Как сделать так чтобы дети слушались воспитателя в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Почти во всех группах детского сада есть непослушные дети. Иногда они просто капризничают, а иногда и дерутся, причем не только с другими детьми, но и с воспитателями. А если этот хулиган — ваш ребенок? Могут ли его за это исключить из сада? Разбираемся вместе с психологом Любовью Быковой и юристом Дарьей Хвалько.

Вопрос. Мой ребенок терроризирует других детей и воспитателя в детском саду. Нападает физически, не реагирует на замечания и просьбы. Я уже год хожу с ним к психологу, но ничего не меняется. Как разрешить эту ситуацию? Могут ли другие родители настоять на том, чтобы сына выгнали из сада?

Любовь Быкова, гештальт-терапевт, системно-семейный психотерапевт:

В каждой детсадовской группе, в каждом классе есть ребенок, похожий на Вовочку из анекдотов. Но если в анекдотах все это кажется веселым, то в реальной жизни никому не до смеха: ни взрослым, ни детям.

Давайте разберемся: что стоит за таким поведением ребенка? Если мы представим образ мальчишки-хулигана, не дающего покоя ни детям, ни воспитателям, то первое, что сделает взрослый, — попытается от него отстраниться. Будь то учитель, воспитатель, родитель хулигана или родитель ребенка, которого он задирает.

Представьте: родители отстранились, воспитатель отвернулся, дети не приняли в игру. Что ему остается? Тотальное одиночество, социальный вакуум. Даже взрослому это пережить тяжко. А каково ребенку? Ему приходится отвоевывать свое место в обществе тем или иным способом. Вторая возникающая реакция — дать отпор, подавить агрессию ребенка. И это замкнутый круг. Агрессия на агрессию ничего, кроме жажды войны, не вызывает.

Как быть в этом случае?

Дарья Хвалько, юрист:

  • По инициативе родителей, то есть если они сами решают забрать его из детсада или школы;
  • При ликвидации учреждения.

Рассмотрим ситуацию с другой стороны: ребенок причинил кому-то очевидный вред. Например, кинул камень в одногруппника, и тот получил серьезную травму.


В этом случае родители могут пойти к заведующему и сообщить о возникшей ситуации. Они могут написать обращение в ПДН, для этого родительский коллектив должен собрать следующие материалы: заявления от родителей, от воспитателей (в них нужно указать, что беседы с родителями результата не дают, поведение ребенка ими поощряется).

После принятия заявлений назначается медико-педагогическая экспертиза. Далее психолог в детском саду с разрешения руководства производит официальное освидетельствование под запись. Если психолог выявляет незрелость психики ребенка, составляется заключение. Оно направляется заведующему детским садом.


На открытом форуме женщина пишет: "Подскажите, пожалуйста, как можно наладить отношения с воспитателями. Воспитатель жалуется на то, что ребенок (мальчик 4 года, в садик ходит 2 года) балуется и не слушается в садике. Я спрашиваю, как именно он балуется: обижает других детей, дерется. На что мне отвечают, что нет - он очень активный. Я спрашиваю, что он самый неуправляемый ребенок? Они отвечают, что да. Хотя дома он слушается, спокойный, играет, адекватно реагирует. Я не замечала за ним то, что он неуправляемый. Как можно его "воспитать", чтобы в садике он слушался воспитателей, не баловался".

Чтобы понять, в чем проблема тут проблема НА САМОМ ДЕЛЕ и как в этой связи лучше всего действовать, обратим внимание на несколько ключевых фраз.

Эти слова воспитателя являются самыми общими, стандартными фразами, которые обычно употребляются в первую очередь, когда дается негативная оценка поведению ребенка. При этом они сигнализируют автору, как маме, о том, что возникла какая-то проблема в отношениях между воспитателем и ее ребенком. Кроме того, возникает вопрос о том, насколько автор хорошая (успешная) мама. А ее дальнейшие действия как раз и отвечают на этот вопрос.

Это уточняющий вопрос, вынуждающий воспитателя перейти от обобщающих негативных оценок к уточнению и озвучить саму конкретную суть проблемы.

Тот факт, что мама не сходу соглашается и тут же начинает проводить воспитательную работу со своим ребенком только на основании общих, размытых претензий, характеризует ее как мыслящего, вдумчивого родителя.

Кроме того, факт уточняющих вопросов, может также говорить и о том, что бессознательно автор сходу не поддержала позицию воспитателя, не заняла его сторону, а значит, оказалась на стороне своего ребенка, что опять же многое говорит о качестве ее как родителя и освобождает ее от подвешенного ей чувства вины.

Эти слова и есть конкретная суть той претензии, которую предъявляет воспитатель.

Активный ребенок – это неудобно воспитателю, потому что требует от него внимания в течение его рабочего дня. Воспитателям в яслях, садах и учителям в школах нравятся тихие и малоподвижные дети, потому что они не требуют от педагогов больших энергетических затрат.

Кроме того, тихими и забитыми детьми легко управлять, они часто согласны на все предложения воспитателя и им все хорошо и все устраивает. А с активными детьми, чтобы управлять ими (в хорошем смысле этого слова), нужно сначала выстроить отношения, а это мало кому из педагогов хочется делать, да и не все этот попросту умеют.

И, самое главное, если тихий, малоподвижный, легко управляемый ребенок, легко соглашающийся на все, в том числе, и на скуку – это уже ненормальный и нездоровый ребенок. С ним явно что-то не так, потому что в норме дети гораздо активнее взрослых.

ВНИМАНИЮ ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ!

Исходя из этой фразы, с которой, в общем-то, и начинается описание проблемы, автор интуитивно чувствует, что проблема на самом деле не в ней, как в маме, и не в ее ребенке, а в оценке ребенка воспитателем. Т.е. проблема у воспитателя в голове! Но этой фразой, автор берет на себя ответственность за то, чтобы примирить воспитателя и своего ребенка. А это в свою очередь может указывать на то, что, во-первых, воспитателю удалось свою ответственность переложить на автора и, во-вторых, что автор испытывает тревогу за судьбу своего ребенка в контексте отношения к нему воспитателя, т.е. боится оставлять ребенка в саду с конкретным воспитателем.

Таким образом, автор сможет возвращать воспитателю ее ответственность за ее работу и мягко расширять ее мышление и сознание так, чтобы этот нормальный и здоровый ребенок вмещался туда таким, какой он есть.

Помогите пожалуйста, я работаю воспитателем в детском саду в старшей группе. У меня в группе есть ребенок 6 лет, на следующий год пойдет в школу. Он совершенно не слушается меня, не реагирует на замечания. На занятиях крутится, смеется над моими словами. В группе творит беспредел: разбрасывает материалы из уголка исследований, игрушки, хотя знает что это делать нельзя. Когда остается мало детей вечером, она спрашивает разные игры настольные, я разрешаю их брать..но он возьмет то одну игру, то другую..в итоге ни во что толком не играет. хотя сам по себе он не очень активный, он умный, много знает, хорошо соображает. в семье он поздний и единственный, родители любящие и заботливые. Со слов мамы..он дома тоже перестал их слушаться, на занятиях по гимнастике и на подготовке к школе - учителей и тренеров тоже не слушается..ведет себя таким же образом. как будто лениться, ему неитересно нигде, не знает куда себя применить, чем заняться..и поэтому творит беспредел..за каждый проступок делаю замечания, если сильной тяжести - сажаю на стул. уже не знаю что делать..что предпринять в такой ситуации. и вижу что все ухудшается. а до школы уже совсем немного времени осталось..

Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок не слушается воспитателя


Здравствуйте.Лина.Как видите,благодаря такому поведению этот мальчик постоянно держит на себе Ваше внимание.Дело в том,что его интересуют игрушки только в той степени,в которой они помогают привлечь Вас к нему.Если он будет играть в одну игру.то Вы его перестанете замечать,но его это не устраивает.Вы ведетесь на его непослушность и он получает с Вас много внимания,которое,вероятно,не додают ему дома.Кроме того,быстрее всего,его постоянно критикуют дома и контролируют,требуя подчиняться каким-то правилам.При этом он должен,вынужден отказаться от собственных начатых игр.Поэтому.он разучился доводить игру до конца.Ваш выход-меньше обращать внимания на его проделки.Когда он поймет,что этим Ваше внимание привлечь невозможно,он изменит поведение на более адаптивное.Основные его проблемы должны решаться не в садике,а дома.К сожалению,родители будут это отрицать.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Гиперактивность корректируется - но это систематическая работа. В книге Д. Амена "Великолепный мозг в любом возрасте" есть целый раздел посвященный СДВГ и не медикаментозным методам его коррекции. Вы можете посоветовать родителям ребенка ознакомиться с этим материалом. Приведенные там рекомендации действительно работают, это я проверял в своей практике.

Помимо этого, если у родителей есть возможность, пусть поводят ребенка к специалисту по телесно-ориентированной психотерапии. Телеска обычно хорошо помогает в таких случаях.

Важно понимать, что такие дети ведут себя подобным образом, не потому, что они плохо воспитаны или распущены. Такие дети испытывают постоянный душевный дискомфорт и большое внутреннее напряжение - им постоянно требуются мощные внешние раздражители, чтобы отвлекаться от своего внутреннего состояния. Поэтому они постоянно переключаются на новые и все более сильные стимулы.

Если вы хотите побольше узнать о том, как взаимодействовать с подобными детьми - Вам обязательно стоит почитать книгу Росса Грина "Взрывной ребенок". Эту книгу легко скачать в сети. Это, на мой взгляд, одна из наиболее толковых книг, написанных на тему взаимодействия с проблемными детьми.

Работаю 2 год в 1 младшей группе и ко мне 2 год отдают ребенка (2 разных мальчика), которые не имеют представления о воспитании, о манерах поведения в садике и общении с детьми. Для мам, которые также работники детского сада, их дети самые лучшие и самые воспитанные, и никак их сын не может обидеть, ударить и тд. Это мы не можем найти общий язык и тд.

1 выпустили и перекрестились. Теперь снова " о старом". Ребенку 3 года, 2 год в саду. Система сама и расписание не для него. Что хочет, то и делает. Чуть не по его - истерика. Во время еды - играется игрушками, во время прогулки постоянно норовит убежать, во время тихого часа - скачет и всем мешает и специально громко смеется. В общем, всеми силами привлекает к себе внимание. Договориться можно противоречием. Не спи, не ложись, не заходи, не садись -будет делать все наоборот. Мама хочет слышать только то, что хочет. Только хорошее и ничего больше. Если что не так, она считает,что это мы плохие, хотя подход найден ко всем детям, а один "король". Работать очень тяжело, не дай Бог,если кто-то толкнет, или упадет. Сразу же рассказывает маме, что его все обижают, дерутся и тд. Может есть какие -то методики или секреты, как достучаться до ребенка, чтобы он слышал и помогал в работе, а не рос маленьким дьяволом, и мотал нервы всем?? Как общаться с такой мамой? Никогда не говорить о плохом, только о хорошем? Как общаются с детьми, у которых сейчас по- модному "гиперактивность"? Стоит ли проявлять повышенное внимание к ребенку, которое он так требует своим поведением?

Автор вопроса: Александра Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Селезнёва Марта Александровна.

Здравствуйте, Александра. Ребёнок находится в кризисном периоде. Он переходит на новый этап своего интеллектуального развития. У некоторых детей он проходит мягче, у некоторых, так как в случае с двумя вашими воспитанниками. То есть ребёнок делает всё наоборот не так как ему говорит взрослый. Кроме того, у ребёнка (детей) наблюдается гиперактивность. А это очень импульсивные, эмоциональные и ранимые дети. Поначалу с такими детьми нужна индивидуальная работа, постепенно включать их в коллектив. Сначала в малые группы из нескольких человек. Дальше больше. Общение с такими ребятами должно быть спокойным мягким, без сильной экспрессивной окраски. Важно дать понять ребёнку, что он важен и необходим. Важно хвалить его даже за самые маленькие достижения. Посидел спокойно 5 минут, поделился игрушками, помог что-то смастерить и т.д. для мамы можно сделать карточки с достижениями ребёнка. Важно установить с ней контакт. Можно спросить у мамы, что помогает ребёнку уснуть, чтобы использовать во время тихого часа. Можно спросить в какие игры он любит играть дома. и включать их в работу. А главное, нужно предоставлять ребёнку выбор. Важно его спрашивать, чем бы он хотел заняться и предложить ему варианты занятий. Перед переменой вида деятельности ребёнка стоит предупреждать о том, что скоро мы будем делать то то или то то. Чтобы он был готов. Перед началом нового вида деятельности можно напомнить, что вот сейчас мы будем делать вот то то, или вот то то. В некоторых случаях детской гиперактивности может понадобиться работа педагога-психолога. Совместные детско-родительские игры-тренинги. В работе воспитателя можно использовать пальчиковые игры, игры с нитками и любые другие настраивающие на спокойный лад. Можно чередовать подвижные и спокойные игры. Успехов в работе.

Читайте также: