Как сделать терцию в мелодине

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

"Второй голос" -("вторая партия") либо вокальная, либо инструментальная партия, сопровождающая и оттеняющая "первый голос", более выразительный.В двухголосии - пении на два голоса - верхний голос (более высокий) - первый, нижний (более низкий) второй).

Для того, чтобы научиться пению вторым голосом по нотам (акколадам - объединенная нотная запись каждого голоса)необходимо внимательно следить за точностью как относительно высоты звука, так и относительно длительности звука. Большое значение имеет отработка единого для обоих голосов темпа. Очень эффективно, выучив вторую партию, исполнять ее голосом в сопровождении игры на инструменте первой партии. Очень хороший эффект в наработке умения петь "вторым голосом" имеет такое упражнение - одну строчку петь "первым голосом", следующую " вторым".

ну и есть еще пение на два голоса каноном - когда оба голоса поют одну и ту же мелодию, но "второй голос" вступает позже, через заданный интервал.

Конечно, же проще всего научиться в музыкальной школе, под руководством педагогов., хотя даже когда я сама училась в муз. школе, все это по началу казалось таким муторным, особенно все эти уходы в терцию, в секунду, в кварту (муз. интервалы), зато потом автоматом на любой песне можно уйти на "второй голос". И кстати, я не совсем согласна, что по муз. классическому определению "первый голос" более выразительный, считаю что выразительность, окраска, страстность идет и от второй партии, не меньше чем от первой.

Учиться уже некогда. но хочется спеть песню в два голоса.
Например F имеет три составные (гитара), F, C, A.
Какая нота для первого голоса, а какая для второго ?
Может не совсем правильно спросил.
А как в миноре строится ?
Благодарю. — 7 лет назад

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени . Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

примы от всех нот

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

секунды от всех нот

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

терции от всех нот

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

кварты от всех нот

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

квинты от всех нот

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

сексты от всех нот

септимы от всех нот

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

октавы от всех нот

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

интервалы от ноты до вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

интервалы от ноты соль вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз . Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

интервалы от ноты до вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

интервалы от ноты ля вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

интервал секунда на фортепиано

Упражнение 3. Играем терции

интервал терция на пианино

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

кварты и квинты на клавиатуре фортепиано

Упражнение 5. Играем сексты

интервал секста на клавиатуре пианино

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

интервал октава как играть на фортепиано

Упражнение 7. Играем септимы

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

интервал септима на пианино

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

интервал септима на фортепиано

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Доброго времени суток. Опять возвращаюсь к теории музыки. И сегодня речь пойдет об интервалах.

Что же за интервалы такие в музыке? Интервал — латинское слово, первоначально означающее расстояние между насыпными валами военных укреплений! Затем оно перекочевало во многие другие языки для определения расстояния, промежутка, а в музыке — расстояния между двумя звуками.

Измеряют интервалы для простоты в тонах и ступенях. Интервал — это сочетание двух звуков взятых последовательно (мелодический интервал) один за другим, или одновременно (гармонический интервал). Если мы сыграем на гитаре сначала бас МИ (шестая струна), а затем ЛЯ, мы сыграем мелодический интервал!

1. Первый — прима!

Это самый простой интервал — повторение одного и того же звука. Допустим, мы извлекаем звук ЛЯ на пятой струне последовательно два раза — это мелодический интервал — прима. А как же взять гармоническую приму? На гитаре такая возможность — взять один и тот же звук два раза одновременно есть, в отличие от рояля, например. Найдем ЛЯ на шестой струне — это пятый лад, а теперь дергаем шестую и пятую струны вместе — вот она гармоническая прима! Я говорил, что интервалы имеют тоновую величину. Прима — это повторение одного и того же звука, поэтому у нее тоновая величина отсутствует — равна нулю. То же и с количеством ступеней входящих в интервал — у примы только одна ступень. Отсюда и название: прима — первая.

малая терция - прима

2. Секунда

А теперь определим величину секунды в ступенях и тонах. Две ступени: ДО, РЕ. И один тон! Поэтому секунда обозначается цифрой 2 (смотрим табличку). Однако тоновая величина может быть другой. Сыграйте теперь СИ на открытой второй струне, а затем ноту ДО на первом ладу пальцем. Это тоже секунда, так как у нас снова две ступени (СИ и ДО), но расстояние в тонах между ними — полтона (один лад). Это есть малая секунда! Чтобы сыграть гармоническую малую секунду от ноты, СИ например, берем на третьей струне ноту ДО (пятый лад) и одновременно дергаем открытую вторую струну СИ.

3. Третий интервал — это терция

Именно терциями строятся аккорды! Про построение аккордов поговорим в следующем посте. Послушаем, как звучит терция: берем открытые вторую и третью струны последовательно (мелодический интервал) и одновременно (гармонический) — это большая терция от ноты СОЛЬ. Звучит красиво. Часто в песнях второй голос поют именно в терцию! Ступени здесь три: СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Тоновая величина — 2 тона!

А теперь сыграем малую терцию , допустим от ноты ДО — это плюс полтора тона (смотрим табличку) или ТРИ ступени. Считаем! ДО, РЕ, МИ — три ступени, или полтора тона — получается МИ-БЕМОЛЬ! Именно ми-бемоль, а не ре-диез, чтобы получилась терция (ТРИ ступени), а не секунда! Вот где нам пригодился энгармонизм, про который мы говорили в посте о звуках: обозначение нот на гитаре.

4. Кварта

Следующий интервал — кварта — четвертая! Мы ее упоминали в начале поста. Давайте я не буду каждый интервал расписывать, иначе пост будет гигантский и не читаемый. В остальных интервалах попробуйте разобраться сами по табличке (ее можно увеличить, нажав на картинку).

малая терция (таблица интервалов)

В конце выкладываю файлик табулатуры для программы GP6, где я расписал все интервалы от ноты ДО — полезно послушать, как они звучат. Также полезно будет попробовать самим построить интервалы от других нот, а также попытаться на слух различать, что за интервал звучит: малая терция или большая секста? Поэтому если вы хотите играть по нотам, а, услышав песню, самостоятельно записывать ее на бумаге и быстро определять звуки, входящие в тот или иной аккорд, то без знания интервалов не обойтись! Так что изучайте теорию и не забудьте подписаться на новые посты моего блога! В следующий раз будем разбираться, как строить аккорды!


Отвечая просьбам подписчиков, здесь вы можете узнать о том, как я обычно пишу второй голос. Это будет полезным всем, кто пишет музыку и делает аранжировки.

Контрапу́нкт — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов (Википедия).

Итак, второй голос в глобальном смысле может работать по двум принципам:

Надо сказать, что в этой статье я не стремлюсь объять необъятное. Здесь совершенно не идет речи об инструментовке, но именно она очень часто определяет, как будет вести себя первый и второй голоса.

Давайте рассмотрим ситуацию под первым номером. Здесь может быть два случая, первый — это движение второго голоса в какой-то постоянный или почти постоянный интервал (зависимый), второй — это движение второго голоса с постоянной сменой интервального состава (независимый).

Для демонстрации возьмём несколько тактов джазового стандарта All the things you are.


Первым очевидным выбором для второго голоса будет: достраивание терции вниз в соответствии с гармонией. Например, достраиваем ноту Фа к ноте Ля бемоль.


Здесь могут быть подводные камни. Обратите внимание, достраивание терции вниз подразумевает вообще наличие такого аккордового звука внизу. Так, если вы пытаетесь достроить терцию к тоническому звуку, то вы получите сексту к аккорду, а если сексты в аккорде нет, то вы делаете регармонизацию, потому что добавляете её. Стоит спросить себя, а нужна ли здесь регармонизация?


Простое решение — достраиваем не терцию, а кварту вниз. Чуть более изысканное решение (если в аккорде есть малая септима) — вниз достраиваем секунду.


Ещё один подводный камень — выбор подходящего лада для гармонизации не аккордовых звуков. Это выходит за рамки этой статьи, но принцип не сложный, можно почитать в предыдущих статьях.

В итоге получаем мелодию, полностью гармонизованную терциями:


Теперь давайте попробуем дописать второй голос, но сделаем его линию более независимой. Этот вариант мне нравиться больше всего, это некоторая свобода в зависимости . Т.е. второй голос скован тем же ритмом, что и первый, но имеет свою собственную мелодическую линию, лишь отдаленно напоминающую очертания первого голоса.

Стоит взять на заметку несколько правил:

  • 1. Второй голос движется в том же направлении, что и первый (параллельное движете голосов);
    2. Голоса нельзя раздвигать больше чем на дециму;
    3. Иногда, в особо редких случаях, дабы подчеркнуть что-то важное, можно повести голоса на встречу друг другу.


Ну и последний вариант, второй голос движется в другом ритме. Это прям контрапункт по Баху.

Все просто, оркестр большой и громкий, скрипка маленькая и тихая, если будут играть одновременно, то скрипку не будет слышно. Скрипке остается играть тогда, когда оркестр молчит и наоборот.

Т.е. комплементарный ритм — это когда, один голос движется, в то время как другой висит на одной ноте или вовсе молчит. Вот и все.


Здесь конечно может быть множество разновидностей всего этого дела и творческих проблем, но основные идеи я постарался изложить доступно и понятно. Правда я не сказал, что самым важным и популярным выбором аранжировщиков и композиторов, которым они пользуются 90% времени, будет написать второй голос в унисон или октаву… фу, ну это же примитив😀

Целиком можно послушать здесь.

Если вам всё еще не очень понятно как делать такие аранжировки или вы хотите наконец подружится с теорией музыки — начните заниматься бесплатно на моем курсе по теории музыки и сольфеджио!

43221

Курс теории музыки и сольфеджио

Всем трудолюбия и продуктивных занятий, не забывайте поделится с друзьями, не каждый день можно прочитать про полифонию простыми словами.

Читайте также: