Как сделать трюк из матрицы

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Этот фильм изумил всех в 1999 году, и эти закулисные истории "Матрицы" могут поразить вас прямо сейчас. Во всяком случае, они будут вам интересны, если вы являетесь фанатом этой революционной фантастической эпопеи.

Сценаристы и режиссёры Лана и Лилли Вачовски создали нечто уникальное: приключение, которое объединило воедино самые разные веяния поп-культуры и соединило их с глубокими философскими идеями о природе реальности. Зрители не могли насытиться, превратив "Матрицу" в один из крупнейших хитов года. Затем последовали два продолжения: "Матрица: Перезагрузка" и "Матрица: Революция".

Создание этого фильма было непростой задачей. От знаменитого эпизода с "заморозкой" Нео до динамичной сцены в вестибюле — чтобы оживить воображаемый мир этой истории, были необходимы самые разные трюки и визуальные эффекты. Во время производства фильма одна звезда боролась с травмами, другая испытала проявления расизма, а создатели фильма вдохновлялись собственным чувством гнева. Были, конечно, и приятные моменты: один из них — это то, что Киану Ривз в очередной раз доказал, что он является самым порядочным парнем в Голливуде.

Хотите ещё больше интересного про создание "Матрицы"? Если да, то глотайте красную таблетку и продолжайте читать.


10. Доказательством правильности концепции был 600-страничный комикс

фото: Warner Bros. Pictures

"Доказательство правильности концепции" часто используется, когда кинематографисты хотят взяться за рискованный или амбициозный проект. Это план, который может иметь разные формы. Независимо от этой формы цель состоит в том, чтобы дать руководителям студии представление о том, как должен выглядеть фильм и как он должен ощущаться.

В "Матрице" Лилли и Лана Вачовски довели идею доказательства правильности концепции до максимума. Они заказали книжку комиксов на 600 страницах, содержавшую весь фильм, разбитый на раскадровки. Книга, созданная художниками комиксов Джефом Дарроу (Geof Darrow) и Стивом Скроце (Steve Skroce), была настолько тщательно продумана и впечатляюще детализирована, что руководство компании "Уорнер Бразерс" выделило сёстрам Вачовски колоссальный бюджет в размере 60 миллионов долларов, чтобы воплотить это всё в жизнь.


9. Для съёмок эффекта "буллет-тайм" потребовалось 120 фотокамер

фото: Warner Bros. Pictures

Большой денежный выстрел ("money shot") в "Матрице", в котором Нео наклоняется назад, чтобы избежать летящих в него пуль, теперь хорошо известен миллионам. Камера вращается вокруг него, пока он практически замирает в воздухе. До этого никто никогда не видел такого спецэффекта, названного "буллет-тайм" ("bullet time") (буквально "время пули").

Как это сделать, придумал специалист по спецэффектам Джон Гаэта (John Gaeta). Он предложил поставить 120 фотоаппаратов бок о бок, а затем рассчитать время так, чтобы они все сработали с интервалом в несколько микросекунд. Когда снимки скомпилировали на компьютере, получился незабываемый визуальный эффект, ставший культовым.


8. Киану Ривз отказался от многомиллионного гонорара в пользу команды, работавшей над спецэффектами

фото: Warner Bros. Pictures

Киану Ривз давно имеет репутацию славного парня. И это не пустая болтовня. О его поступках по съёмочным площадкам ходят легенды.

После того, как "Матрица" стала блокбастером, он подписал контракты на съёмки в ещё двух сиквелах. Будучи звездой, он имел право на гонорар, начисляемый с каждого повторного исполнения оригинального фильма. Вместо того, чтобы забрать себе все деньги, которые он заработал, большую их часть он отдал команде, работавшей над спецэффектами трилогии. Ривз посчитал, что их работа настолько связана с успехом фильма, что они заслуживают большой премии.


7. Кодом "Матрицы" был рецепт суши

фото: Warner Bros. Pictures

"Код", использованный в "Матрице", продолжает будоражить зрителей. Это длинная цепочка символов зелёного цвета, которая выглядит одновременно заманчиво и угрожающе. Если вы когда-нибудь задумывались над тем, является ли это настоящим компьютерным кодом (и ещё не читали этот наш пост), то будьте уверены: правда гораздо банальнее.

Код Матрицы на самом деле представляет собой всего лишь набор рецептов суши. Он был создан Саймоном Уайтли (Simon Whiteley), художником-постановщиком Animal Logic, компании по спецэффектам из Австралии. Вачовски попросили его придумать нечто новое после того, как код, разработанный другой компанией, не оправдал их ожиданий.

Уайтли пришёл домой и начал искать вдохновение в книгах рецептов японских суши своей жены. Он использовал рецепты, которые нашёл в них, в качестве основы для своего кода, а остальное уже история.


6. "Женщина в красном" стала причиной автомобильной аварии

фото: Warner Bros. Pictures

В "Матрице" не так много ярких красок. Много чёрного и зелёного, но мало других цветов. Это выделяет "женщину в красном". Загадочная блондинка в красном платье отвлекает Нео, благодаря чему Агент направляет оружие ему в лицо.

Фиона Джонсон (Fiona Johnson), актриса, сыгравшая эту женщину, ещё и кружила головы. Говорят, члены съёмочной группы не могли оторвать от неё глаз. Хуже того, она стала причиной аварии, когда один водитель отвлёкся, засмотревшись на неё, и на своём автомобиле въехал под гигантские рулонные ворота. Они упали на крышу машины, и сконфуженный водитель умчался.


5. У Киану Ривза была грыжа межпозвоночного диска, и он носил шейный корсет на тренировках по боевым искусствам

фото: Warner Bros. Pictures

Из-за количества боевых сцен и трюков, необходимых для создания фильма "Матрица", актёры были физически изнурены. Наблюдая за Киану Ривзом в фильме, этого не скажешь, но он выжал из себя все соки, чтобы выглядеть настолько естественным в роли Нео.

За несколько недель до начала тренировок актёру сделали операцию по удалению межпозвоночной грыжи. В первый день тренировок по боевым искусствам Ривз явился в шейном корсете. Когда начались съёмки, у него всё ещё болела шея. Ему пришлось пройти настоящее испытание, чтобы Нео на экране не выглядел страдающим от боли.


4. Лилли Вачовски говорит, что фильм был вдохновлён "гневом" из-за того, что она была вынуждена скрывать свою истинную сущность

фото: Warner Bros. Pictures

Когда дело доходит до "Матрицы", предполагаются самые разные источники вдохновения. Да, источники вдохновения есть из философии и Библии. Есть несколько из фильмов о боевых искусствах. Также видно несколько вдохновляющих идей, взятых из книжек комиксов и анимэ.

Однако в большинстве своём "Матрица" — более личный фильм, чем вы думаете. Лилли Вачовски говорит, что этот фильм был вдохновлён "гневом", который она испытывала. Когда фильм вышел на экраны, она и её сестра Лана ещё были известны под своими прежними именами — Эндрю и Ларри соответственно. Через несколько лет после выхода фильма они объявили о своей трансгендерности.

По словам Лилли, фильм был вдохновлён "кипевшей внутри меня бурлящей яростью. относительно моей угнетённости из-за того, что я была вынуждена скрывать свою истинную сущность".


3. На роль Нео приглашали Брэда Питта, Леонардо Ди Каприо и Уилла Смита

фото: Wild Wild West / Warner Bros. Picture

Вачовски знали, что для роли Нео им нужен харизматичный актёр высокого роста. Кроме того, им был нужен актёр, который согласится на физические нагрузки, необходимые для этой роли. Они обращались к некоторым ведущим актёрам, таким как Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо и Уилл Смит, но все они им отказали.

Спустя годы Уилл Смит рассказал, почему отказался от роли, сказав в интервью Entertainment Weekly, что его испугала относительная неопытность Вачовски. На тот момент они сняли только один фильм — картину в стиле неонуар "Связь" — который не сделал больших кассовых сборов. Вместо этого он сделал выбор в пользу печально известного провала под названием "Дикий, дикий Запад".

Хотя можно подумать, что, оглядываясь назад, Смит жалеет, что отказался от роли Нео, на самом деле всё с точностью до наоборот. Актёр сказал: "Я бы, наверное, испортил "Матрицу". Я бы погубил фильм, так что, отказавшись от роли, я оказал вам всем услугу".


2. Во время съёмок в Сиднее Лоуренс Фишберн почувствовал расовое "настроение", похожее на Америку 1950-х годов

фото: Warner Bros. Pictures

Лоуренс Фишберн — уважаемый актёр, известный своей продолжительной и разнообразной карьерой. Но даже такой уровень уважения не делает его защищённым от расизма. Во время съёмок фильма "Матрица" в Сиднее, Австралия, он ощутил расистскую "атмосферу", похожую на ту, какая была в Америке в 1950-х годах.


1. "Белые" рубашки были перекрашены в зелёный цвет, чтобы соответствовать цветовой схеме

фото: Warner Bros. Pictures

Отчасти стиль "Матрицы" состоит в том, что каждый раз, когда действия фильма происходят в том мире, всё становится зелёным. Даже те вещи, которые имеют другой цвет, приобретают зеленоватый оттенок. Интересно, что для съёмок этих эпизодов белые рубашки, которые носят персонажи, были перекрашены в зелёный цвет.

Художник по костюмам Ким Баррет (Kym Barrett) объяснила: "Мы установили правило: в Матрице не должно быть ничего синего. Но в Матрице мы наполняем зелёным почти всё, поэтому даже то, что вы видите на экране белым, прошло через ванну с зелёным красителем. Если вы посмотрите наши белые или серые рубашки, они все были в "зелёной" стирке".

Американский инженер повторил трюк из

Хотя в съемках фильмов обычно используются несколько десятков камер, расположенных полукругом, Красноу использовал для создания спецэффекта только один аппарат. Устройство, способное снимать с частотой 21,5 тысячи кадров в секунду, было закреплено на быстро вращающейся платформе.

Автору ролика удалось запечатлеть горение зажигалки и бенгальского огня, падение шарика в банку с водой и капель воды на стеклянную поверхность, а также полет насекомого.

Не будем копаться в мутноватых интерпретациях древних философов, многочисленных культурологических отсылках и киноманских шифровках Вачовски. Вместо этого посмотрим, как режиссерам удалось снять почти безупречный с технической точки зрения фильм.

Деньги решают многое

Они выбрали последнее.

Эндрю и Ларри/Лана Вачовски

Зеленый континент, правда, преподнес янки несколько сюрпризов. Оказалось, что Австралия совершенно не подходит для натурных съемок трущоб — в городах просто не было темных сырых закоулков с ржавыми мусорными ящиками, бьющим из-под земли паром и хрустящим под ногами мусором. Пришлось делать декорации.

Кадры решают все

Результат превзошел все ожидания: не понадобилось ни дублеров, ни каскадеров, ни гнусных приемов вроде упрощения сценария. Актеры дерутся так, словно полжизни зарабатывали этим себе на хлеб с икрой.

О том, насколько полно Вачовски использовали актерский ресурс, говорит эпизод, в котором Нео попадает в симулятор матрицы. Мимо него снуют люди, многие из которых похожи друг на друга. Братья-режиссеры не стали мудрить и собрали несколько пар близнецов.

Новый уровень спецэффектов

Вскоре после медленно плывущих в воздухе пуль следует еще одна знаковая сцена, а точнее, несколько эпизодов с вертолетом. Момент, когда Нео снайперски расстреливает помещение, в котором держали пленного Морфеуса, снимали в павильоне. Киану Ривз восседал в специально для такого случая смоделированной кабине вертолета, подвешенной на тросах. А стрелял актер почти по-настоящему, только из установки с холостыми зарядами.

К одним из самых сложных и запоминающихся эпизодов относится перестрелка в вестибюле небоскреба. Вооруженные до зубов Нео и Тринити разносят в пух и прах колонны, бегают по стенам и лихо расстреливают ни в чем не повинный виртуальный спецназ. Чтобы актеры чувствовали себя свободнее, им вручили легкие муляжи оружия, весом всего в 200—300 г. Тем не менее сцену приходилось переснимать два десятка раз, полностью восстанавливая разрушенный пиропатронами реквизит. Такова цена безупречного кадра, которого добивались Вачовски.

Братьям удалось сделать невероятное — за $60 млн с небольшим (при этом 20% бюджета ушло на создание спецэффектов) снять фильм, обласканный критиками, радушно принятый зрителями и за короткое время ставший культовым. Время брутальных накачанных Терминаторов прошло, наступила эпоха киношного киберпанка и астеничных главгероев в модных очках.

Такие актеры, как Вэл Килмер и Брэд Питт (этих двоих особо продвигала Warner Bros.), прочтя сценарий, также отказались от роли. И тогда выбор встал между Джонни Деппом и Киану Ривзом. Надо сказать, что Киану безумно понравилась история про Матрицу, едва он прочел сценарий, поэтому он с самого начала выражал сильнейший интерес в работе над фильмом. На пробах на роль Нео Ривз был намного лучше всех – никаких сомнений не оставалось.

Но Сандра отказалась – в результате утвердили Кэри-Энн Мосс, актрису малобюджетных картин, которая была очень рада такой удаче. Роль Тринити стала лучшей в ее карьере.

Но как только смонтированный материал показали боссам Warner, те были настолько впечатлены увиденным, что немедленно распорядились выделить Вачовски дополнительно сорок миллионов (в процессе работы добавят еще десять), так что общий бюджет в итоге превысил 60 миллионов долларов. Теперь можно было работать без оглядки на финансы.

Только тогда он вместе со своей командой каскадеров вылетел в Калифорнию, и приступил к тренировкам американских актеров. К каждому актеру приставили личного китайского тренера, и наставник Киану даже не говорил по-английски. Тем не менее, в итоге постановщикам удалось добиться иллюзии, что в кадре настоящие мастера рукопашного боя, несмотря на то, что ни один из актеров до съемок не имел ни малейшего понятия о кунг-фу!

Лишь спустя полгода упорных тренировок актеры и режиссеры приступили к работе. Первой была снята сцена, в которой сидящий в офисе Нео получает по почте телефон от Морфеуса, и пытается сбежать от агентов. В кадре – реально существующий бизнес-центр в деловом районе Сиднея, и в эпизоде, в котором главный герой стоит на карнизе на высоте нескольких десятков метров, и роняет в пропасть телефон, снимался сам Киану – у него нет проблем с боязнью высоты. Никаких комбинированных съемок в этой сцене не было.

Далее – сцена знакомства с Морфеусом, в которой тот предлагает Нео синюю и красную пилюли, сидя в потертом кожаном кресле.

Далее съемки пошли в таком порядке – сцена боя Нео и Морфеуса в японском интерьере, посещение Оракула, эпизод с захватом Морфеуса в плен, и, наконец, великолепная сцена перестрелки в холле. Эта сцена требовала от актеров особо тщательной работы и слаженности действий – в стенах были спрятаны сотни пиропатронов, которые при каждом дубле буквально разносили декорацию в клочья. Любые ошибки стоили очень дорого (в буквальном смысле слова). Для того, чтобы восстановить съемочную площадку, уходила масса времени и средств.

Вся сцена стоила неимоверных трудов, а декорация разрушалась до основания и снова восстанавливалась более двадцати раз. Тем не менее, режиссерам удалось добиться безупречного результата.

Когда Тринити и Нео подрывают шахту лифта, из нее вырывается огонь, который буквально растекается по полу. Как удалось добиться такого эффекта – неужели пламя было нарисованное?

Вовсе нет: на самом деле оно растекалось по потолку, а снимали его со скоростью 120 кадров в секунду при помощи камеры, перевернутой кверху ногами, и движущейся под самым потолком. Потом огонь совместили со съемками летящей двери при помощи компьютерных технологий, и готово – зрелищно взорванный лифт.

Далее приступили к съемкам эпизода на крыше небоскреба и сцены, в которой Нео расстреливает комнату в небоскребе из вертолета. Для этой цели использовали бутафорскую кабину вертолета, подвешенную внутри павильона напротив декорации, изображающей комнату с пленным Морфеусом и агентами. Ее Киану реалистично расстреливал из настоящей турельной установки, но, конечно, заряженной исключительно холостыми патронами.

Мегаполис позади вертолета был огромным задником, натянутым на металлическую раму. Отражаясь в стекле декорации, изображающей фасад небоскреба, этот задник давал полное ощущение настоящей городской панорамы, хотя на самом деле все съемки производились при искусственном освещении в закрытом павильоне.

Когда снимали эпизод, где над городом летит вертолет, с которого свисают Нео с Морфеусом, разразился нешуточный скандал. Дело в том, что снимая первые дубли, американцы попросту поднялись в воздух на привезенном из США армейском вертолете Bell, не проведя ни малейших согласований с местными властями! Оказалось, что любые полеты частных летательных аппаратов над Сиднеем строжайше запрещены, так что съемочная группа нарушила сразу несколько законов. Сгоряча киношникам пообещали, что это была последняя сцена, снятая ими на австралийской земле…

И тогда в дело вступила тяжелая артиллерия в лице Джоэла Сильвера. Маститый продюсер вступил в переговоры с властями, пытаясь добиться разрешения на съемки вертолета с каскадерами над городом в виде исключения. Это было неимоверно трудно. На решение проблемы ушло почти полгода, но в результате Джоэл добился-таки своего – специально для голливудских киноделов законы были изменены, и съемки состоялись. Это произошло, когда весь остальной материал был отснят, а актеры уже улетели в США – в кадре вместо Ривза и Фишберна каскадеры. Впрочем, до столь рискованного трюка Киану и Лоуренса все равно бы не допустили. Это действительно была последняя сцена, отснятая в Австралии.

Далее настала очередь одной из самых запоминающихся сцен – вертолет врезается в стену небоскреба, и по ней расходятся огромные круги-волны, после чего стекло разбивается на мелкие осколки. Братья Вачовски придумали этот эпизод одним из первых, и для них было чрезвычайно важно сделать его безупречно.

Намереваясь снять как можно более реалистично, режиссеры вместе со специалистами по спецэффектам перепробовали десятки материалов, но ни один из них не вел себя подобным образом. Кругов не получалось. Бесцельно потратив на исследования три месяца, братья приняли решение снимать без волны, и добавить ее на этапе пост-продакшн при помощи компьютерной графики.

Модель вертолета врезалась в макет здания, через полторы секунды срабатывали пиропатроны, укрепленные кругами на обратной стороне стекла, потом рисовалась волна, а на место зеленого фона вставлялась панорама города. Работа была очень длительная и кропотливая, но результат превзошел все ожидания. Это было самое зрелищное крушение вертолета в истории кинематографа, и оно остается таким до сих пор.

Потом пришел черед съемок сцены поединка Нео и агента Смита в метро – сцены, съемки которой оказались неимоверно тяжелыми, о которой все ее участники вспоминают не только как о самой трудной сцене в фильме, но и вообще самой трудной сцене, которую им когда-либо доводилось делать. Здесь нужно было не только драться, но еще и активно пользоваться тросами поддержки, помогавшими выполнять трюки. Ву Пинг именно сейчас особенно ярко проявил себя – это он сделал сцену столь динамичной и жесткой, и Вачовски признали, что никогда не смогли бы добиться такого динамизма самостоятельно. Китайский постановщик трюков оказался профессионалом экстра-класса.

Это был один из важнейших эпизодов картины – в этот самый момент Нео начал осознавать, что он Избранный, и первым из всех бросил вызов Агенту, осмелившись биться с ним на равных. Хореография боев была отточенной как никогда, дело осложнялось тем, что здесь не было никаких каскадеров – всю работу Киану Ривз и Хьюго Уивинг выполняли самостоятельно.

Потребовалось колоссальное количество дублей, прежде чем получалось именно то, что нужно, и в итоге весь эпизод снимали на десять дней дольше, чем было запланировано. К концу работы все были совершенно измотаны. Особенно актеры.

К сожалению рамки поста ЖЖ не дают возможность выложить информацию целиком, ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ВОТ ТУТ.

Бюст Смита

Отсылки к Джону Уику

Бар Андерсона

Прямая отсылка к симуляции Томаса Андерсона из первого фильма нам дает явно понять, что Нео сумел разгадать загадку Матрицы и выбраться из запрограммированной реальности, чтобы управлять ею самостоятельно. Похоже, Томас не придумал ничего лучше, чем оставить в одной из симуляций бар в свою честь 🤷‍♀️

Сцена со стейком

Особая дверь

В еще одной сцене, где Багз вновь убегает от преследующих ее агентов, она прячется в слесарной мастерской. На моменте, когда девушка смотрит в окно, фанаты могут заметить ряды различных ключей, свисающих прямо над ее головой. Именно в этом магазине она обнаруживает дверной проем, ведущий в квартиру 101, которая раньше принадлежала Томасу.

Поклонники оригинальной трилогии сразу бы догадались, что это прямая отсылка к одному из персонажей франшизы — Ключнику. Это единственный персонаж, который мог создавать порталы, позволяющие таким людям, как Нео, быстро перемещаться из одного места в другое. Неслучайно именно в этом магазине Багз находит дверь, ведущую в совершенное другое место.

Отсылка к Восьмому чувству

Фанатам очень понравилось это совпадение: актеры сериала, в котором восемь человек, неразрывно связаны друг с другом мыслями и эмоциями, хорошо подошли и фильму, где идет борьба между свободой и контролем, любовью и разумом.

Размышления о времени

Как ты знаешь, для Томаса Андерсона в симуляции Матрицы прошло всего 20 лет, но в реальном мире за ее пределами набежало целых 60! Это хорошо отображено в сцене, когда Томас принимает синюю таблетку пока сидит в ванной. В кадре мы видим молодого мужчину, а в зеркале напротив дряхлого старика. Позже, когда Томас и Тиффани разговаривают, она отвечает на его телефонный звонок, и в симуляции он вновь видит молодую Тиффани, но в отражении стола она уже выглядит как пожилая женщина.

Неплохой намек на то, сколько времени прошло и в их реальном мире, и в нашем. Напомним, что ждать ремейка пришлось 22 года. Конечно, не 60 лет, но за это время фанаты франшизы выросли вместе с главными героями и явно прочувствовали символичность этих сцен 😎

Читайте также: