Как сделать торец рукоятки ножа ровным

Обновлено: 30.06.2024

Рукоятка для ножа

Обслуживание

Если у домашнего мастера завалялся клинок от старого ножа, он точно не поторопится его выбрасывать. Первым делом вопрос о том, как сделать ручку для ножа, следует решить подбором подходящих инструментов и средств. Изделие, выполненное вручную, может стать настоящим художественным произведением.

Подходящие материалы и необходимые инструменты

Подбирать материал для изготовления рукояти нужно исходя из предназначения ножа и специфики выполняемых им работ. Натуральный материал выигрывает перед синтетическим. Дерево поддается простой обработке, отличается красивой текстурой и обеспечивает надежное сцепление с ладонью. Только дерево поддержит комфортную работу в холодную погоду. Деревянная ручка для ножа может быть выполнена из разной породы древесины. Мягкая порода подойдет только тем изделиям, которые не будут подвергаться большим нагрузкам. Обычно это кухонные модели. Туристические, охотничьи варианты, ножи для выживания требуют более прочную рукоять. Лучшими и доступными породами признаны:

  • Материал для рукоятки;
  • Клинок без рукояти;
  • Шлифовальный инструмент: машинка угловая со шлифовальным среднезернистым кругом;
  • Тиски столярные;
  • Прочный клей.

Самым доступным и недорогим материалом для выполнения ручки считается береста. Это измельченный верхний слой березовой коры, который прессуется в брикет, обрабатывается эпоксидной смолой. Березовый деготь, который входит в состав, обеспечит водоотталкивающий эффект, защитит рукоять от гниения.

Необходимые детали

Изготовление ручки

Когда все материалы подобраны, нужно подумать о том, как делается ручка для ножа. Существует несколько способов производства. В подавляющем большинстве случаев процесс начинается с выпиливания деревянных брусков ножовкой, толщиной до 1 см.

При подборе сырья особое внимание уделяется наличию раковин, влажности – пересушенная древесина в дальнейшем даст трещины, а слишком сырая разложится на куски. Необходимая влажность колеблется в пределах 15%.

На металлический клинок могут быть насажены и несколько разных брусков – это разнообразит рисунок ручки ножа на выходе. После придания формы рукояти она тщательно шлифуется, пропитывается специальным маслом и покрывается воском. В качестве пропитки используется льняная олифа. Применяют также посудный лак, чистое минеральное масло. Таким образом подчеркивается особенность текстуры дерева и эксклюзивность изделия.

Пропитка также призвана защитить изделие от влаги. Хорошая полировка придаст изящный блеск рукояти ножа. Для завершения производства необходимы:

Наборная

Чтобы изготовить наборную ручку, потребуется подготовка кленовой доски, латунных колец, ножовки по дереву, напильника и наждачки. Можно также выполнить изделие из бересты. Во всех выбранных пластинах древесины проделывается отверстие для вставки клинка. Пластины нанизываются, смазываются эпоксидным клеем. После этого получившийся брусок снимают и спрессовывают в тисках.

После высыхания брусок снова надевается на клинок. Пластинам придается форма рукояти с помощью шлифовки напильником и надфилями. Рукоять для ножа своими руками, выполненная по наборной технологии крепления, после шлифовки пару раз пропитывается маслом олифы, сушится на солнце. После этого изделие покрывается корабельным лаком или полируется восковым покрытием.

Подготовка

Нанизываем бересту

Квадраты бересты

Береста

Использование тисков

Обработка

Рукоять

Готовая рукоять

Резная

Резной нож обычно изготовляется для охоты. Сначала подготавливается нижний и верхний упор с прорезью по размеру хвостика клинка. Следующий этап – обработка деревянного бруска. Древесина делится на две симметричные половины. Внутри заготовки обрабатываются наждачной бумагой.

По периметру хвостика с внутренней стороны бруском сооружается небольшое углубление, и отмечается точка выхода хвоста. С помощью напильника бруску придается желаемая форма. Необходимо сделать черновую сборку, убедиться, что все детали подогнаны правильно. Затем следует собрать детали и герметизировать зазоры между ними с помощью эпоксидной смолы. В отверстия верхнего упора помещаются заклепки. Фиксируется набалдашник так, чтобы шляпки заклепок совпадали с ним. Далее изделие шлифуется, пропитывается, полируется в традиционном режиме.

Охотничьи ножи с ручками резной кости

Резной нож

Плетеная

Оплетка ножа с деревянной ручкой производится с использованием паракорда. В хвостовике лезвия ножа проделываются отверстия с разных концов – с одного из них начнется плетение. Нити продеваются и их концы приклеиваются к металлу с внутренней стороны. Так они не будут мешать во время работы. Дальнейшая техника плетения соответствует оформлению узлов, подобному при зашнуровывании туфлей. Главное, чтобы стежки были плотно затянуты.

По окончании плетения шнур выводится в отверстии и завязывается на узел. На остатки шнура можно одеть какой-нибудь элемент декора – к примеру, декоративную бусину. По завершении плетения изделие аккуратно покрывается стекловолокнистой смолой.

Плетеная ручка

Резиновая

В качестве резиновой рукояти для ножа подойдет техпластина. Технология схожа с работой по древесине, производится всадным и накладным методами. Форма рукояти вытачивается ножом или лезвием. Шлифовка производится наждачкой или шлифмашинкой.

Рукоять из резины

Крепление с учетом вида

Существует несколько вариантов крепления рукояти к клинку ножа. Самые популярные – всадная и накладная рукоять. Каждая из них предназначена для определенных ножей.

Всадная

Всадная технология крепления предусматривает узкий хвостовик ножа. Рукоятка будет выполнена цельной. Такой механизм обеспечивает устойчивость к повреждениям. Конструкцию будет отличать легкий вес в сравнении с клепанной технологией. Это предопределяет при использовании в длительных и объемных работах. Если изготовитель выбрал всадную технологию, понадобится эпоксидная смола, опилки дерева для отличного сцепления. Работа производится по следующей схеме:

  • Выбранные виды древесины обрабатываются антисептиком;
  • Из бруска выполняется заготовка с подходящими пропорциями. Учитывается угол распила для того чтобы довести красивый срез;
  • Осуществляется разметка и высверливается отверстие подходящего диаметра;
  • Следует развести эпоксидку, соединить с опилками, залить в отверстие;
  • Одновременно следует вставить клинок, который предварительно был обмотан скотчем для защиты от грязи;
  • Полуготовое изделие вставить в тиски или пресс, прождать до полного высыхания (сутки-двое).

Всадная ручка

Эскиз

Правила разметки

Размечаем деревяшку

Разметка

Придаем форму

Размечаем паз на переднем торце по размеру хвостовика Сверлим сверлом по дереву диаметром 6 мм. Досверливаем дрелью, отметив необходимую глубину изолентой. Переворачиваем брусок и прорезаем паз дремелем с дисковой фрезой, толщиной 1 мм. Сверлим ряд отверстий в пазе сверлом диаметром 1 мм. Распиливаем паз обточенным ножовочным полотном. Оборачиваем клинок раритетной матерчатой изолентой.

Рукоять

Рукоять с лезвием

Обтачиваем рукоять

Лепестковый круг

Готовый нож

Накладная

Такая рукоять предусматривает присутствие широкого хвостовика, который необходим для определения контура создаваемой рукояти. Она собирается из двух деревянных брусков, объединённых металлическими заклепками. Такой способ крепления никак не влияет на размеры изделия, благодаря этому удается сбалансировать широкое или удлиненное лезвие. Накладной вариант крепления популярен среди изготовления кухонных ножей. Основные этапы работ:

  • Подготовленная древесина обрабатывается антисептиком и помещается в тиски, где ровно делится на две симметричные части;
  • Поверхность у хвостовика тщательно зачищается и полируется во избежание возникновения зазоров;
  • Производится разметка будущих креплений для соединения двух частей;
  • Необходимо подготовить прут из меди или латуни и высверлить отверстия в разметках в соответствии с диаметром прута;
  • Выполнить заклепки, их длина должна быть больше толщины готовой рукояти.

Перед тем, как выполнять работу, можно потренироваться в черновой сборке деталей. После завершения сборки следует обработать рукоять при помощи резака и наждачки. Половинки должны быть прикреплены симметрично. Также нужно пропитать деревянные половинки по стороне, прилегающей к хвостовику, эпоксидным клеем или смолой, добавить тонер, чтобы придать необходимый оттенок изделию. Далее нужно обмотать скотчем клинок ножа и соединить заготовку, куски прута, выступающие заклепки срезать. Готовый нож снова зажать в тиски, предварительно замотав ручку в промасленную резину. Дать готовому изделию высохнуть (сутки-двое).

Подготовка деталей

Подготовка деталей для новой ручки по образцу старой

Детали ручки

Крепление

Подгоняем ручку под размер лезвия

Соединение половинок

Обработка ручки

Обработка ручки напильником

Готовая ручка

Стачивание

Стачивание фасок

Готовое изделие

Декор рукояти

Декорирование рукояти ножа – отдельная специфика работы. Украсить ручку ножа из дерева можно несколькими способами:

  • Рисование огнем – пирография. Большинство мужчин знакомы с выжиганием по дереву еще со школьной скамьи;
  • Скримшоу – особая техника выжигания, при которой человек работает буквально на ощупь. Узор проявляется потом, после окраски изделия;
  • Резьба – фигурная работа, с помощью которой можно воссоздать кельтскую тематику, древние финикийские письмена, руны.

Декор может быть и комбинированным. Могут встречаться вставки драгоценных камней, отделка кожей или использование нескольких техник одновременно. Все это позволяет воссоздать эксклюзивность. Тем более, ручная работа – это всегда произведение искусства.

Пирография Резьба Скримшоу

Оплетка

Ничего лучше шнура паракорд и кожаного шнура для плетения пока не произвели. На первый взгляд может показаться, что оплетка – достаточно однообразный вариант декора на нож. Однако это не так – существует много схем оплетки, которые создают разную фактуру и орнамент изделия:

Мастера придумывают свои уникальные техники плетения, комбинируя несколько известных. Можно также использовать разные расцветки и создавать узор. Таким методом можно добиться дизайнерской уникальности.

Двухцветная оплетка

Нож

Оплетка рукоятки

Рукоять

Отделка кожей

В целом, рукояти ножей из кожи отличаются оригинальностью и долговечностью. Мастера предлагают несколько способов декорирования ножа кожей. Некоторые обматывают изделие узким кожаным ремешком на эпоксидке. Такая техника позволяет воссоздать особый рельеф. К тому же, после обработки нож удобно лежит в руке.

Для обтягивания деревянной рукояти требуется зачистить, обезжирить ее поверхность. Затем нанести обувной клей и дать ему высохнуть. Кусок кожи обматывается вокруг ручки с нахлестом в 1 см. Тут же наносится клей и высушивается. После этого следует разогреть его над плитой, натянуть на рукоятке, разместив тот самый нахлест сбоку от оси. Острым лезвием удалить обрезки и аккуратно совместить края кожи. После правильного соблюдения технологии стык краев будет незаметен, а изделие прослужит долгие годы.

Кожаная оплетка

Плетение кожей

Ручка для ножа

Видео


Самое сложное и важное на этом этапе это просверлить ровное отверстие в бруске. От этого зависит ровно ли будет клинок в ручке. Далее насаживаем клинок и смотрим что и где мешает.


Берем пилочку и натфиль и убираем лишнее. Опять насаживаем клинок и опять смотрим.


И так пока клинок не сядет полностью в брусок.


Далее нам нужны чопики чтобы закрыть остатки отверстия. Чтобы цвет чопиков не отличался от бруска, я отпилил от бруска не много и сделал чопики, обточив их на гриндере.


Когда все готово, разводим эпоксидную смолу. Я использовал обычную самую. Можно брать и пятиминутку, но тогда процесс вклейки нужно производить очень быстро и четко, иначе можно не успеть. Для начала лучше обычную, так больше времени на подгонку.


Смолу перед смешиванием с отвердителем лучше нагреть, чем она жиже, тем лучше она пропитается в отверстии бруска. Разводим смолу, заливаем в отверстие. Предварительно торец бруска, на котором отверстие, нужно смазать маслом для дерева.



Насаживаем клинок, обмазываем смолой чопики и забиваем их. Самое главное не уделаться и не уделать все вокруг в смоле. Я умудрился забрызгать смолой даже светильник над верстаком. И оставляем сохнуть на сутки. Когда смола засохла, делаем следующее.


Размечаем центра бруска относительно клинка. Главное все это сделать максимально точно и ровно, от этого зависит ровность ручки. Далее начинаем обработку на гриндере.


Сначала вытачиваем торцы, ориентируясь на осевые линии.


Потом убираем лишнее тело бруска уже ориентируясь на торцы. Опять же главное не спешить и постоянно смотреть что получается.



Когда форма ручки готова, надо срезать чопики. Именно срезать, а не спелить. Берем острый нож. Желательно чтобы его сталь была мягче чем сталь нашего клинка. Иначе можно покоцать наш клинок.


Аккуратно срезаем чопики. Далее счищаем остатки смолы. И покрываем ручку маслом для дерева.

добрый вечер.
коллеги, расскажу о своих. затруднениях. более или менее получаются рукоятки накладные. т.е. накладки с двух сторон. ну есть еще небольшой опыт с паракордом. несколько способов плетения и намотки попробовал. а большая часть представленных ножей имеет всадной монтаж. за материалы есть отдельная тема, а по методе монтажа нет. честно говоря плохо понимаю, как его делать, так , что бы лезвие не вывалилось. поделитесь сокровенными знаниями.

Jurikas

Хвостовик треугольной формы, на конце резьба , м4 м5, вставляеться в паз, сзади затягиваеться гайкой, заткнуть пином, или закрутить петельку для темляка

Вложения

153660469306497898755.jpg

shmit

модератор

ромус

железный дровосек

И.е сквозная дырка, на хвостовик нарезать резьбу и на эпоксидку? А можно приварить болтик или шпильку на конец хвостовика? Я как то сажал на эпоксидку и сверлил для заклёпки хвостовик. Умаялся сверлить. Не берет сверло и всё тут. Сверла хорошие, сразу скажу.

shmit

модератор

Oleg812

Подмастерье

Юрий Владим.

Подмастерье

DSC01829 (Копировать).JPG

antonioMsk

Подмастерье

Я на тему рукоятей и ножен и прочего, постоянно от Саша кузнец отбиваюсь в разговоре.
Его мнение, что нех весь нож делать, а надобно токма ковать.
Хоть насчет того, что слесарить клинок надо не спорим.
Я считаю, что все надо делать.
Последний раз, споры у нас были после того как я шорник(тиски при шитье кожи) и кожу на ножны купил.
Саня сказал, что я . сумашедший.

сварщик в запасе

Алексей

Дядь Юра , было , где то на старом форуме , как вы пины делаете. если не затруднит, в уроках, вспомнить. Всем доброго вечера!

Юрий Владим.

Подмастерье

Дядь Юра , было , где то на старом форуме , как вы пины делаете. если не затруднит, в уроках, вспомнить.

Здравствуй Алексей! К счастью, Сергей Михайлович, сохранил мои уроки и при первой возможности вставит в открытую, здесь, тему "Мои уроки".

сварщик в запасе

Алексей

IMG_20181121_100559.jpg

Дорого вечера. Тут, намедни ,разговорились со старым охотником за ножи. он свой ,рабочий нож принес , показать. клин с какого то плунжера, не суть, рукоять кап березы - береста - кап, ножны внутри дерево, снаружи кожа. мне понравился "быстросъём" , способ одевания на ремень

IMG_20181121_100609.jpg

IMG_20181121_100618.jpg

IMG_20181121_100629.jpg

IMG_20181121_100642.jpg

Саша кузнец

С детства учусь

Я на тему рукоятей и ножен и прочего, постоянно от Саша кузнец отбиваюсь в разговоре.
Его мнение, что нех весь нож делать, а надобно токма ковать.
Хоть насчет того, что слесарить клинок надо не спорим.
Я считаю, что все надо делать.
Последний раз, споры у нас были после того как я шорник(тиски при шитье кожи) и кожу на ножны купил.
Саня сказал, что я . сумашедший.

Я могу делать клин, от начало до конца. Но за ножны точно не возьмусь! Что бы сделать хороший клин, время нужно не мерянно! У меня заготовка лежит 2 года и конца этому нет. Делать на скоряк, не мой вариант, а ещё и ножны, так вообще задница. . Вообще пришёл к выводу, нужно делать то что умеешь и в кучу всё не сгребать.
Учится конечно хорошо! Но жизнь одна и знать всё невозможно! А тратить время на обучения ещё и ножен и добиться нужного качества, перспектива ооооочень отдалённая. . Да и зачем? Когда есть люди заточенные под это.

Юрий Владим.

Подмастерье

DSC02215 (Копировать).JPG

Добрый вечер всем! Рукоять в процессе.

сварщик в запасе

Алексей

IMG_20181202_091317.jpg

shmit

модератор

ромус

железный дровосек

Harry

интересующийся

большая часть представленных ножей имеет всадной монтаж. за материалы есть отдельная тема, а по методе монтажа нет. честно говоря плохо понимаю, как его делать, так , что бы лезвие не вывалилось.

017.jpg

Собственно всадной монтаж (не сквозной) это однозначно клей. В данном случае клей это не только "эпоксидка", сосновая смола тоже вариант.
Впрочем можно и без клея. Просто наколотить деревяшку на хвостовик и обстругать ее потом до формы рукояти. Разумеется при этом хвостовик должен больше походить на гвоздь (кованный)

Когда хвостовик клинка проходит рукоять на сквозь, то это уже сквозной монтаж. Кончик хвостовика можно расклепать (сквозной монтаж на расклеп), загнуть так



На кончике можно нарезать резьбу и накрутить гайку (свозной монтаж на стяжку)

Немец Кузя

Белый и пушистый

Давайте поговорим как правильно крепить рукоять на нож, чтобы она служила долго и не разбалтывалась, и какие ошибки приводят к браку. Устоявшиеся мастера давно всё знают, но новичкам эта тема будет полезна. Заодно можно будет поделиться своими секретами и наработками.
Для начала я сделаю краткий обзор, какие они бывают, потом каждый добавит, что по его мнению будет полезным дополнением.
Начнем с того, что независимо от вида рукояти, нож никогда не должен отламываться в месте соединения клинка с рукоятью. К сожалению даже промышленные изготовители грешат тем, что выпускают ножи ломающиеся от малейшей боковой нагрузки, и эти ножи они позиционируют не как сувенирные, а как вполне рабочие и даже охотничьи. К сожалению уже не раз приходилось сталкиваться с таким браком производителя. А всё упирается в угол сопряжения клинка и хвостовика.

Понятно, что первый вариант заранее имеет запланированное слабое место где и сломается при первом же удобном случае.. Нижний вариант показывает правильное сопряжение хвостовика с телом клинка.

Grif5.jpg

Хвостовики бывают всадные, сквозные и целиковые. На показанном рисунке вариант целиковой рукояти. И гарда и пята вырезанны из пластины другого металла и приклёпанны к рукояти, но бывают и так называемые интегральные рукояти когда и гарда и пята сразу выкованны вместе с клинком. Показанная рукоять прочна, но очень утяжеляет нож. Обкладки приклёпываются множеством мелких тонких клёпок и дополнительно садятся на клей. Как правило такие рукояти держат долго и даже если одна или две заклёпки вылетели, рукоять тем не менее продолжает верой и правдой служить.

Grif6.jpg

Ещё один вариант целиковой рукояти, разница только в том, что вместо десятка маленьких клёпок стоит две или три более крупных клёпки расположенных по центральной линии рукояти. Увы такие накладки держатся менее прочно поскольку даже клей не даёт гарантии, что накладки будут хорошо держаться. Чтобы они не разбалтывались, в рукояти сверлятся или вырубаются дополнительные отверстия большего диаметра, для того, чтобы клей соединял материал обкладок не только с металлом но и друг с другом. Иногда эти отверстия дополнительно используют для размещения мозаичного пина или нескольких.

Grif7.jpg

Здесь показан вариант всадной рукояти. И больстер и тыльник исполнены в виде металлических стаканчиков, а сам хвостовик вклеен. Чтобы он хорошо держался на нём сделанны зарубки, но не напротив друг друга, чтобы не ослаблять сам хвостовик. Такие всадные рукояти довольно просты, но всеже бывает, что они начинают разбалтываться под приложением постоянной нагрузки.
Чтобы сделать всадную рукоять прочнее используют клёпки.

Grif3.jpg

В таком случае ставят одну или две заклёпки, но я лично их прячу под декоративными вставками, из другого материала, кости например, тем более, что такие вставки можно украсить, гравировкой.

Grif2.jpg

Сквозные хвостовики как правило очень прочны и пракически никогда не разбалтываются. Кончик хвостовика можно расклепать, или затянуть гайкой, а гайку спрятать каким либо пином или просто чопиком, но можно и насадить тыльник из такого же материала, что и больстер.

Grif1.jpg

Этот вариант сквозного хвостовика тоже закручен гайкой, но вторая гайка декоративная и одновременно может использоваться для крепления темляка.
И наконец комбинированная или половинчатая рукоять.

Как видно из рисунка в верхней части хвостовик сквозной, а нижняя часть полностью закрыта материалом рукояти. Чтобы больстер не болтался, в конструкции предусмотрен небольшой сдвиг. Больстер одевается на хвостовик , заводится в верхний паз и насаживается на нижний порог. Такой способ крепления больстера даёт стопроцентную гарантию. Он никогда не разболтается и сидит как единое целое с клинком. Тыльник тоже имеет небольшой секрет крепления, для стабильного удержания на рукояти.
Вот собственно и всё по самым прочным рукоятям.
Есть ещё различные способы удлинения так называемых "мышиных хвостиков" (очень коротких хвостовиков), но к прочным рукоятям это не имеет никакого отношения и я не стал рассматривать их в своём обзоре.

Не силен в кузнечном деле абсолютно, но хочется остановится на сборке ножа. Есть несколько моментов, позволяющих осуществить достаточно долговечное крепление клинка в рукояти. Просто на примере покажу как с этим справляюсь я, хотя возможны и другие варианты. Когда, скажем, гарда литая то она как правило полая внутри и рукоять врезается внутрь этого самого литья. Или когда клинок имеет продолжение хвостовика в виде шпильки с резьбой на конце. тогда рукоять и весь набор притягивается декоративной гайкой(вспомним немецкие кинжалы). Но на фотографии, выложенной andreyi-ем, гарда не литая, а просто латунная шайба. Очень скользкий вариант, зато очень быстро монтируемый в условиях производства.

Не зависимо от материала гарды, можно подрезать в месте посадки клинка небольшое углубление для фиксации.



Клинок зразу садится плотнее. И гарда предохраняет его от слома в переходе клинка в хвостовик. второй момент: не трудно вкрутить пару винтов в предварительно нарезанную резьбу в гарде со стороны соединения её с рукоятью. Это чтоб сама гарда не отрывалась от дерева. Потом шляпки винтов срезаю и получаются две шпильки. Под эти шпильки в рукояти сверлю отверстия.



Ну и на самом хвостовике не сложно наждаком сделать "ерша". После заливки смолой выдрать его, на трезвую голову, уже практически не возможно.


Для непосредственно склейки я использую две смолы: 5ти минутную и 30ти минутную. В первую мешаю колеровку( в данном случае под кость) и служит она для приклеивания гарды к клинку. Во вторую добавляю ореховую пыль(другой просто нет) и использую ее для заливки хвостовика клинка и штифтов в рукоять.


Ни как не соберусь сварить подходящую струбцину для фиксации склейки, но приспособился по другому. В рукояти сверлю отверстие и вставляю в него длинный винт с гайкой. Потом это технологическое отверстие можно отпилить - раз или использовать для установки трубочки(не знаю как правильно называется), но служит для крепления шнурка-подвеса - это два.

Зажимаю в тиски клинок и притягиваю рукоять при помощи резинового жгута.


А дальше - обыкновенная рутина - напильником по контуру и в масло.


Не могу понять из какого материала гарда? В нижней части она образует очень острый угол, не увеличит ли он вероятность скола в этом месте? Хотя нож получился красивый, не для хозработ.

Немного не в тему, хочу спросить у автора, на фото тиски случайно не Китай? По цвету, форме, губкам похожи. Если да, то как они себя зарекомендовали? Тоже к ним приглядываюсь (цена устраивает), но Китай отпугивает.

Лучшие тиски - пр-ва г.Глазов. Очень похоже что это они. Но они 8 лет назад в голубой цвет их красили.

ЛеснойПешеход, Тиски конечно китай, но по дереву вполне устраивают, а по металлу - лопнут губки и винт выполнен жиделяво. Но у меня их трое, пусть ломаются.

Мергенчи, Шляпки винтов, желательно уже после того как винты будут закручены в рог, просто откусываются бокорезами. Ежели шляпки откусить загодя то скорее всего возникнут трудности с их заворачиванием. Хотя у меня и это трудностей не вызывает потому что отрезаю шляпки насадкой на бормашинку с маленьким отрезным диском. Этим же диском и прорезаю шлиц для отворачивания-заворачивания.

все понятно. модернизация гарды,мое мнение лишним уж точно не будет в плане надежного крепления всех частей!

Использую клей ЭДП (Бокситка) для насадки на клинок использую струбцину, в окочание лезвия ставлю сарый каблук.затем шкурю рукоять, и погружение в масло. Первично, льняное, а затем тиковое для придания своеобразного темного окраса.Полирую в ручную лошенной бумагой.Напильник не использую, есть насадки на дрель.Нож красив, что за древесина?


jeka, Для того, чтобы посмотреть его лежащим на бумаге надо его купить, положить на бумагу и посмотреть.:))) А пока только фотки могу сделать. На бумаге какого цвета Вы предпочитаете? Пока нож у меня, сделать снимок не вопрос.
А лезвие на старых каблуках это очень стильно. Я понимаю. Люди бывают такими разными. А какая высота каблука Вам больше импонирует? :))) Но я еще не дорос до ножей для дефиле. А ежели серьезно, то лично у меня возиться с ЭДП нет ни времени ни желания. Сутки ждать полимеризации "Её Величества" - не позволительная для меня роскошь. А уж как она наждачку умеет забивать - Вы и сами знаете. Вполне допустимо использование полиэфирной смолы. Она схватывается начинает через 15 минут. Используется при производстве стеклопластиковых конструкций. Катеров там всяких. В тиковом, ровно как и в тунговом маслах, я разочаровался. Хотя ножеделы очень любят их за красивое название, некую элитарность(связанную с ценником; быструю полимеризацию и вонь. Все бы ни чего, но текстуру ореха(да и дерева вообще) эти масла с никудышными оптическими свойствами убивают напрочь. Чем тогда хуже олифа в исполнении туляков - не пойму.(читай книгу О.Семенова) Да собственно, если тунговое давят из орешков соответствующего дерева, то тиковое не давят из тика - это эмпирически подобранная смесь разных масел(и конопляное, и льняное, и кунжутное вроде) для защиты древесины твердых пород. В первую очередь - тика, потому и тиковое. Jeka бумага, которую Вы используете для полировки - большая редкость. У нас такой я не встречал. Но выручает иногда вощеная - то есть воском намазанная(пропитанная). А на производстве это дело заменяют галтовочные барабаны с ветошью и воском внутри. "Напильником по контуру" это фигура речи, хотя без хорошего напильника иной раз и не обойтись.

Изделия из древесины прекрасно впитывают воду, а впоследствии рассыхаются, растрескиваются, окончательно теряя эксплуатационные свойства и привлекательный внешний вид. Защита дерева от влаги – основная задача ухода. Химическая промышленность предлагает для повышения водостойкости использовать краски, лаки и морилки. Но краски целиком скрывают прекрасную структуру дерева, а лаки и морилки далеко не безупречны с точки зрения экологии. На помощь приходят натуральные материалы.



Для пропитки потребуется только кисть и льняное масло

Льняное масло вполне заслуженно является одним из лучших естественных средств для пропитки дерева:

  • обработанная им поверхность не меняет свою структуру, не становится гладкой. Изделию остается присуща приятная деревянная шероховатость;
  • масло проникает во все слои дерева, поэтому рукоять хорошо выглядит, не смотря на систематический контакт с руками. Она долгое время имеет мягкий, бархатный блеск, словно ее только что обработали;
  • после масляной пропитки изделию не требуется обработка антисептиками, как это рекомендуют многочисленные инструкции. Масло максимально плотно заполняет мельчайшие поры, эффективно отталкивая воду, грязь и не оставляя микроорганизмам ни единого шанса. Никакого гниения и плесени после обработки не возникнет;
  • пропитка ручки ножа маслом позволяет добиться разных оттенков цвета, подчеркнуть рельеф и структуру породы;
  • это безвредный, экологически чистый, безопасный для кожи человека продукт, не вызывающий аллергических реакций;
  • льняное масло недорого стоит и подходит разным породам дерева.



Равномерно промазываем всю площадь рукоятки
Льняное масло содержит глицериновые эфиры (глицериды) пяти кислот, в том числе линоленовой (до 40%) и линолевой (до 35%). Пропитывая дерево, под воздействием света и воздуха они полимеризируются, затвердевают, создавая твердую, очень надежную защиту и повышая прочность материала.

Решил испытать покрытие ручки охотничьего ножа льняным маслом. При беглом просмотре видео роликов на Youtube показалось, что это довольно красивее чем лак и не сложно.

Посмотрев еще несколько углубленных видео и почитав про данную технологию. Встал перед выбором, варить рукоять ножа в масле или просто пропитать в несколько слоев, за несколько раз. Остановился на простой пропитке, в несколько слоев и в последствии не пожалел. Так как выяснил еще пару моментов.


  • Подготовил ручку — старое, лаковое покрытие с берестяной ручки ножа удалил наждачной бумагой.
  • Намочил ватный диск водой и протер ручку от пыли.
  • Как ручка подсохла, намочил ватный диск льняным маслом и нанес первый слой. Ручка стала блестеть — красота. Положил её впитываться.


Обработанную поверхность льняным маслом нужно выдерживать на открытом воздухе. Так как льняное масло от воздуха и ультрофиолетовых лучей полимеризуется. А как известно обычное стекло ультрофиолет не пропускает. Поэтому и нужно изделие выдерживать на открытом воздухе, чтобы ускорить процесс полимеризации.

И так в течении трех дней я нанес три слоя масла. После высыхания, ручка приобрела матовую, приятную на ощупь поверхность.


Не стал заморачиваться с вощением, не делал раствор из 1 части воска, 1 части льняного масла и 0,3 канифоли. А просто натер ручку пчелиным воском, нагрел её обычным феном. Воск равномерно и тонким слоем растекся по рукоятке. Затем простой х/б тканью отполировал рукоятку.

В процессе покрытия рукоятки льняным маслом для себя выяснил такие моменты:

Существует две основных способа пропитки

Вымачивание

Для того, чтобы пропитать рукоять ножа вымачиванием, хорошо нагрейте льняное масло на водяной бане. На бане оно сильно не нагреется а достигнет ровно той температуры, которая необходима для пропитки. Отрегулируйте температуру нагрева так, чтобы вода не кипела сильно, и ее капли не брызгали. Нагретое льняное масло не выделяет запахов, не дымит, поэтому процедуру можно спокойно проводить в домашних условиях.

После вымачивания извлеките изделие, дайте стечь маслу и положите высыхать. На полную просушку уйдет 1-2 недели.

Сушку можно ускорить с помощью воска, дегтя или скипидара, предварительно, перед варкой, добавив их в пропорции 1 часть добавки на 2 части масла. Предпочтение лучше отдать воску, так как он наименее токсичный. Перед добавлением воск нужно растопить. С использованием добавок срок сушки сократится до 3-4 дней.

Втирание

Обработка рукояти ножа втиранием требует гораздо больше трудозатрат. Метод заключается в том, что нагретое масло или его смесь с воском наносится на изделие очень тонким слоем и втирается. Процедуру нужно провести многократно, раз 8, каждый раз оставляя изделие на сутки для полного впитывания.


Соблюдайте некоторые правила:

  • не нагревайте масло слишком сильно, это чревато ожогами;
  • следите за влажностью в помещении. Максимально допустимая – 70%;
  • втирайте губкой или сложенной тканью, делайте это тщательно. Последнее нанесение произведите шерстяной тряпочкой и хорошо отполируйте, поверхность приобретет красивый блеск.

Совет: льняное масло можно использовать многократно. Храните его в темном прохладном месте.


Решил испытать покрытие ручки охотничьего ножа льняным маслом. При беглом просмотре видео роликов на Youtube показалось, что это довольно красивее чем лак и не сложно.

Посмотрев еще несколько углубленных видео и почитав про данную технологию. Встал перед выбором, варить рукоять ножа в масле или просто пропитать в несколько слоев, за несколько раз. Остановился на простой пропитке, в несколько слоев и в последствии не пожалел. Так как выяснил еще пару моментов.

Способы пропитки рукояти ножа

Конечно, не нужно обрабатывать рукоять нового ножа, покрытую защитным слоем. Если он достаточно прочный, пользуйтесь клинком по назначению и приступайте к пропитке по мере истирания покрытия. Когда же состояние рукояти заметно ухудшилось, удалите покрытие, зачистив ручку наждачной бумагой или другим абразивом и приступайте к процессу пропитки. Приведем популярные способы.

Втирание масла

В зависимости от того, как часто вы пользуетесь ножом и материала изготовления (из стабилизированной или обычной древесины), такой уход рукояти ножа может требоваться раз в 1-2 месяца или реже. Действуйте следующим образом:

  1. Прежде чем пропитать деревянную рукоять ножа, хорошо разогрейте ее. Можно положить клинок на горячую батарею или прогреть феном примерно до 60-70 градусов.
  2. Нанесите масло обильным слоем с помощью кисти (повторять нанесение несколько раз) или оставьте в стакане с маслом на 3-4 часа.
  3. Сухой фланелевой тканью или губкой втирайте масло с применением силы. Чем дольше и интенсивнее такой воздействие, тем лучше.
  4. Оставьте нож на сутки, чтобы он высох и остатки масла полностью впитались.

Вываривание

История возникновения такого способа уходит корнями в далекое прошлое. Много лет назад плотники заметили, что если оставить бревна в масляном составе, но дерево становится крепче, дольше не гниет и выглядит красивее. Тогда и был придуман способ пропитки маслом, который до сих пор называют вывариванием или вымачиванием. Этот способ длительной обработки, но и эффект наиболее продолжительный. Суть его такова:

Если вы решитесь провести вымачивание, учтите, что температура кипения отличается у разных сортов масла. Важно, чтобы масло хорошо прогрелось, но не кипело в процессе. Невысокий порог кипения у льняного масла – всего 110-120 градусов, у подсолнечного и оливкового – 150-200 градусов. У горчичного, оливкового, арахисового этот показатель значительно выше – около 220-250 градусов.

Современные производители предлагают пользователям составы промышленного производства – воск, масло, пропитки для рукоятей из дерева. Перед покупкой убедитесь, что средство экологичное и безопасное, подходит для кухонных ножей.

пропитка рукояти натуральными маслами и воском

Использование ножа в экстремальных условиях, например в условиях сильной жары или, наоборот, обильной влажности может привести к необратимым изменениям во внешнем виде его рукояти. Понятно, что если ваш инструмент относится к классу недорогие ножи, то ремонт можно провести собственными силами. А если за нож выложено несколько тысяч рублей, то может быть лучше не допускать таких случаев? Тем более, что на рынке существуют множество средств по уходу за ножами или прикладами стрелкового оружия из дерева, стоят которые не так уж и дорого, а их расход минимальный.

Читайте также: