Как сделать табачный ангоб

Обновлено: 05.07.2024

Ангоб до нанесения на изделие — это шликерная (текучая) глинистая масса. Если хотят, чтобы после обжига поверхность черепка приобрела иной цвет, чем тот, который может дать масса, пошедшая на изготовление тела изделия, то на него наносят тонкий слой ангоба. Добавками к глине могут служить песок, мел и др. (см. Некоторые способы декорирования керамики).

В низкоспекающиеся ангобы (флюсные) добавляют оконное стекло, иногда другие плавни (сурик, соду), а для усиления кроющей способности, особенно высокожгущихся ангобов, — окись цинка и др. Для окраски прибавляют красящие окислы и иные красители.

Довольно простой белый ангоб на воде может состоять из 37% белой про глины (часовъярской), 26% мела и 37% кварцевого песка.

Для получения зеленого ангоба можно прибавить от 0,5 до 3% окиси хрома (меди), синего — 1—2% окиси кобальта, желтого — 2—8% окиси сурьмы.

Если по окрашенному ангобу в дальнейшем будет нанесена бесцветная прозрачная глазурь, то на его оттенок будет влиять химический состав глазури. Важно, чтобы красители были тщательно смешаны с ангобной массой и находились в тонкодисперсном состоянии. Водная суспензия ангоба должна иметь густоту сливок и быть предварительно опробована в работе. Если отдельные пробы покажут, что сокращение ангоба от сушки больше, чем сокращение черепка, т.е. ангоб трескается, то можно добавить к нему тонкий песок, а если сокращение черепка больше, — то глину.

Весьма неравномерное увеличение влажности в каком-либо месте черепка в результате нанесения ангоба приведет к тому, что он треснет. Слой ангоба отскакивает уже при сушке, если черепок перед ангобированием был слишком сухим.

Ангобирование кистью

Создание цветных ангобных рисунков требует солидного мастерства в работе кистью. Она должна быть мягкой, но упругой (эластичной) По высыхании рисунок можно подчистить остроконечным ножом или другим металлическим инструментом. Окрашенный для данной техники шликер называют барботином.

Ангобирование является старинным, но и сейчас еще распространенным видом декорирования.

Рожковая роспись - в пластиковую калячницу набирают шликерный ангоб и, водя по поверхности изделия, не касаясь насадкой самого изделия наносят рисунок заметной рельефности. Затем изделие с рисунком высушивают и обжигают, покрывают бесцветной глазурью и повторно обжигают. Чтобы ангобом долго можно было пользоваться и он был более густой в его состав добавляют MONOKOL V рецепт №1 . Ангоб должен быть по плотности как густая сметана. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии, после нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до состояния изделия.

Сграффито - способ декорирования керамических изделий путем процарапывания по определенному рисунку верхнего тонкого слоя до нижнего, отличающегося по цвету или контрастного по тону.

Керамическое изделие в кожетвердом состоянии покрывается одним слоем ангоба нужного цвета (толщина слоя 1мм), подсушивается. Затем наносится второй слой ангоба контрастного цвета, подсушивается и процарапывается до нижележащего слоя. После обжига изделия покрываются бесцветной глазурью. Слои наносятся кистью перпендикулярно друг другу, или задуваются с помощью пульфона. Каждый слой просушивается перед последующим нанесением. Ангоб должен быть по плотности как жидкая сметана. Этот способ подходит для декорирования изделий как в кожетвердом состоянии, так и сухих, и даже обожжённых на утиль.

Фляндровка - на изделие наносят несколько цветов ангоба, выдавливая их из резиновой калячницы одну широкую белую линию, и две цветные узкие полоски последовательно друг за другом. Затем острым тонким инструментом наносят перпендикулярные рисунки. Этот способ делают быстро, так как ангоб быстро высыхает и не может дать нужной растяжки. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим, плотным в его состав добавляют MONOKOL V - 1 гр на 1 литр ангоба. Плотность ангоба должна быть как кефир 3%. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии. После нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до состояния изделия.

Мраморизация - А) изделие покрывают сплошным слоем белого ангоба, поливая из ковшика. Изделие ставят на турнетку и цветными ангобами наносят рисунки, затем быстро вращают, периодически встряхивая изделие. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим и плотным в его состав добавляют MONOKOL V 1 гр на 1 литр ангоба. Плотность ангоба должна быть как кефир 3%.

Б) в емкость с белым ангобом капают цветные ангобы, затем в этот ангобный шликер окунают изделие и быстро вынимают, чтобы оно не расслоилось. Потом изделие подсушивают, излишки с ненужных мест убирают влажной губкой. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим и плотным в его состав добавляют MONOKOL V 1 гр на 1 литр ангоба. Плотность ангоба должна быть как кефир 5%. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии. После нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до состояния изделия.

Сплошное ангобирование или рисование кистью – это способ, при котором получают изделие необходимого цвета для маскировки поверхности керамической массы. Берем кожетвердое изделие. По заданному рисунку наносим цветовые пятна, полностью или частично закрывая изделие, или создаем слой для последующей подглазурной росписи. Чтобы ангобом можно было долго пользоваться, и он был более густой, в его состав добавляют MONOKOL V . Ангоб должен быть по плотности как густая сметана. Этот способ подходит для декорирования как сырых изделий, изделий в кожетвердом состоянии, так и сухих и даже обожжённых на утиль.

Окунание - в готовый ангоб можно окунать только небольшие изделия. Изделия, погружаемые в ангоб лицевой поверхностью, поддерживаются руками. Во избежание натеков ангоба на нижние края, изделие рекомендуется сразу же затирать, не допуская высыхания ангоба. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим и плотным, в его состав добавляют MONOKOL V 1 гр на 1 литр ангоба. Плотность ангоба должна быть как кефир 5%. Этот способ подходит только для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии.

Пульверизация - для ангобирования рельефных изделий наиболее совершенным является способ пульверизации, при котором ангоб распыляется посредством сжатого воздуха и заполняет все углубления и выступающие части изделия. Этот способ можно использовать и для ровного покрытия одним цветом или, если необходимо сделать более тонкую цветовую растяжку. Пульверизация подходит для декорирования как сырых изделий, изделий в кожетвердом состоянии, так и сухих (каждый слой необходимо просушить, чтобы изделие не размокло) и даже обожжённых на утиль. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим и плотным, в его состав добавляют MONOKOL V 1 гр на 1 литр ангоба. Плотность ангоба должна быть как кефир 1%.

Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.


2. Цвет хорошо виден до обжига и в целом соответствует цвету после обжига.

4. Легко смешиваются и хорошо ложатся друг на друга.

5. Ангобами можно делать выпуклый контур и даже фактуры.

6. Ангобы просты и стабильны, поэтому позволяют получить прекрасные результаты в

7. Прекрасно сочетаются и дополняются фактурами и глазурями.

8. Они могут в разных случаях смотреться и как соли, и как матовые глазури,

Это один из древнейших способов покраски керамики. Сейчас ангобы активно

используются как профессиональными керамистами, так и в детских студиях

керамики, потому что работа с ними проста и безвредна.

Почему мы часто отказываемся от использования ангобов и недооцениваем их?

Потому, что ангобы часто выглядят примитивно у тех, кто не нашел к ним подход:

цвета плоские, однозначные, поверхность шероховатая. Из-за густой консистенции

ангоба, кистью можно нарисовать довольно толстые линии и результат выглядит

Признаться, я и сама недооценивала их, до тех пор, пока не оказалась в стесненных

условиях с небольшой печкой и не начала рассматривать варианты, которые позволяют

получать готовое изделие за один обжиг. А присмотревшись к ним, поняла, что ангобы

Я активно использую ангобы в течении последних восьми лет.

Они работают в качестве цветных матовых подкладок, в качестве грунта для тонкого сграффито на грубых шамотных вещах.

Ими делаю роспись на посуде в разных стилях, контуры с помощью груши(цикли).

очень много неизведанного, и будет еще много удивительных и полезных открытий.

Вот работы, в которых ангобы играют важнейшую роль – и сольную, и как





































Потенциал у покраски ангобами огромен, плюсы неоспоримы.

Это такой же мощный, добрый и стабильный кит, как и фактура, на

Ангоб можно сделать самостоятельно, разведя глину достаточно жидко.

Готовые ангобы обладают хорошей кроющей способностью.

Цветные я делаю самостоятельно. Покупаю базовый белый и составляю палитру, добавляя пигменты нужной интенсивности и цвета.

Прежде чем добавить в белый ангоб пигмент, нужно сначала развести пигмент водичкой,

В качестве красящего вещества в ангоб можно добавить темные глазури.

Цвета получаются часто очень приятные и неординарные. И это отличный способ применения

Интересные свойства у смесей ангобов с глазурью или флюсом (плавящим веществом).

Флюсованные ангобы обладают легким блеском и сатиновой поверхностью.

Можно поэкспериментировать, добавляя в ангоб бесцветку в разных пропорциях от 30% до 1:1,

Ангобы - непрозрачные покрытия с высоким содержанием глинистых веществ (комовая глина, каолин).

Во-первых, ангоб используют в качестве нерасплавляющегося (шероховатого, пористого. ) покрытия, перекрывающего цвет подложки, на которую оно нанесено, служащего для дальнейших операций глазурования или росписи и глазурования. В этом смысле часто под ангобом подразумевают нечто вроде грунтовки.

Во-вторых, ангоб используют в качестве конечного покрытия изделия, он придает им красивый "лощеный" вид, делает возможной технику сграффито. Такие ангобы называют покровными, реже ангобной глазурью (английский термин - slip glaze), а чрезвычайно тонкодисперсные ангобы называют "терра сигилата".

В-третьих, ангобы применяют как простую в использовании подглазурную краску, которой вдобавок можно создать и рельефный рисунок. Популярность ангобов в этом качестве очень высока.

Ангобы должны быть хорошо подогнаны по составу к конкретной массе, глазури и условиям сушки и обжига во избежание отслоений, обесцвечивания и т.д. Обычные добавки - тонкомолотый кварцевый песок (снижение усадки), комовая беложгущаяся глина (увеличение пластичности), глицерин или ПЭГ (улучшение качества мазка). См. соответствующую литературу.

Фаянс с росписью ангобами.
Покрыт прозрачной глазурью.

ВЫБОР ДЛЯ КРУЖКОВ И СТУДИЙ. Цветные ангобы серии S-0620 - идеальный вариант для раскрашивания работ. Ангобы лучше всего выдавать очень маленькими порциями, например, в лунках небольшой пластиковой палитры, и разбавлять водой. Помните, в конце урока все ангобы будут перепутаны и перемешаны! В большинстве случаев ангобы будут хорошо смотреться после обжига и под глазурью, и без нее. И обратите внимание: иногда ангобы этой серии можно разбавить в 2-3 раза белым ангобом, при этом яркость и цвет изменятся мало.

Основные характеристики.

СОСТАВ. Обычно ангобы содержат 50 и более процентов глинистой составляющей. Простейшие ангобы - та же глина, из которой сделан базовый черепок, с добавлением пигмента. Для уменьшения усадки ангобы могут содержать инертный наполнитель типа кварцевого песка. Для улучшения сцепления с черепком и повышения плотности покрытия - флюс.

ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА ангоба определяется интервалом расплавления флюса, входящего в ангоб, или спеканием глинистых компонентов. Максимальную температуру обычно диктует пигмент, если он входит в состав.

ТЕХНИКА НАНЕСЕНИЯ (рекомендуемая). Если на упаковке ангоба не специфицирована техника нанесения, ангоб можно наносить любой техникой. Составы, предназначенные только под кисть, могут содержать специальные добавки для улучшения качества мазка. Покровные ангобы предназначены для нанесения на изделие так, как наносится глазурь.

БАЗОВЫЙ ПИГМЕНТ - для окрашенных ангобов. Если необходимо усилить насыщенность цвета, в ангоб следует добавить указанный на этикетке базовый пигмент.

Особенности технологии.

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ КРАСКИ.


Покровный ангоб Т-50 с 10% желтого пигмента.
Лощение, инкрустация цветными глазурями.

Ангоб можно наносить на сырец, более того, на изделие в кожетвердом состоянии. В этом случае усадка изделия и ангоба в процессе сушки происходят одновременно и снижается вероятность отслоения.

При нанесении на утильное изделие предпочтительно снизить усадку ангоба. Это относится к толстым слоям ангоба, на тонкие слои состояние поверхности изделия практически не оказывает никакого влияния.

После сушки изделия с ангобом обжигают на утиль, глазуруют и обжигают еще раз. Важно, чтобы в процессе утильного обжига ангоб остался пористым, т.е. сохранил способность впитывать глазурь. Если изделие допускает однократный обжиг, глазурь наносят по необожженному изделию с ангобным покрытием. В этом варианте в состав ангоба предпочтительно вводить флюс для лучшего сцепления глазури с ангобом.

Существует множество способов декорирования с помощью ангобов - резерваж, сграфитто, фляндровка… См. литературу по декорированию.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ СПЛОШНОГО ПОКРЫТИЯ.

Ангобы дают матовые покрытия, однако эти покрытия принципиально отличаются от покрытия матовыми глазурями.

  • матовая глазурь всегда расплавляется полностью во время обжига и становится матовой в процессе охлаждения. Это означает, что глазурь, в отличие от ангоба, может давать потеки, но может образовывать гигиеничные водонепроницаемые покрытия; ангоб расплавляется только частично и практически всегда остается водопроницаемым;
  • ангоб расплавляется только частично, а это означает, что степень его расплавления зависит от температуры обжига: небольшой пережог, например, из-за неравномерности температуры в печи, даст блеск; небольшой недожог - заметную шероховатость и "пачкаемость";
  • краски, в том числе и ангобы другого цвета, нанесенные по ангобу, всегда останутся такими, как они выглядели до нанесения. Нанесенные по матовой глазури, краски могут и растечься, и провзаимодействовать с глазурью;
  • необожженную матовую глазурь можно без последствий "смазать" руками при ставке, на ангобе следы небрежных рук останутся обязательно;
  • ангоб после обжига будет иметь в точности ту фактуру, какую ему придали при нанесении - фактуру кисти при нанесении кистью, фактуру бархата при тонком полусухом напылении.

Ангобы обычно наносят тоньше, чем глазурь. В частности, это важно для техники сграффито: в толстых слоях могут образовываться сколы, тогда как тонкие режутся как сыр.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ ГРУНТА

Так как ангоб по всей поверхности изделия расположен между черепком и глазурью, необходимо особое внимание уделять как сцеплению ангоба с черепком, так и сцеплению ангоба с глазурью. Для этой цели лучше всего использовать ангоб на основе того состава, из которого изготовлен черепок. Наносить ангоб предпочтительно на едва подсохшее после формования изделие. В состав ангоба в качестве флюса вводят ту глазурь, которая будет нанесена поверх ангобного слоя.

Следует отметить, что в качестве белого грунта можно использовать глухую белую глазурь, которую, естественно, наносят по утильному черепку, если предусмотрена схема двукратного обжига.

Известные проблемы и способы их разрешения.

Значительная часть проблем, связанная с применением ангобов, происходит из-за недостаточно прочной связи в трехслойной структуре ЧЕРЕПОК-АНГОБ-ГЛАЗУРЬ. См. выше, как избежать этих проблем.

Требования безопасности.

  1. Тонкодисперсная пыль. Даже если ангоб не содержит токсичных компонентов, пыль представляет опасность всегда. Пользуйтесь респиратором и вентиляцией при напылении. Регулярно проводите влажную уборку рабочего места, пола. Чаще стирайте рабочую одежду.
  2. Компоненты, опасные при попадании в организм. Они указаны, если есть, в описании конкретных ангобов.

Форма поставок.

Водные пасты, расфасованные в пластиковую тару различной емкости. Всегда указывается "сухой" нетто-вес (т.е. вес за вычетом воды и тары).

Сегодня будет не совсем обычная записка. Она собрана из ваших читательских комментариев. И в ней будут рецепты мешек, которыми делитесь вы. А уже в комментариях к этой записке я предлагаю продолжить эту тему.

Внимание: я не занимаюсь рекламой табачных изделий, продавцов, и не пропагандирую курение. Записка носит ознакомительный характер и предназначена для совершеннолетних граждан. Прежде всего, для тех, кто курит. Публикация основана исключительно на моем субъективном мнении о табаке и аксессуарах. Курение вредит вашему здоровью!

Всем известно, что любой халфзвар должен в своем составе иметь Кентукки. Выбор развесного Кентукки сейчас в России небольшой. Но он пока есть.

А теперь пару рецептов читателей из предыдущих записок. Надеюсь, авторы простят меня за то, что я немного их подкорректировал, исправив ошибки и убрав лишние запятые.

Приглашаю продолжить тему Халфзваров в комментариях. А на этом все, спасибо, что дочитали.

Читайте также: