Как сделать тарировочную таблицу для топлива

Обновлено: 07.07.2024

Тарирование топливных емкостей на АЗС, АТЗ, котельные с установленными датчиками уровня топлива LLS.

После окончания установке системы Омникомм на большие ёмкости проводиться тарировка топливных цистерн, в которых может храниться и выдаваться либо перевозиться:

Важно, чтобы в зимнее время вязкость топлива, мазута и масел была текучая, не густела до твердого состояния и парафина. Либо происходил подогрев ёмкости для поддержания положительной температуры. Иначе в измерительной трубке датчика LLS произойдёт застывание и показания уровня жидкости будут не корректны.

Тарирование емкостей до 5 м³ по времени занимает не менее 12-ти часов.

Тарирование цистерн от 5 м³ до 10 м³ может занять от 1-го дня до 2-х суток.

Важно иметь вторую емкость с таким же запасом топлива или организовать оперативный подвоз для бесперебойной тарировки.

На таких емкостях установщик пользуется мерной емкостью 20 литров с нижним краном для слива заданной нормы в цистерну.

Основные правила тарировки для получения точности по объему топлива в программном обеспечении (ПО):

- проводить тарировку только поверенным мерником в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ);

- тарировать мерной ёмкостью максимально малыми дозами по 20 литров для таких объёмов;

- с помощью проливов цистерны задается от 75 - 500 цифровых точек, в зависимости от объема.

- фиксирование цифрового кода в таблицу тарировки. Если спутать, то придётся тарировать заново;

- тарировать ТС на ровной площадке без наклона;

- колеса автомобиля должны быть накачены до нормы;

- стационарная ёмкость должна располагаться жёстко без возможности дальнейшего изменения своего положения по осям;

- не учитывайте температуру топлива, а наливайте в мерник до уровня 20 С. Это строго соответствует заявленному объему - 20 литров. Мы задаём объем топлива, а не учитываем плотность и вес в момент тарировки. НАМ НУЖЕН ОБЪЕМ.

Никогда не соглашайтесь и не разрешайте проводить вам тарировку с помощью насосов и счетчиков – это полный развод. Вам не нужны средние показания температуры по больнице. Таким дешёвым и быстрым способом конкуренты сбивают цену на тарировку, не заморачиваются с качеством тарировки, их не волнует точность тарировки. У таких компаний задача одна просто заработать на количестве, но никак не сделать качественно.

Тарируете правильно и качественно! Да прибудет с Вами – точность!

Калибровка резервуаров. Поверка емкостей. Градуировочная таблица

При эксплуатации резервуаров в промышленности и коммерческой деятельности, на АЗС постоянно требуется вести учет по расходу и остаткам хранимого продукта в резервуаре. С этой целью проводится градуировка резервуара. Основными документами, регламентирующими эти работы, являются ГОСТ 8.570-2000 и ГОСТ 8.346-2000. Первоначально градуировку проводят после изготовления емкости и монтажа на месте установки, по результатам выполнения этих работ составляется градуировочная таблица резервуара, с указанием срока ее действия. Данные измерений внесенные в эту таблицу калибровки сохраняют свою актуальность в течении определенного времени. Естественный износ, коррозия стенок, донные отложения, вмятины и выпуклости, ремонтные работы вызывают изменения внутреннего объема резервуара, и как следствие, вместимость хранимого топлива. Вследствие этого есть необходимость постоянной корректировки данных градуировочной таблицы. Периодичность градуировки емкостей производится на основе графика составленного и утвержденного на предприятии, но не позже срока использования градуировочной таблицы. Основаниями для проведения внеочередной градуировки резервуара являются изменения в его конструкции, ремонт, зачистка и возможные внешние механические воздействия, вызвавшие изменения объема.

Таблица градуировки резервуара

Основным инструментом для точного определения объема продукта находящегося в резервуаре является градуировочная таблица резервуара. Определение вместимости стальных резервуаров и их градуирование должны проводиться:

  1. вертикальных цилиндрических вместимостью 100— 50 000 м3 — согласно ГОСТ 8.380—80 (часть II, прил. 1, п. 1);
  2. горизонтальных вместимостью 3—200 м3 — согласно ГОСТ 8.346—79 (часть II, прил. 1, п. 2);

В зависимости от объема резервуара, при определении количества хранимого продукта в градуировочной таблице допускаются погрешности:

  1. ±0.2% для объемов 100 – 3000 м³;
  2. ±0.15% для объемов 3000 – 5000 м³;
  3. ±0.1% для объемов 5000 – 50 000 м³.

Поверку горизонтальных цилиндрических стальных резервуаров проводят объемным или геометрическим методом. Объемный метод поверки емкостей осуществляют двумя способами: с использованием образцовых мерников и образцового уровнемера и с использованием образцового счетчика жидкости и образцового уровнемера. При объемном методе поверки измеряют объем жидкости в резервуаре, и высоту наполнения после каждой или нескольких контрольных доз. Геометрический метод поверки заключается в измерении размеров резервуаров и проведении расчетов объема.

Пример градуировочной таблицы. Градуировочные таблицы резервуаров должны утверждаться руководством предприятия. Все измерения по размерам резервуара и его элементам конструкции производятся метрологической службой или комиссией созданной на предприятии. По полученным данным составляется акт, который утверждается главным инженером. Таблица отображает фактический объем хранимого продукта на основании показаний отметок уровня топлива. Градуировочная таблица емкости, акт проведенных измерений и поправки неровности днища хранятся на предприятии. Калибровку емкостей по данным таблицы выполняют специальные бригады из состава предприятий имеющих лицензию и сертификат на выполнение таких работ. Градуировочная таблица составляется на 5 лет. К основным способам поверки емкостей относятся: • геометрический; • объемный. Выбор способа поверки зависит от следующих факторов: • объема емкости; • доступности выполнения работ по поверке; • наличия измерительных приборов; • экономической целесообразности;

Геометрический метод поверки резервуара

Градуировка резервуаров геометрическим методом применяются к наземным резервуарам одностенной конструкции. К поземным и двустенным резервуарам она не применима, вследствие невозможности проведения необходимых замеров. Этот метод калибровки заключается в снятии всех геометрических размеров резервуара, его внутреннего оборудования и конструктивных элементов. Кроме этого проводят нивелировку днища для измерения выпуклостей и впадин. Измерениям также подлежат толщина стенок и деталей резервуара. Эти измерения производят с помощью рулетки, каретки, теодолита, нивелира, уровней, ультразвуковых и электронных измерительных приборов. После проведения соответствующих вычислений составляют таблицу данных, и определяют объем емкости. Геометрический метод калибровки используют при различном объеме емкостей, а для резервуаров большого объема (свыше 5000 м³) он является наиболее доступным и экономически обоснованным.

Объемный метод поверки резервуара

Поверка резервуара объемным методом используется для емкостей любого вида и конфигурации. Единственным ограничением является объем резервуара. Ее рекомендуется применять для емкостей объемом до 5000 м³, а для подземных и двустенных резервуаров это почти единственный вариант поверки. Этот метод является одним из основных для проведения градуировки резервуаров на АЗС. Кроме традиционного способа проведения поверочных работ на АЗС, для градуировки резервуаров широко используют передвижные лаборатории и программно-измерительные комплексы на автомобилях. Это оборудование позволяет производить высокоточную калибровку резервуаров в минимальные сроки. Традиционный объемный метод проведения градуировки резервуаром требует наличия следующих измерительных приборов и оборудования: • уровнемера и счетчика жидкости; • манометра; • спиртового термометра; • рулетки с грузом; • ареометра; • секундомера; • насоса с запорной арматурой, фильтром и регулятором расхода. При объемном методе учитываются погодные условия, температура воздуха и жидкости для поверки. Для выполнения измерения используют воду или светлые нефтепродукты. Эти работы выполняются при температуре воздуха плюс 5 — 35°С в сухую погоду. При использовании воды в качестве поверочной жидкости ее температура должна быть 2°С, а для нефтепродуктов эта величина составляет 0.5°С.

Объемная поверка проводится двумя способами:

• статистическим. При этом способе поверочная жидкость закачивается в резервуар с контролем ее объема. • с использованием мерных емкостей. В этом случае для выполнения работ используются мерные емкости (мерники). Поверочную жидкость с мерника закачивают в резервуар насосом с последующим занесением результатов в таблицу закачанного объема и фиксации отметки этого уровня.

Современное оборудование проведения поверочных работ позволяет производить их с высокой точностью и за небольшие промежутки времени. В качестве примера такого оборудования является программно-аппаратный комплекс, где для поверочных работ применяют лазерный сканер Faro, проводящий измерения в формате 3D. Он имеет программное метрологическое обеспечение и способен выполнять поверочные работы для резервуаров любого типа, вида и объема.

Калибровка резервуаров

Методика поверки и калибровки резервуаров изложена в стандартах ГОСТ 8.346-2000 и ГОСТ 8.570-2000.

Поверка проводится в случае использования резервуаров для осуществления государственных учетных операций, а также при проведении торговых операций со сторонними организациями.

Калибровка резервуаров проводиться для оперативного контроля емкостей, которые используются в технологических процессах, внутреннего учета нефтепродуктов и расчета внутри предприятия.

Организации или компании, имеющие аккредитацию на проведение калибровочных работ, могут проводить калибровку резервуаров, не подлежащих государственному метрологическому контролю.


При калибровке емкости проводиться определение вместимости резервуара и его градуировка с последующим составлением таблиц градуировки.

Калибровка емкостей нужна для определения действительных значений метрологических характеристик средства измерения – резервуара. Калибровка резервуаров проводиться составлением градуировочных характеристик с заданным интервалом для определения количества нефтепродукта на высоте уровня.

Для калибровки емкостей используют геометрический и объемный метод. Таблицы калибровки, составленные с помощью объемного метода, более точные, поскольку в них учитывается влияние многих факторов на изменение размеров: возможная деформация резервуара, угол наклона и т.д.

Объемный метод применяется для калибровки резервуаров АЗС, топливных емкостей, горизонтальных резервуаров ГСМ, железнодорожных цистерн, а также вертикальных резервуаров нефтебаз. Калибровка емкостей геометрическим методом используется для горизонтальных и вертикальных цилиндрических резервуаров, железобетонных резервуаров, а также технологических и магистральных нефтепроводов.

При калибровке резервуаров геометрическим методом производится измерение линейных параметров емкости и внутренних конструкций измерительными приборами: металлическими метрами, линейками, нивелирами, рулетками и пр.

Для калибровки резервуаров объемным методом используют различные программно-измерительные комплексы и передвижные измерительные лаборатории. С помощью современных мобильных измерительных установок достигается высокоточная калибровка емкостей за счет использования объемного метода: дозированным или непрерывным проливом. Для контроля запаса топлива многие компании применяют современные автоматические системы измерения уровня.

Это позволяет проводить калибровку емкостей ГСМ, резервуаров АЗС и других топливных емкостей быстро, экономно, не прибегая к их разлючиванию.

Применение автоматизации при калибровке резервуаров АЗС значительно сокращает длительность простоя заправочной станции.


Калибровка топливных емкостей особенно актуальна для проведения последующего оперативного контроля объема нефтепродуктов в резервуарах АЗС и ГСМ.

Градуировочная таблица позволяет определять количество топлива, находящегося в бензовозе, а также проданного в течение любого отчетного периода.

Калибровка емкостей АЗС, ГСМ и других нефтяных резервуаров, проведенная квалифицированными специалистами компании Эвита-Стайл, позволяет получить достоверную, отвечающую требованиям точности, градуировочную таблицу для оценки вместимости резервуаров.

После проведения измерений выдается сертификат, которым удостоверяются результаты калибровки резервуаров.

Тарировка топливных емкостей

Проблема точного контроля за расходом топлива актуальна для подавляющего большинства автопредприятий, поскольку расходы на горючее для них являются наиболее затратной статьей бюджета и даже небольшой перерасход топлива может привести к печальному результату в финансовом плане. И чтобы иметь возможность получать данные о фактическом остатке горючего в топливных баках автомобилей, эти емкости должны быть предварительно проградуированы. Другими словами эта процедура известна как калибровка или тарировка топливного бака.

Смысл тарировки состоит в том, что выясняются зависимость между цифровыми значениями датчика уровня топлива и действительным остатком в баке. Однажды выполнив подобный контроль емкостей для топлива, в дальнейшем можно избавиться от необходимости выполнения сложных расчетов по переводу измеренного уровня топлива в его фактический объем. Результатом тарировки топливного бака является составленная специальным образом тарировочная таблица, в которую сведены зависимости показаний датчика уровня топлива от его объема в баке.

Как на практике осуществляется контроль емкостей для топлива

Производится тарировка топливного бака чаще всего при помощи проливов несколькими порциями топлива до полного заполнения емкости. При этом контроль емкостей производится со строгим дозированием заливаемых порций. К примеру, имеется топливный бак емкостью около двухсот литров, который нуждается в градуировке. На первом этапе бак полностью осушается, т.е из него полностью сливается все топливо. Затем в него начинают заливать горючее порциями строго по 10 л. Оптимальный объем порций выбирается индивидуально для каждого случая (не менее 20 проливов), в зависимости от объема емкости. После залива каждой порции с датчика уровня снимаются показания, заносимые в тарировочную таблицу.

Даже из простейшего примера становится ясно, что тарировка топливного бака – мероприятие достаточно дорогое. Во-первых, необходим запас топлива в объеме, равном равный или большем объема исследуемой емкости. Во-вторых, из-за большого количества измерений и проливов тарировка емкостей заметно растягивается во времени. Наконец, для ее проведения требуется достаточно просторная площадка, специально подготовленный для таких работ персонал, а также специализированное оборудование. Также стоит понимать, что при наличии в автопарке нескольких десятков автомобилей стоимость работ и сроки их проведения увеличиваются в соответствующее количество раз.

Между тем, контроль емкостей для топлива может быть проведен и без столь дорогостоящей и длительной тарировки. Для этого достаточно воспользоваться функционалом специальных топливомеров. В этом случае расчет заливаемого объема топлива строится исключительно на принципах геометрии, а количество снимаемых показаний с датчика уровня топлива сокращается до двух. Как правило, топливные баки наиболее популярных моделей автомобилей уже имеют соответствующие тарировочные таблицы. Благодаря этому появляется возможность с минимальными затратами времени узнавать фактический остаток топлива с точностью от 5 до 10% от объема емкости.

Благодаря использованию вычислительной техники тарировка топливного бака не представляет из себя серьезной проблем даже при сложной геометрической форме представленной для исследования емкости. От оператора требуется лишь измерить все необходимые линейные размеры топливного бака и выполнить два измерения уровня топлива при известном точном количестве залитого топлива. Именно поэтому для тарировки большинство автопредприятий используют именно расчетный метод, который при относительно невысокой стоимости проведения самой операции, способен обеспечить огромную экономию за счет ужесточения контроля за наличием и расходом топлива.


  • Сферическая ёмкость
  • Горизонтальный цилиндр с плоскими днищами
  • Горизонтальный эллипс (автоцистерна)
  • Горизонтальный цилиндр со сферическими днищами
  • Горизонтальный цилиндр с эллиптическими днищами
  • Горизонтальный цилиндр с коническими днищами
  • Горизонтальный цилиндр с коническими усечёнными днищами
  • Вертикальный цилиндр с плоскими днищами
  • Горизонтальный цилиндр с эллиптическими днищами
  • Горизонтальный цилиндр с коническими днищами
  • Горизонтальный цилиндр с коническими усечёнными днищами
  • Вертикальный цилиндр с плоскими днищами


Как работает "Tarirovka"?

Чтобы произвести тарировку емкостей нашей программой, ваши действия сводятся к минимуму. Необходимо лишь указать тип ёмкости и данные по её размерам, а также шаг шкалы.

"Tarirovka"в считаные секунды выведет результаты в виде таблицы с нужными параметрами в различных единицах измерения

Вся методика расчета основана на интегральных геометрических методах, которые можно легко проверить. Для того чтобы убедиться, что программа правильно рассчитывает объём, посчитайте полный объём емкости с помощью формулы и с помощью нашей программы, и вы убедитесь, что расчёты совпадут.

Тарирование топливного бака необходимо для установки соответствия цифрового кода, выдаваемого датчиком Omnicomm LLS, и объема топлива в конкретном топливном баке.

Тарирование топливного бака представляет собой заправку топлива в бак – от пустого до полного, с определенным шагом заправки, и фиксацию показаний датчика Omnicomm LLS в тарировочной таблице.

Имеется возможность тарировки емкости методом слива.

Тарировка емкости с одним датчиком Omnicomm LLS:

1. Опустошите топливный бак

2. Подключите датчик Omnicomm LLS к ПК или планшету с помощью устройства настройки УНУ или USB-USB согласно схемам Настройка

5. Установите шаг пролива в литрах

Если геометрия бака не линейна и / или имеет расширения или сужения - для повышения точности, на таких участках баков рекомендуется делать тарировку с меньшим шагом, используя мерные ёмкости меньшего дозирования (большего разрешения).

7. Залейте объем топлива, равный шагу пролива

Заправку производите мерной емкостью или под контролем расходомера жидкости с заданным шагом. Емкость должна иметь метрологическую поверку.

10. Повторите выполнение пунктов 7, 8 и 9 согласно количеству контрольных точек. Рекомендуемое минимальное количество контрольных точек – 20

Тарирование емкости с несколькими датчиками Omnicomm LLS 20160 или LLS 20230 производится аналогично тарировке с одним датчиком. Перед началом тарировки добавьте необходимое количество датчиков Omnicomm LLS и укажите сетевые адреса. Тарировка производится для всех датчиков одновременно. Подключение нескольких датчиков Omnicomm LLS к ПК производится с помощью разветвителя КТЗ.

Тарирование емкости с несколькими датчиками LLS-AF 20310 производится для каждого датчика отдельно. Для импорта в Omnicomm Online профиля ТС с несколькими тарировочными таблицами LLS-AF 20310 :

Экспортируйте тарировочные таблицы в файл Omnicomm Online (.xml) для каждого датчика по отдельности При экспорте указывайте различные номера датчиков LLS-AF 20310 , начиная с 1. Возможные варианты: от 1 до 4

В машине стоит БК Престиж V55-01, но всегда пользовался виртуальным баком, захотелось чтобы компьютер сам понимал сколько литров в баке. Но 70 литров искатывать очень долго и дороговато, если ездишь не очень много.

Искал в инетрнете, может кто уже делал зависимость литров от напряжения, но ни чего не найдя, поехал делать по инструкции точную тарировку баку.

По инструкции заправляем полный бак и постепенно с уменьшением, охватывая весь бак, добавляем 10 точек или можно добавить точки с аналогичной машины, где было сделано, но такого я не нашел.

Заправив в канистры 80 литров, в гараже мерным строительным стаканчиком стал постепенно заливать в бак по 5-10 литров.

Выкладываю свою таблицу, которая получилась у меня.
- Двигатель 406
- Генератор на 80А
- Все потребители выключены
- Машина на горизонтальной площадке

Л - В
-------
1л - 13,1В
5 - 13
10 - 12
15 - 10,9
20 - 10,2
30 - 8,9
40 - 7,6
50 - 6
60 - 4,1
70 - 2,3

Вот такие данные у меня получились, пока езжу второй день, по моим расчетам БК показывает верно уровень топлива в баке, на уклонах и при резком разгоне бывают отклонения +- 3 литра

Читайте также: