Как сделать тодес в фигурном катании

Обновлено: 08.07.2024

Фигурное катание является одним из самых эстетически красивых видов олимпийского спорта. Комбинации его состоят из последовательностей пируэтов, вращений, множества прыжков, различной сложности шагов это и есть элементы фигурного катания. Изначально, данный спорт был состязанием между людьми, исполняющими фигуры в статике, застывающими в красивых позах.

Позднее стали образовываться пары фигуристов, и, наоборот, выделяться одиночки. Из этого выросли такие катания, как одиночное и парное.

Опытные тренера занимаются с детьми общей физической подготовкой, основами балетного искусства, гимнастикой, а также разучивают элементарные базовые шаги и элементы. Изучение основных элементов фигурного катания (знание терминов, создателя элемента и прочее) является обязательным уроком в обучении начинающих фигуристов.

Так какие же прыжки, вращения и другие простые элементы необходимо изучать и осваивать спортсменам?

Названия основные элементов в фигурном катании

В первую очередь, это шаги. Они подразделяются на базовые и технические. К базовым относятся:

  • Дуга. Ему обучаются с самого начала. Это скольжение вперед или назад попеременно на одной ноге. Можно катиться как на наружном, так и на внутреннем ребре. В результате след должен образовывать окружность.
  • Елочка. Шаг очень похож на одноименный лыжный. Называется он так по причине оставляемого следа, похожего на хвойную тезку.
  • Фонарик. Шаг выполняется на двух ногах. Приседая, ноги находятся вместе, при подъеме они скользят в разные стороны. Посмотрев на след, оставляемый коньками, можно разглядеть китайские фонарики.
  • Змейка. Данный шаг выполняется на двух ногах, максимально близко расположенных друг к другу. Фигурист плавно перемещается слева направо, и наоборот, оставляя параллельные линии.

Основные технические шаги это:

В фигурном катании огромное разнообразие прыжков, от элементарных до сложно выполнимых, требующих наличия определенной техники. Среди самых часто исполняемых можно выделить такие, как:

Прыжки, следующие друг за другом без остановок и промежуточных шагов, были названы каскадом. Их сделали обязательными для исполнения в короткой программе на Олимпиаде.

ВАЖНО! Зачастую путают комбинации прыжков и каскады. Комбинацией называют серию, состоящую из прыжков, которые представляют собой определенный замысел, эстетический или технический. Каскад же частный случай этих комбинаций, в котором нет ни поворотов, ни смены ног.

Элементы прыжков

В подготовительные и связующие прыжки объединяют три группы элементов: вращения, скольжение и спирали.

Вращения, иначе пируэты, один из основополагающих элементов фигурного катания. Выполняются чаще всего на одной ноге. Однако, в период тренировок, в качестве упражнений, всегда начинают с пируэтов на двух ногах. При правильном исполнении вращения конек скользит вдоль небольшой окружности. Для пируэтов необходима хорошая подготовка и натренированный вестибулярный аппарат. Среди основных выделяют:

  • Бабочку. Стремительное вращение с перекрестными ногами и постепенно поднимающимися от груди к голове руками.
  • Волчка. Это вращение не под силу новичкам, так как требует большой физической подготовки. Выполняется оно сидя, опорная нога должна быть прямо параллельна полу, а вторая, точно так же параллельно выставляется вперед, с натянутым носком флекс. Есть множество вариаций, в которых свободная нога не вытянута вперед, а устремляется в сторону, или же кладется на опорную ногу.

Скольжение прием фигурного катания, позволяющий фигуристам отдохнуть после выполнения элемента и подготовиться к следующему. С возрастанием опыта у фигуристов в их программе скольжений становится все меньше. Падений на скольжении практически не бывает (разве только на тренировочных занятиях). Это обязательный элемент программы в женском и парном фигурном катании.

Спирали это частные случаи скольжения, исполняемые на одной ноге, в которых колено свободной ноги должно находиться выше бедра опорной. Многие элементы, придуманные на заре становления фигурного катания, отходят от этого правила, так как изначально спиралью назывались все фигуры, оставляющие на льду этот след. Среди основных выделяются:

  • Ласточка. Движение на одной ноге, корпус параллельно наклонен к полу, свободная нога максимально поднимается назад прямая. Руки чаще всего раскрыты для равновесия. Данную спираль часто осваивают самостоятельно, на дворовых катках, так как она не представляет большой сложности. Она является элементом фигурного катания для начинающих спортсменов.
  • Пистолетик. Подготовительное упражнение к вращению волчком. Чаще всего используется в детских программах. Спираль на одной ноге, с приседом и выставлением свободной параллельно ледовому покрытию.
  • Флажок. Для исполнения этой спирали необходима хорошая растяжка. Происходит движение на опорной ноге, вторая же поднимается в сторону, образуя поперечный шпагат. Одноименная с поднятой ногой рука держит первую за пятку.
  • Циркуль. Происходит скольжение на ребре одной ноги, с постановкой второй на зубец в центре образовываемой окружности.

Парное катание

В парном катании ответственность за исполнение номера равноценно лежит на обоих партнерах. Поддержка и взаимопонимание в паре несомненный залог успеха. Парное катание подразумевает под собой определенную долю опасности, ведь если одиночка рассчитывает лишь на себя, то для того, чтобы исключить всевозможные травмы при прокатке программы, пара должна чувствовать себя единым целым.

Наиболее часто использующиеся элементы парного катания это:

Начальная подготовка фигуристов

Вместе с общей физической подготовкой и занятиями у хореографического станка, важную роль в подготовке спортсменов имеет специально-техническая подготовка. Иначе ее называют ледовой. Данная подготовка включает в себя несколько этапов, постепенное овладение которыми приводит фигуриста к призовым местам на крупнейших соревнованиях.

Время тренировок на начальном этапе не должно превышать 45 минут. При этом нужно комбинировать занятия на льду с хореографической подготовкой.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! Что для эффективного обучения в детском возрасте целесообразно выполнять различные упражнения на обе стороны (вращение влево чередовать с вращением вправо, делать толчки с обеих ног и т.д.).

Фигурное катание это нелегкий, многогранный вид спорта, на достижение вершин в котором у спортсменов уходит немало времени, сил и здоровья. Но болельщики, и просто любители этого вида спорта получают несравненное эстетическое удовольствие, видя результаты их трудов.


Современное парное фигурное катание - это уникальное сочетание сложных элементов - выбросов, подкруток, поддержек, вращений и запоминающихся образов, которые раскрывают целую вселенную романтических взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В этой статье узнаем как зарождалось спортивное парное катание, вспомним наших олимпийских чемпионов и выдающихся тренеров. А также разберем специфику парных элементов фигурного катания - поддержек, тодесов, выбросов, дорожек и вращений.

История парного фигурного катания

Первые коньки найдены в поселениях, которым несколько тысяч лет. Для чего первобытным людям были нужны коньки? То ли для того, чтобы гоняться за мамонтами, то ли для развлечения - скакать через торосы по замерзшим рекам. Ученые на этот вопрос не ответили, а если и ответили, то забыли разместить свои предположения в интернете. Возможно, древние люди совмещали эти два варианта, так сказать, полезное с приятным.

Костяные и железные коньки

Так или иначе, прошли века, мамонты вымерли, вместо костяных коньков появились стальные, любители катания научились вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом гордую осанку и достоинство. В конце 19 века создали международный союз конькобежцев, который мы теперь знаем под аббревиатурой ISU. И вот наступил 1908 год - год первых официальных соревнований в парном катании.

"Трюкачи" и "романтики" парного катания

Десятилетием позже парное фигурное катание разделилось на два противоборствующих лагеря. В специальной литературе, посвященной истории фигурного катания их называют “трюкисты” и “антритрюкисты”. Первоисточником является книга Панина-Коломенкина Н.А. “Фигурное катание на коньках”.

Книга Панина-Коломенкина

“Трюкисты” делали ставку на эффектные элементы. Прекрасная половина в таких парах была значительно слабее в плане мастерства катания. Как отмечают очевидцы (ну, как очевидцы, все тот же Николай Александрович), разница в мастерстве очень сильно бросалась в глаза в момент раздельного катания.

Тактически такой подход был оправдан по причине более низкого уровня женского фигурного катания. (В этом утверждении могу ошибаться, но факт остается фактом - впервые женщину допустили до соревнования только в 1901 году. И этой фигуристкой стала Медж Сайерс).

“Антитрюкисты” ставили во главу угла чистоту линий, плавность скольжения, общность исполнения.

Парное катание в наши дни

Льда с тех пор поцарапано много и теперь спортивные пары исполняют захватывающие дух элементы и показывают потрясающее скольжение, сумев объединить то, что в первой половине двадцатого века казалось необъединяемым.

До 1963 года спортивные пары исполняли только произвольную программу, в которой демонстрировали изящное катание, красоту линий, несложные поддержки на уровне талии, параллельное и совместное вращения. В 1963 году была введена короткая программа с достаточно строгими рамками набора обязательных элементов.

С середины двадцатого века советская и ее преемница - российская школа парного фигурного катания является одной из сильнейших и прославленных школ. Конкуренцию составляют в основном французские и канадские спортивные пары. В конце 90х годов прошлого столетия серьезно заявила о себе китайская школа.

Советские и российские олимпийские чемпионы в парном фигурном катании

1964 год. IХ Зимние Олимпийские Игры. Австрия (Инсбрук)
Людмила Белоусова - Олег Протопопов

X Зимние Олимпийские Игры стали началом тотального доминирования и безоговорочных побед советской и затем российской школы парного фигурного катания на протяжении пяти десятилетий. Людмила Белоусова и Олег Протопопов покорили сердца зрителей непревзойденной музыкальностью своих программ, лиризмом и безупречной техникой элементов и скольжения, благодаря которой их программы отличались “гармоничным слиянием спортивных и художественных задач” (А. Шелухин “Ледовая симфония”).

“. предельная правдивость каждого жеста, естественность каждой линии на льду - вот что определяет искусство золотого дуэта”.

А. Шелухин "Ледовая симфония"

1968 год. Х Зимние Олимпийские Игры. Франция (Гренобль)
Людмила Белоусова - Олег Протопопов

Для произвольной программы Людмила Белоусова и Олег Протопопов - пара, ставшая легендарной и чей стиль пытались копировать многие фигуристы того времени, - выбрали фрагменты из “Лунной сонаты” и 5-й симфонии Бетховена, а также финал из концерта Рахманинова.

Эта программа стала поистине шедевром. В первую очередь, конечно же благодаря драматичности исполнения, которая заставляла зрителей смотреть выступление затаив дыхание. Но столь феноменальный артистизм не смог бы проявиться без идеальной чистоты скольжения и безупречного исполнения сложнейших на то время элементов.

1972 год. XI Зимние Олимпийские Игры. Япония (Саппоро)
Ирина Роднина - Алексей Уланов

Ирина Роднина - Алексей Уланов

На смену “старой школе” с утонченной музыкальностью и лиризмом вихрем ворвались Ирина Роднина и Алексей Уланов. Их программы отличались высокой скоростью, сверхсложными элементами и выглядели более свежо и “прогрессивнее”.

1976 год. XII Зимние Олимпийские Игры. Австрия (Инсбрук)
Ирина Роднина - Александр Зайцев

Ирина Роднина - Александр Зайцев

После чемпионата Мира 1972 года, Ирина Роднина встала в пару с новым партнером - Александром Зайцевым. На тот момент Александр был одиночником. Но пара очень быстро “скаталась”. Были разучены новые сложные элементы в том числе подкрутка “флипп” в три оборота. Не смотря на то, что в произвольной программе были допущены незначительные ошибки, пара уверенно заняла первое место.

1980 год. XIII Зимние Олимпийские Игры. США (Лейк-Плэсид)
Ирина Роднина - Александр Зайцев

Чистые прокаты короткой и произвольной программ, насыщенных сложнейшими по тем временам элементами в очередной раз продемонстрировали безоговорочное лидерство советской школы парного фигурного катания. Ирина Роднина единственная фигуристка, которая является трехкратной олимпийской чемпионкой в парном катании.

1984 год. XIV Зимние Олимпийские Игры. Югославия (Сараево)
Елена Валова - Олег Васильев

Елена Валова - Олег Васильев - великолепная техничная пара, которая продолжила победную серию советского парного катания на XIV Зимней Олимпиаде.

1988 год. XV Зимние Олимпийские Игры. Канада (Калгари)
Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков

К 1988 году сердца любителей парного катания покорила молодой дуэт - Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. Их искренность и восторженность подкупила не только зрителей, но и судей. Специалисты высоко оценили чистоту линий и легкость скольжения. Все элементы, само собой разумеется, были выполнены безукоризненно. Эта пара первой продемонстрировала поддержку с вращением в обе стороны.

1992 год. XVI Зимние Олимпийские Игры. Франция (Альбервиль)
Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев

Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев

Победное шествие уже российской школы парного фигурного катания продолжила Санкт-Петербургская пара - Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев. Наталья и Артур выделялись мощным катанием, которое сочеталось с безудержным и суровым романтизмом. Романтизмом, в котором почти нет утонченности и полутонов, зато каждая эмоция подобна порыву сильного ветра и пробирает до мурашек.

В своих программах ребята продемонстрировали сложные элементы - тройной выброс и прыжки, силовые поддержки, но больше всего они запомнились оригинальными “обводками”и ”провозками”.

1994 год. XVII Зимние Олимпийские Игры. Норвегия (Лиллехаммер)
Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков

В 1993 году по решению ИСУ и МОК Екатерина и Сергей смогли вернуться в любительский спорт. Их катание стало зрелым, но все таким же стремительным. Уверенное исполнение элементов принесло заслуженные награды. В итоге Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков стали двукратными олимпийскими чемпионами.

1998 год. XVIII Зимние Олимпийские Игры. Япония (Ноггано)
Оксана Казакова - Артур Дмитриев

После XVII Олимпиады Наталья Мишкутенок решила закончить свою карьеру. И вот триумфальное возвращение Артура Дмитриева с новой партнершей - Оксаной Казаковой. За четыре года пара прекрасно “скаталась”, обновила свой арсенал сложными поддержками, оригинальными вращениями и спиралями.

2002 год. XIX Зимние Олимпийские Игры. США (Солт-Лейк-Сити)
Елена Бережная - Антон Сихарулидзе

Победную эстафету подхватила следующая петербургская пара - Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. На тот момент все основные претенденты на олимпийское золото обладали примерно равным по своей сложности набором элементов. Российская пара выделялась необыкновенной лиричностью и глубоко продуманным драматизмом программ.

К сожалению, в произвольной программе Антон допустил погрешность при выполнении двойного акселя. И с перевесом всего в один голос нашим спортсменам была присуждена победа, канадская пара стала второй.

Но на этом борьба не закончилась. Ошибка Сихарулидзе дала повод обвинить в судей в сговоре и некомпетентности. Разразился громкий скандал. В итоге была проведена повторная церемония награждения, на которой канадцам вручили второй комплект золотых медалей.

2006 год. XX Зимние Олимпийские Игры. Италия (Турин)
Татьяна Тотьмянина - Максим Маринин

И снова на церемонии награждения звучит российский гимн. На юбилейной XX Олимпиаде чемпионами в парном фигурном катании заслуженно стали Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин.

2014 год. XXII Зимние Олимпийские Игры. Россия (Сочи)
Татьяна Волосожар - Максим Траньков

К сожалению, в 2010 году олимпийское золото по праву досталось китайским спортсменам и полувековая серия побед была прервана. Но только лишь для того, чтобы на XXII Олимпиаде на высшую ступеньку пьедестала вновь поднялась российская спортивная пара - Татьяна Волосожар и Максим Траньков.

Практически все элементы были четвертого уровня сложности и арбитры высоко оценили качество исполнения. Но не только высококлассными элементами победил этот дуэт, образы, которые они создали в своих программах были настолько эмоциональны, настолько искренними, что поглощали все внимание зрителей и судей, не давая ни на секунду отвлечься, заставляя смотреть затаив дыхание.

Советские и российские тренеры олимпийских чемпионов в парном катании

Жук Станислав Алексеевич (25.01.1935 - 01.11.1998)

Жук Станислав Алексеевич

Был сторонником атлетичного и динамичного стиля катания. Ученики:

  • Ирина Роднина - Алексей Уланов
  • Ирина Роднина - Александр Зайцев
  • Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков

Москвина Тамара Николаевна (26.06.1941)

Москвина Тамара Николаевна

  • Елена Валова - Олег Васильев
  • Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев
  • Елена Бережная - Антон Сихарулидзе

Москвин Игорь Борисович (30.08.1929 - 10.10.2020)

Москвин Игорь Борисович

  • Людмила Белоусова - Олег Протопопов
  • Тамара Братусь - Алексей Мишин
  • Ксения Озерова - Александр Энберт

Мозер Нина Михайловна (28.08.1964)

Мозер Нина Михайловна

  • Татьяна Волосожар - Максим Траньков
  • Ксения Столбова - Федор Климов

Содержание программ парного фигурного катания

Короткая программа спортивных пар

  1. Параллельный прыжок. У юниоров обязательным элементом является двойной аксель
  2. Подкрутка (Tw)
  3. Выброс. У юниоров на каждый сезон объявляется обязательным определенный выброс (Th)
  4. Поддержка (Li). В каждом сезоне поддержки какой-то одной группы являются обязательными для исполнения
  5. Тодес (Ds)
  6. Комбинированное вращение параллельное (CoSp)
  7. Дорожка шагов (StSq)

Произвольная программ спортивных пар

  1. Параллельный сольный прыжок
  2. Параллельный каскад прыжков (каскад может состоять максимум из трех прыжков)
  3. Два различных выброса (Th)
  4. Подкрутка (Tw)
  5. Три различных поддержки. Одна из них должна быть другой группы, чем остальные две. Юниорам разрешено исполнять максимум две поддержки различных групп (Li). Минуту терпения. Что такое “группа поддержек” объясним чуть ниже
  6. Комбинация парных вращений (совместное) у взрослых и юниоров (PCoSp) или Парное вращение у новичков (PSp)
  7. Тодес (Ds)
  8. Хореографическая последовательность (ChSq)

У мастеров произвольная программ состоит из одинадцати элементов, у юниоров - из десяти.

Элементы парного фигурного катания

Помимо прыжков и параллельных вращений, спортивные пары исполняют элементы, которые присущи исключительно этому разделу фигурного катания. Собственно говоря, иначе зачем было придумывать парное катание? О них и поговорим

Поддержки в парном фигурном катании

Поддержки у спортивных пар делятся на пять групп. Основным (да что там “основным”, единственным) признаком является способ, которым партнер держит партнершу. Официально это называется “хват”.

Поддержка в парном фигурном катании

Классификация групп парных поддержек

  • Группа 1 - Позиция хватом за подмышку. Поддержки этой группы вы не увидите по телевизору. Их исполняют только самые начинающие пары.
  • Группа 2 - Позиция с хватом за талию. Тоже редко встретишь на соревнованиях.
  • Группа 3 - Позиция с хватом за бедро/верхнюю часть ноги (выше колена). Начиная с третьей группы идут те самые поддержки, которые демонстрируют пары на серьезных соревнованиях
  • Группа 4 - Позиция с хватом кисть в кисть (жимовые поддержки)
  • Группа 5 - Позиция с хватом кисть в кисть (поддержки типа Лассо)

Помимо этого, среди поддержек пятой группы различают пять типов по:

  • отрыву партнерши ото льда
  • положению партнеров относительно друг друга в момент отрыва
  • хвату

Чтобы по описанию представить все эти хваты, надо обладать недюжинным воображением. Поэтому решили сделать отдельную статью, посвященную парным поддержкам с видео-примерами и подробными комментариями, в том числе расскажем и про уровни поддержек. А здесь только перечислим названия типов поддержек пятой группы:

  • Степ (5SLi)
  • Тоулуп (5TLi)
  • Заднее Лассо (5BLi)
  • Аксель (5ALi)
  • Реверс (Обратное) Лассо (5RLi)

Стоимость парных поддержек

Наименьшая стоимость у поддержек первой группы, чуть дороже стоят поддержки второй группы, но, как уже говорили, их мы всерьез не рассматриваем.

Третья и четвертая группа имеют одинаковую стоимость.

Поддержки пятой группы ценятся выше всего, но у них есть своя внутренняя градация. Так, самыми лёгкими для исполнения и, соответственно, самыми дешёвыми из этой группы считаются поддержки типа Тоулуп и Степ. Затем идёт Заднее Лассо и вершиной мастерства в парном фигурном катании является исполнение поддержек типа Аксель и Обратное Лассо.

Тодес - "смертельный" элемент парного фигурного катания

Когда-то тодес был очень сложным и "страшным" элементом. Поэтому его название на английском - "death spiral". Смертельная спираль. Современные фигуристы гораздо увереннее стоят на коньках, но англоязычное название так и осталось.

Типы тодесов в парном фигурном катании

Тип тодеса зависит от направления движения партнёрши (вперёд, назад) и ребра, на котором она скользит (наружное, внутреннее). Произведя нехитрые вычисления, получаем четыре типа тодесов:

Тодес вперёд наружу (FoDs - Forward Outside Death Spiral)

К сожалению, не смогли найти фотографию этого типа тодеса. Все таки он не самый популярный среди парников

Описание элементов фигурного катания словами — довольно сложная задача. Гораздо легче показать как выполнить тот или иной элемент, а для полного понимания лучше попробовать исполнить элемент самому. Конечно, исполнить тройной прыжок под силу только профессионалам, но понять "механику" исполнения большинства шагов, вращений и прыжков можно даже не выходя на лед. Хотя личный опыт катания на коньках безусловно помогает. Он не только облегчает понимание того, как выполняются отдельные движения, но и знакомит со спецификой фигурного катания, которую человеку, никогда не стоявшему на коньках, понять довольно трудно.

Для начала следует сказать, что лезвие конька имеет два ребра: наружнее и внутренее. Поэтому для описания элементов часто используют сокращения типа RFI или LBO, описывающие движение конька по льду. Происхождение этих сокращений очень простое: R (right) означает "правый", L (left) — "левый", F (forward) — "вперед", B (backward) — "назад", I (inside) — "внутрь", а O (outside) — "наружу". Таким образом RFI означает движение на правой ноге вперед на внутреннем ребре, а LBO — движение на левой ноге назад наружу.

С точки зрения зрителя основую сложность составляет разница между движением на наружнем и на внутреннем ребре, поскольку далеко не всегда фигуристы исполняют четкие дуги. Однако если внимательно следить за движением конька, то можно увидеть, что он стоит не строго перпендикулярно льду, а отклоняется либо наружу, либо внутрь.
В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элементов: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании.

Хорошо там, где мы есть!

Шаги

Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе.

Именно эта группа наиболее трудна для опознания. Вообще к шагам можно отнести любой переход с одного ребра на другое, на практике же их разбивают на группы с переходами определенного типа. В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов (step sequences) и просто связующих элементов (connecting steps). И в том, и в другом случае ценится прежде всего четкость и плавность исполнения. В идеале должно быть ясно видно с какого и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий. Кроме того, естественно, учитывается сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой.

По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек.

eb9f67c3dc06.jpg

Хорошо там, где мы есть!

Спирали

Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).

С этим понятием есть некоторая путаница поскольку в английском языке слово spiral означает вполне определенный элемент, называемый у нас ласточкой, а то что называем спиралями мы, в английском языке будет или spiral sequence, или moves in the field.

При исполнении спиралей ценится прежде всего все те же реберность и плавность: насколько четко выраженно ребро,насколько уверенно стоит на нем фигурист, насколько хорошо "держит" позицию и насколько долго он в ней находится.
Споры о том, насколько важно для исполнения ласточек иметь хорошую растяжку, ведутся уже давно: одни говорят, что любая ласточка при которой свободная нога не поднимается выше головы вообще не должна засчитываться, другие указывают на то, что растяжка как таковая не относится к фигурному *катанию*, и что гораздо больше следует ценить способность спортсмена свободно скользить на четко выраженном ребре. Так или иначе формальным требованием к ласточкам является поднятие свободной ноги выше уровня бедра опорной.

Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 7 секунд.
Также,как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.

cd8a73d3e057.jpg

Хорошо там, где мы есть!

Вращения

Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков.

Вращения делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (паралелльные и совместные) и танцевальные. Но для всех возможных вариантов вращения критерии оценки практически одинаковы: центровка (фигурист должен вращаться на одном месте), число оборотов (обычно всегда оговаривается минимально необходимое число), скорость вращения (чем быстрее, тем лучше) и четкость/правильность позиции. Для танцевальных вращений обязательный требованием является вращение в танцевальной позе (in dansehold).

12f23dc9f92d.jpg


Ламбьель — разновидность обратного винта с откинутой назад головой и поднятыми до её уровня соединенными вместе руками. Названа в честь швейцарского фигуриста Стефана Ламбьеля, превосходно владеющего этим вращением

48a4bce36cb3.jpg

Урра!))
Итак, прыжки в фигурном катании. Есть шесть видов прыжков: тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц, аксель.
Из них три зубцовых (когда спортсмен толкается зубцом конька) - тулуп, лутц и флип, и три реберных - сальхов, риттбергер, аксель.

"Младшими" тройными считаются тулуп, сальхов и риттбергер, как самые простые по исполнению. Старшие - лутц и флип. Аксель прыжок особый тем, что прыгается лицом вперед, из-за чего у него нечетное количество оборотов - 1,5, 2,5, 3,5. Аксель является обязательным прыжком без каскада у одиночников (и мужчин и женщин) в короткой программе, у женщин это чаще всего двойной аксель, у мужчин - тройной. Есть исключения, конечно.

В протоколах прыжки обозначаются цифрой - количество оборотов и буквой - сокращение прыжка. Для тройных то есть будет так: 3Т (тройной тулуп), 3S (тройной сальхов), 3Lo (по-русски называется риттбергер, по-английски - loop т.е. петля, как и тулуп - не одежда, а toe-loop), 3F, 3Lz, 3А.

Каскады и комбинации прыжков. Каскады - это два прыжка подряд, комбинация - через шаги. Вторым прыжком в каскаде может быть только тулуп или риттбергер, ибо они прыгаются с толчка или маха левой ноги, а выезд со всех прыжков на правой ноге.
В комбинации чисто теоретически можно прыгать какие угодно прыжки, но если каскады оценивают путем сложения стоимости двух прыжковых элементов, то в случае комбинации сумму умножат на 0,8.
В протоколах каскады записываются как 2А+3Т или 3Lz+2Lo, комбинации - 2А+2А+SEQ.
Комбинации чаще каскадов прыгают парники в произвольной - у них один прыжковый сольный элемент и каскад/комбинация.

Недокруты - мое любимое Иногда спортсмены, даже не упав, докручивают прыжок не в воздухе, а уже на льду. В наше время это страшно карается понижением стоимости и заминусовыванием элемента. Если спортсмен недокрутил четверть оборота и меньше - это прощается и считается докрутом. Если больше четверти, но меньше половины - это называется андеротейтед джамп, в протоколах ставят

Спасибо!
Я пока просто перенесу. Дальше попробую сделать что-то более удобоваримое. Как это совершенно потрясающе сделала Sama с прыжками

Протокол КП (секция паттерн данс. разбор на примере)

1YP4+kpYYY
1 - номер секции паттерна (секции 2 - у взрослых в этом сезоне должны идти подряд, согласно порядковому номеру; у юниоров не обязательно подряд друг за другом, насчет по порядку или нет - не знаю, надо смотреть)
YP - паттерн - здесь Янки полька (у юниоров BL - Блюз)
4 - уровень
Уровень зависит от количества зачтенных ки-пойнтов (kp) (по-русски - контрольный шаг (?))
Y - да - выполнены все требования
N - нет - выполнены не все требования
T - не выполнены требования к таймингу

"Замечательно быть похожим только на себя"

Sama, потрясающе!!

Подробно и доходчиво.

Плевать я хотела на черные полосы, я их белить буду! ©

И от меня! Пишите ещё, пожааааалуйста! У вас так славно получается И, что важно, понятно!

Я обожаю прыжки, это моя страсть в фк)) Особенно триксели (тройные аксели)))
Кстати да! Двойной аксель - дупель, тройной - триксель)

Я жду когда кто-нибудь расскажет про вращения, я совсем лох от слова лох в них

"Замечательно быть похожим только на себя"

От меня пока ссылка на подборку видео элементов, когда посмотришь несколько раз разобраться проще.

Я жду когда кто-нибудь расскажет про вращения, я совсем лох от слова лох в них

Не верю!! Заклон от волчка отличаешь? Уже не лох. не наговаривай.

(где-то у меня были ссылки на общие положения, но надо ещё к изменениям Правил всё это привязать. каждый год что-то новенькое )

может) и я пойму

"Замечательно быть похожим только на себя"

может) и я пойму

Обязательно поймёщь, если смотреть соревнования, не всё конечно, но это и не надо. Сами фигуристы и тренеры иногда переводят с "китайского"(с) долго, а что уж нам бедным делать? Я прочитала новые правила в этом году и закрыла, страшно.

Таня, ты хотела изменения этого года посмотреть, вот ссылка. Надо?

"Замечательно быть похожим только на себя"

А это из учебника ФК, основные элементы. (Sama, это не тебе, ты это всё знаешь и без учебника.)

Вращения – обязательный элемент фигурного катания.

Имеются три базовых позиции: либела (свободная нога сзади, ее колено выше уровня бедра, заклон), сидя – волчок (верхняя часть занятой ноги, по меньшей мере, параллельна льду), стоя (любая позиция с вытянутой или почти вытянутой занятой ногой, которая не является позицией либелы), а также промежуточные позиции (все позиции, которые соответственно данным выше определениям, не являются либелой, волчком или позицией стоя).

Вращения должны иметь требуемое минимальное количество оборотов. В парной комбинации вращений должна быть, по крайней мере, одна смена ноги обоими партнерами, не обязательно исполняемая партнерами одновременно. В сольной комбинации вращений смена ноги не обязательна.

В танцах на льду вращение выполняется парой вместе в любой позиции. Оно выполняется на месте, вокруг общей оси, на одной ноге одновременно обоими партнерами.

Типы базовых позиций в танцевальных вращениях: позиция стоя (прямо): исполняется на одной ноге с выпрямленной или слегка согнутой опорной ногой и верхней частью корпуса, выпрямленной вверх (приблизительно вертикально или согнутой (в виде арки) назад или согнутой вбок;

позиция сидя: исполняется на одной ноге в глубоком приседе с согнутой опорной ногой и свободной ногой, направленной вперед, в сторону или назад;

позиция кэмел: исполняется на одной ноге с выпрямленной или слегка согнутой опорной ногой, корпусом, согнутым вперед и свободной ногой, вытянутой или согнутой вверх по горизонтальной линии или выше.

В танцах на льду также существуют вращательные движения.

Твизл – поворот на одной ноге с одним или более оборотом, исполняемый с продвижением по льду и представляющий собой быстрое непрерывное вращение. Вес остается на опорной ноге, свободная нога во время поворота может находиться в любом положении, после чего она опускается на лед рядом с опорной ногой для выполнения следующего шага. Существуют четыре разных типа начальных ребер, с которых могут быть начаты твизлы: вперед наружу, вперед внутрь, назад наружу, назад внутрь.

Серии синхронных твизлов – не менее двух твизлов для каждого партнера с не более чем тремя небольшими шагами между твизлами.

Серии последовательных твизлов не менее 2 х твизлов для каждого партнера с не более чем одним шагом между твизлами.

Движение подобное твизлу – в то время как корпус фигуриста выполняет один полный оборот, его опорная нога технически выполняет менее одного оборота, за которым следует шаг вперед;

Сольное вращение/пируэт – вращательное движение, выполненное на одной ноге на месте одним из партнеров (с помощью или без помощи другого партнера) или обоими партнерами одновременно (вокруг раздельных центров вращения).

Спирали – обязательный элемент парного и женского одиночного катания. Спиралью называется позиция со скольжением на одной ноге и свободной ногой (включая колено и нижнюю часть) поднятой выше уровня бедра. Позиции спиралей различаются по занятой ноге (правая, левая), ребру (наружу, внутрь), направлению скольжения (вперед, назад) и по позиции свободной ноги (назад, вперед, вбок). При выполнении спирали на льду остается след в виде линии с плавно меняющейся кривизной.

"Замечательно быть похожим только на себя"

Подкрутка – обязательный элемент парного катания. В подкрутках партнер выталкивает партнершу вверх, и она совершает в воздухе вращение изолированно от партнера (как в индивидуальном прыжке, только на большей высоте). Вращение она приобретает за счет усилия партнера и собственной группировки. Партнерша должна быть поймана партнером за талию перед ее плавным приземлением на лед на ход назад наружу на одной ноге. Партнер также выезжает из подкрутки на одной ноге.

Тодес – обязательный элемент парного катания. Партнерша скользит на одной ноге почти в горизонтальном положении, а партнер выполняет циркуль назад наружу. Партнерша должна скользить в тодесе на чистом ребре, причем ее тело и голова должны находиться близко к поверхности льда, но партнерша не должна касаться льда головой или помогать себе свободной рукой или другой частью тела. Вес тела партнерши поддерживается скользящим по льду ребром конька и хватом руки партнера. Партнер должен находиться в центрированной позиции с полностью вытянутой рукой. Любой тип позиции считается чертой, если хват партнеров фиксируется в течение как минимум одного оборота. Во время исполнения заключительной позиции, когда партнерша находится в положении самого тодеса, оба партнера должны выполнить минимум один оборот в позиции полного тодеса, когда колени партнера явно согнуты.

Существует четыре варианта тодеса, соответствующих четырем ходам скольжения и их комбинации: тодес назад наружу, тодес вперед внутрь, тодес назад внутрь, тодес вперед наружу.

Поддержки – обязательные элементы парного катания и спортивных танцев.

В парном катании поддержкой называется такое совместное движение, при котором партнер, используя прыжок партнерши, поднимает ее выше уровня плечевого пояса. Существует пять разрешенных позиций: позиция с хватом за подмышку, позиция с хватом за талию, позиция с хватом за бедро или верхнюю часть ноги (выше колена), позиция с хватом "кисть – кисть" (жимовые поддержки), позиция с хватом "кисть – кисть" (поддержки типа лассо).

Танцевальная поддержка – движение, во время которого один из партнеров поднимает другого партнера с активной или пассивной помощью другого партнера на любую допустимою высоту и удерживает его там, а затем опускает на лед. Количество оборотов и смен позиций во время поддержки не ограничено. Существуют короткие поддержки (длительность этих поддержек не должна превышать шести секунд) и длинные поддержки (длительность этих поддержек не должна превышать двенадцати секунд).

Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.

"Замечательно быть похожим только на себя"

Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.

Перебежка - простейшая разновидность шагов. Ее выполняют ходом вперед и назад.

Простейшими считаются шаги, в которых основной поворот - тройка. К достаточно легким относится шаг тройкой вперед наружу. Он состоит из тройки левая назад внутрь с последующей сменой скольжения на правой назад наружу. Тройку выполняют так, чтобы в исходном положении свободная нога была выпрямлена и отведена назад, а в момент поворота не полностью прижималась бы к опорной. Переход на правую назад наружу сопровождается энергичным отталкиванием внутренним ребром левого конька, в результате чего левая нога выпрямляется и отводится назад вверх. В исходном и конечном положениях свободная нога развернута, туловище и голова держатся прямо. Нельзя допускать резких движений руками.

Шаги тройкой при последовательном выполнении в одну сторону образуют круговые комбинации. Эти же шаги, выполненные поочередно с разных ног, образуют серпантин.

Часто встречается - как самостоятельно, так и в различных комбинациях - шаг крюком назад наружу. Из исходного положения левая вперед внутрь, правая нога впереди следует переход на правую назад наружу, левая нога сзади. Затем выполняют переход в исходное положение на левую вперед внутрь, одновременно выносят правую ногу вперед, и шаг повторяется. Голову необходимо держать прямо, а спину прогнуть.

Скобочные шаги могут быть исполнены как по прямой, так и по кругу. Наряду с шагами на ребрах коньков существуют шаги на зубцах. Как правило, их включают в различные комбинации, чтобы подчеркнуть характерные моменты музыкального сопровождения.

В танцах на льду существуют следующие шаги:

Ребро – видимый след на льду, исполненный фигуристом на одной ноге по четкой кривой (дуге).

Перетяжка – видимый след на льду с переходом с одной четкой кривой (дуги) на другую четкую кривую (дугу) без смены ноги.

Двойное ребро – видимый двойной след на льду, который направлен по прямой (в результате движения фигуриста по льду на одной ноге на обоих ребрах конька).

Открытый шаг – шаг, начатый рядом с опорной ногой без скрещивания спереди или сзади. При скольжении вперед свободную ногу держат сзади до перехода на опорную ногу для следующего шага. При скольжении назад свободную ногу держат спереди до перехода на опорную ногу для следующего шага.

Шаг из скрещения – шаг, начатый из положения со скрещенными ногами таким образом, что движущая сила появляется от толчка наружным ребром конька ноги, которая становится после этого свободной ногой. Ноги скрещены выше колен.

Скрещенный шаг спереди – шаг, в котором свободная нога расположена на льду снаружи от опорной ноги и будучи скрещенной перед опорной ногой. Ноги скрещены ниже колен.

Скрещенный шаг сзади – шаг, в котором свободная нога расположена на льду снаружи от опорной ноги и будучи скрещенной за опорной ногой. Ноги скрещены ниже колен.

Шаг шассе: простое шассе серия из двух шагов (обычно на наружном ребре и внутреннем ребре), в которой на втором шаге свободную ногу ставят на лед рядом с опорной ногой, а не впереди нее, а опорную ногу (ставшую теперь свободной ногой) немного поднимают таким образом, чтобы лезвие конька было параллельно льду; скрещенное шассе – то же самое, только свободная нога на втором шаге скрещивается с опорной ногой. Скрещивается сзади при движении спортсмена вперед, скрещивается спереди при движении назад; скользящее шассе – то же самое, только на втором шаге свободная нога скользит по льду перед опорной ногой при движении спортсмена вперед и назад при движении назад.

Беговой шаг – шаг или серия шагов, когда свободная нога проносится мимо опорной ноги прежде, чем она опускается на лед, становясь при этом "новой" опорной ногой, а бывшая опорная нога отрывается ото льда, становясь "новой" свободной ногой.

Дуга – короткое или длинное скольжение на ребре конька вперед или назад.

Маховая дуга – дуга, выполняемая в течение нескольких музыкальных счетов, во время которых при движении назад свободную ногу поднимают, а затем делают ей мах сначала вперед, а потом назад за опорную ногу, после чего возвращают обратно к опорной ноге для выполнения следующего шага. При движении вперед сначала делают мах свободной ногой назад, потом вперед, затем возвращают обратно к опорной ноге для выполнения следующего шага. Мах ногой дает ощущение "движения по дуге".

Кросс ролл – шаг по дуге, начатый с движением свободной ноги, которую приближают к опорной ноге со стороны таким образом, что она опускается на лед почти под прямым углом к опорной ноге. При движении вперед ноги скрещиваются спереди, а при скольжении назад – скрещиваются сзади. Ускорение придается за счет толчка наружным ребром конька опорной ноги, когда она становится новой опорной ногой. В этом случае изменение наклона корпуса в противоположном направлении создает "дугообразное движение".

Скользящий шаг – шаг, выполненный по прямой линии, при этом лезвия обоих коньков находятся плоско на льду. Вес тела находится над опорной ногой, которая может быть согнута или выпрямлена в колене, в то время как свободная нога скользит по льду вперед до ее полного выпрямления.

Шаг на зубцах – шаг, при котором спортсмен, находясь на зубцах коньков, переступает с одной ноги на другую без прыжка.

Поворот – вращательное движение, при котором фигурист изменяет направление движения с хода вперед на ход назад или с хода назад на ход вперед.

"Замечательно быть похожим только на себя"

Троечный поворот – поворот, выполненный на одной ноге с наружного ребра на внутреннее ребро или с внутреннего ребра на наружное ребро, причем кривая выезда продолжается по той же дуге, что и кривая въезда. Фигурист делает поворот в направлении кривой.

Тройки вокруг общей оси – тройки, исполняемые обоими партнерами одновременно вокруг общей оси. Партнеры выполняют эти повороты в вальсовой или со смещением в "полу танговую" позицию.

Скобка – поворотный элемент, выполняемый на одной ноге с переходом с наружного ребра на внутреннее ребро или с внутреннего ребра на наружное ребро, при этом дуга выезда продолжает дугe въезда. Фигурист делает поворот в направлении, противоположном дуге въезда.

Крюк – поворотный элемент, выполняемый на одной ноге с переходом с наружного ребра на наружное ребро или с внутреннего ребра на внутреннее ребро, при этом дуга выезда продолжается по другой дуге, отличной от дуги въезда. Фигурист делает поворот в направлении дуги въезда.

Выкрюк – поворотный элемент, выполняемый на одной ноге с переходом с наружного ребра на наружное или с внутреннего ребра на внутреннее ребро, при этом дуга выезда продолжается по другой дуге, отличной от дуги въезда. Фигурист делает поворот в направлении, противоположном дуге въезда (т.е., в направлении дуги выезда).

Маховый крюк или выкрюк – вид крюка или выкрюка, в котором свободная нога с махом плавно проносится рядом с опорной ногой перед поворотом и после поворота или проносится за опорную ногу и удерживается над следом, либо исполняется мах вперед.

Моухок – поворотный элемент, при котором изменение направления движения осуществляется переходом с одной ноги на другую, при этом дуга выезда продолжает дугу въезда и обе дуги имеют равную глубину. Смена ноги выполняется с наружного ребра на наружное ребро или с внутреннего ребра на внутреннее ребро.

Открытый моухок – моухок, в котором пятка свободной ноги ставится на лед с внутренней стороны опорной ноги, угол между обеими ногами произвольный. Сразу после переноса веса тела "новая" свободная нога принимает положение за пяткой "новой" опорной ног.

Закрытый моухок – моухок, в котором подъем свободной ноги удерживается у пятки опорной ноги, пока свободную ногу не поставят на лед за пятку опорной ноги. Сразу после переноса веса тела "новая" свободная нога принимает положение впереди "новой" опорной ноги.

Маховый моухок – открытый или закрытый моухок, в котором свободная нога делает мах вперед (проходя мимо опорной ноги как можно ближе к ней) и возвращается назад к опорной ноге для выполнения поворота.

Чоктау – поворотный элемент, при котором изменение направления движения осуществляется переходом с одной ноги на другую, а дуга выезда противоположна дуге въезда. Смена ноги выполняется с наружного ребра на внутреннее ребро или внутреннего ребра на наружное ребро. Если в описании танца не определено иное, свободная нога ставится на лед рядом с опорной ногой. Дуги въезда и выезда имеют одинаковую глубину.

Маховый чоктау – открытый или закрытый чоктау, в котором свободная нога делает мах вперед (проходя мимо опорной ноги как можно ближе к ней) и возвращается назад к опорной ноге для выполнения поворота.

Скрещенный открытый чоктау – чоктау, в котором наружная сторона свободной ноги удерживается перед опорной ногой под прямым углом к ней. Бедро открыто после поворота. Это могут быть широкие шаги.

Дорожка шагов – серия предписанных или не предписанных шагов, поворотов и движений.

(Основной источник – "Фигурное катание на коньках: Учебник для институтов физической культуры". Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.).


Мы поговорили и с хореографами прошлого, и теми, кто работает с современными спортсменами:

  • Елена Матвеева (солистка Большого, главный хореограф сборной СССР)
  • Людмила Власова (балерина Большого театра, много лет работала со спортсменами Натальи Линичук, Александра Жулина и других тренеров)
  • Александр Степин (артист труппы Якобсона, помогает фигуристам группы Тамары Москвиной)
  • Дмитрий Ерлыкин (артист театра им. Немировича-Данченко и Станиславского, работает в группе Артура Дмитриева)
  • Рамиль Мехдиев (артист ансамбля Моисеева, помогает фигуристам Нины Мозер и Светланы Соколовской)

Творческая работа хореографов: занятия у станка, этюды из жизни животных и битье тарелок

Кроме станка спортсмены тренируются именно как артисты балета, совершенствуя навыки классического и народного танца. Они репетируют на полу программы, а потом уже на тренировке переносят танец на лед.

Еще хореограф может преподавать фигуристам актерское мастерство. Александр Степин занимается со спортсменами мимикой и пантомимой. Дает, например, задание придумать сюжет сценки и последовательность действий, а потом исполнить:

— Я часто использую мотивы, навеянные произведениями литературы, изобразительных искусств, кино. Учу, основываясь на психологии, механически точно воспроизводить рисунок тела и лица, присущего той или иной эмоции, изображать повадки зверей и птиц. Для меня важно, чтобы ученик был моим соавтором, участвующим в творческом процессе.


Рамиль Мехдиев тоже дает фигуристам импровизации: сажает их перед зеркалом и просит погримасничать. Это чтобы избавиться от страха выхода на публику. Парников хореограф ставит друг напротив друга и просит зеркально копировать друг друга — движения, эмоции, выражения лиц. Рамиль всегда спрашивает ученика, кто он в данной программе. Например, в этом сезоне Никита Рахманин играет Чарли Чаплина, снимающего кино.

Важная часть актерского мастерства — раскрепощенность и уверенность, которая приходит с выполнением психологических упражнений. Рамиль Мехдиев вспомнил, как стал внедрять их в работу с Александром Самариным:


Еще один важный аспект — эстетическое воспитание. Хореографы часто предлагают фигуристам смотреть балетные спектакли и программы своих коллег. А затем анализируют увиденное, чтобы ученики духовно развивались.

Есть и другие балетные цитаты в программах фигуристов. При этом последние выполняют сейчас такие поддержки, что балетным артистам и не снилось. Дмитрий Ерлыкин, например, говорит:

— Нам в целом легче, потому что мы стоим на полу и должны сделать лишь несколько шагов. А фигуристам в любую поддержку надо не только встать, но и полкатка прокатиться в этой позе. При этом мужчина поворачивается, крутится, держа на руках партнершу, которая тоже меняет позиции.

Как превратить фигуристку в куклу и не убить умирающего лебедя: секреты культовых программ

— Это все символика, памятник несчастной любви. Я категорически не хотела положить героев Шекспира на лед: они не в театре, где могут погасить свет, и артисты быстренько встают кланяться. Поэтому мы сделали в соответствии со спецификой фигурного катания.




— Из-за языкового барьера мы мало говорили, но это и не было особо нужно: Мао понимала с полуслова, что я хочу в нее вложить. Удивительно, ведь она человек совершенно другого менталитета, но каталась будто русская фигуристка. Она училась, как воду выпивала: покажешь раз, и Мао делает.


— Посмотрев пробный вариант, я предложил сделать из него шарж. Ребята подурачились, и мы, оставив предложенную мастерами композиционную концепцию программы, изобрели новый стиль — классику в стиле шаржа.


Как прыжки заменили искусство и правда ли раньше было лучше?


— Вот это фантазия и работа хореографов! Лучшие спортсмены до сих пор используют эти движения. Вообще в те времена такие программы были ближе к оригиналу — балетным постановкам. И в плане движений рук, корпуса, и в плане компоновки музыки. Сейчас ведь музыкальный материал режут, как удобно. Раньше честнее было. Конечно, фигурное катание — это спорт, и судьи в первую очередь оценивают технику. Но не должно быть катание только ради элементов. Учитывая, что в произвольной программе длиною в 4 минуты надо успеть показать 7 сложных элементов, на каждый уходит по 30 секунд с небольшим. В итоге на хореографию остается мало времени, и это плохо. Ведь зритель приходит смотреть прокаты ради визуальных впечатлений, а в элементах может многое не понимать.


Эту мысль подтверждает опыт Елены Матвеевой. Она говорит, что в ее времена у хореографа было намного больше свободы творчества, чем сегодня:



Людмила Власова — балерина, актриса, солистка Большого театра. Знаменитые ученики: Анжелика Крылова и Владимир Федоров, Оксана Грищук и Евгений Платов, Илья Авербух в паре с Мариной Анисиной и затем Ириной Лобачевой, Гвендаль Пейзера с Анисиной, Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо, Федерика Файела и Массимо Скалли, Анна Капеллини и Лука Ланоте, Елена Ильиных и Никита Кацалапов, Вера Базарова и Юрий Ларионов, Мао Асада. Сейчас работает с учениками Маурицио Маргальо.

— Когда я закончила танцевать в Большом, меня позвали в художественную гимнастику. Этот вид спорта близок к балету, что особенно чувствовалось в начале 80-х годов. Даже обувь художественных гимнасток — получешки — похожи на пуанты. Я увлеклась новой сферой, много занималась со спортсменками, делала постановки. Через 8 лет раздался звонок от тренера Натальи Линичук: она пригласила поработать со своими танцевальными парами. Я не сразу согласилась. Но Наталья уговорила хотя бы прийти попробовать.

— В фигурном катании обо мне узнали в начале 90-х, когда Тамара Николаевна Москвина пригласила помочь поставить программу Елене Бечке и Денису Петрову. Я научил их балетным движениям, поработал над постановкой корпуса и рук, все остались довольны. Позже Людмила Георгиевна Великова позвала в свою группу. Сначала я работал с младшими парами, потом с Марией Петровой, которая как раз в это время встала в пару с Алексеем Тихоновым. Много трудился с ними над хореографией и выразительностью образов. Надеюсь, есть и моя заслуга в том, что Мария и Алексей спустя много лет после окончания карьеры востребованы в шоу, спектаклях и кино. Я преподал им основы работы над ролью.

В сентябре 2018 года Мехдиева пригласили поработать с Александром Самариным, и вскоре он стал полноценным членом команды Светланы Соколовской. Полгода спустя хореограф познакомился с Ниной Мозер во время случайной общей встречи. В тот же вечер тренер пригласила Рамиля на сборы для парников.

Читайте также: