные знаки, часто монограммы которые художник оставлял поверх законченной картины – они, эти знаки, существенно помогли последующим поколениям ценителей, идентифицировать старинные холсты.


Так выглядит подпись Джона Толкиена

Особую категорию подписей представляют автографы – те, что написаны людьми известными. Еще в XVIII веке возникло это увлечение – коллекционирование автографов. Не прекратилось оно и сегодня. Аукционные дома постоянно проводят торги на документы, содержащие подписи знаменитых людей прошлого – по понятным причинам автографы тех, кого уже нет на свете, ценятся значительно выше ныне живущих музыкантов, актеров, спортсменов и политиков. Впрочем, и они пополняют коллекции охотников за автографами – часто подпись звезды на клочке бумаги автоматически поднимает стоимость этого клочка на несколько десятков, а то и сотен долларов.


Монограмма художника Альбрехта Дюрера, XVI век

Станет ли автограф впоследствии бесполезным и не имеющим стоимости или приобретет дополнительную ценность? Во всяком случае, за письма с подписями некоторых исторических личностей ведутся весьма серьезные аукционные споры. Цена автографа Петра I составляет около десяти тысяч долларов, примерно в ту же цену обходится право владеть письмом Исаака Ньютона. За документ же, написанный рукой Леонардо да Винчи, была уплачена колоссальная сумма в тридцать миллионов долларов.

Читайте также: