Как сделать танк мс 1 настоящий

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Видеогайд по World of Tanks: советский лёгкий танк МС-1

Текстовая версия гайда по World of Tanks

Исследование советского дерева развития в World of Tanks начинается с лёгкого танка МС-1. Уверен, у многих игроков остались не самые лучшие воспоминания об этом образчике советского танкостроения. И в этом нет ничего удивительного: как и все танки в игре, МС-1 в стоковом исполнении имеет крайне унылые тактико-технические характеристики. Необученный экипаж также не способствует раскрытию потенциала этого великолепного танка.

Прокачать МС-1 в топ и открыть всю технику следующего второго уровня можно буквально за несколько боёв. Казалось бы, несколько боёв на МС-1 и всё, танк можно смело продавать, освободив место в ангаре под следующий танк.

Однако если вы пришли в World of Tanks за нагибом, продать МС-1 будет большой ошибкой. Аццкий нагиб начинается как раз в тот момент, когда МС-1 вкачан из стока в топ, а у вас на счёте лежит кругленькая сумма кредитов, достаточная для покупки снаряжения и дополнительного оборудования.

Давайте же поближе рассмотрим МС-1, чтобы понять, что делает этот танк настоящим песочным нагибатором.

Тактико-технические характеристики МС-1

Прежде чем перейти к изучению тактико-технических характеристик МС-1, пара небольших замечаний.

Во-первых, бои в World of Tanks на танках I и II уровней проходят не на всех картах, которые есть в игре, а на очень ограниченном их количестве. Так, танки I уровня попадают только на четыре карты: Малиновку, Провинцию, Рудники, и на Химмельсдорф. При этом на Малиновке и Провинции намного проще реализовать преимущество мощной снайперской пушки, чем, например, автоматической скорострельной пушки ближнего боя.

Во-вторых, танки I уровня имеют пониженный уровень боёв. В World of Tanks вы не будете встречать противников выше второго уровня, если, конечно, не создадите нубовзвод с игроком на танке более высокого уровня.

Вооружившись этим знаниям можно возвращаться к тактико-техническим характеристикам МС-1 и сравнивать его с одноклассниками.

Начнём с главного, то есть с пушки. На МС-1 ставится 45 мм пушка со средней бронепробиваемостью 51 мм и уроном 47 единиц прочности. Это самая мощная пушка среди всех танков I уровня, которая уверенно пробивает даже песочного Мауса, французский лёгкий танк H35.

Так, у британского среднего танка Medium I, пушка имеет меньшую бронепробиваемость (45 мм) и меньшую скорострельность, но зато больший урон, целых 70 единиц. Французский FT-17 имеет меньшую бронепробиваемость (46 мм), меньший урон – всего 27 единиц, но большую скорострельность. Остальные танки вооружены либо автоматическими орудиями, которые лучше всего показывают себя в ближнем бою, либо имеют совсем уж неконкурентоспособные пушки. В целом, с учётом доступных для проведения боёв карт, орудие МС-1 следует признать лучшим на своём уровне.

Если говорить о динамических характеристиках танка, то при максимальной паспортной скорости в 32 км/ч и удельной мощности 10,8 л.с./тонну, МС-1 уступает только американскому лёгкому танку T1 (развивающему скорость до 41 км/ч при удельной мощности 14,5 л.с./тонну).

Как и абсолютное большинство танков I уровня МС-1 имеет обзор 280 метров. По этому параметру он уступает только немецкому танку L-Traktor, имеющему в топе целых 310 метров обзора.

Последний параметр, на котором хотелось бы заострить внимание, это прочность танка. У стокового МС-1 всего 90 единиц прочности, по этому показателю ему никак не сравниться с рекордсменом 1 уровня британским танком Medium I, у которого целых 130 единиц. Хотя тот же китайский лёгкий танк NC-1 со своими 100 единицами прочности недалеко ушёл от MC-1.

Выбор тактики и устанавливаемого на МС-1 дополнительного оборудования

Разобрав тактико-технические характеристики МС-1, пора выбрать для него правильную победную тактику ведения боя. В World of Tanks необходимо правильно использовать достоинства своего танка, и компенсировать его недостатки. По совокупности тактико-технических характеристик МС-1, скорее, башенная ПТ-САУ, чем обычный лёгкий танк. И играть на нём нужно соответственно. Грамотная маскировка с использованием кустов, поваленных деревьев и рельефа местности, пассивный свет и действия с оглядкой на союзников превращают большинство битв в весёлый тир.

Прокачка экипажа на МС-1

Из минусов – обучить экипаж многим полезным специальностям, увы, не получится. Ведь командир экипажа помимо своей основной специальности совмещает в себе функции наводчика, радиста и заряжающего!

VOD’ы по МС-1

Набор водов по танку МС-1:

Видеоприложение к гайду по советскому лёгкому танку МС-1. VOD'ы по всем четырём картам, куда попадает МС-1. Смотри, учись, ногебай.

Веселье в World of Tanks начинается уже на I уровне - гайд по советскому лёгкому танку МС-1! Анализ тактико-технических характеристик, выбор подходящей тактики ведения боя, подбор дополнительного оборудования и грамотный выбор перков при прокачке экипажа - всё это вы узнаете в моём гайде!

Особенностью конструкции корпуса было то, что он изготавливался цельным без подбашенной коробки, однако в верхней части на бортах корпуса крепились специальные надгусеничные ниши, в которых размешались топливные баки. Заливные горловины баков закрывались броневыми пробками сверху. Для доступа к бакам в задней части кармана имелась крышка, закрепленная тремя болтами и дополненная подвесным кольцом. При удалении болтов крышка открывалась в сторону на петле.

Чертеж танка МС-1 (Т-18) образца 1927 года

В кормовой части крылья изготовлялись из тонкого металла, а в передней — из брезента (но были и с металлическими, и даже (!) фанерными крыльями).

МТО танка закрывал сзади фигурный кормовой лист, который при необходимости мог откидываться на шкворнях вниз, обеспечивая доступ в машинное отделение. Сверху над машинным отделением на крыше, могущей откидываться вверх-вперед, устанавливался колпак со щелевидным отверстием, обращенным в сторону башни. Егo назначение — обеспечить доступ охлаждающего воздуха к двигателю с одновременной зашитой машинного отделения от поражения огнем противника. В кормовой части корпуса выполнен прилив, с задней стороны прикрытый металлическим кожухом с рядом отверстий малого диаметра. Нагретый воздух из машинного отделения через направляющий рукав направлялся к отверстиям и выходил наружу. Для прогрева двигателя рукав закрывался заслонкой. Защита двигателя от попадания пуль и осколков обеспечивалась вертикальным бронелистом. расположенным перед кожухом со стороны двигателя.

Внутри корпуса боевое отделение было изолировано от машинного моторной (по руководству — задней) перегородкой. Для доступа к мотору и его агрегатам изнутри в перегородке имелась двустворчатая дверь с запором. На перегородку также выводились краны переключения правого и левого топливного баков и кран переключения для работы системы питания мотора на самотек или под давлением.

Чертеж танка МС-1 (Т-18) образца 1930 года

В днище корпуса под боевым отделением размещался люк, который служил для выброса стреляных гильз и удаления попавшей в корпус воды. Люк закрывался крышкой и удерживался рычагом, закрепленным барашком. Для удобства работы в танке сверху крышка люка закрывалась вставкой пола.

На танках первых серий в днище корпуса присутствовал также люк под картером двигателя, однако проку от него было немного, и распоряжением по ОАТ от 14 февраля 1930 года он был упразднен.

Башня

Наблюдательные щели в вертикальных стенках башенки во избежание травм оборудовались кожаными налобниками, а сама башенка в месте соединения с крышей башни имела кожаную обивку. В правом борту башни располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое сдвижной заслонкой каплевидной формы.

При модернизации танка форма башни была изменена. Она дополнилась кормовой нишей, предназначенной для установки радиостанции. Ниша закрывалась с тыльной стороны откидной крышкой, облегчавшей монтаж и демонтаж радиостанции и оружия (реально в нише располагали част боекомплекта). Бортовая заслонка вентиляционного окна башни стала прямоугольной и теперь откидывалась на петлях вверх. Новая башня стала тяжелее на 140 кг.

В передних гранях башни располагалось вооружение танка, состоявшее из 37-мм пушки Гочкиса и пулемета. Пушка располагалась в левой передней грани в прямоугольном вырезе, пулемет — в правой в полушаровой установке. При необходимости пулемет можно было перенести в кормовую амбразуру, расположенную на левой задней грани и прикрытую в нормальных условиях броневой заслонкой.

Вооружение

Первоначально артиллерийское вооружение танка состояло из 37-мм пушки Гочкиса. Ствол орудия, длиной 20 калибров, был заимствован от одноименной морской пушки, но клиновой затвор имел иную конструкцию.

противотанковая пушка

. германские и советские противотанковые пушки имели взаимозаменяемые снаряды?

В ПС-1 был изменен ударный и спусковой механизмы, а также некоторым изменениям подверглась маска пушки. Отечественная версия стала проще в производстве, в ней добавился модератор наката, уравновешиватель для облегчения вертикальной наводки, изменена обойма, плечевой упор и т.д.

Для стрельбы из пушки применялись унитарные выстрелы, которые размешались в танке в брезентовых сумках.

На танках первых серий орудия оснащались только диоптрическими прицелами, однако в 1929 году Мотовилихинский Машиностроительный завод начал сборку 2,45- кратного оптического прицела для 37-мм танковых пушек с полем зрения 14°20′ и диаметром выходного зрачка 2,6 мм. Это прицел, разработанный в Ленинграде, пошел на оснащение не которых танков МС-1, выпушенных после 1930 г.

Двигатель и трансмиссия

Подвижность танка обеспечивалась бензиновым четырехцилиндровым четырехтактным танковым мотором воздушного охлаждения конструкции А. Микулина мощностью 35-40 л.с. Зажигание осуществлялось двумя группами свечей (по две свечи в каждом цилиндре) от магнето, обеспечивающего получение мощной искры при пуске мотора, и от динамомагнето, которое служило как для зажигания, так и для питания осветительных приборов.

Вторая особенность — объединение мотора в одном блоке с коробкой передач и сцеплением (главным фрикционом), что было абсолютным новшеством в то время. Наконец, двигатель размещался поперек силового отделения, что давало танку определенные преимущества в весе и длине по сравнению с танками, имевшими продольное расположение моторной группы.

Конструктивно с коробкой передач объединялся простой дифференциал, на выходных валах которого были выполнены шестерни. Вместе с ведущими колесами они составляли конечную (бортовую) передачу.

Шасси

Ведущее колесо состояло из алюминиевой ступицы с насаженным на нее стальным венцом с внешним и внутренним зацеплением. Снаружи оно прикрывалось броневой крышкой. Ступица опиралась на ось через два шариковых подшипника.

Направляющее колесо — алюминиевый диск с промежуточным кольцом и двумя резиновыми бандажами. Ось ленивца, на которой он закреплен на кронштейне корпуса коленчатая, и могла качаться в кронштейне корпуса, обеспечивая натяжение гусеницы.

Подвеска и ходовая часть машины состояла из шести тележек с амортизаторами и парой катков. Кроме того, первые пары катков через серьгу соединены с еще одним опорным катком с каждой стороны. На танках первых серий конструкция передней свечи подвески отличалась от двух задних наличием проушины для крепления серьги с передним опорным катком. Его подрессоривание обеспечивала дополнительная пружинная колонка. Начиная с 1930 года для удешевления производства танков на них начали устанавливать унифицированные свечи.

Гусеничная цепь Т-18 состояла из 51 трака. Траки ранних выпусков были сложны в изготовлении. Они состояли из литого основания с проушинами и гребнем для сцепления с ведущим колесом. С наружней части на них наклёпывалась стальная подошва с боковыми напусками для увеличения несущей поверхности при движении по рыхлому грунту. Сверх подошвы приклепывалась еще и шпора для улучшения сцепления с грунтом. Траки сцеплялись трубчатым стальным пальцем. От выпадения палец с двух сторон удерживался бронзовыми втулками, закрепленными шплинтами.

Органы управления и связи

Для поворота танка предназначались ленточные тормоза. Они же применялись для торможения на спуске и как стояночные. Барабан тормоза левой или правой гусеницы размещался на валу зубчатки дифференциала перед конечной (бортовой) передачей. Для управления ими предназначались два рычага и педаль. Для остановки танка можно было воспользоваться сразу двумя рычагами или тормозной педалью. Для стоянки имелся зубчатый сектор, удерживающий тормозную педаль в нажатом положении.

Под правой рукой механика-водителя на полу устанавливалась кулиса переключения передач с рычагом. Рукоятка для управления зажиганием (привод к магнето) размешалась на левом борту.

Контрольные приборы размещались на щитке справа от механика-водителя на борту танка. Помимо приборов на щитке монтировался центральный переключатель для распределения тока между потребителями (освещение, стартер, звуковой сигнал); манометры давления масла в системе и масляном баке; аэротермометр, показывающий температуру масла в системе; включатель магнето; кнопка стартера; контрольная и осветительная лампочки; кнопка звукового сигнала. Справа от щитка на днище машины находилась аккумуляторная батарея. Ножной переключатель света монтировался на нижнем переднем наклонном листе корпуса.

Танк не имел никаких специальных приборов внутренней и внешней связи. Правда, в 1929 году Орудийно-Арсенальный трест выдал Научно-Испытательному Институту Связи задание на танковую радиостанцию. В частности, предписывалось разработать и изготовить не одну, а сразу три радиостанции — рядового танка, командира взвода и командира роты. Радиостанции были созданы, но ни одна из них нормально не вписалась в отведенное для нее пространство, поскольку выступающие внутрь головки заклепок, болтов и угольников не были учтены при выдаче задания.

Юрий Пашолок. Личинка МС-1

Renault FT на маневрах Красной Армии, 1924 год. Это было лучшее, чем располагали советские танкисты, но к машине имелся ряд претензий. Как и к

Трактор

Задание на постройку будущего Т-16

Задание на постройку будущего Т-16

Авторы Т-16 и члены комиссии испытаний июня 1927 года. Крайний справа - С.П. Шукалов, третий справа - С.И. Королев, директор Ижоорского завода. По центру стоит ведущий инженер О.М. Иванов, позже начальник КБ Кировского завода и один из авторов Т-28. Крайний слева - Н.Н. Магдесиев, главный на

Силовой блок МС-1. Для своего времени высший пилотаж технической мысли. Исходное проектирование вел А.А. Микулин, но основная разработка легла на плечи инженеров

Корпус Т-18, более ранний Т-18 отличается от него моторным отделением

Корпус Т-18, более ранний Т-18 отличается от него моторным отделением

Конструкция подвески не имела прямых аналогов

Конструкция подвески не имела прямых аналогов

Башня и одно из немногих изображений танкового пулемета Фёдорова

Башня и одно из немногих изображений танкового пулемета Фёдорова

Будущий Т-16 на момент постройки, 17 февраля 1927 года

Будущий Т-16 на момент постройки, 17 февраля 1927 года

Опытный танк существенно отличался конструкцией моторного отделения

Опытный танк существенно отличался конструкцией моторного отделения

Испытания 8 марта 1927 года. В тот день прошли первые серьезные испытания танка

Испытания 8 марта 1927 года. В тот день прошли первые серьезные испытания танка

Танк ломает сарай. Светлая окраска объясняется тем, что танк только грунтовали. Прямое распоряжение Шукалова. Характерной деталью башни Т-16 является наличие эвакуационного люка. Далее он сохранился на БА-27

Танк ломает сарай. Светлая окраска объясняется тем, что танк только грунтовали. Прямое распоряжение Шукалова. Характерной деталью башни Т-16 является наличие эвакуационного люка. Далее он сохранился на БА-27

Окончание сборки совсем не означало, что тут же начнутся испытания. Опытный мотор еще требовал доводки, которая шла в феврале-марте 1927 года. К 26е февраля на завод прибыл Микулин, тогда же он впервые увидел мотор. Несмотря на мелкие недоработки, разработке была дана высокая оценка, также появилось пожелание дополнительно испытать силовую установку в НАМИ. 3-5 марта состоялись первые заводские испытания, в их ходе проверялась возможность передвижения танка. 5 марта танк взвесили на заводских весах. Без вооружения, команды и боеприпасов масса составила 4200 кг. Далее, 8 марта, состоялись первые полноценные испытания. В сопровождении двух 5-тонных тракторов танк прошел 12 километров. Указывалось, что проходимость танка не уступала тракторам с установленными шпорами, а на ровных участках местности танк сопровождения уходил от трактора. На шоссе скорость достигла 15 км/ч. Таким образом, первые испытания завод посчитал успешными, указав, что машина готова к тестам Артиллерийского Управления.

Танк после доработки. Появился глушитель,а также его ограждение

Танк после доработки. Появился глушитель,а также его ограждение

После установки орудия

После установки орудия

Испытания июня 1927 года. Танк преодолевает затяжной подъем

Испытания июня 1927 года. Танк преодолевает затяжной подъем

31 мая танк прошел еще один этап заводских испытаний. Скорость на отдельных участках достигала 13 км/ч. В ходе 12-километрового пробега машина не имела никаких проблем, это стало основанием на отправку ее в Москву и окончательного ее принятия по наряду от 25 июля 1925 года. Таким образом, ни второго танка, ни мотора водяного охлаждения не изготовили. 3 июня опытный танк отправился в Москву на полигонные испытания, сопровождал машину водитель Александр Лундышев. При этом заводу дали указание продолжить работу по многослойной броне Рожкова, одновременно шли опытные работы по литому траку. По итогам этот трак стал серийным, но позже.

Танк показал себя более удачным танком, нежели Renault FT

Танк показал себя более удачным танком, нежели Renault FT

По результатам испытаний танк приняли на вооружение Красной Армии

По результатам испытаний танк приняли на вооружение Красной Армии

Следующий этап испытаний прошел 11 июня. Танк погрузили в грузовик, закрыли брезентом и отправили в район деревни деревни Черепково. Далее танк, двигаясь по Рублевскому шоссе, преодолел за 52 минуты маршрут до деревни Ромашково, в районе которой находился бывший артиллерийский полигон. Дистанция 6,7 км была пройдена в среднем со скоростью 7,7 км/ч, а максимальная скорость достигала 14 км/ч. Столь небольшая средняя скорость была связана с тем, что машина шла по сложной местности, включая и воронки, в одной из которых даже застряла. Еще 2,5 км было пройдено по разбитому шоссе, плюс 3,3 км по сильно пересеченной местности. На основании испытаний был сделан вывод, что танк может сопровождать кавалерию, движущуюся рысью. 13 июня, специально для Ворошилова, повторили испытания 10 числа, с тем же результатом. На следующий день продолжились ходовые испытания, на сильно пересеченной местности средняя скорость составила 5,5 км/ч, а по разбитому шоссе — 10 км/ч.

Испытания Т-16 , лето 1928 года. В шинели и фуражке стоит Тухачевский. Эти испытания стали причиной, почему на серийном Т-18 отказались от жестяных крыльев. Танк ими упирался в стенки траншеи и не мог выйти

Испытания Т-16 , лето 1928 года. В шинели и фуражке стоит Тухачевский. Эти испытания стали причиной, почему на серийном Т-18 отказались от жестяных крыльев. Танк ими упирался в стенки траншеи и не мог выйти

К лету 1928 года танк был уже покрашен в защитный цвет, а также получил литую носовую деталь первого типа

К лету 1928 года танк был уже покрашен в защитный цвет, а также получил литую носовую деталь первого типа

Легкий танк МС-1: наследник знаменитых, прародитель великих (часть первая)

От лучшего легкого танка Первой Мировой…


Тем временем остальные три танка повернули к северу. Один из них должен был вернуться, но последние два прорвались дальше, проскочили южнее фермы Сен-Поль и направились на север, все время сопровождаемые своей пехотой. Теперь 2-й батальон 111-го резервного пехотного полка, находившийся на правом фланге, был почти со всех сторон окружен противником и должен был отступить. Кореи было вновь занято французами. Против двух прорвавшихся танков было брошено, кроме батальонов 111-го резервного пехотного полка, еще два батальона дивизионного резерва. Объединенными усилиями им удалось вывести оба танка из строя и взять в плен их экипажи.

Сегодня, пожалуй, трудно представить себе, чтобы всего три легких танка произвели такой оглушительный боевой эффект. Но век тому назад именно так и было. И можно только догадываться, какой накал страстей демонстрировали штабные командиры Рейхсхеера тогда, в 1918 году, если австрийский генерал в 1934-м, то есть спустя шестнадцать лет, в сухом академическом издании не выдерживает и восклицает:

… до его прямых наследников

Надо признать, что Renault FT-17 получился действительно выдающимся для своего времени танком. Чрезвычайно легкий и маневренный, способный преодолевать вражеские траншеи, и при этом обладающий поворотной башней, которая гарантировала ему круговой обстрел, достаточно быстроходный, чтобы действовать сообща с пехотой, обеспечивая ее прикрытием и огневой поддержкой…


Одним словом, можно сказать, что именно Renault FT-17 стал первым настоящим танком — в том смысле, который сегодня вкладывается в это слово. И по большому счету, именно он оказал важнейшее влияние на развитие теории танковой войны, одним из создателей которой и был генерал Людвиг Риттер фон Эймансбергер.


Получивший более мощный двигатель и меньшую массу, Fiat-3000 стал гораздо более подвижным. Его скорость по шоссе достигала 21 км/ч, то есть была почти втрое выше, чем у французского прототипа! Правда, в погоне за подвижностью и меньшей массой разработчики итальянской машины решились на облегчение ее вооружения. В течение первых лет итальянские танки получали только пулеметное вооружение, состоявшее из спаренного 6,5-миллиметрового пулемета с боезапасом около 3500 патронов.

Очевидно, идею такого использования неподходящих для современной войны танков итальянцам подсказал опыт войны на Восточном фронте. Там именно в таком виде использовалось большинство советских танков МС-1 — машин, конструкция которых, в свою очередь, в существенной степени базировалась на итальянской разработке.

Собственно, ответ на вопрос, почему в качестве образца для создания собственного танка советские конструкторы в середине 1920-х взяли итальянский Fiat-3000, очевиден — в связи с его явными преимуществами по сравнению с Renault FT-17. Более легкая и маневренная машина куда лучше отвечала тактико-техническим требованиями к танкам сопровождения пехоты, которые были сформулированы к этому времени.



СССР ищет свой танк

Но ни пятнадцать нижегородских танков, ни захваченные в боях в ходе Гражданской войны британские и французские машины не могли удовлетворить потребности Красной Армии в бронетехнике. А между тем, и мировые, и отечественные военные теоретики все громче говорили о танках как о главной сухопутной силе будущей войны. Игнорировать эти предупреждения было невозможно, а значит, следовало как можно быстрее браться за создание отечественной танкостроительной промышленности.


В том, как был организован этот процесс, Советская Россия не была оригинальной. В краткий мирный промежуток между Первой и Второй Мировыми войнами большинство стран, не имевших такой развитой промышленности, как во Франции, Великобритании или США, делали ставку на лицензионное производство или адаптацию иностранной военной техники к своим возможностям и нуждам. Это касалось прежде всего авиации, артиллерии и бронетехники: покупая и изучая импортные образцы, национальные промышленности понемногу получали необходимый опыт, позволявший им в дальнейшем создавать и выпускать собственные разработки.

Так что в том, что основой для первых крупносерийных советских танков послужили французская и итальянская машины, нет ничего ни постыдного, ни обидного. Тем более, что МС-1 в итоге получился еще более удачной и совершенной машиной, чем его прародители.
Началу работ по его проектированию положило создание в начале мая 1924 года в структуре Главного управления военной промышленности (ГУВП) специализированного Танкового бюро — прообраза будущего ГАБТУ и других военных и промышленных структур, отвечающих за отечественное танкостроение. И первой задачей, поставленной перед Танковым бюро, стало как раз изучение опыта других стран в области конструирования и производства танков. Судя по всему, именно представители этого бюро в начале 1925 года отправились в Италию и привезли оттуда в качестве образца танк Fiat-3000: в том, что основой для первого советского серийного танка должен стать самый удачный легкий танк Первой Мировой войны и его последующие модификации, не было никаких сомнений.

Почему выбор был сделан в пользу модели FT-17, догадаться нетрудно. С одной стороны, у советской промышленности уже имелся опыт адаптации машин этого типа к производству на собственных мощностях. С другой стороны, к середине 1920-х в странах, с которыми Советская Россия могла вести торговые операции в сфере вооружений, не было более удачной модели, чем эта. А с третьей, возможно, сказалась определенная косность мышления: трудно представить себе более удачный танк, чем уже известный, ведь генералы, согласно крылатому выражению сэра Уинстона Черчилля, всегда готовятся к прошлой войне.


А тактико-технические требования для этой машины были сформулированы еще в 1924 году, одновременно с созданием Танкового бюро. Это должен был быть танк боевой массой до 3 тонн, максимальной скоростью не ниже 12 км/ч, 16-миллиметровой противопульной и противоосколочной броней и вооружением из 37-миллиметровой пушки и/или пулемета/пулеметов. В принципе, в этом описании явно угадываются оба прародителя МС-1, но с одним существенным изменением — серьезно сниженной массой, поскольку маневренность уже была осознана как главное тактическое свойство танков.

За весь период производства МС-1 подвергся ряду доработок и модернизаций, нонесмотря на это, со временем, машину стали заменять на более современный Т-26.

История создания

танк м-1

Поставленную задачу на изготовление 15 танков удалось выполнить только к концу 1920 года. Получившиеся танки непосредственного участия в боях не принимали. Их уделом стали парады, а впоследствии помощь в сельском хозяйстве (в качестве тракторов).

У военной техники есть свойство — она устаревает.

В задании выдвигались следующие требования и предпочтения:

  • Создание легкого танка сопровождения, массой не более 3-х тонн;
  • В качестве вооружения должна использоваться 37-мм пушка или пулемет, винтовочного калибра;
  • Толщина бронекорпуса должна составлять 16-мм;
  • Скорость передвижения – 16 км/ч.

историческая фотография танка т-18

Несмотря на проводимые изыскания в области танкостроения, советское командование вернулось к вопросу о производстве серийного танка только в 1926 году. В это время приняли программу выпуска бронетехники на следующие три года.

По ней требовалось создать ряд войсковых формирований, учебных и боевых, оснащенных танками и танкетками по 112 штук каждого типа техники.

Поэтому высокое начальство обратило взгляд на разрабатываемые новые в КБ новые машины. В частности, на Т-16.

танк мс-1 через окоп

В мае того же года построили второй прототип, в котором учитывались все проблемы предыдущей машины. Новый танк получил индекс – Т-18.

На последнем выпуск продукции осуществлялся медленнее. Сказывалась зависимость от основного предприятия в поставке комплектующих (двигателей, листов брони и пр.).

Попытки улучшения танка

Получившаяся конструкция действительно привела к повышению проходимости машины. Однако, недостатком подобного решения оказалось снижение видимости у водителя и данный вариант в серию не пошел.

Имелась еще одна версия МС-1 с повышенной проходимостью. На него устанавливалась поворотная стрела с колесами. Их планировалось укладывать в траншею, после чего танк по ним преодолевал бы преграду. В серию такая модификация не пошла.

Доработанная ходовая должна была положительно сказаться на проходимости машины, но результат оказался отрицательным.

В 1938 году состоялась попытка обновить Т-18. Модификация получила наименование МС-1м и разрабатывалась в КБ завода № 37, под руководством Н. Астрова. Планировалось заменить старые, исчерпавшие свой ресурс, двигатели на более новые и мощные. Силовая установка Газ-М1, четырехступенчатая коробка передач и часть подвески была взята у Т-38.

Для установки новых элементов пришлось изменить форму корпуса. Также модификации подверглась башня (сменили командирскую башенку, убрали кормовую нишу) и установили новое орудие (37-мм Б-3 или 45-мм 20-К).

Был построен единственный прототип МС-1м, но массово переделывать устаревший танк оказалось накладно и от проекта отказались.

Тактико-технические характеристики

Параметры танка МС-1 (для наглядности приведены параметры FT-17, как машины на основе которой Т-18 был создан):

Исходя из таблицы видно, что МС-1 не имеет преимуществ в бронировании и даже уступает в количестве перевозимых снарядов.

Однако стоит учесть, что Т-18 значительно быстрее, имеет меньшую массу и больший запас хода.

Описание конструкции

МС-1 (Т-18) имеет классическую схему с расположенным в корме моторно-трансмиссионном отсеком и совмещенном с боевым отделением, отсеком управления. Орудие располагалось в башне кругового вращения. Танк собирался из листов брони, крепящихся на каркасную основу при помощи заклепок.

Кормовая часть имела откидную створку для доступа техников к агрегатам силовой установки и трансмиссии.

Толщина всех вертикальных плоскостей корпуса танка имела 16 мм. Горизонтальные плоскости состояли из 8 мм плит стали. Броня Т-18 проходила как противопульная и от пушечных снарядов мало спасала.

Носовая часть танка имела ступенчатую форму. В ней предусматривался люк для посадки-высадки механика-водителя.

Второй, и последний, член экипажа размещался в боевом отделении. Он исполнял функции командира и наводчика. Для посадки в БО имелся люк на крыше башни и одновременно исполнял функции командирской башенки.

Прикрывался крышкой, напоминавшей грибную шляпку.


Башня МС-1 имела форму шестигранника. В передних двух гранях устанавливалось вооружение машины. В задней левой грани находилась амбразура. Туда можно было перенести штатный пулемет. В башне обр. 1930 года данный элемент башни убрали, в целях упрощения конструкции.

Вооружение

Т-18 оснащался пушкой Гочкиса и пулеметом Федорова. Вооружение располагалось в башне. Главным аргументом на поле боя считалась 37-мм пушка длиной 20 калибров (740 мм).


Однако, ПС-1 так не установили на МС-1. Причина оказалась как раз в более мощном выстреле – слишком накладно было начинать производить новый тип боеприпаса. Проект установки ПС-1 свернули и на танки стали устанавливать гибридный вариант – Гочкис-ПС. Орудие располагалось на горизонтальных цапфах.

Для наводки пушки в вертикальной плоскости, наводчик использовал плечевые упоры. По горизонту наводка осуществлялась за счет поворота башни. Причем механизм ее поворота предельно прост – башню поворачивал сам наводчик, за счет своей мускульной силы.

историческая фотография

Для прицеливания использовался диоптрический прицел. Но на ряде машин, выпушенных в последние годы производства, устанавливали телескопические прицельные приспособления. Кратность последних достигала х2,45.

Оба устанавливаемых на МС-1 орудия (Гочкис и Гочкис-ПС), использовали одинаковые выстрелы. Всего имелось три варианта снарядов: осколочно-фугасный, бронебойный и шрапнельный.

По результатам конфликта на КВЖД, руководство РККА пришло к выводу, что мощности 37-мм ОФС не хватает для реалий поля боя.

Боекомплект танка составлял до 104 снарядов унитарного заряжания, хранящихся в брезентовых сумках внутри боевого отделения. Кстати, посадочное место командира представляло собой подвешенную люльку, крепящуюся к башне.

Кроме пушки, на МС-1 устанавливалось пулеметное вооружение. На правой передней грани имелась для этого шаровая установка. На машинах первых серий в нее устанавливалось два пулемета Федорова, калибром 6,5-мм.

Боепитание осуществлялось за счет коробчатых магазинов (в каждом по 25 патронов). Полный боекомлект составлял 1800 выстрелов. На Т-18 обр. 1929 г. начали устанавливать 7,62-мм ДТ-29, имеющем дисковое боепитание (63 патрона). Несмотря на увеличение используемого калибра, общий запас патронов возрос до 2016 шт.

Приборы наблюдения и связи

В мирной обстановке механик-водитель вел наблюдение за окружающей местностью через открытый вверх люк посадки-высадки. При начале боевых действий люк закрывался, водитель для отслеживания ситуации начинал использовать перископический обзорный прибор, вмонтированный в правую часть крышки люка.

памятник танку мс-1

Кроме того, имелись смотровые щели: на левой стороне крышки люка и на боковых скуловых листах. Щели не обладали бронестеклами, но могли закрываться изнутри заслонками.

Командир следил за местностью через смотровые щели в командирской башенке. Данные приборы были аналогичными по конструкции, что и у мехвода. Кроме того, можно было использовать для обзора прицел орудия. Командир также отвечал за связь с другими машинами.


С этими целями использовалась флажковая система, устанавливаемая на часть МС-1 (в основном на командные машины). Изначально планировалось установить полноценную радиостанцию. Для этого на корме башни имелась ниша. Однако, этим планам не удалось осуществиться.

Двигатель, трансмиссия и ходовая

На МС-1 устанавливали однорядный 4-х цилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Силовой агрегат был карбюраторным, четырехтактным. Его мощность достигала 35 л.с. при 1800 оборотах. Позже двигатель форсировали до 40 л.с. Важным конструкторским решением стал способ размещения двигателя.

Его разместили в МТО перпендикулярно относительно движения танка, что позволило сократить длину машины. Топливные баки разместили в нишах надгусеничных полок. Общий объем емкостей – 110 л.

Трансмиссия представляла собой единый блок с двигателем, кроме бортовых фрикционов. Изначально она имела три ступени и однодисковый фрикцион.

Ходовая часть относительно одного борта состояла из:

  • ленивца;
  • семи опорных катков малого диаметра;
  • четырех обрезиненных поддерживающих катков;
  • ведущего колеса.

Опорные катки сгруппированы попарно, кроме первого (он крепился к основанию передней тележки, но был вынесен). Подвеска была независимая, с вертикальным расположением пружины. Пружина закрывалась металлическим кожухом (для защиты от повреждений).


Гусеницы для МС-1 выполнялись из стали. Обладали одногребневым способом зацепления и крупными звеньями. По стандарту в каждой гусенице было 51 звено. Но на практике число постоянно варьировалось от 49 до 53. Ширина гусениц составляла 30 см. В 1930 году стали применять цельнолитные траки, что положительно сказалось на технологичности машины.

Боевое применение

На первых порах, танк Т-18 поступал не только в линейные армейские часть, но и в различные учебные организации. Причем машины применяли не только для тренировки танковых экипажей, но и для отработки взаимодействия бронетехники и пехоты.

На МС-1 проводилось обучение подразделений, подготавливаемых для борьбы с вражеской бронированной техникой.

Боевое крещение МС-1 получил в ходе конфликта на Китайской Восточной Железной Дороге (КВЖД). Для усиления Особой дальневосточной армии была отправлена танковая рота, состоявшая из десяти Т-18.

Первые небоевые потери рота понесла еще при транспортировке машин. Один из танков повредили. Ремонту машина не подлежала и ее пришлось разобрать на запчасти.

размер танка

Если не вдаваться в подробности, то Т-18 неплохо проявили себя на поле боя. За все время сражений боевые потери не зафиксированы. Лишь три машины повредили гранатами.

Часть танков вышла из строя по техническим причинам. Именно в ходе конфликта на КВЖД выявились некоторые недостатки танка: низкая проходимость, слабое фугасное воздействие 37-мм ОФС и низкая скорость движения. Также красноармейцы высказали пожелание об усилении бронезащиты танка.


Поэтому советским командованием было принято решение об использовании Т-18 в качестве БОТов (бронированных огневых точек). Из машины убирались все внутренние агрегаты, а пустой корпус закапывался по башню в землю.


В основном такие точки размещались на западных границах Советского Союза. Лишь небольшое количество располагалось на Дальнем востоке. Подавляющая масса БОТов была потеряна в первые недели Великой отечественной войны.

Что касается остатков Т-18, которые не пошли на БОТЫ, то большая их часть также была потеряна в первые недели войны.

Однако есть достоверные факты, что МС-1 применялся во время обороны Москвы. А последние машины, согласно документации, использовались в феврале 1942 года.

Интересные факты

Хотя история Т-18 не изобилует боевыми сражениями, машина остается серьезной вехой в отечественном танкостроении. Именно на нем обкатывалось множество технологий и новаторских конструкторских решений, впоследствии используемых на более совершенных образцах бронетехники.

  1. Количество построенных машин достигало 1000 единиц, что на тот момент (1928 – 1931 гг.) было одним из самых больших показателей в мире;
  2. На танк Т-18 устанавливался двуствольный пулемет. На самом деле это была спарка из двух пулеметов Федорова. Каждый имел свое боепитание. Впоследствии от этого варианта отказались в пользу ДТ-29;
  3. ТТ-18. Мало кто знает, но в Советском Союзе в начале 1930-х годов имелась программа по созданию радиоуправляемых танков.

К сожалению, программу свернули по техническим причинам: дальность управления не превышала 1 км в ясную погоду, нужно было держать машину в поле зрения, да и цена получалась немалая. Однако, во время Второй мировой войны, подобные машины использовали для разминирования.

ремонт танка

Интересным фактом можно назвать и присутствие танка МС-1 (Т-18) в компьютерной игре WorldofTanks, от белорусской компании Wargaming. Машина расположена на первом уровне технологического древа Советского Союза.

Танк Т-18 появился не в самое простое для Советского Союза время. Недавно отгремела гражданская война, а индустриализация страны только начиналась.

Постоянно не хватало производственных мощностей. Но все-таки конструкторам удалось развить идеи французского FT-17 и создать на его основе первый советский танк.


И хоть большая часть МС-1 закончила свое существование в виде бронированных огневых точек, данная машина заслужила свое место в истории.

Сейчас Т-18 можно встретить в самых разных музеях страны, правда, большинство танков имеют неоригинальные детали. Пару лет назад МС-1 прошел во время парада, посвященного Дню Победы.

Видео

Читайте также: