Как сделать таблицу по русскому языку

Обновлено: 07.07.2024

Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках русского языка являются таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала. В связи с этим они делятся на языковые и речевые.

В языковых таблицах отражена закономерность, сущность какого-либо правила или понятия, что способствует наиболее быстрому усвоению этого понятия, запоминанию правила, определенной нормы и т.п. Как, например, может быть построена таблица по орфографии, отражающая условия выбора написания букв е-и в корнях с чередованием? Можно в таблице поместить слова с данной орфограммой, проиллюстрировав каждый из корней с чередованием е-и соответствующими примерами. Но можно поступить и по-другому. В таблице зафиксировать только корни, для которых характерно чередование букв

е-и (-бер б up-, -дердир-). Выделить суффикс -а-, служащий

условием выбора правильного написания. Ввести соотвегсгвую- щие условные обозначения, использовать цвет для показа разного написания корней. В данном случае в таблице будет представлена . модель орфографического правила, его структура, отражающая закономерность выбора правильного написания. Такая таблица не иллюстрирует явление, а помогает осознать его сущность, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию у них логического и абстрактного мышления. Словесные пояснения в таблицах подобного характера либо отсутствуют, либо используются как дополнительный прием.

Речевые таблицы содержат конкретный речевой материал (слова, словосочетания), который требуется запомнить. Примером подобной таблицы является подбор слов (на полях учебника, на специальном стенде, на переносной доске) и предъявление их учащимся с целью уточнения или разъяснения их значений, а также для запоминания их орфографического облика. Другими словами, с помощью речевых таблиц организуется работа по обогащению словарного запаса учащихся и повышению их орфографической грамотности. Одним из способов предъявления подобного речевого материала служат специально разработанные д е - монстрационные карточки. Это динамичные, подвижные пособия, из которых формируются таблицы. Содержание таблиц - слова (и словосочетания), правописание и произношение которых не регулируются четкими правилами. Демонстрационные карточки объединяются в таблицу, вмещающую не более 6 слов, связанных по тематическому или какому-либо другому принципу.

Таблицы могут быть использованы на этапе осознания, осмысления правил, определений, понятий, на этапе закрепления изученного, при повторении и систематизации материала. Учащимся могут быть предложены следующие виды заданий: ответы на вопросы учителя, с помощью которых учащиеся осознают сущность понятия или правила; составление алгоритма применения правила; грамматическое конструирование по заданной модели; самостоятельное составление таблиц; составление связного высказывания на лингвистическую тему и др.

Сегодня нет никакой необходимости доказывать важную роль, которую играет в преподавании языка наглядность. Для создания языковой наглядности требуется отбор языковых средств и такая их организация, которая позволяет выявить законы языка, сформировать представление о нем как о системе.

Еще более активной и динамичной формой наглядности являются таблицы, с помощью которых происходит группировка совокупности языковых явлений и систематизация языкового материала. В самой табличной форме, заложены возможности для широкого использования приемов сравнения, сопоставления, облегчающих понимание изучаемого материала, сознательное его усвоение на основе раскрытия тех отношений противопоставленности, которые свойственны языку.

Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании.

В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.

Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчёркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.) Такое изображение создаётся в упрощённо — обобщённом виде.

В начале учебного года я рекомендую детям завести специальные словари-справочники, которые составляются из справочника и словаря. В справочник мы вносим опорные схемы, конспекты, сигналы, алгоритмы, таблицы. В словарь записываем слова по различным аспектам.

Слова с пол- и полу- (схема 3.)

Через дефис слитно

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Пол – л пол-лимона Остальные буквы полчаса, полбанана

Пол – гласная буква пол-арбуза Слова с полу полуостров

Пол – прописная буква пол-Москвы

Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, и их способности самостоятельно составить и записать подобную информацию, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы, и их способность и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.

Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?

Прежде всего, использование средств графики должно показать логические связи явлений, которые существуют в языке, но для школьников обычно остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами.

Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.). Другое правило – о различении букв И и Ы после Ц – тоже можно представить в виде схемы, в которой эти написания соотнесены с морфемным строением слова.

Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них.

1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.

2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.

3. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.

4. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?

5. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – формирование грамотного и образованного выпускника. (Слайд 2)

Учитель только тогда по-настоящему способен выполнить свою миссию, когда развивается сам и постоянно открывает новое. (Слайд 3)

Я начинающий учитель, и поэтому в своей работе я пока использую традиционные методы преподавания, а вот новое я открываю в своих учениках.

Я уверена, что каждый ученик содержит в себе все необходимое для своего безграничного, всестороннего развития. Моя задача помочь ребенку обнаружить в себе ресурсы развития.

В своей работе с детьми я решила выстроить систему подходов для формирования навыков грамотного письма, чтобы помочь ученикам, испытывающим трудности в обучения.

Одни дети пишут грамотно, а другие нет, несмотря на одинаковые условия обучения русскому языку. Почему так? В чем же все-таки причины такого состояния дел? Есть, конечно, объективные причины: общее падение культуры - ученики очень мало читают, бесконечное появление в печати безграмотных пособий по русскому языку, которыми пользуются ученики. (Слайд 4)

А не является ли еще заблуждением положение о том, что орфографическую грамотность обеспечивает только изучение и знание правил правописания? Что формирует практическую грамотность, умение отличать правильное написание от неправильного? Общепринятым является мнение о том, что формированию практической грамотности способствует, прежде всего, письмо. В связи с этим хочется привести шутливую историю о том, как ученик, по заданию учителя, должен был написать сто раз слово шел, в котором допустил ошибку. Ученик, выполнив правильно задание, оставил учителю записку: “Я написал сто раз слово шел и ушол домой”. (Слайд 5)

Поэтому, меня заинтересовала причина, по которой дети делают ошибки.

В процессе работы возникла потребность, направленная на исследование индивидуально-психологических особенностей детей, что позволило выявить психофизиологические причины, определяющие успех и неуспех учащихся.

Каждый учитель в процессе своей трудовой деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Наблюдая за детьми своего класса, я убедилась в том, что действительно очень важно обращать внимание на то, как легче ребенку запоминать, воспринимать учебный материал.

При проверке домашнего задания, я поинтересовалась, как ребята учили дома теоретический материал. В результате, дети разделились на несколько групп . (Слайд 6)

Первой группе (наибольшее количество) детей понадобилось самим читать несколько раз, а затем воспроизводить вслух прочитанное. Значит, этим детям легче воспринимать материал с помощью зрения, они обладатели зрительной памяти, т.е. визуальной.

Второй группе (наименьшее количество) детей родители читали вслух этот отрывок, а ребята повторяли за ними. Поэтому я предположила, что этим детям легче воспринимать материал на слух, они обладают слуховой памятью, т.е. аудиальной.

И лишь один ученик сказал, что ему понадобилось сначала прочитать несколько раз, затем написать на листе, после этого проговорить. Этот ребенок обладает слухо-моторной памятью, т.е. кинестетической.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения о том, как ребятам легче запоминать и воспринимать учебный материал, т.е. определить их ведущий канал восприятия, необходима была методика изучения памяти, т.к. восприятие - это один из компонентов памяти.

Я обратилась к школьному психологу, который помог выявить тип памяти у моих учеников, а, следовательно, и определить ведущий канал восприятия.

В итоге результаты психолого-педагогической диагностики учащихся, проведенные мною и психологом в 5 классе, доказали, что восприятие учеников в большинстве конкретно-образное, и не учитывать этого в процессе преподавания нельзя. У большинства детей ведущим каналом восприятия оказался визуальный канал (это видно из диаграммы). (Слайд 7)

Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). А вот концентрация слухового внимания абстрактных понятий отсутствует. Слух ребенка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывают напряжение зрения. Способность детей длительно сосредотачивать внимание невелика: 11-13-летние дети воспринимают материал, не отвлекаясь, 4-5 минут, 14-15-летние – 5-7 минут.

При анализе процесса опознавания ребенком учебного материала, естественно возникают два следующих вопроса: вопрос о том, что сознает ребенок в этом материале, и вопрос о том, как он это осознает.

Практика показывает, что знание правил и умение их применить в практической деятельности – не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользоваться. Обычно какие – то звенья в применении правила ускользают от внимания ученика, и правило усваивается недостаточно хорошо, а то и просто формально. (Слайд 8)

В современной же школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Большую роль в деле повышения грамотности учащихся играет целенаправленная работа по овладению правилом: нужно давать не только само правило, но и образец рассуждения по правилу, а также образец письменного объяснения орфограмм. И это во многом облегчает работу учителя. Но как это сделать?

При изучении языка я исхожу не только из абстрактно-грамматической оболочки слова, но также из конкретно-образного его восприятия. (Слайд 9)

Начинаю с того, что рекомендую детям с пятого класса завести тетради для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, позволяющими отрабатывать правила правописания при выполнении различных самостоятельных работ.

В своей практике я использую алгоритмы, начиная уже с пятого класса. (Слайд 10)

Приемы введения алгоритмов могут быть разнообразными. При этом надо исходить из содержания изучаемого материала и учитывать степень ознакомленности учащихся с этим материалом, степень сформированности навыков умственной деятельности, дидактическую задачу, стоящую перед учителем.

Алгоритмы могут даваться учителем готовыми, могут составляться под его руководством вместе с учащимися, учащиеся могут составлять алгоритм самостоятельно после знакомства с правилом. При этом важно, чтобы отдельные пункты алгоритма были предельно краткими, лаконичными. Простота и наглядность модели алгоритма тоже способствуют более успешному его усвоению.

Работа по алгоритму предполагает несколько этапов:

1. Знакомство с правилом и алгоритмом применения.

2. Рассуждение по алгоритму вслух и графическое обозначение орфограммы.

3. Графическое обозначение орфограммы и рассуждение вслух по памяти, без опоры на алгоритм.

Слабым учащимся в процессе практического применения разрешаю заглядывать в алгоритм.

4. Далее учащиеся работают в парах самостоятельно, обозначают орфограммы, выполняют взаимопроверка.

Приведу примеры алгоритмов. (Слайд 11, 12)

На уроках русского языка при формировании орфографических навыков также использую таблицы-схемы .

Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуются сложные дополнительные приспособления).

В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. (Слайд 13)

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

Понимание обучающих возможностей схемы приходит к школьнику не сразу. Требуется тщательно продуманная работа, которую, конечно, лучше всего начать с первых уроков в 5 классе. В это время одно за другим идут чередой орфографические правила, грамматические понятия, вроде бы и не новые для обучаемых (раздел “Повторение изученного в начальных классах”), но недостаточно усвоенные ими, и требуют очень серьёзной работы ещё длительное время.

Приведу примеры таблиц-схем. (Слайд 14, 15, 16, 17)

После объяснения нового материала или изучения соответствующей темы предлагаю изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Творческая природа языка взаимодействует через схему, таблицу или рисунок с творческой природой ребенка. Они помогают конкретизировать восприятие языка, а ребенок лучше усваивает конкретное. А сколько положительных эмоций приносит это задание! Пусть это небольшое, но все-таки самовыражение. (Слайд 18, 19, 20)

В схеме надо стараться употреблять минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.).

Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них. (Слайд 21)

1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.

2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.

3. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.

4. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?

5. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?

Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Но чтобы урок был продуктивным, а обучение – эффективным, использую в своей практике разные приёмы контроля, так как обучение орфографии, построенное по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий, таблицы, схемы весьма эффективен тогда, когда уровень орфографической подготовки учащихся способствует не только осознанному освоению правила, но и успешному применению его на практике.

Упражнения традиционного характера, различные виды диктанта дополняю обучающими и контрольными тестами.

Наибольший восторг у учеников вызывает тест, преимущество которого заключается в возможности самооценки и самоконтроля. Детям очень нравится быть в роли учителя. Поэтому, они стремятся намного серьезнее овладеть правилом, чтобы потом поставить себе или своему однокласснику (если работа происходит в парах) объективную оценку.

Тест предполагает выбор номера правильного ответа, т.е. собственно орфографические действия дополняются действиями сопоставления и дифференциации с последующим выбором нужного ответа. После выполнения теста ученики меняются работами и проверяют друг друга. Когда проверка завершена, раздаю ученикам ключи к тестам и критерии оценок. Эта работа очень нравится ученикам, потому что каждому, хоть бы какое-то время, хочется побыть, пусть даже сидя за школьной партой, в роли учителя. (Слайд 23)

Первый этап – выявление типичных ошибок. Источниками информации о детских ошибках могут быть разнообразные тексты (например, в тетрадях по литературе, рабочие и контрольные тетради по русскому языку, иные тексты).

Систематизировать типичные ошибки поможет индивидуальная карта, которая представляет собой таблицу, где по горизонтали расположены названия основных орфограмм, по вертикали – источники информации о типичных ошибках. В столбцах записываются слова, в которых ученик допустил ошибки.

Второй этап – классификация и выявление типичных ошибок, объединение учащихся в группы. Для того чтобы иметь общую картину типичных ошибок по классу, следует заполнить сводную таблицу. На основании этой таблицы объединить учащихся в малые группы для усвоения той или иной орфограммы. (Слайд 25)

Третий этап – объяснения правила учителем (подготовленным учеником) индивидуально, а также в парах или группах.

Четвертый этап – практическая работа по закреплению орфограммы.

Пятый этап – контроль в форме диктантов и/или тестов.

Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у своих учеников орфографическую грамотность. Опыт показывает, что целенаправленное использование таких форм работы над орфографическими правилами в учебном процессе обучения способствует формированию прочных навыков грамотного письма учащихся, а также дисциплинирует детей, способствуя устойчивости внимания, что немало важно при подготовке к ЕГЭ. (Слайд 26)

Список используемой литературы

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 1975.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

Лаури Н.М. Алгоритмы по орфографии // РЯШ. - 2009. – N 4. - С.26-32.

Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.


Слайд 1

Глушенко Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 14 с. Орловки Буденновского района Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка


Слайд 2

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – формирование грамотного и образованного выпускника.


В 3 и 4 классе школьники активно изучают тему падежей. В этой статье расскажем, сколько падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают.

О чем эта статья:

3 класс, 4 класс

Что такое падежи в русском языке

Падеж — это грамматическая категория некоторых частей речи, которая помогает согласовывать слова между собой в предложении. При изменении слов по падежам у них меняется окончание.

Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Давайте узнаем, какие бывают падежи в русском языке.

6 падежей русского языка:

Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.

У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.

Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.

Таблица падежей русского языка с вопросами

Прилагательные, причастия, порядковые числительные

какой? какая? какое? какие?

какого? какой? какого? каких?

какому? какой? какому? каким?

какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)

скольких? (одуш) сколько? (неодуш)

каким? какой? каким? какими?

о каком? о какой? о каком? о каких?

Как правильно определить падеж:

гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);

бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);

сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);

обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);

наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);

рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).

Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

От чего зависят падежные окончания:

от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;

от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.

Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.

Падежные окончания существительных и прилагательных

Падеж

Падежные окончания

Имена прилагательные, причастия

ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее

нулевое, ов, ев, ей

о, е, а, я, нулевое

нулевое, ы, и, а, я, ей

ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей

Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.

Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?

Примеры существительных в именительном падеже:

укусил (кто?) щенок;

закончился (что?) шампунь.

Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

В предложении слово в именительном падеже может быть выражено:

Вода остыла. Пирог упал.

Главным членом назывного предложения.

Вечер. Улица. Фонарь.

Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.

Зависимый именительный падеж может быть в роли:

Именной части составного именного сказуемого.

Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.

Примеры существительных в родительном падеже:

книга (кого?) друга;

чтение (чего?) романа.

В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.

торта;

шарфа;

возраста;

хлебца;

договора.

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:

Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.

Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.

Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).

Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:

Дополнение (Он устал от работы).

Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).

Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).

У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции.

Дательный падеж

Дательный падеж может быть:

поименным (употребляться при существительных);

приглагольным (употребляться при глаголах).

Примеры существительных в дательном падеже:

позвонить (кому?) маме;

приблизиться (к чему?) к цели.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.

Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:

Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.

Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.

Определительное: памятник Пушкину, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объект действия. Иными словами, на кого или что направлено действие.

Примеры существительных в винительном падеже:

переписать (что?) диплом;

слушать (что?) музыку;

ждать (кого?) друга.

Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:

Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:

Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.

Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.

Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.

Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных) и родительного падежа (у одушевлённых).

В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие. Также он может выражать обстоятельства этого действия: место, время и т.д.

Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?

Примеры существительных в творительном падеже:

горжусь (чем?) победой;

наслаждаться (чем?) спектаклем;

быть (кем?) режиссером.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.

Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.

Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.

Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.

Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:

гулять под (под чем?) зонтом;

конфликт между (между кем?) братьями;

говорить с (с кем?) другом.

Предложный падеж

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем?.

Примеры имен существительных в предложном падеже:

говорить о (о чем?) планетах;

сидеть на (на чем?) стуле;

ехать в (в чем?) трамвае.

У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.

Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:

Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.

Определительное: небо в облаках, поле в цветах.

Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.

У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Обращайте внимание не только на окончание, но и на то, подходят ли вопросы предложного падежа.

Как быстро и надолго выучить правила по русскому языку: 10 способов от Zaochnik

Врождённая грамотность — скорее миф, чем реальность. Грамотности можно научиться. И мы расскажем как.

Хотите узнать, как быстро выучить правила по русскому языку и даже получить от этого удовольствие? Читайте нашу статью. В ней вы найдёте 10 эффективных советов от Zaochnik, которые без бесконечного заучивания помогут стать грамотнее и получать только высокие оценки.

Ещё больше полезной информации ищите в нашем Telegram-канале. И следите за акциями и скидками, чтобы учиться выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Как выучить правила по русскому языку: 10 полезных лайфхаков

Эта цитата показывает, почему правила русского языка важно знать каждому человеку и использовать их в ежедневном общении. Особенно, если вы готовитесь к ОГЭ, ЕГЭ или языковому тестированию в вузе и не хотите допускать ошибок.

А как выучить правила по русскому языку? Мы собрали десять проверенных приёмов, которые помогут даже отстающим ученикам или студентам легко запомнить правила русского языка:

  1. Правило пяти повторений.
  2. Таблицы и схемы.
  3. Яркие ассоциации.
  4. Стихотворения и запоминалки.
  5. Обучение по частям.
  6. Изучение грамматической структуры.
  7. Погружение в историю слов.
  8. Большое количество упражнений.
  9. Чтение хороших текстов.
  10. Много писать от руки.

Давайте подробнее рассмотрим, как каждый из перечисленных советов поможет запомнить правила русского языка.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Как учить правила по русскому языку: описание приёмов

Как быстро запомнить правила по русскому языку? На самом деле, вариантов очень много. И каждый может придумать самостоятельную технику. Мы рассмотрим несколько наших любимых и простых способов, которые реально работают.

Пример: это правило хорошо использовать, чтобы запоминать склонение имён существительных по падежам. Всё просто — берёте таблицу и склоняете минимум пять разных слов.


Использовать таблицы и схемы

Правила русского языка легко запомнить, если выделить самое главное и разместить информацию в удобной форме, например, в таблицах и схемах. Это помогает визуализировать правило, наглядно видеть, какие исключения существуют и быстро вспомнить визуальную картинку на экзамене.

Основной канал восприятия у большинства людей — визуальный. Глазами мы воспринимаем до 60% всей информации. Вот почему так важно повышать наглядность учебных материалов.

Придумывать яркие ассоциации

Чтобы быстро заучивать словарные слова, можно использовать метод ярких ассоциаций или другие мнемотические техники. Это значит, создавать запоминающиеся образы, которые помогают проще запоминать новый материал. Использование мнемотехники в запоминании правил русского языка поможет быстро сориентироваться на ГИА или другом экзамене и вспомнить нужную ассоциацию.

Однако, ассоциативный метод может не сработать, если не соблюдать следующие правила:

  • ассоциативный образ надо связать со словами по какому-то признаку (по действию, цвету, звуку, форме, месту, материалу и так далее);
  • сложное место, которое необходимо запомнить в словарном слове, в образе не должно вызывать вопросов;
  • образы должны быть действительно яркими и соответствовать внутреннему миру и пониманию учащегося.

Применение мнемотических техник помогает выучить больше за меньшее количество времени. Однако, стоит запомнить самое главное правило метода — ассоциаций не должно быть слишком много! Иначе вместо самого лёгкого способа выучить правила русского языка, получится обычная каша в голове.


Запоминать правила через стишки и поговорки

Если вы думаете, что стихотворения и запоминалки — это только для учеников начальной школы, вы сильно ошибаетесь. Запоминать сложные слова через стишки и поговорки — полезная привычка, которая отлично поможет на экзамене.

Приведём несколько примеров, чтобы вдохновить вас на поиски других стихотворений для запоминания сложных правил:

Примеры:

Что бы / Чтобы:
Что бы мне такое почитать,
Чтобы сразу самым умным стать.

Надеть / Одеть
Надеть одежду — одеть Надежду.

Глаголы, относящиеся ко II спряжению:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Стишки для запоминания правил русского языка можно не только искать, но и создавать самостоятельно. Главное — пробовать!

Разделять задачу по частям

Вы когда-нибудь пытались съесть торт целиком? Как ощущения? Последний кусок явно не лез в горло, а вместо удовольствия — лёгкие или не очень приступы тошноты.

То же относится к обучению, особенно если речь идёт о заучивании правил русского языка. Если пытаться выучить всё за раз, в голове точно не будет порядка, а русскую грамматику вы возненавидите всей душой.

Поэтому выбирайте комфортный график и учите правила маленькими порциями. Помните, что гораздо важнее разобраться в сути, чем бессмысленно заучивать слова.

Понимать грамматическую структуру слова


Изучать историю слов

Как быстро запомнить правила по русскому? Интересоваться историей возникновения разных слов.

Русский язык — очень живой и постоянно развивается. И слова со временем могут утрачивать прежний смысл, но при этом сохранять связь с явлением, от которого они возникли.

Выполнять много упражнений

Сколько мнемотехник ни применяй и стихотворений ни заучивай, а лучше старой доброй практики ничего нет. Поэтому, чтобы быстрее запомнить любое правило русского языка, стоит выполнить как можно больше письменных упражнений.


Чем больше вы практикуетесь, тем выше навыки

Читать грамотные тексты

Как легко выучить правила по русскому? Читать много грамотных текстов. Ведь чем чаще вы будете видеть правильный вариант написания, тем проще вспомните его на экзамене.

Какую литературу выбирать? Необязательно читать только программные произведения, хотя они очень важны и развивают такие ценные навыки, как умение сопереживать, анализировать и делать выводы. Вы вполне можете найти интересные паблики в интернете или книги современных авторов, которые вам нравятся. Главное — чтобы тексты были грамотными.

А вот длительное общение в социальных сетях не всегда идёт на пользу. Там многие ленятся писать правильно и не ставят знаки препинания.

Много писать самостоятельно

У нас остался последний совет, который точно поможет повысить вашу грамотность и лучше запомнить правила русского языка. Звучит он так — чаще пишите от руки и не ленитесь проверять слова, в которых не уверены.

Когда вы пишите те же конспекты на уроках или лекциях, срабатывает механическая память. Значит, можно запомнить больше. А если ещё завести привычку вести личный дневник, то можно и себя лучше узнать, и правила выучить на практике.

Читайте также: