Как сделать так чтобы начальник извинился

Обновлено: 07.07.2024

Переговоры — один из самых рациональных способов разобраться с конфликтом. Если вы встречаетесь с грубой критикой и не понимаете или не согласны с ее содержанием, можно спокойно расспросить начальника, что конкретно его не устраивает в вашей работе или поведении.

Психологи говорят, что подобная тактика поведения при конфликтах успокаивает оппонента: нападающий ожидает получить отпор, но в ответ он слышит уточняющие вопросы и осознает, что оппонент предпринимает попытку понять его, старается услышать суть исходящей критики. В этом случае ссора окажется продуктивной, потому что подчиненному удастся выявить свои недостатки и начать работу над ними.

В тактике конфликтных переговоров в арсенале также пригодятся аргументы в свою защиту и, возможно, аргументы против самого начальника, например, когда на вас пытаются спихнуть неудачную сделку, которая произошла за счет промаха руководителя.

Единственная проблема заключается в том, что нужно иметь в запасе крепкое самообладание, ведь чаще всего срабатывает инстинкт самозащиты.

В любом случае, этот способ подходит сильным людям, склонным во время стресса принимать взвешенные решения. Также научиться правильно себя вести в конфликтной ситуации можно на психологических тренингах.

Перейти переговорам можно и после того, как произошел конфликт, когда обе стороны остыли и готовы обсудить назревшие проблемы.

Некоторые сотрудники действительно нарываются на конфликт, поэтому если в последнее время в свой адрес вы получали многократные замечания, срывали отчеты, опаздывали на работу и вообще мешали успешному течению работы — будьте готовы к честно заслуженному разносу. Чтобы не получить еще большего раздражения от начальника, лучше согласиться со всеми замечаниями, добавляя фразы о том, что все будет исправлено.

Согласно этой тактике, будет уместно первым извиниться спустя какое-то время после громкой ссоры. Это достаточно разумный шаг: во-первых, в случае неправоты надо уметь ее признавать, а во-вторых, начальнику из-за своего положения сложнее признать ошибки и пойти на мировую.

В большинстве случаев люди берут себя в руки, когда им указывают на то, что они перешли границу.

Используйте факты, которые сыграют в вашу защиту и оперируйте реальной информацией вместо того, чтобы переходить на личности.

Что касается поведения после конфликта, хладнокровная тактика предполагает делать вид, что ничего не произошло. Во время неизбежных соприкосновений ведите себя в рамках делового этикета, воздержитесь от скользких намеков и гневных взглядов. Так ситуация останется подвешенной и уляжется только со временем, но зато и не усугубится.

Бежать с поля боя

Лучше не придерживаться тактики побега после ссоры: избегая встреч с начальником, вы будете выглядеть глупо, да и детское поведение не способствует укреплению авторитета среди коллег.

Агрессивный ответ — сомнительный способ поведения во время конфликта с руководством из-за того, что последствия ответной грубости предугадать невозможно. Один начальник за такое выгонит в шею, другой, наоборот, станет уважать сотрудника, который сумел постоять за себя. В первом случае, даже если вы останетесь на работе, наладить отношения будет очень трудно. Ставки слишком высоки, поэтому лучше держать себя в руках.

Используйте разные приемы

Конфликт назрел, и теперь деваться некуда — придется сделать ответный ход. Каким он будет, зависит от причин, из-за которых возникла эта ситуация, от темпераментов начальника и подчиненного, а также от того, что и как уже было сказано в ваш адрес. Можно придерживаться одной тактики во время и после конфликта, однако иногда лучше использовать приемы нескольких стилей поведения. Например, если вам трудно слушать грубую критику, сначала уйдите от конфликта и потом приступите к переговорам. А если вы не сдержались и дали агрессивный отпор, то извинитесь перед начальником после ссоры.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Всем им предложили представить ситуацию, в которой они являются менеджером по персоналу и нанимают нового сотрудника. На предыдущем месте работы соискатель неверно заполнил форму возврата налогов клиента, из-за чего тот понес убытки. Когда потенциального сотрудника спросили об этом, он принес извинения.

В первом эксперименте 333 взрослым добровольцам предложили оценить по пятибалльной шкале эффективность, адекватность и убедительность одного, трех или шести перечисленных компонентов.
Во втором — 422 студента оценивали те же параметры, но не отдельных компонентов, а содержащей их речи с извинениями.

Наиболее важным оказалось принятие ответственности и признание собственной вины. На второе место участники эксперимента поставили предложение о возмещении ущерба. Третье место разделили выражение сожаления, объяснения и раскаяние. Наименьшее значение имела просьба о прощении.

А теперь - экспериментально-подтверждённый план извинений!

► выражение сожаления
► объяснение того, что пошло не так
► принятие ответственности
► раскаяние
► предложение возместить ущерб
► просьба о прощении

Ключевое значение могут иметь визуальный контакт и искренность голоса и мимики. Люди, кстати, более склонны принять извинения, если другой совершил ошибку не намеренно, а из-за недостатка компетентности.

Переходим к пункту "потерять лицо" - что это для вас? Какие последствия будут? Как вы ощутите, что "потеряли лицо"? Что вообще для вас значит самоуважение и как оно взаимодействует с извинениями?

Если Вы допустили ошибку, читайте о том, как правильно, тактично, а не унижаясь извиниться перед начальником за резкость в сказанных выражениях.

Получили Вы нагоняй не просто так, а за дело. Не уложились в сроки, прошляпили важный телефонный звонок. Да и в курилке Вас видели чаще, чем на рабочем месте.

Руководство в лице начальника сделало Вам замечание. А Вы вот взяли и окрысились. Не выдержала нервная система взгляда исподлобья с намёком на увольнение.

Когда с души отлегло и Вы немного остыли, то начали задумываться о далеко идущих последствиях. Портить отношения с шефом – себе дороже станет.

Используйте примеры с деликатной осторожностью. Лично я бы не стал рисковать, а взял бы белый листочек и написал заявление на собственное сокращение.

* Наверное Вы думаете, Максим Кузьмич, что я должна перед Вами извиниться. Ну ошиблась, с кем не бывает. Можно подумать, что Вы никогда не ошибаетесь.

* Вчера я была резка и груба. Не знаю, какая муха меня укусила. Если мне грозит увольнение, можно я ещё пару лет у Вас поработаю.

* Тук, тук, тук, извините, а можно войти. Спасибо. Просто я не привыкла являться без стука. Я понимаю, что допустила ошибку, и признаю свою оплошность. Ситуация находится под моим личным контролем, и я никому не позволю лишить себя премии.

* Вы меня неправильно поняли. Начальника, унижать. Нет, простите, я хотела отчитаться по работе. Просто вышло слегка резковато.

* Извините меня, Яков Демьянович. Я искренне раскаиваюсь и впредь постараюсь не ошиваться в курилке. Если хватит терпения, вообще брошу курить и встану на лыжи.

* Я очень перед Вами виновата. Пожалуйста, не воспринимайте всю сказанную критику на свой счёт. Это я сама себя отругала.

* Мне горько и обидно осознавать, что Вы меня неправильно поняли. Извините за допущенную ошибку и грубость, которая никоим образом не подрывает Вашу репутацию.

* Перед Вами я виновата. Скажите, только как есть, меня уволят, сократят, оставят без заработной платы. Весь отдел трудится, а я, получается, бездельничаю и огрызаюсь.

Все перечисленные выше примеры нетипичные и экстраординарные.
Начальник Вас не уволит, а станет уважать и ставить в пример тем, кто лебезит да лицемерит.

Не стоит пасовать перед большими боссами, обзывающими вас последними словами, брызжущими слюной и топающими ногами от ярости. Нужно уметь с ними разговаривать. И не забывать при этом о своих интересах. Существуют стратегии поведения, разработанные психологами специально для таких случаев. Если целование начальства куда-то пониже спины — это не ваш стиль, прочтите внимательно эту статью.

Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что пришли на работу без галстука; за то, что нечаянно опоздали; за то, что не поняли приказа, который вам дали и т.д. Самая распространенная ситуация — вы допустили какую-нибудь ошибку. Ваш руководитель обнаружил ее и дает вам знать, что вы не должны были так поступать, что вы никуда не годитесь и т.п. Делается это в грубой и оскорбительной манере, очень часто при свидетелях. К сожалению, многие руководители рассматривают возможность указать подчиненному на его промахи как лишний повод показать свое превосходство. Они обожают акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты сотрудника, унижая тем самым его как личность.

Это плохой выбор. Боссы не любят, когда подчиненные указывают на их недостатки, особенно публично. Поэтому результат предсказывать не берусь. Скорее всего, будет то же, что и в п.1. Работу вы потеряете.

Вариант 3. Вы падаете на колени, рвете рубаху на груди, посыпаете голову пеплом, смиренно извиняетесь и просите смилостивиться над вами. После чего говорите, что сожалеете, что это было глупо с вашей стороны и что это больше никогда не повторится.

Я убежден, что вы достойны большего. В конце концов, вы пришли на фирму продавать свои профессиональные знания, опыт и умения, а не себя лично. Поэтому проявление чувства собственного достоинства вполне уместно. Вы можете отстоять свои интересы и сохранить свою работу.

Конечно, существует риск, что вы будете уволены, даже если выскажете возражения в корректной форме. Встречаются боссы-психопаты, которые не терпят любых проявлений самоуважения со стороны своих подчиненных. К ним нужен несколько иной подход. (Об этом я расскажу чуть ниже.) Но большинство руководителей с уважением относятся к тем сотрудникам, которые честно выражают собственное мнение в надлежащей — уверенной и корректной форме, не задевая при этом самолюбие своего начальника.

***
Унижения могут принимать не только словесно-агрессивную форму. Не менее оскорбительно и т.н. пассивно-уничижительное поведение. Это и обидные шуточки, и иронические замечания в ваш адрес, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе вашего босса. Все это делается с целью унизить вас, однако делается в завуалированной манере и как бы походя.

В подобных случаях не следует делать вид, что не замечаешь унижения. Если вы промолчите, Вы как бы даете согласие относиться к вам таким же образом и в будущем, признаете право босса считать вас чем-то малозначительным, не стоящим особого внимания и, тем более, уважения.

В таких ситуациях помогает следующая стратегия. Не пытайтесь подавить ваши чувства. Скажите, что вас беспокоит такое поведение босса, что вам совсем не нравятся шуточки в ваш адрес. Прямо спросите его, что это значит.

Еще психологи советуют накрывать таких боссов воображаемым стаканом. Но это уже не совсем гуманно — они начинают чувствовать себя весьма неуютно, нервничают и, ощущая свое бессилие перед вами, начинают вымещать злобу на других сотрудниках.

Научитесь вызывать в своих ощущениях такое спокойное безразличие и включайте его тогда, когда вам это надо. По крайней мере, с таким приемом вы гарантированы от непрошеного давления на вашу личность.

Читайте также: