Как сделать тематический анализ

Обновлено: 07.07.2024

Рассматривается эволюция методов структурно-тематического анализа документальных информационных ресурсов. Предлагается подход к динамической структуризации информационного пространства на основе анализа семантических отношений между терминами индексирования информационных ресурсов.

Ключевые слова: информационные ресурсы, структурно-тематический анализ, семантический анализ, статистические методы.

Kozlova I.V.

Associate Professor, PhD in Engineering, Plekhanov Russian University of Economics

STRUCTURAL ANALYSIS OF DOCUMENTARY SUBJECT OF INFORMATION RESOURCES

Abstract

The evolution of the methods of structural and thematic analysis of documentary information resources is considered. The approach to structuring a dynamic information environment based on the analysis of semantic relationships between terms of indexing information resources is offered.

Keywords: information resources, structural and thematic analysis, semantic analysis, statistical methods.

От оперативности анализа, компактности представления информации без потери при этом основного содержания во многом зависит эффективность работы аппарата управления по принятию решений о дальнейших направлениях деятельности в той или иной тематической области. Научно-обоснованному принятию решений предшествует выяснение структуры современной науки и ее составляющих, характеристика существующих и выявление нарождающихся научных направлений. Структура переднего края науки поддается анализу, в том числе и формальными методами.

Известные в настоящее время методы анализа информации могут быть классифицированы по двум признакам:

  • по виду данных, которые используются для анализа;
  • по целям проводимого анализа.

По виду данных, используемых для анализа, можно выделить методы анализа:

  • реферативных и библиографических баз данных;
  • баз данных о цитировании.

По целям анализа информации существующие методы делятся на:

  • методы количественной оценки документального информационного потока (ДИП);
  • методы структурно-тематического анализа научно-технической информации.

Предлагаемый формальный подход требует неформального выбора и анализа информационной базы для исследований. В качестве наиболее эффективной основы для его реализации используется Web of Science (ISI), США.

Метод социтирования публикаций для определения структуры той или иной области научных исследований, формирования групп тематически связанных журналов, получения оценок научного вклада отдельных ученых и научной деятельности отдельных организаций и стран основывается на использовании документальных баз данных и современных программных средств анализа БД. В МЦНТИ разработаны алгоритмические и программные средства, обеспечивающие машинную обработку БД SCI [1]. Программные средства позволяют осуществлять:

  • группирование документов по их совместной цитируемости на основе послойной группировки с тем, чтобы при необходимости проанализировать связи как высокоцитируемых, так и низкоцитируемых источников;
  • определение тематики выделенных кластеров.

Проблемная сеть интерпретируется как граф, в вершинах которого стоят ключевые слова, связанные дугами, обозначающими совместную встречаемость. Выделяются два вида графов:

– тематический граф, куда входят наиболее частотные термины; их взаимосвязь определяется с помощью коэффициента включения I:

где fi частота встречаемости i – ого ключевого слова,

fij – частота совместной встречаемости этих двух ключевых слов;

– локальные графы, построенные на терминах, для которых коэффициент включения оказался ниже порогового значения; взаимосвязь этих КС определяется с помощью показателя близости Р:

где N – общее количество статей в массиве.

Дальнейшим развитием исследований по использованию совместной встречаемости ключевых слов в наукометрических целях является метод кластерного анализа библиографических элементов документальных баз данных, разработанный в МЦНТИ [1].

Методы кластерного анализа используются для разбиения изучаемого множества объектов на основании сходства или различия между ними на отдельные группы наиболее сходных объектов, называемые кластерами. В основе методологии кластерного анализа лежат следующие принципы:

– определение единой меры сходства (различия), учитывающей ряд признаков объектов;

– чисто количественное решение вопроса о группировке объектов в кластеры.

В качестве объектов кластерного анализа библиографических данных выступает множество терминов индексирования, характеризующиеся множеством признаков – номеров документов БД, заиндексированных этими терминами. Существование ассоциативных связей между терминами позволяет устанавливать взаимосвязи между отдельными публикациями и даже научными направлениями. Мерой сходства между двумя терминами индексирования является косинусная мера сходства Дж. Сэлтона, основанная на векторном представлении термина, заданного своими координатами. Объектом кластеризации является квадратная матрица сходства размером М х М, где М – количество терминов индексирования в БД. Образование кластеров осуществляется на основе выбора пороговых значений коэффициентов сходства; критерием группирования является превышение величины коэффициента сходства внутри группы заданного порогового значения.

Следует отметить, что использование методов кластерного анализа имеет следующие ограничения:

  • очень трудоемким является процесс идентификации кластеров, отсутствует методика анализа результатов иерархической кластеризации;
  • статистическая природа связей между терминами в БД обусловливает случайный характер связей внутри кластеров;
  • применение иерархических процедур кластеризации терминов не дает возможности получения иерархии терминов в традиционном ее понимании, т.к. основывается на анализе только статистических связей между терминами и не учитывает семантических отношений.

Семантические отношения между терминами индексирования отражают объективно существующие связи и отношения между объектами предметной области.

В ряде работ делались попытки количественной оценки основных парадигматических отношений между терминами индексирования, зафиксированных в информационно-поисковом тезаурусе (ИПТ) системы, представляющем собой пару , где Tj множество терминов БД, а RTj – множество бинарных отношений, заданных на Tj х Tj. Обычно RTj = < , , >, где , соответствуют родо-видовым отношениям, а – ассоциативным (часть – целое, причина – следствие и т.д.). Известны попытки численно оценить словарный состав ИПТ: количественные оценки родо-видовых отношений учитывали лишь количество ребер в компонентах связности исходного графа зависимостей.

Семантическая функция близости, учитывающая расстояние между терминами ti и tj и ширину основания деления терминов, входящих в путь Wij, основывается на использовании ИПТ системы наравне со статистическими закономерностями распределения терминов. Данная семантическая функция позволяет установить релевантность документов, заиндексированных терминами, отношения между которыми зафиксированы в ИПТ, а также оценить связи между документами при формировании файлов с кластерной организацией.

На практике чаще всего в тезаурусе зафиксировано лишь некоторое подмножество терминов БД Tj T, определяющих понятия предметной области, и ограниченное подмножество отношений между ними RTjR.

В целях преодоления рассмотренных ограничений в [2] предлагается подход, основанный на представлении ПОД в виде семантической сети, узлами которой являются термины индексирования, а дуги – семантическими отношениями между ними. Рассмотрение всех ПОД, входящих в БД, учет всех терминов и отношений между ними позволит построить семантическую сеть всей предметной области, моделью которой является данная БД.

Кроме того, хранение и использование семантических отношений между терминами индексирования при проведении поиска в БД, позволит обрабатывать запросы следующего вида:

– каковы основные направления заданной области исследований;

– какие виды устройств (например, роботов), в каких отраслях народного хозяйства используются;

– какие методы исследований применяются в данной области и т.д.

Такие запросы возникают у исследователей и организаторов НИР при анализе состояния области исследований, научной проблемы. Для анализа семантических отношений между терминами индексирования документальных баз данных необходимо решить следующие задачи:

  • выявить основные классы семантических отношений в БД на основе анализа отношений пар терминов в ПОД;
  • статистически выделить классы отношений;
  • определить функцию принадлежности пары терминов к определенному классу отношений.

В результате решения этих задач появится возможность, с одной стороны, при построении дескрипторных карт науки выделять группы терминов по типу семантических отношений: объект – его части, объект – области его применения и т.д.:

где Rj – семантическое отношение j -го типа,

а с другой – повысить функциональную эффективность АИПС при обработке запросов вышеуказанного типа на основе хранения выделенных семантических отношений между терминами в БД, что в настоящее время практически не используется.

Метод тематического анализа в изучении представлений о женском лидерстве

Цель: изучить исследовательский потенциал одного из основных качественных методов анализа данных в современной психологии — тематического анализа — на примере изучения представлений о женском лидерстве. Методология. Исследование выполнено в рамках качественной методологии. Метод сбора данных — полуструктурированное интервью, метод анализа данных — тематический анализ. Целевая выборка исследования составила шесть женщин, занимающих руководящие позиции в организациях, чей опыт бизнес-руководства составляет от пяти до 15 лет. Теоретические основы исследования: концепции стилей лидерства (К. Левин) и лидерства в ситуации радикальных социальных изменений (Г. М. Андреева). Результаты. Методологический результат исследования заключается в том, что тематический анализ является эвристичной стратегией психологического исследования; эмпирический результат заключается в изучении представлений женщин-руководителей о лидерстве и формулировании гипотезы о гендерной детерминации ролевого репертуара лидера в ситуации социальных трансформаций российского общества. Выводы. Тематический анализ — это базовый метод качественного анализа. Он удобен в плане изучения процедуры и универсален в практическом применении. Тематический анализ позволяет раскрыть смысловое содержание данных. Его процедура включает в себя определение кодов, тем и их интерпретации; используются как дедуктивный, так и индуктивный подходы к формулированию тем. Ценность результатов. Результаты сформулированы по итогам оригинального авторского исследования и могут быть использованы как в чисто методологическом плане, так и в продолжении конкретного психологического исследования гендерной детерминации лидерства в условиях социальных изменений.

В этой главе описывается, как разработать модель компетенций, основываясь на данных интервью по получению поведенческих примеров (ИПП), обследований, группы экспертов, экспертной системы и наблюдений.

АНАЛИЗ ДАННЫХ ИНТЕРВЬЮ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ

Тематический анализ

Тематический анализ - процесс определения тем или моделей исходных данных. Эта способность сама по себе состоит из двух уровней компетенции Концептуального мышления:

• Использование концептов (Концептуальное мышление уровня от АЛ до А.З) - это способность распознавать или применять концепт, уже известный из предыдущего исследования или изучения. Пример использования концепта — способность кодировать записи ИПП на предмет уровней компетенций, описанных в словаре компетенций, о чем говорится в главах 3 — 9.

Что говорят о Билле эти пять примеров?
В жизни Билла, судя по всему, есть определенные паттерны, или темы. Данные
(курсив слева) важнейших событий из жизни Билла предполагают три темы, пере численные справа:


Определение компетенций: что искать

Единственный систематический способ организовать тематический анализ данных о компетенциях — посмотреть, как лучшие и средние исполнители отвечают на каждый ключевой вопрос ИПП.

Ситуация. Говорят ли лучшие и средние исполнители о разном во время интервью? Фокусируются ли они на разных сферах работы?

Пример: продавцы, сотрудники трастового отдела банка

Я увидел ежегодное обзорное совещание как шанс продать больше услуг

Я очень волновался о том, чтобы все приготовления к ежегодному обзорному совещанию были проведены верно — у людей были договоренности о поездках и пр

Кто задействован. Есть ли разница между тем, как видят людей и оборудование лучшие и средние исполнители? Положительно или отрицательно они относятся к другим?

Пример: компьютерные программисты

Лучшие говорят о потребностях клиентов (ориентация на пользователя).

Средние исполнители говорят о машинах, а не о людях (ориентация на аппаратное обеспечение)

Я слышал, как он говорил, что ему нужны все данные.

Базовый компилятор от НР3000/30 был слишком медленным, так что я вошел сразу в подпрограмму машинного языка.

Пример: консультанты по лечению от алкогольной зависимости, дипломаты, консультанты

Лучшие демонстрируют положительное отношение и ожидания по отношению к клиентам.

Средние исполнители демонстрируют отрицательноеотношение к клиентам.

У нее был неудачный период, но я знал, что она сильный человек и воспользуется своими способностями.

Смотри — у нас тут одни остатки
мало что можем для них сделать.

Мысли. Есть ли разница между тем, как думают, применяют знания или рецепты лучшие и средние исполнители, как они понимают сложные данные запоминают подробности, выстраивают все в логическом порядке?

Пример: консультанты

Лучшие исполнители сильны в Концеп­
туальном мышлении: они видят темы и паттерны в сложных данных.

Средние исполнители не могут понять сложные данные.

У нас было около 40 плакатов примерно с 500 наблюдениями — я свел все это к пяти основным проблемам, с которыми сталкивалась рабочая группа.

Пример: руководители на производстве, армейские офицеры, пилоты

Лучшие уделяют много внимания деталям:они думают в категориях проверочных списков и могут выделить много пунктов, связанных с планированием задания; они также умеют логически мыслить, расставляя приоритеты заданий в порядке важности и планируют их в логическом порядке.

Средние исполнители говорят о
задачах неточными, общими словами завалены подробностями и не paccтавляют приоритеты или не планируют задачи в мелочах или в логическом рядке.

Я нахожусь в постоянном кризисе управления. Планировать заранее не лучается, так что я просто выполняю повседневные дела.

Наоборот, лучшие творческие работники думают дивергентно, не логично.

Пример: творческий дизайнер

Лучшие исполнители переполнены не систематизированными, захватывающими дыхание идеями.

Средние исполнители рассуждают логически, конвергентно; они движутся по инструкции.

Ух ты! — как только я мысленно пред ставил себе это — раскрашенный зеленым, обшитый вельветом, со встроенным вибратором и т. д.

Знаю, что такая облицовка бывает трех базовых форм — у меня вот есть руководство по дизайну

4. Мотивация. Лучшие и средние исполнители говорят о том, что хотят разного? Видят ли они ситуации по-разному?

Пример: предприниматели в малом бизнесе

Лучшие исполнители думают о достиении, лучшей реализации целей.

Средние исполнители думают о власти,влияющей на других, укрепляющей их статус.

Я поставил себе цель — выполнить 110% от квоты, для трудности — в прошлом году я выполнил квоту и выполнять ее опять казалось неинтересным.

Я знал, как удивить конкурентов - поставить сенсационное шоу с большой палаткой на торговой ярмарке, и именно так я и поступил, хотя на самом деле, не мог себе этого позволить.

И наоборот, лучшие руководители думают о власти, а не об индивидуальном
достижении (самостоятельном выполнении задания) или аффилиации (побуждении людей любить их).

Пример: менеджеры, армейские офицеры

Лучшие исполнители думают о влиянии на других,чтобы выполнить работу.

Средние исполнители хотят, чтобы их
любили и хотят сами выполнить работу хорошо.

Я приложил все силы, ибо хотел убедить их поработать после окончания рабочего дня, чтобы закончить работу. Я взывал к их гордости и скрыто угрожал, говоря, что всех нас выгонят с работы, если мы потеряем этот контракт.

Я не мог попросить его остаться — у его
ребенка был день рождения. Если так поступать, вас не будут любить. Я послал их к черту. Если придется показывать им, как выполнять эту работу, я сам могу сделать это быстрее и лучше.

5. Чувства. Различаются ли чувства лучших и средних исполнителей, или то, как они выражают или контролируют свои чувства?

Пример: менеджеры, армейские офицеры

Лучшие исполнители демонстрируют
высокий уровень эмоционального самоконтроля.

Средние исполнители не контролируют свои эмоции.

Я знал, что расстроюсь, поэтому вышел попить кофе и прогуляться, пока не успокоюсь. Когда я вернулся обратно на совещание, то был спокоен и собран.

Я смел все со своего стеллажа, ударил по столу и послал его к черту.

6. Действия. Действуют ли лучшие и средние исполнители по-разному или демонстрируют ли разные навыки в одних и тех же ситуациях или с одними и теми же людьми

Лучшие исполнители проактивны: предпринимают инициативу — совершают неординарные действия, чтобы выполнить задачи или решить проблему — и бывают настойчивы (совершают одно или два действия, чтобы преодолеть препятствие), когда возникают преграды.

Пример: социальные работники

Лучшие исполнители демонстрируют межличностные навыки — умение слушать, особенное умение сопереживать, чувствовать и понимать чувства других.

Он казался огорченнымя мог видеть, что ему больно. Я освободился, чтобы он мог поговорить со мной.

Черт меня подери, если я знаю, что с ним происходит — думаю, некоторые люди просто не могут остановиться.

7. Результаты. Отличаются ли результаты у лучших и средних исполнителей?

Лучшие исполнители достигают результатов для своих компаний (социализированная власть) и/или применяют власть таким образом, чтобы приободрять других.

Лучшие исполнители достигают результататов для себя, пользуясь властью таким образом, чтобы другие думали, будто консультант или руководитель силен.

Я организовал это, так что все они получили кредит — это действительно мотивирует команду, и наш отдел работал отлично.

Я убедился, что получил самое выгодное задание, выполнил его хорошо получил награду. Другие завидовали, н это их проблемы.

8. Прочие характеристики. Черты или компетенции, не отраженные в ИПП , но которые могут быть очевидны для интервьюируемого:

Б. Физическое окружение, материалы, реквизит. Различаются ли лучшие и средние исполнители по обстановке, находящейся у них под контролем, такой как офисы, ресурсы, аксессуары?

Пример: производственные менеджеры, армейские офицеры

B. Артикуляция/разговорный стиль/беглая речь.

Пример: старшие государственные служащие, деканы колледжей и президенты

Лучшие исполнители были обаятельны, спонтанны, легко и убедительно рассказывали подробные, красочные истории и, казалось, наслаждались беседой. Средние исполнители испытывали проблемы с запоминанием и рассказом о ситуациях, были неточны, запинались, бормотали и чувствовали себя некомфортно в процессе разговора

Когнитивные/интеллектуальные. Навыки, связанные с созданием, получением или использованием информации; обучение на опыте; объективный анализ данных или мышление через альтернативы для последующих действий. Использование концептов, концептуализация, аналитическое мышление, логическое и дивергентное мышление — все это когнитивные/интеллектуальные компетенции .

Межличностные. Навыки, связанные с общением, пониманием и влиянием на других, такие как истинное сопереживание, позитивное отношение и ожидания, артикулированность речи и способность говорить публично — все это межличностные компетенции.
Мотивационные. Потребности или стремления, которые заставляют людей хотеть и делать различные вещи; мотивация достижения, аффилиации и власти, а также эмоциональный самоконтроль — все это мотивационные компетенции.

Определение компетенций: как смотреть

Описанный ниже подход предлагается в помощь исследователям для определения компетенций. Этот подход состоит из трех аналитических и четырех шагов по валидизации:

1.Сформировать аналитическую команду. В идеале команда для тематического анализа компетенций должна включать в себя как минимум четырех человек, проводящих ИПП для исследования. Если интервьюеров меньше, подойдут опытные не-интервьюеры с навыками тематического анализа. Интервьюеры предпочтительнее, ибо сам опыт проведения интервью и наблюдения за людьми в их рабочей обстановке делает членов команды более восприимчивыми к нюансам, языку и культуре обследуемых людей и изучаемой работы.


(Аналитик сначала подчеркивает все темы, затронутые преподавателем, которые могут свидетельствовать о компетенциях в этом критическом инциденте).

Таблица 12-2 Компетенции техников по ремонту высокотехнологичного оборудования

Шаг N: Диагностика

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — способ изучения истории науки, предполагающий наличие глубинных устойчивых структур мышления (тематики), лежащих в основе научной деятельности ученых. Концепция тематического анализа предложена Дж. Хмтоном в качестве дополнения к стандартному анализу науки, который ограничивается гл. о. эмпирическим и аналитическим (логико-математическим) содержанием знания. Неопозитивистский вариант стандартной гипотетико-дедукгивной модели научного знания сводился к выдвижению гипотетического утверждения, полученного индуктивным путем, из которого дедуктивно выводились следствия, подлежащие затем проверке. Стандартная модель построения научной теории обходит вопрос об источнике оригинальной индукции или критериях предварительного выбора, неизбежно участвующих в научных решениях. Этой цели и служит анализ, названный Холтоном тематическим; его предметом являются основополагающие предположения, или темы, определяющие постановку научной проблемы и ее решение. Темы по существу являются эвристическими познавательными установками, в соответствии с которыми принимаются или отвергаются научные гипотезы. Последние могут быть истинными или ложными, чего нельзя сказать о тематических предпосылках, которые не обладают свойством верифицируемости или фальсифицируемости. Холтон считает, что тематике принадлежит такое же законное и необходимое место в научной работе и ее понимании, как и основанному на наблюдении опыту и логическому построению. Наиболее рельефно творческая роль тематических предпосылок раскрыта Холтоном на примере модели построения научной теории, изложенной А. Эйнштейном в письме к М. Соловину (см. Эйнштейновский сборник. М., 1967, с. 26). Специфика подхода Эйнштейна состояла в том, что, отвергая индукцию, он не видел логического пути, ведущего от чувственных данных к общим принципам теории, и допускал разрыв между теорией и ее эмпирическим базисом, который заполняла интуиция ученого. В этот загадочный механизм Холтон вводит некий рациональный элемент. Условия интуитивного процесса таковы, что есть право совершить прыжок, но нет права совершить любой прыжок наугад. В этом случае тематическим установкам ученого отводится роль интеллектуального фильтра, регулирующего воображение ученого при выборе допустимых понятий и гипотез. Направляющая роль тем показана Холтоном на примере знаменитого спора Милликена и Эренхафта относительно проблемы величины заряда электрона. Милликен руководствовался атомистической установкой в противоположность континуалистской установке Эренхафта, потерпевшей фиаско. В физике, полагает Холтон, для каждой теории, построенной на одной теме, найдется теория, использующая противоположную тему (антитему). Диалектический процесс борьбы между темой и ее антитемами, воплощенными в соответствующие теории, является одним из мощных стимуляторов научного творчества. Тематический анализ позволяет находить в развитии науки определенные черты постоянства или непрерывности, некоторые инвариантные структуры, которые воспроизводятся также в периоды научных революций. Основу тематического анализа составляет важная для современной культуры идея единства естественно-научного и гуманитарного знания. Холтон считает, что жалобы на разобщенность науки и других компонентов культуры являются следствием упрощенных представлений о том, что наука делается только в условиях плоскости, ограниченной гл. о. эмпирическим и аналитическим содержанием, и не включает в себя предпочтения, эстетические элементы и пр., существенные для творчества ученого или художника.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Что значит анализ произведения

Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.

Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

  1. История создания.
  2. Смысл названия.
  3. Жанр произведения.
  4. Тема, идея и проблематика.
  5. Композиция и ключевые моменты сюжета.
  6. Конфликт в произведении.
  7. Система героев и образов.
  8. Позиция автора.
  9. Художественные средства.
  10. Выводы.

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии действия;
  • кульминации;
  • развязке;
  • постопозиции.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

  • эпитеты и метафоры;
  • гиперболы и литоты;
  • метонимии и синекдохи и пр.

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.


Анализ драматического произведения

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: