Как сделать треугольник из палочек

Обновлено: 03.07.2024

Оборудование: модели треугольников, счетные палочки, спички, пластилин, наборы полосок разной длины.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Работа по теме урока (в классе).

–Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

– Сегодня мы продолжим работу с геометрическими фигурами.

Послушайте стихотворение и определите тему сегодняшнего урока.

(По ходу чтения стихотворения учитель на доске отмечает точки.)

Жили-были три подружки
В разных домиках своих.
Три веселых хохотушки,
Точками все звали их.

Между этими домами
Реки длинные текли,
Точки очень не хотели
Ножки промочить свои.

И тогда они решили
Между домиками взять
Сделать мостики большие,
Чтобы в гости прибегать.

– Соедините точки отрезками.

Мост с мостом соединился
(Треугольник) получился.

– Какая фигура получилась?

– Над какой темой мы сегодня будем работать?

– Что такое треугольник?

– Что вы знаете о треугольниках?

– Молодцы! Точки – это вершины, а отрезки – стороны.

– Покажите вершины (стороны) треугольника.

– А чего еще у треугольника три?

– Покажите углы треугольника. Как это можно сделать?

– Сколько всего вершин, сторон, углов у треугольника?

Треугольники

Ты на меня, ты на него
На всех на нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать,
Мы треугольников семья.
Нас каждый должен знать!

III. Физкультминутка

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.

IV. Практическая работа

(На доске модели различных геометрических фигур.)

– Посмотрите на доску. Определите, под какими номерами треугольники?

– Как вы находите треугольники, по каким признакам?

– Что надо сравнивать у фигур, чтобы доказать, что выбран именно треугольник?

1. Сложите треугольник из счетных палочек.

– А как вы думаете – из любых трех палочек можно сложить треугольник?

(У детей наборы полосок разной длины.)

– Так вот друзья, запомните, треугольник можно сложить не из всяких палочек. Для того чтобы из трех взятых палочек треугольник получился, обязательно нужно вот что: какие бы вы две палочки из трех не взяли, они вместе должны быть длиннее третьей.

2. Подберите три такие палочки, из которых нельзя сложить треугольник.

– Скажите: почему из них не получился треугольник?

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

3. – А из трех одинаковых палочек всегда можно сложить треугольник?

– Что можно сказать о его сторонах?

– Правильно. У него все стороны равны друг другу.

– А кто может сказать, как называется такой треугольник?

Работа в парах

– Изготовьте каркас равностороннего треугольника из спичек и пластилина.

– Наложите получившиеся треугольники друг на друга.

– Что вы можете сказать об углах этих треугольников?

4. – А где еще вы можете сложить модели треугольников?

– Я предлагаю вам выйти на улицу и попробовать построить там модели треугольников.

V. Практическая работа на улице

– Что такое треугольник?

– Можно ли в окружающем нас мире встретить треугольники, созданные не руками человека?

– Перечислите треугольники созданные природой (человеком).

– Мы с вами на улице. У нас нет ни тетрадей, ни карандашей, ни счетных палочек. Из чего же вы можете сложить модели треугольников?

  • Камешки.
  • Снежки.
  • Палочки.
  • Сосульки.
  • Листья, а вершины можно обозначить шишками.
  • Выдолбить в снегу на асфальте.
  • Нарисовать.
  • Вытоптать.
  • Вылепить из снега.
  • Вырезать из снега.
  • Показать при помощи частей тела (пальцы, руки, ноги).
  • Из нас построить.

Работа в группах

– Разделитесь на группы и сложите модели треугольника.

VI. Итог урока

–Понравился ли вам урок?

– Что понравилось больше всего?

– Что вы видели на уроке?

– Что нового для себя узнали?

– Что такое треугольник?

– Как научить других детей находить треугольники и строить их модели?

VII. Д/з: изготовить модель треугольника (можно пользоваться любыми материалами).

Развивающая: развивать память, логическое мышление, внимание.

Воспитательная: воспитывать любознательность, усидчивость.

(на экране появляется слайд с изображением замка)

Воспитатель: Вы готовы помочь царице? Нужно быть внимательными и сообразительными. За каждое правильное задание вы получите букву от пароля. Когда справитесь, со всеми камнями у вас получится слово.

Воспитатель: Какое? Узнаете когда справитесь.

Воспитатель: Давайте вместе сначала сделаем разминку.

сколько ушей у 2 кошек? (ответы детей)

Сколько дней в неделе? (ответы детей)

Сколько глаз у светофора? (ответы детей)

Сколько пальцев на двух руках? (ответы детей)

Сколько в неделе выходных дней? (ответы детей)

Не овал я и не круг

Треугольнику я друг

Прямоугольнику я брат

Ведь зовут меня… (квадрат)

Воспитатель: Хорошо, ребята! А вы знаете, что фигуры можно не только нарисовать и начертить в тетради, но еще их можно выложить из счетных палочек.

Воспитатель: Постройте 3 маленьких треугольника из 9 палочек (дети выполняют задание)

Воспитатель: Теперь заберите 2 палочки и попробуйте построить три треугольника из 7 палочек (начинать с одной фигуры и к ней пристроить другую)

Воспитатель: Фигуру можно построить по-разному, она может занимать различные положения.

Воспитатель: Попробуйте теперь забрать ещё 2 палочки, сколько палочек осталось?

Воспитатель: У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать и составляйте. Способы построения можно зарисовать. (дети выполняют задание)

Воспитатель: Как вы сделали?

Дети: Пристроили к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки)

Воспитатель: Следующее задание – загадка

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой

Все четыре стороны

Вам его представить рада

А зовут его …(квадрат)

Воспитатель: Из скольких палочек можно составить квадрат, каждая из сторон, которой равна одной палочке

Дети: из 4-х палочек

Воспитатель: А 2 квадрата?

Дети: из 8 палочек

Воспитатель: Как составить 2 квадрата из 7 палочек?

Воспитатель: Можно зарисовать на листочек способ построения

Вывод: у квадратов общая сторона

Дружно встали свои косточки размяли

Раз кулак сожмем

На счет два в локтях сожмем

На счет три – прижмем к плечам

На четыре к небесам

Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись

и на место снова сели

Воспитатель: Давайте разомнем наши пальчики

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики мы с тобой подружим

Маленькие пальчики 1,2,3,4,5

Начинаем счет опять :5,4, 3,2,1

Воспитатель: Постройте 2 квадрата из 7 палочек .

Воспитатель: Добавьте 4 палочки сверху так, чтобы получился треугольник и квадрат.

Воспитатель: Что получилось?

Воспитатель: Переложите 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, следующее задание будет не простое. Вам придется составить из палочек цифры (Номер квартиры, дома)

(самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Давайте вместе составим слово пароля?

(дети составляют слово)

Воспитатель - Чему мы научились?

Воспитатель: А теперь оцените свою работу, если вам было интересно, поднимите руки вверх, а если чувствовали себя неуверенно что у вас что - то не получилось, тогда опустите вниз.

Убирайте или переставляйте спички так, чтобы получилась заданная фигура. Будет нелегко, но интересно.

1. Увеличьте количество квадратов

Переложите две спички так, чтобы из пяти квадратов получилось семь.

Возьмите две любые спички с внешней стороны большого квадрата и положите их внутрь одного из маленьких квадратов крест‑накрест.

Получится три квадрата, каждая сторона которых равна длине одной спички, и четыре квадрата со сторонами в половину спички.

10 хитрых головоломок со спичками для тренировки воображения

2. Видоизмените фигуру

Переместите две спички, чтобы получилось шесть квадратов и прямоугольников. Соблюдайте следующие условия: квадраты и прямоугольники одинакового размера, но быть связанными им не обязательно.

Переложите две спички из среднего квадрата на пустые места в верхнем и нижнем ряду.

10 хитрых головоломок со спичками для тренировки воображения

3. Клонируйте стрелу

Передвиньте четыре спички так, чтобы превратить одну стрелу в две поменьше.

Сделайте из длинного древка стрелы два коротких, переложив одну спичку вбок. Наконечник стрелы сместите так, чтобы получилось два треугольника.

10 хитрых головоломок со спичками для тренировки воображения

4. Превратите ёлку в рыбку

Передвиньте две спички так, чтобы из дерева получилась рыбка.

Переместите две спички из основания большого треугольника так, чтобы получился ромб — туловище рыбки.

10 хитрых головоломок со спичками для тренировки воображения

5. Исправьте пример

Уберите две спички, чтобы равенство стало верным.

Превратите девятку в тройку, а восьмёрку — в ноль, убрав спички.

10 хитрых головоломок со спичками для тренировки воображения

6. Сократите количество квадратов

Из спичек выложено девять одинаковых квадратов. Уберите десять спичек так, чтобы осталось только четыре квадрата.

Полностью уберите самый нижний квадрат и квадрат в середине верхнего ряда. Также уберите две спички, оставшиеся от разрушенных квадратов.

10 хитрых головоломок со спичками для тренировки воображения

7. Разрушьте вражеский корабль

Переложите четыре спички так, чтобы получилось восемь треугольников разного размера. Спички можно класть друг на друга.

Переместите две верхние спички внутрь корабля, а две нижние спички положите на них сверху крест‑накрест.

10 хитрых головоломок со спичками для тренировки воображения

8. Восстановите последовательность

Восстановите последовательность и замените знак вопроса нужной цифрой.

Сначала нужно повернуть картинку на 180°. 68, 88, ? , 98 превратятся в 86, ? , 88, 89. Тогда станет понятно, что на месте пропуска должна стоять цифра 87.

10 хитрых головоломок со спичками для тренировки воображения

9. Уменьшите цифру

Уберите три спички так, чтобы получилось меньшее трёхзначное число.

Первую девятку нужно превратить в тройку, а вторую — в четвёрку.

10 хитрых головоломок со спичками для тренировки воображения

10. Увеличьте количество треугольников

Переместите две спички так, чтобы получилось три треугольника. Они не обязательно должны быть одинакового размера, но создавать треугольники с длиной стороны лишь в одну спичку нельзя.

Переложите две спички из вершины треугольника так, чтобы получилось две вершины треугольников поменьше.

10 хитрых головоломок со спичками для тренировки воображения

Сколько головоломок вам удалось разгадать? Делитесь в комментариях!

Развлекаю читателей Лайфхакера с 2015 года: составляю познавательные (и не очень) тесты и игры, подбираю математические задачки и логические головоломки, выбираю из интеллектуальных шоу самые каверзные вопросы для проверки знаний.

Скриншот из видео

30 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Недавно девушка в TikTok разместила любопытный ролик, который озадачил и привлек внимание людей.

Девушка решила испытать математические знания своих друзей и придумала для них любопытную задачку. Для этого она написала на листе бумаги два числа "100", расположив их друг под другом. После этого автор видео предложил людям с помощью одной прямой линии превратить эти два числа в "200".

Читайте также: