Как сделать тень от цилиндра

Обновлено: 04.07.2024

Первый учебный день

Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик.

Этапы

1. Продемонстрировать таблицу, заготовленную преподавателем, или выбранные работы из ранее сделанных учениками, с объемно-теневыми рисунками простейших геометрических тел.



Рисунок А.С.


2. Обсудить, откуда падает свет, и рассказать о стандартном положении источника освещения для учебных постановок: сверху, слева, чуть впереди модели или натюрморта.

Собственная тень принадлежит непосредственно предмету (является его собственностью). Она состоит из полутонов, тона, рефлекса, блика.



4. На примере шара, куба и цилиндра проанализировать типичное расположение составляющих собственной тени при классическом освещении (один источник света при стандартном расположении) и порядок их нанесения.

РАСПОЛОЖЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННОЙ ТЕНИ



ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕНИ

На округлых предметах при классическом освещении тон (собственно тень) поддерживает абрис наклонного эллипса, мягко градуируя к полутонам.


Изначально прокладывают полутон на все изображение.


Затем, постепенно утемняя, сохраняя плавность переходов (градацию), проявляют тон (собственно тень). Необходимо обратить внимание, что к контуру рисуемого предмета полутона высветляются.






В последний момент сильным нажатием ластика проявляют блик – самый выбеленный участок тени (непосредственное отражение источника света). Иногда, правда, особенно при матовых поверхностях, блик не протирают, а просто оставляют незаштрихованный участок бумаги. Оба способа возможны, но второй более трудоемкий.



Протертый блик Оставленный блик

Штриховка, как правило, кладется по форме, чтобы лучше выявить объем, но никаких строгих ограничений не существует. Эффектного рисунка можно добиться, используя и однонаправленные штрихи.



Штриховка по форме Штриховка не по форме

РАСПОЛОЖЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННОЙ ТЕНИ



ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕНИ

Изначально прокладывают слабый полутон на все изображение.


Отметить, учитывая характер освещения, что горизонтальная поверхность куба, будет самой светлой. Следовательно, нанесенный ранее полутон на ней останется далее нетронутым (возможно лишь некоторое утемнение к углам) или даже будет высветляться ластиком.


На вертикальную нарисованную поверхность, ближайшую к источнику света, повторно наносят полутон с градацией, утемняя от ближайшего к рисовальщику угла и верхней грани предмета. Количество повторных нанесений зависит от интенсивности тоновой подачи работы в целом.


На оставшуюся вертикальную поверхность повторно в несколько слоев (накладывая один на другой) наносят полутона с градацией, утемняя от ближайшего к рисовальщику угла и верхней грани предмета, таким образом, чтобы, покрытая полутоном плоскость, каждый раз была короче предыдущей.




В результате, при достаточном утемнении верхнего ближайшего угла куба, будет получен тон (собственно тень) модели, а у нижней грани образуется рефлекс. Количество повторных нанесений полутонов зависит от интенсивности тоновой подачи рисунка в целом.





Варианты яркости тонировки

ЦИЛИНДР

РАСПОЛОЖЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННОЙ ТЕНИ



ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕНИ

На цилиндрических стоящих (в том числе наклонно) предметах при классическом освещении тон (собственно тень) располагается приблизительно по линии, ограничивающей третью четверть изображенной вертикальной (наклонно вертикальной) плоскости справа. Эта линия является условной осью собственно тени – самого темного участка поверхности.



Прямо стоящий цилиндр



Фрагмент наклонно стоящего цилиндра

Изначально прокладывают слабый полутон на все изображение.


Отметить, учитывая характер освещения, что горизонтальная поверхность цилиндра, будет самой светлой. Следовательно, нанесенный ранее полутон на ней останется далее нетронутым (возможно лишь некоторое утемнение у линии абриса эллипсовидной плоскости) или даже будет высветляться ластиком.


На оставшуюся нарисованную поверхность повторно в несколько слоев (накладывая один на другой) наносят полутона с градацией, утемняя от левой вертикальной контурной линии предмета до оси собственно тени (тона) и далее осветляя к правой вертикальной контурной линии, таким образом, чтобы, покрытая полутоном плоскость, каждый раз начиналась чуть правее предыдущего слоя и кончалась чуть левее. В результате будет получен тон (собственно тень) модели. Количество повторных нанесений полутонов зависит от интенсивности тоновой подачи рисунка в целом.





В последний момент сильным нажатием ластика проявляют блик (можно оставить незаштрихованный участок бумаги), расположенный приблизительно по линии, ограничивающей вторую четверть изображенной вертикальной (наклонно вертикальной) плоскости слева.



6. Самостоятельно, пользуясь выданной ранее таблицей или удачными рисунками других учащихся, выполнить графитным карандашом на листах писчей бумаги по 4-5 светотеневых набросков простейших геометрических тел на каждом (шар, куб, цилиндр, конус, призма, параллелепипед и т.д.). Количество и выбор предметов осуществляется преподавателем по факту получения результатов работы. Также можно попросить нарисовать отсутствующий в примерах объект, предположив характер теней, на основе полученного опыта.

ПРИМЕРЫ



Рисунок А.Г.



Рисунок М.А.

Домашнее задание

1. Повторить всю теоретическую базу, полученную в студии.

2. Пользуясь выданной ранее таблицей или ксерокопиями рисунков других учащихся, выполнить графитным карандашом на писчей бумаге светотеневые наброски простейших геометрических тел по листу на каждое (шар, куб, цилиндр, конус, призма, параллелепипед и т.д.). Количество и выбор предметов осуществляется преподавателем по результатам прошедшего занятия.

В этой статье мы подробно рассмотрим как правильно рисовать тени. Чуть глубже, чем это описано в учебниках по рисованию для детей, но проще, чем это сказано в учебниках по академическому рисунку.

Структура статьи:

Давайте, знакомиться, меня зовут Михаил, и я люблю рисовать. Поэтому веду этот блог и еще другие проекты по рисованию. Пишу это статью для того, чтобы сделать простое и понятие описание базовых вещей по светотени.

Погнали?


Я думаю, каждому, будь он даже ежиком, понятно, что такое свет и что такое тень. Но давайте дадим определение.

Википедия скажет (упрощенно):

Свет — электромагнитные волны, видимые человеческому глазу. Этих волн в единицу времени проходит очень много, а видим, мы лишь небольшую их часть, к слову, если все электромагнитные волны мы разместим на линейке в 10 см, то то, что мы видим и называем светом, будет занимать не больше 2 мм.

Есть еще второе определение света — явление, делающее мир видимым.

Свет в рисунке это — это наблюдаемая на предмете поверхность, ярко освещенная источником света.


Свет на геометрических фигурах

А что такое тень?

Тень — явление, при котором глазу виден наименее освещенный участок.


Тень на предметах

Заметим, что тень — это не отсутствие света вообще, а лишь его меньшее значение.

Если есть свет и тень, значит есть граница светотени.

Как же обозначается свет и тень в рисунке?

Введем еще одно понятие, называемое тон.

По латински tonus, а по английски hue, можно перевести как напряжение, ударение.

Под словом тон понимается характеристика света по поверхности конкретного предмета в зависимости источника света в данной ситуации.

Можно объяснить еще проще.

Тон — это вектор цвета. Сильнее или слабее жмете на карандаш — вот он тон.


Это рисунок из моей закрытой группы по рисованию

Простой карандаш, имеет скорее серебряный тон.

Который можно растянуть от самого светлого, до безумно темного.

Именно это главный ключ к созданию объема в рисунке.

Можно нарисовать тоже самое только в фотошопе, выйдет такое:


Как делать тени на рисунке карандашом?

Светлые тона будут отвечать за свет, темные за тень.

Но тут есть сотни нюансов как накладывать тени на рисунок, например, а что если предмет темный, а что если он металлический, а что если он плохо освещен. И тут появляется уже множество других вариантов.

Мы рассмотрим, те примеры, в которых мы будем подразумевать идеальные лабораторные условия, в которых есть 1 источник света. А предметы, рассматриваемые нами светлые.

Это будет наша основа, которую если мы поймем рисовать нам станет проще.

Закон света и тени.

Можно сформулировать его просто — чем дальше свет, тем слабее тени.

Можете из бумаги вырезать 2 полоски. Одну сделать с жесткими углами, вторую с мягкими. И поставить их рядом с лампой.

Вот вам наглядное пособие по закону света и тени.

Чем ближе к источнику света, тем тени насыщеннее.


Обратите внимание, что тень в рисунке не будет одинаковым тоном. Она будет плавно меняться, каким принципам она подчиняется, поговорим ниже.

А в фотошопе та же зарисовка выглядит так:




Собственная тень в рисунке.

Это тень находящаяся на самом предмете. Обычно имеет границу разделения со светом. Чем дольше от этой границе, тем тон будет становиться светлее.


Собственная тень


Что такое рефлекс в рисовании?

Рефлекс уже об этом понятии мало кто знает. Рефлекс — самый светлый участок в собственной тени, образованный отражением света в тени.

Иными словами, рефлекс в рисунке — это место, где тень подсвечена.

Рефлекс на рисунке

Рефлекс на рисунке

Тень от предмета, падающая на другую поверхность. Важно, падающая тень — самый темный участок в рисунке.

Падающая тень на рисунке

Падающая тень на рисунке

Полутон или полутень. Граница между светом и тенью, занимаясь рисованием, вы будете замечать, что некоторые предметы имеют освещенную поверхность, но это не назовешь светом, в тоже время, это не назовешь тенью.


Блик — свет, отраженный от предмета прямо в глаз смотрящего.

Самый светлый участок света. Наш глаз не различает в этой части оттенков, поэтому обычно блик рисуется, как самый белый (светлый) участок.

Это основные понятия, которые стоит выучить и запомнить, раз мы хотим рисовать.

Теперь, давайте посмотрим, как же ведет себя свет и тень на разных предметах.

Свет и тень на примере шара.

Шар — одна из самых сложных для рисунка фигур. Здесь важно показать мягкость перехода тона.

Свет и тень сфера

Свет и тень сфера

Падающая тень, напоминает овал. Самая ближняя часть к зрителю, это самый темный участок в рисунке. После этой точки тень начинает ослабляться во все 4 стороны.

Падающая тень сфера

Собственная тень напоминает по форме месяц.

Собственная Тень Шара

Второе темное место, после падающей тени. Самая ближняя точка к зрителю, так же будет самой темной. Она будет напоминать овал, расходящийся во все стороны.

Важно заметить, что линия перехода свет в тень, будет наиболее темной ко всему участку собственной тени.

Рефлекс сфера

Рефлекс — самый светлый участок в тени. Обычно может иметь форму месяца.

Полутон — светлее чем любая из теней.

Блик шара

Блик — самое светлое место, скорее всего напоминающее овал.

Свет и тень на примере куба

Свет и тень куб

граница светотени куба

Граница светотени проходит по граням куба.


Падающая тень куба похожа на искривленный прямоугольник.

Падающая тень все так же самая темная часть, а то, что ближе к нам еще темнее. По принципу шара тень осветляется во все 4е стороны.


Одна из граней находится на свету, в которой есть блик.

Собственная тень куба

Собственная тень в месте, самом ближнем к зрителю будет темнее.

Рефлекс куба

Рефлекс будет подсвечиваться внизу тени.

А полутон будет на гранях не однородный, а чуть темнее или светлее.


Свет и тень на примере цилиндра.

свет и тень цилиндр

граница светотени цилиндр

граница светотени цилиндр

Граница светотени в нашем случае проходит вертикально. Это самый темный участок на всей собственной тени.

рефлекс цилиндр

Рефлекс, может быть виден внизу или сбоку.

падающая тень цилиндр

Подающая тень, напоминает тень от куба, и подчиняется такому же принципу.

блик цилиндр

Одна сторона цилиндра освещена и имеет блик, местонахождение которого найти сложнее.


Свет и тень пирамиде.

свет и тень пирамида

граница сетотени пирамида

Она имеет острую грань, а значит граница светотени будет четкая.

Все так же как в кубе.

Падающая тень пирамида

Падающая тень, становится светлее по мере удаления от зрителя.

пирамида собственная тень

Собственная тень имеет рефлекс, и самый ее темный участок это самый ближний.

рефлекс пирамида

блик пирамида

Одна из сторон освещена и имеет блик.

Свет и тень на конусе
Конус, очень похож на пирамиду. Но в конусе есть важное отличие.

Он не имеет жестких граней, поэтому линия раздела света и тени в нем мягкая.

Я думаю, вы уже стали понимать как происходит распределение тени и света по рисунку, поэтому я приведу ниже просто картинки.

свет и тень на примере конуса

свет конус

граница светотени конус

собственная тень конуса

рефлекс конус

падающая тень конус

блик на конусе



Ошибки в светотени.

За последний год, что я веду марафоны по рисованию, я заметил, что люди делают одни и теже ошибки:

  1. Рисуют плохими карандашами. Если у вас школьные карандаши, то хорошего рисунка из них не выйдет. Купите себе нормальные карандаши марки Кохинор мягкостью 2в.
  2. Не жалейте нажимать на карандаш. Ваш карандаш прослужит вам около полугода, если бы вы будете им часто рисовать и стоит он 30-50 рублей. Чего его жалеть? Сильнее нажимайте на карандаш.
  3. Не хватает умения делать тональную растяжку (лента вверху статьи). Это база и без нее хорошего рисунка не получится. Увы.

Самое важное как научиться рисовать тени : как бы вам НЕ хотелось разбираться в светотени рисунка, научиться ее изображать катастрофически важно, иначе вы не добьетесь выразительности в своих рисунках.

Любая форма предмета представляется как одна из моделей. Куб, шар, конус и т.п.

Например, апельсин, яблоко, помидор — это тот же шар.

Кабачок, стакан, кастрюля, шея дракона и нарукавники рыцаря — все это цилиндры.

Трансформер-робот, ваш телефон или планшет, книга, коробка от сухого завтрака, диван — это разновидности кубов.

Лицо человека — скорее овал на котором находится пирамида носа.

А голова слона — это большая сфера, на которой держится два овала — уха, и три цилиндра — хобот и два бивня.


Пример, как можно рисовать тени на одежде и обуви

Одним словом учитесь видеть простые формы в сложных.


Спасибо, что были со мной. Я старался, когда писал эту статью.

Если хотите, можете еще погулять по сайту. Тут с каждым днем все больше полезного.

Чтобы построить контур собственной тени цилиндрической поверхности, необходимо провести к этой поверхности касательные лучевые плоскости, параллельные направлению лучей света, и найти линии касания (образующие цилиндра). Вдоль этих образующих пройдет контур собственной тени.

На рисунке 93 приведен пример построения собственной и падающей теней вертикально расположенного прямого кругового цилиндра. Контур собственной тени цилиндра проходит вдоль образующих АВиCDи замыкается сверху полуокружностьюАМСверхнего основания, а снизу — полуокружностьюBNDнижнего основания.

Контур падающей тени от цилиндра состоит из падающих теней от образующих АВ иСDи падающих теней от полуокружностейАМСиBND.


Падающие тени от образующих АВиСDопределяются с помощью следовH,m,H иn, касательных лучевых плоскостейи. Тени, падающие от полуокружностейАМСиBND, определяются как в примерах предыдущей темы (рис. 85).

Собственную тень на вертикальном круговом цилиндре в ортогональных проекциях можно построить, не имея горизонтальной проекции цилиндра, так как известно, что расстояние от фронтальных проекций образующих АВиCDдо фронтальной проекции оси цилиндра равно радиусу цилиндр, умноженному на косинус 45 о , то есть:

O'B' =O'D' = 0,707O''K'' (рис. 93).

Графическим путем проекции В'' иD'' точекBиDможно найти следующим образом (рис. 93): из точекO'' иK'' проводим под углом 45 градусов к отрезкуO''K'' прямые — катеты прямоугольного треугольникаO''1K''. Из точкиO'' радиусомO''1 проводим полуокружность, пересекающую прямуюN''K'' в искомых точкахB'' иD''.

Тени конуса

На рис. 94, 95 выполнены построения собственной и падающей теней конуса.



Вначале определяется тень ST' (мнимая), падающая от вершиныSконуса на плоскость его основания Н; из полученной точки проводятся прямые, касательные к основанию конуса, и определяются точки касанияАиВ. Через эти точки проводятся образующиеSAиSB, которые вместе с дугой основанияАМВобразуют контур собственной тени.

Касательные ST'A' иST'B' к основанию на рис. 94, 95 являются линиями контура падающей тени конуса. Однако, это справедливо лишь в том случае, если конус стоит на плоскости, на которую падает тень. На рисунке падающая тень имеет точки изломов на осиОХ.

Тени пересекающихся многогранников (от здания)

При решении задач на построение теней пересекающихся многогранников не ограничиваются определением контуров собственных теней данных поверхностей и падающих теней от них на плоскости проекций. Задачи завершаются построением падающих теней от неосвещенных граней одного тела на пересекающиеся с ними освещенные грани второго. Каждая линия искомого контура будет представлять собой пересечение лучевой плоскости, проходящей через ребро неосвещенной грани одного многогранника, с освещенной гранью второго.

Таким образом, в основе всех построений будет решение задачи об определении тени от прямой на плоскости, где для ее решения используется метод обратных лучей. Такая задача рассматривалась на рис. 86 и 87.

На рис. 96, 97 изображены два взаимно пересекающихся многогранника (в ортогональных проекциях и аксонометрии).

Прежде всего строим контуры их падающих теней на плоскость Н, по которым определяем собственные тени. Затем нужно установить, имеют ли место случаи, когда неосвещенная грань одного тела пересекает освещенную грань другого.

При построении падающей тени от грани DCI'E'левой призмы на граньI'M'NFправой, воспользуемся обратными лучами, которые проведены через точкиI'иП'.

Метод обратных лучей является весьма удобным, но не единственным при построении тени от многогранника на многогранник.

В некоторых случаях рационально использовать точки пересечения ребер с гранями, на которые падает тень от данного ребра. Эти точки не всегда могут быть в пределах контура грани.

На рисунке тень от ребра СDлевой призмы на граньFNG'1'правой построена с помощью точекDТиIII. ТочкаDT(DT',DT'') представляет собой падающую тень от вершиныDна граньFNG'1'. Тень от ребраDE'на граньFNG'1'построена при помощи точекDT(DT',DT'') иIV(IV,IV''). Последняя построена в результате пересечения продолженных за пределы своих контуров гранейDCI'E'и1'FNG'.

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.


Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

  • На поверхности каждого освещенного предмета есть:
  1. свет с бликом
  2. полутон
  3. тень
  4. рефлекс (участки, освещенные отраженным светом)

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

  • Границы между этими участками ( светом и тенью и.т.д.) проходят по поверхности предмета, а значит, должны соответствовать ее форме. Например, на шаре граница между светом и собственной тенью не может иметь углов, а на боковой поверхности Цилиндра- не может быть дугообразной. Если предмет сложной формы, границы меняют направление вместе с изменением формы поверхности. Рисуя шар, обратите внимание, что границы на нем — эллипсы или линии.
  • Свет находится на поверхности предмета обращенной к источнику света, собственная и падающая тень находятся с противоположной стороны.
  • Рефлекс всегда темнее полутона.
  • Выявляя светотень мы пользуемся штрихом по форме, то есть штрихи должны повторять форму поверхности, например, на шаре они дугообразные, а на кубе — прямые.
  • Тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
  • Падающая тень по очертаниям напоминает предмет. Но ее границы менее четкие.
  • Детали тщательно прорабатываются либо на светах, либо в тенях.Чаще на светах. Если мы выявляем фактуру и детали в светах, нормально и правильно, что тени сливаются и деталей в них не видно
  • Мы не изображаем предметы в вакууме, пространство вокруг предмета так же заполнено другими поверхностями, имеющими тон и освещенными тем же источником света. Даже если фон в постановке белый, мы не воспринимаем и не изображаем его как белый. Исключение — некоторые типы набросков и зарисовок.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.





Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

  • Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
  • Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.
  • Строим на просвет
  • Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
  • Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
  • Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
  • Разбираем по тону тени
  • Разбираем света. Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Упражнение 5.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.


Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.


Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.


Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.


Основы построения падающих теней в перспективе.

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.


На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света.

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.


Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.


Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.


Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Три способа создание тени в фотошопе

Статья не претендует на Нобелевскую премию, а лишь ознакомит пользователя с инструментами и как с ними работать. Вообще существует несколько способов наложения тени объекта в фотошопе. Давайте разберём основные из них: создание тени при помощи кисти, создание через простое 3D моделирование и при помощи настроек слоя.

Местами будем комбинировать методы между собой, чтобы добиться натуральной тени в фотошопе. В первую очередь мы будем отрабатывать технику наложения тени, и совсем немного затронем тему стилизации объекта с фоном (когда объект был вставлен из другой картинки).

1 Способ. При помощи 3D моделирования

Обычно берётся фотография, которая служит фоном и на нее добавляют новое изображение с тенью. Если у вас слабый компьютер или ноутбук, то данный метод может не работать из-за малой мощности или отсутствия поддержки OpenGL.

Шаг 1 — Вырезание объекта и копирование

Слева в меню инструментов выбираем Быстрое выделение (клавиша W ). Выбираем размер пикселя в диапазоне от 7 до 20 единиц и зажатой левой кнопкой мыши выделяем объект или область для которой будет создана тень. Если область будет большой, то можно зажимать клавишу (клавиша SHIFT ).

контурное выделение в фотошопе

Инструмент "Быстрое выделение"

Теперь необходимо выделить мелкие детали, для этого меняем размер пикселя в диапазоне от 1 до 3 единиц.

Если задели ненужную область, то зажмите клавишу ALT , инструмент начнет работать в обратную сторону и будет исключать пиксели из области выделения.

Создание тени в фотошопе

Выделяем мелкие детали

После того как выделили весь объект, то скопируйте его, сочетанием клавиш CTRL+C и вставьте на необходимом рисунке сочетанием клавиш CTRL+V .

Справа в меню Слои разблокируйте фоновое изображение нажав два раза по замочку и нажмите ОК во всплывшем окне.

Создание слоя тени в фотошопе

Создаём новый слой

Шаг 2 — Создание 3D-экструзии

Далее выделяем слой объекта которому хотим создать тень (справа в меню "Слои") копируем его сочетанием клавиш CTRL+J и отключаем его нажав на иконку глаза и выделяем слой "Беседка" В верхнем Меню выбираем 3D потом Новая 3D-экструзия из выделенного слоя.

создание 3D тени в фотошопе

Создаем 3D тень

Так как наш рисунок был плоский то фотошоп придаст ему автоматически 3D каркас. Здесь вы можете выровнять плоскость относительно местности и задать глубину объекта, а также установить источник света. В процессе изменений 3D изображение может сильно поменяться, но нам понадобиться только его тень.

На фоном изображение отсутствуют объекты по которым можно было определить расположение источника света, тогда мы будем руководствоваться по теням беседки.

Справа в меню 3D в самом внизу выбираем слой "Бесконечный свет" и у нас появится сфера, которая будет имитировать источник света. Левой кнопкой мыши мы задаем необходимый угол света.

источник света 3D тени в фотошопе

Выбираем направление источника света

Выберете слой "Беседка" и на верхней панели задайте необходимую глубину экструзии, здесь вы пойметё насколько объект вытянут в пространстве и какая у него будет тень.

настройка 3D тени в фотошопе

Настройка 3D тени

Возвращаемся в слой "Бесконечный свет" над ней есть панель "Свойств" где мы можем задать "интенсивность" и размытость тени. Чтобы тень не разбивалась в мозаику вы можете сделать "Рендеринг" изображения нажав на иконку куба в квадрате.

настройка интенсивности света в фотошопе

Настраиваем интенсивность света

Переходим во вкладку слои выделяем слой "Беседка" нажимаем правую кнопку мыши и выбираем пункт Растрировать 3D

Растрирование 3D

Растрируем изображение

Шаг 3 — Проявление тени из 3D объекта

На выделенном слое "Беседка" создаем миниатюру слой-маску для этого зажмем клавишу ALT и нажмем на иконку круга в прямоугольнике.

создание маски тени в фотошопе

Создаем маску тени

После этого включим слой "Беседка копия" нажав на иконку глаза справа в меню "слои"

включение отображения слоя в фотошопе

Берём кисть из панели инструментов или клавиша B и выбираем размер 25 (можете отрегулировать самостоятельно) непрозрачность 100%, Нажим 100% основной цвет белый, а вспомогательный черный.

проявление тени кистью

Проявляем тень кистью

Выбираем слой "Беседка", а именно слой маску и начинаем проявлять кистью область тени. Если переборщили, то меняйте цвет с черного на белый — это будет работать наоборот.

Можем дополнить тени там где они необходимы вручную на слое "Беседка копия", для этого выбираем кисть и с параметрами B и выбираем размер 5 (можете отрегулировать самостоятельно) непрозрачность 15%, Нажим 30% основной цвет черный. Начинаем наносить кистью темные оттенки на области.

Тени в фотошопе

Создание тени кистью

После легкой стилизации под местность у нас выходит такое вот изображение. Здесь мы создали тень справа от беседки, а внутренняя уже была.

создание 3D тени

2 Способ. Создание тени при помощи кистей

Возьмем фоновую картинку и для начала нейтрализуем цвета, чтобы уменьшить воздействие синего оттенка.

Шаг 1 — Нейтрализация цвета

Данный способ полезен при избытке оттенков одного цвета и не всегда будет необходим. Этот пункт можно пропустить если нет такой проблемы. Заходим в верхнее меню Изображение далее Коррекция и Подобрать цвет.

создание тени кистями в фотошопе

В открывшемся окне нажимаем галочку в графе Нейтрализовать

создание 3D тени в фотошопе

Нейтрализуем цвет

Слева оригинал, справа измененный вариант картинки.

нейтрализация цвета в фотошопе

Шаг 2 — Создание слоя и прорисовка тени

Теперь перемещаем картинку с объектом на фоновое изображение и называем новый слой например "Мужик". Создаем новый слой сочетанием клавиш CTRL+SHIFT+N и во всплывшем окне нажимаем "ОК" называем слой "тень мужика" и опускаем его под слой "Мужик"

создание нового слоя

Создаем новый слой

Создаем тень вручную, для этого выбираем кисть с параметрами B и выбираем размер 50 (можете отрегулировать самостоятельно) непрозрачность 15%, Нажим 25% основной цвет черный. Начинаем наносить кистью темные оттенки на области за мужиком.

Кисти в фотошопе

Настраиваем кисть

Тень будет рассеянной подчеркивающая лишь силуэт.

Нам необходимо применить индивидуально яркость/контрастность ко слою "Мужик". Для этого справа в меню слоёв нажимаем на иконку круга на половину закрашенного и выбираем строку "Яркость/Контрастность", зажимаем клавишу ALT и подводим курсор ко слою "Мужик" и у нас появится стрелочка вниз.

Выбираем слой "Яркость/Контрастность" и вверху над панелью слоёв выставляем необходимые параметры, чтобы картинка сочеталась с фоновым изображением.

Создаем новый слой сочетанием клавиш CTRL+SHIFT+N называем его "тень" и применяем его только ко слою "Мужик".

тени в фотошопе

На данном слое мы будем делать затемнения самого мужчины. Данный способ удобен тем, что в случае ошибок мы всегда можем удалить слой и создать его заново не изменяя основные изображения.

Выбираем слой "тень", кисть B с параметрами размер 30 (можете отрегулировать самостоятельно) непрозрачность 15%, Нажим 25% основной цвет черный. Начинаем наносить кистью темные оттенки за областью света. Для примера можем сравнить результат с тенями и без них.

картинка с тенями и без них

3 Способ. Создание тени через меню слоёв

Для начала нарисуем векторный прямоугольник. Слева на панели инструментов выбираем Прямоугольник с параметрами: Фигура далее Заливка любой цвет, Обводка нет и рисуем необходимого размера прямоугольник.

Параметры прямоугольника

Создание векторного прямоугольника

Теперь впишем текст в прямоугольник, нажимаем клавишу T и напишем например Active vision посередине прямоугольника с параметрами Шрифт любой Размер 150 (главное чтобы вместился в прямоугольник и оставалось еще пространство).

Надпись Active vision

Пишем название или слоган

Справа в меню слоёв выбираем активным слой "Прямоугольник" и в верхнем меню заходим Слои далее Стиль слоя и Тень

создание тени для векторной фигуры

Создаем тень через меню слоёв

В открывшемся окне задаём параметры Непрозрачность 20%, Смещение 71 пикселей Размер 40 пикселей и нажимаем Ок. Здесь вы можете самостоятельно поиграться с настройками и подобрать подходящие на ваш взгляд настройки.

настройка тени в фотошопе

Вбиваем параметры тени

То же самое можем сделать и для шрифта. На соседней вкладке можем настроить градиент для шрифта. Вообще там много еще дополнительных параметров для стилизации.

Active vision пример тени

Active vision пример

Читайте также: