Как сделать термостат чтобы открывался позже

Обновлено: 03.07.2024

Предназначение и конструктивные особенности термостата

Термостат предназначается для блокирования циркуляции жидкости по системе охлаждения до полного прогрева мотора автомобиля с целью ускорения этого процесса, и дальнейшего поддержания необходимой рабочей температуры.

Принцип работы термостата базируется на плавлении искусственного воска, размещенного в небольшом цилиндре в направлении мотора. Воск плавится при температуре не менее 80 градусов. При этом он расширяется, увеличиваясь в объеме, благодаря чему выдавливает блокировочный штырь из цилиндра, разблокируя клапан термостата и восстанавливая циркуляцию.

В целом, термостат состоит из:

  • входного патрубка, подключаемого к системе охлаждения двигателя;
  • перепускного клапана, при необходимости перекрывающего малый круг охлаждения;
  • выходного патрубка, подключаемого к качающему охлаждающую жидкость насосу;
  • пружины, удерживающей перепускной клапан;
  • воскового шарика;
  • входного патрубка, подключаемого к радиатору;
  • пружины, удерживающей основной клапан;
  • самого основного клапана, предназначенного для перекрывания основной циркуляции;
  • поршня;
  • корпуса.

До прогрева двигателя циркуляция охлаждающей жидко

До прогрева двигателя циркуляция охлаждающей жидкости полностью не останавливается – она осуществляется по так называемому малому кругу, где ОЖ идет от помпы лишь через рубашку охлаждения и радиатор печки, для того, чтобы система не застаивалась. При открытии клапана основной циркуляции малый круг автоматически перекрывается.

То есть все устройство термостата, это фактически только цилиндр, возвратный штырь, воск и ряд второстепенных деталей. Такая простая схема термостата эффективна и надежна, поэтому она не изменяется и в большинстве самых новых автомобилей.

В разных моделях автомобилей термостаты настроены на различную температуру открытия, которая чаще всего указывается на корпусе устройства. Кроме того, на разных авто могут устанавливаться корпусные или без корпусные термостаты. Основное их отличие это непосредственно сама установка, или в блок двигателя, или в отдельный корпус являющийся сложными двухуровневыми контуром.

Видео

Симптомы неисправности термостата

Признаков неисправности автомобильного термостата, в общем-то, немного. Если с термостатом что-то не так, то обычно это проявляется двумя вариантами:

  1. машина не может нормально и быстро прогреться;
  2. мотор быстро перегревается;

Кроме этого характерным признаком неисправности термостата, также является ситуация, когда стрелка показывающая температуру двигателя, резко падает вниз при разгоне и уходит вверх, когда машина сбавляет ход.

Закрытое положение

Эта неисправность возникает чаще всего. Причины возникновения подобной проблемы могут крыться в нюансах эксплуатации машины. Термостат не открывается, если:

    В его механизме собралось слишком много накипи, грязи, окислений. Причиной может стать использование обычной водопроводной воды, вместо антифриза. Многие разбавляют тосол дистиллированной водой, что тоже приводит к образованию накипи в системе.



Все эти особенности необходимо учитывать в процессе выбора и дальнейшей эксплуатации данного узла.

Возможные неисправности

Самых частых причин неисправности не так много. К ним можно отнести:

  1. Заклинил термостат в закрытом положении чашки клапана. Это приводит к перегреву тосола.
  2. Заклинил термостат в открытом положении чашки клапана. Прогрев двигателя существенно замедляется.
  3. Регулятор клинит в промежуточном положении, то есть его затворный механизм открыт не полностью. Возникает плохой прогрев во время движения и перегрев при работе силового агрегата на холостом ходу.
  4. Термостат открывается раньше положенного срока. Приводит к замедлению нагрева.
  5. У моделей с электронным управлением открытия, клапан не открывается вообще. Это приводит к закипанию антифриза.

У каждой неисправности есть ряд причин. Далее будет подробно описана каждая.

Принцип работы

Основным принципом работы термостата является поочередное включение малого и большого круга охлаждения. Происходит это следующим образом:

  1. В момент простоя автомобиля с неработающим двигателем, температура антифриза примерно схожа с температурой воздуха. При этом затворный клапан термостата закрыт.
  2. После того, как был осуществлен запуск двигателя, помпа создает давление для циркуляции, а за счет закрытого клапана тосол циркулирует только в системе двигатель/отопитель. Радиатор на этой стадии не участвует в охлаждении. Малый объем жидкости и замкнутый цикл способствует быстрому нагреву.
  3. Как только температура охлаждающего антифриза пересечет порог в 85 градусов, термостат открывается, позволяя тосолу циркулировать по большому кругу или по всей системе. Это необходимо для сбалансирования температуры, давления и поддержания этих величин на определенном уровне.

Такая система придумана не случайно. Она позволяет

Такая система придумана не случайно. Она позволяет уменьшить время на прогрев мотора и салона в зимние периоды, а также поддерживать рабочую температуру силового агрегата на необходимом ему температурном режиме.

Способы определения неисправности устройства

Выявить погрешности в работе термостата и устранить более серьёзные последствия его неисправности можно несколькими способами. Например, включить двигатель на пару минут. Если за это время шланг, соединяющий термостат и радиатор, успеет нагреться, значит, в клапане устройства имеются неполадки. Шланг исправной конструкции при коротком нагревании двигателя остаётся холодным.


Существует несколько способов выявить неисправность термостата, однако лучше всего обратиться за помощью к автослесарю

Существует и другой метод выявить неполадки. Конструкцию вместе с термометром опускают в специальный стеклянный сосуд с холодной водой. В процессе нагревания воды выяснится, исправен агрегат или нет. Иногда для подобных целей используют диагностический сканер.

Для выявления серьёзных поломок рекомендуют обратиться за помощью к специалистам. Они помогут своевременно и качественно устранить имеющуюся проблему.

Ремонт и замена агрегата

Зная, почему не работает термостат и какие признаки свидетельствуют о его повреждении, можно приступать к ремонту. Если поломка серьёзная, устройство заменяют на новое. Новая деталь должна полностью соответствовать вышедшей из строя конструкции. Замену лучше производить тогда, когда двигатель полностью остынет. В этом деле не обойтись без специальных ключей, герметика и крестообразной отвёртки.

Понадобится 3-литровая ёмкость. В неё будет сливаться охлаждённая жидкость. Работы по установке нового термостата происходят в два этапа: снятия испорченной конструкции и монтаж исправного устройства. Весь процесс займёт не менее 2 часов.

Извлечение старой детали включает в себя следующие шаги:

  1. Сливание охлаждённой жидкости в приготовленную ёмкость.
  2. Демонтаж воздушного фильтра.
  3. От внутренней части моторного отсека откручивают гайку и 2 болта. После отсоединения эти маленькие детали лучше положить на видное место. Так они не потеряются.
  4. Разъем снимается с корпуса клапана рециркуляции, вместе с трубками извлекают сам клапан.
  5. Снимается разъём с датчика по расходу воздуха. Отключается подводящий воздушный шар.
  6. Затем извлекают фильтр.
  7. С помощью имеющихся ключей откручивают гайки с нижней и верхней части термостата. Конструкцию аккуратно вытаскивают из гнезда.

Установка нового устройства подразумевает выполнение всех действий в обратном порядке. Заменить конструкцию можно самостоятельно. Своевременное выявление неисправностей и ремонт термостата улучшают качество эксплуатации автомобиля.

Неисправности термостата и их признаки

Многие автолюбители идут путём, который кажется им более простым — они начинают искать неисправности, не зная, какими они могут быть. Однако автомобиль является таким механизмом, в котором какой узел не возьми, везде встречается целый набор поломок. Аналогичная беда и с термостатом. Неисправность у него далеко не одна, а целых пять. С их изучения и предлагается начать диагностику. Попутно рассмотрим последствия, которые следует ожидать при той или иной поломке термостата.

Типовые неисправности термостата их симптомы

Несмотря на простую конструкцию у термостата бывает несколько неисправностей, каждая из которых приводит к нарушению теплового режима работающего двигателя. Рассмотрим основные дефекты и их симптомы:

  1. Термостат заклинило в открытом положении. Основные симптомы – холодный двигатель долго прогревается, зимой не выходит на рабочую температуру. Плохо греет печка.
  2. Термостат заклинило в закрытом положении. Симптомы – двигатель перегревается (стрелка на приборной панели «зашкаливает), хотя радиатор почти холодный и вентилятор не включается.
  3. Термостат начинает открываться слишком рано. Симптомы – температура двигателя не достигает нормы, печка работает далеко не на 100%.
  4. Термостат открывается слишком поздно. Двигатель работает в режиме перегрева, стрелка зашкаливает, и только после этого в работу включается радиатор и его вентилятор.

Кратко пройдемся по возможным причинам, из-за которых возникают описанные неприятности.

В открытом положении термостат заклинивает, как правило, по двум причинам. Во-первых, из-за повреждений или износа возвратной пружины. Во-вторых, из-за нарушения капсулы с термозависимым наполнителем. Бывают и такие случаи, когда между штоком и его упором попадает твердый мусор (например, накипь), и он не может вернуться в свое исходное положение.

В закрытом положении термостат заклинивает чаще всего из-за разгерметизации капсулы с термозависимым материалом. В результате тарельчатый клапан прижимается к основанию возвратной пружиной, а усилия расширяющегося вещества не хватает, чтобы сдвинуть его с места.

Причины поздно открывающегося клапана примерно такие же, как и в случае с заклиниванием в закрытом положении. Рано или поздно такой термостат неминуемо заклинит.

Как циркулирует охлаждающая жидкость?

Сами системы в бензиновых и дизельных авто похожи, принципиальных различий в их конструкции и работе нет. Они включают в себя множество компонентов, а для их регулирования применяются элементы управления. Чтобы понять, как антифриз циркулирует, рассмотрим основные компоненты СО:

Основные компоненты СО
РадиаторНужен для охлаждения горячей ОЖ воздушным потоком.
Масляный радиаторОхлаждает моторное масло.
Теплообменник отопителяСлужит для нагревания воздушного потока, который проходит через этот элемент. Чтобы компонент функционировал эффективней, его устанавливают у места выхода горячего антифриза из мотора.
Расширительный бачок для жидкостиЧерез него осуществляется заполнение системы расходником, а его предназначение заключается в компенсации изменения объема ОЖ от температуры в СО.
Центробежный насос или помпаС его помощью осуществляется непосредственный процесс циркуляции жидкости по СО. В зависимости от конструкции двигателя, на нем может быть установлен дополнительный насос.
ТермостатОбеспечивает оптимальную температуру в СО, регулируя поток ОЖ, который проходит через радиатор.
Датчик температуры ОЖВ случае ее увеличения выше нормы, сигнализирует водителю об этом при помощи электронного блока управления.

Непосредственное функционирование СО обеспечивает система управления мотором. В современных моторах принцип работы основывается на математической модели, учитывающей множество параметров и определяющей нормальные условия активации и работы всех компонентов.

Рассмотрим процесс кругооборот ОЖ подробнее:

Во время работы мотора всегда должна поддерживаться примерно одна температура, которая и определяет его функционирование. Условно она составляет 90 градусов. Такая температура позволяет двигателю развивать хорошую скорость и обеспечивает приемлемый расход бензина. Именно поэтому хладагента по СО такая сложная и разделена на несколько кругов, чтобы мотор мог скорее выйти на такой режим работы.

Схема циркуляции

Предлагаем вам своими глазами увидеть схему протекания хладагента. Представлены большой и малый круги.

  • а) малый круг круг;
  • б) большой круг.
  1. радиатор охлаждения;
  2. трубка для потока хладагента;
  3. расширительный бачок;
  4. термостат;
  5. центробежный насос;
  6. устройство охлаждения блока цилиндров двигателя;
  7. устройство охлаждения головки блока;
  8. радиаторный отопитель с вентилятором;
  9. краник радиатора;
  10. отверстие для слива антифриза из блока;
  11. отверстие для слива хладагента непосредственно из радиатора;
  12. вентилятор.

Важно

Крайне важно вовремя диагностировать и устранить неисправность термостата. Эксплуатировать автомобиль с поврежденным элементом регулирования циркуляции нельзя. Недостаточный нагрев силового агрегата скажется на мощности, динамичности, увеличении расхода топлива. Чрезмерный нагрев и частый перегрев с закипанием антифриза может привести к проблемам поршневой группы, разгерметизации головки цилиндров. Подобный ремонт очень сложный и дорогой. На современных автомобилях, любые неполадки с системой охлаждения передаются в блок управления двигателем. ЭБУ отреагирует на неполадки и внесет коррективы в работу других систем, что скажется на общей работоспособности машины.

наконец то добрался до компа и выкладываю фотки и описание по доработки термостата
фото 1 берется вот такой термостат ну можно и другой но сним мне работать проще
фото 2 и 3 надо отогнуть усики при помощи кусачек отвертки или ещё чего подходящего
фото 4 - 5 надо вытащить сердечник потянув за нижнию тарелку вниз и слегка отодвинув верхнию тарелку вбок
фото 6 вот и вот сердечник
фото 7 - 8 укорачиваем сердечник но сильно неусердствуем а по можно береборщить
фото 9 дорабатываем немного посадочное под сердечник надо только убрать острую грань чтоб в будущем незаедал
фото 10 подгибаем усики которые приварены к верхней тарелки так чтоб латунный термоэлемент находился строго посередине как показано на фото если можно расмотреть
фото 11 - 12 для удобства раздвигаем усики и ставим сердечник назад проточку на сердечники пока неделаем
фото 13 между верхней тарелкой и самим котпусом термостата вставляем нитку как на фото
фото 14 - 15 берем кастрюлю если жена разрешит или пока невидет термометр для больших температур и кипятим его сторайтесь чтоб термостат некосался дна и когда он сползет с нитки это будет начало открытия термостата а полное его открытие происходит примерно через 4-5гр

boiaboi, Смысл сей доработки:pardon: Какой результат? Как себя ведет термостат в двигателе? На термосе было видно 87С сейчас на скольких градусах открывается?
Звиняюсь за глупые вопросы, просто интересно:rolleyes:

Мне тоже не ясен смысл. Если только в том, чтобы он при открытии скатывался в кастрюлю. то я думаю не особо нам пригодится))

фото 16 -17 -18 если вам понравилась температура открытия термостата то сново вынимаем сердечник и делаем на нем проточку собираем все обратно и загибаем усики
вот и все еще раз проверяем его работу в кастрюли . если у вас отломались усики можно окуратно приварить сердечник сваркой там надо то 2раза капнуть
ПОМНИТЕ если вы подняли температуру двигателю надо сменить и температуру срабатывания карлосона, проще у кого карлосон включается от ЭБУ, поменял температуру вкл. и все , а в остальных случаях можно поставить датчик вкл. карлосона от ТАЗ-2108 на 99 гр.в противном случае температуру движка будет регулировать карлосон а не термостат
ПОМНИТЕ если вы серьезно или постоянно даже на лето или поднять до 98 гр. собираетесь поднять температуру дигателя то вам прийдется ставить термоклапан на охлаждения масла и масленый радиатор повышенной теплоотдачей иначе невидать вам давления масла
ну вот и все

Steel, чтоб поднять температуру движку назиму ,в машине просто жара данный термостат стал открыватся при 95 гр, при постановки на машину двигатель держал температуру 92-95 гр. и заклинивание в данном варианте проктически невозможно. Повышение температуры скажется в положительную сторону при работе на газу.
Я некого неагетирую просто просили выложить вот и выложил. Многие мои знакомые встретили эту доработку в штыки. но я себе уже более 2-х лет поставил такой термостат и вижу плусы конечно есть и минусы, но они поправимы и многие мои знакомые уже поставили доработанные термостаты на машины , ставил на ТАЗ-2110 и некто пока его неснял только спосибо говорят и еще просят сделать

а не проще ли купить термостат с регулировочной гаечкой чем колхоз городить? найду выложу фото такого термостата.

NNZMihan, нет непроще т.к. его уще невыпискают, я в подаже невидел, может ошибаюсь я нашел с гайкой б/у пытадся его отрегулировать и столкнулся с 2мя поблемами 1-его надо умудрится распоять 2-ое резьбы там хвотает всего на 2-3гр. и умудрица опять все

мне кажется по временным затратам, проще купить 3х рядный медный радиатор печки и радоватся жизни.. а для газа.. разве газу нужна температура в 90 градусов ? поставьте газелевскую электропомпу и будет качать быстрее тосол.. и в печку и в испаритель или как он называется.. короче всё можно сделать более правильно.. и не причиняя дискомфорт двигателю.. так переделав термостат, есть риск закипания тосола.. и может повести головку..

iillyyaa2, Это каждому своё.Я постоянно контролирую температуру ОЖ и выведена кнопка на принудительное включение карлсона.
Всё делать в пределах разумного.Такой вариант тоже решение проблемы

чёрт, все контролируют, но голову то может повести.. особенно на скорости, и не заметишь как кипит..
у меня и контрольная лампа (штатная), бортовой ругнётся если что, сам посматриваю на стрелку..
но не забывай о "догреве" движка после того как его заглушишь..

iillyyaa2, Смотрю на приборы постоянно.Ну а летом если жара на улице принудительно включаю карлсона на 1 мин и потом глушу.А зимой догрев двигателя не грозит.Я ведь говорю, всё должно быть в меру разумного.100 градусов это не ЧП на волге.Тосол вроде кипит при 107-110 градусах.

чёрт, а нафига включать принудительно карлсон да ещё на минуту. обычно он за 10-20 сек охлаждает.. дальше зря только охлаждаешь радиатор, толку никакого.. двигатель холоднее не станет.. термостат то закрыт :)

У меня гозел посожирский зимой дубак спереди на весь родиатр картонка термостат 87 стрелка даже до зелёной зоны не дотягивает попробую твой совет сделаю отпишусь. Кстати на тазе постоянно стоит 92 -95 и все ок ни коких догревов не ощущаеться.

Хватит извращаться над нашими запчастями. На 421,402,406 отлично подходят импортные термостаты. У меня на 421 стоит ТАМА на 82 град. Применяется на крузаке 80 с 1FZ. Стоит 500р., оригинал 300р. Из доработок только болгарином наружный диаметр на 0.5 мм уменьшить.

Снял термостат кинул в кострюлю и на плитку окрылся при 60 . Отрегулировал по вышеизложенному совету на 91 и о чудо двигатель работает ровнее в машине стало теплей. Если летом перегреваться не будет поставлю на 94 градуса.

samogonhsik, разница 60 и 90 существенная, но вот 80 и 100 особой разницы нету.. сдохла релюшка включающая карлсон, в пробке температура поднялась до 100, особо жарче дуть не стало, так что смысла в таких извращениях нету.. (у меня электропомпа от газели стоит)

Не знаю.
В 70-х,когда запчастей вообще не-было извращался с термостатами..особенно на Запоре..там их аж 2 штуки.
Сейчас-стал барахлить-пошёл купил новый..хочешь-на 80,хочешь на 87.
Ну-поменял раз в год или два.
Не понимаю.

arpsoa, на запорожце же воздушное охлаждение ?? где они там стоят и за что отвечают ? у меня просто чудо машины не было.. мало знаком с устройством :)

arpsoa, незнаю почему просто после этих доработак термостат перестает заклинивить и прочину зтого обьяснить немогу, хотя есть продположения, но мне кажется что это чушь, а с другой стороны они работают и еще ни один нежаловался

arpsoa, на запорожце же воздушное охлаждение ?? где они там стоят и за что отвечают ? у меня просто чудо машины не было.. мало знаком с устройством :)

Соят в воздушном потоке,после цилиндров.Управляют заслонками,которые направляют горячий воздух или под капот (соответственно-" в обратку"),или на улицу(когда прогреется).
Сами термостаты-точно такие,как на Волгах.Крепление и механика-разные.Это на 40 лошадок.На 30 лошадках стоял один термостат с заслонкой,но-не у цилиндров а у вентилятора.
У них разное охлаждение.
У 40 вентилятор "на вдув".
У 30 вентилятор "на выдув".

1.2 года-не показатель.Иногда и по 4-ре года работают. и дольше.
2.Где там термопару нашёл?Очень интересно.
3.Если неправильная температура-то регулируется шток.Раньше они были с гаечкой. (типа того,что делал ты )
4.Если температура правильная,но плохо закрывается-то менял пружинки.

arpsoa, незнаю как оно называется, но я ее так назвал,если неправильно то научи, а шток это только исполнитель действий, и в этом я точно уверен и им можно регулировать температуру. распили термостат и найдешь термопару, я лично неодин распелил.

но не забывай о "догреве" движка после того как его заглушишь..
А с этой проблемой надо бороться! Думаю поставить газелевскую эл. помпу в большой круг. Включение ее после остановки ДВС. На какое время - пока мыслей четких нет.

iillyyaa2, в -30 разница температуры идущей из дефлекторов чувствуется между 82гр и 87гр термостатами. кстати газ, чем больше нагрет редуктор лучше испаряется. в зиму я не переключаюсь с бензина на газ пока мотор не наберет хотябы 75 градусов.
так что полностью поддерживаю идею Алексея.
самый оптимал - ручной термостат. но заморачиваться не хочу - суть в том что в трубу от корпуса термостата до радитора вставляется заслонка, которая с помощью троса регулируется из салона. в -30 с полностью закрытым большим кругом, медным 3х рядным радиатором и вентилятором, включеным на макс обдув держит 94-95градусов

Все хорошо, но у меня при долгой езде даже при 88 гр нагревается масло. Так что, если ставить такой термостат - не забываем, что надо и термоклапан ставить с радиатором, чтобы масло остывало. Вот как сделаю термоклапан, наверняка поставлю такой термостат.

народ, у меня от камаза стоит на 90 градусов, они идентичны, даже от зила подходит, выбор температур зависит от фантазии продаются и на 70 и на 82, на 87, 90 есть если сходить в магазин для камаза.
единственное не гуд: когда термостат открывается температура падает сильно с 90 до примерно до 80, потом опять набирает, и так постоянно, вверх вниз стрелка ходит, будто термостат открывается весь сразу и закрывается тоже также резко

чтоб доказать мою идею готов выполнить термостат на любую температуру за так, но как переслать, проблема,

кстати газ, чем больше нагрет редуктор лучше испаряется. в зиму я не переключаюсь с бензина на газ пока мотор не наберет хотябы 75 градусов.

правильно. так же если кто не знает, газ выделяет в 2 раза меньше тепла при горении, и как следствие двигатель греется быстрее на бензине. вывод, заводить и греться на бензине быстрее и выгоднее.


придумайте лучше, как сделать такое, при холодном двигателе воздух берётся с колектора (тоесть горячий) после прогрева двигателя переключается заслонка и горячий воздух перестаёт идти в двигатель и открывается заслонка на вход холодного воздуха.
приблуду нужно делать до фильтра.

я пока что могу придумать, это мерить температуру в датчике что на стрелку или аварийная (в корпусе термостата), датчик думаю можно найти градусов на 70 (функционально работающий как электронный термостат, что на включение вентилятора охлаждения)
заслонку можно подпружинено держать в положении холодного воздуха, и чем то оттягивать при температуре ниже

правильно. так же если кто не знает, газ выделяет в 2 раза меньше тепла при горении, и как следствие двигатель греется быстрее на бензине. вывод, заводить и греться на бензине быстрее и выгоднее.


придумайте лучше, как сделать такое, при холодном двигателе воздух берётся с колектора (тоесть горячий) после прогрева двигателя переключается заслонка и горячий воздух перестаёт идти в двигатель и открывается заслонка на вход холодного воздуха.
приблуду нужно делать до фильтра.

я пока что могу придумать, это мерить температуру в датчике что на стрелку или аварийная (в корпусе термостата), датчик думаю можно найти градусов на 70 (функционально работающий как электронный термостат, что на включение вентилятора охлаждения)
заслонку можно подпружинено держать в положении холодного воздуха, и чем то оттягивать при температуре ниже

А что тут думать?
На Тазиках,штатно,термостат во входном патрубке стоит.Или снять регулятор подсоса с ихнего карбюратора и подключить к шлангам подогрева дроссельной заслонки.

Зачем доказывать?И так понятно,что работает.
Кто захочет-будет пилить.
Кстати-на днях увидел на витрине магазина термостат с гаечкой вверху.
Если купить такой-можно удлинять-укорачивать,шток менее трудоёмким способом.

Вот читаю я тему и думаю, а нафига оно надо? ну теплей в салоне будет, это +, а ведь никто не задумывался, почему на заводе ставят термостат на 80 гр. ЛЮДИ. Вы что не знаете про такие понятия как допуски и тепловые зазоры.
На заводе это все учли поэтому рабочая температура 80 гр.
А повысив рабочую температуру все расчеты к черту, и срок между капиталками уменьшается полюбому,у меня при 90 градусов пальцы звенят во время разгона. Если б у меня не было двигателя в запасе, я б не морочился с камазовским термостатом, накроется, сдам в чермет, поставлю рабочий с переоформлением проблем не будет, куплен легально в магазине

придумайте лучше, как сделать такое, при холодном двигателе воздух берётся с колектора (тоесть горячий) после прогрева двигателя переключается заслонка и горячий воздух перестаёт идти в двигатель и открывается заслонка на вход холодного воздуха.
приблуду нужно делать до фильтра.
всё уже придумано до нас, как уже написали выше. реализовано на переднеприводных карбюраторных вазах. есть в продаже. учтанавливается перед фильтром.

На заводе это все учли поэтому рабочая температура 80 гр.
РАБОЧАЯ температура 406 двигателя находится в диапазоне 80-105 гр.
другое дело, что температуру срабатывания карлсона прийдются перепрошивать от евро 2 и выше. там он срабатывает при 94 гр.

arpsoa, незнаю как оно называется, но я ее так назвал,если неправильно то научи, а шток это только исполнитель действий, и в этом я точно уверен и им можно регулировать температуру. распили термостат и найдешь термопару, я лично неодин распелил.

Шток -это действительно "исполнитель" и им НУЖНО регулировать температуру срабатывания.Что и делалось и делается на тех термосратах,где есть гаечка и резьба на штоке.

Термопара-это сваренные,вместе,две проволочки из разных металлов,которые являются датчиком температуры для термометров,которые меряют температуры до 2000 градусов..
Такими термопарами комплектуются даже китайские тестеры ценой до 200 рублей.
Измеряют температуру пламени газовой горелки.

Насчёт догрева-решается не просто а очень просто.
Провод 12 вольт на реле карлсона подключаешь на аккумулятор.
Срабатывает датчик-включается карлсон.
И-так 2-3 раза.

я наверно тему написал неправильно, надо было написать ДОРАБОТКА ТЕРМОСТАТА своими силами для тех у кого температура зимой -25 и ниже

Насчёт догрева-решается не просто а очень просто.
Провод 12 вольт на реле карлсона подключаешь на аккумулятор.
Срабатывает датчик-включается карлсон.
И-так 2-3 раза.

если температура будет на грани закипания, заглушив поток жидкости почти остановится.. и в этот момент закипает жидкость в головке, выдавливает в патрубок и головка сухая и горячая.. ведёт бошку, прогорает прокладка..

если уж прокладка прогорает без извращений с температурой, то шансы прогореть выше подняв её.

от температуры подкапотного пространства я так понимаю. а мож ещё как.
я этим особо не заморачивался.

iillyyaa2, я с тобой согласен что при закипании ненадо глушить двигатели, но всеравно при нерабочем дв. тосол прожолжеат теч по большому контуру пока неостынет.

Каждому свое! Я на зиму прост ставлю термостат с повышенной темп.открытия +92гр, а на лето меняю на штатный. 10минут делов.
Но лучший вариант - поменять радиатор отопителя, но это и дорого и хлопотно.

VEK, у нас термостат на 92 бооольшая редкость, смысл повышения температуры еще не только в машине тепло и она ровнее и лучше работает, а в зиму двигло лучше прогревается что так нехватает в лютый мороз, а особенно когда они уже стоят месяца 2.5

Сегодня пробовал по вышеизложенному методу увеличить температуру термостата. Взял на 80С (ELEKTON) проверил: начинает открыватся при 82С, а полностью закрывается при 76С. Уменьшил стержень и: открывание при 85С, закрывается полностью также при 76С. Почему-то температура закрывания не увеличевается?:rolleyes:

от температуры подкапотного пространства я так понимаю. а мож ещё как.
я этим особо не заморачивался.

это не правильно и мало интересно.. хотелось бы, что бы горячий воздух брался бы с выпускного колектора пока температура двигателя (тосола) не поднимится до 70 градусов.. тогда термостат передвинет заслонку и воздух будет браться из холодного места.

boiaboi, на днях буду менять патрубки системы охлаждения и за одно и термостат.
В связи с этим есть вопросы:
1.Хочу поставить датчик карлсона на 99С от тазика (датчик одинаков с нашим по размерам или нужен другой патрубок? Ставит лучше на верхний патрубок?)
2.С таким датчиком какую температуру делать на начало открывания или на полное открытие термостата?
3.Какой термостат лучше брать для доработки на 80 или 87? Есть термостат с маленьким отверстием в корпусе, а в другом там болтается какая-то штучка - какая разница?
4.У меня залит антифриз красный, темп. кипения вроде до 125С, как летом будет с такой доработкой.
Спасибо!:gaz_love:

Bulat, летом будет очень желательно иметь нормальный маслянный радиатор, чтобы масло не перегревалось. Ну и конечно не дешево, но было бы неплохо поставить синий оренбургский радиатор, с повышенной теплоотдачей, помоему там +40%, с таким в случае перегрева вентилятору будет легче остудить двигатель. Да, и вентилятор бы нормальный японский, сдвоенный, чтобы охлаждало хорошо :)

желательно иметь нормальный маслянный радиатор
Маслянного радиатора у меня нету да и ставить не собираюсь.Так то температура доходила до 94С и при этом лампа давления масла не моргала на холостых.Масло залито ВР 10W-40. В крайнем случае можно будет попробовать 10W-60, вроде высокотемпературный, при 100С нормально будет.

Bulat, Давление это хорошо, но чем меньше масло перегревается, тем лучше выполняет свое назначение, тем больше ресурс двигателя. И ресурс масла собственно тоже.

1.Хочу поставить датчик карлсона на 99С от тазика (датчик одинаков с нашим по размерам или нужен другой патрубок? Ставит лучше на верхний патрубок?)
ставить надо в верхний патрубок, но 99 гр. много. это почти верхняя граница рабочей температуры. запаса почти нет.
датчики одинаковые. я бы поставил 94-92гр.
и термос на 87 гр.

Bulat, датчик от таза подходит один в один, ставить в верхний патрубок, термостат лучше брать на доработку на 87гр. с маленькой дырачкой сбоку она нужна для выхода воздуха, бывает там стоит маленький клапанок, для чего он нужен я так и непонял

С уплотнительной резинкой надетой на термостат крышка не закрывается, похоже корпус термостата нужен другой.А так вроде верхний патрубок до начала открытия термостата (в моем случае 96С) должен быть холодным?;)

У меня тоже резинка не встала, тем не менее открывается, у меня, как положено. Патрубок должен быть холодным до открытия.

mezernitsky, руки у Вас золотые! Вам бы эти все переделки в свой бортовой журнал и прикрепить в профиль. А то на форуме это все зафлудится/затеряется - потом не найдешь.

Принцип работы и функции термостата

Чтобы уверенно пользоваться предложенными в статье методиками диагностики термостата, придётся кое в чём разобраться. А именно:

  1. Как работает термостат?
  2. Зачем он вообще нужен?
  3. Как выполняет свои функции в исправном состоянии?

Работает термостат крайне просто. Он представляет собой клапан, который открывается или закрывается при достижении охлаждающей жидкостью определенных температур. Когда антифриз холодный — термостат закрыт. При температуре выше 80 °C (зависит от двигателя) — открывается. Срабатывает это за счёт того, что внутри детали есть специальная капсула, содержащая сильно расширяющуюся от нагрева смесь (на основе воска). Когда она нагревается, её объем увеличивается, капсула давит на шток и, преодолевая сопротивление пружины, открывает клапан.

Теперь разберёмся вкратце — зачем нужен термостат и какие функции на него возложены. Для этого рассмотрим устройство системы охлаждения автомобильного двигателя в упрощённом виде. А состоит она из двух контуров:

Термостат же установлен в системе таким образом, чтобы разделять или сообщать эти два контура в нужный момент. Когда мотор ещё холодный или вышел лишь на нормальную рабочую температуру – клапан полностью закрыт. Охлаждающая жидкость циркулирует только по малому контуру. За счёт этого двигатель быстрее прогревается. Кроме того, раньше можно включать печку для обогрева салона автомобиля в зимнее время.

Когда же температура охлаждающей жидкости достигает критически высокой температуры, термостат по описанному выше принципу начинает приоткрываться. Часть горячего антифриза поступает в основной радиатор, где происходит её охлаждение. В малый контур, тем временем, течёт холодная (или охлаждённая) жидкость. Когда температура в малом контуре снижается, термостат закрывается. За счёт этого постоянно поддерживается номинальная рабочая температура двигателя.

Следует отметить, что клапан термостата необязательно открывается или закрывается полностью. Он срабатывает по мере увеличения или понижения температуры охлаждающей жидкости, и в соответствии с этим изменяет свою пропускную способность. Эта особенность позволяет добиться более плавной терморегуляции, за счёт чего в системе не происходит резких скачков температуры.

Подведём промежуточные итоги. Термостат нужен для того, чтобы:

  • холодный двигатель быстрее выходил на рабочую температуру;
  • раньше можно было пользоваться печкой в салоне;
  • температура охлаждающей жидкости поддерживалась на нужном уровне;
  • в случае перегрева понизить температуру в малом контуре, сбросив часть антифриза на охлаждение в основной радиатор.

То есть, если бы термостата не было — двигатель долго бы прогревался, а зимой вообще не выходил бы на рабочую температуру. Чтобы устранить эту проблему, пришлось бы уменьшать объём системы охлаждения. Но в этом случае двигатель будет быстро перегреваться и закипать. Это важно понимать, так как на этом основывается часть описанной ниже диагностики.

Неисправности термостата и их признаки

Многие автолюбители идут путём, который кажется им более простым — они начинают искать неисправности, не зная, какими они могут быть. Однако автомобиль является таким механизмом, в котором какой узел не возьми, везде встречается целый набор поломок. Аналогичная беда и с термостатом. Неисправность у него далеко не одна, а целых пять. С их изучения и предлагается начать диагностику. Попутно рассмотрим последствия, которые следует ожидать при той или иной поломке термостата.

Неисправность 1. Термостат заклинило в открытом положении

Как показывает практика, заклинивание клапана в открытом положении является самой часто встречающейся неисправностью. Возникает она по разным причинам, у которых один и тот же исход. А именно — термостат независимо от температуры охлаждающей жидкости постоянно открыт. Это означает, что антифриз всегда циркулирует по большому контуру.

В результате заклинивания термостата в открытом положении возникают следующие проблемы:

  • двигатель долго прогревается летом;
  • зимой даже не выходит на рабочую температуру;
  • печка дует либо слегка тёплым, либо вообще холодным воздухом;
  • двигатель работает нестабильно и не на полную мощность;
  • значительно увеличивается расход топлива;
  • снижаются смазывающие свойства и текучесть моторного масла;
  • как следствие — ускоряется износ трущихся деталей двигателя.

Как правило, автолюбители обращают внимание на эту поломку именно в зимнее время года, когда нужна печка, а она не греет. Хотя на самом деле холод в салоне не является самым неприятным последствием данной неисправности термостата. Ускоренный износ мотора и повышенный расход топлива — куда более серьёзные проблемы.

Неисправность 2. Термостат заклинило в закрытом положении

Эта поломка встречается реже, чем первая, но зато она намного опаснее. Когда клапан термостата заклинивает в закрытом положении, охлаждающая жидкость может циркулировать только по малому контуру, а к основному радиатору доступ ей отрезан. В результате двигатель и печка нормально выходят на рабочую температуру, но вскоре антифриз перегревается и закипает. В системе создаётся очень большое давление, и её, в конце концов, разрывает в самом слабом месте.

В отличие от первой описанной неисправности, долго эксплуатировать автомобиль с заклинившим в закрытом положении термостатом не получится. Как только это случится, двигатель при первом же запуске быстро выйдет на рабочую температуру, и тут же начнёт перегреваться. Если своевременно не обратить внимание на указатель температуры охлаждающей жидкости, то через несколько минут из-под капота повалит густой белый пар. Возможно, двигатель перегреется до такой степени, что произойдёт заклинивание деталей поршневого механизма, и тогда проблем будет ещё больше.

Заклинивание термостата в закрытом положении чаще всего происходит по одной и той же причине — расширяющийся состав вытекает из капсулы, и клапан более не может преодолевать сопротивление пружины. Также может случиться залипание тарелки клапана в корпусе термостата. Такое бывает после очень длительного простоя автомобиля, а вот при регулярной эксплуатации не встречается.

Неисправность 3. Термостат рано открывается и закрывается

Если термостат открывается слишком рано, охлаждающая жидкость из малого контура сбрасывается в основной радиатор, не достигнув нормальной рабочей температуры. В результате двигатель никогда не прогревается до конца. Соответственно, дефект сопутствуется плохой работой печки, немного повышенным расходом топлива, снижением приёмистости и другими проблемами, описанными при рассмотрении первой неисправности.

К счастью, встречается эта поломка очень редко. В основном, когда накануне в систему охлаждения устанавливается неоригинальный термостат. Дело в том, что у разных двигателей оптимальная рабочая температура отличается, и в соответствии с этими показателями разрабатываются и термостаты. В итоге, если на машину поставить неродную деталь, то клапан может открываться и закрываться слишком рано.

Неисправность 4. Термостат поздно открывается закрывается

Эти дефекты аналогичны предыдущим, но являются более опасными. Если рано открывающийся и закрывающийся термостат — это просто непрогретый двигатель, то при позднем срабатывании возможно кипение охлаждающей жидкости и разрушение системы. Вентилятор основного радиатора в данном случае, опять же, ничем не поможет, поскольку до датчика, включающего обдув, горячая жидкость доходит с опозданием.

Проявление этих неисправностей происходит по той же причине, что и в предыдущем случае. Установленный термостат рассчитан на срабатывание при других температурах. Однако не следует сбрасывать со счетов и такой вариант, что момент открывания и закрывания клапана сместился из-за износа. Например, если со временем ослабится пружина, возвращающая и удерживающая термостат в закрытом положении, то открываться он начнёт раньше, чем положено.

Неисправность 5. Термостат открывается или закрывается не до конца

Последняя распространённая поломка термостата — это когда его клапан по тем или иным причинам не может открыться или закрыться полностью. Данная неисправность не является такой критической или опасной, как заклинивание в закрытом положении. Но, всё же, некоторые неприятные последствия появятся.

Так, если термостат не закрывается до конца, большой контур не полностью отсекается от малого, когда двигатель холодный или пытается выйти на рабочую температуру. Уже такого, казалось бы, незначительного дефекта хватит для того, чтобы мотор долго прогревался, а зимой так и не вышел никогда на нормальную температуру. Опять же, печка греет плохо, топлива расходуется больше, моторное масло не достигает нужной текучести и так далее.

Второй вариант, когда клапан не до конца открывается, может быть куда опаснее. Проблема кроется в том, что при серьёзной нагрузке пропускной способности термостата не хватит, чтобы в нужном объёме сбросить перегретый антифриз в радиатор для охлаждения. Итог может быть таким же печальным, как описано в случае с заклиниванием клапана в закрытом положении.

Проверка термостата тремя простыми способами

Как было обещано в самом начале, два из трёх предложенных способов диагностики термостата позволяют выявить неисправности без снятия детали с машины. Последний способ потребует частичной разборки системы охлаждения, но, с другой стороны, он является более точным и наглядным.

Способ 1. Проверка термостата по приборной панели

В системе охлаждения любого автомобиля есть датчик температуры антифриза. Устанавливается он всегда на малом контуре, то есть, условно перед термостатом. Соединён этот датчик с указателем температуры, который расположен на приборной панели. В его роли может выступать как обычная стрелка со шкалой, так и цифровое табло. Независимо от исполнения в работе указателя температуры наблюдается закономерность, по нарушению которой можно определить неисправности термостата.

А работает указатель при исправном термостате следующим образом. Когда холодный двигатель запущен для прогрева, температура заметно повышается в течение нескольких минут. Затем стрелка (или цифры) останавливается на определенной отметке, и некоторое время остаётся примерно в одном и том же положении. Если после этого дать двигателю нормальную нагрузку (начать движение), то со временем можно будет заметить, как указатель резко опустится, и потом плавно начнёт подниматься. Далее цикл повторяется, а интенсивность изменения показаний температуры варьируется в зависимости от нагрузки на двигатель и ряда других факторов (температура на улице, скорость движения, особенности мотора, режим работы печки и пр.).

Теперь рассмотрим несколько ситуаций, указывающих на поломку термостата:

  1. Температура двигателя (стрелка или цифры) долго не поднимается или не достигает нормы — это явно указывает на то, что термостат заклинило в открытом положении, либо он закрыт не до конца.
  2. Двигатель немного прогревается (судя по стрелке), но на рабочую температуру никогда не выходит – то же самое. Термостат постоянно находится в открытом или приоткрытом положении.
  3. Двигатель перегревается, на что указывает зашкаливающая стрелка температуры охлаждающей жидкости – термостат заклинило в закрытом положении, либо он открывается не полностью.

Следует обратить внимание на то, третья из описанных ситуаций не всегда указывает на поломку термостата. Двигатель также может закипать и по вине радиатора или обдувающего его вентилятора. То есть, термостат мог и сработать, но антифриз в радиаторе не охлаждается так, как надо. Такое часто бывает, если, например, соты в радиаторе закупорены грязью или насекомыми, а также в случае поломки вентилятора.

Способ 2. Проверка термостата по температуре охлаждающей жидкости

Для проверки термостата этим способом лучше воспользоваться каким-либо инструментом, позволяющим измерять температуру в пределах 100 °C. Подходит для этих целей мультиметр с датчиком температуры. Как альтернативный вариант, можно утащить с кухни кулинарный термометр. Ещё лучше, если таких приборов найдётся два.

Проверка термостата выполняется по следующему простому алгоритму (для двух термометров):

  1. Датчик первого термометра закрепляется на патрубке, идущем от термостата к основному радиатору. Делать это можно при помощи изоленты или канцелярского скотча. Главная задача — как можно плотнее прикрепить датчик к патрубку, а также закрыть его, чтобы температура окружающей среды не вносила погрешностей.
  2. Второй термометр надо закрепить где-то на малом контуре, причём, как можно ближе к термостату. Если ещё одного лишнего инструмента не нашлось, можно обойтись и без него.
  3. Двигатель изначально должен быть холодным. Кроме того, возиться с термометрами при горячем моторе довольно опасно. Высока вероятность получить ожоги.
  4. Запускаем двигатель, и следим за температурами охлаждающей жидкости до, и после термостата по установленным термометрам.
  5. Зная теперь, как работает термостат, делаем соответствующие выводы по полученным показателям температуры.

Например, если в процессе прогрева двигателя температура с обеих сторон термостата растёт примерно одинаково — клапан явно заклинило в открытом положении. Нормой следует считать ситуацию, когда охлаждающая жидкость в малом контуре стремительно прогревается, а в большом контуре первое время остаётся холодной, либо прогревается со значительным отставанием.

Здесь, наверное, стоит немного уточнить некоторые особенности устройства термостата. Дело в том, что на многих автомобилях клапан даже в полностью закрытом положении не является абсолютно герметичным. В нём есть небольшое отверстие, которое необходимо для сброса лишнего давления, возникающего в малом контуре по мере прогрева мотора. Исключением являются те системы охлаждения, в малом контуре которых предусмотрен отдельный клапан для сброса избыточного давления.

Соответственно, если температура до термостата продолжает без конца расти, а на пути к радиатору патрубок холодный или еле тёплый, то есть вероятность, что клапан заклинило в закрытом положении. Либо он открывается с большим опозданием. Чтобы выяснить это по термометрам, нужно будет предварительно узнать, при каких температурах должен начинать срабатывать термостат на конкретном моторе.

Способ 3. Проверка термостата в кипятке

Последний способ проверки термостата требует частичной разборки системы охлаждения, однако, позволяет воочию убедиться в его исправности, своевременности срабатывания или в какой-либо поломке. В некоторых случаях уже после демонтажа видно, что деталь имеет один из описанных выше дефектов, и последующие шаги делать уже не нужно.

Алгоритм проверки термостата этим способом выглядит следующим образом:

Как правило, температурный диапазон срабатывания термостата можно увидеть прямо на его корпусе. Однако, если есть вероятность, что деталь неоригинальная, ориентироваться на эти показатели нет особого смысла. Термостат должен срабатывать не при той температуре, которая на нём написана, а при указанной в руководстве по эксплуатации конкретного двигателя.

Если же вода в ёмкости для проверки уже закипела, а клапан так и не сдвинулся с места, то деталь по понятным причинам подлежит замене. Хотя чаще всего встречается именно первая из описанных неисправностей, когда термостат заклинивает в открытом положении. А выявить этот дефект можно даже не снимая деталь с машины, либо, на крайний случай, при визуальном осмотре после демонтажа.

Краткие итоги

Проверка термостата описанными способами позволяет легко выявить все его неисправности, и своевременно заменить деталь на рабочую. Тест же в кипятке также даёт возможность оценить работоспособность нового термостата перед установкой его в систему охлаждения. Ведь от бракованных запчастей никто не застрахован. Кроме того, воспользовавшись столь простой проверкой, можно узнать, срабатывает ли клапан при нужной температуре, а не раньше или с опозданием. Такой подход иногда позволяет сэкономить путём установки дешёвого аналога вместо оригинального термостата.



старикхотабыч


Скептик1 автор


старикхотабыч


Скептик1 автор


sus


Скептик1 автор


sus


Скептик1 автор


старикхотабыч


старикхотабыч


Скептик1 автор


старикхотабыч

покупаешьНОВЫЙ термостат- варишь его-а потом решаешь ставить его или отнести назад.


Скептик1 автор


старикхотабыч


Скептик1 автор


старикхотабыч


Color


Скептик1 автор


Color


Скептик1 автор


sus


v-m

Михалыч, у термостатов штоки клинят иногда. но вроде бы и работает, а не закрывается


Скептик1 автор


v-m


Скептик1 автор


sus


Скептик1 автор


sus


Скептик1 автор


sus


Изя


Vladlen


Скептик1 автор


snow-wolf


NORTH_


snow-wolf


NORTH_


snow-wolf


NORTH_


snow-wolf


NORTH_


snow-wolf


NORTH_


snow-wolf


Брат_Мясника



Скептик1 автор



Скептик1 автор


Null



Скептик1 автор


Color

зы в те морозы у меня печка работьала как обычно хорошо.У тя и у энджи одинаково плохо.


Брат_Мясника


Скептик1 автор


Брат_Мясника


Скептик1 автор


Artem


Скептик1 автор


Artem


Скептик1 автор


Artem


Скептик1 автор


Artem



Скептик1 автор



Скептик1 автор



Скептик1 автор



Скептик1 автор


snow-wolf


Скептик1 автор


snow-wolf


Скептик1 автор


snow-wolf



Скептик1 автор



Null


Скептик1 автор


Null


Скептик1 автор


Null


Color


Null


Скептик1 автор


Null


Color


Null


Color


Null


Скептик1 автор



Скептик1 автор



Скептик1 автор



Скептик1 автор


У кого Suzuki Jimny довольны или хотите избавится, нужны ваши плюсы и минусы.


В связи с квартирным вопросом продали машину побольше и купили машину поменьше. В шоке от того, как неуважительно начали относиться другие участники движения. не пропустить, подрезать это как за милое дело! Что с вами люди? Мы все водители! Хоть на витце, хоть на камазе. Но камаз что то никто не подрезает! Не превращайтесь в быдло пожалуйста! За счет кого вы утверждаетесь?

как проверить термостат

Назначение и функции термостата

Термостат – это клапан, который разделяет малый и большой контуры системы охлаждения двигателя. Когда температура охлаждающей жидкости в малом контуре (рубашка двигателя и радиатор печки) достигает 85-90°C, термостат начинает плавно приоткрываться, пропуская часть жидкости из малого контура в большой (основной радиатор с вентилятором и расширительный бачок). Когда охладившаяся в радиаторе жидкость попадает обратно в малый контур, клапан реагирует на снижение температуры, постепенно закрываясь.

В целом, термостат выполняет следующие функции:

В этом и заключается основное назначение термостата. Ускоренный прогрев двигателя и печки – это второстепенные функции, хотя и не менее важные.

Устройство и принцип работы термостата

В самом простом исполнении термостат состоит из следующих основных деталей:

  1. Корпус.
  2. Тарельчатый клапан.
  3. Возвратная пружина.
  4. Шток клапанов.
  5. Капсула с термозависимым наполнителем.

В системе охлаждения термостат устанавливается таким образом, чтобы при полностью закрытом положении охлаждающая жидкость циркулировала только по малому контуру, а при его открытии – проходила в большой контур. Термостаты с двумя клапанами устанавливаются так, чтобы при открытии основного клапана охлажденная в радиаторе жидкость поступала в малый контур.

Работает термостат следующим образом. Когда температура охлаждающей жидкости находится в пределах 85-90°C, возвратная пружина прижимает тарельчатый клапан к основанию корпуса. Термостат – закрыт. Жидкость через него не проходит.

Когда температура повышается, наполнитель в капсуле расширяется, увеличиваясь в объеме. За счет этого происходит сдвиг штока, который, преодолевая усилие возвратной пружины, отводит тарельчатый клапан от посадочного места. Термостат – приоткрывается. Жидкость начинает поступать в большой контур к радиатору (либо из него).

При достижении температуры 105°C (для автомобилей ВАЗ) наполнитель в капсуле расширяется максимально, до упора оттягивая (или толкая) шток. В таком режиме термостат открыт полностью, то есть пропускает максимальный объем охлаждающей жидкости.

Соответственно, при понижении температуры охлаждающей жидкости термозависимый наполнитель в капсуле уменьшается в объеме. Благодаря усилию возвратной пружины тарельчатый клапан возвращается в исходное положение прикрывая или полностью перекрывая магистраль. В диапазоне температур от 85°C до 105°C клапан находится в промежуточном положении, плавно изменяя пропускную способность магистрали в большую или меньшую сторону.

Типовые неисправности термостата их симптомы

Несмотря на простую конструкцию у термостата бывает несколько неисправностей, каждая из которых приводит к нарушению теплового режима работающего двигателя. Рассмотрим основные дефекты и их симптомы:

  1. Термостат заклинило в открытом положении. Основные симптомы – холодный двигатель долго прогревается, зимой не выходит на рабочую температуру. Плохо греет печка.
  2. Термостат заклинило в закрытом положении. Симптомы – двигатель перегревается (стрелка на приборной панели «зашкаливает), хотя радиатор почти холодный и вентилятор не включается.
  3. Термостат начинает открываться слишком рано. Симптомы – температура двигателя не достигает нормы, печка работает далеко не на 100%.
  4. Термостат открывается слишком поздно. Двигатель работает в режиме перегрева, стрелка зашкаливает, и только после этого в работу включается радиатор и его вентилятор.

Кратко пройдемся по возможным причинам, из-за которых возникают описанные неприятности.

В открытом положении термостат заклинивает, как правило, по двум причинам. Во-первых, из-за повреждений или износа возвратной пружины. Во-вторых, из-за нарушения капсулы с термозависимым наполнителем. Бывают и такие случаи, когда между штоком и его упором попадает твердый мусор (например, накипь), и он не может вернуться в свое исходное положение.

В закрытом положении термостат заклинивает чаще всего из-за разгерметизации капсулы с термозависимым материалом. В результате тарельчатый клапан прижимается к основанию возвратной пружиной, а усилия расширяющегося вещества не хватает, чтобы сдвинуть его с места.

Причины поздно открывающегося клапана примерно такие же, как и в случае с заклиниванием в закрытом положении. Рано или поздно такой термостат неминуемо заклинит.

Способы проверки работоспособности термостата

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работоспособность термостата – очень важный фактор, влияющий на температурный режим и ресурс двигателя. Особенно опасными являются поломки, когда термостат открывается с запозданием, либо не делает этого вообще. Такой дефект грозит не только снижением ресурса двигателя, но и моментального выхода его из строя. Когда термостат открывается рано, либо навеки вечные застывает в открытом положении – это не критическая поломка. Но из-за нее двигатель будет прогреваться дольше, а зимой прогреть его до нормальной температуры вообще не получится. Соответственно, ждать тепла из печки тоже не придется.

Именно поэтому важно следить за состоянием термостата, своевременно выявлять его неисправности, и устранять их. К сожалению, данная деталь является неремонтопригодной, потому починить подобные поломки можно только заменой.

Теперь о том, как проверить работу термостата. Сделать это можно несколькими способами, и ниже описаны пять самых простых и доступных. При этом, четыре из них позволяют проверить термостат не снимая его, то есть без сливания охлаждающей жидкости и разборки системы охлаждения.

Способ №1. Время прогрева двигателя до рабочей температуры

Особенно этот способ наглядно работает зимой, когда на улице отрицательная температура. При таких условиях, если термостат заклинило в открытом положении, прогреть двигатель до рабочей температуры не получится никогда. Охлаждающая жидкость будет постоянно проходить через радиатор, и успевать охлаждаться быстрее, чем двигатель будет подогревать ее в рубашке.

Если термостат исправен, то стрелка температуры охлаждающей жидкости начинает бодро подниматься уже на первых минутах прогрева мотора даже в мороз.

Данный способ диагностики позволяет выявить только одну из описанных выше поломок термостата. Если его, например, заклинило в закрытом положении, либо он начал открываться с запозданием, по времени прогрева двигателя определить эти дефекты не представляется возможным.

Способ №2. Поведение указателя температуры ОЖ во время работы двигателя

Чтобы выявить дефекты термостата этим способом, достаточно знать, как ведет себя температура охлаждающей жидкости, когда он исправен. Способ заключается в наблюдении за изменениями температурных режимов двигателя в процессе движения (или стоянки с работающим мотором).

Когда термостат исправен, то глядя на стрелку на приборной панели (или на цифровое отображение температуры), можно наблюдать следующую картину. После прогрева двигателя стрелка достигнет определенного максимального значения, и без особых нагрузок резко изменять свое положение не будет.

Если термостат неисправен, то такие резкие падения температуры наблюдаться не будут никогда. Если термостат заклинило в открытом положении (или он открывается слишком рано), то стрелка плавно будет перемешаться в нижней зоне шкалы, как правило, не нормы и до половины. Во время резких нагрузок температура будет неуклонно расти, и резких спадов вы не заметите. Плавный спад будет наблюдаться только тогда, когда включится вентилятор радиатора, либо уменьшится нагрузка на мотор.

Способ №3. Примерное измерение фактической температуры ОЖ

Проверка выполняется только на полностью остывшем двигателе. Примерное измерение температуры охлаждающей жидкости заключается в тактильном прощупывании резиновых патрубков системы охлаждения.

Внимание! Не прикасайтесь к металлическим деталям двигателя (корпусу термостата, радиатору и т.д.), так как это может привести к серьезным ожогам.

Для начала необходимо найти нужные нам патрубки. Первый должен быть частью малого контура. В идеале найти тот, который является входным в термостат. Второй патрубок, который нужен для проверки, является входным в основной радиатор. Как правило, вычислить его легко – он подходит к радиатору ближе в верхней его части.

Запустите двигатель. Перейдите к нужным патрубкам, и (если это позволяет конструкция моторного отсека) и возьмите их руками – один правой, второй левой. Если патрубок малого контура становится заметно теплее, а тот, который идет к радиатору, остается холодным, то термостат точно не заклинило в открытом (или в слегка приоткрытом) положении.

К сожалению, этим простым способом невозможно определить, своевременно ли открывается термостат, и не заклинило ли его в закрытом положении.

Способ №4. Точное измерение фактической температуры ОЖ

Этот метод является самым лучшим из всех описанных, так как позволяет выявить практически все типовые поломки термостата. Причем очень точно. Но для его реализации потребуется прибор, позволяющий точно измерить температуру в диапазоне от 20°C до 150°C. Такими способностями обладает два типа приборов, доступных для домашнего использования.

Таким образом можно определить примерную температуру срабатывания термостата на открытие, а также определить, не открывается ли он слишком рано, либо не заклинило ли его в каком-либо из положений.

С помощью пирометра проверка проводится аналогично, но благодаря удобству использования температуру одновременно можно мониторить и на малом контуре, и за его пределами.

Способ №5. Тест термостата в емкости с водой

Для выполнения этой проверки термостат надо снять. Также этот способ хорош для проверки только что купленного нового термостата. Для его реализации понадобится металлическая посуда и погружной термометр, способный измерять температуру воды до 120°C.

Термостат подвешивается в емкости с водой так, чтобы он полностью находился в жидкости, но при этом не касался дна или стенок посуды. Это необходимо для того, чтобы термостат сработал именно от нагрева воды, а не от тепла емкости (ее температура гораздо выше). В эту же посуду опускается термометр, и вода нагревается на плите.

Исправный термостат начнет открываться ровно при той температуре, которая выгравирована на его корпусе. Для вазовских моделей это 85-90°C. У иномарок может быть больше.

Итого этот способ позволит определить, при каких температурах термостат начинает открываться, открывается полностью и закрывается.

Видео. Как проверить термостат.

Читайте также: