Как сделать трансактный анализ

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Эрик Леннард Берн (наст. имя: Леонард Бернстайн) — американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа.

Биографический очерк

Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Университете Макгилла в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где он проходил личный анализ у Поля Федерна, бывшего коллеги Фрейда.

В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Берн умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Штайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).

Трансактный анализ

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Инстанция Я Типичные способы поведения, высказывания
Родитель Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем", "Не бойся", "Мы все тебе поможем
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!
Взрослый Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе"
Ребенок Спонтанный ребенок Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!"
Приспосабливающийся ребенокБеспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности"
Бунтующий ребенокПротестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделат не сможете"

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.


Эффективная деятельность организации невозможна без оптимального уровня дисциплины труда персонала. Укрепление дисциплины в большинстве организаций может рассматриваться как резерв повышения производительности труда, результативности их деятельности, конкурентоспособности. Притом такой резерв, который не требует капитальных вложений и дает быструю отдачу.

Одним из чрезвычайно интересных и прагматичных направлений в современной психологии является трансакционный анализ. Его основоположник — американский психотерапевт Эрик Берн [1]. Общепризнанная особенность трансакционного анализа — его доступность. Изучение и, самое важное, использование этой теории в практической деятельности не требуют базовой психологической подготовки. Названная теория имеет весьма широкий диапазон применения. Она рассматривается как теория личности, теория коммуникации, теория психотерапии и консультирования. Трансакционный анализ выступает мощным инструментом анализа систем и организаций, подготовки управленческих кадров. Его основные положения можно использовать, в частности, при решении вопросов повышения и укрепления дисциплины труда.

Название этого направления происходит от слова трансакция (взаимодействие) — это обращение одного человека к другому (стимул) и ответ на него (реакция). Трансакции между людьми осуществляются при помощи вербальных и невербальных средств общения: слов, жестов, мимики, взглядов и т. д.

Одним из центральных положений трансакционного анализа является знание об эго-состояниях личности, представляющих собой особые наборы чувств, переживаний и элементов поведения человека. Э. Берн выделил три таких состояния — Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Названия состояний традиционно пишутся с большой буквы, чтобы не путать с привычными значениями этих слов. На схемах указанные состояния обозначаются заглавными буквами — Р, В, Д. В определенный момент времени человек пребывает в одном из этих состояний, которые не имеют никакого отношения к возрасту в привычном смысле этого слова.

Находясь в Родительском эго-состоянии, человек воспроизводит поведение своих реальных родителей или других значимых взрослых, которые в детстве произвели на него большое влияние. Он может повторять суждения, предписания, оценки, эмоциональные реакции. В этом состоянии человек проявляет родительский гнев, критику, нравоучения, родительскую заботу, опеку.

В эго-состоянии Взрослый человек находится в максимальном контакте с реальностью. Его чувства, мысли и поведение непосредственно связаны с важными аспектами текущей ситуации. Взрослый принимает и перерабатывает информацию, передает ее другим, принимает решения, планирует и целесообразно действует.

Находясь в эго-состоянии Ребенок (Дитя), человек воспроизводит ощущения, переживания, суждения, характерные для него в детстве. Поведение в этом состоянии очень отличается от поведения, вызванного состоянием Взрослого. Оно чаще всего является реакцией на непосредственные стимулы и осознанно не контролируемо.

С точки зрения рассматриваемой нами проблемы дисциплины, особого внимания заслуживают виды поведения человека, связанные с принуждением делать то, что он не хочет (Детские адаптации), и когда он пытается получить от других то, что ему просто так не давали (Детские манипуляции). Э. Берн утверждал, что именно в подобных ситуациях наиболее вероятно воспроизведение Детского эго-состояния.

В ходе тренинга один из участников, являющийся руководителем, рассказал, что у него возникли сложности в руководстве с подчиненной. Всякий раз, когда он делал ей замечание, она начинала плакать. Очевидно в детстве, когда родители намеревались ее наказать, она горько плакала и таким образом добивалась смягчения позиции родителей. Теперь во взрослой жизни это ей не помогает. Но она непреднамеренно, автоматически так реагирует на ситуацию, находясь в эго-состоянии Ребенок.

Эго-состояние Ребенок тоже может проявляться в двух формах. Если в этом состоянии человек действует под влиянием Родительских установок, соглашаясь с требованиями или уклоняясь от них, то говорят, что он находится в состоянии адаптированный Ребенок. Если же человек самостоятелен в проявлении своих чувств, творчества, то такую форму состояния принято называть естественный Ребенок.

Находясь в эго-состоянии Ребенок, мы мечтаем и фантазируем, искренне радуемся и наслаждаемся, позабыв о заботах, можем дурачиться и играть.

Обратить внимание. Периодическое пребывание в детском состоянии считается важным условием сохранения физического и психического здоровья.

Засорения Взрослого эго-состояния

Некоторые примеры Родительских убеждений, связанные с использованием наказания [2], которые могут быть положены в основу решений по укреплению дисциплины труда:

В эго-состоянии Родитель человек опирается на свои убеждения и факты ему не нужны. Ему этого достаточно, чтобы оценить что-либо и сделать выводы. В состоянии Взрослого, засоренного Родителем, человек пользуется его выводами и оценками, так, как если бы они были фактами. Это часто приводит руководителей к ошибкам, поскольку они не различают свои оценки реальности и саму реальность. Примером тому являются вышеперечисленные Родительские убеждения руководителей. Рассмотрим их более детально (т. е. с позиции незасоренного Взрослого).

Кроме того, проступок или нарушение подчиненного вызывают раздражение, возмущение и даже гнев руководителя. В таком эмоциональном состоянии он рискует отреагировать неадекватно на проступок. Спустя некоторое время, после детального анализа, сложившаяся ситуация может предстать в ином свете. Спокойная оценка проступка, результатов деятельности подчиненного даст возможность понять его мотивы, что, вероятно, в той или иной мере оправдает провинившегося. Немедленное наказание, кроме прочего, может убедить подчиненного в предвзятом, несправедливом отношении к нему со стороны начальника.

Заблуждением является убежденность в том, что чем больше провинность, тем большего наказания она требует. В управлении необходим дифференцированный и вдумчивый подход, поскольку не все одинаково реагируют на наказание. Люди эмоционально положительного типа, оптимисты обычно легко переносят трудности. Важные отрицательные события их не угнетают. Причиной неудач они искренне считают сложившиеся обстоятельства. Пессимистично настроенные, неуверенные в себе реагируют на наказание совсем по-другому. Они болезненно воспринимают даже замечание. Наказание для них является подтверждением их несостоятельности, неспособности к выполнению какой-либо работы. Серьезное наказание нанесет ущерб не только им лично, но и выполняемой ими работе. Они становятся еще более неуверенными в себе, безынициативными, нередко перестраховываются. Могут замкнуться в себе, что нарушит их взаимоотношения в коллективе.

Обратить внимание. Учитывая черты характера подчиненного, следует избирательно подходить к использованию наказания: за одни и те же проступки по-разному наказывать виновных, а иногда вообще отказываться от применения наказания.

Ошибочна также уверенность в том, что более суровое наказание будет побуждать б?льшую активность. Это происходит не всегда, в частности вследствие различной собственной оценки подчиненным своего поступка. Возможно, он убежден, что действовал верно, и поэтому наказание, с его точки зрения, несправедливо. А несправедливое наказание приводит к снижению активности, а то и вовсе к ее прекращению. Принимая решение о наказании, важно учитывать отношение подчиненного к своей работе. Строгое наказание может стимулировать нерадивого и безответственного работника. Можно надеяться, что после такого воздействия он будет требовательнее к себе. Но в то же время наказание может выбить из колеи добросовестного и исполнительного работника. Большое значение имеют также возраст, опыт и статус сотрудника в коллективе. Молодой сотрудник в результате строгого наказания может потерять уверенность в себе. Опытный, авторитетный сотрудник, вероятно, будет переживать такое взыскание более болезненно.

Обратить внимание. Наказание не должно разрушать у сотрудника положительный образ самого себя. Значение имеет не сила наказания, а отклик, который оно вызывает у наказуемого, место, которое оно займет в системе его ценностей.

Ни к чему, кроме разрушения нормальных отношений между руководителем и подчиненным, не приводит и убежденность в том, что, наказывая, человека нужно посильнее оскорбить, унизить. Наоборот, в процессе объявления взыскания подчиненному нужно дать возможность выйти из такой ситуации, сохранив собственное достоинство. По мнению Л. Симеоновой, даже порицание должно включать упоминание о достоинствах личности работника, его успехах. Только такое дисциплинарное воздействие можно считать конструктивным, способствующим повышению эффективности деятельности подчиненного.

Неправильным является и мнение о том, что при регулярном использовании наказаний количество проступков и ошибок в деятельности подчиненного уменьшится. Наоборот, при таком подходе наступает своеобразное привыкание к взысканиям, в результате чего они теряют значимость для человека. Кроме того, регулярное и неоправданное использование наказаний приводит к созданию негативной эмоциональной атмосферы деятельности, повышает нервозность, лишает человека инициативности, удовлетворения от работы и, как следствие, разрушает мотивацию трудовой деятельности.

Ошибочно представление о том, что значение, которое подчиненный придает наказанию, зависит только от силы наказания. На самом деле на восприятие им наказания влияет авторитетность личности руководителя, оценка справедливости взыскания, степень взаимопонимания между руководителем и подчиненным.

Обратить внимание. Необходимо, чтобы человек, порицающий нас, имел на это моральное право, сам соответствовал требованиям, которые он предъявляет.

Мы ценим моральную поддержку со стороны уважаемого нами человека и стремимся раскрыться перед ним с хорошей стороны. Перед ним мы значительно дольше испытываем стыд, глубже переживаем свою вину даже за маленькую провинность [3]. Взыскание, исходящее от неавторитетного руководителя, зачастую приводит лишь к озлобленности, обидам.

Заблуждаются и те руководители, которые считают, что на каждую совершенную провинность непременно следует отреагировать. Иногда отсутствие наказания может быть даже сильнее самого наказания. Конечно, это возможно только при условии осознания своей вины подчиненным и глубокого раскаяния, а также высокого авторитета руководителя.

Взрослое эго-состояние может засоряться и от Ребенка. Это проявляется в иллюзиях, опираясь на которые человек принимает решения и совершает поступки, формирует отношения с другими. Руководителя, принимающего решения на основе иллюзий, ждут разочарования.

Некоторые примеры иллюзорных заблуждений, свойственных прежде всего руководителям:

Взрослый, контаминированный Ребенком, принимает желаемое за действительное, свои опасения по поводу реальности за саму реальность (например, кого-то боится и поэтому считает его жутким). Руководитель часто ошибается, не различая реальность и свои иллюзии.

Когда Родительские предрассудки и Детские заблуждения засоряют Взрослого, человек с трудом воспринимает то, что происходит в действительности.


Рис. 3а


Рис. 3б


Рис. 3в

Если партнер отвечает из того эго-состояния, к которому мы обращались, и его ответ адресован нашему актуальному эго-состоянию, то такие трансакции называются параллельными, или дополнительными.

Примеры параллельных трансакций, связанных с дисциплинарной деятельностью руководителя:

Примеры пересекающихся трансакций:

    диалог, в котором обращение осуществлено с позиции Родителя и адресовано Ребенку партнера (Р — Д), а ответ с Взрослого эго-состояния адресован Взрослому инициатора трансакции (В — В) (рис. 3в):
    — Как вам не стыдно допускать такие ляпы в работе!
    — При чем здесь совесть? Давайте разберемся в причинах ошибок.

Обратить внимание. При пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации, что, по сути, является конфликтогеном и может привести к возникновению конфликта.

Например, диалог руководителя среднего звена организации и его вышестоящего руководителя:
— Вы сами наведете порядок с отчетностью в отделе или вам помочь (угрожающая интонация)?!
— Иван Сергеевич, это больше не повторится!

Здесь мы имеем дело с двойной трансакцией: на социальном уровне Взрослый — Взрослый (В — В), а на психологическом — Родитель — Ребенок (Р — Д).

Варианты развития взаимодействия

Итак, что же нам дает анализ трансакций для решения задач укрепления дисциплины труда? Чтобы ответить на этот вопрос, важно понимать, что, обращаясь к партнеру с определенного эго-состояния, коммуникатор приглашает его занять комплементарную, т. е. дополняющую позицию. Партнер может сознательно выбрать эго-состояние, из которого он даст ответ, однако существует тенденция отвечать из того эго-состояния, к которому обращена реплика партнера. Притом чем чаще человек пребывает в определенном эго-состоянии, тем более привычными доминирующими становятся реакции из этого состояния. Каждому, например, приходилось сталкиваться с коллегами по работе, которые независимо от служебного статуса пытаются всех контролировать, поучать, требовать что-то. Для таких людей доминирующим является эго-состояние Родитель. Э. Берном даже был разработан тест на определение доминирующего эго-состояния человека.

В то же время результаты наблюдений показывают, что вопросы дисциплины руководители чаще всего решают с позиции ограничивающего Родителя. Если руководитель с позиции Родителя требует от подчиненных дисциплины, то возможны два варианта развития взаимодействия:

  • руководитель провоцирует эго-состояние Ребенка у подчиненных с вытекающими из этого состояния последствиями;
  • руководитель провоцирует конфликт с теми подчиненными, которые находятся в состоянии Взрослого.

Рассмотрим каждую ситуацию. Как ведет себя человек в первой ситуации, эго-состоянии Ребенка? Он реагирует эмоционально (играет в молчанку, демонстративно обижается, плачет), капризничает, дерзит, допускает хамское поведение, хитрит, манипулирует, втягивает руководителя в различные деструктивные психологические игры. Многим руководителям это хорошо знакомо. Но удивительно, что они сами в значительной степени провоцируют такое поведение своим Родительским эго-состоянием.

Во второй ситуации на стимул с позиции Родителя, который адресован эго-состоянию Ребенок подчиненного, последний реагирует с позиции Взрослого и адресует свою реакцию Взрослому эго-состоянию руководителя. В этом случае мы имеем классический вариант пересекающейся трансакции (рис. 3в).

И первая и вторая ситуации являются деструктивными. Следовательно, выход состоит в том, чтобы вопросы укрепления дисциплины труда решались с позиции Взрослого, обращаясь к Взрослому эго-состоянию подчиненных.

Для реализации этой идеи нужно как минимум выполнить несколько условий:

  • Первое: доминирующим для руководителя должно быть эго-состояние Взрослый.
  • Второе: Руководителю нужно обладать навыками общения в стиле Взрослый — Взрослый (В — В).
  • Третье: проанализировать обоснованность требований дисциплины. Руководитель должен быть готов конструктивно (по-Взрослому) объяснить подчиненному, почему предъявляется то или иное требование дисциплины.
  • Четвертое: Взрослое отношение к дисциплине должно быть элементом корпоративной культуры всего предприятия или организации.

    Неформальные методы воздействия — поощрение дисциплинированного поведения и обсуждение улучшения стиля работы.

Транзактный анализ — одно из популярнейших направлений психологической мысли конца XX и начала XXI века.

Транзактный анализ — одна из самых понятных и эффективных психологических моделей, которую с успехом применяют ведущие бизнес-консультанты мира, психотерапевты, тренеры личностного роста.

Определение: Транзактный анализ (ТА) – это теория человеческой личности, социального взаимодействия и система психотерапии. Применяется в психотерапии, консультировании, в организациях, в образовании.

Философия ТА: Все люди – ОК. Каждый человек умеет думать и решать проблемы. Каждый человек может измениться. Каждый человек может осознавать и менять установки, программирующие его жизнь. Каждый человек может выбирать свои мысли, чувства и поведение. Никто, ни ситуация, ни другой человек не может заставить нас чувствовать что-то определённое. Каждый человек может научиться преодолевать пассивность, найти новые формы самовыражения, увеличить собственную эффективность. Отношения в ТА основаны на контрактном методе, при котором каждый участник коммуникации открыто говорит о своих потребностях. Участники коммуникации отказываются от манипуляций, психологических игр, неискренности, от негативных поглаживаний, спасительства и нездоровой созависимости.

Основываясь на этой философии, ТА даёт реальные инструменты для соответствующих изменений. Каждый человек может найти в ТА необходимый ему мощный практический инструмент для роста и развития.

Если вам нравится философия ТА, то используя ТА, вы можете изменить себя и свою коммуникацию так, чтобы соответствовать этим принципам. И тогда философия ТА станет описанием вашей жизни.

В основе транзактного анализа лежит теория о том, что личность человека имеет три явновыраженных аспекта – Родитель, Взрослый, Ребёнок (Дитя). Эти аспекты личности называются эго-состояниями (состояниями Я). Они названы по самым характерным особенностям каждого состояния. В каждый момент времени человек находится в одном из трёх эго-состояний.
Единица общения – это один стимул и одна реакция. И стимулами и реакциями может быть слово, взгляд, жест. И стимул и реакция зависят от того, в каких эго-состояниях находятся партнёры по общению.
Разобравшись в своих эго-состояниях и научившись осознанно управлять переключением из одного эго-состояния в другое можно управлять процессом коммуникации, избегать конфликтов, переключать другого человека в более комфортное для себя эго-состояние и т.д. В результате можно в значительной степени изменить качество своего общения. Научиться структурировать своё время так, чтобы уметь отказываться от неприятного общения (психологических игр), выбирая интимность (искренне общение без манипуляций).

С другой стороны, даже если бы подобные специалисты и захотели серьёзно учиться транзактному анализу, им пришлось бы приложить много усилий, потратить много денег и времени. Прежде всего, нужно было найти ТА-мастера, рекомендованного Европейской или Международной Ассоциациями ТА, который согласился бы стать его наставником на ближайшие 5-7 лет. Далее нужно было найти другого ТА-мастера (также рекомендованного Европейской или Международной Ассоциациями ТА), у которого пройти собственную ТА-терапию (не менее 150 часов индивидуальной работы). Нужно ездить за границу и посещать семинары разных мастеров ТА и т.д. Обучение современному транзактному анализу — долгий и серьёзный процесс.

За последнее время было переведено на русский язык и издано несколько книг по современному ТА:

Основатель Транзактного Анализа Эрик Берн

Основатель ТА и автор его ключевых идей — Эрик Берн (1910-1970).

В начале своей карьеры психиатра Берн специализировался на психоанализе, правда его собственный анализ, что является обязательным условием подготовки аналитика, не был успешно доведён до конца. Берн прервал его после того, как психоаналитик запретил ему вторую женитьбу до окончания анализа. Этот личный опыт послужил одной из причин разрыва с традиционным психоанализом и подтолкнул Берна к развитию собственной системы.

Кроме того, Берна не удовлетворяла малая эффективность ортодоксального психоанализа. Важнейшим принципом для Берна была скорейшая и радикальная помощь клиенту. Его армейский опыт (во время 2-ой Мировой войны он служил психиатром в Армейском Медицинском Корпусе) дал ему дополнительный импульс, отточив природную наблюдательность и интуицию. От армейского психиатра требовалась быстрая и эффективная работа.

Вполне вероятно, что столь яркий и образный литературный язык Берна сформировался под влиянием его матери, которая была профессиональной писательницей.

Теорию эго-состояний, или как её ещё называют, теорию РВД (по названиям эго-состояний: Родитель, Взрослый, Дитя), по значимости часто сравнивают с психоанализом. А ведь теория РВД — это только один раздел Транзактного Анализа.

Книги Эрика Берна:

Главенствующее место в жизни Берна занимали литературное творчество и помощь людям. До самой смерти Берн вёл активную практику группового психотерапевта, занимался обучением психотерапии и супервизорством.

Жизнь Эрика Берна оборвалась на взлёте его научной карьеры, когда пришло признание, началась активная и плодотворная деятельность созданной им Международной Ассоциации Транзактного Анализа, появились последователи во многих уголках мира. Он умер от сердечного приступа в 1970 году, не дожив полгода до своего шестидесятилетия

Концепции ТА.

Личностное развитие
Человеческий организм отличается потребностью в различных формах контакта с окружающими людьми и получением реакции от них в процессе взаимодействия. Эта потребность получила название стимульного голода.

Первая форма проявления этой потребности у маленького ребенка является тактильный голод, то есть потребность в физической близости. Отсутствие адекватного физического контакта повышает восприимчивость к заболеваниям и даже приводит к смерти; такое состояние, как госпитализм, было впервые выявлено Рене Шпицем (Rene Spitz, 1945) у детей, проживавших в приютах.

Поглаживание представляет собой основную единицу социального взаимодействия; обмен поглаживаниями составляет транзакцию.

Голод возбуждения — это желание или предпочтение структурировать время интересными и волнующими способами. Разновидностью структурного голода является голод лидерства. Лидеры организуют деятельность и программы, благодаря которым люди могут заполнить и структурировать свое время.

Каждый из них воспринимает раздражители по-разному и реагирует в соответствии со своим восприятием. Эти три системы друг с другом взаимодействуют, причем Родитель и Ребенок воспроизводят отношения индивида с родителями.

Психическая энергия, или катексис, перетекает из одного Я-состояния в другое; состояние, активированное в данный момент, обладает исполнительной властью; иначе говоря, оно определяет поведение индивида. Говорят, что активное состояние питается несвязанной энергией; неактивное состояние питается связанной энергией.

Существует также свободный катексис, переходящий от одного Я-состояния к другому; чувство Самости пребывает в состоянии, заряженном свободным катексисом. Исполнительное, или активное, состояние, как правило, характеризуется несвязанным катексисом в сочетании со свободным.

Каждое Я-состояние имеет границы, отделяющие его от двух других, что отражает их представление в виде непересекающихся кругов.

Изменения в Я-состояниях зависят от проницаемости их границ, от катектических характеристик каждого состояния, а также от действующих на каждое из них сил. Терапия должна учитывать все эти факторы при стимулировании изменений в Я-состояниях.

Четыре жизненные позиции
Ребенок сталкивается, как отмечалось выше, с необходимостью приходить к компромиссу в удовлетворении своих потребностей, или стимульного голода. В период от 4 до 7 лет ребенок находит компромиссы, которые влияют на его последующие взаимоотношения. Ребенок принимает конкретные решения — совершенно определенные решения, которые можно зафиксировать во времени и пространстве — а затем, исходя из этих решений, занимает позицию в отношении себя и других, отстаивая эту позицию от внешних угроз и сомнений.

Жизненная позиция является основным детерминантом жизненного сценария (см. ниже). (В действительности представляется, что позиция и сценарий вытекают из одних и тех же ранних переживаний, а вовсе не друг из друга.)

Первая жизненная позиция — это хорошая, или здоровая, успешная позиция (Healthy success).

Четвертая позиция — бесплодная и шизоидная. Она неизбежно ведет к язвительности или эстетическому суициду.

Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие предоставляет возможность удовлетворения структурного голода, или структурирования времени, а также удовлетворения стимульного голода, или получения признания, поглаживаний от окружающих.

Единицей социального взаимодействия служит транзакция. Она включает в себя транзактный стимул от человека, который инициирует транзакцию, каким-либо способом затрагивая другого человека, и транзактные реакции.

Транзакции анализируются с точки зрения источников стимулов и реакций, то есть от кого они исходят, от Родителя, Взрослого или Ребенка. Простейшими являются транзакции Взрослый-Взрослый, то есть от Взрослого одного индивида к Взрослому другого и обратно. Далее по сложности идет транзакция Ребенок-Родитель, обычно в форме просьбы.

Транзакции могут быть дополнительными или пересекающимися. Дополнительные транзакции происходят в естественном русле здоровых взаимоотношений. Они бывают разных типов: транзакции Взрослый-Взрослый, Родитель-Родитель и Ребенок-Ребенок являются дополнительными; к ним также можно отнести транзакции Родитель-Ребенок и Ребенок-Родитель.

Дополнительные транзакции лежат в основе гладко протекающего взаимодействия.

Существует семьдесят две разновидности пересекающихся и всего девять типов дополнительных транзакций.

Транзакции можно также подразделить на простые и скрытые (включающие два Я-состояния и затрагивающие как социальные, так и психологические аспекты), последние могут быть угловыми (36 типов) или двойными (6480 типов).

Подробное обсуждение этих вопросов здесь опущено. В ходе обычного социального взаимодействия имеет место около 15 типов транзакций.

Транзакции происходят сериями. Они могут включать материальное программирование, социальное программирование и индивидуальное программирование.

Материальное программирование структурирует время через деятельность или процедуры и имеет дело с материальной внешней реальностью. Процедурами называют простые дополнительные Взрослые транзакции. Они представляют интерес лишь постольку, поскольку дают возможность признания и более сложных форм социального взаимодействия.

Игры. Времяпрепровождение и игры относятся к занятиям (engagements); они располагаются между деятельностью и ритуалами, с одной стороны, и близостью с другой. Если времяпрепровождение является прямой транзакцией, то игры можно отнести к скрытой. Транзакции в играх являются дополнительными и предполагают вознаграждение.

«Процедуры могут быть успешными, ритуалы — эффективными, времяпрепровождения — выгодными, но все они по определению искренни; они могут включать соревнование, но не конфликт, их конец может быть сенсационным, но не драматичным.

Игры выполняют целый ряд функций; они заполняют большую часть социальной жизни. С целью избежать скуки времяпрепровождения и не подвергать себя при этом опасностям близости, люди прибегают к играм для возбуждения и социального подкрепления, или поглаживания. Как и в случае времяпрепровождения, люди, играющие в одни и те же игры, держатся вместе.

Игры, подобно процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям, осваиваются в семье. Если последние три прямо преподаются родителями, то игры обычно осваиваются косвенно или путем подражания. Они передаются в поколениях.

Близость затрагивает естественного Ребенка. Она свободна от игры.

Чтобы иметь возможность подняться над игрой и вступить в близость, человек должен обладать достаточной сознательностью и спонтанностью, чтобы избавиться от навязчивого стремления играть в игры и, следовательно, свободно выбирать и выражать чувства, исходящие от Родителя, Взрослого или Ребенка. Для выхода из игры требуется свобода от влияния семьи и родителей, благодаря которым игра была освоена.

Это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве.

Наиболее ранний опыт формирования сценария получил название протокола, он ведет свое начало из опыта общения с родителями и их влияния; позднее он подвергается воздействию мифов и сказок, с которыми знакомят ребенка.

В последующие годы он несколько подавляется, однако вновь проявляется в предсознании как изменяемая часть сценария (script proper). Изменяемая часть сценария модифицируется в соответствии с реальностью и проявляется в адаптации, которая отыгрывается в жизни и в групповом лечении. Все три формы включены в термин сценарий.

Другие разновидности включают оперативный сценарий, который вытекает из адаптации, а также вторичный адаптированный сценарий, который служит постановочным сценарием жизни. Кроме того, обычно существует антисценарий, или контрсценарий, который является более безопасным и конструктивным планом, чем волнующий, но часто деструктивный сценарий, и который перемежается со сценарием.

Контрсценарий может также определять стиль жизни, в то время как сценарий ответственен за неизбежную судьбу, которая для сторонних наблюдателей может показаться полной неожиданностью.

Хотя сценарий как жизненный план рассчитан на всю жизнь, он может воспроизводиться в укороченных версиях каждый год или даже неделю, иногда по несколько раз на протяжении одной групповой сессии или в течение нескольких секунд.

Сценарии могут быть конструктивными или трагическими. Распространенный трагический сценарий проистекает из усвоенного в детстве убеждения в существовании доброго Санта Клауса, который в нужный момент подарит успех и счастье. Когда человек отчаивается ждать, он может обратиться за помощью к психотерапевту.

Сценарии оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые, таким образом, испытывают воздействие заложенных в сценарий ранних переживаний. Игры избираются в соответствии со сценарием, транзакции отбираются в соответствии с играми. Окружение отбирается по его участию в транзакциях; для более устойчивых отношений отбор производится по готовности участвовать в играх; для более близких взаимоотношений люди отбираются по их способности играть роли в сценарии.

В жизненном сценарии человека всегда присутствует элемент судьбы. Человек является пленником своего сценария, если ему не удастся как-то преодолеть эту зависимость. Таким образом, принятое в детстве решение определяет всю жизнь человека и то, как он встретит смерть.

Польза от терапии. В ТА говорят: . Чтобы терапия принесла вам пользу, не обязательно быть немощным и больным.

В общем-то у вас не обязательно должны быть проблемы. Вы можете быть вполне самодостаточным и цельным человеком и пройти терапию просто для того, чтобы получать от жизни еще больше. Никто не может быть на сто процентов свободным от сценария независимо от того, повезло ему с родителями или нет. Многие из нас, входя в сценарий в некоторых случаях жизни, сами создают себе проблемы. Разрешить эти сенарные вопросы и призвана терапия.

Кроме сказанного, терапия ТА может быть также рекомендована всем, кто испытывает личные проблемы, начиная от взаимоотношений на работе и кончая серьезными психическими нарушениями. Лечение более сложных психических заболеваний требует соответствующих условий и психиатрической помощи.

Почему мы иногда говорим друг с другом будто на разных языках? Получаем ответ словно не на свою реплику? Или неожиданно сами для себя реагируем неадекватно на невинные замечания? На эти вопросы может ответить трансакционный анализ.

2222299_podrazhanie774x320 (700x289, 28Kb)

Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:

  • Собственное внутреннее состояние, через призму которого мы воспринимаем общение
  • Состояние собеседника, которое мы считываем и на которое реагируем

Три основные позиции в общении

Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.

  • Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни
  • Взрослый – объективный и разумный подход к реальности
  • Ребенок – спонтанность, творчество и самовыражение

2222299_upl_1520548718_25517 (700x525, 43Kb)

Немного подробнее о каждом из них.

Эго состояние Родитель

Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.

Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.

Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.

2222299_Rebenok600x900 (466x700, 316Kb)

Как работают эго-состояния?

Все три состояния – очень важны.

Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.

Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.

Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.

Проблемы трех состояний личности

Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.

Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.

Типичные признаки дисбаланса состояний личности:

  • Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться;
  • Ребенок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.

Рассмотрим их подробнее.

Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.

Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.

Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.

Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки и ее стабильности.

В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.

Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным

2222299_YaREBENOK_RODITEL_VZROSLII_4768x292 (700x266, 36Kb)

Наблюдая за тем, какая из этих ролей, как и когда в нас доминирует – внутренний Ребенок, Родитель или Взрослый – мы приблизимся к возможности слышать себя и управлять своими реакциями, поведением, научимся предупреждать или конструктивно решать конфликты в семье и на работе, в дружбе и любви.

Ведь каждый из нас гораздо больше, чем эти роли. Мы те, кто может осознанно управлять своими ролями.

Мы можем стать сами себе режиссерами.

2222299_161611 (500x500, 33Kb)

Цель: определение ролевых позиций в межличностных отношениях.

Инструкция: ниже приведены 21 высказывания, оцените высказывания в балах от 0 до 10.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю как не надо, а как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь подумать его последствия.
  12. Младшие поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я – увлекающий человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
  20. Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э.Берн (Тест ребенок, взрослый, родитель).Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну

Инструкция: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам .Далее у вас идет интерпретация. Рассмотрим, следующие три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми : Родительское, Взрослое, Детское.

Интерпретация:

Признаки актуализации эго – состояния: Эго состояние Ребенка

Вербальные признаки : а) восклицание: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольное поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

  1. Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющею информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решения.

Признаки актуализации эго – состояния: Эго – состояние Взрослый

Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

Признаки актуализации эго – состояния: Эго – состояние Родитель

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещенные на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голос насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Читайте также: