Как сделать сжатое изложение упр 419

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Горшкова Елена Геннадьевна,

МОУ СОШ №42 г.Твери,

учитель русского языка и литературы

Урок развития речи.

Образовательные цели урока:

– формирование умения лаконично передавать основное содержание исходного текста;

– знакомство с основными способами сжатия текста;

– формирование навыков сжатия исходного текста различными способами;

– формирование умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

– отработка умения понимать и преобразовывать информацию;

– формирование орфографических и пунктуационных навыков.

Развивающие цели урока:

– развитие навыков восприятия текста, выделения микротем;

– развитие умения пользоваться полученными знаниями на практике для написания собственных текстов.

Воспитательная цель урока:

– пробуждение интереса учеников к родному слову, изучению истории и географии своей страны.

Исходный текст похож на большую формочку для песка,

подробное изложение – на формочку поменьше,

сжатое изложение - на самую маленькую.

Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности.

Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, не нарушив логической последовательности событий.

Для этого необходимо отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких предложений.

СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. (Николай Носов.)

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его шиворот-навыворот.

- замена однородных членов обобщающим понятием (словом).

Эти книги лежали у него[Знайки] и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. (Николай Носов.)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Эти книги лежали у него повсюду.

- слияние нескольких предложений в одно,

- замена сложноподчинённого предложения простым.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке. Он был очень доволен, что его похвалили. ( По Николаю Носову.)

Запишите содержание фрагмента с помощью сложного предложения.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке от удовольствия, что его похвалили.

Как писать сжатое изложение

- Внимательно прослушайте текст.

- Выделите важные, необходимые мысли.

- Найдите среди них главную мысль.

- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

- Озаглавьте каждую часть и составьте план.

- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

- Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

- Запишите этот сокращенный текст на черновике.

Прослушайте текст, напишите сжатое изложение.

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого. (По Л. Успенскому)

ЗАСЕ́КА и ЗА́СЕКА, -и, ж.

1. Преграда из наваленных деревьев. На лесных дорогах в приближении врага делали засеки — валили деревья вершинами к неприятелю, и конница кочевников увязала в лесах. Песков, Путешествие с молодым месяцем.

2. Устар. Заповедный лес.

Ширина засек вокруг крупных городов древности на Руси могла достигать нескольких десятков километров.

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

1. Географические названия имеют запутанное прошлое.

- Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

- Найдите среди них главную мысль.

- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

- Озаглавьте каждую часть и составьте план.

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшитель-ная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

2. О происхождении некоторых географических названий:

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

3. Каждое название – драгоценная памятка прошлого.

Работаем над первым абзацем

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

- Подумайте, как можно объединить два предложения в одно, от каких подробностей отказаться.

Надо великолепно знать историю тому, кто думает заняться изучением географических имен, потому что у них имеется очень запутанное прошлое.

- Подумайте, что можно исключить в этой части, от каких подробностей отказаться, а какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

Работаем над вторым и третьим абзацами

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Например, имя города Ростов происходит от распространённой в Древней Руси уменьшительной формы имени Ростислав – Рост, а название города Клин напоминает о границах Московского и Тверского княжеств.

Работаем САМОСТОЯТЕЛЬНО над четвёртым – шестым абзацами

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. А—Й. — С. 570.

2 Цели: учить формулировать основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста; писать сжатое изложение.

4 Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям: Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка поклонилась, пришли девочки поклонились, пришёл старик поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

7 Деление текста на микротемы и составление плана 1. Люди кланялись пню. 2. Пень возгордился. 3. Деревья гордо молчали. 4. Правда синицы. МИКРОТЕМА наименьшая составная часть темы целого текста. ЗАПОМНИТЕ: в плане столько пунктов, сколько микротем.

8 Сжатие текста Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя? Сожмите первую микротему. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

9 Сжатие текста Возгордился старый пень и говорит деревьям: Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка поклонилась, пришли девочки поклонились, пришёл старик поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! Без каких предложений во второй микротеме обойтись нельзя? Сожмите вторую микротему. Возгордился старый пень и говорит деревьям: Я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!

10 Сжатие текста Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Без каких слов в третьей микротеме обойтись нельзя? Сожмите третью микротему. Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень: Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

11 Сжатие текста Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. Без каких предложений в четвёртой микротеме обойтись нельзя? Сожмите четвёртую микротему. Но тут прилетела синичка и весело защебетала: Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки.

12 Перескажите сжатый текст В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям: Я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень: Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Но тут прилетела синичка и весело защебетала: Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки.

13 Напишите сжатое изложение Желаю удачи! 1. Люди кланялись пню. 2. Пень возгордился. 3. Деревья гордо молчали. 4. Правда синицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика.

Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитание внимательного отношения к друзьям, чувства благодарности к людям.

1. Организационный.

2. Постановка целей и задач урока.

- Тема необычная. Чем будем заниматься на уроке?

- Урок развития речи. Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.

- Какова задача сжатого изложения?

(передача текста сжато, обобщённо)

- Что значит сжать текст?

(нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации).

- Сжатие текста, отобрать в тексте… Главным всё-таки является текст.

- Какова задача уроков развития речи?

(Задача уроков развития речи состоит в том, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения).

- Зачем нужно уметь сжимать текст? Где пригодится это умение?

(экзамен в 9 классе, пригодится в жизни, когда нужно быстро сообщить что-то важное)

- А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый? (День рождения)

- Почему? (веселье, все поздравляют, дарят подарки)

- Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.

(Чтение текста упр. 699 учителем, текст распечатан)

4. Первичная проверка понимания.

- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

- О чём говорится в тексте? Назовите тему.

- Только ли желает рассказать о Дне рождения? (Осуждает поступок мальчика)

- Что вас поразило в рассказе?

- Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин?

- Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход?

(Его невоспитанность)

- В чём основное намерение автора (основная мысль текста)?

(Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)

5. Стиль текста, тип речи (ПОР)

- Определите стиль текста. (Художественный)

- Тип речи? (Повествование)

6. Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.

- Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.

А) Самостоятельная работа в парах: находят и подчёркивают слова и выражения, текст распечатан.

Б) Проверка самостоятельной работы.

- Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? (Трижды)

- Зачем обращается к такому приёму? (Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек)

- А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей?

- И всё же гости оказались вежливыми людьми. Ни один из них не высказал обиду, они постарались пробыть на празднике, сколько смогли, а затем попрощались.

- Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?

(Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода)

- Мы ещё раз доказали, что текст – это сплетение, связь, соединение, ведь все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, поэтому необходимо сохранить слова, которые послужат этой цели.

7. Физминутка.

8. Работа над планом изложения.

(самостоятельная работа в парах: обсуждение плана изложения, можно добавить свои пункты, своё решение обосновать, доказать)

Примечание: обратить внимание, что изложение с изменением формы лица.

1. Наступил День рождения.

2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.

1. Приход гостей.

3. Невесёлое чаепитие.

9. Сжатие частей текста.

- Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации.

А) – Перечитаем первое предложение. Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Примерный ответ: На День рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.

Б) Приход гостей, подарки.

В) – Сократите диалоги, обобщите информацию до одного предложения.

Г) Невесёлое чаепитие.

Примерный ответ: Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. А гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

10. Итог урока. Рефлексия.

- Что я узнал сегодня на уроке?

- Чему я научился сегодня?

- Как я изменился сегодня?

- А у меня были такие случаи в жизни?

- Как бы я повёл себя в подобной ситуации?

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2) Сжатый пересказ с опорой на план.

12. Выставление оценок.

Шоколадный торт.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Витька принёс мне сказки Андерсена.

- Спасибо, - говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

- Вот кстати, - говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?

1. Наступил День рождения.

2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.

1. Приход гостей.

3. Невесёлое чаепитие.

Сжатое изложение Шоколадный торт по тексту А.Ф.Савчука Хаметова Н.И., учитель русского языка и литературы МОУ Троицко-Сунгурской СШ

Сжатое изложение

Шоколадный торт

учитель русского языка и литературы

МОУ Троицко-Сунгурской СШ

Задание:

Тема нашего урока:

- Какова задача сжатого изложения?

передача текста сжато, обобщённо

нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации)

Чем будем заниматься на уроке: У нас сегодня урок развития речи. Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.

Чем будем заниматься на уроке:

У нас сегодня урок развития речи.

Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.

Александр Федорович Савчук (1905-1943) – журналист и писатель

Александр Федорович Савчук (1905-1943) – журналист и писатель

Что такое ТЕКСТ:

День рождения

веселье, все поздравляют, дарят подарки

  • - Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.

Чтение учителем упр.699 (стр.275)

Согласитесь ли вы с пословицей:

В чем основное намерение автора? Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации

В чем основное намерение автора?

Рассказать о правилах гостеприимства,

о чувстве вины,

о чувстве обиды,

показать, как не следует себя вести в подобной ситуации

Стили речи Книжные Разговорный Речь для одного, диалог, разговорные слова и предложения Речь для многих, для всех Научный Художественный (термины, (образные слова, воздействовать) сообщить) Публицистический (Информирование, воздействие. Периодические издания, телевидение, радио)

Речь для одного, диалог, разговорные слова и предложения

Речь для многих, для всех

Художественный

(образные слова, воздействовать)

Публицистический

(Информирование, воздействие. Периодические издания, телевидение, радио)

Типы речи повествование описание рассуждение П О Р Почему? Нет рисунка; наречие Что произошло? Какой? Несколько рисунков; Один рисунок; прилагательные глаголы

Типы речи повествование описание рассуждение

Нет рисунка;

Что произошло?

Несколько рисунков;

Один рисунок;

прилагательные

Стиль речи данного текста Художественный Тип речи данного текста Повествование

Стиль речи данного текста

Тип речи данного текста Повествование

Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения. - Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

- Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.

Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

  • - Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? Трижды
  • - Зачем обращается к такому приёму? Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

  • - Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?

Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода

Приёмы сжатия текста.

Перечитаем текст. Используя приемы сокращения, уменьшим его объём.

На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Упростите предложение.

Исключите ненужное.

Ну, пришли они, гости. И все с подарками.

Витька принёс мне сказки Андерсена.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

Сократите диалоги, обобщите информацию до 1 предложения.

- Спасибо, - говорю я Вите, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

- Вот кстати, - говорю я Лиле. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Упрощение. Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил? Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?

Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

img

— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?
— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
— Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь. Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее.
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.
(Е.А Пермяк)

↑ Изложение по рассказу А. Куприна "Ю-ю"

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш. (По А.И.Куприну.)

↑ Подробное изложение "Отважный пингвинёнок"

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
(По К. Паустовскому)

↑ Сжатое изложение "Первый снег"

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют "мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:
-Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

↑ Изложение "Заячьи лапы"

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.
Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево¬жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на¬чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря.
Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не¬го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы.
Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни¬ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя.
Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.
(К. Паустовский)

↑ Изложение "Встреча в тайге"

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники. На краю поляны сохранились заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)

↑ Выборочное изложение с изменением лица "Последний лист орешника"

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

Читайте также: