Как сделать технологическую карту по технологии

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Разработка новой продукции – поэтапный процесс. Между первичным изучением процесса/объекта и его внедрением в жизнь проходит много ступеней, каждая из которых очень важна для грамотной реализации конечного объекта.

Ключевым элементом воплощения каждого проекта является технологическая карта. Данный документ применим ко всем процессам и явлениям, реализуемым в техносфере для обеспечения оптимальных условий работы (технических и материальных благ) и комфортной жизнедеятельности.

Что такое технологическая карта

Под технологической картой понимают документ, раскрывающий полную информацию о процессе или явлении, принимающем непосредственное участие в производстве технических объектов.

Как правило, техническая карта используется при проведении строительных работ, а также технологических процессов и мероприятий, с ними связанных.

Чаще всего техкарта разрабатывается отдельно для каждого крупного техносферного объекта.

Основные положения, которые описывает карта:

  • требуемые действия;
  • последовательность совершаемый действий;
  • периодичность работы;
  • временные затраты (нормативные и аварийные);
  • итог совершения действий;
  • необходимое оборудование, материалы, комплектующие и прочее.

Когда составляется

Технологическая карта создается для максимизации сведений об обеспечении исполнения работ с комплексным обоснованием (финансовым, экологическим, нормативным), верификации оборудования и материалов, а также для разработки договорных инструментов подряда.

Технологическая карта создается при таких обстоятельствах:

  • высокой сложности исполняемых операций;
  • потенциальной вредности и/или опасности процесса и его элементов;
  • необходимости определить трудозатраты с высокой точностью;
  • для ликвидации неоднозначностей и спорных нюансов.

На похожие объекты можно оформлять одну техкарту. Это значительно упрощает процесс разработки данного документа.

Основная масса технологических карт составляется для строительной области и смежных с ней. Для этого задействованы аккредитованные строительные фирмы и НИИ. Но и в других областях техкарты незаменимы. Они выгодны как для покупателей/клиентов, так и для производителей, потому что выгодно выделяют компанию среди конкурентов.

В общих чертах техкарта регламентирует сам процесс работ, его механизацию, требования к качеству исходного изделия/услуги, а также документально подтверждает соответствие нормам охраны труда, техносферной безопасности и защиты окружающей среды. Грамотно оформленная техкарта оформляется в случае возникновения экономико-правовых нюансов, что позволяет ликвидировать издержки и при необходимости снизить себестоимость операций.

Как оформляется

Нормативы создания технологической карты закреплены в методических рекомендациях МДС 12-29.2006, разработанных ЦНИИОМТП. Согласно этому нормативному документу, карта должна содержать основную информацию об объекте и процессах, на нем осуществляемых.

  • наименование документа;
  • область эксплуатации;
  • направление к исполнению действий (условия, требования, рекомендации к сырью и материалам);
  • порядок действий (пошаговое описание методики работы);
  • сведений о результатах испытаний (при заморозке, повышенной температуре, экстремальных давлении и влажности, воздействии химически активных веществ, устойчивости к ударам, растяжению и прочее);
  • экономико-финансовые характеристики;
  • соответствие нормативам экологической, промышленной безопасности, охраны труда и оптимизации условий работы сотрудников.

При необходимости документ может содержать ссылки на иные нормативы и правовые акты (например, на экологическое, трудовое законодательство, региональные постановления и приказы отдельных отраслей хозяйственной деятельности).

Разработка техкарты состоит из таких этапов:

  1. Сначала необходимо провести анализ уже готовых технологических карт и проверить, можно ли использовать ранее разработанный вариант.
  2. Если готового варианта карты нет, составляется смета и проводится проверка исходных данных (обхаем работы, характеристик прибора, количества персонала).
  3. После подсчета трудозатрат, времени работы и простоя оборудования, расхода материалов, сырья и комплектующих, формируется график для оптимизации процесса работы, чтобы не происходило перенапряжения ни работников, ни техники.

При необходимости можно откорректировать документ, чтобы он соответствовал нормативам Трудового кодекса и законам об охране окружающей среды.

Выводы

Технологическая карта нужна для соответствия условиям осуществления сложной и/или опасной деятельности.

Документ формируется на основании методических рекомендаций МДС 12-29.2006 и должен учитывать финансовые, технические, кадровые, экологические, трудовые нормативы.

Разработкой техкарт занимаются НИИ, аккредитованные организации строительной отрасли.

Правила составления технологических карт

нормативная документация

Технологические карты разрабатываются на новые фирменные блюда и кулинарные изделия, изготавливаемые и реализуемые только в данном предприятии.

Наряду с технологией приготовления продукции и нормами закладки продуктов в нее включаются требования к безопасности используемого сырья, технологического процесса, требования к безопасности используемого сырья, технологического процесса, требования к оформлению, подаче и хранению готового блюда или полуфабриката, а также результаты лабораторных исследований продукции по показателям безопасности.

Технологическая карта составляется на основании сборника рецептур или акта контрольной проработки и состоит из таких разделов:


Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологическими процессами изготовления деталей из древесины; научить учащихся понимать содержание готовых технологических карт, самостоятельно составлять технологическую карту для детали из древесины; развивать техническое мышление, навыки планирования трудовой деятельности с учётом имеющихся ресурсов и условий.

Обучение ― сформировать понятие о технологических картах, операционных и маршрутных картах на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов; обеспечить усвоение учащимися приёмов составления технологической карты изготовления простой детали из древесины.

Развитие ― способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать), абстрактно-логического мышления и воображения (репродуктивного, творческого).

Воспитание ― воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); творческое начало личности и бережное отношение к природе, народному достоянию.

Технологическая карта это документ свободного образца, в котором наглядно описывается весь алгоритм того или иного процесса. По сути, это готовая инструкция с кратким комментарием по каждому этапу. Карта, как правило, выполняется в виде удобной схемы, на которой отражают стадии, количества сырья, условия процессов и требования к готовому продукту. Готовые образцы документа и правила его составления описаны ниже.

Образец технологической карты

7 разделов технологической карты

Конкретного образца формы технологической карты не существует, поскольку документ отличается разнообразием. Однако в карте должны содержаться сформулированные или схематические ответы на такие вопросы:

  1. Какие именно операции нужно выполнять.
  2. В какой последовательности.
  3. Время на каждый этап и общее время 1 цикла.
  4. Состав, количества исходных компонентов, сырья.
  5. Требования к инструментам и оборудованию для обеспечения процесса.
  6. Условия осуществления технологии на каждом этапе.
  7. Описание внешнего вида конечного результата, количественные и качественные требования к его структуре, свойствам, составу; технические характеристики продукта (при необходимости).

Технологическая карта составляется не для всех процессов. Многие операции достаточно простые, чтобы выполнить их без дополнительной инструкции. Однако такой документ необходим, если процесс:

  • технологически сложный, требует соблюдения точных условий;
  • состоит из многих этапов, которые делятся на свои небольшие стадии;
  • содержит неоднозначные этапы, условия, относительно которых есть разногласия.

Например, технологические карты составляются для всех без исключения строительных работ. Они разрабатываются как собственно строительными компаниями, так и научно-исследовательскими институтами.

Наряду с практическим значением технологическая карта как документ имеет и юридический смысл. Она является основной инструкцией, которую работники должны неукоснительно соблюдать. В случае нарушения технологии негативные последствия неизбежно отразятся на результате, что послужит основанием для привлечения к ответственности. Также технологические карты проверяются и специалистами Роспотребнадзора, которые выносят решение об их соответствии/несоответствии принятым стандартам.

Образец и правила составления технологической карты

Технологическая карта составляется в виде обычного документа, в котором наряду с текстовой частью, как правило, присутствует и описание процесса в виде таблицы, схемы, рисунка, чертежа и т.п. Стандартная структура документа включает в себя такие разделы:

  1. Название.
  2. Область применения.
  3. Организация выполнения работ – описание условий, требований к сырью, оборудованию.
  4. Собственно алгоритм действий.
  5. Характеристики готового продукта (требования к нему).
  6. Данные по испытаниям в разных условиях – температура, влажность, уровень освещенности и др.
  7. Технико-экономические показатели (смета затрат на производство, в том числе трудовых ресурсов).
  8. Смета материалов и других ресурсов на единицу продукции.
  9. Техника безопасности во время изготовления продукта.

Наличие всех этих разделов необязательно. Однако в случае со сложными процессами, например, по возведению, ремонту строительных объектов обычно присутствуют все перечисленные пункты. При составлении технологической карты можно ориентироваться на готовые образцы для разных видов деятельности, представленные ниже.

Строительных работ

Для них составляют наиболее сложные технологические карты. В документе важно отразить не только исчерпывающую информацию по условиям процесса, последовательности действий и требованиям к готовому продукту, но и сослаться на соответствующие регламентирующие документы (ГОСТ и другие стандарты).

Маршрута

В этом случае документ содержит исчерпывающие сведения о маршруте – описание транспортного средства, количество человек, начальный, промежуточные и конечные пункты, планируемое время прибытия/убытия, состав передвигающейся группы и т.п.

Пищевого производства

Это одни из наиболее простых видов карт, которые содержат не так много разделов, как, например, в случае со строительными работами. Достаточно описать базовые ингредиенты, их количество, а также последовательность действия для приготовления того или иного блюда.

Технологическая карта пищевого производства

Урока

Карта представляет собой схематическое изображение конспекта урока. В этом смысле документ напоминает план занятия с пошаговым описанием действий учителя и учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока по ФГОС по предмету Технология. Индустриальные технологии по теме "Разработка простейшей технологической карты изделия" с проверкой сформированности регулятивных УУД. К уроку добавлена презентация и фрагменты мультфильма

Предмет: Индустриальные технологии

Раздел. Технология проектной и исследовательской деятельности

Тема урока: Практическая работа № 10. Разработка простейшей технологической карты.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Обучающая – формирование общеучебных и специальных умений и навыков, освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности

2. Развивающая – развитие творческой, активной, ответственной и предпри­имчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей для решения практических задач

3. Воспитательная –формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; чувство ответственности за результаты своей деятельности, деловые качества учащихся, активизация познавательной и творческой активности учащихся,

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

– активизация познавательной деятельности;

– актуализация полученных ранее знаний по разделу;

– мотивация к изучению новой темы.

(Слайд 1) Выведен на экран до начала урока.

Сегодня ждёт тебя удача,
Она подарок свой не прячет –
Несёт тебе успех и радость,
И прогоняет всю усталость

- Предмет Технология мы изучаем с вами с начала этого учебного года. Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма и попробуем ответить на вопрос:

- Приведите примеры технологий. (Приводят примеры: строительные, технологии растениеводства, животноводства, ведения домашнего хозяйства и т. д. )

Давайте подведём итог:

- Как вы понимаете: что такое ТЕХНОЛОГИЯ

(Под технологией понимается последовательная человеческая деятельность, направленная на преобразование вещества, энергии, информации).

Отгадайте пожалуйста загадку:

Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем (Бублик)

Слайд 5 - Прочитайте текст на слайде. Как вы думаете рецепт приготовления какого блюда нам здесь дан? Да, конечно, речь идёт о приготовлении бубликов. Как более наглядно можно представить эту информацию?

- Оформить в виде таблицы.

- Какие правила оформления таблиц нужно помнить?

- Таблица должна иметь заголовок, который выравнивается по центру и границы, тип шрифта Times New Roman, высота 12 пт.

- Какой заголовок можно дать нашей таблице? – Приготовление бубликов.

- Какие колонки в ней будут? – Продукты, инвентарь.

- Если у продуктов есть единицы измерения, где их нужно писать? – В заголовке.

Часть текста на слайде выделена зелёным цветом, это задание для тех, кто справится раньше остальных.

Познавательные (общеучебные – работа с информацией)

Коммуникативные (умение слышать и слушать, построение речевых высказываний)

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Рассказ, диалог, групповая дискуссия, метод иллюстрации

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Power Point, видеопроектор, мультимедиапроигрыватель

Формы организации деятельности учащихся

Функции/роль учителя на данном этапе

Основные виды деятельности учителя

создаёт эмоциональный настрой;

побуждает к высказыванию своего мнения

ЭТАП 2. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Загружаем ЭТ Excel и составляем таблицу по карточке Задание 1.

Проверка присутствующих, заполнение журнала.

Слайд 6 Время на выполнение данного задания истекло, проверьте и сравните свою работу с эталоном, что у вас должно было получиться. Сделайте колонку Баллы, поставьте по 1 баллу, если ваша таблица выполнена шрифтом Times New Roman, высотой 12 пт, ещё 1 балл, если ячейки под заголовок объединены, если вы очертили границы, до 3-х баллов оцените заполнение вашей таблицы данными (3 балла, если весь текст, если только основной – 2 балла).

Слайд 7 Посмотрим ещё один мульфрагмент.

Скажите достаточно ли знать какие продукты и инвентарь нужны для приготовления блюда? – Нет. – А как вы думаете, что нужно знать ещё? – Последовательность выполнения, сколько времени нужно на каждую операцию, иметь определённые навыки работы.

Прежде чем мы перейдём к выполнению задания проведём физкультпаузу (Слайд 8)

Время на выполнение задания 5 минут.

Время на выполнение задания закончилось. Сверяем с эталоном правильность выполнения работы и продолжаем считать набранные баллы.

Слайд 10 Следующее задание 3: соедините в текстовом редакторе уже подготовленный текст и таблицу, разработанную в ЭТ, чтобы получился документ показанный на слайде.

Регулятивные (контроль-волевая саморегуляция)

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

MS Excel, MS Word, персональный компьютер ученика

Формы организации деятельности учащихся

Функции/роль учителя на данном этапе

Основные виды деятельности учителя

Уточняет понимание учащимися изученной темы; осуществляет индивидуальный и выборочный контроль; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.

ЭТАП 3. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Вот и подошел к завершению наш урок. Подведем его итоги (Слайд 12). Максимальное количество баллов, которые вы могли набрать за 3 задания 20.

16-20 баллов – отметка 5, 11-15 баллов - отметка 4, 6-10 баллов – отметка 3, 0-6 баллов – отметка 2 балла.

Слайд 13). Прочтите начало фраз, выберите наиболее близкое вам высказывание и продолжите его (3-4человека)

Сегодня на уроке самым познавательным для меня было …

Полученные сегодня на уроке знания я могу применить …

В заключение последний мультфрагмент.

Личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слышать и слушать); регулятивные (оценка своей деятельности)

Планируемые образовательные результаты:

1. У обучающихся будут сформированы:

– интерес к информационным технологиям;

– стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам

2. Ученик получит возможность:

- повышать свой образовательный уровень и продолжать обучение с использованием средств и методов ИКТ;

– формировать умение слушать, формулировать и аргументировать своё мнение;

– совершенствовать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.

Обучающиеся научатся:

– осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

– самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем.

Обучающийся получит возможность научиться:

анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов;

– извлекать необходимую информацию из полученных данных (выделять общее и особенное).

1. Обучающиеся научатся

– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем;

– формулировать собственные мысли, обосновать свою точку зрения

2. Обучающиеся получат возможность

использования средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения

Решаемые учебные проблемы

Сформировать представления о технологических операциях при выполнении проекта

Основные понятия, используемые на уроке

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийное оборудование, персональные компьютеры для обучающихся

Методическое назначение средств ИКТ

Обучающее (демонстрация и создание материалов при изучении темы)

Аппаратное и программное обеспечение

Персональные компьютеры с установленной ОС Windows, мультимедийный проектор, прикладные программы Microsoft PowerPoint, MS Excel, MS Word

Читайте также: