Как сделать опорный конспект по физике

Обновлено: 07.07.2024

  • От авторов этого сайта: очень часто, можно сказать — почти всегда, опорный конспект является интеллект-картой. Может быть, несколько видоизмененной. Поэтому можно пользоваться советами для составления интеллект-карт тоже.

Вам понадобится

  • исходный научный текст;
  • литературный материал.

Инструкция

Познакомьтесь с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и форме записи опорного конспекта.

  • Полнота изложения материала;
  • Последовательность и логичность в отражении темы;
  • Лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
  • Структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;
  • Расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);
  • Наглядность;
  • Связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.

как составить конспект - методы конспектирования

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Что такое конспект?

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

1. Корнельский метод конспектирования

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

2. Опорный конспект по истории

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Оболочка план – конспекта по теме - Первая мировая война 1914-1918

Текстуальный конспект:

Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.

Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.

Заключение

Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.

1. Система отсчета. Траектория. Кинематические величины. Механическое движение . смотреть


2. Взаимодействие тел. Сила. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона . смотреть


3. Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение . смотреть


4. Магнитное взаимодействие. Магнитное поле. Индукция. Магнитный поток. Линии магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца . смотреть


5. Полупроводники. Виды примесей. Типы проводимости. P-n и n-p переходы . смотреть

6. Волны. Доказательство электромагнитных волн. Максвелл. Герц. Вибратор Герца. Свойства электромагнитных волн. Радио Попова . смотреть


7. Колебания. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Процессы в колебательном контуре. Закон сохранения энергии. Переменный ток . смотреть


8. Доказательства сложной структуры атомов. Модель атома Дж. Томсона. Опыты Резерфорда. Модель атома резерфорда. Квантовые постулаты Н. Бора . смотреть


9. Частицы вещества. Тепловое движение. Взаимодействие частиц. Модели газа, жидкости и твердого тела . смотреть


10. Колебания. Свободные колебания. Гармонические колебания. Превращение энергии. Вынужденные колебания . смотреть


11. Свет. Дуализм света. Интерференция света. Дифракция света . смотреть


12. Идеальный газ. Модель давления газа. Основное уравнение МКТ. Тепловое равновесие. Термометр. Температурные шкалы . смотреть


13. Идеальный газ. Изопроцессы . смотреть


14. Испарение. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха. Приборы для измерения влажности воздуха . смотреть


15. Твердое тело. Деформация. Виды деформации. Закон Гука. Модуль Юнга . смотреть


16. Внутренняя энергия. Изменение внутренней энергии. Закон сохранения энергии. Работа газа . смотреть


17. Электрический заряд. Электроемкость. Конденсаторы. Зарядка конденсатора. Применение конденсаторов . смотреть


18. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Деление заряда. Закон Кулона . смотреть


19. Излучение и поглощение света. Виды спектров. Спектрограф. Спектральный анализ . смотреть


20. Электрический ток. Работа и мощность тока. Электрическая цепь. Электродвижущая сила. Источники тока. Закон Ома . . - смотреть


21. Свет. Явление фотоэффекта. Законы фотоэффекта. Световые кванты . смотреть


22. Атом Резерфорда-Бора. Состав ядра. Ядерные силы. Изотопы. Энергия связи. Реакция деления. Реакции термоядерного синтеза . смотреть


23. Радиоактивность. Радиоактивное излучение. Методы регистрации радиоактивного излучения . смотреть



Знаете ли вы?

И этого достаточно

Знаменитый лорд Кельвин, будучи проницательным, ясно понимающим физическую суть дела ученым, с пренебрежением относился ко всякого рода искусственным классификациям, к которым так привержены посредственности.

Опорные
конспекты
СОДЕРЖАНИЕ
1.Кинематика
2. Динамика
3. Законы сохранения
4. Молекулярная физика
5. Электростатика
6. Законы постоянного тока
7. Электромагнетизм
8. Механические колебания
9. Оптика
2–6
7 – 15
16 – 18
19 – 21
22 – 24
25
26 – 29
30
31 - 32

2. МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

– изменение положения тела относительно …
Кинематика
Динамика
Статика
(где? когда?)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
(почему?)
Описывают движение:
Траектория – след
Координата – точка на оси
Путь – длина траектории
Перемещение – вектор, соед.
Скорость – быстрота
Время – длительность
x
s
s
v
t
СИ
м
м
м
м/с
с
(равновесие)
1км = 1000м
1см = 0,01м
3,6км/ч = 1м/с
1ч = 3600с
Виды движения
по траектории
по скорости
прямолин криволин
равномер неравномер
V
V
V
1с – 5м
2с – 10м
3с – 15м
1с – 5м
2с – 20м
3с – 60м

3. Равномерное прямолинейное движение (РПД)

• • • • • •
• • • • • • • • • • • •
•••
любые
равные
Время t ( с – секунда )
Путь s ( м – метр )
Скорость v ( м/с )
Уравнение движения
х = хо + vхt
V График скорости
x
V1 > 0
1
х0
s
V
2 0 вдоль ОХ
v 0
1
V3 0 a v
изменение скорости тела за 1с
V0 – начальная скорость
2
[ a ] = м/с
V – мгновенная скорость
равнозамедленное(торможение) v
равноускоренное ( ускорение )
v
скорость
путь
(перемещение)
координата
v
v0
v = vo + at
s = vot + at2/2
v = at vo = 0
s = at2/2
s = ( v2 – vo2 )/2a
x = xo + vot + at2/2
s = v2/2a
x = x0 + at2/2
a
x
x0
s
t
t
t

5. Свободное падение

Работа. Мощность. Энергия.
Механическая работа – перемещение тела
под действием силы
A = Fscosα
Энергия – способность тела совершить работу [ A ] = [ E ] = Дж
Потенциальная энергияКинетическая энергия –
энергия взаимодействия
энергия движения
E p mgh
k 2
Ep
2
A mg(h2 h1 )
m v2
Ek
2
Связь работы и энергии:
k 2
A ( x2 x12 )
2
m v 22 m v12
A
2
2
ЗСЭ : Е р1 Ек1 Е р2 Ек2 Е м ех
A
Мощность – скорость выполнения работы N
или N F v
t

Статика. Гидростатика
Условие равновесия твердого тела
F1+F2+…= 0
F2
ℓ1
=
F1
ℓ2
M1+M2+…= 0
Закон Паскаля: давление в жидкостях и газах передается…
FA
hA hB
• ρ >ρ
т
pA = pB
ρAghA= ρBghB
F2
S2
=
F1
S1
ρт 0 расширение
A 1 (керосин, вода)
q1q2
Fк k 2
r
а
и
т
о
о
н
м
Закон сохранения заряда:
q1 + q2 = q1'+q'2
14
4
17
1
N
He
O
7
2
8
1H
диэлектрическая проницаемость среды
Два рода зарядов:
положительный
отрицательный
Два вида взаимодействия:
притяжение и отталкивание
Атом:
протон (+)
нейтрон (0)
электрон
Индукция
(влияние)

Электрическое поле
– пространство вокруг заряда
– порождается зарядом – действует на пробный заряд
точечный Единицы
характеобщая
заряд измерения
ристика
формула
Í
Â
напряженность
силовая E = Fk/qпр E kq2
čëč
r
Ęë
ě
kq
энергетипотенциал
φ = W/qпр
вольт
ческая
r
A = Eqd
A = q U джоуль
Работа по перемещению заряда
однородное
Сложение полей Напряжение
Е •φ1
Заряженная сфера
•φ2
Eвн= 0
d
U
E
d
U = φ1 – φ2
неоднор
q
R
kq
E 2
r
r
kq
в н
R

Электроемкость. Конденсаторы
Электроемкость – способность проводников накапливать заряды
q
C
U
Единица электроемкости 1Ф(фарад)
Не зависит: от заряда и разности потенциалов
Зависит: от геометрических размеров и среды
Плоский конденсатор - две параллельные пластины,
заряженные противоположно и разделенные слоем диэлектрика (ε)
-q
S
- 12
- - - - - - - -
ε
d
+ + + + + + + + +
+q
S
0 S
C
d
ε0 = 8,85·10 Кл²/H·м²
- электрическая постоянная
Энергия конденсатора – энергия электрического поля,
заключенного между обкладками
конденсатора
2
2
qU q CU
W
2 2C
2

Законы постоянного тока
Электрический ток – направленное движение заряженных частиц
Сила тока Напряжение Сопротивление
R
А
q
A
U
I
R
V
q
S
t
U
ампер
вольт
ом
I
R
для участка цепи
соединения проводников
Закон Ома
для полной цепи последовательное параллельное
I1
I1
I2
I
E
R1
I
I
R1
R2
R r
R2
I2
E r
А
R
I = I1 = I2
U = U 1 + U2
R = R1 + R2
I = I1 + I2
U = U1 = U2
1 1
1
R R1 R2
Работа
A = UIt
Мощность
P = UI
Количество
теплоты
Q = I²Rt
Q = U²t/R
Q=A

26. Магнитное поле

Опыт Ампера
I
Магнитное взаимодействие
Вектор магнитной индукции
В
Опыт Эрстеда
(тесла – Тл)
Направление:
П правой Р
от N к
Сила Ампера
FA IB sin
S
Сила Лоренца
FЛ q v B sin
mv
R
qB
Направление FA и FЛ – правило левой руки

q

27. Электромагнитная индукция

Возникновение Iинд
при ΔФ (Фарадей 1831г)
Правило Ленца
(направление Iинд )
Закон ЭМИ
Ф
Ei
t
Ф – магн. поток
Индуктивность [L]=Гн
Ф = LI
Самоиндукция
Токи Фуко
I
Ei L
t
Ф BS cos
Электромагнитное поле
LI
W
2
2
1.
2.
3.
4.
Применение ЭМИ
Получение ~ тока
Трансформатор
Передача электр. энергии
Индукционные печи

Электромагнитные колебания
Колебательный контур – замкнутая цепь, содержащая
конденсатор и катушку , в которой возникают ЭМК
Колебания тока:
Энергия контура:
LI 2 q 2
W
2 2C
i = Imsinωt
I
Колебание заряда:
+q -q
Параметры колебаний:
Период колебаний
T = 2π√LC
Частота
Циклич частота
ν = 1/T
ν = ω/2π
ω = 2π/T ω = 1/√LC
Максимальный заряд
qm = UmC
Амплитуда силы тока
Im = q m ω
Амплитуда напряжения
Um = qm/C
q = qmcosωt
Графики

Переменный ток
Вращение рамки в магнитном поле
Ф =BScosωt – изменение магнитного потока
Возникновение индукционного тока
ω
е = Em sinω
Em = BSω – ЭДС индукции
Характеристики переменного тока
переменные
амплитудные действующие
u = Um sin ωt
i = Im sin ωt
R ~
Um
Im
R
U
I
R
R
активное
S
Im
I
2
Um
U
2
В
Применяются
для расчета
выделяемой
теплоты
Q = UIt
СОПРОТИВЛЕНИЯ
L
~
U
I
XL
C ~
X L L
индуктивное
ёмкостное
U

1

С
I

30. Механические колебания

– движения, которые повторяются, через Т
Свободные колебания – за счет запаса энергии

T
1
2
Т – период (с)
T
Т
ν – частота (Гц)
l ω – циклическая частота (рад/с) ω = 2πν
2
х – смещение,
х = 0 – положение T 2
g хm – амплитуда
равновесия
Гармонические колебания –
параметры изменяются по закону синуса или косинуса
xm
x = xm·sinωt
v = xmω·cosωt
a = - xmω²·sinωt
vm = xmω (t=0)
0
m
k
ЗСЭ: Ек + Ер = Емех = const

Геометрическая оптика
Закон прямолинейного
распространения света:
световой луч, тень, камера обскура
Закон отражения света:
α=β
SO, CO, BO € пл SOB
зеркало
Закон преломления света: при переходе луча в
sin
v1 1 другую среду изменяются
n
направление, скорость и
sin
v 2 2 длина волны
собирающая
1
D
F
ЛИНЗЫрассеивающая
1 1 1
H f
Г
h d
F f d

800 > λ > 400нм
Волновая оптика
Дисперсия – зависимость показателя
преломления от длины волны
Белый цвет сложный = К + О + Ж + З + Г + С + Ф
Скорость : наибольшая – наименьшая
Преломление: наименьшее - наибольшее
Интерференция – явление сложение когерентных
волн, в следствии чего наблюдается
λ
Δd
=

усиление или ослабление колебаний.
2
k – четное k – нечетное число полуволн( λ )
2
Δd – разность хода волн
d – период решетки) Дифракция – отклонение световых лучей
от прямолинейного распространения при
φ
прохождении неоднородностей среды,

сравнимых с длиной волны
d х
x k=1 2
3
dsinφ = kλ
условие максимума
(для
k
φ

Читайте также: