Как сделать тень от шара

Обновлено: 04.07.2024

156. Схема построения теней от солнца

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

158. Боковое освещение

159. Контражурное освещение

Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи (ил. 163).

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

Светотень на кувшине. Основные понятия

165. Рисунок кувшина: а – линейный, б – тоновой Выявление объема предметов с помощью освещения

Последовательность рисования шара

Первый этап. Определение размера шара, точки опоры и плоскости, на которой он находится.

Второй этап. Уточнение диаметра окружности шара, определение границ света, полутонов и собственной тени, рефлекса и падающей тени.

166. Превращение окружности в шар

Посмотрите, как просто окружность можно превратить в шар, используя различные приемы штриховки или всего лишь утолщив контур с одной стороны.

Слова не имеют такой силы, как несколько часов практики в рисовании указанных предметов. Вы можете попытаться изобразить некоторые простые вещи и геометрические тела.

Выбирая предметы, возьмите яйцо или однотонный мячик в качестве сфероподобных моделей, коробка из картона может быть кубом. Пирамиды, конусы и призмы также легко изготовить из картона. Но не ограничивайтесь только белыми моделями, попробуйте изобразить светлые и темные, матовые и блестящие предметы.

Свет, тень и полутень играют существенную роль на форме предмета. Художник, рисуя живую модель или натюрморт, часто экспериментирует с источниками освещения.

Пользуйтесь ими сознательно, чтобы наилучшим образом передать особенности формы и фактуры объектов, попытайтесь осветить их с разных сторон.

Один и тот же натюрморт выглядит по-разному, если освещать его слева или сплава, приближать или удалять источник света.

Академический рисунок — основа для любого художника. Не имеет значения в каком стиле будет он работать, база рисунка поможет создавать правильные с точки зрения техники изображения. Стандартно обучения начинается с простых геометрических фигур (шар, куб, цилиндр), и только потом происходит переход к сложным гипсовым фигурам, работе над элементами интерьера и портрета человека. Одной из основных геометрических фигур считается шар.

Это базовая форма, которая считывается в простых бытовых предметах (яблоко, цветы), и в лице человека (форма глаза). Хоть сама форма и кажется простой и не требующей сложного построения, при этом она обладает сложным распределением света. Светотень помогает создавать объем, делать предметы более реалистичными. Важно различать свет и тень и их соотношения. Сегодня мы научимся поэтапно рисовать шар карандашом.



Как построить шар?

Построения шара начинается с определения положения предмета на листе тонкими, легкими линиями. Таким образом мы формируем нашу композицию. Как мы уже отметили, сама фигура является очень простой. Наша задача — нарисовать максимально ровный круг. Для этого рисуем две перпендикулярные линии, отмечаем радиусы по отношению к точке пересечения этих двух прямых. После чего соединяем эти точки максимально плавной и ровной линией. Важно помнить, что все построения в академическом рисунке происходят от руки без использования вспомогательных элементов.


Построение готово и мы переходим к приданию шару объема, делаем его выпуклым. Изображая шар с натуры мы ориентируемся на искусственный источник света, если вы рисуете по представлению, то сами определяете источник света. От точки света проводим перпендикулярную линию к и ось к шару. Ориентируясь на ось строим эллипс, который разграничит свет и тень. Приступаем к построению тени. Для этого от точки источника света проводим еще две расширяющиеся оси. Через точку соприкосновения шара с поверхностью проводим ось падающей дени. Опираясь на эту ось, рисуем эллипс — это и будет падающая тень шара. Границами являются оси, которые были проведены от точки света.


Штриховка шара

Стоит помнить, что на любом этапе рисунка, он должен выглядеть оконченным. На первом этапе покрываем штриховкой все темные места — это собственная и падающая тень. Самым темным участком вашего рисунка будет падающая тень. При этом мы штрихуем мягко, аккуратно, слегка выходим за границы эллипса, это поможет сделать тень более реалистичной. Более плотный тон накладываем тон в тень рядом с шаром.

Приступаем к штриховке самого шара. Шар интересен распределением света. Рассматривая шар, мы найдем следующие элементы — блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс (последовательность распределения света указана от самого светлого пятна). Самой яркой и контрастной является собственная тень. Рефлекс и полутень будут похожи по тональности. Самым светлым участком будет блик, зачастую он даже не штрихуется. Это место, куда свет падает прямо. Рефлекс является обязательным элементом, без него шар будет плоским.

При этом стоит помнить, что материальность предмета создается не только с помощью правильного распределения света, но и самого штриха. Шар мы всегда штрихуем по форме, постепенно усиливаем теневые места. Штрих должен быть мелким, аккуратным, без ощущения “забора”.


Упражнения

В нашей студии мы всегда закрепляем простые формы на реальных предметах. Если Вы рисуете шар дома, то потом отработайте его особенности на яблоке, круглой вазе, шарике. Не всегда дома возможно найти гипсовую фигуру, поэтому работайте с подручными предметами.


Шар — достаточно сложная форма для самостоятельного освоения, а допущения ошибок в такой простой фигуре приводит к тому, что возникают ошибки на дальнейших этапах живописи, скетчинга. Мы приглашаем посетить всех наше бесплатное пробное занятие по академическому рисунку в нашей студии, чтобы научиться поэтапно рисовать шар карандашом.

Что такое светотень на примере шара, цилиндра и куба, и зачем вообще это знать, чтобы убедительно рисовать?

Что такое светотень на примере шара, цилиндра и куба, и зачем вообще это знать, чтобы убедительно рисовать? Конспект:

1. Мы распознаем форму предметов по расположению теней на них. Зная что такое светотень, мы можем правильно передать тени на изображении. А это хороший способ показать форму предметов (но не единственный, например, можно передать форму использовав только линию).

2. На каждом освещенном одним источником света предмете есть блик (отражение источника света*), свет, полутень (промежуточная между светом и тенью область), собственная тень (часть поверхности предмета, на которую не попадает свет от источника) и рефлекс, который светлее, чем тень. И ещё есть падающая тень – та область окружающего пространства, которая оказывается в тени, из-за того, что предмет перекрывает свету путь к ней от источника света (загораживает её от света).

3. Свет отражается от поверхностей и летает по прямым. Рефлекс получается, когда свет от источника попадает на предмет не напрямую, а отражается от окружающего пространства. После отражения свет ослабевает, поэтому рефлекс темнее, чем свет. На видео я показываю, как свет отражается от стола. В реальной жизни есть ещё и рефлексы от предметов (например, цветное пятно от яблока, поставленного у кувшина, рефлекс от стены и т.п.)

4. Всё это расположение областей, образованных источником света, называется светотенью

5. Если поверхность предмета матовая, то граница блика нечеткая, а если глянцевая – то обычно можно даже легко увидеть форму источника света (окно или лампочка)

6. Вблизи предмета граница падающей тени более чёткая, вдали – более размытая

2*Другими словами, блик – это как смотреть в зеркало, когда предметы движутся в зависимости от того где стоишь. Яркая область на предмете (ярче света), которая, в отличие от света и тени на предмете, перемещается, если отойти в сторону: нужен правильный угол поверхности к источнику света, чтобы отражение от источника света попало в глаз.

2** На видео получилась непонятная ситуация с бликами. Просто неясно, что считать бликом: самый светлый участок светотени или отражение источника света.

В видео матовый цилиндр и его перпендикулярная к источнику поверхность является наиболее освещенной, а потому называется бликом (то есть, я просто называл её бликом). Это создает путаницу. Если бы шарик был глянцевым – у него был бы блик другого типа (отражение источника света). Он бы перемещался по его поверхности, когда положение нашего глаза менялось. Точно так же делают все отражения предметов. Думаю, что лучше условиться называть бликом только блик этого типа, а первый как-нибудь вроде “наиболее освещенной части”. Спасибо за комментарий читателю под ником “Вечное Зло”, который указал мне на этот недостаток видео.

У меня пока нет точной модели как это понять и я ни у кого её не видел. Черновая модель такая: на глянцевый предмет накладываются отражение от всего, что есть вокруг (предметы, источники света и так далее), а потом на это накладывается светотень по тому принципу, что я рассказал. Например, металлический чайник отражает всю комнату, но на отражении предметов в нем можно заметить свет и тень. В итоге, металлический чайник отражает все предметы со своими светотенями и отражениями, которые находятся вокруг и ещё на нём самом есть светотень. Кто работал с фотошопом, может представить себе аналогию с двумя слоями. Верна ли эта модель или нет – пока не знаю.

Вообще говоря, в таких случаях художники просто рисуют довольно интуитивно расположение бликов, помня законы светотени для матовых предметов. Отражения (в том числе блики) меняют своё расположение на предмете в зависимости от того, как мы смотрим на предмет. А светотень всегда остаётся на своём месте. Если предмет очень глянцевый, то может показаться, что свет и тень меняют своё положение в зависимости от того, как мы смотрим на него. На самом деле, это отражения меняют своё положение, а светотень остаётся на том же месте. Правильно ли я это все рассказываю – пока не знаю.

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.


Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

  • На поверхности каждого освещенного предмета есть:
  1. свет с бликом
  2. полутон
  3. тень
  4. рефлекс (участки, освещенные отраженным светом)

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

  • Границы между этими участками ( светом и тенью и.т.д.) проходят по поверхности предмета, а значит, должны соответствовать ее форме. Например, на шаре граница между светом и собственной тенью не может иметь углов, а на боковой поверхности Цилиндра- не может быть дугообразной. Если предмет сложной формы, границы меняют направление вместе с изменением формы поверхности. Рисуя шар, обратите внимание, что границы на нем — эллипсы или линии.
  • Свет находится на поверхности предмета обращенной к источнику света, собственная и падающая тень находятся с противоположной стороны.
  • Рефлекс всегда темнее полутона.
  • Выявляя светотень мы пользуемся штрихом по форме, то есть штрихи должны повторять форму поверхности, например, на шаре они дугообразные, а на кубе — прямые.
  • Тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
  • Падающая тень по очертаниям напоминает предмет. Но ее границы менее четкие.
  • Детали тщательно прорабатываются либо на светах, либо в тенях.Чаще на светах. Если мы выявляем фактуру и детали в светах, нормально и правильно, что тени сливаются и деталей в них не видно
  • Мы не изображаем предметы в вакууме, пространство вокруг предмета так же заполнено другими поверхностями, имеющими тон и освещенными тем же источником света. Даже если фон в постановке белый, мы не воспринимаем и не изображаем его как белый. Исключение — некоторые типы набросков и зарисовок.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.





Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

  • Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
  • Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.
  • Строим на просвет
  • Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
  • Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
  • Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
  • Разбираем по тону тени
  • Разбираем света. Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Упражнение 5.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.


Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.


Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.


Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.


Основы построения падающих теней в перспективе.

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.


На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света.

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.


Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.


Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.


Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Создание теней от объекта можно выполнить в программе Фотошоп. Существует основные два типа теней: от источника света, расположенного сбоку и от источника света, расположенного сверху.

Создание тени от объекта-01

На схеме показано стрелочками, где и какая тень будут располагаться на рисунке при источнике света находящемся сбоку.

Создание тени от объекта-02

Сперва придаем внутреннюю тень кругу, делая его шаром. Над кругом создаем новые слои и делаем их обтравочной маской: удерживая нажатой клавишу Alt нажимаем на границе слоев.

В слоях темной кистью мягкого типа прорисовываем тень.

Создание тени от объекта-03

Снижаем непрозрачность внутренней тени до 25-35 %.

Делаем дубликат слоя с кругом и располагаем дубликат под шаром. Восстанавливаем обтравочную маску для исходного слоя с кругом, так как после дублирования она автоматически снимается.

Для этого слоя выполняем действия, как показано на рисунке.

Создание тени от объекта-04

Создание тени от объекта-05

Тень от объекта должна идти под углом, как показано на схеме.

Создание тени от объекта-06

Создание тени от объекта-07

Кладем на пол слой.

Создание тени от объекта-09

Добавляем к слою слой-маску и слегка скрываем часть тени, которая находится дальше от основания шара. Чтобы в дальнейшем была видна мягкая тень.

Создание тени от объекта-10

Верхней тени шара придаем большее размытие, так как это полутень или мягкая тень.

Создание тени от объекта-11

После того, как будет сделана мягкая тень, возможно придется в слое-маске полной тени скрыть часть слоя, регулируя густоту теней.

Для полной тени можно уменьшить непрозрачность до 55%.

Создание тени от объекта-12

teni-res1

Приступаем к созданию тени от объекта при расположении источника света сверху объекта. Здесь важно учитывать расстояние от объекта до пола. Чем выше объект, тем меньше тень.

Оставляем от предыдущего варианта пространство и шар. Но для шара делаем новую внутреннюю тень, которая будет заполнять низ шара, а не бок.

Создание тени от объекта-13

По созданию слоя с тенью выполняем те же действия, как и в предыдущем варианте.

Создание тени от объекта-14
Создание тени от объекта-15

Создание тени от объекта-16
Создание тени от объекта-17

К слою с полной тенью добавляем слой-маску и скрываем края полной тени, делая более густой середину слоя с тенью.

Дублируем слои с шаром и тенью. Шар, который расположен ниже имеет большую тень, а тот, что выше – меньшую. Для того чтобы сделать тень меньше по размеру необходимо в окне слоев с шаром на большей высоте выделить слои с полной и мягкой тенью и масштабированием сузить и уменьшить их.

Читайте также: