Как сделать темперу жидкой

Обновлено: 04.07.2024

МАТЕРИАЛЫ
Темперная живопись — одна из наиболее старинных техник, сейчас она широко используется в станковой живописи, в декорировании, сценографии, в иллюстрировании книг и журналов, а также для прочих целей. Это живая яркая техника, быстрая в своем исполнении. Цветные порошки превращаются в пасты и разводятся различными жидкостями: водой (темпера на водной основе, или гуашь), клеями животного происхождения, яичным желтком или белком, крахмалом, молоком, кровяной сывороткой и тому подобными средствами.

Рисовать темперой можно практически на любой поверхности, но лучше всего подойдут для этого бумага, холст, палитра, штукатурка и т. д. Бумага, как правило, используется белая гладкая или немного шероховатая, в листах или рулонах, в качестве основы для набросков также может использоваться и картон.
Подготовка бумаги заключается в прикреплении ее краев к раме или подрамнику; затем (как и для акварелей) ее нужно как следует намочить и дать немного просохнуть. В продаже сейчас можно найти специальный картон для темперных работ.
Для того чтобы рисовать темперой на холсте, его начала следует подготовить при помощи гипса и клея или желатина, который нужно растворить, нагревая на паровой бане; достаточно около 60—70 г клея на литр воды.

Для темперной живописи используются кисти из куньего, хоревого, беличьего меха и щетины. Вам понадобится несколько кисточек разной формы и толщины, в зависимости от рисунка, который требуется выполнить, а также размеров картины. Кисточки с заостренной формой используются для написания небольших работ и выполнения деталей, а для крупных композиций подойдут широкие кисти из щетины.

Палитры для темперы, как правило, сделаны из эмалированного железа, фарфора, дерева или пластмассы, но, работая в мастерской, можно использовать и просто стеклянную емкость для краски.


СПЕКТР ЦВЕТОВ
Краски — в продаже можно найти множество красок. Наиболее важные и необходимые для работы.
— Цинковый или титановый белый
— Светлый кадмий желтый, лимонный и темный
— Желтая охра
— Натуральная и темная желтая охра
— Пурпурный красный
— Алый красный, или киноварь
— Кармин
— Темный красный
— Коричневый зеленый
— Веронский зеленый (имитация)
— Изумрудный зеленый
— Синий кобальт светлый и темный
— Сиреневый
— Коричневый Ван Дейк
— Черный

Нужно иметь в виду, что темпера на водной основе (гуашь), высыхая, становится светлее, этот фактор надо учитывать в процессе выполнения работы.
Необязательно в точности следовать этому перечню необходимых красок, но для дальнейшей работы и смешивания красок вам понадобятся эти тона или их аналоги для получения оттенков.
Темперные краски в продаже бывают в тюбиках, флаконах или баночках; но для того, чтобы их было легче смешивать, краски разбавляют клеем или желатином, разведенным в воде и подогретым на водяной бане. Разбавлять краски нужно в такой пропорции, чтобы они не были ни слишком густыми, ни слишком жидкими, потому что в первом случае они будут слишком быстро высыхать и трескаться, а во втором — растекаться.
Темперные краски в некоторых случаях можно использовать так же, как и акварель, если очень сильно разбавить их водой, но не следует привыкать использовать темперу вместо акварели.
Для этой техники вам понадобятся две или три кисточки, которые нужно тщательно промывать, переходя от одного цвета к другому.


ПРАКТИКА
В этой технике, так же, как и в акварели, очень полезны упражнения с одним цветом на простые сюжеты, натюрморты, пейзажи и тому подобное. После этого можно начинать работу с двумя цветами, например желтым и коричневым, красным и синим, зеленым и охрой, а затем переходить к трем цветам, оранжевому, синему и желтому; сиреневому, желтому и темно-зеленому, а после и к четырем: синему, желтому, красному и темно-зеленому, или желтой охре, сиреневому и синему ультрамарину, или другим сочетаниям. Старайтесь выбирать несложные композиции, которые представляли бы для вас наибольший интерес. Ваза с цветами, несколько фруктов на столе, то есть такие предметы, которые несложно запечатлеть на рисунке.

Темперой можно рисовать также на поверхностях цветных и даже черных, но для первых работ лучше брать белую основу. Рисуя темперой, можно допускать некоторые помарки, потому что она легко закрашивается. По сравнению с акварелью, которая, как мы уже говорили, прозрачна, эта техника является более простой.
На иллюстрациях 1 и 2 показано выполнение рисунка с маками. Начинать можно с более темных тонов, а затем, дав рисунку слегка подсохнуть, наносить более светлые оттенки и выполнять тени.



ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Иллюстрации 3 и 4 были выполнены на плотной бумаге.




Выполнение:
1) рисунок ручкой чернилами каракатицы,
2) закрашивание фона серым (цинковый белый и черный),
3) закрашивание грибов киноварью и желтым кадмием,
4) выполнение теней грибов на столе,
5) последние штрихи кармином красным и коричневым Ван Дейк.
Наиболее освещенные (светлые) части рисунка выполнены более жидкой краской, а более затемненные (тени) — более густой.

На иллюстрациях 5-8 показана последовательность выполнения пейзажа:








Выполнение:
1) схематичный рисунок ручкой,
2) начальное закрашивание деревьев, зданий и улицы,
3) основное нанесение цветов улицы и первые штрихи деталей деревьев,
4) окончательное нанесение оттенков и теней, а также прорисовывание деталей.
Использованные цвета: светлый желтый кадмий, красная киноварь и светлый красный, натуральная и темная желтая охра, изумрудный зеленый, коричневый Ван Дейк и цинковый белый.

На иллюстрации 10 использована темпера на водной основе, то есть гуашь, разведенная водой. В этом жанре живописи используется большое количество белой краски, поэтому рисунок и получается таким светлым и воздушным




Выполнение:
1) схематичный рисунок чернилами каракатицы,
2) начальное закрашивание деревьев и их отражений в воде,
3) основное закрашивание растений, крыши дома и отражений в воде,
4) прорисовывание теней, выполнение неба, отражений в воде и последние штрихи.
Использованные цвета: титановый белый, светлая зеленая киноварь, изумрудный зеленый, лимонный желтый, темный желтый кадмий, натуральная желтая охра, киноварь, светлый синий кобальт и коричневый Ван Дейк.

Роль темперы в технике Старых мастеров

Художники эпохи Возрождения создавали свои шедевры темперой. Эта древнейшая краска, которую применяют уже более 3 тысяч лет, просто готовится и обладает устойчивостью цвета. Картины, написанные маслом, со временем темнеют и тускнеют, а темпера всегда сохраняет яркость и насыщенность цветов. Темперные краски ложатся тонким слоем и не оставляют грубых следов, поэтому мы используем их для приготовления специальных смесей. В технологии оптических просветов (ТОП) составами на основе темперы ведется около 70% всей работы, направленной на получение правильной светотени и создание новых оттенков. Результат проработки портрета оптическими смесями можно увидеть в видео изображение стало более объемным, появились новые оттенки, выровнялся фон.

Особенности темперных красок

Техника темперной живописи заключается в нанесении на подготовленную поверхность нескольких последовательных слоев. При этом необходимо дождаться, чтобы предыдущий слой высох, иначе получится грязь. Темпера быстро сохнет, поэтому неудобств не доставляет, и художник может работать, не прерываясь.

По сравнению с другими видами красок разбавленная водой темпера имеет ряд преимуществ:

  • позволяет делать тонкие штрихи;
  • легко стекает (в отличие от густого масла);
  • быстро затвердевает (как только испаряется вода);
  • высыхание не сопровождается негативными процессами, поэтому появление трещин исключено.

Те красители, которые практически не сохнут в масле, в темпере высыхают в течение нескольких минут. Темперные краски эластичны, поэтому в них можно добавлять больше связующих веществ – вязкость будет оставаться прежней.


Как использовали темперу Старые мастера

Художники эпохи возрождения работали темперными красками на загрунтованной и идеально отшлифованной поверхности. Подготовка полотна –обязательное условие в технике Высокого мастерства. Если этого не сделать, краска будет ложиться толстым слоем, что приведет к выходу композиции из воздушной перспективы, а значит – ухудшению зрительного восприятия. Кроме того, со временем краска начнет отслаиваться, и картина придет в негодность.

Уникальность техники Старых мастеров заключается в нанесении тончайших просвечивающихся слоев, благодаря чему достигается объем и гармония цвета, зарождаются новые оттенки. Художники эпохи возрождения работали сухой кистью и использовали специальные составы на основе темперы, что позволяло им наносить и удалять буквально микроны красящего пигмента.

В основанной на методике Старых мастеров технологии оптических просветов для приготовления темперных смесей (колеров) используются:

  • чистые белила;
  • охра светлая + белила (более светлый краситель);
  • охра светлая + белила (более темный краситель);
  • охра светлая + черная краска.

Первой смесью прорабатываются света, вторая и третья предназначены для полутонов (от более светлых к более темным), а третья – для глубоких теней. Для приготовления оптических составов масляные краски не подходят, потому что являются кроющими, а суть технологии заключается во взаимодействии просвечивающихся слоев. Только в этом случае будут работать лессировки, обеспечивающие глубину пространства, и имприматура, которая дает внутреннее свечение. И только таким способом можно создавать гармоничную природе живопись.

Как использовали темперу Старые мастера

Почему темперу не нужно смешивать?

Одним из недостатков темперы считают сложность смешивания, поскольку краска быстро высыхает. Но художники эпохи Возрождения никогда не смешивали краски на палитре, как это делают современные живописцы. Они использовали предварительно приготовленные колера, которые накладывали друг за другом полупрозрачными слоями. Смешивание красок происходит непосредственно на поверхности и совсем не так, как в современных методиках, а оптическим способом. При разведении красок на палитре можно получить грязь, что при многослойном методе ведения работы полностью исключается. Смешиванием красок, невероятно сложно попасть в цвет, потому что один и тот же оттенок на белой палитре и на холсте, где уже присутствуют другие цвета, выглядит по-разному. Наверное, нужно быть гением, чтобы в точности представить себе, как будут смотреться оттенки на будущей композиции и с учетом этого правильно смешать краски.

В технологии оптических просветов работа ведется совершенно по-другому. В формировании цветов участвуют лессировки и имприматура, которые в сочетании с темперными смесями рождают новые органичные природе оттенки. Одновременно с этим появляется объем и устраняются погрешности, возникшие при проработке композиции наждачной бумагой – одного из важнейших этапов ТОП. Краски вводятся локально – для подкрашивания отдельных участков, где отсутствуют нужные оттенки. Чаще всего применяется акварель, так как она полупрозрачна и способна взаимодействовать с нижними слоями. Подробнее о том, что представляет собой технология оптических просветов и почему эта методика считается уникальной, можно узнать из книги. Ссылка для скачивания – здесь.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




КРАСКИ СВОИМИ РУКАМИ


Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Его мы видели лазурным,

Его мы видели зеленым.

Но миг – и море стало бурным,

И неприветливым и черным.

Вы слышите, как ветер воет?

А море страшное. Живое.

Того гляди, сейчас волна

На нас нахлынет с полотна.

Творчество Айвазовского пришлось на период начала фабричного массового производства красок. Однако множество великих шедевров было создано задолго до этого периода. Где же люди брали краски, когда не было магазинов и их не изготавливали на заводах? Мне захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Смогу ли я сама изготовить краски в домашних условиях?

Цель моей работы: проанализировать информацию об известных способах получения красок и изготовить небольшую палитру красок своими руками.

Задачи исследования:

Изучить информационные источники по данной теме.

Подобрать оптимальные методы получения красок.

Изготовить палитру красок и опробовать её в действии.

Гипотеза исследования: краски можно изготовить самостоятельно и они будут не хуже магазинных.

Объект исследования: краски для рисования

Предмет исследования: методики изготовления красок

1.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. ИСТОРИЯ КРАСОК

Краска– всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета (по словарю Даля).

Краска - состав, придающий тот или иной цвет предметам, которые им покрываются или пропитываются (по словарю Ожегова).

Краски - общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта (Википедия).

Интересно, как же появились краски?

Древний Египет. Египетская синяя — издавна известная синяя краска для живописи, представляет измельченное медное стекло. Для ее приготовления сплавляют песок с мелом, содой и окисью меди. Данная краска получается очень стойкой. В Египте найдены произведения искусства, изготовленные с применением этого красителя, датируемые приблизительно 3000 годом до н. э. Так же для создания белой краски люди использовали известь, которая являлась конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении.

Финикия. Самой дорогой краской античности являлась финикийская пурпурная. Для изготовления пурпура требовалось огромное количество секреции двух видов моллюсков. Из одного кг красителя-сырца поле выпаривания оставалось примерно 60 г красящего вещества. А для окраски 1 килограмма шерсти требовалось примерно 200 граммов пурпурной краски, то есть более 3 килограммов красителя-сырца. Чтобы получить такое количество красителя, нужно было добыть не менее 30 тысяч моллюсков.

Древний Китай. Китайцы подарили миру не только бумагу, но и лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входили мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок требовалась только бумага. Это объясняет факт появления акварели именно в Китае.

Многие искусственные краски содержали смертельно опасные компоненты. Так в 70-х годах 19-го века, особенно опасной была изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди. Существует легенда, что бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Стены в его доме на о.Святой Елены были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство краски началось менее двух веков назад. Многие вредные вещества – мышьяк и свинец – были заменены на менее опасные компоненты.

1.2.МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХКРАСОК

Благодаря современным технологиям в наше время производится огромное количество различных красок. Одни используются в строительстве, другие – для художественных работ. После применения одна окрашенная поверхность станет глянцевой, а другая матовой. Критериев классификаций красок очень много, рассмотрим 7 из них:

Классификация по составу связующего вещества: масляные (высыхающие растительные масла или олифы); известковые (известь) и силикатные (жидкий калийное стекло-силикат калия); алкидные (алкидные смолы); водоэмульсионные (эмульсия, полученная из воды, пигментов и мельчайших частичек полимеров, выступающих в качестве основы, пребывающих в водной среде во взвешенном состоянии, при этом частицы эмульсии не растворены); акриловые (краски на основе акриловой кислоты, а точнее акриловой полимерной эмульсии (состоит из полиакрилов и полиметакрилов)); силиконовые (силиконовые смолы); полиуретановые (полиэфирные смолы); эпоксидные (эпоксидные смолы).

Классификация по виду разбавителя: разводимые водой (акварельная) и разводимые растворителями (масляные – бензин).

Классификация по области применения: строительные, для художественных работ, для промышленности.

Классификация по виду окрашенной поверхности: матовые - обеспечивают ровное, матовое покрытие, отлично скрывают небольшие дефекты поверхности; полуматовые - немного отличаются от матовых красок, присутствует малозаметный блеск, сравнимый с блеском яичной скорлупы; полуглянцевые – имеют умеренный блеск и обладают средней отражающей способностью; глянцевые - обладают высокой отражающей способностью, подчеркивают малейшие неровности поверхностей.

Классификация по основанию под окраску: дерево, металл, бетон, различные холсты, бумага.

Классификация по укрывистости: кроющие или корпусные (непросвечивающий слой) и лессировочные (прозрачный или полупрозрачный слой)

Классификация по технике живописи: фреска (краски из минерального сырья, растертого на воде, наносят на сырую штукатурку из гашеной извести); энкаустика (краски со связующим веществом из натурального воска растапливают перед работой); темпера (связующие вещества – эмульсии: яичные, казеиновые, клеевые….); масло (связующе из различных высыхающих растительных масел); акварель, гуашь (краски на водной основе, предназначены для рисования на бумаге)

1.3. СОСТАВ КРАСОК

Краски образованы, как минимум, двумя обязательными компонентами – пигментом и связующим.

Пигмент (лат. pigmentum - краска) - нерастворимый в дисперсионных средах компонент наполненных композиционных материалов, способный образовывать с плёнкообразователями декоративно-защитные покрытия, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозийные и другие свойства. Нередко используется как синоним для неорганического красителя. Растворимые вещества, способные окрашивать другие материалы, называют красителями.

От типа пигмента зависят цвет покрытия, его укрывистость, а также устойчивость к действию атмосферных факторов (химических реагентов и высоких температур).

Пигменты обладают определённым цветом благодаря способности избирательно отражать лучи видимого света. Свет, попадая на поверхность краски, проходит через прозрачное для них связующее, частично отражаясь от поверхности пленки по всему диапазону спектра и создавая эффект зеркальной, блестящей поверхности (блик). Пигмент поглощает лучи избирательно: одна часть лучей, составляющих спектр дневного света, поглощается, а другая — отражается от поверхности пигмента, создавая в наших глазах определенное цветоощущение. Например, если пигмент поглощает фиолетовые, синие, зелёные, жёлтые лучи и отражает красные, то и поверхность воспринимается как окрашенная в красный цвет. Пигмент, отражающий почти весь падающий на него свет, кажется белым, а пигмент, поглощающий падающие на него световые лучи по всему спектру — чёрным. Основными цветами следует считать три — красный, синий и жёлтый. При смешивании пигментов мы получим равномерно окрашивающую краску только тогда, когда показатели плотности пигментов близки.

Пигменты разделяют по происхождению, химическому составу и строению на две основные группы: минеральные и органические.

Минеральные пигменты в свою очередь делятся на: 1. минеральные пигменты натурального происхождения (нерастворимы в связующих и если растереть окрашивают только поверхность материала); 2. искусственные минеральные пигменты. Данные пигменты получают искусственным путём при прокаливании или осаждении оксидов тяжёлых металлов, солей и др.

Органические пигменты подразделяют на: 1. натуральные органические пигменты (представляют собой экстракты растительных и животных красящих начал); 2. искусственные органические пигменты (преимущественно изготавливаются из каменноугольного дёгтя).

В живописи применяются преимущественно минеральные пигменты.

Так же пигменты подразделяют на: хроматические пигменты - определяют белую и черную окраски, а также всю лежащую между ними серую цветовую гамму и хромофоры – определяют остальной цветовой спектр.

Зачастую хромофорами красок служат оксиды металлов. Например: массикот - РbО (оранжево-желтого цвета), свинцовый сурик - Pb2PbO4 (Рb3O4) (красный), красная охра - Fe2O3 в смеси с SiO2 и А12О3 (красный), синий кобальт - СоО • А12О3 (зеленовато-синего цвета), зеленая хромовая - Сг2О3 (оливково-зелёный), цинковые белила – ZnO (белого цвета) и др.

Многие соли металлов, так же как и оксиды, являются пиг­ментами художественных красок. Некоторые соли, использующиеся для изго­товления красок и грунтов: гипс - CaSO4•2Н2О (белого цвета), свинцовые белила - 2РbСО3•Рb(ОН)2 (белого цвета), бланфикс (баритовые постоянные белила) - BaSO4 (белого цвета), баритовая желтая - ВаСгО4 (желтого цвета), берлинская лазурь (прусская синяя, милори) - Fe4[Fe(CN)6]3 (тёмно-синего цвета), Малахит (горная зелень) - (CuOH)2CO3 (нежно-бирюзового цвета), темный (фиолетовый) кобальт - Co3(PO4)2 (фиолетовый).

Краску, изготовленную на основе эмульсионного связующего различного происхождения (естественного или искусственного) и пигмента, издревле называют темперой (ит. tempera, от temperare - смешивать краски; фр. detrempe). Основные требования, предъявляемые к темперным краскам:

  • высокая пастозность, т.е. пластично-текущая консистенция
  • свободная набираемость на кисть и легкая разносимость по основе
  • эластичность, способность не растрескиваться после высыхания
  • высокая степень перетира, чтобы избежать посторонних включений и видимых частиц пигмента в отраженном свете
  • хорошая адгезия

ИСТОРИЯ ТЕМПЕРЫ

До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же — для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.

До XV столетия темпера была наиболее распространенным материалом живописи. В России применялась яичная темпера в иконописании, настенной живописи, а также в народных промыслах (Палех, Мстера и др.). При ее изготовлении в качестве основного связующего использовался куриный желток. Пигмент растирали в эмульсии желтка с водой, добавляя квас, уксус или вино. Полученные таким образом краски не позволяли работать в пастозной технике живописи, поэтому их накладывали постепенно, многослойно и в определенном порядке. Высыхая, они несколько светлели в тоне, и получалась матовая поверхность. Основой для живописи служили деревянные доски, загрунтованные слоем левкаса. После завершения работы вся поверхность покрывалась тонкой пленкой олифы или масляного лака. Яичная темпера до сих пор применяется в иконописи.

Широко использовались в России темперные краски в стенной живописи. Многие русские церкви Москвы, Костромы, Ярославля и других городов расписаны ими в XV - XVII вв. Наилучшими считались яичные (на основе желтка) и казеиновые темперы. Краски изготавливались в небольших объемах, так как связующее вещество должно быть свежим. Нередко краску готовили на цельном яйце, т.е. в качестве связующего использовались как желток, так и белок. Такая темпера уступала яичной по плотности, но подходила для фрески Она применялась и для ретуши фресок.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.

В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно — исключительно на масляной живописи.

Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гуммиарабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.

РАЗНОВИДНОСТИ ТЕМПЕРЫ



Яичная темпера

Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.

Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возможность составления новых рецептов, можно сказать, безгранична; достаточно лишь при составлении их соблюдать известную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.

Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать равный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.

Казеиновая темпера

Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.

Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.

Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр.

Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.

Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.

Гуммиарабиковая темпера

Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гуммиарабиком, декстрином и вишневым, а также клеем и других плодовых деревьев.

Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гуммиарабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гуммиарабиковая темпера зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет популярность в фабричном производстве красок.

Гуммиарабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гуммиарабикового раствора берется не более 1/2 — 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/12—1/15 часть объема) глицерина.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА

Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии.

Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае искусственная эмульсия, состоявшая из масла и яйца, была известна уже в средние века, но она имела применение лишь для медицинских и косметических целей. Имеются также сведения, что в средние века в Испании пользовались в живописи эмульсией, состоявшей из раствора казеина и масла. Вазари, говоря о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти писал темперой, состоявшей из яичного желтка с масляным лаком, но тут же прибавляет, что темпера этого состава не имела всеобщего употребления. Все эти исторические данные ясно указывают на то, что современная темпера получила свое начало еще в отдаленные времена, но вместе с тем не получила в свое время должной оценки и развития. Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время.

Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и усталостью по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием ее несомненных достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.

Проводя параллель между средневековой и современной темперой, нельзя не заметить, что все преимущества будут на стороне последней. Связующее вещество современной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же старинной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы. Живопись, исполненная желтковой темперой, для закрепления ее красок нуждается в лаке, так как долгое время способна растворяться водою, между тем как современная темпера, в состав которой входят скоро высыхающие масла, становится нерастворимой в самый короткий срок и поэтому не нуждается в лаке, если последний не представляет интереса для художника. Техника средневековой желтковой темперы, предназначавшейся главным образом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами, слишком устарела для нашего времени и вряд ли может удовлетворить кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу и вполне отвечает современной манере живописи.

Краска, изготовленная на основе эмульсии ПВА и пигмента, получила название темперы ПВА. Она применяется преимущественно при наружной настенной живописи и при росписи декораций.

ВОСКОМАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА



Воскомасляная темпера - это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из растительного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов. Краски удобны в работе благодаря своей пастозности и разносимости.

Уникальность воскомасляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой. Воск и мягкая смола в составе связующего обеспечивают более продолжительную подвижность красок по сравнению с казеиново-масляной, поливинилацетатной и акриловой темперой.

При высыхании воскомасляная темпера не растворяется водой, обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям окружающей агрессивной среды, не изменяется в тонах с течением времени по сравнению с живописью маслом, образует матовую поверхность.

Скорость высыхания воскомасляных темперных красок несколько выше в сравнении с масляными из-за содержания в составе воска. Однако благодаря воску краски не меняют тон при высыхании и хорошо смешиваются с другими художественными материалами как на масляной, так и на водной основе. Ускорить высыхание темперы можно, добавив в нее сиккатив.

Разбавители и вспомогательные средства

Темперные краски хорошо разбавляются водой и соединяются с другими водными красками акварелью, гуашью, всеми видами темперных и акриловых красок. При разбавлении воскомасляной темперы водой ею можно работать как акварелью. При этом краски обладают высокими лессировочными свойствами и позволяют достигать выразительных цветовых эффектов.

Воскомасляная темпера разбавляется пиненом, скипидаром, уайт-спиритом и жирными растительными маслами, хорошо смешивается с масляными красками. Для получения матовой поверхности применяют органические разбавители (уайт-спирит, скипидар или воду). Чтобы получить глянцевую поверхность используют блестящие живописные лаки (дамарный, мастичный) или льняное масло. При смешивании воскомасляной темперы с лаками время высыхания краски уменьшается.

РАБОТА ВОСКОМАСЛЯНОЙ ТЕМПЕРОЙ


Свойства темперы позволяют применять ее в различных техниках и направлениях изобразительного искусства. В качестве основы можно использовать любой загрунтованный материал -дерево (грунт - левкас), холст, картон, бумагу без грунта, оргалит, штукатурку. Большую популярность воскомасляная темпера обрела в настенной живописи при восстановлении храмов. При росписи стен и куполов для наибольшего колористического эффекта художники слегка подогревают темперные краски. Если же краска уже нанесена, для более прочного соединения со стеной живописную поверхность можно слегка прогреть паяльной лампой. В работе можно пользоваться всеми видами кистей: от самых чувствительных - тонких беличьих и колонковых - до грубых щетинных. В пастозной технике применяются шпатели или мастихины. Естественно, что чем толще слой краски, тем дольше она высыхает. Выпускается воскомасляная темпера в тубах объемом 33 мл, палитра, в которую входят краски, изготовленные на органических и неорганических пигментах, состоит из 47 цветов. В продаже есть наборы воскомасляной темперы 12 и 9 цветов. В комплектации набора были учтены рекомендации профессиональных художников.

Вот несколько откликов художников, использующих воскомасляную темперу.

- Работы велись в сухом помещении по акриловой шпаклевке. Фреска выполнена тонкими слоями. В качестве разбавителя применялся пинен, что позволило сократить время высыхания краски до 1,5 часа. Писали беличьими и колонковыми кистями, для промывания которых использовался тот же пинен. Фреска не покрывалась лаком, но когда через три недели после окончания роспись протерли шерстяной тряпочкой, живопись обрела особый блеск. Как отмечает художница, краски очень удобны, они хорошо набираются на кисть, смешиваются между собой, особо удачно подобрана палитра.

Кириллов Михаил Олегович, художник, староста собора Покрова Богородицы (Москва):

- В 1999 году по рекомендации профессора реставрации и технологии живописи В.В. Филатова расписывал полотенца - орнаментальные пояса, восстановленные по фрагментам XVII века. Роспись велась в сыром помещении по старой штукатурке 25-30-летней давности. Приступая к работе, художник предварительно прошел известковую штукатурку олифой, подогретой приблизительно до 70-80°С. Далее стены были загрунтованы обычными строительными титановыми белилами (в целях экономии) в смеси с мыловаром (способ приготовления: 3л воды смешивались с 2/3 куска 72% хозяйственного мыла, предварительно натертого на терке, все это перемешивалось до стадии получения раствора жидкого мыла). Затем использовалась воскомасляная темпера. В качестве разбавителя добавляли скипидар с водой в соотношении 1:1до получения консистенции сметаны.

Основной недостаток воскомасляной темперы, отмеченный художником, -длительное высыхание, однако, как оказалось, краска обладает хорошей адгезией. В 2000 г. стена с росписью была полностью залита водой в результате аварии в отопительной системе. После устранения последствий аварии краски не утратили цветовых качеств и сохранили прекрасную адгезию с грунтом. Они выдержали и еще одно испытание, когда строительные рабочие по халатности забрызгали роспись раствором штукатурки и удаляли его шпателями, роспись сохранилась в своем первозданном виде.

По материалам статьи из журнала "Художественный совет" 5(45)2005

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ


Положительные свойства темперы

  1. В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.
  2. Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.
  3. Живопись темперой, исполненная красками, не отягченными излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изменяет своего тона с течением времени.
  4. Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы уменьшаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, оставаясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается неопределенное время, что неблагоприятно отражается на прочности живописи.

Недостатки темперы

  1. Быстрота высыхания красок
  2. Изменение тона при высыхании красок

Итак, положительные свойства темперы превышают ее отрицательные свойства. Недостатки ее, кроме того, условны. Конечно, быстро высыхающие краски затрудняют живопись, но в современной живописи с присущим ей импрессионизмом передача форм практикуется мазком, штрихом и т. п. Таким образом, новая темпера не только отвечает стилю современной живописи, но, можно смело сказать, создана для него.

Читайте также: