Как сделать такфир

Обновлено: 04.07.2024

Чтобы узнать, каково изначальное положение обвинения в неверии мусульман, необходимо обратиться к источникам шариата.

Следует отметить, что является обязательным считать кафиром лишь того, кого посчитали таковым Коран и Сунна, а также единогласное мнение ученых, поскольку умма не будет целиком на заблуждении, как поведал об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия во многих своих трудах писал: “Сторонники Сунны из числа обладающих знанием не обвиняют в неверии тех, кто противоречит им, даже если те обвиняют в неверии их, поскольку такфир – это шариатское положение, и человек не имеет права мстить этим. Если, например, человек возвел на тебя ложь или совершил прелюбодеяние с кем-либо из членов твоей семьи, то ты не должен совершать то же самое по отношению к нему, поскольку ложь и прелюбодеяние запрещены! Также и такфир является правом Аллаха Всевышнего, и не дозволено обвинять в неверии никого, кроме тех, кого обвинили в неверии Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 3/245, “Минхаджу-Ссунна” 5/244, “ар-Радду ‘аля аль-Бакри” 254.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Обвинение в неверии является правом Аллаха, а затем Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), которое основывается на шариате, а не на словах кого-либо”. См. “Мухтасар ас-Сауа’икъ” 494.

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: “Куфр – это право только Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), и не является кафиром никто, кроме того, кого назвали кафиром Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “аль-Иршад” 1/198.

Например, у нас есть шариатские тексты о том, что фараон кафир, что иблис – кафир, что прочие неверные, как люди Писания, мушрики или атеисты, тоже кафиры. Так вот, сомневаться в этом нельзя, и не считать кафирами тех, кого Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) назвали кафирами, является большим куфром! Однако причина того, что подобный человек впадает в куфр, состоит не в том, что он не делает такфир как таковой, а в том, что он сомневается или отвергает слова Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) о тех или иных людях и категориях!

Это что касается положения тех, кто в основе является кафиром.

Но что касается тех, кто в основе является мусульманином и его Ислам явен (т.е. он соблюдает столпы Ислама и известен всем как мусульманин), то относительно такого человека данное правило никак не может применяться, если только его единогласно не вывели из Ислама ученые после предоставления ему довода!

Ведь считать мусульманина кафиром без ясных, как солнце доводов, есть куфр и обвиняющий такого человека в куфре, сам впадает в куфр! Смотрим на доказательства этому:

Разве эти слова посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнес впустую, или же для того, чтобы всякие торопливые глупцы, считающие себя верховными судьями в общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) призадумались?!

Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид говорил: “Это страшное предостережение в адрес того, кто делает такфир мусульманину, который этого не заслуживает! Это опасная вещь, в которую впали многие люди из числа тех, кто приписывает себя к Сунне и хадису, которые когда разделились в вопросах ‘акъиды, стали обвинять в неверии каждого, кто им противоречил!” См. “Ихкамуль-ахкам” 4/76.

Имам аз-Заркаши говорил: “Пусть же опасается тот, кто увлекается такфиром, что он сам впадет в куфр по причине того, что он сделал такфир мусульманину!” См. “Тухфатуль-мухтадж” 9/88.

Имам аль-Мунауи в отношении этого хадиса сказал: “В этом указание на величие этого поступка перед Аллахом, и сравнение обвинения в куфре с убийством указывает на то, что обвинивший мусульманина в куфре покушается на его честь, а честь верующего подобна неприкосновенности его крови, и тот, кто обвинил верующего в куфре, подобен тому, кто пролил его кровь! Или же смысл хадиса в том, что положение того, кто обвинил верующего в куфре, будет в Судный день подобно положению того, кто его убил, за что он войдет в Огонь!” См. “Файдуль-Къадир” 6/328.

Есть ли тот, кому может быть недостаточно всех этих хадисов?! Разве мы с вами не свидетели тому, как в наши дни сбылось то, чего опасался пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Разве для всех мусульман не является обязательным бояться того, чего боялся пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! И как часто те, кто следовал истине, полностью меняли свою акъиду и манхадж, думая, что поступают правильно!

А вот еще слова признанных имамов этой общины, высказывавшихся об опасности такфира мусульман:

Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби, учитель муфассира аль-Къуртуби, сказал: “Такфир – опасная дверь, к которой подошло множество людей и споткнулось, а остановились у этой двери избранные и спаслись. А что может сравниться со спасением!” См. “аль-Муфхим” 3/111.

Имам Ибн ‘Абидин говорил: “Неверие (куфр) – опасная вещь! И я не обвиняю в неверии верующего, если я нахожу хоть одно оправдание на то, что он не впадает в неверие”. См. “Фатауа-ссугъра” 4/224.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Не следует обвинять в неверии, кроме как на основании того, в чем нет разногласий”. См. “ат-Тамхид” 17/22.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Тот, чей Ислам явен, не выходит из него кроме как на основании таких же явных доказательств”. См. “Фатхуль-Бари” 2/314.

Имам Ибн аль-Уазир говорил: “Все это (хадисы о запрете такфира мусульман) указывает на опасность обвинения мусульман в неверии и выводе его из Ислама! Если человек свидетельствует о таухиде и признает послание, не говоря еще о совершении вместе с этим столпов Ислама и избегания тяжких грехов, и проявления качеств правдивости, то его не выводят из Ислама за заблуждение и нововведение! Ведь может быть так, что обвиняющий его в неверии сам не будет застрахован от совершения подобного поступка, ведь никто не безгрешен!” См. “Исаруль-хаккъ ‘аля аль-халькъ” 385.

Шейх ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб сказал: “Обязательным (уаджиб) является для того, кто искренен с самим собой, не говорить об этом вопросе (такфир), кроме как на основании знаний и доказательств от Аллаха. И пусть каждый остерегается выводить кого-либо из Ислама на основании собственного понимания и предпочтения своего разума. Поистине, выведение человека из Ислама или же причисление его к Исламу – из важнейших дел религии!” См. “ад-Дурару-ссанийя” 8/217.

Такфир – это серьезная вещь, за которой следует, как говорил Ибн аль-Уазир: изымание имущества у этого человека, его казнь и свидетельство о нем вечным пребыванием в Аду! См. “аль-‘Ауасым уаль-къауасым” 4/178.

Ведь халатное отношение к таким величайшим и важным вопросам не может исходить ни от кого, кроме играющего с религией Аллаха!

Хорошо известно, что не совершается даже наказание (хадд) в таком вопросе, в котором есть сомнение или неясность. ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Оставить наказание (хадд), в котором есть сомнение, лучше для меня, чем совершить хадд с сомнением!” Ибн Аби Шайба 11/70. Хафиз ас-Сахуаи назвал иснад достоверным.

Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Единогласны все обладающие знанием, что наказание при неясности и сомнении не совершается!” См. “аль-‘Удда” 537.

Если таково положение наказания при сохранении Ислама у наказываемого, то что можно сказать о выводе из Ислама на основании предположений, сомнений, страстей и вражды?!

Таким образом, все упомянутое ясно указывает на то, что основа – это запрет обвинения в неверии мусульманина! Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Коран и Сунна запрещают называть мусульманина фасикъом и кафиром, кроме как на основании ясного довода, в котором не может быть сомнения!” См. “ат-Тамхид” 17/21.

И после всего упомянутого, появляется, скажем, некий Абдуллах, который требует от людей принять его такфир мусульманам, которые, быть может, праведнее и любимее для Аллаха, чем он сам, а в случае отказа начинает всех несогласных с ним обвинять в неверии! Это и есть самый настоящий суд не на основании ниспосланного Аллахом! Эти люди вводят себя в ранг утвердителей закона Шариата, за ослушание которых и несогласие с которыми, они выводят человека из Ислама. Нет сомнений в куфре самих этих заблудших людей, многие из которых имеют плохой конец, ибо их многочисленные необоснованные такфиры возвращаются к ним самим и губят их!

Имам ас-Субки говорил: “Такфир – это шариатское постановление, причиной которого является отрицание Господства Всевышнего и пророческого послания, или же совершение слов и дел, который Законодатель (Аллах) назвал куфром, даже если этот куфр не связан только с отрицанием (джухуд)”. См. “Фатауа ас-Субки” 2/586.

Основной довод сторонников цепного такфира

Что касается самого главного аргумента авторов цепного такфира, то это следующие их слова:

Это правильный вывод, так оно и есть. Однако вся беда сторонников цепного такфира в том, что мушрик в их понятии и в шариатском определении – не всегда одно и то же! Ведь для них один из самым праведных и богобоязненных мусульман, запросто может быть кафиром и мушриком. Как же прекрасно сказал Малик ибн Динар в свое время: “Достаточно человеку зла – не быть праведным самому, однако говорить плохо о праведных!” аль-Байхакъи в “Шу’абуль-иман” 5/316.

А ведь этот саляфи имеет в виду не такфир, а просто ругань мусульман.

Что касается данного правила, упомянутого такфиристами, то оно относится к тем, как не считает неверными тех, кто действительно является неверным, тех, кого неверными назвали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и единогласное мнение уммы. И не важно, такой неверный в основе своей мушрик и кафир, как иудеи и христиане, или как буддисты, атеисты и т.п. или же был мусульманином и стал потом неверным.

Однако следует знать, что среди видов вероотступничества есть такие, которые являются ясными и явными для каждого мусульманина, как например сознательный отказ от Ислама, или кто-то перешел в христианство, буддизм и т.п. да упасет нас от этого Аллах. В таком виде вероотступничества нет никаких сомнений.

Имам аш-Шафи’и говорил: “Тот, кто из ширка перешел в иман, а затем из имана перешел в ширк, то если это совершеннолетние мужчина или женщина, то следует их призывать к покаянию. Если они покаются, то их покаяние принимается, а если нет, то их следует казнить!” См. “аль-Умм” 3/363.

Также аш-Шафи’и сказал: “Нет разницы в том, на какую религию заменил мусульманин Ислам, на известную религию или неизвестную”. См. “аль-Умм” 6/202.

Имам аль-Мауарди сказал: “Ахлю-рридда – это вероотступники, вернувшиеся в неверие, которые были мусульманами, независимо оттого родились они мусульманами или приняли Ислам. И обе эти категории (родившийся мусульманином от родителей мусульман и принявший Ислам) одинаковы в вероотступничестве. И нет разницы, они перешли в религию христиан и иудеев или же религию многобожников и идолопоклонников!” См. “аль-Ахкам ас-сультания” 92.

Так пусть же теперь сторонники цепного такфира укажут нам, в какой именно вид куфра впадают те, кто не согласен не с такфиром мушриков, а именно с их такфиром! Ведь дело в том, что человек может быть не согласен с такфиром таких невежд, как они, что является правильным, а не с такфиром как таковым в отношении истинных кафиров. Ведь опасным является не считать кафиром того, чей куфр очевиден и ясен. А что если для человека не ясен куфр того, кто молиться и произносит шахаду?! Каким образом он может сам стать кафиром в таком случае?!

Тут весьма уместно привести слова шейха аль-Альбани:

Шейх ответил: “Откуда пришло это правило?! И кто тот, кто это установил?!

Не является условием, если кто-то сделал кому-то такфир и предоставил ему довод, чтобы все люди следовали за ним в его такфире! Ведь он может ошибаться, а другой ученый может считать, что нельзя этому человеку делать такфир. И точно также обвинение в нововведении (табди’) и нечестии (тафсикъ)! В действительности – это из фитны этого столетия, причиной которой является спешка некоторых молодых людей, претендующих на знание.

В действительности этот вопрос более широкий. Например, один ученый считает какую-то вещь обязательной, однако другой ученый считает иначе. И ученые разногласили как раньше, так и всегда, и не является обязательным для всех следовать иджтихаду кого-либо. Единственно, кто обязывает остальных следовать мнению кого-то, так это мукъаллид (слепой последователь) у которого нет никакого знания. Что же касается ученого, который скажем, сделал такфир или же обвинил в нечестии или нововведении кого-то, а кто-то не согласен с его мнением, то не становится обязательным никогда следовать за этим ученым в его мнении”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 778.

Если даже такфир ученого, сделанный на основании знания, не обязывает всю умму следовать его мнению, то что сказать о такфире конченных глупцов и невежд, не понимающих между частными и общими положениями, не обращающих внимание на такие условия, как предоставление довода и отведение сомнений и т.п., а более того, делающих такфир на основании слухов и сплетен?!

По причине всего сказано ясно, что подобные люди выносят такфир не тому, кто в действительности стал неверным, а тому, кто пошел в противоречие им или не согласен с ними, что всегда являлось качеством самых худших сект в истории Ислама. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Множество приверженцев нововведений, как хариджиты, рафидиты, къадариты и джахмиты стали иметь такое убеждение, которое является заблуждением, тогда как они считают это истиной. И они считают неверными того, кто противоречит им в их убеждении!” См. “Маджму’уль-фатауа” 12/466.

Имам аш-Шаукани говорил о хариджитах: “Они объединились на том, что каждый, кто не считает так, как они, впал в куфр, и дозволили его имущество, кровь и семью!” См. “Найлюль-аутар” 7/304.

Разница между общими положениями и конкретным случаем

Вот пример понимания этого саляфами:

Имам аль-Харауи рассказывал: “Спросили аль-Азхари относительно того, кто говорит, что Коран сотворен: “Ты назовешь такого кафиром?” Он ответил: “То, что он говорит, является куфром!” Его спросили об этом трижды, и он ответил так, как отвечал, а на третий раз добавил: “Мусульманин тоже может произнести слова куфра!” Ибн аль-Асир в “ан-Нихая” 806.

Также прекрасно разъяснил этот вопрос шейхуль-Ислам Ибн Таймия, сказавший: “Некоторые из правителей мусульман утверждали то, что говорили джахмиты, считающие Коран сотворенным, и что никто не увидит Аллаха в будущей жизни, и т.п. Они распространяли это среди людей, наказывая тех, кто не отвечал на их призыв, подвергая пыткам и обвиняя в неверии тех, кто не следовал за ними. Взяв кого-либо в плен, они не отпускали его до тех пор, пока он не признавал их убеждения в том, что Коран сотворен. Они назначали своими наместниками только тех, кто признавал это, и только таким людям оказывали помощь из казны. Тем не менее, имам Ахмад молил Аллаха смилостивиться над ними и простить их, так как он считал, что они не понимают того, что тем самым противоречат посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они напрямую не отрицали то, с чем пришел пророк (мир ему и благословение Аллаха), однако они ошибочно толковали тексты и слепо следовали за теми, кто научил их этому”. См. “Маджму‘уль-фатауа” 3/229-231.

Задумайтесь над этим хадисом! Ведь, несмотря на то, что сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисах проклял пьющих вино, он запретил проклинать определенного человека. Связь этого хадиса с обсуждаемым вопросом прекрасно разъяснил шейхуль-Ислам Ибн Таймия, сказавший: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил проклинать этого человека, поскольку он любил Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), хотя тот не прекращал пить спиртное, а за спиртное (в хадисе) проклинаются десять человек. Однако следует учесть, что из обобщенного текста о проклятии не вытекает обязательность проклятия определенного человека, в виду возможного наличия препятствия, которое выводит этого человека из категории проклятых. Подобно этому и обобщенные тексты обвинения в неверии и тексты с угрозами . Именно поэтому в Коране и Сунне обобщенные тексты с угрозами обуславливаются наличием определенных условий и отсутствием определенных препятствий!” См. “Маджму’уль-фатауа” 10/32.

Прочитали внимательно, о мусульмане?!

Все это ясный довод тому, что нельзя, проводя аналогию с общими текстами Корана и Сунны применять это к конкретному случаю или определенному человеку. Приведем пример: Есть хадис, что та женщина, которая надушилась и вышла на улицу, и мужчины ощутили этот запах, является прелюбодейкой. Так вот нельзя на основании этого обвинять конкретную женщину, умастившуюся благовониями в прелюбодеянии! Также известно, что умерший от болезней живота является шахидом. Однако если конкретный мусульманин умер от болезни живота, то нельзя говорить о нем, что он шахид, а следует надеяться, что Аллах даровал ему это.

Приведем еще высказывания признанных имамов о том, что есть разница между конкретным случаем и обобщенными текстами:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Обвинение в неверии может различаться в зависимости от состояния конкретного лица, ибо не всякий совершивший ошибку становится еретиком или невеждой, и не каждый заблудший является кафиром, нечестивцем (фасикъ) или даже просто грешником”. См. “Минхаджу-Ссунна” 5/250.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: “Необязательно, чтобы общие правила обвинения в неверии действовали при вынесении решения определенного человека (в конкретных случаях). Бывает так, что некоторые ученые проявляют иджтихад в каком-то вопросе и допускают ошибку, но они не становятся неверными, в противоположность тому, кто высказывает это же мнение, после того как до него дошел довод лишающий его оправдания по незнанию”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 35/99.

Вдумайтесь и в другие слова шейхуль-Ислама, который сказал: “Поистине, тексты Корана и Сунны, содержащие в себе угрозы, а также слова имамов относительно обвинения в неверии (такфир), нечестии (тафсикъ) и тому подобном, не применяются сразу в отношении конкретного лица, кроме как при соблюдении определенных условий (предоставление довода и т.д.). И нет разницы, касается это вопросов основ религии или ответвлений!” См. “Маджму‘уль-фатауа” 10/372.

Осознав разницу между общими положениями шариата и конкретными случаями и людьми, перейдем с соизволения Всевышнего к тому, что является препятствием для обвинения в неверии конкретных мусульман, дабы мы знали об этом и не последовали пути заблудших хариджитов.

Вопрос №121:
Прошу разъяснить вопрос личностного такфира на примере таких регионов, как Кабардино-Балкария. Мы знаем, что оставивший молитву является кафиром и что это общее положение. А каково частное положение? Есть люди, которые не совершают намаз, но они считают себя мусульманами: держат пост, признают все столпы Ислама и Имана и намерены в будущем начать молиться. Выносим ли мы им такфир по личности или нет? Как нам к ним относиться?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Мы не раз обсуждали вопрос о тех людях, которые называют себя мусульманами, но не совершают молитву. Они делятся на две категории.

Первая категория: те, которые не совершает молитву, считая ее необязательной. В неверии этих людей нет сомнения.

Вторая категория: те, которые считают ее обязательной, но не совершают по тем или иным причинам. Эти люди являются грешниками и находятся в большой опасности, но мы не считаем их неверными.

У каждой из этих групп ученых, вынесших такое решение, есть свои доводы. Что касается второй категории людей, то в этом есть разногласие, о котором говорилось в некоторых предыдущих ответах на вопросы. Однако данный вопрос касается одного важного правила о том, что такфир делится на общий и индивидуальный.

Общий такфир имеет отношение к атрибутам и качествам, то есть тем, которые совершают какое-то деяние или произносят такое-то высказывание, выносится обвинение в неверии, как это приходит в Коране и Сунне. Таким образом, те, которые не молятся, являются неверующими — и это общий такфир. При этом не упоминается кто-то конкретно из людей, народа, селения или города.

Частный же такфир выносится по определенному человеку или группе людей.

Между этими двумя видами такфира огромная разница, и они разграничены некоторыми правилами.

Второе правило: даже частный такфир, вынесенный на основе иджтихада, не обязывает другого ученого к этому такфиру. Если человек вынес такфир в отношении группы людей или определенного человека, то не обязательно, чтобы все остальные тоже вынесли ему такфир.

Всем известен Хаджадж ибн Йусуф, наместник омейядских халифов, который был несправедливым правителем. Некоторые ученые обвинили его в неверии, а некоторые — нет, посчитав несправедливым, но мусульманином. При этом никто из них не обвинял другого в хариджизме или мурджиизме. Например, Хасан аль-Басри e не говорил на ибн Джубайра e, что он хариджит по причине его такфира Хаджаджу ибн Юсуфу. А ибн Джубайр не обвинял Хасана аль-Басри в мурджиизме за то, что он не вынес такфир Хаджаджу. Не было подобного среди них, потому что такфир основывался на иджтихаде.

Таким образом, один ученый может вынести частный такфир кому-то, основываясь на иджтихаде, но это не обязывает других ученых выносить ему такфир до тех пор, пока они не изучат этот вопрос и не доведут до человека все, что нужно довести, и не увидят, что все условия выполнены, и запрещающие факторы устранены.

Третье правило: лучше ошибиться и ввести неверного в Ислам, чем ошибиться и вывести мусульманина из Ислама, даже если оба деяния неправильные. И это очень важное правило.

Понятно, что человек, над которым занесли меч, с 99-процентной вероятностью произнес шахаду не искренне, но все-таки остается 1 процент на то, что он правдив. Поэтому лучше ошибиться и ввести неверного в Ислам, чем ошибиться и вывести мусульманина из Ислама.

Четвертое правило: о вопросах обвинения в неверии может говорить лишь тот, кто имеет знания. Если среди мусульман кто-то совершил неверие, то это возвращают к знающим людям для того, чтобы они вынесли по нему решение. Возможно, согласно общему правилу, этот человек совершил неверие, однако не обязательно, что он становится неверным, потому что необходимы те условия, о которых мы сказали выше. Подобная тематика должна обсуждаться только в научных кругах и среди знающих людей.

Хочу дать совет, который услышал от тех, кто учился ранее. Этот совет тем братьям, которые учатся сейчас: неправильно выносить подобные ситуации на обсуждение простым мусульманам, которые большинства вопросов и не поймут, так как они трудны и глубоки. Необходимо знать и глубоко понимать шариатские тексты, чтобы разбираться в этих вопросах. Людям, не разбирающимся в текстах шариата и не имеющим должных знаний, нет необходимости вникать в это. Они просто следуют знающим людям, которые и выносят такфир человеку, если при этом все условия данного обвинения имеют место. Вот тогда мусульмане могут сказать, что такой-то человек неверный, потому что один из ученых или знающих назвал его неверным. Однако сами они изначально не занимаются этим делом, и это не их задача — выносить кому-либо такфир.

Здесь также следует упомянуть некоторые вопросы, которые не требуют большинства этих условий, как, например, в случаях, когда человек ругает Аллаха или бросает и топчет Коран, то есть такие действия или слова, которые могут исходить только от неверного. И здесь не требуется решение знающего или комиссии судейства, так как нет сомнения в том, что это является неверием. Человек, творящий подобное, при условии, что он в разуме, не под принуждением, и при других условиях которые упоминают ученые, — однозначно не может быть мусульманином.

Наша же задача — призывать к Исламу и постараться привести людей в эту религию, показать ее красоту, нравственность и величие, а не говорить о том, кто вышел из нее. К этому мы должны стремиться. А задача шайтана — вывести людей из Ислама и сделать все возможное для этого, наущая, обманывая и строя козни. Поэтому мы должны заниматься порученным нам делом, ведь Аллах нам поручил эту религию — Ислам — как аманат, и мы обязаны довести ее до людей. Каждый доносит религию, как умеет: словом, делом, примером, авторитетом, имуществом и т. д.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
27 Раби́’у ль-аууаль 1440 г. (05.12.2018)

[1] Маджму’ Аль-Фатауа Ибн Теймии, т. 35, с. 165.

[2] Сахих Аль-Бухари, хадис № 6872, т. 9, с. 4; Сахих Муслима, хадис № 97, т. 1, с. 68;Сунан Абу Дауда, хадис № 2643, т. 3, с. 72; Муснад Ахмада, хадис № 21745, т. 36, с. 73.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]


Вопрос: Ассаламу алейкум. У меня несколько вопросов: 1) Если девушка совершала намаз, и не знала, что обязательно читать его в сторону киблы, впадает ли она в неверие (если она имела возможность узнать это, но в свое время, видимо, не так поняла или забыла)? 2) Является ли человек, который ее не затакфирил, ссылаясь на неясность для него вопроса такфира за общеизвестное из религии, его условия, кафиром (он воздержался от такфира конкретно в этой ситуации)? Баракаллаху фикум. И объясните, пожалуйста, все ситуации, при которых не выносящий такфир становится кафиром. Я знаю, что обязательно такфирить христиан и иудеев, иначе такфир возвращается к человеку. А что насчет общеизвестного в религии? В каких конкретных случаях человек станет кафиром за оставление такфира, а в каких нет? В каких случаях я обязана быть убеждена, что человек – кафир? Правильный ли подход: когда я читаю, что выводит из религии, я принимаю это к сведению, но конкретно взяться и затакфирить человека на основании своих знаний не могу. Есть моменты, где ученые разошлись в куфре человека, а где нету таких пояснений я начинаю думать: а вдруг там тоже есть условия и т. д. Баракаллаху фикум. (Махачкала, Дагестан)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1) Это не будет куфром, поскольку она не отвергла никаких положений веры. Хотя невежество в этом вопросе и несовершение намаза в сторону киблы – грех, аннулирующий намаз, но куфром это не является.

2) Шариат подчеркивает важность осторожности в такфире (объявлении кого-либо неверующим). Человеку никогда не следует объявлять кого-либо неверующим без абсолютных и конкретных доказательств. Если у вас нет конкретных доказательств, что человек – неверующий, воздержитесь от объявления его неверующим и оставьте это Аллаху. За то, что вы оставите это Аллаху, на вас ни в коей мере не будет никакой вины, и вы не станете от этого неверующей. Более того, вы будете вознаграждены за осторожность и следование совету пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Согласно хадису, пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на смертельный риск, который берет на себя человек, называющий другого неверующим:

إذا قال الرجل لأخيه يا كافر، فقد باء به أحدهما

То есть, если обвиненный действительно является неверующим, то он и является таковым. Если же нет, то обвинитель вернется со званием неверующего.

Алимы поясняют, что, когда обвинитель возвращается со званием неверующего, он заполучает гнев Аллаха, и если он искренне не раскается, то Аллах может лишить его веры до его смерти из-за такого серьезного обвинения против невинного человека.

При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) некоторые сподвижники во время военного похода на вражеской земле встретили человека, который прямо перед тем, как они могли лишить его жизни, заявил о вере в единственность Аллаха. Полагая, что он назвал себя верующим лишь ради спасения жизни, сподвижник все равно убил его, считая того врагом-немусульманином. Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал об этом случае, он крайне расстроился и раскритиковал этого сподвижника:

أقال لا إله إلا الله وقتلته؟

Сподвижник ответил, что убитый сказал это лишь ради спасения своей жизни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подверг его дальнейшей критике, сказав:

أفلا شققت عن قلبه حتى تعلم أقالها أم لا؟

Ты ему в сердце заглянул, узнав искренне он говорит или нет?!

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) продолжал говорить эти слова упрека, пока сподвижник горько не пожалел о своем поступке. (Муслим. Сахих. – № 158, передал Усама ибн Зейд)

Конечно, вы можете обозначить действия человека как поступки неверия. Например, человек носит крест, молится в церкви и т. д. Но благоразумно будет воздержаться от объявления самого человека неверующим, если тот говорит, что он – мусульманин, поскольку, возможно, он уже раскаялся после своего поступка.

Так же и в случае, когда ясно, что человек – немусульманин (например, он сам говорит, что является немусульманином или иудеем, или христианином и т. п.), вы можете сказать, что этот человек – немусульманин, поскольку имеются достаточные доказательства для такфира в данном случае. Более того, нельзя считать его мусульманином, если он сам говорит, что таковым не является.

В общем, лучший подход – воздержаться от называния конкретного человека неверующим, если только он сам не заявит, что мусульманином не является. Если такого заявления с его стороны нет, самый безопасный подход – воздержаться от называния его неверующим. Тем не менее, вы можете назвать поступки неверия поступками неверия. И вы можете, не называя при этом конкретного человека, сказать, что если человек верит в то-то и то-то (например, в неполноценность Корана или необязательность пятикратного намаза и т. д.), то человек с такими убеждениями – неверующий.

Когда мы разобрали слова Шайха МухIаммада ибн гIабдульВагьгьаба, мы получили три категории людей которые попадают под эти правило.
Если человек попадет хоть под одну из этих категорий, то он становится кафиром по единогласному мнению учёных.
И попозже мы, инша-Аллагь, постараемся объяснить, почему они попадают в куфр и в чём заключается их куфр.

2. В чем заключается куфр того, кто проявил сомнение или воздержался выносить такфир тем, кто совершает большой куфр или ширк?


Чтобы было более понятно, инша-Аллагь, постараемся объяснить куфр каждой группы, по отдельности, тех групп, что приведены выше.


Имам аль-Къуртуби в тафсире данного Аята говорит:
"Аллагь этим Аятом установил два условия для того, чтобы ухватиться за рукоять:
-кто отвергнет тагъута,
-и уверует в Аллагьа".

3. Какие далили из Къургъана и хIадиса учёные приводят для обвинения в куфре того, кто воздержался выносить такфир тем, кто совершает большой куфр или ширк?

(Сура "аль-Имран", аят 28)
(См. Аль-изахIу ва ттабйину фи хIукмы ман шакка ав тавакъафа фи куфри багIзи тIавагъити вал муртадин)

(Сура "ан-Нахль", аят 36)
(См. Аль-изахIу ва ттабйину фи хIукмы ман шакка ав тавакъафа фи куфри багIзи тIавагъити вал муртадин)

Такфир это то, что всегда идёт впереди бараъа, если нет такфира, то нет и бараъа тоже.
Потому что, если человек не выносит такфир мушрикам, то он никак не сможет проявить к ним бараъ , если даже он будет воевать с ними, то это будет не ради Аллагьа.
Потому что, если он не выносит им такфир, то он считает их за мусульман, здесь третьего не дано, так как нет третьей группы людей, которые занимают позицию между мусульманами и кафирами.
Человек, либо он бывает мусульманином, либо он бывает кафиром.
И Аллагь, Свят Он и Велик, запретил проявлять бараъ по отношению к мусульманам и запретил воевать против них.
Также Аллагь запретил проливать кровь мусульман, и мусульмане должны быть братьями друг другу, а не врагами.
И по отношению к мусульманам нельзя проявлять бараъ - то, что проявляют к кафирам, каким бы плохим мусульманином он ни был, а наоборот, каждый мусульманин обязан проявлять любовь к другим мусульманам.
И такфир - это начало проявления бараъа к мушрикам.
Нет никакого сомнения в том, что такфир является частью и началом бараъа, того бараъа, что возложил Аллагь на своих рабов и того бараъа который мусульмане обязаны проявлять к кафирам.
А вершина бараъа это джигьад против тех, кто совершает ширк и куфр.

А те кафиры, которые сбились в этом вопросе и не выносят такфир мушрикам, хотят сеять сомнение в сердцах верующих, приводя разного рода свои искажения и выдавая их за истину.
Они этими своими сомнениями хотят, чтобы верующие тоже стали похожими на них же, и чтобы верующие тоже отошли от Истины также, как отошли они сами, и это не удивительно, потому что так поступали те, кто сбился до них и, инша-Аллагь, так будут поступать и их последователи до судного дня.
До них, вначале, сатана сбился сам, и потом из-за этого он решил сбить с прямого пути и других, и поставил себе задачу сбить как можно больше людей, и они тоже, один к одному, подобны шайтану, когда усердствуют в распространении куфра на земле.

Кафиры они все братья друг другу и они всегда объединяются против Истины.
И мы это видим сегодня своими глазами как сегодня они помогают друг другу, для того чтобы не допустить распространения Ислама среди людей.

4. Почему так необходимо выносить такфир тем, кто совершает большой куфр или ширк. Или почему человеку так необходимо определится в этом вопросе?


В этом Аяте есть явное указание на то, что есть либо истина - это Ислам, либо заблуждение – это куфр, и третьего нет, и не было и быть тоже не может.
Каждому человеку вокруг нас, мы даём или статус мусульманина или статус кафира и на основании того статуса, который мы дали ему строим дальнейшие отношения с ним.
Если мы не даем кафиру статус кафира, то это означает, что мы даём кафиру статус мусульманина. или с точностью наоборот, если, мы не даём мусульманину статус мусульманина, то это означает что мы даём мусульманину статус кафира.
Это равносильно тому, что мы будем считать Ислам куфром, а куфр Исламом.


Хвала Одному Аллаху – Господу миров, мир и благословения Аллаха Его посланнику, членам его семьи и всем его сподвижникам.

Одними из основных его идеологов в КЗ были некий Халиль из России, некий Саид Бурятский и др. И эти личности распространяли идеи такфиризма под лозунгом призыва ахлю-Сунна уаль-джама’а.

1) Такфиристы всегда стремились вывести приверженцев Сунны из Ислама, так как последние не соглашались с их бредовыми идеями и заблуждениями.

Также и они, при малейшей возможности, честными и нечестными путями стремятся к обвинению мусульман, не согласившихся с их больными и сектантскими взглядами, в нововведении и хизбии.

Шейх аль-Альбани отвечает: “Нет, это не является условием. Однако, обязательным является, чтобы он был убежден в том, что довод был установлен над личностью, которую обвиняют в неверии, нововведении или нечестии. Иначе, этой цепочке не будет конца”.

4) Главы такфиристов и их идеологи воспитывали в своих последователях обвинение мусульман в неверии, хотя сами никогда не заявляли об этом открыто. Затем уже их последователи, особенно молодые, взваливали на себя роль обвинителей.

Затем их ученики и последователи, особенно молодые и новички, с огромным энтузиазмом обвиняют саляфитов в нововведениях и хизбии и выводят их из Сунны, а их наставники даже не порицают их за это, и не обучают их тому, что мукаллиду в вопросах религии запрещено (харам) проявлять иджтихад.

5) Такфиристы применяли шариатские тексты, которые были ниспосланы относительно неверующих, в отношении мусульман, и обвиняли их в неверии.

Также и они: берут общие шариатские тексты и предания (асары) от праведных предшественников, которые были высказаны в отношении крайних приверженцев нововведений в лице джахмитов, му’тазилитов, кадаритов, джабритов и подобных им, и используют их в отношении приверженцев Сунны и саляфитов, и после этого начинают обвинять их в нововведении.

6) Такфиристы слепо привержены своим идеям.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “И мы видим некоторых студентов, которые находятся у какого-то из шейхов, и поддерживают этого шейха всеми правдами и неправдами. Враждуют с остальными, обвиняют их в заблуждении и в нововведении. И считают, что их шейх – это ученый, несущий исправление, а другие – либо заблудшие, либо распространяющие порчу. И это – большая ошибка! Ведь обязательно принимать слова того, чьи слова соответствуют Корану, Сунне и словам сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 26/239-240.

7) Если такфирист видел мирскую выгоду от того, кого он считал кафиром, то при личных встречах он был мягок к нему.

Также и они. Кого-то внешне могут считать бид’атчиком. Но если они видят в нем мирскую пользу для себя, то дружат с ним, проявляют к нему мягкость, и находят тысячу оправданий ему.

8) Такфиристы всегда опирались на тазкии (рекомендации) и распространяли их среди людей, чтобы скрываясь за тазкиями, распространять свои бредовые идеи и убеждения (как это имело место с Абдуррахманом бин Мульджамом, убившим Али ибн Аби Талиба, и которому в свое время дал тазкию сам Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах).

Так же и они. Они ничем не отличаются от такфиристов и делают тоже самое, то есть пользуясь положением людей, которых рекомендовали ученые, творят то, что творят. Более того они, не стесняясь и не боясь разоблачения, даже приписывают себе ложные тазкии и иджазы, которые никто им, оказывается, и не давал. И даже уже будучи разоблаченными в ложном приписывании себе тазкий и иджаз, они могут называть свою ложь просто оговоркой, тогда за такое могли бы с легкостью опозорить и опорочить любого, кто не согласен с ними.

9) Такфиристы опровергают каждого, и выискивают ошибки у того, кто им хоть в чем-то противоречит, не брезгуют при этом ложью, и не допускают того, чтобы их кто-то критиковал, а если ложь, которая исходила из их уст, все таки разоблачается, они говорят, что их просто не поняли, и не считают это тем, за что следует извиняться и каяться.

Так же и они. Делают то же самое.

10) Такфиристы никогда не соблюдают справедливости по отношению к тем, кто им противоречит, даже если истина будет с последними.

Так же и они. Делают то же самое.

11) Такфиристы считают, что вся истина только с ними. А все заблуждения у тех, кто им противоречит в тех вопросах, в которых есть приемлемые разногласия среди учёных.

Так же и они. Делают то же самое.

12) Такфиристы считают, что только они являются мусульманами.

Так же и они считают, что саляфиты только те, кто на их стороне и во всем согласен с ними.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Поистине, некоторые люди делают предметом любви и ненависти (аль-уаля уаль-бара) согласие с ними или же несогласие! Ты можешь увидеть человека, который любит другого по причине того, что тот согласен с ним, в его отречении от другого по причине его несогласия с ним”. См. “Китаб аль-‘ильм” 106.

13) Такфиристы все свои маджлисы заполняют только разговорами о такфире и практически не говорят о разных сферах религии.

Также лидеры необоснованного джарха и их последователи. Их маджлисы заполнены разговорами об обвинении мусульман в бидаатах, хизбии и т.п. Когда люди приезжают от них, окружающие не слышат от них, чтобы те делились полученными от них новыми знаниями о единобожии или Сунне, но зато слышат, как приехавшие от вас начинают говорить о том, кто хизбит и бидаатчик, а кто нет.

14) Такфиристы живут по принципу партийности (мутахаззибун).

15) Такфиристы постоянно заявляют о том, что знания можно брать только у строго ограниченного числа их шейхов. А у остальных брать их нельзя.

И нет причин, чтобы не упомянуть для тебя в качестве примера некоторых из них, ограничиваясь живыми:
1. Шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан.
2. Шейх Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх.
3. Шейх Салих аль-Люхейдан.
4. Шейх Абдуллах аль-Гудаян.
5. Шейх Ахмад ан-Наджми.
6. Шейх Рабиа ибн Хади аль-Мадхали.
7. Шейх Абдуль-Мухсин аль-Аббад.
8. Шейх Салих ибн Абдуль-Азиз Али аш-Шейх.
9. Шейх Убейд аль-Джабири.
10. Шейх Салих ас-Сухейми.
11. Шейх Мухаммад ибн Хади аль-Мадхали.
12. Шейх Сулейман ибн Абдуллах Абаль-Хейль.

Все они – ученые, обладатели достоинств, каждый из которых внес вклад в сохранение Сунны, ее наук, и в ее защиту. Каждый из них внес свой благословенный вклад в опровержение заблудших группировок, которые распространены среди людей, защищая от них правильное вероубеждение и великий исламский манхадж. И я прошу тех, чьи имена я не упомянул вместе с именами этих выдающихся ученых, в то время как они (не упомянутые) являются их современниками и (также) внесли большой вклад в заботу о Сунне и в дело опровержения приверженцев страстей и отклонившихся идей. Потому что я хотел лишь привести пример”. См. “аль-Аджвиба аль-асария аля аль-масаиль аль-манхаджия” 59-60.

16) Такфиристы считают каждого, кто делает им опровержение, врагом Аллаха и мусульман.

Также и они, считают того, кто не согласен с ними или делает им опровержение, врагом саляфии и саляфитов.

17) Такфиристы убеждены в своей правоте до такой степени, что чуть ли не считают свои убеждения откровением с небес.

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ

إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَىٰ

18) Такфиристы считают того, кто излишествует в обвинении мусульман в неверии, крепостью и мощью в его религии.

Так же и они. Считают того, кто излишествует в обвинении мусульман в нововведении и заблуждении, крепостью и мощью в Сунне.

Точно так и они, считают спасшейся группой только самих себя, и что хадисы про спасшуюся группу подразумевают именно таких, как они.

20) Такфиристы ненавидят призывающих к Исламу сильнее, чем простых невежественных мусульман или даже тех, кто погряз в нововведениях, и враждуют с ними больше, чем с последними.

Также и эти. Они ненавидят тех, кто много лет призывает к таухиду и Сунне, больше чем суфиста или таблиговца, или призывающего матурудита в их мечети.

21) Простые мусульмане более мягки и милостивы к призывающим из числа приверженцев Сунны, чем такфировцы.

Так же простые неграмотные люди более мягки и снисходительны к требующим знания, чем вы.

Говоря о крайних джарховщиках, шейх Фалях Мандакар сказал: “Что же это за жесткость я наблюдаю за ними в отношении нашего брата?! Быть может, если эти люди явятся к кафирам или к нечестивцам или же к поклоняющимся могилам, то увидишь, ма ша-Аллах, мягкость, доброту, любезность и т.п. Мы сами видели подобное… Клянусь Аллахом, когда такие люди приходят к нечестивым грешникам, и даже кафирам или же приверженцам нововведений, могилопоклонникам, ма ша-Аллах, что же это вдруг за мягкость такая, что за доброта и любезность?!”

22) Когда такфиристы что-то передают от какого нибудь своего шейха, и ты их спрашиваешь: “Кто тебе это сказал?” Он отвечает: “Аманат”

23) Тот, кто хочет понять разницу между чтением Корана и его пониманием, пусть посмотрит на хауариджей и сахабов. Хауариджи читали Коран, а сподвижники понимали его. Поэтому сподвижники (خدموا الدين) служили религии, а хауариджи (هدموا الدين) разрушали религию.

Так же и они, как хауариджи и такфировцы, читая Коран и Сунну, и книги ученых, не понимают их, и поэтому рушат саляфитский призыв. День и ночь лгут, клевещут, кидаются на саляфитов и поносят их, оставив ихванов, суфистов, таблигов, хизбутов, кутбитов, суруритов и другие секты. Так же, как хауариджи, оставив неверующих, убивали мусульман. А если бы они понимали Коран и Сунну, то служили бы религии и укрепляли бы призыв, призывая к Корану и Сунне, объединившись с другими призывающими саляфитами, а не призывали бы к себе.

И в завершении призываю каждого мусульманина и мусульманку, в чьем сердце еще осталась живая незараженная этой новой сектантской идеей плоть, посмотреть на себя и на свои убеждения. Нет ли в них этой схожести с такфиритами и хариджитами, о которых было сказано в Сунне, что они псы Огня. Да обережет нас Аллах от заблуждений!

И не бойтесь, о мусульмане, нападок этих сектантов.

И Всевышний Аллах говорит о нечестии:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِّن قَوْمٍ عَسَىٰ أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ وَلَا نِسَاءٌ مِّن نِّسَاءٍ عَسَىٰ أَن يَكُنَّ خَيْرًا مِّنْهُنَّ وَلَا تَلْمِزُوا أَنفُسَكُمْ وَلَا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ بِئْسَ الِاسْمُ الْفُسُوقُ بَعْدَ الْإِيمَانِ وَمَن لَّمْ يَتُبْ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

О Аллах, покажи нам истину истиной и помоги следовать за ней. И покажи нам ложь ложью и помоги остеречься ее. Амин.

Читайте также: