Как сделать так чтобы стало плохо в школе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

О принципах работы в методах КПТ, гештальт-терапии и адлерианском подходе читайте здесь.

Как работает с таким случаем системный семейный подход?

Рассказывает психолог Алла Чугуева

Даже если на консультацию приходит один человек, системный семейный психотерапевт работает со всей семьей, и в этом главное отличие подхода. Прежде всего я запрошу информацию о семье. Есть ли у ребенка папа? Родители живут вместе или они в разводе? Кто еще задействован в семейной системе, каково родственное окружение?

Встреча всей семьей — оптимальный вариант. Но в наших реалиях не всегда возможно всех собрать. Поэтому могут прийти мама с ребенком, папа, мама, ребенок и, наконец, одна мама — это нормально, все эти случаи мы примем в работу.

Основные идеи нашего подхода заключаются в следующем: система больше, чем сумма ее элементов, в системе есть свои законы, по которым она живет. Когда в семье все стабильно, мы говорим, что она находится в гомеостазе, к которому в конечном счете стремится любая система. Но есть и парадокс: в то же самое время система стремится и к развитию. А поскольку развитие происходит через кризис, изменения, система начинает им сопротивляться. Именно в этот критический момент люди обычно и обращаются к психологу.

Как плохая учеба ребенка участвует в гомеостазе семьи? Как вариант, она помогает супружескому контакту и эмоциональной близости

Мы смотрим, на какой стадии развития находится данная семья. Возможно, родился другой ребенок, и поэтому мальчику не хватает контакта с мамой. Или, может быть, его старший брат-подросток асоциально себя ведет: прогуливает школу, курит, выпивает, а младший ориентируется на старшего и берет с него пример.

Получив достаточно полную информацию о семье, мы можем строить гипотезы, которые объясняют, как плохая учеба ребенка участвует в гомеостазе семьи. Как вариант, она помогает супружескому контакту и эмоциональной близости. Или позволяет всем поколениям семьи объединиться и проявить тепло, внимание, заботу друг о друге. А может быть, ребенок так сигнализирует о том, что тяжело переживает развод родителей. Или получает недостающее внимание матери после рождения сестры.

В зависимости от того, какая из гипотез окажется наиболее достоверной, мы выберем тот или иной способ работы. Мы используем разные техники и методы: эмоционально-фокусированную терапию, работу с субличностями, тренинги коммуникации, домашние задания, игровые методики — чтобы изменить дисфункциональные, нездоровые взаимодействия в семье на благополучные и функциональные.

Как работает с таким случаем интермодальная терапия экспрессивными искусствами?

Рассказывает психолог Варвара Сидорова

Направлений терапии искусствами много, одни создавались на основе танца, другие — живописи или музыки. Наше направление, интермодальная терапия экспрессивными искусствами (expressive art-therapy), предлагает в одной сессии использовать разные виды искусства и плавные переходы между ними, поскольку это соответствует природе человека. Ведь все эти способности: слышать, видеть, двигаться — в нас интегрированы.

Я не прошу клиентов быть художниками. Я прошу их только быть внимательными и чувствующими. Например, попрошу нарисовать линию. А потом предложу увидеть образ в этой линии. У кого-то будет змея, у кого-то — дорога или ракета, взмывающая вверх. А потом я предложу придумать историю про эту ракету или змею. И вот через сотворение чего-то нового рождаются другие смыслы.

Любая проблема — это некоторый тупик, стагнация. Игра и творчество дают возможность посмотреть на ситуацию под иным углом, увидеть новые перспективы. И перенести опыт, полученный на территории искусства, в реальную жизнь.

Итак, вернемся к заданному случаю. Мама приходит без ребенка, рассказывает, как ему плохо в школе. Друзей нет, учителя дураки. Что конкретно я буду делать?

Прежде всего — слушать клиента, проявляя искреннее любопытство, эмпатию, и задавая уточняющие вопросы. Мне действительно интересно узнать: у мальчика совсем нет друзей — или только в школе? А раньше были? Одноклассники не нравятся — что, абсолютно все? Учителя дураки — это чье мнение, кто так считает?


Содержание:

Выясняем причину

Как заставить ребенка учиться

Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:

1. Отсутствие мотивации

Ребёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.

Случай из практики. Даша всегда была прилежной ученицей, ей нравилось ходить в школу, получать хорошие оценки, радовать родителей. Но внезапно поведение девочки изменилось. Она стала замкнутой, раздражительной, перестала выполнять домашние задания. А однажды сказала родителям, что в школу больше ходить не будет. Встревоженные мама и папа никак не могли добиться от дочери, что с ней произошло. Пришлось обратиться за помощью к психологу. Оказалось, что незадолго до этого учительница показала Дашину тетрадь всему классу со словами, что задания девочка выполняет хорошо, но вот пишет как курица лапой. Все дети засмеялись. После этого случая Даша изменила своё отношение и к школе, и к учительнице.

Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.

3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг

Как заставить ребенка учиться советы психолога

Случай из практики. Ванины родители переехали в новый район, и мальчику пришлось пойти в новую школу. Сначала ему всё нравилось, и учителя, и одноклассники, но вскоре родители заметили, что сын стал прогуливать уроки. Попытки узнать, почему он так делает, не привели к успеху. Мальчик продолжал врать родителям, что ходит в школу, а сам в это время гулял по городу. Вскоре родителей вызвал директор и объявил, что за систематические прогулы их сын может быть исключен из школы. В тот же день позвонила мама Ваниной одноклассницы. Она рассказала, что Ваня стал жертвой буллинга – травли. Ребята издевались над ним за то, что он не курит, как все остальные мальчики в классе, и носит немодную одежду. Её дочери стало жалко Ваню, и она обо всём рассказала матери, надеясь, что та сможет помочь. Ванины родители были в шоке. Оказалось, что сын просто не хотел посвящать их в свои проблемы и предпочитал терпеть издевательства и насмешки со стороны новых одноклассников.

Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.

4. Неблагоприятная семейная обстановка

Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?

5. Родительский сверхконтроль

Как заставить ребенка делать уроки


Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?

6. Низкая самооценка, неуверенность в себе

Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?

7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы

Ребенок не хочет делать уроки советы психолога

В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.

8. Физиологические причины

Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.

Сочетание причин

Следующая история как раз об этом.

Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.

Правильная позиция родителей

Ребенок делает уроки

Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.

Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,

Адекватное восприятие ситуации

Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.

Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.

О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Поддержка

Ребенок не хочет делать уроки

Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:

Помощь

  • объяснить непонятный материал сами;
  • нанять репетитора;
  • поговорить с учителем;
  • скорректировать родительскую позицию;
  • сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
  • найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.

Как помочь ребёнку?

Ребенок отказывается делать уроки

Советы психолога

  • Старайтесь говорить о школе и учителях в позитивном ключе. Школа – основа, база, фундамент всей будущей жизни ребёнка.
  • Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
  • В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.

Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.

8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу

Стоит ли делать уроки с ребёнком?

Как приучить детей самостоятельно делать уроки

Теперь затронем вопрос, тревожащий многих родителей. Стоит ли помогать ребёнку делать уроки? Если не помогать, он же наделает в тетради кучу ошибок, забудет выучить стихотворение и даже не вспомнит о поделке из листьев.

А вот что вспоминают сегодняшние мамы и папы о своём детстве:

Как мы видим, попытки родителей контролировать процесс выполнения уроков не всегда идут ребёнку во благо.

Что рекомендуют специалисты:

  • В первом классе родителям действительно нужно делать уроки с ребёнком, но только для того, чтобы организовать сам процесс. Научите сына или дочь нехитрым приёмам: сначала делаются письменные задания, затем – устные; сложная задача сначала решается на черновике; к контрольной работе и экзамену нужно готовиться заранее.
  • Выделите вместе с ребёнком специальное время для уроков, например, с 17:00 до 19:00. Помогите ему организовать рабочее место и пространство, сделайте хорошее освещение.
  • Не отказывайте, если ребёнок попросит вас о помощи. Но старайтесь делать не за него, а вместе с ним.
  • Домашние задания – это та же работа ребёнка, и только он должен быть за неё в ответе. А не мама с папой, которые свои уроки давным-давно уже выучили.

Запомните, дорогие родители! Ваша задача – не заставлять сына или дочь учиться, а создать в семье такую атмосферу, где ребёнок сможет поделиться любыми проблемами, где его оценивают не по отметкам в дневнике, и где ему помогут обрести новые знания для будущей взрослой жизни.

Ребенок не хочет идти в школу

Переутомление

Оцените режим ребенка, он должен высыпаться. В норме дети 6-12 лет должны спать 9-12 часов. Если же ребенок ((до ночи делал уроки, играл в компьютер или смотрел фильм)), конечно, утром ему будет тяжело встать, его будет тошнить, а голова - кружиться. Попробуйте наладить режим и снизить нагрузку, например, на время отказаться от дополнительных занятий, связанных с умственными усилиями.

ИСТОРИЯ: Девочка 9 лет часто не может заснуть вечером, хотя ложится спать в одно и то же время, а утром не может встать, плачет, на уроках зевает. Родители обратились к психологу, он посоветовал снизить нагрузку, временно отказаться от дополнительных занятий в математическом кружке и понаблюдать. По вечерам родители вместе с девочкой стали гулять или кататься на велосипеде. Сон ребенка наладился, девочка без проблем стала вставать утром в школу.

Проблемы с учебой

Ребенку может быть сложно учиться, например, у него проблемы с вниманием, или он не успевает за классом, а возможно, просто пропустил тему и теперь не понимает материал, и ему нужна помощь. Высокие ожидания родителей и педагогов вызывают дополнительный стресс. Оцените успеваемость ребенка, почему по некоторым предметам он имеет плохие отметки: возможно, ему нужна ваша помощь или дополнительные занятия, а в случаях проблем с вниманием – консультация специалистов: нейропсихолога и логопеда.

Проблемы с педагогами или одноклассниками

Дети часто отказываются ходить в школу, если у них проблемы с одноклассниками, а может быть даже травля и издевательства. Иногда проблемы возникают с педагогом, который кричит или предъявляет слишком жесткие требования. Поговорите с ребенком о том, что его беспокоит, а также побеседуйте со школьными учителями. Успокойте своего ребенка, пусть он будет уверен, что вы поможете решить эту проблему. Чем раньше вы вмешаетесь, тем быстрее сможете помочь своему ребенку вернуться к обучению.

ИСТОРИЯ. Алиса очень хотела пойти в первый класс, но через 2 недели учебы стала отзываться о школе негативно. Все дети жаловались, что учительница очень строгая, говорит на повышенных тонах, не выпускает в туалет на уроках. С помощью администрации школы родители решили проблему.

Временное беспокойство


Более серьёзные психологические проблемы

Нежелание идти в школу может сигнализировать о наличие трудностей в эмоционально- личностном развитии. В этом случае потребуется консультация психолога.


Можно ли разрешать ребенку иногда не ходить в школу?

Если вы думаете, что это поможет ребенку, например, отдохнуть после повышенного напряжения (контрольной, олимпиады, выступления), то это разумно. Но регулярная практика прогулов – это тактика избегания проблем, а не их решение.

IMG_2610

– Неуспевающие дети – они существуют? Или на самом деле двоечники – это дети со своей образовательной траекторией, не похожие на своих одноклассников?

И есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.

– Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…

– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.


Ребенок — это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг — это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг — это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, — значит, они не доверяют своему ребенку.

Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.

– Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?

Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.

Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?

– Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?

А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…

У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением — вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?

И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.

– Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?

– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.

lobok_urok11

– А может быть, дети не хотят учиться читать по другой причине? Они перестали воспринимать книги и чтение, живя в визуальном мире, среди компьютерных игр? Может быть, их уже нельзя увлечь чтением?

– Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?

– Иногда мне хочется плакать…

— Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!

– Иногда мне хочется слушать музыку.

Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.

Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.

– Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…

– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.

За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.

– Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?

– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах…

– И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?

– Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…

– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.

Читайте также: