Как сделать решетку пеннета

Обновлено: 05.07.2024

Поведение альтернативных форм одного признака Менделю объяснил принцип расщепления, наблюдаемый при моногибридном скрещивании. Следующий его шаг – прослеживание наследования двух разных признаков: дигибридное скрещивание.


С пониманием поведения отдельных черт, Мендель продолжал спрашивать себя, а как ведут себя разные черты по отношению друг к другу, влияют ли они друг на друга или нет. Он решил проследить за тем, как передаются 2 признака, не обращая внимание на множество других, отличающих родителей характеристик.

Как Мендель проводил дигибридное скрещивание

Рассмотрим скрещивание, включающее различные аллели формы семян (круглые R и морщинистые r) и аллельные признаки цвета семян (желтый Y, зеленый y). Скрещивая чистые линии растений (дигомозиготы) с круглыми жёлтыми семенами (RRYY) и с морщинистыми зелеными (rryy), Мендель получил единообразное гетерозиготное потомство F1 с одним и тем же фенотипом (круглые и жёлтые семена) и генотипом (RrYy – дигетерозигота).

При записи такого типа задач нужно помнить, что каждая пара аллелей расходится в разные гаметы и два аллельных гена, отвечающие за один признак, например RR, не попадают в одну половую клетку.

Результат показал, что закон единообразия гибридов первого поколения проявляется не только при моногибридном, но и при дигибридном скрещивании. Теперь мы знаем, что это соблюдается при условиях, что родительские формы гомозиготны, при полном доминировании и когда неаллельные гены лежат в негомологичных хромосомах.

Дигибридное скрещивание, генетическая запись фото

Для наглядности скрещивание можно записывать так, чтобы было видно, что аллельные гены лежат в разных хромосомах

Дигибридное скрещивание: расщепление по фенотипу в поколении F2

Анализируя полученные результаты, сначала рассмотрим количество возможных фенотипов в поколении F2 , которое дало данное дигибридное скрещивание. Мендель сомневался, увидит ли он только два родительских фенотипа: с круглыми жёлтыми и морщинистыми зелёными семенами, или дополнительно появиться круглые зелёные, морщинистые желтые семена.

Если бы признаки наследовались сцеплено, то образовалось бы только два типа гамет: RY и ry. Но в случае с горохом и признаками, выбранными Менделем наследование происходило независимо, поэтому у родителей второго поколения образовалось 4 типа гамет: RY, ry, Ry и rY. Так проявился уже знакомый нам закон расщепления.

Дигибридное скрещивание удобно рассматривать в решетке Пеннета

Чтобы рассмотреть все варианты возможного потомства, удобно построить решетку Пеннета. Это квадрат 4х4 с 16 возможными результатами. Из неё мы видим, что есть 9 растений с круглыми желтыми, 3 с морщинистыми желтыми, 3 с круглыми зелеными и 1 с морщинистыми зелеными семенами. Это демонстрирует фенотипическое соотношение 9:3:3:1, характерное для признаков, которые ведут себя независимо.

R: ♀ RrYy ♂ RrYy
G: RY, ry, Ry, rY RY, ry, Ry, rY

Принцип независимого наследования. Третий закон Менделя

Что же на самом деле наблюдал Мендель? Из 556 семян, полученных при дигибридном скрещивании, он увидел следующие фенотипические результаты:

  • 315 круглых жёлтых (обозначаются R_Y_, где подчёркивание указывает на наличие любого аллеля);
  • 108 круглых зелёных (R_ yy);
  • 101 морщинистых жёлтых (rr Y__);
  • 32 морщинистых зелёных (rr yy).

Признаки семян гороха фото

Эти результаты очень близки к соотношению 9:3:3:1. (Ожидаемое 9:3:3:1 соотношение для 556 потомства составляет 313:104:104: 35). Соотношение 9:3:3:1 называют фенотипическим радикалом и используют при решении задач.

Оказалось, что аллели двух генов ведут себя независимо друг от друга и не влияют на неаллельные признаки. Круглые и морщинистые семена встречаются в соотношении примерно 3:1 (423: 133), так же как и жёлтые и зелёные (416:140). Аналогичные результаты Мендель получил и для других пар признаков. Значит, дигибридное скрещивание – это два независимо протекающих моногибридных скрещивания.

Отсюда можно сделать вывод, что при скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся по нескольким парам альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении (3+1) n , где n – число признаков в гетерозиготном состоянии.

Мы называем это третьим законом Менделя – законом независимого наследования.

Закон независимого наследования имеет следующую формулировку: при скрещивании двух гомозиготных организмов, анализируемых по двум (или более) парам альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое комбинирование генов разных аллельных пар и соответствующих им признаков.

Цитологическое объяснение независимого наследования

К независимому наследованию приводит поведение хромосом во время мейоза. Гены двух разных пар признаков находятся в негомологичных хромосомах. У гомозиготных особей образуется только один тип гамет, содержащих по одной из каждой пары негомологичных хромосом. В процессе оплодотворения диплоидный набор хромосом восстанавливается. Генотип гибридов первого поколения представлял собой следующее сочетание RrYy (или АаВв, чтобы проследить по иллюстрации).

Так как негомологичные хромосомы расходятся произвольно, то гибридные особи дают 4 типа гамет: Ав, АВ, аВ, ав. Попарное слияние этих типов гамет при оплодотворении даёт 16 возможных вариантов зигот.

Дигибридное скрещивание - цитологические основы наследования

Цитологические основы законов единообразия и незакисимого наследования признаков при дигибридном скрещивании

Гипотеза чистоты гамет

  • у гибридного организма гены не гибридизируются (не смешиваются), а находятся в чистом аллельном состоянии;
  • из аллельной пары в гамету попадает только один ген вследствие расхождения гомологичных хромосом или хроматид при мейозе.

Полигибридное скрещивание

Число пар генов и соответствующих им признаков, по которым организмы отличаются друг от друга, часто бывает больше двух. Анализ данных по большому количеству аллельных пар называют полигибридным скрещиванием.

При таком анализе приходится изучать большое количество генотипов и фенотипов. Но закономерности, которым подчиняется их наследование часто бывает таким же как при моно- и дигибридном скрещивании.

Когда соблюдается третий закон Менделя?

Законы Менделя носят статистический характер (выполняются на большом количестве особей) и являются универсальными, т. е. они присущи всем живым организмам. Для проявления третьего закона Менделя необходимо соблюдение ряда условий:

  • гены разных аллельных пар (неаллельные) должны находиться в разных парах (негомологичных) хромосом;
  • между генами не должно быть сцепления и взаимодействия, кроме полного доминирования;
  • должна быть равная вероятность образования гамет и зигот разного типа и равная вероятность выживания организмов с разными генотипами (не должно быть летальных генов).

В основе независимого наследования генов разных аллельных пар лежит генный уровень организации наследственного материала, заключающийся в том, что гены относительно независимы друг от друга.

Неаллельные гены в одной хромосоме фото

Если неаллельные гены лежат в одной паре гомологичных хромосом, то запись будет выглядеть так

Отклонения от третьего закона Менделя

Отклонения от ожидаемого расщепления по законам Менделя вызывают летальные гены. Например, при скрещивании гетерозиготных каракульских овец расщепление в F1 составляет 2:1 (вместо ожидаемого 3:1). Ягнята, гомозиготные по доминантной аллели серой окраски (W), нежизнеспособны и погибают из-за недоразвития рубца желудка.

У человека аналогично наследуется доминантный ген брахидактилии (короткие толстые пальцы). У гетерозигот наблюдается брахидактилия, а гомозиготы па этому гену погибают на ранних стадиях эмбриогенеза.

У человека имеется ген нормального гемоглобина и ген серповидно-клеточной анемии (HbS). Гетерозиготы по этим генам жизнеспособны, а гомозиготы по HbS погибают в раннем детском возрасте (гемоглобин S не способен связывать и переносить кислород).

Затруднения в интерпретации результатов скрещивания (отклонения от законов Менделя) может вызвать и явление плейотропии, когда один ген отвечает за проявление нескольких признаков. Так, у гомозиготных серых каракульских овец ген W детерминирует не только серую окраску шерсти, но и недоразвитие пищеварительной системы.

Задачи на дигибридное скрещивание с решением

  1. У человека глухонемота наследуется как аутосомный рецессивный признак, а подагра – как доминантный признак. Оба гена лежат в разных парах хромосом. Определите вероятность рождения глухонемого ребёнка с предрасположенностью к подагре у глухонемой матери, не страдающей подагрой и у мужчины с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.

Рассуждение:

  • это прямая задача, так как из описания известны генотипы родителей, а узнать нужно генотипы и фенотипы потомков. Доминирование полное, признака 2, значит скрещивание дигибридное.
  • вводим буквенные обозначения доминантного и рецессивного признаков: глухонемота – а, норма по данному признаку – А, подагра доминантный признак – В, её отсутствие – в.
  • определяем генотипы родителей. Мать глухонемая, значит её набор аллелей однозначен – аа, она не страдает подагрой, у неё отсутствует доминантный аллель по этому признаку – вв. Генотип матери аавв. Отец может иметь несколько вариантов генотопов. Он не глухонемой, но может быть носителем, тогда либо Аа, либо АА. Он болен подагрой, но его второй аллеьный ген может быть нормальным: либо Вв, либо ВВ. Нужно рассмотреть несколько вариантов решения задачи с разными возможными генотипами отца: АаВв, АаВВ, ААВв и ААВВ. Жаль, что в задаче не сказано, что родители дигомозиготы.
  • составляем схемы скрещивания и определяем генотипы и фенотипы потомков.

Вариант 1.

P: ♀ аавв ♂ АаВв
G: ав АВ, Ав, аВ, ав

Генотип ребёнка с предрасположенностью к подагре при данном генотипе родителей – ааВв. Вероятность рождения таких детей составляет 25%, или ¼ часть.

Вариант 2.

P: ♀ аавв ♂ АаВВ
G: ав АВ, аВ
F1: АаВв, ааВв

Вероятность рождения глухонемых детей с предрасположенностью к подагре составляет 50%.

Вариант 3.

P: ♀ аавв ♂ ААВв
G: ав АВ, Ав
F: АаВв, Аавв

Вариант 4.

P ♀ аавв ♂ ААВВ
G ав АВ
F АаВв

  1. У свиней чёрная окраска шерсти (А) доминирует над рыжей (а), а длинная щетина (В) над короткой (в). Гены не сцеплены. Какое потомство может быть получено при скрещивании чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной чёрной самкой с короткой шерстью. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.

Рассуждение:

Задача более однозначна, в ней чётко сказано, что самец дигетерозиготен, а самка гомозиготна.

  • Определяем генотипы родителей. Чёрный (А) самец с длинной шерстью (В) дигетерозиготен – АаВв. Чёрная (А) самка с короткой (в) шерстью гомозиготна – ААвв.
  • Определяем гаметы родителей.
  • Записываем схему скрещивания в решётку Пеннета. Так как у матери один тип гамет, строк нам хватит и 2.

Чёрный с длинной шерстью

Ответ: генотипы родителей: самка – Аавв, самец – АаВв, генотипы потомства: ААВв, ААвв, АаВв, Аавв; фенотипы потомства и их соотношение: 2 чёрных длинношерстных : 2 чёрных короткошерстных.

  1. Известно, что карий цвет глаз (D) и тёмные волосы (С) – доминантные признаки. Кареглазый брюнет, гетерозиготный по обоим признакам женился на голубоглазой блондинке. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы детей этой пары.

Рассуждаем:

Задача на дигибридное скрещивание раз описывают два разных признака. Доминирование полное.

Решаем

  • Определяем генотипы родителей. Кареглазый брюнет гетерозиготный по обоим признаком – один вариант генотипа: DdCc, голубоглазая блондинка – также один вариант: ddcc.
  • Определяем типы их гамет.
  • Записываем скрещивание в решётку Пеннета и определяем фенотипы и генотипы возможных потомков.

Ответ: генотипы родителей: мать – ddcc, отец – DdCc; возможные генотипы детей – DdCc, Ddcc, ddCc, ddcc; возможные фенотипы детей – кареглазый брюнет, кареглазый блондин, голубоглазый брюнет, голубоглазый блондин в соотношении 1:1:1:1.

Вам будет интересно

Анализирующее скрещивание белых и красных роз фото

При селекционной и экспериментальной работе часто бывает нужно определить генотип особи с доминантными признаками. При…

Стручёк и горошины фото

Моногибридное скрещивание – такое, при котором исследуют только два варианта одного признака, например, белую и…

Подумайте! Когда нужно начинать ориентироваться – до похода или тогда, когда уже заблудился? Какие способы…

Картографические проекции сегодня – это математические способы изображения всего земного эллипсоида или его части на…

Чтобы измерить расстояние по плану, карте или глобусу, нужно знать, что такое масштаб и уметь…

Решетка Пеннета была предложена английским ученым Пеннетом, чтобы облегчить решение практических задач по генетике. Когда речь идет об одном признаке, по которому проводится изучение, можно попытаться создать схему-рисунок или просчитать возможные варианты в уме. Но если изучается два и более признаков, схемы пестрят странными обозначениями, а запомнить все сочетания просто невозможно. В таких обстоятельствах решетка Пеннета — отличный способ упорядочить решение.

задачи на генетику

Исходя из известных законов генетики, мы знаем, что каждый качественный признак любого организма закодирован в ДНК. Участок ее молекулы, отвечающий за один такой признак — ген. Поскольку любая клетка организма имеет в своем ядре двойной набор хромосом, то получается, что за один признак отвечает один ген, но он присутствует в двух формах. Они называются аллели. Зная, что при половом размножении клетка (гамета) содержит набор хромосом, поделенный на два, и помня, как эти клетки образуются в организме, понимаем, что в каждую такую половую клетку попадает один либо другой аллель гена. Решетка Пеннета фиксирует все возможные типы гамет от каждого родителя. Их записывают над ней от одного участника скрещивания и с какой-либо стороны (обычно слева) — от другого. В клетке пересечения столбца и строчки мы обнаружим сочетание генов потомка, которое будет определять то, как именно проявится у него тот или иной признак.

Какие они бывают

решетка пеннета

Принцип построения этих таблиц один и тот же, но в целом принято выделять следующие типы решеток Пеннета:

  • вертикально-горизонтальная;
  • наклонная.

При этом первый вариант строится так, как обычная таблица со столбцами и строчками, а второй представляет собой ромб, по верхним боковым ребрам которого пишут обозначения возможных родительских гамет. Использование второго типа встречается редко.

Практическое применение

типы решеток

Как уже было сказано, решетка Пеннета применяется для решения задач. Она является наглядным графическим методом, который позволяет просчитывать получившееся потомство по любому количеству признаков. Принципы решения любой задачи на генетику можно сформулировать следующим образом: определяем, как будет обозначен каждый ген. Выясняем родительские генотипы (сочетания генов), определяем, какие половые клетки могут образоваться у каждого родительского организма. Заносим данные в решетку Пеннета, находим все возможные генотипы потомков. По ним можно сориентироваться, каким образом будет выглядеть каждый из получившихся организмов.

Очень простой пример: гены длины шерсти у кошек, обозначим их G и g. Проводим скрещивание короткошерстной кошки и длинношерстного кота. Ген длинношерстности рецессивен, это значит, он проявляется только в гомозиготном состоянии, то есть наш кот может иметь генотип только gg. А вот кошка может быть как Gg, так и GG. Этого мы не можем сказать по внешности (фенотипу), но можем сделать вывод, если у нее от кота с длинной шерстью уже рождались такие же, как он, котята, то ее формула — Gg. Пусть так и будет. А вот и простейшая решетка:

Получили, что 50 % котят имеют длинную шерсть, как отец. А другая половина их короткошерстны, но несут гены длинношерстности, их генотипы такие же, как у матери.


Умение решать задачи по генетике очень важно, особенно, если школьник собирается сдавать Единый Государственный Экзамен по предмету биология. На первый взгляд, генетические задачи представляют собой что-то запутанное и непонятное. Но если разобраться в процессе решения, то все окажется не так уж и страшно. Давайте разберемся, как решать задачи по генетике.

История

Генетика - это сравнительно новая наука, заключающаяся в изучении наследования и изменчивости живых организмов. Огромный вклад в ее развитие привнес знаменитый ученый-биолог Грегор Мендель. Именно он сформулировал три самых главных закона, от которых в дальнейшем оттолкнулось развитие данной научной области и ввел понятие "генетика".

Грегор Мендель

Несмотря на то, что имя этого выдающегося ученого фигурирует во многих учебниках как имя первооткрывателя данной биологической области, не стоит думать, что он первый задумался о наследственности. За его открытиями и тремя постулатами генетики стоит титанический труд его последователей, пытавшихся изучить данную область. Ведь, как показывает история, уже более шестисот лет назад люди понимали примитивные закономерности наследования, но не могли их объяснить.

Законы Менделя

Без знания трех основных законов наследования и изменчивости невозможно заниматься решением задач по генетике.

Первый закон объясняет принципы единообразия гибридов первого поколения и звучит следующим образом:

При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей.

Данный закон означает, что если скрестить две чистые линии по одному признаку, например, зеленый и желтый горох, то абсолютно у всех потомков проявится только один цвет (либо желтый, либо зеленый), в зависимости от того, чей признак более сильный (доминантный).

Второй закон, который объясняет расщепление признаков, звучит следующим образом:

При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу -3:1, по генотипу - 1:2:1.

Это означает, что у родителей, которые не являются чистыми линиями, в любом случае, с меньшей вероятностью, но появится у потомства внешнее различие, не говоря уже о генотипе.

Третий закон о независимом наследовании звучит как:

При скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Это означает то, что один независимо наследуемый признак никак не может повлиять на проявление или не проявление другого независимого признака.

Общие правила

Чтобы научиться решать задачи по генетике, необходимо:

  • Уметь читать условие задачи, выбирая из него необходимую информацию.
  • Уметь различать аллельные и неаллельные гены.
  • Различать наследование, сцепленное с полом и аутосомное.
  • Уметь пользоваться терминологией и правилами оформления задач.
  • Уметь пользоваться решеткой Пеннета.

Если вы уже имеете представление о генетике как о науке, знаете терминологию и теорию, то половина пути уже пройдена - можно приступать к решению задач.

Ученые генетики

Оформление

Задачи по биологии на генетику имеют свою специфику оформления, для который необходимо знать и уметь пользоваться особой символикой. Данные символы представлены в таблице.

Обозначения в генетике

Пользование данной символикой поможет облегчить решение задач и уменьшит громоздкие записи сложных заданий.

Решетка Пеннета

Решетка Пеннета - это специальная таблица, которой очень удобно пользоваться при решении задач по генетике, в условиях которых фигурируют более одной пары признаков.

Она представляет собой таблицу, по правую сторону которой вертикально пишется мужской генотип, а горизонтально сверху - женский. Середина заполняется предполагаемым генотипом потомков.

Если задачи по теме генетика даются школьнику с трудом, то рекомендовано решать даже самые легкие из них с помощью этой решетки. Она поможет правильно расписать генотип, не запутавшись.

Многибридное скрещивание

Теперь, когда основные генетические принципы рассмотрены, можно приступать к объяснению задач по генетике. Начнем изучение с самых простых примеров на моногибридное скрещивание, в которых рассматривается только одна пара признаков.

Возьмем такой пример задачи по генетике: ген глухоты является рецессивным, в отличие от гена нормального слуха. У неслышащего мужчины и нормальной женщины родился ребенок с нарушением слуха. Необходимо определить генотипы всех членов семьи.

Как решить задачу по генетике? Начнем разбор по-порядку:

  1. Ген глухоты рецессивный, значит обозначим его "а", ген нормального слуха будет "А".
  2. В задаче ничего не сказано про половые хромосомы, значит ген локализуется в аутосоме.
  3. Подберем генотип отца. Он не слышит, и, учитывая, что ген глухоты рецессивный, этот мужчина должен иметь чистую линию следующего типа - "аа".
  4. Тот же принцип будет у потомка. Полная глухота возможна лишь при чистой линии рецессивного признака, иначе бы доминантный ген нормального слуха перекрыл его.
  5. Подберем генотип матери, у который по условию нормальный слух. Согласно первому закону Менделя о том, что при скрещивании двух чистых линий потомки всегда носят доминантный фенотип, можно сделать вывод, что мать является гетерозиготной по данному признаку.

Таким образом ответ этой задаче по генетике следующий: аа - отец, аа - ребенок, Аа - мать.

Дигибридное скрещивание

Решение задач по биологии на генетику такого типа предполагает использование решеток Пеннета. В данных задачах рассматривается наследование двух независимых признаков.

Итак, условие, взятое из учебника:

У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.

Приступим к решению данной задачи по генетике:

  • Определим важные моменты задачи: красную окраску, которая является более сильным признаком, обозначим, как "А", соответственно желтую, как - "а". Гладкую кожицу, как "В", а кожицу с пушком, как "в".
  • Известно, что родители являются чистыми линиями, следовательно их генотипы примут следующий вид: ААВВ и аавв.
  • Чтобы определить генотипы и фенотипы потомков в первом поколении не нужно даже составлять решетку Пеннета. Согласно первому закону все потомки будут гетерозиготны (АаВв) и иметь фенотип доминантный фенотип, то есть красную окраску и гладкую кожицу.

Задачи с решеткой Пеннета

Рассмотрим задачи по генетике также с дигибридным скрещиванием, но уже по-сложнее.

Возьмем потомков первого поколения из условия выше, то есть томаты с красной гладкой кожицей и генотипом АаВв и скрестим их с рецессивной чистой линией (аавв).

Чтобы узнать генотипы и фенотипы потомков, для удобства нам необходимо составить таблицу.

Родители АВ Ав аВ ав
ав АаВв Аавв ааВв аавв

Теперь по известным генотипам очень легко определить внешний вид потомков:

  • 1 потомок с красной кожурой и гладкой кожицей (АаВв);
  • 1 с красной кожурой и пушком (Аавв);
  • 1 с желтой кожурой и гладкой кожицей (ааВв);
  • 1 желтый с пушком.

Вот так легко решается задача по генетике на скрещивание по двум и более признакам.

Дигибридное скрещивание томатов

Наследование, сцепленное с полом

Помимо признаков, наследуемых по аутосомному типу, у человека и животных существует огромное количество признаков, которые локализуются в половых хромосомах.

Известно, что у человека, не страдающего какими-либо серьезными генетическими отклонениями, их две (ХХ у женщин; ХУ у мужчин). Большинство признаков несет именно Х хромосома.

Рассмотрим пример решения задач по генетике на данную тему. Возьмем условие из учебника:

От родителей, по фенотипу имеющих нормальное зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник (не различает красный и зеленый цвета). Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

Решение данной биологической задачи по генетике будет следующим:

  • Как известно, дальтонизм сцеплен с Х хромосомой как рецессивный признак. Обозначим дальтонизм как Х а , а нормальное зрение, как Х А .
  • Определим генотип родителем. Если отец имеет нормальное зрение, то он не может быть носителем гена дальтонизма в виду своей половой особенности. Его генотип - Х А У. Учитывая то, что в семье все-же появился дальтоник, мать была носителем этого дефекта, хотя сама им не страдала. Ее генотип Х А Х а .
  • Чтобы определить генотипы детей, составим для большего удобства специальную таблицу:

Таким образом мы определили все генотипы в данной задаче по генетике.

Задачи на группы крови

Это особый тип задач, при решении которых надо знать, каким именно образом наследуется та или иная группа крови. Для этого необходимо воспользоваться специальной таблицей, изображенной на рисунке ниже.

Таблица группы крови

Теперь, узнав главные закономерности, давайте попробуем решить задачу по генетике следующего содержания: у матери 1-я группа крови, а у отца - 4-я. Определите группы крови ребенка.

Разберем задачу по-порядку:

  • Согласно таблице, данной выше, 1-я группа крови обозначается, как I O I O , а 4-я - I A I B .
  • Учитывая генотипы родителей, группа крови ребенка будет либо 2(I A I O ), либо 3 (I B I O ), в соотношении 50 процентов.

Попробуем решить еще одну задачу, но уже на резус-фактор. Для этого воспользуемся другой показательной таблицей, представленной на рисунке.

Наследование резус-фактора

Итак, дано: оба родителя имею отрицательный резус фактор, а ребенок - положительный. Отец решил сделать тест на подтверждение родства. Какой будет результат данного теста?

Ответ: по результатам теста на определение отцовства, ребенок не будет являться родным. Так как положительный резус-фактор означает, что он должен иметь хотя бы одного родителя с положительным резус-фактором.

Задачи повышенной сложности

Рассмотрев, простые задачи по генетике, давайте попытаемся решить более сложные. Возьмем, пример, задачу, которая будет содержать в совокупности и аутосомные признаки и половые.

Итак, дано: у человека генетически обусловлено доминирование карих глаз над голубыми. А дальтонизм считается рецессивным по отношению к нормальному зрению.

Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.

Решаем пошаговым способом:

  • Как известно из ранее решенных задач, дальтонизм сцеплен с полом, а, если конкретно, то с Х хромосомой, и обозначается, как Х а . Про признак цвета глаз ничего не сказано, значит делаем вывод, что он аутосомный и обозначаем его В(карие) и в(голубые).
  • Определим генотип матери. Известно, что она кареглазая и имеет нормальное зрение, но она не может быть чистой линией, потому что ее отец имел голубые глаза и проблемы с восприятием цвета. Таким образом, ее генотип будет ВвХ А Х а .
  • Определим генотип отца. Из условия это сделать не сложно: он имеет голубые глаза и нормальное зрение, значит - ввХ А У.
  • Для того, чтобы определить генотип потомков, составляем решетку:

Наглядные генотипы готовы. Теперь осталось определить вероятность появления в этой семье кареглазых детей с нарушениями цветовосприятия и определить их пол. Для этого внимательно рассмотрим таблицу. Кареглазый дальтоник появится только в одном случае, и это будет мальчик. Таким образом вероятность его появления равна 1/8.

Генетика в Едином Государственном Экзамене

Выпускники, нацеленные на сдачу биологии в этом году, должны знать, что встречаются в ЕГЭ задачи по генетике. Чтобы успешно сдать экзамен, не достаточно уметь решать простые задания на изменчивость и наследование, но еще обладать навыками решения более сложных заданий.

Согласно статистке в Едином государственном тестировании встречаются несколько вариантов генетических задач, как в первой части, так и в последней, которая дает большее количество баллов.

Задачи по генетике на моногибридное скрещивание очень часто фигурируют в части А демонстрационных вариантов, под номерами (7, 8 и 30).

А вот задания на дигибридное и полигибридное скрещивание, на половое наследование и на группы крови чаще всего составляют последнюю, саму сложную часть вопросов Единого Государственного экзамена. Они фигурируют под номером 6.

За правильно решенную и, что немаловажно, правильно оформленную задачу могут дать три балла.

Также возможно встретить и смешанный тип, который рассмотрен в данной статье как задачи повышенной сложности. Им тоже необходимо уделять внимание при подготовке к поступлению, потому что на первом курсе профиля естественных наук будут решаться такие задачи.

Подготовка к экзамену

Чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо уделять внимание не только теоретической подготовке, но и практиковаться в решении задач. Систематичность и регулярность в этом деле вознаградят выпускников высокими баллами за экзамен и поступлением в выбранный институт на хорошую специальность.

Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого.

Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки.

Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание.

Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки.

Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология.

Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология.

Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы

Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы.

Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость.

Организм человека. Гигиена человека.

Эволюция живой природы.

Эволюция живой природы. Происхождение человека.

Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.

Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.

Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье.

Биологические системы и их закономерности.

Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание).

Задание с изображением биологического объекта.

Задание на анализ биологической информации.

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.

Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях.

Читайте также: